Файл: Затышняк, В. Е. Социально-экономическая природа аппарата управления при социализме.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
наркоматов, координировал их работу и действовал на правах комиссии Совета Народных Комиссаров. Особенно напряжен ной и всесторонней была работа СТО, когда им непосредст венно руководил В. И. Ленин. Почти все вопросы касавшиеся экономической жизни страны на заседания СТО готовил и докладывал сам В. И. Ленин.
После окончания гражданской войны и с переходом стра ны к новой экономической политике В. И. Ленин разработал от имени СТО ряд важнейших документов, в которых ориен тировал органы аппарата управления для работы в новых хозяйственных условиях. Такими документами были «Проект постановления СТО о местных экономических совещаниях, об отчетности и о руководстве наказом СТО», «Наказ от СТО (Совета Труда и Обороны) местным советским учрежде ниям» 33 и др.
Указания изложенные в этих документах определяли кон кретную программу работы всех местных советских и хо зяйственных органов в условиях новой экономической полити ки. Выступая 21 мая 1921 года с наказом СТО В. И. Ленин говорил, что местные экономические совещания должны быть организованы по типу СТО (Совета Труда и Обороны) и на ходиться в таких же отношениях к местным исполкомам, в каких СТО находится к Совнаркому. СТО работает на пра вах Комиссии Совнаркома; при условии подбора членов СТО из членов GHK получается полнейшая согласованность рабо ты обоих учреждений, устранение всяких возможностей тре ний между ними, быстрота работы, простота аппарата, ибо никакого аппарата СТО не ,создает, а работает через анпара-
ведомств в деле мобилизации сил и средств страны в интересах обо роны. Военная обстановка в апреле 1920 года позволила Советской Республике приступить к хозяйственному строительству, и перед Со ветом Обороны была поставлена задача теснейшего объединения работы на фронте труда, и сообразно этому Совет Обороны был пре образован в Совет Труда и Обороны. В связи с этим VIII Всерос сийский съезд Советов постановляет в изменение и дополнение по становления от 30 ноября 1918 года, утвердить следующее положе ние о СТО: 1) СТО действует на правах Комиссии СНК. 2) В состав СТО входят: на правах его председателя председатель СНК и на правах его членов — народные комиссары: по военным делам, ВСНХ, Народного Комиссариата труда, путей сообщения, земледелия, про довольствия, РКИ и один представитель Всероссийского Центрально го Совета Профессиональных Союзов. С совещательным голосом участвует управляющий ЦСУ. (См. «Советы народного хозяйства и плановые органы в центре и на местах (1917—1932)». Сб. документов. Госполитиздат, М., 1957, стр. 97).
33 В. И. Л е н и н . Поли. собр. соч., т. 43, стр. 264—291.
18
ты {ведомств, стараясь упростить их и согласовать между гобою 34.
Одной из задач нэпа (было изменение методов управления народным хозяйством на основе развития инициативы масс в управлении страной, усиления материальной заинтересован ности и использования хозяйственного расчета. Давая харак теристику хозяйственному расчету в этот период, В. И. Ленин писал: «Перевод .госпредприятий на так называемый хозяйст венный расчет неизбежно и неразрывно связан с новой эко номической политикой, и в ближайшем будущем неминуемо этот тип станет преобладающим, если не исключительным»35.
Ввосстановительный период совершенствовались система
иаппарат управления. В системе центральных органов управ
ления народным хозяйством, созданных под руководством В. И. Ленина, ведущее место занимала Государственная об щеплановая комиссия (Госплан). 22 февраля 1921 года В. И. Ленин подписал положение о государственной обще плановой комиссии. Изменившиеся условия породили необхо димость создания нового органа пролетарской диктатуры. Рождением Госплана было положено начало организации планового руководства народным хозяйством в масштабе всей страны. Оно стало возможным с переходом основных средств производства в общенародную собственность.
В постановлении об организации Госплана говорилось: «При СТО создается общеплановая комиссия для разработ ки единого общегосударственного плана» 36. На общеплановую комиссию возлагались обязанности не только разработки, но и контроля за осуществлением общего государственного пла на развития народного хозяйства страны: Аппарат управле ния — президиум и члены Государственной общеплановой комиссии назначались СТО 37. В. И. Ленин требовал от Гос плана научного составления обоснованных планов для разви тия всего народного хозяйства, он предлагал расширить пра ва этого органа и придать ему некоторые законодательные функции. В записке «О придании законодательных функций Госплану» В. И. Ленин писал: «Госплан, по-видимому, разви вается у нас всесторонне в ’комиссию экспертов. Во главе такого учреждения не может не стоять лицо с большим опы
34 |
В. |
И. Л е н и н . |
Поли. собр. co-ч., том 43, стр. 271—2712. |
35 |
В. |
И. Л е н и н . |
Поли. собр. соч., т. 44, стр. 342—343. |
36 |
Ленинский сборник XXXV, стр. 225. |
37 См. «Советы народного хозяйства и плановые органы в центре и на местах (1917—1932 гг)». Сб. документов, Госполитиздат, М., 1957,
стр. 100—101.
19
том и всесторонним научным образованием-.. Известная не зависимость и самостоятельность Госплана обязательна с точки зрения авторитета этого научного учреждения»38. Роль и значение Госплана возрастали и совершенствовались.
Рзаработанные В. И. Лениным теория, методология и практика народнохозяйственного планирования вошли в со кровищницу мировой науки наряду с крупнейшими достиже ниями XX века. В. И. Ленин дал научное решение коренных проблем планирования и управления социалистической эко номикой. Характеризуя работу Госплана XII съезд РКП (б) отмечал: «придать Госплану -более определенное положение, более твердую организацию, более ясные и бесспорные пра ва... Должно быть установлено.., что ни один общегосударст венный хозяйственный вопрос не проводится в высших ор ганах республики помимо Госплана»39.
Деятельность Госплана полностью подтвердила ленинские предвидения о роли и значении этого органа управления на родным хозяйством. Аппарат Госплана в своей работе пол ностью руководствовался ленинскими указаниями и на про тяжении всего социалистического строительства обеспечивал использование преимущества планового ведения хозяйства в нашей стране-
Вслед за Госпланом в центре был создан ряд плановых комиссий по отраслям промышленности, а на местах — об ластные и плановые комиссии, во главе которых стояли пред ставители трудящихся масс.
Как уже было сказано, Советская власть в первые годы своего существования не имела своих кадров управления. Отсутствие кадров аппарата управления ставило Советское государство в особо трудное положение. В. И. Ленин указы вал, что вопрос о кадрах затрагивает все участки жизни нового общества, что без своих -специалистов рабочий класс
итрудовое крестьянство не могут строить новое общество. Как показал опыт, кадры управления социалистическим
хозяйством формируются тремя основными -путями: выдви жением и воспитанием наиболее способных представителей трудящихся классов, путем специальной профессиональной подготовки и воспитания новых специалистов через различ ные системы обучения и путем привлечения и перевоспитания старых специалистов. Причем в первые годы Советской вла
38 |
В. И. |
Л е н и н . |
Поли. собр. соч., т. 45, стр. 352. |
33 |
КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пле |
||
нумов ЦК, |
ч. I, изд. |
7-е, Госполитиздат, 1954, стр. 692. |
20
сти на первое место выдвигался вопрос о привлечении и перевоспитании старых специалистов, так как без использо вания их знаний, их опыта и труда невозможно было практи чески использовать достижения в различных областях жизни общества, созданные прошлыми поколениями. Без привле чения старых специалистов нельзя было решить задачу подготовки новых специалистов ни путем выдвижения, ни через различные системы обучения.
Использование старых специалистов в значительной сте пени зависело от правильного подхода к интеллигенции, от умения перевоспитать ее. Надо было доказать ей, что новая власть — не враг культуры и прогресса, что она, наоборот, кровно заинтересована в том, чтобы создать наиболее благо приятные условия для продвижения достижений науки в народные массы. Надо было заставить старых специалистов служить народу, но заставить не из-под палки, не путем насилия, а осторожно, тактично, опираясь на лучшие чув ства — патриотизм, трудолюбие, веру в науку.
Образцом умелого подхода к старым специалистам явля лось отношение к ним В. И. Ленина. Он неустанно подчер кивал ценность их знаний и необходимость умелого их использования. «Крупного ученого, большого специалиста в той или инойобласти надобно щадить до самой последней крайности, если даже он реакционер»40- В. И. Ленин учил подходить к специалистам науки и техники очень осторожно-
ивнимательно, учась у них и тактично помогая им стано виться на новые позиции.
Процесс перевоспитания старой интеллигенции начался сразу же после Октября. На вооружение взято было все —
иреволюционная агитация (статьи и обращения в печати,, диспуты, выступления руководителей партии и правительства
на собраниях и митингах), и личные контакты и беседы с ней В. И. Ленина, А. В. Луначарского и др.
Уже весной 1918 года В. И. Ленин писал, что эпоха красногвардейских атак в' основном закончена, и теперь сту чится эпоха использования пролетарскою государственноювластью буржуазных специалистов для такого перепахивания, почвы, чтобы на ней вовсе не могла расти никакая буржуа зия 41. Решающую роль в приобщении буржуазных специа
40 А. В. Л у н а ч а р с к и й . Интеллигенция и ее место в со циалистическом строительстве. «Революция и культура», 1927, № 1, стр. 29.
41 В. И. Л е н и н . Поли. собр. соч„ т. 36, стр. 178.
21