ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
тельство, сельское хозяйство, торговля н общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое об служивание, другие отрасли народного хозяйства и нали чие свободных мест (вакансий) в них, качественный состав обратившихся, направленных и трудоустроенных: пол, возраст, образование — начальное и неполное среднее, среднее общее, среднее специальное, высшее; профессии, специальности—рабочие, не имеющие профес сии, имеющие профессию, ИТР и другие специалисты, служащие; время перерыва в работе— не имеющие пере рыва, с перерывом до 2 недель, от 2 недель до 1 месяца, от 1 месяца до года, более года, ранее не работавшие; место жительства — жители данного города (района), других союзных республик, сельской местности.
Из практических соображений БТИИН Казахской ССР учитывают: трудоустроенных пенсионеров, инвали дов, студентов, лиц, уклоняющихся от общественно полез ного труда; пользующихся услугами бюро предприятия; подачу заявок и их выполнение по предприятиям, отрас лям, профессиям; возвращенных на прежнее место работы; сменивших профессию; причины отказов в трудо устройстве. По основным предприятиям бюро накаплива ют данные по обеспеченности, производительности труда, текучести, целодневным и внутрисменным простоям, про гулам. Это помогает службе лучше ориентироваться в использовании рабочей силы, квалифицированнее прини мать решения по распределению обращающегося населе ния и подбору работников для предприятий.
Объем посредничества. Посредничество БТИИН п о- лучает конкретное выражение в определенной системе показателей. Одни из них, отражаемые статистикой, со ставляют группу отчетных, другие — расчетных. Основ ные показатели — численность обратившихся, направлен ных, трудоустроенных, удовлетворение заявленной по требности. Объемы посредничества, выражаемые ими, показаны в таблице 1.
36
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 1 |
|
|
Посредническая деятельность БТИИН Казахской ССР |
|||||||
|
Заявлен |
|
Направлено |
Трудоустроено |
Удовлетворение |
|||
|
Обрати |
заявленной потреб |
||||||
|
ная по |
|
|
|
|
ности в % по |
||
Год |
требность |
лось |
|
|
абсо в % к |
|||
в кадрах |
(тыс. |
абсолют |
В % |
направ |
трудоуст |
|||
|
(тыс. |
чел.) |
лютно |
обра |
||||
|
чел.) |
|
но (тыс. |
к обра |
(тыс. |
тив |
ленным |
роенным |
|
|
|
чел.) |
тившимся |
чел.) |
шимся |
|
|
1970 |
573,3 |
115,8 |
85,7 |
74,0 |
73,5 |
85,7 |
14,9 |
12,8 |
1971 |
587,7 |
143,1 |
108,8 |
76,1 |
92,9 |
85,3 |
18,5 |
15,8 |
1972 |
544,8 |
168,1 |
163,6 |
97,3 |
126,1 |
77,1 |
30,0 |
23,2 |
1973 |
486,5 |
208,0 |
201,7 |
97,0 |
165,2 |
81,9 |
41,5 |
33,9 |
1974 |
429,9 |
221,0 |
193,5 |
87,6 |
166,8 |
86,2 |
45,0 |
38,8 |
1975 |
401,9 |
193,9 |
189,0 |
97,5 |
163,4 |
86,4 |
47,0 |
40,7 |
1976 |
414,5 |
217,5 |
196,6 |
90,4 |
170,5 |
86,7 |
47,4 |
41,1 |
Всего |
3438,6 |
1267,4 |
1138,9 |
89,9 |
958,4 |
84,2 |
33,1 |
27,9 |
По заявленной предприятиями потребности можно су дить о сложности задачи, стоящей перед службой трудо устройства. Трудность и в том, что предприятия запра шивают преимущественно квалифицированные кадры, способные немедленно включиться в производственный процесс. Численность обратившихся характеризует сте пень загрузки и интенсивность работы бюро. По обратив шимся видно, какая часть населения сагитирована по средником, солидаризируется с ним и предпочитает само стоятельному выбору работы организованное трудо устройство. Показатель во многом определяет конечные результаты посредничества.
Показателем «трудоустроено» измеряется посредниче ство, от него зависит материальное поощрение работни ков. Вышестоящий над бюро орган устанавливает задание по трудоустройству.
Соотношение между обратившимися, направленными и трудоустроенными характеризует качественную сторону посредничества. Здесь оптимальным вариантом мог бы быть, очевидно, тот, при котором показатели были бы
37
равны между собой. Однако между ними имеет место «разрыв», который хотя из года в год и сокращается, но еще остается значительным: из 100 обратившихся направ ляется 90 человек, а из 100 направленных 84 трудоустраи вается.
Причины потерь различны. Направляется меньше, чем обращается из-за того, что какая-то часть населения ста вила своей целью получить в бюро консультацию, а не работу. Тут «разрыв» как бы оправдан. Но чаще обра тившийся намерен взять направление на работу, но в БТИИН нет большого выбора предприятий. Это снижает численность направленных.
Процесс образования потерь между направленными и трудоустроенными — более сложный. Опрос значительно го количества нетрудоустроенных показал, что 7,6% из них были посланы службой на занятое место, 9,5% не заключили трудового договора из-за неудовлетворенно сти условиями труда, 9,1 % — из-за невозможности быст рого получения жилья, 5,2% — из-за неудовлетворенности режимом труда, 1,7% — из-за неудовлетворенности зара< ботной платой, 1,3% — из-за отдаленности места житель ства от места работы, 9,7% граждан получили отказ как не соответствовавшие по специальности и разряду, 4,7% — как нарушители трудовой дисциплины, 4,4% — как не имевшие стажа работы или с малым стажем, 3,6% — как не подошедшие по состоянию здоровья. На прочие причины приходится 24%.
Следовательно, трудоустройство не совершается чаще по мотивам, зависящим от предприятий, и реже по при чинам БТИИН и самих трудоустраивающихся. К завися щим от предприятий отнесены: неудовлетворенность усло виями труда, его режимом, размером зарплаты, занятость Места, жилищные условия; от службы трудоустройства: отдаленность места жительства от места работы, несоот ветствие по специальности, по разряду; от трудоустраи вающихся: отсутствие стажа работы, нарушение трудо
38
вой дисциплины, частая смена работы, несоответствие по состоянию здоровья.
Разумеется, такая группировка — условна. Отдельные причины в равной степени можно отнести к предприятию и бюро, и трудоустраивающемуся. Например, в несостоявшемся трудоустройстве по причине «занятость места» по винно и предприятие, завысившее заявку, и бюро, пользу ющееся устаревшими сведениями.
При оценке посредничества часто используется пока затель выполнения заявок. Тот факт, что они удовлетво ряются примерно в равной мере (таблица 2), независимо от важности отрасли, недвусмысленно свидетельствует о зависимости БТИИН в финансовом положении от пред приятий.
Таблица 2
Удовлетворение заявок о спросе на кадры по отраслям народного хозяйства Казахской ССР (в- %)
|
Отрасли |
1970 |
1971 |
1972 |
1973 |
1974 |
1975 |
1976 |
|
Промышленность |
12,1 |
14,9 |
25,4 |
36,2 |
43,4 |
49,0 |
49,3 |
||
Строительство |
7,5 |
10,8 |
15,7 |
28,6 |
27,4 |
27,1 |
27,7 |
||
Торговля |
и |
общественное |
18,3 |
20,8 |
|
|
|
|
|
питание |
|
|
15,8 |
29,1 |
35,0 |
32,3 |
32,6 |
||
Жилищно-коммунальное |
|
|
|
|
|
|
|
||
хозяйство и бытовое об- |
19,6 |
29,9 |
39,8 |
45,7 |
42,0 |
39,5 |
|||
служивание |
12,8 |
||||||||
Другие отрасли |
11,3 |
17,7 |
25,7 |
33,8 |
43.9 |
44,4 |
46,7 |
||
В целом |
по |
отраслям |
на- |
|
|
|
|
|
|
родного |
хозяйства |
12,8 |
15,8 |
23,2 |
33,9 |
38.7 |
40,7 |
41,1 |
На их выполнение воздействуют многие факторы: предложение труда, размеры найма кадров непосредст венно производством, численность трудоустроившихся организованно. Вместе с тем большую роль играет обос нованность заявок. По нашим расчетам, предприятия за вышают спрос на кадры на 30—50%. Не будь этого или
39
если бы работники БТИИН могли правильно оценить и скорректировать каждую заявку, то уровень их выполне ния был бы выше.
В отличие от выполнения заявок пропорции распреде ления трудоустроенных (таблица 3) сложились в пользу ведущих отраслей — промышленности и строительства, что соответствует отраслевой структуре спроса на кадры.
Таблица 3
Распределение трудоустроенных по отраслям народного хозяйства Казахской ССР (в %)
Отрасли |
|
|
|
Годы |
|
|
|
||
1970 |
1971 |
1972 |
1973 |
1974 |
1975 |
197G |
|||
|
|
||||||||
Промышленность |
37,2 |
34,1 |
39,5 |
39,6 |
43,6 |
44,4 |
43,5 |
||
Строительство |
19,4 |
19,8 |
18,3 |
18,7 |
18,2 |
18,2 |
17,9 |
||
Сельское хозяйство |
6,4 |
10,8 |
3,9 |
1,9 |
1,4 |
1,3 |
1,0 |
||
Торговля и |
общественное |
7,9 |
7,1 |
7,8 |
7,6 |
7,7 |
7,0 |
||
питание |
|
8,6 |
|||||||
Жилищно-коммунальное |
об- |
|
|
|
|
|
|
||
хозяйство |
и бытовое |
4,0 |
4,5 |
4,3 |
4,4 |
3,7 |
3,5 |
||
служивание |
4,1 |
||||||||
Другие отрасли |
24,3 |
23,4 |
26,7 |
27,7 |
24,8 |
24,7 |
27,1 |
||
И т о г о |
|
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Говоря о темпах роста посредничества и отмечая, что они по некоторым показателям в отдельные годы снижа ются, нельзя не подчеркнуть улучшения качественных показателей работы БТИИН: повышение удельного веса направленных от обратившихся, трудоустроенных от на правленных, а также трудоустроенных по направлению бюро в общем количестве принятых самим производ ством.
Приведя основные, на наш взгляд, показатели работы бюро, целесообразно остановиться на факторах роста по средничества. В первые два-три года увеличение трудо устроенных через БТИИН происходило за счет расшире
4 0
ния их сети (экстенсивного фактора), при одновремен ном сокращении числа трудоустроенных в расчете на од но бюро. Относительно интенсивный путь посредничества начинается с появлением бюро, установивших норматив ным путем централизованный порядок трудоустройства. С этого момента происходит заметное улучшение работы как в бюро, выполняющих функции по централизованно му трудоустройству, так и в информационных. Причем если для первых рост объемов — вполне закономерное явление, то для вторых он стал возможным благодаря на личию экспериментальных БТИИН, которым информаци онные подражают.
Росту объемов посредничества, достигаемых за счет интенсивного фактора, способствует также непрерывное совершенствование механизма БТИИН. В поддержании темпов известную роль играет просветительная работа: семинары и совещания с работниками отделов кадров, си стематически проводимые службой, на которых разъяс няется необходимость усиления централизованных начал в трудоустройстве и комплектовании производства кадра ми. Фактором, поддерживающим темпы, является повы шение культуры обслуживания населения, обращающего ся в БТИИН.
Результатом одновременного действия отмеченных вы ше факторов явилось то, что на долю БТИИН Казахской ССР приходится более 11 % трудоустраиваемых организо ванно в стране.
Кто пользуется услугами БТИИН. Любопытные и,
можно сказать, поучительные данные представлены в таблице 4. По ним можно судить о том, что у БТИИН достаточно много сторонников, что они входят в повсе дневность всех групп городского населения. Анализируя данные по полу, нельзя не заметить, что в «дом профес сий» чаще обращаются мужчины. На их долю приходит ся более 60%, и она неуклонно повышается. В возрастном отношении за советом и помощью в БТИИН идут умуд-
41
Таблица 4
Состав лиц, трудоустроенных БТИИН Казахской ССР (в %)
|
|
|
|
1970 |
1971 |
1972 |
1973 |
1974 |
1975 |
1976 |
1. По полу и возрасту |
58,2 |
53,5 |
57,6 |
59,3 |
61,2 |
61,5 |
61,7 |
|||
|
Мужчины — всего |
|||||||||
|
из них в возрасте |
6,4 |
8,1 |
7,0 |
5,2 |
2,7 |
2,6 |
3,2 |
||
|
до 18 лет |
|
|
|||||||
|
18—24 |
|
|
33,4 |
37,3 |
36,0 |
38,6 |
36,1 |
37,2 |
37,9 |
|
25—54 |
|
|
52,7 |
48,3 |
50,0 |
50,2 |
56,9 |
56,4 |
55,3 |
|
55—59 |
|
|
5,1 |
4,3 |
5,0 |
4,0 |
2,8 |
2,5 |
2,3 |
|
60 лет и старше |
|
2,3 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
1,5 |
1,3 |
1,3 |
|
|
Женщины — всего |
41,8 |
46,5 |
42,4 |
40,7 |
38,8 |
38,5 |
38,5 |
||
|
из них в возрасте |
8,5 |
10,8 |
10,6 |
7,3 |
5,7 |
5,6 |
6,0 |
||
|
до 18 лет |
|
|
|||||||
|
18—24 |
|
|
45,5 |
43,0 |
42,3 |
44,0 |
45,7 |
44,7 |
45,5 |
|
25—54 |
|
|
43,0 |
42,7 |
43,4 |
44,2 |
45,2 |
46,7 |
45,7 |
2. |
55 и старше |
|
3,0 |
3,5 |
3,7 |
4,5 |
3,4 |
3,0 |
2,8 |
|
По образованию |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Начальное |
и |
неполное |
56,0 |
55,3 |
52,8 |
53.8 |
51,5 |
51,7 |
41,8 |
|
среднее |
|
|
|||||||
|
Среднее общее |
|
31,4 |
34,0 |
34,3 |
33,2 |
36,2 |
38,1 |
45,8 |
|
|
Среднее специальное |
9,0 |
8,3 |
9,8 |
8,9 |
9,1 |
7,2 |
8,9 |
||
3. |
Высшее |
|
|
3,6 |
2,4 |
3,1 |
4,1 |
3,2 |
3,0 |
3,5 |
По профессии |
имеющие |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Рабочие, не |
35,0 |
39,2 |
34,9 |
32,5 |
32,7 |
30,7 |
29,4 |
||
|
профессии |
|
|
|||||||
|
Рабочие, имеющие про- |
49,4 |
48,8 |
51,1 |
54,9 |
Й5,9 |
58,5 |
58,5 |
||
|
фессии |
|
|
|||||||
|
ИТР и другие специали- |
6,3 |
4,8 |
5,8 |
5,9 |
5,4 |
5,3 |
5,7 |
||
|
сты |
|
|
|||||||
4. |
Служащие |
|
|
9,3 |
7,2 |
8,2 |
6,7 |
6,0 |
5,5 |
6,4 |
По месту жительства |
74,5 |
69,7 71,6 78,7 81,9 82,8 81,7 |
||||||||
|
Жители данного города |
|||||||||
5. |
Приезжие |
перерыва в |
25,5 |
30,3 |
28,4 |
21,3 |
18» 1 |
17,2 |
18,3 |
|
По времени |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
в работе |
|
|
3,0 |
2,0 |
0,3 |
2,0 |
1,2 |
2,9 |
2,3 |
|
Не имеющие перерыва |
|||||||||
Имеющие перерыв: |
30,0 |
22,0 |
28,5 |
33,3 |
27,9 |
29,9 |
30,3 |
|||
|
до 2 недель |
|
||||||||
|
от 2 недель до месяца |
28,0 |
29,5 |
30,5 |
31,0 |
38,1 |
33,9 |
31,0 |
||
|
от месяца |
до |
года |
21,9 |
23,5 |
22,4 |
20,0 |
19,0 |
19,5 |
19,4 |
|
более года |
|
|
6,5 |
8,9 |
6,3 |
4,7 |
4,6 |
4,2 |
3,9 |
|
ранее не работавшие |
10,6 |
14,1 |
12,0 |
9,0 |
9,2 |
9,6 |
10,1 |
42