Файл: Соколов, Н. И. Годы, люди, катера страницы истории Костромского судомеханического завода.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
гревательные установки «ППУ-3» для обогрева и заправ ки лесовозных автомашин в зимних условиях, водомаслогрейки, несамоходные металлические баржи.
Совершенствование технологии производства, ее усложнение, повышение качества продукции — все это заставило коллектив переучиваться или учиться заново, продолжать общее и техническое образование, иначе дальнейшее движение вперед было уже невозможно.
Развернувшееся в стране движение за внедрение в промышленность новых, передовых методов труда вско лыхнуло и коллектив костромских катеростроителей. Первыми здесь инициативу проявили токари. Так, токарь Н. В. Нечаев, инвалид Отечественной войны, внес пред ложение работать на один наряд и передавать смену без остановки станка. Этот почин подхватили пять бригад. Токарь В. П. Тепереский, бывший моряк и морской пехо тинец-разведчик, внес предложение изготовить запасные головки резцедержателей, что позволило увеличить про изводительность труда до двадцати процентов. Токари начали применять скоростное и силовое резание.
В достроечном цехе развернулось соревнование по ме тоду Героя Социалистического Труда Лидии Корабельниковой. Каждая бригада столяров имела свой лицевой счет на сэкономленные материалы, был введен поточный метод в изготовлении судовой мебели.
Бригада заготовщиков соревновалась по методу кост ромских текстильщиков Женодаровой и Агафонова за от личное выполнение каждой производственной операции.
В корпусном цехе были организованы бригады твор ческого содружества по примеру новатора Савича с при влечением инженерно-технических работников. Молодые специалисты охотно помогали рабочим в повышении тех нического уровня.
В 1952 году экономический эффект от внедрения ра ционализаторских предложений составил почти миллион рублей. Так было и в последующие годы.
♦о
1 сентября 1951 года в торжественной обстановке при заводе была открыта школа рабочей молодежи. Сначала она помещалась в том здании, где сейчас находится технический кабинет. Лучшие производственники охотно по шли в школу, чтобы получить среднее образование. Пер выми за парты сели моторист П. Н. Трухачев, электро сварщики Ф. Д. Попов, Ю. П. Аверин, столяры Г. М. Дурандин, Д. И. Густов, электромонтажница К- И. Соро кина, токарь М. Ф. Дочернин и другие. За время сущест вования школы ее окончили около пятисот рабочих и слу
жащих. Многие затем продолжили свое |
образование на |
||||
студенческой скамье |
в тех |
|
|
||
никумах |
и институтах. |
Без |
|
|
|
отрыва |
от производства за |
|
|
||
кончили техникум нормиров |
|
|
|||
щица М. П. Баранова, техно |
|
|
|||
лог-нормировщик В. П. Се |
|
|
|||
ребряков, мастер механиче |
|
|
|||
ского цеха А. И. Козлов, а в |
|
|
|||
деревообрабатывающем цехе |
|
|
|||
получили средне-техническое |
|
|
|||
образование сразу четверо: |
|
|
|||
начальник цеха Г. М. Дуран |
|
|
|||
дин, его |
заместитель |
Р. И. |
|
|
|
Москвин, М. П. Разгуляев, |
|
|
|||
мастер Ю. В. Козлов. |
|
|
|
||
Заводская школа рабочей |
|
|
|||
молодежи сыграла исключи |
|
|
|||
тельную |
роль |
в деле попол |
|
|
|
нения |
кадров |
инженерно- |
|
|
|
технических работников за |
|
|
|||
вода. Сейчас ежегодно за |
|
|
|||
парту садятся до двухсот че |
|
|
|||
ловек, в числе которых мно |
|
|
|||
го молодых рабочих завода. |
Б ри гад и р |
эл е ктр о сва р щ и ко в |
|||
Школа |
имеет |
хорошее спе- |
к о р п у с н о го цеха |
||
Ф едор Д м итриевич ПОПОВ. |
41
циалыное помещение, штат .квалифицированных препо давателей.
... Если уж рассказывать о том, как вместе с заводом росли и мужали люди, то наиболее наглядно это мож но показать на примерах рабочих династий. Дерево крепко своими корнями. Родословное древо рабочего коллектива костромских катеростроителей уходит кор нями глубоко и дало могучую крону. Уже вошло в тра дицию, что отцы обучают своему ремеслу сыновей и тру дятся на заводе целыми семьями. Немного найдется в Костроме таких предприятий, где трудилось бы столь ко рабочих династий.
Одними из первых пришли в артель котельщики братья Логиновы: Михаил Платонович и Дмитрий Пла тонович были мастерами котельного цеха, Степан Плато нович— выбойщиком листов обшивки. Братья были за мечательными специалистами, беззаветными труженика ми, всегда и всюду проявляли рабочую смекалку, выпол няли работу с высоким мастерством и качеством... На смену старшему поколению Логиновых пришли их дети: сын Степана — Герман, сыновья Дмитрия — Николай и Борис. Герман Степанович работает на заводе с 1934 го да, является лучшим токарем механического цеха, внес массу рационализаторских предложений. Николай Дмит риевич трудится слесарем в отделе главного механика, Борис Дмитриевич — лучший сварщик ОГМ. Работает сейчас на заводе и третье поколение Логиновых: инже нер Валерий Николаевич в конструкторском отделе, Ва лентина Николаевна Сметанникова (Логинова)—-кра новщицей.
Или вот династия мастера-коммуниста Михея Ивано вича Данилова, проработавшего на заводе сорок лет — с 1929 по 1969 год. Он был первым коммунистом на заво де. Отец его в годы артели работал такелажником. Брат Георгий и сейчас водит трактор, жена Георгия — сатураторщица, сын Владимир — токарь, дочери Тамара и На-
42
талья — копировщицы. Жена Михея Ивановича Надежда Павловна и сейчас трудится в бухгалтерии, сестра X. И. Ванникова (Данилова) с момента создания завода рабо тала плановиком и лишь три года назад ушла на пенсию.
Здесь уместно перекинуть мостик и к династии многих Ванниковых, представители которых с честью несут зва ние костромских корабелов. Н. А. Ванников начал тока рем, заочно окончил Ленинградский институт инженеров водного транспорта и сейчас является начальником веду щего монтажно-сборочного цеха. Д. Г. Ванников работал кладовщиком, а в дальнейшем стал заместителем началь ника механического цеха, проработав на заводе более трех десятков лет. И. Г. Ванников поступил работать в артель в 1932 году и продолжает трудиться слесарем и в настоящее время. Сорокалетний рабочий стаж за плеча ми ветерана. Коллектив завода оказывает ему большое доверие, избирая на протяжении многих лет депутатом
городского Совета.
Многие и многие годы пло дотворно трудятся на заво де по два—три поколения ра бочих династий Хазовых, Скобелкиных, Задворновых, долгие годы работали на за воде главный механик — брат зачинателя катеростро ения Виктора Александрови ча— Александр Александро вич Флоров и его сын Алек сандр...
...А теперь вновь вернемся к выпускникам школы. По мимо тех, о которых я уже рассказывал, заочно закон чили техникум и работают мастерами бывшие судосбор-
43
щик Н. Д. Мельников, токарь Ф. А. Башарин, таке лажник К. М. Якимовский, слесарь В. С. Скобелкин, бывший маляр М. П. Разгуляев (сейчас секретарь парт бюро завода) стал начальником деревообделочного це ха после того, как Г. М. Дурандин возглавил парторга низацию завода (ныне — зам. директора); бывший фре зеровщик Ю. Я- Голубев работает инженером-техноло- гом в технологическом отделе; столяр А. П. Ратьков за кончил институт и назначен начальником механического цеха; строитель К- Л. Окунев после института возглавил технологический отдел, а до этого его возглавлял быв ший маляр — инженер В. М. Гранкин. Короче говоря, завод сейчас укомплектован наполовину своими коман дирскими кадрами! И надо сказать, что кадры, выра щенные и воспитанные на заводе из рядовых рабочих, зарекомендовали себя с самой положительной стороны. Да так, собственно, оно и должно быть.
Было бы несправедливым не сказать теплое слово в адрес пришедших в различное время на завод специа листов. Я уже подробно рассказывал об инженере А. Л. Турассе. Когда-то он был единственным инженером-ко- рабелом. Ныне лишь в конструкторском отделе работает 29 опециалистов-корабелов, из них 21 инженер! Особенно хорошо зарекомендовали себя выпускники Горьковского института инженеров водного транспорта. Двадцать лет назад пришел к нам инженер А. Ф. Корнеев, и вот уже четырнадцать лет он является главным инженером заво да. Много лет бессменно руководит конструкторским от делом инженер С. С. Смирнов, у нас он возмужал как специалист, окреп как организатор. То же самое можно и нужно сказать об одном из ведущих конструкторов, та лантливом инженере-корабеле Л. С. Папкове, авторе проекта водометного катера «КС-100», о молодых инже нерах В. А. Макарове, В. П. Широкове, руководителе бю ро оснастки отдела главного технолога Г. В. Долотове — пытливых, творчески ищущих специалистах.
44
Много на заводе специали |
|
|||||
стов высокой |
квалификации |
|
||||
не только |
среди |
инженеров |
|
|||
и техников, но и среди рабо |
|
|||||
чих рядовых профессий, фи |
|
|||||
лигранное |
мастерство |
кото |
|
|||
рых |
приводит в восхищение |
|
||||
каждого, кто увидит их за |
|
|||||
работой. Возьмем, к приме |
|
|||||
ру, бригадира |
судосборщи |
|
||||
ков корпусного цеха, комму |
|
|||||
ниста, ударника коммуни |
|
|||||
стического труда П. Н. Юрь |
|
|||||
ева. С 1955 года шпангоуты |
|
|||||
для всех катеров готовит его |
|
|||||
бригада! Точность безуко |
|
|||||
ризненная, ОТК не требует |
|
|||||
ся! И не только точность, но |
|
|||||
и быстрота: две с половиной |
|
|||||
смены вместо четырех требу |
|
|||||
ется бригаде, чтобы подо |
|
|||||
гнать |
сложные |
кормовые |
|
|||
шпангоуты катера «КС-100». |
|
|||||
Подстать |
бригадиру |
и его |
|
|||
ученик С. А. Рыбин. Самые |
|
|||||
серьезные судосборочные ра |
|
|||||
боты |
на катерах |
различных |
|
|||
типов поручают ему и знают, |
Б ри га д и р суд осб орщ ико в |
|||||
что Рыбин не ошибется. Не |
к о р п у с н о го цеха |
|||||
Павел Н иколаевич Ю РЬЕВ. |
||||||
даром им обоим не раз при |
|
|||||
сваивалось звание лучшего судосборщика. |
||||||
Или вот электросварщик А. И. Ефимов. Когда на за |
||||||
воде |
осваивалась |
полуавтоматическая сварка в среде |
углекислого газа, он первый в совершенстве овладел ею. Сейчас сварку корпусов катеров, идущих на экспорт, по ручают лишь Ефимову. Ровный, гладкий, плотный шов
45
бежит под электродом, словно ручеек — таков почерк сварщика Ефимова.
Высокое мастерство показывают в труде токари-уни версалы ветеран Г. С. Логинов, И. С. Мозохин, много хороших умельцев в слесарной группе механического це ха— Ю. П. Шошин, А. Н. Хазов, сорок лет работающий на заводе, один из пионеров водометного катеростроения.
Все эти люди — подлинная рабочая гвардия, именно их мастерство, добросовестность и смекалка позволили заводу успешно оправиться с пятилетним планом — он был выполнен 21 июня 1955 года — на полгода раньше срока, план увеличения выпуска продукции был перевы полнен на 70 процентов.
Но план —это еще не все. Достаточно сказать, что половина чертежей на катер «Т-63» была доработана на заводе, а это требовало высокой квалификации не только специалистов-корабелов, но и всего рабочего коллектива. И задача эта оказалась костромским судостроителям по плечу.
За эти годы были выстроены новые катеростроитель ный и механический цехи, складские помещения, завод получил много нового оборудования и станков.
В 1956 году было снесено помещение бывшей мастер ской братьев Бобровых, где в 1929 году «родился» Кост ромской судомеханический завод. Это как бы подводило черту под определенным первоначальным периодом исто рии завода и начинался новый период в его развитии.
И это было действительно так еще и потому, что имен но в эти годы завод вступил в новую эру, которую все мы назвали эпохой водометного катеростроения. О водоме тах и их творцах — особый сказ.
... Майским днем 1954 года ко мне в кабинет вошел худощавый пожилой человек с большим, туго набитым бумагами портфелем, и отрекомендовался:
— Инженер Кужма, Александр Поликарпович. При-
46
$ .г ’ ^ % ЗЙГ (
М е хани чески й цех. 1956 год.
был на ваш завод со специальным заданием, которое из ложено вот в этом письме.
Я прочел письмо: «Для механизации сплавных работ на малых реках в условиях мелководья и молевого спла ва нужны специальные водометные катера. Предлагаю приступить к разработке опытного образца по проекту профессора Кужмы, а затем приказываю незамедлитель но приступить к серийному выпуску таких катеров. .Ми нистр лесной промышленности Г. Орлов».
Сказать, что это была для нас новость — значит ниче го не сказать: дело было целиком неизведанное, еще ник то в стране и за рубежом не строил таких катеров, все мы весьма смутно представляли, что это будет за судно. Назначили широкое совещание. Профессор Кужма озна-
47