Файл: Гиллер, Е. М. Совершенствование хозяйственного расчета и экономического стимулирования в строительном производстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
По планово-расчетным ценам ведется планирова ние и учет, составляется отчетность подразделений.
Планово-расчетные цены устанавливаются на строи
тельные материалы, конструкции, |
детали и т.д., по |
|||
ставляемые организациями |
материально-технического |
|||
снабжения; продукцию |
подсобных производств, выра |
|||
батывающих полуфабрикаты, детали, |
электрическую |
|||
или тепловую энергию |
ит.п.; |
услуги |
транспортных |
хозяйств и жилищно-коммунальных контор.
Опыт показал, что использование планово-расчетных цен во внутритрестовских взаимоотношениях позволя ет правильно оценивать экономические результаты про изводственно-хозяйственной деятельности каждого под разделения в отдельности.
Однако в некоторых подрядных трестах планово расчетные цены не разработаны и не применяются. В
ряде из них вместо |
планово-расчетных цен пользуют |
ся сметными ценами, |
отпускными ценами промышлен |
ности или. учетными ценами, применяемыми в бухгал терии. В этих организациях разницу между заготови тельной стоимостью материалов и сметными или от пускными ценами списывают на производство строи тельно-монтажных работ, что нарушает принцип хозяй ственного расчета подразделений.
Распространение на трест действия Положения о социалистическом государственном производственном предприятии изменило характер взаимоотношений тре ста с его подразделениями.
Ранее, когда трест не являлся социалистическим го сударственным производственным предприятием, он выступал в отношении подведомственных ему подразде лений в качестве органа управления.
Одновременно с этим изменились взаимоотношения и между самими подразделениями треста, поскольку все они становятся одинаково заинтересованными в общих результатах работы треста.
Опыт показал, что в зависимости от конкретных ус ловий деятельности (территориальной разобщенности, сложившихся связей с предприятиями-заказчиками, проектными организациями и поставщиками, степени централизации подсобных производств и т.д.) взаимо отношения трестов, работающих в новых условиях пла-- нирования и экономического стимулирования, с подве домственными им подразделениями сложились по-раз-
'1.6
ному: одна группа |
трестов сохранила в |
значительной |
||||
степени самостоятельность |
подведомственных |
им |
под |
|||
разделений, другая — сконцентрировала в |
трестах |
все |
||||
основные вопросы хозяйственной деятельности. |
помочь |
|||||
В связи с |
этим |
возникла необходимость |
||||
строительным |
организациям |
определить |
возможные и |
наиболее оптимальные формы взаимоотношений между ними в новых условиях хозяйствования.
Бюро Междуведомственной комиссии при Госплане
СССР одобрило «Временные рекомендации о взаимоот ношениях строительно-монтажного треста и его подраз делений в новых условиях планирования и экономиче ского стимулирования»1.
Временные рекомендации определяют взаимоотно шения треста (или других организаций, действующих на правах треста), на который распространено Положе ние о социалистическом государственном производст венном предприятии и его подразделений, находящихся на отдельном балансе, включаемом в строительный ба ланс треста.
По отношению к подразделениям, состоящим на самостоятельном отраслевом балансе (промышленном, транспортном и т. д.), трест выступает как орган хозяй
ственного |
управления; эти |
подразделения действуют |
на правах |
социалистического |
государственного произ |
водственного предприятия. |
|
|
Рекомендации исходят из принципиального поло |
||
жения о том, что переведенные на новую систему хозяй |
ствования тресты во взаимоотношениях со своими под разделениями полностью осуществляют права социали
стического |
государственного |
производственного |
пред |
приятия. |
В то же время |
трестам предоставляется |
возможность по их усмотрению с учетом хозяйственной целесообразности и конкретных условий деятельности передавать ряд функций, относящихся к их компетен ции.
Временные рекомендации регламентируют взаимоот ношения в области планирования, сметно-договорной работы, капитального строительства и капитального ре монта, финансов, экономического стимулирования, тру да и заработной платы.
Одним из важных вопросов организации внутритре-
стовского хозяйственного расчета является |
вопрос |
о |
|
1 «Экономика строительства», 1973, №3- |
; ~ |
'V |
“ ~ |
2 Зак. 381
•'
;
. Ч’<"t г.
«г||4 t |
te'г |
,i-r. V |
|
Г-РЩ-тг |
-. |
г» * |
принципах формирования и использования фондов эко
номического стимулирования. |
|
последнего |
|
Практика показала, |
что в трестах до |
||
времени существовали |
различные |
формы |
образования |
и распределения фондов между |
подведомственными |
||
подразделениями. |
|
|
|
Одни тресты образовывали единые общетрестовские фонды. При этом фонд материального поощрения и по плану, и по фактическим результатам деятельности не распределялся между подразделениями треста. Преми
рование работников |
производилось |
централизованно |
|
из общетрестовского |
фонда по персональным |
спискам. |
|
При определении конкретных размеров |
таких |
премий |
учитывалось выполнение плановых показателей отдель ными подразделениями.
Другие тресты, образовывая единый общетрестов ский фонд материального поощрения, распределяли его (по плану и фактически) между подразделениями тре
ста, руководствуясь каким-либо |
принятым |
показате |
||||
лем: .пропорционально фонду |
заработной |
платы |
или |
|||
массе прибыли (балансовой или |
расчетной и т. п.). |
В |
||||
этом случае подразделения треста становились |
собст |
|||||
венниками этого фонда и расходовали его |
по |
своему |
||||
усмотрению. |
дифференцировали |
установленные |
||||
Третьи тресты |
||||||
им нормативы по |
подразделениям, которые образовы |
|||||
вали поощрительные фонды |
(фонд |
материального |
||||
поощрения, фонд |
социально-культурных |
мероприятий |
||||
и жилищного строительства) в |
соответствии с |
показа |
||||
телями их работы. |
|
|
|
|
|
|
Как показала практика, средства фонда социальных |
||||||
культурных мероприятий и жилищного |
строительства |
централизуются трестом в значительно больших разме рах, чем средства фонда материального поощрения.
Фонд развития производства в подразделениях не создается.
В нестроительных подразделениях, находящихся на строительном балансе, фонды материального поощре ния из прибыли не формируются. Материальное поощ рение работников этих подразделений осуществляется непосредственно трестом.
ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РАСЧЕТ УЧАСТКА
Хозяйственный расчет организационно-обособленных, но не -выделенных на самостоятельный баланс низовых производственных звеньев строительных управлений осуществляется на участках старших производителей работ, производителей работ и мастеров, подсобных про изводств и обслуживающих хозяйств.
Он является неотъемлемой составной частью, про должением и в известной мере детализацией хозрасче та-треста (управления).
Однако технико-экономические и организационные особенности участков, подсобных производств и вспомо
гательных |
хозяйств оказывают существенное |
влияние |
на формы хозяйственного расчета. |
подсоб |
|
Участки |
производителей работ и мастеров, |
ные производства и обслуживающие хозяйства являются лишь подразделениями, участвующими в общем процес се производства.
Главная их цель заключается в способствовании выполнению государственных плановых заданий с минимальными затратами труда и средств.
Успешное -внедрение внутрипоетроечного хозяйствен ного расчета требует создания необходимых для этого условий.
Планы участков должны базироваться на прогрес сивных нормах затрат труда и заработной платы, расхо да строительных материалов, конструкций, изделий и
потребности в строительных машинах. В нормах дол жен быть отражен уровень организации производства, достигнутый передовыми стройками, новаторами произ водства. Нормы служат основанием для оперативнопроизводственного планирования, расчетов с рабочими за выполненные работы, контроля за расходованием материальных ресурсов.
Большое значение для хозрасчета ' участков имеет применение планово-расчетных цен на материалы, кон струкции и детали, продукцию подсобных производств,
работы механизмов. |
хозяйственном |
Положением о внутрипостроечном |
расчете, разработанном Научно-исследовательским ин ститутом строительного производства Госстроя УССР и применяемом во многих строительных организациях, установлено, что участкам мастеров, производителей работ и старших производителей работ устанавливают-
2* Зак. 381 |
19 |