Файл: Соколов, Н. И. Годы, люди, катера страницы истории Костромского судомеханического завода.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

гревательные установки «ППУ-3» для обогрева и заправ­ ки лесовозных автомашин в зимних условиях, водомаслогрейки, несамоходные металлические баржи.

Совершенствование технологии производства, ее усложнение, повышение качества продукции — все это заставило коллектив переучиваться или учиться заново, продолжать общее и техническое образование, иначе дальнейшее движение вперед было уже невозможно.

Развернувшееся в стране движение за внедрение в промышленность новых, передовых методов труда вско­ лыхнуло и коллектив костромских катеростроителей. Первыми здесь инициативу проявили токари. Так, токарь Н. В. Нечаев, инвалид Отечественной войны, внес пред­ ложение работать на один наряд и передавать смену без остановки станка. Этот почин подхватили пять бригад. Токарь В. П. Тепереский, бывший моряк и морской пехо­ тинец-разведчик, внес предложение изготовить запасные головки резцедержателей, что позволило увеличить про­ изводительность труда до двадцати процентов. Токари начали применять скоростное и силовое резание.

В достроечном цехе развернулось соревнование по ме­ тоду Героя Социалистического Труда Лидии Корабельниковой. Каждая бригада столяров имела свой лицевой счет на сэкономленные материалы, был введен поточный метод в изготовлении судовой мебели.

Бригада заготовщиков соревновалась по методу кост­ ромских текстильщиков Женодаровой и Агафонова за от­ личное выполнение каждой производственной операции.

В корпусном цехе были организованы бригады твор­ ческого содружества по примеру новатора Савича с при­ влечением инженерно-технических работников. Молодые специалисты охотно помогали рабочим в повышении тех­ нического уровня.

В 1952 году экономический эффект от внедрения ра­ ционализаторских предложений составил почти миллион рублей. Так было и в последующие годы.

♦о

1 сентября 1951 года в торжественной обстановке при заводе была открыта школа рабочей молодежи. Сначала она помещалась в том здании, где сейчас находится технический кабинет. Лучшие производственники охотно по­ шли в школу, чтобы получить среднее образование. Пер­ выми за парты сели моторист П. Н. Трухачев, электро­ сварщики Ф. Д. Попов, Ю. П. Аверин, столяры Г. М. Дурандин, Д. И. Густов, электромонтажница К- И. Соро­ кина, токарь М. Ф. Дочернин и другие. За время сущест­ вования школы ее окончили около пятисот рабочих и слу­

жащих. Многие затем продолжили свое

образование на

студенческой скамье

в тех­

 

 

никумах

и институтах.

Без

 

 

отрыва

от производства за­

 

 

кончили техникум нормиров­

 

 

щица М. П. Баранова, техно­

 

 

лог-нормировщик В. П. Се­

 

 

ребряков, мастер механиче­

 

 

ского цеха А. И. Козлов, а в

 

 

деревообрабатывающем цехе

 

 

получили средне-техническое

 

 

образование сразу четверо:

 

 

начальник цеха Г. М. Дуран­

 

 

дин, его

заместитель

Р. И.

 

 

Москвин, М. П. Разгуляев,

 

 

мастер Ю. В. Козлов.

 

 

 

Заводская школа рабочей

 

 

молодежи сыграла исключи­

 

 

тельную

роль

в деле попол­

 

 

нения

кадров

инженерно-

 

 

технических работников за­

 

 

вода. Сейчас ежегодно за

 

 

парту садятся до двухсот че­

 

 

ловек, в числе которых мно­

 

 

го молодых рабочих завода.

Б ри гад и р

эл е ктр о сва р щ и ко в

Школа

имеет

хорошее спе-

к о р п у с н о го цеха

Ф едор Д м итриевич ПОПОВ.

41


циалыное помещение, штат .квалифицированных препо­ давателей.

... Если уж рассказывать о том, как вместе с заводом росли и мужали люди, то наиболее наглядно это мож­ но показать на примерах рабочих династий. Дерево крепко своими корнями. Родословное древо рабочего коллектива костромских катеростроителей уходит кор­ нями глубоко и дало могучую крону. Уже вошло в тра­ дицию, что отцы обучают своему ремеслу сыновей и тру­ дятся на заводе целыми семьями. Немного найдется в Костроме таких предприятий, где трудилось бы столь­ ко рабочих династий.

Одними из первых пришли в артель котельщики братья Логиновы: Михаил Платонович и Дмитрий Пла­ тонович были мастерами котельного цеха, Степан Плато­ нович— выбойщиком листов обшивки. Братья были за­ мечательными специалистами, беззаветными труженика­ ми, всегда и всюду проявляли рабочую смекалку, выпол­ няли работу с высоким мастерством и качеством... На смену старшему поколению Логиновых пришли их дети: сын Степана — Герман, сыновья Дмитрия — Николай и Борис. Герман Степанович работает на заводе с 1934 го­ да, является лучшим токарем механического цеха, внес массу рационализаторских предложений. Николай Дмит­ риевич трудится слесарем в отделе главного механика, Борис Дмитриевич — лучший сварщик ОГМ. Работает сейчас на заводе и третье поколение Логиновых: инже­ нер Валерий Николаевич в конструкторском отделе, Ва­ лентина Николаевна Сметанникова (Логинова)—-кра­ новщицей.

Или вот династия мастера-коммуниста Михея Ивано­ вича Данилова, проработавшего на заводе сорок лет — с 1929 по 1969 год. Он был первым коммунистом на заво­ де. Отец его в годы артели работал такелажником. Брат Георгий и сейчас водит трактор, жена Георгия — сатураторщица, сын Владимир — токарь, дочери Тамара и На-

42

талья — копировщицы. Жена Михея Ивановича Надежда Павловна и сейчас трудится в бухгалтерии, сестра X. И. Ванникова (Данилова) с момента создания завода рабо­ тала плановиком и лишь три года назад ушла на пенсию.

Здесь уместно перекинуть мостик и к династии многих Ванниковых, представители которых с честью несут зва­ ние костромских корабелов. Н. А. Ванников начал тока­ рем, заочно окончил Ленинградский институт инженеров водного транспорта и сейчас является начальником веду­ щего монтажно-сборочного цеха. Д. Г. Ванников работал кладовщиком, а в дальнейшем стал заместителем началь­ ника механического цеха, проработав на заводе более трех десятков лет. И. Г. Ванников поступил работать в артель в 1932 году и продолжает трудиться слесарем и в настоящее время. Сорокалетний рабочий стаж за плеча­ ми ветерана. Коллектив завода оказывает ему большое доверие, избирая на протяжении многих лет депутатом

городского Совета.

Многие и многие годы пло­ дотворно трудятся на заво­ де по два—три поколения ра­ бочих династий Хазовых, Скобелкиных, Задворновых, долгие годы работали на за­ воде главный механик — брат зачинателя катеростро­ ения Виктора Александрови­ ча— Александр Александро­ вич Флоров и его сын Алек­ сандр...

...А теперь вновь вернемся к выпускникам школы. По­ мимо тех, о которых я уже рассказывал, заочно закон­ чили техникум и работают мастерами бывшие судосбор-

43


щик Н. Д. Мельников, токарь Ф. А. Башарин, таке­ лажник К. М. Якимовский, слесарь В. С. Скобелкин, бывший маляр М. П. Разгуляев (сейчас секретарь парт­ бюро завода) стал начальником деревообделочного це­ ха после того, как Г. М. Дурандин возглавил парторга­ низацию завода (ныне — зам. директора); бывший фре­ зеровщик Ю. Я- Голубев работает инженером-техноло- гом в технологическом отделе; столяр А. П. Ратьков за­ кончил институт и назначен начальником механического цеха; строитель К- Л. Окунев после института возглавил технологический отдел, а до этого его возглавлял быв­ ший маляр — инженер В. М. Гранкин. Короче говоря, завод сейчас укомплектован наполовину своими коман­ дирскими кадрами! И надо сказать, что кадры, выра­ щенные и воспитанные на заводе из рядовых рабочих, зарекомендовали себя с самой положительной стороны. Да так, собственно, оно и должно быть.

Было бы несправедливым не сказать теплое слово в адрес пришедших в различное время на завод специа­ листов. Я уже подробно рассказывал об инженере А. Л. Турассе. Когда-то он был единственным инженером-ко- рабелом. Ныне лишь в конструкторском отделе работает 29 опециалистов-корабелов, из них 21 инженер! Особенно хорошо зарекомендовали себя выпускники Горьковского института инженеров водного транспорта. Двадцать лет назад пришел к нам инженер А. Ф. Корнеев, и вот уже четырнадцать лет он является главным инженером заво­ да. Много лет бессменно руководит конструкторским от­ делом инженер С. С. Смирнов, у нас он возмужал как специалист, окреп как организатор. То же самое можно и нужно сказать об одном из ведущих конструкторов, та­ лантливом инженере-корабеле Л. С. Папкове, авторе проекта водометного катера «КС-100», о молодых инже­ нерах В. А. Макарове, В. П. Широкове, руководителе бю­ ро оснастки отдела главного технолога Г. В. Долотове — пытливых, творчески ищущих специалистах.

44

Много на заводе специали­

 

стов высокой

квалификации

 

не только

среди

инженеров

 

и техников, но и среди рабо­

 

чих рядовых профессий, фи­

 

лигранное

мастерство

кото­

 

рых

приводит в восхищение

 

каждого, кто увидит их за

 

работой. Возьмем, к приме­

 

ру, бригадира

судосборщи­

 

ков корпусного цеха, комму­

 

ниста, ударника коммуни­

 

стического труда П. Н. Юрь­

 

ева. С 1955 года шпангоуты

 

для всех катеров готовит его

 

бригада! Точность безуко­

 

ризненная, ОТК не требует­

 

ся! И не только точность, но

 

и быстрота: две с половиной

 

смены вместо четырех требу­

 

ется бригаде, чтобы подо­

 

гнать

сложные

кормовые

 

шпангоуты катера «КС-100».

 

Подстать

бригадиру

и его

 

ученик С. А. Рыбин. Самые

 

серьезные судосборочные ра­

 

боты

на катерах

различных

 

типов поручают ему и знают,

Б ри га д и р суд осб орщ ико в

что Рыбин не ошибется. Не­

к о р п у с н о го цеха

Павел Н иколаевич Ю РЬЕВ.

даром им обоим не раз при­

 

сваивалось звание лучшего судосборщика.

Или вот электросварщик А. И. Ефимов. Когда на за­

воде

осваивалась

полуавтоматическая сварка в среде

углекислого газа, он первый в совершенстве овладел ею. Сейчас сварку корпусов катеров, идущих на экспорт, по­ ручают лишь Ефимову. Ровный, гладкий, плотный шов

45


бежит под электродом, словно ручеек — таков почерк сварщика Ефимова.

Высокое мастерство показывают в труде токари-уни­ версалы ветеран Г. С. Логинов, И. С. Мозохин, много хороших умельцев в слесарной группе механического це­ ха— Ю. П. Шошин, А. Н. Хазов, сорок лет работающий на заводе, один из пионеров водометного катеростроения.

Все эти люди — подлинная рабочая гвардия, именно их мастерство, добросовестность и смекалка позволили заводу успешно оправиться с пятилетним планом — он был выполнен 21 июня 1955 года — на полгода раньше срока, план увеличения выпуска продукции был перевы­ полнен на 70 процентов.

Но план —это еще не все. Достаточно сказать, что половина чертежей на катер «Т-63» была доработана на заводе, а это требовало высокой квалификации не только специалистов-корабелов, но и всего рабочего коллектива. И задача эта оказалась костромским судостроителям по плечу.

За эти годы были выстроены новые катеростроитель­ ный и механический цехи, складские помещения, завод получил много нового оборудования и станков.

В 1956 году было снесено помещение бывшей мастер­ ской братьев Бобровых, где в 1929 году «родился» Кост­ ромской судомеханический завод. Это как бы подводило черту под определенным первоначальным периодом исто­ рии завода и начинался новый период в его развитии.

И это было действительно так еще и потому, что имен­ но в эти годы завод вступил в новую эру, которую все мы назвали эпохой водометного катеростроения. О водоме­ тах и их творцах — особый сказ.

... Майским днем 1954 года ко мне в кабинет вошел худощавый пожилой человек с большим, туго набитым бумагами портфелем, и отрекомендовался:

— Инженер Кужма, Александр Поликарпович. При-

46

$ .г ’ ^ % ЗЙГ (

М е хани чески й цех. 1956 год.

был на ваш завод со специальным заданием, которое из­ ложено вот в этом письме.

Я прочел письмо: «Для механизации сплавных работ на малых реках в условиях мелководья и молевого спла­ ва нужны специальные водометные катера. Предлагаю приступить к разработке опытного образца по проекту профессора Кужмы, а затем приказываю незамедлитель­ но приступить к серийному выпуску таких катеров. .Ми­ нистр лесной промышленности Г. Орлов».

Сказать, что это была для нас новость — значит ниче­ го не сказать: дело было целиком неизведанное, еще ник­ то в стране и за рубежом не строил таких катеров, все мы весьма смутно представляли, что это будет за судно. Назначили широкое совещание. Профессор Кужма озна-

47