Файл: Гиллер, Е. М. Совершенствование хозяйственного расчета и экономического стимулирования в строительном производстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
стей и основных фондов, а также объемы капитальных вложений и строительно-монтажных работ на весь пе риод строительства с распределением заданий по го дам. На основе пятилетних планов капитальных вло жений и заданий по вводу в действие мощностей и ос новных фондов разрабатываются и утверждаются пяти летние планы подрядных строительно-монтажных ор ганизаций.
Вгодовых планах конкретизируются и уточняются задания пятилетнего плана. Вместе с тем годовые пла ны становятся тесно связанными с планами предшест вующих и последующих лет, что принципиально меняет методику годового планирования, делает ее более дей ственной и реальной.
Вновых условиях научный уровень планирования
повышается: улучшается обоснованность и сбаланси рованность планов, исключаются из практики планиро вания волевые решения, не учитывающие объективные условия производства. Основное внимание во всех звеньях планирования сосредоточивается на научных технико-экономических расчетах, направленных на уско рение ввода в действие мощностей и объектов, повы шение производительности труда, эффективное исполь зование материально-технических ресурсов и устране ние излишних издержек и потерь.
С введением хозяйственной реформы количество плановых заданий, утверждаемых вышестоящим зве ном, было ограничено показателями, в основном харак теризующими конечные результаты работы строитель ных организаций:
ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства; объем строительных и монтаж ных работ по объектам или этапам работ, заканчивае мым в планируемом году и подлежащим сдаче заказчи ку; темп роста производительности труда и общий фонд заработной платы; прибыль, платежи в бюджет и ас сигнования из бюджета.
Кроме того, вышестоящей организацией утвержда ются показатели по собственному капитальному строи тельству, внедрению новой техники, материально-тех ническому снабжению.
Принципиальные изменения произошли и в методи ке исчисления плановых показателей производственнохозяйственной деятельности подрядных • строительных организаций.
9
До недавнего времени основным показателем, по которому оценивалась работа строительно-монтажной организации, был объем строительно-монтажных ра бот по сметной стоимости. Между тем этот показатель недостаточно ориентирует подрядные организации на ввод в действие объектов и производственных мощно стей в установленные сроки. Стремление выполнить план по валу приводило к тому, что нередко подрядные организации выполняли план по этому показателю, но одновременно срывали ввод в действие объектов и про изводственных мощностей.
'Применение нового показателя (объема строитель ных и монтажных работ по объектам или этапам, за канчиваемым в планируемом году и подлежащим сдаче заказчикам) способствует сосредоточению внимания строительной организации на вводе в действие объек тов и производственных мощностей.
До реформы преимущественное внимание уделялось количественным показателям, недостаточно использова лись экономические факторы в управлении производст вом. Такой важнейший качественный показатель, как прибыль, учитывался недостаточно.
В новых условиях важнейшим показателем работы строительной организации, стимулирующим развитие и укрепление хозяйственного расчета, является при быль. Показатель прибыли в настоящее время являет ся определяющим и при оценке эффективности произ
водства.
Новая система предусматривает формирование при были по мере сдачи в эксплуатацию пусковых объектов или окончания этапов работ.
Это создает непосредственную экономическую заин тересованность подрядной организации в ускорении ввода в действие объектов и производственных мощ ностей.
Показателем |
эффективности строительного |
произ |
водства наряду |
с прибылью является рентабельность, |
определяемая отношением прибыли к сметной стоимо сти (или себестоимости) законченных объектов и этапов работ.
В отличие от промышленности, в строительстве рен табельность не входит в состав планируемых показа телей.
10
П. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ
ХОЗЯЙСТВЕННОГО РАСЧЕТА
ВСТРОИТЕЛЬСТВЕ
Всоответствии с существующей организационной структурой в строительстве применяются следующие формы хозяйственного расчета:
хозяйственный расчет |
строительного1 треста |
(ком |
|||||
бината, объединения, управления), |
который осущест |
||||||
вляет деятельность на |
основе |
«Положения о социали |
|||||
стическом |
государственном производственном |
пред |
|||||
приятии»; |
|
|
подразделений |
строительного |
|||
хозяйственный расчет |
|||||||
треста (предприятия). К |
ним |
относятся строительно |
|||||
монтажные |
управления |
и нестроительные |
подразделе |
||||
ния; |
|
|
|
|
|
|
|
хозяйственный расчет строительного участка; |
|
||||||
хозяйственный расчет бригады; |
хозяйственного |
уп |
|||||
хозяйственный расчет |
органов |
||||||
равления. |
|
|
|
|
|
|
|
ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РАСЧЕТ ТРЕСТА
Правами социалистического предприятия, как пра вило, наделяется трест, представляющий собой единый
производственно-хозяйственный комплекс, |
способный |
в полном объеме решать задачи, возникающие в про |
|
цессе строительства. |
|
В некоторых случаях конкретные условия производ |
|
ственной деятельности вызывают необходимость пре |
|
доставить такие права и строительным управлениям. |
|
Трест выступает в качестве органа хозяйственного |
управления в отношении подчиненных ему нестроитель
ных подразделений, выделенных на |
самостоятельный |
||||
отраслевой баланс и пользующихся правами |
социали |
||||
стического государственного производственного |
пред |
||||
приятия (промышленные, транспортные и др.). |
|
||||
Для осуществления |
производственно-хозяйственной |
||||
деятельности |
трестам |
утверждается |
уставный фонд, |
||
включающий |
основные |
производственные |
и |
непроиз |
|
водственные фонды и оборотные средства, |
за рациональ |
1 Здесь и далее под «строительными» имеются в виду и «мон тажные» организации.
! 1
ное использование .которых тресты-предприятия несу!' ответственность.
Тресты заключают договоры с заинтересованными предприятиями и организациями, устанавливающие обязательства и права сторон по отношению друг к другу. Они служат важным орудием взаимного контро ля сторон за выполнением обязательств. Договоры зак лючаются на основе плановых заданий.
Основными видами договоров, применяемых в строи
тельстве, |
являются: |
договоры подряда, заключаемые |
||
между строительной |
организацией |
(генеральный |
под |
|
рядчик) |
и дирекцией |
строящегося |
предприятия |
(за |
казчик) ; субподрядные договоры, определяющие хозяй ственные взаимоотношения между генеральными под рядчиками и субподрядными организациями, выполня ющими главным образом специальные строительно монтажные работы; договоры на поставку строительных
материалов, полуфабрикатов, конструкций, |
машин |
|
и т. д. — с заводами-изготовителями |
или другими по |
|
ставщиками; договоры на оказание |
услуг —с |
транс |
портными и прочими организациями и т. д.
В новых условиях хозяйствования резко повышается значение генерального договора подряда, регулирую щего взаимоотношения между заказчиком и подрядной организацией. Генеральный договор заключается на весь период строительства. На каждый год строитель ства (кроме первого) вместо годовых договоров, как было раньше, в развитие генерального договора заклю чаются дополнительные соглашения.
Договор подряда на капитальное строительство заключается заказчиком со строительно-монтажной организацией-подрядчиком в двухмесячный срок после утверждения Государственного плана развития народ ного хозяйства СССР на соответствующий год. Подряд ным организациям запрещается выполнять работы при отсутствии договоров подряда.
Генеральный подрядчик несет ответственность перед
заказчиком за |
выполнение всех работ, производимых |
как им самим, |
так и с привлечением субподрядчиков, |
обеспечивает фронт работ для субподрядных организа ций, снабжает их проектно-сметной документацией, основными материалами, водой, энергией, паром, предо ставляет им производственные и подсобные помещения, оказывает разного рода услуги.
12
Субподрядная организация наравне с генеральным подрядчиком отвечает за своевременный ввод в дейстствие производственных мощностей и объектов, за ка
чество строительно-монтажных работ, |
|
строи |
Заказчик обязан предоставить подрядчику |
||
тельную площадку, передать проектно-сметную |
доку |
|
ментацию, обеспечить своевременное |
финансирование |
|
работ, принять построенные объекты |
и оплатить их |
стоимость. Заказчик осуществляет контроль и техниче ский надзор за строительством.
Тресты заключают в пределах выделенных им фон дируемых и планируемых ресурсов договоры с постав щиками материалов, конструкций и деталей, договоры с транспортными конторами, поставщиками строитель ного оборудования и другими предприятиями, услугами которых они пользуются.
В договорах о поставке материалов, конструкций и деталей предусматриваются количество и ассортимент продукции, требования к ее качеству, сроки поставки, а также материальная ответственность сторон за на рушение договорных условий.
Обязательным условием осуществления хозяйствен ного расчета является строгое соблюдение условий до говоров, недопущение их нарушения, своевременное принятие мер к выполнению возложенных обязательств, постоянная проверка хода выполнения договоров.
Невыполнение условий договора является наруше нием государственной дисциплины и влечет за собой имущественную ответственность нарушителя: уплату неустойки, штрафа, пени и др. Сторона, нарушившая договор, возмещает также другой стороне в сумме, не покрытой неустойкой (или пеней), убытки, выразившие ся в дополнительных расходах, утрате или поврежде нии имущества.
Применение финансовых санкций в практике хозрас четных отношений в строительстве не получило пока достаточного развития.
Это в первую очередь относится к взаимной мате риальной ответственности во взаимоотношениях под рядных организаций с заказчиками-—поставщиками строительных материалов, конструкций, деталей и дру гих материальных ценностей, а также с контрагентами, оказывающими производственные и прочие услуги.
Действующая система санкций мджду предприятия
13
ми-заказчиками й подрядными строительными органи зациями недостаточно эффективна. Она не побуждает заказчиков своевременно выполнять свои обязательства.
С внедрением хозяйственной реформы изменились формы финансовых взаимоотношений между подряд ными организациями и бюджетом. Вместо отчислений от прибыли, устанавливаемых по финансовому плану, введена плата за производственные фонды и взносы свободного остатка прибыли.
Свободный остаток образуется в том случае, если сумма прибыли окажется выше затрат, предусмотрен ных в плане (плата за производственные фонды, уплата процентов банку, образование фондов экономического стимулирования, возмещение плановых затрат из прибыли).
Изменились также взаимоотношения подрядных ор ганизаций с банком. Расширена сфера краткосрочного кредитования.
Введены новые виды ссуд. С переходом на расчеты за законченные строительством объекты или этапы работ значительно расширилось кредитование подряд ных организаций на незавершенное производство. Не достаток собственных оборотных средств, образовав шийся по причинам, зависящим от производственно финансовой деятельности организаций, покрывается те перь только за счет собственных накоплений хозяйст венных органов или банковских кредитов, а не за счет бюджетных ассигнований или других ресурсов мини стерств или ведомств.
Финансируя и кредитуя строительство, финансовые и банковские органы воздействуют в направлении более полной мобилизации резервов производства и повыше ния его эффективности.
По отношению к подрядным организациям, которые не выполняют плана ввода в действие мощностей и ос новных фондов, не справляются с заданиями по накоп лениям, а также систематически допускают просрочен ную задолженность по ссудам банка и по счетам поставщиков, банки применяют финансово-кредитные санкции.
Для строительных организаций, успешно выполня ющих план по объему и стоимости строительства, банки устанавливают льготный режим финансирования, за ключающийся в том, что при перевыполнении кварталь
14
ной программы производится финансирование сверх квартального плана (в пределах годового плана), а также льготный режим кредитования.
Стройбанку предоставлено право обследовать строительные организации (не вмешиваясь в их опера тивно-хозяйственную деятельность), производить конт рольные обмеры выполненных работ, требовать предо ставления балансов и других документов, необходимых для проверки, требовать от руководителей строительных организаций и их вышестоящих органов принятия мер к устранению выявленных недостатков.
ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РАСЧЕТ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ТРЕСТА
К подразделениям треста относятся строительные и монтажные управления, управления начальников ра бот, управления механизации, передвижные механизи рованные колонны, мостопоезда и другие приравненные к ним строительные организации, а также нестроитель ные подразделения — управления производственно технологической комплектации, базы механизации, под собные производства, транспортные и прочие обслужи вающие хозяйства треста.
Подразделениям треста предоставляется известная самостоятельность, позволяющая эффективно маневри ровать ресурсами в целях выполнения поставленных задач. Эта самостоятельность определяется на основе плановых показателей работы каждого подразделения.
Каждое подразделение пользуется правом на ма териальное поощрение своего коллектива и отдельных его работников за показатели их работы.
Подразделения треста |
имеют |
право |
предъявлять |
||
претензии к другим подразделениям, материально |
от |
||||
вечающим за причиненный |
ущерб. |
|
|
пра |
|
Опыт показал, что санкции применяются, как |
|||||
вило, в форме отнесения |
на |
виновное подразделение |
|||
убытков, понесенных другим |
подразделением, или уп |
||||
латы заранее определенной суммы |
штрафа, выражен |
||||
ной в процентах или рублях. |
|
|
|
|
|
Каждое подразделение несет ответственность только |
|||||
за те результаты, которые непосредственно зависят |
от |
||||
его производственно-хозяйственной деятельности. |
под |
||||
Основным инструментом, позволяющим |
четко |
||||
разделять хозрасчетную ответственность |
подразделе |
||||
ний, служат планово-расчетные цены. |
|
|
15