Файл: Готлобер, В. М. Научная организация и дисциплина труда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ства, при социализме выступает как необходи­ мый обществу общественно полезный труд. По­ этому в условиях социализма нет и не может быть пренебрежения к каким-либо професси­ ям или видам труда. Любой труд, необходимый и полезный обществу, окружен у нас уважени­ ем и почетом.

Социалистический труд — труд научно ор­ ганизованный. Только на основе повседневно­ го внедрения в производство, в организацию труда, постоянно обогащающихся достижений науки, техники и производственного опыта воз­ можно достичь той высшей производительности труда, которая, по словам В. И. Ленина, явля­ ется в 'конечном счете, самым (важным и са­ мым главным для победы коммунизма. Науч­ ная организация труда (НОТ) в масштабах всего общества является величайшим завоева­ нием социалистической революции, важней­ шим преимуществом социализма над капита­ лизмом. Ее постоянное укрепление и совершен­ ствование в развитом социалистическом об­ ществе выступает одним из самых важных объектов планирования. Планомерная органи­ зация труда — общества в целом, отдельных трудовых коллективов и каждого отдельного рабочего — позволяет наиболее полно исполь­ зовать имеющиеся производственные возмож­ ности, добиваться максимума результатов при минимально необходимых для этого затратах живого и овещественного труда, вести хозяй­ ство рачительно, экономно, обеспечивая неук­ лонный рост производительности труда и эко­ номии рабочего времени на производство каж­ дой единицы общественного продукта.

Социалистическая организация труда орга-

10

Сущность и задачи научной организации труда на предприяти­ ях

цически связана с ¡социалистическим соревно­ ванием. От первых коммунистических суббот­ ников до Всесоюзного субботника в честь сто­ летия со дня рождения В. И. Ленина и суббот­ ника 'в честь XXIV съезда КПСС, от первых ударных бригад до современных форм движе­ ния за коммунистическое отношение к труду, социалистическое соревнование прошло слав­ ный путь, повседневно принося все новые и но­ вые факты неиссякаемого творчества масс, на­ правленного на достижение великой цели — создания коммунизма. В социалистическом соревновании как бы аккумулируются все осо­ бенности социалистической организации тру­ да, движущие стимулы его развития при социа­ лизме, в нем наиболее ярко раскрываются чер­ ты тружеников социалистического общества, как сознательных творцов новой жизни, насто­ ящих героев труда.

Социалистическое соревнование — могучее средство выявления и мобилизации внутрипро­ изводственных резервов для повышения эф­ фективности производства, одна из важных форм коммунистического воспитания масс, развития деловой критики и самокритики не­ достатков и их преодоления, всестороннего развития тружеников социалистического об­ щества.

Организация труда пред­ ставляет собой важней­ ший элемент организации производства. Это и по­ нятно. Как бы ни была со­

вершенна техника производства, она без людей мертва. От знаний, умения и организованности людей зависит, что может она дать в интере-

11


сах общества, коллектива, каждого труженика. С научно-техническим прогрессом роль че­ ловека в производстве не только не снижается, напротив, она непрерывно возрастает. Почему на предприятиях, оснащенных одинаковыми техническими средствами, различны результа­ ты их деятельности? Почему с одинаковых станков снимается различное количество про­ дукции? В значительной мере это объясняется разным уровнем организации труда работни­ ков, их квалификации, их умения работать. Вот почему еще на заре Советской власти В. И. Ленин говорил: «Учиться работать — эту задачу Советская власть должна поставить пе­

ред народом во всем ее объеме»1.

Что значит учиться работать? Это значит постоянно овладевать и практически использо­ вать в своем повседневном труде самые сов­ ременные достижения науки и техники, передо­ вой производственный опыт как отечественный, так и зарубежный, находить и использовать резервы, достижения самых высоких результа­ тов в своей работе с минимально необходимы­ ми для этого затратами.

Идея соединения труда с передовыми до­ стижениями науки и техники в интересах об­ щественного прогресса возникла очень давно, но в стройную научную теорию она впервые была превращена К. Марксом, убедительно доказавшим, что такое соединение в интересах трудящихся возможно только в результате со­ циалистической революции, освобождения тру­ да от эксплуатации, что только с переходом средств производства в общественную собст-

1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 36, стр. 189.

12

ценность открываются безграничные возмож­ ности и вместе с тем возникает необходимость такого соединения на благо всего общества.

Первую попытку практического соединения организации труда с достижениями науки и техники предпринял в условиях капиталисти­ ческого строя Ф. Тейлор. Его «научная органи­ зация труда», так же как и современные «си­ стемы» его последователей, подчинена интере­ сам капиталистов, задачам усиления эксплуа­ тации рабочих. Рабочий, его здоровье, его по­ требности, его интересы мало заботят авторов этих систем. «Тейлоризм», как и все современ­ ные формы буржуазной организации труда, представляет собой враждебные интересам трудящихся системы выжимания пота и крови рабочего с помощью научно-технических средств. В них ярко воплощается, по словам В. И. Ленина, зверство буржуазии.

Только социалистическая организация тру­ да создает условия и делает необходимым по­ вседневное и комплексное использование науч­ но-технических достижений в интересах самих трудящихся, роста производительности труда, подъема благосостояния, облегчения условий труда, укрепления здоровья трудящихся, соз­ дания всего необходимого для всестороннего развития их ‘способностей.

С первых дней Советской власти и на всех этапах социалистического строительства пар­ тия и государство постоянно проявляют забо­ ту об укреплении и совершенствовании науч­ ных основ социалистической организации тру­ да. Плодотворная деятельность партии и госу­ дарства в этой области в сочетании с творче­ ской инициативой народных масс явились важ­

13


нейшей предпосылкой неуклонного роста про­ изводительности труда в СССР, всемирноисто­ рических успехов в создании и развитии соци­ алистического строя.

В условиях развитого социалистического общества, стоящих перед ним задач ¡планомер­ ного осуществления научно-технической рево­ люции в интересах создания материально-тех­ нической базы коммунизма и ускорения темпов роста благосостояния народа развитие науч­ ной организации труда отличается рядом осо­ бенностей.

Во-первых, ¡научная организация труда ны­ не все полнее охватывает весь общественный труд. Идет непрерывный процесс укрепления научных основ организации труда на базе но­ вой техники не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве, в строительстве, на тран­ спорте, в сфере управления и в сфере обслужи­ вания.

Во-вторых, высокий культурно-технический уровень и ¡социалистическая сознательность рабочих и колхозников все в большей степени превращает процесс совершенствования науч­ ной организации труда во всенародное дело, связанное с развитием новых форм и укрепле­ нием содружества науки с производством.

В-третьих, совершенствование научной ор­ ганизации труда выступает как важнейшая, неотъемлемая часть государственного плани­ рования. Разработка мер по развитию НОТ стала ныне необходимым элементом составле­ ния техпромфинплана каждого предприятия, а их внедрение — важнейшим критерием оценки деятельности производственных коллективов.

В-четвертых, развитие научной организации

14

1'руда приобрело комплексный характер, охва­ тывая, с одной стороны, организацию труда па рабочих местах, в трудовых коллективах и об­ ществе в целом; с другой стороны — все воз­ можные направления совершенствования НОТ, учитывающие достижения общественных и тех­ нических наук, организационные, технические, экономические стороны НОТ, его физиологи­ ческие, психологические, санитарно-гигиениче­ ские и социальные аспекты.

В-пятых, работа по планированию развития научной организации труда все теснее связыва­ ется и опирается на систематическую аналити­ ческую работу по всесторонней оценке достиг­ нутого уровня организации труда, производст­ ва и управления им, на систематическое выяв­ ление, учет и мобилизацию имеющихся здесь резервов.

В-шестых, в связи с общим возрастанием роли науки в общественной жизни возрастает и роль научной организации труда как в повы­ шении эффективности общественного произ­ водства, в коммунистическом воспитании тру­ дящихся, так и в решении социальных проблем превращения труда в первейшую потребность человека, в преодолении различий между горо­ дом и деревней, физическим и умственным тру­ дом.

В-седьмых, развитие научной организации труда связано с осуществлением экономиче­ ской реформы. С одной стороны, успешное про­ ведение реформы, расширенное социалистиче­ ское воспроизводство, рост поощрительных фондов создают новые широкие возможности для развития НОТ; с другой стороны — посто­ янное совершенствование научной оргапиза-


ции труда выступает в качестве .непременного условия успешного проведения самой рефор­ мы, роста рентабельности предприятий, эконо­ мической эффективности производства.

В отличие от капиталистической организа­ ции труда, где возможности соединения науч­ но-технических достижений с трудом ограничи­ ваются рамками отдельных предприятий, в социалистическом обществе научная организа­ ция труда охватывает весь труд, затрачивае­ мый обществом. Важнейшее значение имеет ее совершенствование на каждом предприятии, в каждом производственном коллективе.

Социалистическое ¡предприятие — первич­ ное звено в народном хозяйстве. Первейшая задача организации труда на предприятии со­ стоит в том, чтобы так распределить в трудо­ вом коллективе рабочие функции, так согласо­ вать работу каждого ¡с работой других, чтобы трудовой коллектив работал подобно хорошо слаженному оркестру, эффективно используя находящиеся в его распоряжении производст­ венные фонды, обеспечивая ритмичный и непрерывный производственный процесс с мак­ симальный при данных условиях экономиче­ ским эффектом. Все работающие на предприя­ тии образуют его промышленно-производствен­ ный персонал. Сумма числа работающих на конец каждого месяца, поделенная на число ме­ сяцев в году, называется среднесписочным чис­ лом работающих на предприятии. Весь про­ мышленно-производственный персонал пред­ приятия подразделяется на производственных рабочих, инженерно-технических работников, служащих и младший обслуживающий персо­ нал. Производственные рабочие, в зависимости

10

I

от выполняемых ими функций, разделяются па основных и вспомогательных.

В связи с переходом, при проведении эко­ номической реформы, на новые условия рабо­ ты каждое предприятие самостоятельно регу­ лирует численность промышленно-производст­ венного персонала в пределах утвержденного фонда заработной платы. В интересах всего общества и коллектива каждого предприятия надлежит добиваться увеличения объема про­ изводства без роста численности работников и, больше того, при ее сокращении. В связи с этим большое народнохозяйственное значение имеет распространение щекинского экспери­ мента, выгодность которого подтверждена и опытом ряда краснодарских предприятий.

На Щекинском химическом комбинате до­ бились резкого увеличения объемов производ­ ства при значительном сокращении численно­ сти коллектива, в первую очередь путем сокра­ щения числа служащих, некоторого уменьше­ ния численности инженерно-технических ра­ ботников и вспомогательных рабочих.

На социалистических предприятиях -приме­ няются две формы организации труда: инди­ видуальная и коллективная. Как форма орга­ низации труда, так и форма его оплаты обу­ словлены техническим уровнем и типом произ­ водства, особенностями технологии производ­ ства и задачами, стоящими перед предприя­ тием, степенью развития специализации и кооперации труда. / Х

Специализация и кооперация —^это две сто­ роны разделения труда. Йем.плубжё специализация труда отдельны^' работников, тем-.боль- шее значение в общих результатах труда име-2

2 Заказ № 474


ет четкость, «надежность» его кооперации. Наиболее распространенными на социалисти­ ческих предприятиях являются следующие ви­ ды разделения труда:

технологическое, связанное с разделением производственного процесса по переделам, фа­ зам (стадиям) и циклам;

квалификационное, учитывающее различ­ ную степень сложности выполняемых работ;

функциональное, обусловленное специфич­ ностью задач, связанных е ними рабочих функ­ ций, выполняемых различными группами про­ мышленно-производственного персонала, ра­ ботниками различных профессий;

пооперационное, предполагающее закрепле­ ние за отдельным работником или группой ра­ ботников выполнения повторяющейся опера­ ции в едином технологическом процессе.

Разделение труда в производственном кол­ лективе лежит в основе организационно-произ­ водственной структуры предприятия, его деле­ ния на производственные подразделения, участки. Совершенствование специализации внутри предприятия, образование специализи­ рованных цехов, участков — важный фактор повышения производительности коллективно­ го труда и рентабельности производства. Вну­ трихозяйственная специализация, научно обо­ снованная и тщательно рассчитанная, — одно из важных направлений дальнейшего подъема экономики совхозов и колхозов.

Первичным подразделением социалистиче­ ского предприятия, основной ячейкой трудово­ го коллектива в промышленности является бригада, в сельском хозяйстве такой ячейкой все в большей степени становится звено.

18

Производственной бригадой на промышлен­ ном предприятии называется коллектив, объе­ диняющий рабочих одинаковой или различных профессий, которые выполняют единые произ­ водственные задания и совместно отвечают за результаты работы.

В зависимости от степени однородности вы­ полняемых бригадой технологических процес­ сов, операций их подразделяют на специализи­ рованные и комплексные. Как показывает опыт, в комплексных бригадах, благодаря ши­ рокому внедрению взаимозаменяемости рабо­ чих, овладевших смежными профессиями, луч­ ше используется рабочее время, снижаются его потери, повышается качество выпускаемой продукции, усиливается взаимоконтроль и взаимопомощь в работе. Широкое распрост­ ранение за последние годы получили ком­ плексные бригады в строительстве.

Задачи развития социалистической органи­ зации труда на промышленных и сельскохозяй­ ственных предприятиях на современом этапе коммунистического строительства определены XXIV съездом КПСС как задачи повышения роли трудовых коллективов в общественно-по­ литической жизни, в управлении производст­ вом и коммунистическом воспитании трудя­ щихся, как задачи всемерной интенсификации производства, ускорения темпов роста произво­ дительности труда, рентабельности производ­ ства на основе широкого внедрения научнотехнических достижений, научной организации труда, производства и управления.

Совершенствование научной

организации

труда — комплексная

проблема,

успешно ре­

шаемая на каждом

предприятии. За годы

2*

19