ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
ренные опытом и юные, только начинающие трудовую биографию.
Обращают на себя внимание различия полов по воз растной структуре. Несмотря на то что в общем числе трудоустроенных доля женщин составляет немногим бо лее одной трети, их трудоустраивается больше в возрасте до 18 лет, 18—24 и пенсионном.
По низшей возрастной границе видно, что основной источник комплектования производства кадрами — моло дежь, вступающая в трудовой возраст, в организованном трудоустройстве занимает скромное место. Связано это с гем, что организацией трудового устройства выпускников общеобразовательных школ занимаются комиссии мест ных Советов. Например, в девятой пятилетке из общего числа выпускников школ, вовлеченных в общественное хозяйство республики, комиссиями трудоустроено 93,6%.
Это не может не вызвать размышления по поводу то го, насколько целесообразно в дальнейшем сохранять за комиссиями, работающими на общественных началах, трудоустройство молодежи при наличии государственного органа с такой функцией. Этот вопрос возникает еще и оттого, что такая форма организации трудоустройства молодежи имеет существенные недостатки. Комиссии за частую слабо знают спрос на кадры, условия труда и бы та на производстве, не имеют средств на проведение ин формационно-справочной работы и многое другое, что способствует рациональному распределению молодежи.
Невелика среди трудоустраиваемых и доля лиц пенси онного возраста, как, впрочем, и в целом их занятость в народном хозяйстве — на 1 января 1976 года в Казахста не трудилось 17,1% пенсионеров. Организованное при влечение пенсионеров к труду сдерживается целым рядом обстоятельств. Органы по труду, предприятия и учрежде ния не имеют рекомендаций органов здравоохранения с указанием производств, участков, профессий и должно стей, где целесообразнее использовать пенсионеров. Но
4 3
главное в том, что руководители предприятий неохотно идут на создание специальных цехов, участков, на разви тие надомных форм труда, на организацию работ с не полным рабочим днем и неполной рабочей неделей. На личие этого повысило бы занятость пенсионеров.
По уровню образования более половины трудоустро енных приходится на лиц, имеющих начальное и неполное среднее. И это естественно, если учесть, что основная масса трудоустроенных (около 90% )— рабочие. Однако доля лиц с образованием ниже среднего падает и увели чивается приток в бюро граждан со средним общим.
Намного реже обращаются в БТИИН и трудоустраи ваются лица с высшим и средним специальным образова нием. Это, конечно, не говорит о низкой трудоустраивае мое™ этой категории, а связано с тем, что специалисты по окончании учебного заведения распределяются в пла новом порядке, а, влившись в трудовой коллектив, они чаще, чем другие, продвигаются по работе организо ванно— в форме перевода внутри предприятия, с пред приятия на предприятие и т. д. Точно так же и рабочие, получившие высшее и среднее специальное образование без отрыва от производства: они переходят в состав ИТР своего предприятия, минуя бюро.
По профессиональному признаку основная часть тру доустроенных имела профессию, специальность, что по зволило им сразу включиться в производственный про цесс. На эту группу приходится около 60%, и она еже годно увеличивается.
В распределении трудоустроенных по месту их жи тельства существенных изменений не происходит на протяжении ряда лет. Поскольку БТИИН функциониру ют в городах, то в основном они имеют дело с жителями данного города. Трудоустройство иногородних непрерыв но сокращается и не превышает Vs, хотя направление их производству держится примерно на одном уровне. За труднение с трудоустройством мигрирующего населения
44
связано с ограничением в ряде городов прописки приез жих, отсутствием на многих производствах общежитий или свободных мест в них. Последнее подтверждается и гем, что иногородним чаще, чем другим, предприятия Отказывают и в приеме на работу.
Много пищи для размышлений дают данные о переры ве в работе. Он не наблюдается максимум у 3% трудо устроенных. Остальные по различным причинам имеют большой — от двух недель до года и более перерыв в про фессиональной деятельности, какая-то часть которого связана с затратами времени на трудоустройство. Заду мываясь над его размерами, приходишь к выводу, что резервы труда в обязательном порядке следует искать не только с хронометром в руках у станка, но и на «дороге» от предприятия к предприятию. Затрачиваемое на трудо устройство время является таким же производственным резервом каждого предприятия и каждой отрасли, кото рый надо ставить на службу народному хозяйству. Ибо сколько времени человек ведет поиск работы, столько на каком-то предприятии стоит станок, бездействует маши на, остается незанятым рабочее место.
Теряет, конечно, и сам человек, но эти потери несрав нимы. Один день, затраченный на трудоустройство, обхо дится для человека потерей в несколько рублей в зарпла те, а для строительной организации — простоем единицы оборудования стоимостью в 2,3 тыс. рублей, в организа циях торговли, общественного питания, материальнотехнического снабжения и заготовок — 3,6 тыс. рублей, промышленного предприятия — 7,2 тыс. рублей и транс портного предприятия — 11,0 тыс. рублей ’. Из этого сле дует, что в ускорении трудоустройства должны быть за интересованы прежде всего общество и предприятия.1
1 Такова стоимость одного рабочего места по фондовооруженно сти по данным В. Н. Якимова (см. «Известия АН СССР», серия эко номическая, 1974, № 2, стр. 39).
4 5
Поскольку одна из задач БТИИН — помощь в подборе работы любому человеку, то в числе трудоустроенных — значительная часть (58—64%) перешедших с одного предприятия на другое. Не означает ли это того, что БТИИН способствует текучести? Некоторые хозяйствен ники, особенно от кого уходит много людей, считают, что посредничество усугубляет текучесть. Аргументируется это обычно тем, что служба рекламирует спрос на кадры И представляет человеку возможность знакомиться с условиями труда и быта лучших предприятий.
Всесторонний анализ выявляет: БТИИН не склоняет
к увольнению. Кто осуществил с помощью бюро переход
спредприятия на предприятие, уже имел перерыв в рабо те, и никто из них при выяснении причины увольнения с предыдущего предприятия (этому вопросу бюро уделяет много времени) не объяснил свой уход действиями, осу ществляемыми службой.
Преобладание в трудоустройстве лиц, перемещаемых в пределах трудовой занятости,— закономерный и объек тивный процесс перераспределения трудовых ресурсов между производствами, вызываемый как изменениями потребности в них, так и неудовлетворенностью трудя щихся имеющимися на производстве условиями труда и быта. Поэтому БТИИН и не видит смысла препятствовать человеку знакомиться со спросом на кадры, а после увольнения — получить направление на новую работу, хотя на этом и настаивают отдельные руководители пред приятий.
Такой взгляд на текучесть становится понятным, если исходить из того, что человек имеет право не просто на труд, а на труд в нравящихся ему условиях, что не в ин тересах общества удерживать человека там, где он не же лает трудиться, что личные интересы и потребности лю дей — могучая сила, которую выгоднее использовать обществу, чем с нею бороться.
Наряду с трудоустройством перемещающихся в пре
4 6
делах трудовой занятости БТИИН изыскивает резервы пополнения отраслей народного хозяйства кадрами. Один из них — это трудоспособное население, не занятое в об щественном производстве, доля которого в числе трудо устроенных через бюро превышает более 40%.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗОВАННОГО ТРУДОУСТРОЙСТВА
Как уже отмечалось, трудоустройство посредством БТИИН — важный шаг на пути дальнейшего укрепления организованных начал в этом деле. Оно всецело отвечает требованиям экономической реформы, курсу интенсивно' го ведения хозяйства. Круг вопросов, осуществляемых службой трудоустройства, имеет важное социально-эко номическое значение. Решаемые ею вопросы находятся в тесной взаимосвязи с задачами дальнейшего роста обще ственного производства и повышения его эффективности, ускорения роста производительности труда. Организован ное трудоустройство воплощает в себе эффективную фор му распределения трудовых ресурсов, выступая в роли механизма, улучшающего использование трудовых ресур сов и обеспеченность ими производства. Оно экономит труд, время, позволяет сохранять приобретенную профес сию. Степень улучшения этих показателей, очевидно, и должна составлять понятие «эффективность организован ного трудоустройства».
Определение эффективности организованного трудо устройства (ЭОТ) — довольно сложное дело. Основная трудность в том, что отсутствует теория ЭОТ, на которую могли бы опираться работники, занятые в этой сфере. Другая трудность состоит в отделении факторов, повышающих эффективность общественного производства, про изводительности труда, использование трудовых ресурсов и обеспеченность ими производства, связанных с деятель
47
ностью БТИИН, так как эти показатели изменяются под воздействием ряда мероприятий, осуществляемых одно временно. Поэтому целесообразно разграничивать пря мую и косвенную ЭОТ. Обычно ЭОТ определяют улучше нием обеспеченности производства кадрами; сокращени ем сроков трудоустройства; повышением устойчивости профессий; экономией средств на переподготовку кадров; сокращением текучести; количеством работников, закре пившихся на производстве; экономией средств на инфор мацию о спросе на кадры; дополнительно полученной за работной платой; увеличением выпуска продукции и т. д.
Нами рассматривается лишь влияние БТИИН на обеспеченность производства кадрами, ускорение трудо устройства, закрепляемость кадров, устойчивость профес сий. При определении ЭОТ по этому кругу показателей обследовано 42 197 работников, трудоустроенных органи зованно и неорганизованно на 85 промышленных пред приятиях, 69 стройках и 41 автотранспортном пред приятии.
Обеспечение производства кадрами. Идея трудо устройства через БТИИН оказалась полезной во многих отношениях и прежде всего— в смягчении кадрового де фицита. Начиная с 1970 года — периода создания БТИИН р республике — из года в год повышается уровень укомп лектованности кадрами отраслей народного хозяйства. За последние пять-шесть лет недостающая численность в промышленности уменьшилась в 5 раз, а строительство почти все эти годы было укомплектованной отраслью.
Особенно благотворно на обеспеченности производст ва сказывается централизованный метод комплектова ния, внедряемый в Алма-Ате, Караганде, Петропавлов ске, Семипалатинске и Чимкенте. Привлечение таким ме тодом кадров на объекты народного хозяйства позволяет в минимально короткие сроки комплектовать кадрами важнейшие народнохозяйственные предприятия и пуско
48
вые объекты. В этих городах есть немало предприятий, с помощью БТИИН преодолевших полностью или резко уменьшивших кадровую необеспеченность. Благодаря централизации на 28% уменьшилось количество неуком плектованных предприятий и строек и на 18%— содер жащих сверхплановую численность. Как удается службе улучшать обеспеченность кадрами, если она не создает дополнительно рабочие руки?
В условиях, когда кадры требуются многим производ ствам, первостепенное значение приобретают изучение потребности, выявление среди необеспеченных отраслей и предприятий особо нуждающихся, а также установле ние очередности комплектования. Анализируя по матери алам статистики и заявкам потребность, БТИИН всякий раз выявляет по уровню обеспеченности две группы пред приятий: укомплектованные и неукомплектованные.
Разумеется, БТИИН не агитирует обращающееся на селение идти работать на предприятия первой группы. Путем ограничения направления кадров предприятиям, где фактическая численность работников превышает пла новую, удается улучшать обеспеченность предприятий второй группы.
Поскольку уровень обеспеченности предприятий второй группы также неодинаков (на одних недостаток ра ботников выражается единицами, на других — десятками, на третьих — сотнями), то из них берутся на контроль самые необеспеченные. Поступать работать на эти пред приятия ориентируют информация, целенаправленные беседы инспекторов с посетителями бюро.
Большие возможности в улучшении обеспечения про изводства рабочей силой открываются, если БТИИН учи тывает при распределении фактор «неравномерной по требности в кадрах в течение года. Имеется в виду — по кварталам как внутри отрасли, так и в межотраслевом разрезе.
49
Как правило, меньшая потребность в промышленности
истроительстве приходится на первое полугодие, а внут ри его— на первый квартал. Максимальная — на второе полугодие, а внутри его по промышленным предприяти ям — в четвертом квартале, по строительным — в третьем. Неравномерная потребность требует от БТИИН и нерав номерного пополнения производства кадрами.
При распределении обращающихся БТИИН стремит ся учесть уровень (фазу) хозяйственного развития пред приятия. Промышленные предприятия, например, класси фицируются на осваивающие мощности, расширяющие мощности, реконструируемые и т. д. Стройки дифферен цируются на начинающие, полного разворота работ, за вершающиеся. Учет объективных условий, в которых на ходится производство, позволяет БТИИН рациональнее маневрировать трудовыми ресурсами, направлять их ту да, где они нужнее.
Взначительной степени на обеспеченность кадрами влияют направления их внутри- и межотраслевого движе ния. При прочих равных условиях в лучшем положении оказывается отрасль, меньше отдающая другим отраслям
ибольше от них получающая. По этому признаку отрасли (производства) неодинаковы: одни в обмене между собой
выигрывают, другие — проигрывают (таблица 5).
В приведенных данных прежде всего обращает на се бя внимание то, что перераспределение кадров через БТИИН главным образом идет в промышленность. Ей отдают в значительных размерах кадры все без исключе ния отрасли. Большая часть и «собственных» кадров (54,1%) оседает в промышленности. В строительство на
правляется через БТИИН 36,4% |
от обращающихся из |
|
этой отрасли. От промышленности |
оно получает |
почти в |
3 раза меньше, чем отдает. От других отраслей |
(кроме |
|
прочих) строительство больше берет, чем отдает. |
|
Сельское хозяйство — преимущественно отдающая от расль. Из уволившихся с предприятий торговли и общест
во
Межотраслевое перераспределение рабочих и служащих через БТИИН (в %)
|
|
|
j |
Трудоустроены в |
||
|
|
промышленность |
строительство |
хозяйствосельское |
общеститорговлю питаниевенное |
|
В |
какой отрасли работали |
коммуналь-жилищно хозяйствоноеи бы обслуживаниетовое |
||||
|
|
|
|
|
до обращения в БТИИН
Таблица 5
транспорт и связь |
прочие отрасли |
Промышленность |
54,1 |
ил |
0,7 |
6,4 |
3,0 |
12,7 |
12,0 |
|
Строительство |
30,3 |
36,4 |
1,1 |
3,5 |
2,7 |
9,8 |
16,2 |
|
Торговля и |
общественное |
6,9 |
0,6 |
35,3 |
4,8 |
10,0 |
16,6 |
|
питание |
|
25,8 |
||||||
Жилищно-коммунальное |
об- |
|
|
|
|
|
|
|
хозяйство |
и бытовое |
12,5 |
0,6 |
12,4 |
19,1 |
12,6 |
16,1 |
|
служивание |
26,7 |
|||||||
Транспорт и связь |
21,5 |
10,9 |
1,3 |
7,0 |
3,7 |
40,2 |
15,4 |
|
Прочие отрасли |
31,5 |
14,8 |
1,0 |
12,2 |
6,3 |
11,5 |
22,7 |
венного питания перераспределяется внутри отрасли не многим более 7з, остальные — по другим производствам. Отрасли отдают предпочтение работавшие в жилищнокоммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании. Пред приятия жилищно-бытового хозяйства и бытового обслу живания не популярны. Более 80% приходящих из них трудоустраиваются в другие отрасли. Взаимообмен кад рами идет в пользу других отраслей (кроме сельского хо зяйства).
На предприятиях транспорта и связи существенную роль в обеспечении кадрами играют внутриотраслевые перераспределения (40,2%). В межотраслевом кадровом обмене транспорт и связь уступают промышленности, строительству, прочим отраслям, выигрывают у торговли и общественного питания, жилищно-коммунального хо
5 1