Файл: Готлобер, В. М. Научная организация и дисциплина труда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
ства, при социализме выступает как необходи мый обществу общественно полезный труд. По этому в условиях социализма нет и не может быть пренебрежения к каким-либо професси ям или видам труда. Любой труд, необходимый и полезный обществу, окружен у нас уважени ем и почетом.
Социалистический труд — труд научно ор ганизованный. Только на основе повседневно го внедрения в производство, в организацию труда, постоянно обогащающихся достижений науки, техники и производственного опыта воз можно достичь той высшей производительности труда, которая, по словам В. И. Ленина, явля ется в 'конечном счете, самым (важным и са мым главным для победы коммунизма. Науч ная организация труда (НОТ) в масштабах всего общества является величайшим завоева нием социалистической революции, важней шим преимуществом социализма над капита лизмом. Ее постоянное укрепление и совершен ствование в развитом социалистическом об ществе выступает одним из самых важных объектов планирования. Планомерная органи зация труда — общества в целом, отдельных трудовых коллективов и каждого отдельного рабочего — позволяет наиболее полно исполь зовать имеющиеся производственные возмож ности, добиваться максимума результатов при минимально необходимых для этого затратах живого и овещественного труда, вести хозяй ство рачительно, экономно, обеспечивая неук лонный рост производительности труда и эко номии рабочего времени на производство каж дой единицы общественного продукта.
Социалистическая организация труда орга-
10
цически связана с ¡социалистическим соревно ванием. От первых коммунистических суббот ников до Всесоюзного субботника в честь сто летия со дня рождения В. И. Ленина и суббот ника 'в честь XXIV съезда КПСС, от первых ударных бригад до современных форм движе ния за коммунистическое отношение к труду, социалистическое соревнование прошло слав ный путь, повседневно принося все новые и но вые факты неиссякаемого творчества масс, на правленного на достижение великой цели — создания коммунизма. В социалистическом соревновании как бы аккумулируются все осо бенности социалистической организации тру да, движущие стимулы его развития при социа лизме, в нем наиболее ярко раскрываются чер ты тружеников социалистического общества, как сознательных творцов новой жизни, насто ящих героев труда.
Социалистическое соревнование — могучее средство выявления и мобилизации внутрипро изводственных резервов для повышения эф фективности производства, одна из важных форм коммунистического воспитания масс, развития деловой критики и самокритики не достатков и их преодоления, всестороннего развития тружеников социалистического об щества.
Организация труда пред ставляет собой важней ший элемент организации производства. Это и по нятно. Как бы ни была со
вершенна техника производства, она без людей мертва. От знаний, умения и организованности людей зависит, что может она дать в интере-
11
сах общества, коллектива, каждого труженика. С научно-техническим прогрессом роль че ловека в производстве не только не снижается, напротив, она непрерывно возрастает. Почему на предприятиях, оснащенных одинаковыми техническими средствами, различны результа ты их деятельности? Почему с одинаковых станков снимается различное количество про дукции? В значительной мере это объясняется разным уровнем организации труда работни ков, их квалификации, их умения работать. Вот почему еще на заре Советской власти В. И. Ленин говорил: «Учиться работать — эту задачу Советская власть должна поставить пе
ред народом во всем ее объеме»1.
Что значит учиться работать? Это значит постоянно овладевать и практически использо вать в своем повседневном труде самые сов ременные достижения науки и техники, передо вой производственный опыт как отечественный, так и зарубежный, находить и использовать резервы, достижения самых высоких результа тов в своей работе с минимально необходимы ми для этого затратами.
Идея соединения труда с передовыми до стижениями науки и техники в интересах об щественного прогресса возникла очень давно, но в стройную научную теорию она впервые была превращена К. Марксом, убедительно доказавшим, что такое соединение в интересах трудящихся возможно только в результате со циалистической революции, освобождения тру да от эксплуатации, что только с переходом средств производства в общественную собст-
1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 36, стр. 189.
12
ценность открываются безграничные возмож ности и вместе с тем возникает необходимость такого соединения на благо всего общества.
Первую попытку практического соединения организации труда с достижениями науки и техники предпринял в условиях капиталисти ческого строя Ф. Тейлор. Его «научная органи зация труда», так же как и современные «си стемы» его последователей, подчинена интере сам капиталистов, задачам усиления эксплуа тации рабочих. Рабочий, его здоровье, его по требности, его интересы мало заботят авторов этих систем. «Тейлоризм», как и все современ ные формы буржуазной организации труда, представляет собой враждебные интересам трудящихся системы выжимания пота и крови рабочего с помощью научно-технических средств. В них ярко воплощается, по словам В. И. Ленина, зверство буржуазии.
Только социалистическая организация тру да создает условия и делает необходимым по вседневное и комплексное использование науч но-технических достижений в интересах самих трудящихся, роста производительности труда, подъема благосостояния, облегчения условий труда, укрепления здоровья трудящихся, соз дания всего необходимого для всестороннего развития их ‘способностей.
С первых дней Советской власти и на всех этапах социалистического строительства пар тия и государство постоянно проявляют забо ту об укреплении и совершенствовании науч ных основ социалистической организации тру да. Плодотворная деятельность партии и госу дарства в этой области в сочетании с творче ской инициативой народных масс явились важ
13
нейшей предпосылкой неуклонного роста про изводительности труда в СССР, всемирноисто рических успехов в создании и развитии соци алистического строя.
В условиях развитого социалистического общества, стоящих перед ним задач ¡планомер ного осуществления научно-технической рево люции в интересах создания материально-тех нической базы коммунизма и ускорения темпов роста благосостояния народа развитие науч ной организации труда отличается рядом осо бенностей.
Во-первых, ¡научная организация труда ны не все полнее охватывает весь общественный труд. Идет непрерывный процесс укрепления научных основ организации труда на базе но вой техники не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве, в строительстве, на тран спорте, в сфере управления и в сфере обслужи вания.
Во-вторых, высокий культурно-технический уровень и ¡социалистическая сознательность рабочих и колхозников все в большей степени превращает процесс совершенствования науч ной организации труда во всенародное дело, связанное с развитием новых форм и укрепле нием содружества науки с производством.
В-третьих, совершенствование научной ор ганизации труда выступает как важнейшая, неотъемлемая часть государственного плани рования. Разработка мер по развитию НОТ стала ныне необходимым элементом составле ния техпромфинплана каждого предприятия, а их внедрение — важнейшим критерием оценки деятельности производственных коллективов.
В-четвертых, развитие научной организации
14
1'руда приобрело комплексный характер, охва тывая, с одной стороны, организацию труда па рабочих местах, в трудовых коллективах и об ществе в целом; с другой стороны — все воз можные направления совершенствования НОТ, учитывающие достижения общественных и тех нических наук, организационные, технические, экономические стороны НОТ, его физиологи ческие, психологические, санитарно-гигиениче ские и социальные аспекты.
В-пятых, работа по планированию развития научной организации труда все теснее связыва ется и опирается на систематическую аналити ческую работу по всесторонней оценке достиг нутого уровня организации труда, производст ва и управления им, на систематическое выяв ление, учет и мобилизацию имеющихся здесь резервов.
В-шестых, в связи с общим возрастанием роли науки в общественной жизни возрастает и роль научной организации труда как в повы шении эффективности общественного произ водства, в коммунистическом воспитании тру дящихся, так и в решении социальных проблем превращения труда в первейшую потребность человека, в преодолении различий между горо дом и деревней, физическим и умственным тру дом.
В-седьмых, развитие научной организации труда связано с осуществлением экономиче ской реформы. С одной стороны, успешное про ведение реформы, расширенное социалистиче ское воспроизводство, рост поощрительных фондов создают новые широкие возможности для развития НОТ; с другой стороны — посто янное совершенствование научной оргапиза-
ции труда выступает в качестве .непременного условия успешного проведения самой рефор мы, роста рентабельности предприятий, эконо мической эффективности производства.
В отличие от капиталистической организа ции труда, где возможности соединения науч но-технических достижений с трудом ограничи ваются рамками отдельных предприятий, в социалистическом обществе научная организа ция труда охватывает весь труд, затрачивае мый обществом. Важнейшее значение имеет ее совершенствование на каждом предприятии, в каждом производственном коллективе.
Социалистическое ¡предприятие — первич ное звено в народном хозяйстве. Первейшая задача организации труда на предприятии со стоит в том, чтобы так распределить в трудо вом коллективе рабочие функции, так согласо вать работу каждого ¡с работой других, чтобы трудовой коллектив работал подобно хорошо слаженному оркестру, эффективно используя находящиеся в его распоряжении производст венные фонды, обеспечивая ритмичный и непрерывный производственный процесс с мак симальный при данных условиях экономиче ским эффектом. Все работающие на предприя тии образуют его промышленно-производствен ный персонал. Сумма числа работающих на конец каждого месяца, поделенная на число ме сяцев в году, называется среднесписочным чис лом работающих на предприятии. Весь про мышленно-производственный персонал пред приятия подразделяется на производственных рабочих, инженерно-технических работников, служащих и младший обслуживающий персо нал. Производственные рабочие, в зависимости
10
I
от выполняемых ими функций, разделяются па основных и вспомогательных.
В связи с переходом, при проведении эко номической реформы, на новые условия рабо ты каждое предприятие самостоятельно регу лирует численность промышленно-производст венного персонала в пределах утвержденного фонда заработной платы. В интересах всего общества и коллектива каждого предприятия надлежит добиваться увеличения объема про изводства без роста численности работников и, больше того, при ее сокращении. В связи с этим большое народнохозяйственное значение имеет распространение щекинского экспери мента, выгодность которого подтверждена и опытом ряда краснодарских предприятий.
На Щекинском химическом комбинате до бились резкого увеличения объемов производ ства при значительном сокращении численно сти коллектива, в первую очередь путем сокра щения числа служащих, некоторого уменьше ния численности инженерно-технических ра ботников и вспомогательных рабочих.
На социалистических предприятиях -приме няются две формы организации труда: инди видуальная и коллективная. Как форма орга низации труда, так и форма его оплаты обу словлены техническим уровнем и типом произ водства, особенностями технологии производ ства и задачами, стоящими перед предприя тием, степенью развития специализации и кооперации труда. / Х
Специализация и кооперация —^это две сто роны разделения труда. Йем.плубжё специализация труда отдельны^' работников, тем-.боль- шее значение в общих результатах труда име-2
2 Заказ № 474
ет четкость, «надежность» его кооперации. Наиболее распространенными на социалисти ческих предприятиях являются следующие ви ды разделения труда:
технологическое, связанное с разделением производственного процесса по переделам, фа зам (стадиям) и циклам;
квалификационное, учитывающее различ ную степень сложности выполняемых работ;
функциональное, обусловленное специфич ностью задач, связанных е ними рабочих функ ций, выполняемых различными группами про мышленно-производственного персонала, ра ботниками различных профессий;
пооперационное, предполагающее закрепле ние за отдельным работником или группой ра ботников выполнения повторяющейся опера ции в едином технологическом процессе.
Разделение труда в производственном кол лективе лежит в основе организационно-произ водственной структуры предприятия, его деле ния на производственные подразделения, участки. Совершенствование специализации внутри предприятия, образование специализи рованных цехов, участков — важный фактор повышения производительности коллективно го труда и рентабельности производства. Вну трихозяйственная специализация, научно обо снованная и тщательно рассчитанная, — одно из важных направлений дальнейшего подъема экономики совхозов и колхозов.
Первичным подразделением социалистиче ского предприятия, основной ячейкой трудово го коллектива в промышленности является бригада, в сельском хозяйстве такой ячейкой все в большей степени становится звено.
18
Производственной бригадой на промышлен ном предприятии называется коллектив, объе диняющий рабочих одинаковой или различных профессий, которые выполняют единые произ водственные задания и совместно отвечают за результаты работы.
В зависимости от степени однородности вы полняемых бригадой технологических процес сов, операций их подразделяют на специализи рованные и комплексные. Как показывает опыт, в комплексных бригадах, благодаря ши рокому внедрению взаимозаменяемости рабо чих, овладевших смежными профессиями, луч ше используется рабочее время, снижаются его потери, повышается качество выпускаемой продукции, усиливается взаимоконтроль и взаимопомощь в работе. Широкое распрост ранение за последние годы получили ком плексные бригады в строительстве.
Задачи развития социалистической органи зации труда на промышленных и сельскохозяй ственных предприятиях на современом этапе коммунистического строительства определены XXIV съездом КПСС как задачи повышения роли трудовых коллективов в общественно-по литической жизни, в управлении производст вом и коммунистическом воспитании трудя щихся, как задачи всемерной интенсификации производства, ускорения темпов роста произво дительности труда, рентабельности производ ства на основе широкого внедрения научнотехнических достижений, научной организации труда, производства и управления.
Совершенствование научной |
организации |
|
труда — комплексная |
проблема, |
успешно ре |
шаемая на каждом |
предприятии. За годы |
2* |
19 |