Файл: Затышняк, В. Е. Социально-экономическая природа аппарата управления при социализме.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

наркоматов, координировал их работу и действовал на правах комиссии Совета Народных Комиссаров. Особенно напряжен­ ной и всесторонней была работа СТО, когда им непосредст­ венно руководил В. И. Ленин. Почти все вопросы касавшиеся экономической жизни страны на заседания СТО готовил и докладывал сам В. И. Ленин.

После окончания гражданской войны и с переходом стра­ ны к новой экономической политике В. И. Ленин разработал от имени СТО ряд важнейших документов, в которых ориен­ тировал органы аппарата управления для работы в новых хозяйственных условиях. Такими документами были «Проект постановления СТО о местных экономических совещаниях, об отчетности и о руководстве наказом СТО», «Наказ от СТО (Совета Труда и Обороны) местным советским учрежде­ ниям» 33 и др.

Указания изложенные в этих документах определяли кон­ кретную программу работы всех местных советских и хо­ зяйственных органов в условиях новой экономической полити­ ки. Выступая 21 мая 1921 года с наказом СТО В. И. Ленин говорил, что местные экономические совещания должны быть организованы по типу СТО (Совета Труда и Обороны) и на­ ходиться в таких же отношениях к местным исполкомам, в каких СТО находится к Совнаркому. СТО работает на пра­ вах Комиссии Совнаркома; при условии подбора членов СТО из членов GHK получается полнейшая согласованность рабо­ ты обоих учреждений, устранение всяких возможностей тре­ ний между ними, быстрота работы, простота аппарата, ибо никакого аппарата СТО не ,создает, а работает через анпара-

ведомств в деле мобилизации сил и средств страны в интересах обо­ роны. Военная обстановка в апреле 1920 года позволила Советской Республике приступить к хозяйственному строительству, и перед Со­ ветом Обороны была поставлена задача теснейшего объединения работы на фронте труда, и сообразно этому Совет Обороны был пре­ образован в Совет Труда и Обороны. В связи с этим VIII Всерос­ сийский съезд Советов постановляет в изменение и дополнение по­ становления от 30 ноября 1918 года, утвердить следующее положе­ ние о СТО: 1) СТО действует на правах Комиссии СНК. 2) В состав СТО входят: на правах его председателя председатель СНК и на правах его членов — народные комиссары: по военным делам, ВСНХ, Народного Комиссариата труда, путей сообщения, земледелия, про­ довольствия, РКИ и один представитель Всероссийского Центрально­ го Совета Профессиональных Союзов. С совещательным голосом участвует управляющий ЦСУ. (См. «Советы народного хозяйства и плановые органы в центре и на местах (1917—1932)». Сб. документов. Госполитиздат, М., 1957, стр. 97).

33 В. И. Л е н и н . Поли. собр. соч., т. 43, стр. 264—291.

18


ты {ведомств, стараясь упростить их и согласовать между гобою 34.

Одной из задач нэпа (было изменение методов управления народным хозяйством на основе развития инициативы масс в управлении страной, усиления материальной заинтересован­ ности и использования хозяйственного расчета. Давая харак­ теристику хозяйственному расчету в этот период, В. И. Ленин писал: «Перевод .госпредприятий на так называемый хозяйст­ венный расчет неизбежно и неразрывно связан с новой эко­ номической политикой, и в ближайшем будущем неминуемо этот тип станет преобладающим, если не исключительным»35.

Ввосстановительный период совершенствовались система

иаппарат управления. В системе центральных органов управ­

ления народным хозяйством, созданных под руководством В. И. Ленина, ведущее место занимала Государственная об­ щеплановая комиссия (Госплан). 22 февраля 1921 года В. И. Ленин подписал положение о государственной обще­ плановой комиссии. Изменившиеся условия породили необхо­ димость создания нового органа пролетарской диктатуры. Рождением Госплана было положено начало организации планового руководства народным хозяйством в масштабе всей страны. Оно стало возможным с переходом основных средств производства в общенародную собственность.

В постановлении об организации Госплана говорилось: «При СТО создается общеплановая комиссия для разработ­ ки единого общегосударственного плана» 36. На общеплановую комиссию возлагались обязанности не только разработки, но и контроля за осуществлением общего государственного пла­ на развития народного хозяйства страны: Аппарат управле­ ния — президиум и члены Государственной общеплановой комиссии назначались СТО 37. В. И. Ленин требовал от Гос­ плана научного составления обоснованных планов для разви­ тия всего народного хозяйства, он предлагал расширить пра­ ва этого органа и придать ему некоторые законодательные функции. В записке «О придании законодательных функций Госплану» В. И. Ленин писал: «Госплан, по-видимому, разви­ вается у нас всесторонне в ’комиссию экспертов. Во главе такого учреждения не может не стоять лицо с большим опы­

34

В.

И. Л е н и н .

Поли. собр. co-ч., том 43, стр. 271—2712.

35

В.

И. Л е н и н .

Поли. собр. соч., т. 44, стр. 342—343.

36

Ленинский сборник XXXV, стр. 225.

37 См. «Советы народного хозяйства и плановые органы в центре и на местах (1917—1932 гг)». Сб. документов, Госполитиздат, М., 1957,

стр. 100—101.

19



том и всесторонним научным образованием-.. Известная не­ зависимость и самостоятельность Госплана обязательна с точки зрения авторитета этого научного учреждения»38. Роль и значение Госплана возрастали и совершенствовались.

Рзаработанные В. И. Лениным теория, методология и практика народнохозяйственного планирования вошли в со­ кровищницу мировой науки наряду с крупнейшими достиже­ ниями XX века. В. И. Ленин дал научное решение коренных проблем планирования и управления социалистической эко­ номикой. Характеризуя работу Госплана XII съезд РКП (б) отмечал: «придать Госплану -более определенное положение, более твердую организацию, более ясные и бесспорные пра­ ва... Должно быть установлено.., что ни один общегосударст­ венный хозяйственный вопрос не проводится в высших ор­ ганах республики помимо Госплана»39.

Деятельность Госплана полностью подтвердила ленинские предвидения о роли и значении этого органа управления на­ родным хозяйством. Аппарат Госплана в своей работе пол­ ностью руководствовался ленинскими указаниями и на про­ тяжении всего социалистического строительства обеспечивал использование преимущества планового ведения хозяйства в нашей стране-

Вслед за Госпланом в центре был создан ряд плановых комиссий по отраслям промышленности, а на местах — об­ ластные и плановые комиссии, во главе которых стояли пред­ ставители трудящихся масс.

Как уже было сказано, Советская власть в первые годы своего существования не имела своих кадров управления. Отсутствие кадров аппарата управления ставило Советское государство в особо трудное положение. В. И. Ленин указы­ вал, что вопрос о кадрах затрагивает все участки жизни нового общества, что без своих -специалистов рабочий класс

итрудовое крестьянство не могут строить новое общество. Как показал опыт, кадры управления социалистическим

хозяйством формируются тремя основными -путями: выдви­ жением и воспитанием наиболее способных представителей трудящихся классов, путем специальной профессиональной подготовки и воспитания новых специалистов через различ­ ные системы обучения и путем привлечения и перевоспитания старых специалистов. Причем в первые годы Советской вла­

38

В. И.

Л е н и н .

Поли. собр. соч., т. 45, стр. 352.

33

КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пле­

нумов ЦК,

ч. I, изд.

7-е, Госполитиздат, 1954, стр. 692.

20


сти на первое место выдвигался вопрос о привлечении и перевоспитании старых специалистов, так как без использо­ вания их знаний, их опыта и труда невозможно было практи­ чески использовать достижения в различных областях жизни общества, созданные прошлыми поколениями. Без привле­ чения старых специалистов нельзя было решить задачу подготовки новых специалистов ни путем выдвижения, ни через различные системы обучения.

Использование старых специалистов в значительной сте­ пени зависело от правильного подхода к интеллигенции, от умения перевоспитать ее. Надо было доказать ей, что новая власть — не враг культуры и прогресса, что она, наоборот, кровно заинтересована в том, чтобы создать наиболее благо­ приятные условия для продвижения достижений науки в народные массы. Надо было заставить старых специалистов служить народу, но заставить не из-под палки, не путем насилия, а осторожно, тактично, опираясь на лучшие чув­ ства — патриотизм, трудолюбие, веру в науку.

Образцом умелого подхода к старым специалистам явля­ лось отношение к ним В. И. Ленина. Он неустанно подчер­ кивал ценность их знаний и необходимость умелого их использования. «Крупного ученого, большого специалиста в той или инойобласти надобно щадить до самой последней крайности, если даже он реакционер»40- В. И. Ленин учил подходить к специалистам науки и техники очень осторожно-

ивнимательно, учась у них и тактично помогая им стано­ виться на новые позиции.

Процесс перевоспитания старой интеллигенции начался сразу же после Октября. На вооружение взято было все —

иреволюционная агитация (статьи и обращения в печати,, диспуты, выступления руководителей партии и правительства

на собраниях и митингах), и личные контакты и беседы с ней В. И. Ленина, А. В. Луначарского и др.

Уже весной 1918 года В. И. Ленин писал, что эпоха красногвардейских атак в' основном закончена, и теперь сту­ чится эпоха использования пролетарскою государственноювластью буржуазных специалистов для такого перепахивания, почвы, чтобы на ней вовсе не могла расти никакая буржуа­ зия 41. Решающую роль в приобщении буржуазных специа­

40 А. В. Л у н а ч а р с к и й . Интеллигенция и ее место в со­ циалистическом строительстве. «Революция и культура», 1927, № 1, стр. 29.

41 В. И. Л е н и н . Поли. собр. соч„ т. 36, стр. 178.

21