Файл: Затышняк, В. Е. Социально-экономическая природа аппарата управления при социализме.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
листов к делу строительства социализма сыграли организаци онные и практические мероприятия Советской власти по раз витию науки и забота об улучшении материального положения ученых.
Перевоспитание кадров старой инженерно-технической ин теллигенции имело свои особенности. Ее надо было убедить, что народ взял власть не для того, чтобы разрушать, а для того, чтобы строить, творить, созидать. К выводам марксист ско-ленинской теории их надо было подвести через данные их науки, через практическое участие в строительстве социа листической экономики. Большое значение имело привлечение на сторону Советской власти видных, авторитетных в науч ном мире ученых. И это в основном удалось сделать. Разны ми и сложными путями пришли и твердо встали на позиции Советской власти такие ученые, как академик А- Н. Северцов, ученый-горняк А. А. Скочинский, ученый^гидроэнергетик Т. О. Графтио, ученые-химики А. Н. Бах и Н. Д. Зелинский, геолог-нефтяник И. М. Губкин, профессор по проектирова нию и постройке мостов Е. О. Патон, ученый и инженер И. Л. Александров, инженер-металлург И. П- Бардин, изо бретатель В. И. Шухов, нефтехимик С. В. Лебедев и многие другие42.
Подчеркивая необходимость использования буржуазных специалистов, в первые годы существования Республики Со ветов, В. И. Ленин писал, что лучшие организаторы и круп нейшие специалисты могут быть использованы государством либо по-старому, по-буржуазному (т. е. за высокую плату), либо по-новому, по-пролетарски (т. е. создание той обстанов ки всенародного учета и контроля снизу, которая неизбежно и сама собою подчинила и привлекла бы специалистов) 43. Советскому государству пришлось выплачивать буржуазным специалистам, используемым в аппарате управления, высо кую платуЭто была плата за учебу у капиталистов-ортани- заторов, у инженеров-руководителей.
Например, в 1925 году, когда наша страна приступала к созданию материально-технической базы социализма, раз
ница |
в заработной |
плате рабочих |
и |
служащих аппарата |
|
управления была весьма значительной. |
|
||||
42 |
Э. Л. В а с и н а . |
Культурная революция и некоторые пробле |
|||
мы |
коммунистического |
воспитания. |
Издательство МГУ, 1970, |
||
стр. |
48—49. |
|
собр. соч., т. |
36, |
стр. 179. |
43 |
В. И. Ленин. Поли. |
22
Среднемесячная заработная плата рабочих промышленности и служащих аппарата управления в 1923 году
(в рублях тех лет)44.
Категории работников |
Заработная плата |
|
|
в 1926 голу. |
|
Рабочие крупной фабрично-заводской промышленности |
44,17 |
|
Рабочие цензовой промышленности |
|
44,68 |
Служащие губернского и областного управления |
|
60,08 |
Служащие центрального управления |
|
112,83 |
Из приведенной таблицы видно, что Советское государ ство вынуждено было согласиться на высокую оплату «услуг» крупнейших из буржуазных специалистов. Такая мера была компромисом, отступлением от принципов Па рижской Коммуны и всякой пролетарской власти, требующих оведения жалований аппарату управления к уровню платы среднему рабочему45.
Особенности социалистического общества и специфика управления в условиях демократического централизма тре бовали большого внимания к проблемам подбора, расстанов ки и воспитания кадров, осуществляющих руководство и уп равление. Принципы подбора, расстановки и воспитания кадров были выработаны В. И. Лениным. Он писал: «Всякая работа управления требует особых свойств. Можно быть самым сильнейшим революционером и агитатором и совершенно непригодным администратором. Но тот кто присматривается к практической жизни и имеет житейский опыт, знает, что, чтобы управлять, нужно быть компетентным, нужно полно стью и до точности знать все условия производства..., нужно иметь известное научное образование. Вот те условия, кото рым мы должны удовлетворять во что бы то ни стало»46. В. И. Ленину принадлежит заслуга в разработке метода и создании всех органов .управления в нашей стране сверху донизу. Он не только разработал методы подбора и расста новки кадров аппарата управления, но и обучал, воспитывал их, принимал активное участие в процессе совершенствова ния социалистического аппарата управления.
44 |
Статистический справочник СССР, 1927, изд. ЦСУ СССР, М.,. |
|||
1927, стр. 296, 298, 290. |
Поли. собр. соч., т. 36, стр. 179. |
|||
45 |
В. |
И. |
Л е н и н . |
|
40 |
В. |
И. |
Л е н и н . |
Поли. собр. соч., т. 40, стр. 215. |
23
Опыт 'социалистического хозяйствования показывает, что решение проблемы повышения эффективности общественного производства зависит от состояния управления народным хозяйством, от кадров этого управления. Именно здесь зало жены большие возможности роста производительности труда, достижения более высоких экономических результатов при наименьших затратах труда.
В первые годы Советской власти и особенно в период восстановления народного хозяйства по призыву В. И. Лени на было развернуто движение за овладение организационной культурой, необходимой для строительства первого в мире социалистического аппарата управления государственной и экономической жизнью страны.
Особенно плодотворным для развития научных исследо ваний и обобщений проблем управления был период 1920— 1930 годов, когда в СССР по ленинской инициативе была создана сеть специальных научных центров (Центральный институт труда в Москве, Институт техники управления при Народном Комиссариате рабоче-крестьянской инспекции, Ин ститут научной организации труда в Казани и многие дру гие), были созданы и периодические органы печати, освещав шие многообразные вопросы организации производства, тру да и управления.
В эти же годы на русский язык переводится ряд работ из иностранной литературы по вопросам управления народ ным хозяйством47. Этим самым подчеркивалась необходи-
47 Так, в 1924 году на русский язык были переведены работы фран цузского инженера А. Файоля «Общее и промышленное управление», «Научная организация труда», «Позитивное управление». В 1925 го ду были переведены работы американского инженера Ф. У. Тейлора «Управление предприятием» и «Принципы и методы научной орга низации управления», в книге «Научная организация труда» (НКПС, Транспечать, 1925). В 1927 году в русском переводе вышла книга американского экономиста Г. Черча «Основы управления производ ством». В 1930 году в СССР вышла книга американского экономиста Г. Эмерсона «Двадцать принципов производительности труда» и др.
24
масть изучения и совершенствования всех форм и методов управления народным хозяйством в новых исторических условиях, учитывая и все лучшее из опыта капиталистических государств.
Выбирая наилучшие формы и методы управления социа листической экономикой, ленинская наука хозяйствования большое место уделяла правильному сочетанию отраслевого и территориального принципа в управлении народным хозяй ством.
Уже с первых шагов существования советской социали стической государственности, в народном хозяйстве сложи лись своеобразные производственно-отраслевые методы уп равления. Управление промышленным производством осу ществлялось через ряд крупных вертикальных объединений, которые в хозяйственном отношении являлись относительно самостоятельными и несколько изолированными друг от Друга.
Необходимость такой организации обусловливалась тем, что, как бы хорошо ни работали центральные органы управ ления, их аппарат не в состоянии был знать все специфические особенности различных групп предприятий и организаций. Эти особенности могли лучше знать местные органы. Для создания такой взаимосвязанной системы управления необхо димо было найти наилучшие методы сочетания централизо ванного руководства с развитием инициативы и самостоя тельности местных органов. 20 мая 1922 года в работе «О «двойном» подчинении и законности» В. И. Ленин раскрыл сущность этой системы управления: «Двойное» подчинение необходимо там, где надо уметь учитывать существующую неизбежность различия»48. При такой системе управления местные хозяйственные органы и их аппарат подчинены «с одной стороны, центру в лице соответствующего наркомата, с другой стороны — местному губисполкому» 49.
48 |
В. И. |
Л ен и н. |
Поли. собр. соч., т. 45, стр. 198. |
49 |
Т а м |
ж е, стр. |
197. |
25
С Х Е М А органов управления производством, существовавшая в 20-е годы
в СССР 49а
Приведенное выше ленинское положение о «двойном» подчинении говорит о том, что местные Советы являются единственными органами государственной власти на опреде ленной территории, обладающими распорядительными и исполнительными правами. Руководствуясь этим ленинским принципом, большинство республиканских и местных органов государственного управления народным хозяйством и сейчас имеют двойное подчинение — соответствующее местному ор гану государственной власти и вышестоящему, центральному органу государственного и хозяйственного управления.
Такое сочетание централизованного, отраслевого и мест ного территориального принципа в руководстве народным хозяйством, разработанное В. И. Лениным, дает Советской власти возможность устанавливать наиболее .правильные взаимоотношения между различными отраслями народного хозяйства, между центральными и местными хозяйственными органами.
4ва Схема составлена на основе документов, опубликованных в сборнике Советы народного хозяйства и плановые органы в центре и на местах (1917—1932 гг.), Госполитиздат, М., 1957.
26
Ленинские принципы хозяйственно-экономического руко водства народным хозяйством страны всегда сохраняли свое значение и творчески проводились коммунистической партией в жизнь. Результатом этого явилось то, что аппарат управле ния народным хозяйством постоянно совершенствовался, укреплялся. На протяжении всего периода своего существо вания структура органов ВСНХ и СНХ менялась и преобра зовывалась в зависимости от народнохозяйственных задач 50, а в январе 1932 года ЦИК и Совнарком Союза ССР поста новили: «Преобразовать ВСНХ Союза ССР в Общесоюзный Народный Комиссариат тяжелой промышленности, выделив из его ведения легкую, а также лесную и лесоперерабаты вающую промышленность»51.
Уже к концу 30-х годов у нас сложилась и окончательно закрепилась система управления народным хозяйством на социалистической основе52. Эта система органов управления выдержала испытания в годы Великой Отечественной войны и сыграла важную роль в период восстановления разрушен ного войной народного хозяйства, строительства социализма вплоть до 1957 года.
Таким образом, система управления социалистическим производством, ее аппарат окончательно складываются лишь с победой социалистических производственных отношений в масштабе всей страны. Эта система выработала устойчивость и стабильность управления, просуществовав до второй поло вины 50-х годов. Основой системы были созданные и руководимые В. И. Лениным органы управления народным хозяйством страны и их аппарат, родившийся вместе с Со ветской властью. Социалистическая система управления на родным хозяйством обеспечила перевод всего производства на новые экономические рельсы. Родившийся и развиваю щийся социалистический аппарат управления полностью соответствовал требованиям политического и экономического развития страны, как в условиях переходного периода qt капитализма к социализму, так и в условиях строительства социализма. Социалистический аппарат управления позволил
50 См. кн.: Совнархозы и плановые органы на местах (1917— 1932 гг.). Госполитиздат, М., 1957.
51Сборник законов и распоряжений рабоче-крестьянского прави тельства СССР, 1932, № 1, стр. 4.
52КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пле нумов ЦК, ч. III, Изд. 7-е, Госполитиздат, 1954, стр. 336—337.
27
коммунистической партии и Советскому государству вовлечь широкие народные массы в хозяйственное и политическое руководство, в строительство социализма в целом.
С Х Е М А
органов управления производством, сложившаяся в 1932—1957 гг.
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ В ПЕРИОД РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА
Марксизм-ленинизм научно обосновал, практика социали стического строительства -подтвердила неизбежность двух фаз в развитии коммунистической общественно-экономической формации: социализма — первой фазы и коммунизма — вто рой фазы. Каждая из этих фаз в процессе становления ком мунистического способа производства не остается неизмен ной, а постоянно развивается, совершенствуется и характе ризуется разными ступенями зрелости.
Исходя из этого, коммунистическая партия и Советское правительство п{>и выработке экономической политики учиты вает своеобразие каждого этапа социалистического и комму нистического строительства, особенности внутренних и внеш них условий, в которых находится страна.
Обобщение опыта строительства социализма в нашей стра не и других странах социализма практически подтверждает также 'гениальные предвидения классиков марксизма-лениниз ма о том, что переходный период от капитализма к социализ му завершается постронием социалистического общества первой фазы коммунизма.
В ССОР переходный период занял 20 лет (1917— 1936 гг.) • и завершился наступлением первой фазы коммунизма — со циализма. В своем развитии социализм, как первая фаза коммунизма, проходит два этапа. Первый этап — в основном построенное социалистическое обществоЭтот этап в нашей стране охватывает период со второй половины 30-х годов и до конца 50-х — начала 60-х годов, т. е- около тридцати лет. Второй этап — развитое социалистическое общество, которое вырастает на основе решения задач первого этапа социали-
29