ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
сопоставления вариантов с учетом назначения и типа вер толета и величины его расчетной нагрузки на единичное колесо или опору (см. табл. 5): климатических, гидроге ологических и грунтовых условий района строительства; предполагаемой интенсивности эксплуатации и особенно стей воздействия на покрытия вертолетов, а в некоторых случаях и перевозимых грузов; наличия местных стро ительных материалов, машин и оборудования для стро ительства покрытий.
Искусственные покрытия обычно состоят из несколь ких конструктивных слоев: несущее покрытие, искусст венное и естественное основания. Искусственное основа ние обеспечивает передачу нагрузок на естественный грунт и выполняет морозозащитные, дренирующие и Дру гие функции. Искусственные покрытия классифицируют по характеру сопротивления несущего слоя действию на грузок от веса вертолетов, а также по сроку службы и капитальности. Кроме того, их различают по способу производства работ, например монолитные и сборные. По характеру сопротивления действию нагрузок и расчетной схеме покрытия делят на жесткие и нежесткие. Жесткие покрытия — монолитные цементобетонные (армирован ные и неармированные) и сборные железобетонные — уст раивают в виде отдельных плит прямоугольной формы. Плиты работают на изгиб и их несущая способность оп ределяется толщиной и сопротивлением растяжению при изгибе бетона, а также прочностью основания. Плиты монолитных покрытий бетонируют на месте, а плиты сборных покрытий изготавливают на заводе и полигонах.
Нежесткие покрытия включают несущий слой из раз личных материалов (преимущественно щебеночных и гра вийных), обычно обработанных вяжущими, и защитный слой, воспринимающий усилия от колес и атмосферных факторов. Нежесткие покрытия, слабо сопротивляющиеся изгибу, работают в основном на сжатие. В нежестких по крытиях материалы Для устройства конструктивных слоев
26
могут быть малой прочности и значительной деформиру емости, поэтому эксплуатационным показателем таких покрытий служит предельно допустимый прогиб (дефор мация) под нагрузкой. Покрытия любого типа укладывают на хорошо подготовленное и достаточно прочное осно вание, качество которого в значительной степени пред определяет общую прочность и долговечность всей кон струкции. По сроку службы искусственные покрытия де лят на капитальные, облегченные, переходные и времен
ные. |
|
|
|
|
|
Капитальные |
покрытия |
рассчитаны на |
длительный |
||
срок |
службы. Их целесообразно применять |
при эксплу |
|||
атации |
тяжелых |
вертолетов. |
Такие покрытия устраива |
||
ют |
из |
бетона, |
железо- и |
асфальтобетона. |
Учитывая |
незначительные размеры посадочных площадок, целесооб разно широко использовать сборные покрытия из предва рительно напряженного и обычного ненапряженного же лезобетона.
Облегченные покрытия устраивают из прочных ка менных материалов подобранного состава, обработанных органическими вяжущими. В качестве защитных слоев можно использовать смеси из мелкого (дробленого) кам
ня, песка и битума. |
из щебеночных, гравий |
|
П ереходные |
покрытия строят |
|
ных и местных |
(малопрочных) |
минеральных материалов, |
обработанных вяжущими. Для этих покрытий обязатель но предусматривают защитный слой. Облегченные и пе реходные покрытия при стадийном строительстве поса дочных площадок в процессе их реконструкции могут ис пользоваться в качестве искусственных оснований для ка
питальных покрытий.
Временные покрытия можно устраивать из стали, лег
ких сплавов |
и дерева. |
Их собирают из |
плит |
или щитов, |
|
конструкция |
которых |
|
должна допускать |
разборку после |
|
использования на одной площадке, перевозку |
и укладку |
||||
на новом месте. |
, |
|
|
|
27
Монолитные цементобетонные покрытия устраивают однослойными и реже двухслойными. В последнем слу чае в верхний слой укладывают прочный бетон, а в ниж ний — менее прочный тощий бетон или пескобетон. В ос новании цементобетонных покрытий можно использовать щебень, гравий, песчано-гравийную смесь, шлак, песок, а также грунты основания, обработанные различными вя жущими. Для обеспечения свободного перемещения плит покрытия при температурных изменениях поверх основа ния укладывают разделительные прослойки из битуминизированной бумаги, пергамина, пластмассовой пленки. При использовании в основании крупнозернистых матери алов, не обработанных вяжущими (щебня, гравия, дро бленых металлургических шлаков) дренирующие слои не устраивают. Наиболее долговечными и устойчивыми при многократном нагружении тяжелых вертолетов являются бетонные покрытия, уложенные на прочные искусствен ные основания, а также двухслойные покрытия. Послед ние оказываются экономически наиболее целесообразны ми в случае использования в нижних слоях местных материалов, в том числе непригодных по прочности и мо розостойкости для верхних слоев (тощие бетоны на мест ных заполнителях, керамзито- и пескобетоны марок 150 — 250). Применение керамзито- и шлакобетона в основани ях существенно снижает интенсивность промерзания под стилающих грунтов и повышает устойчивость конструкции в целом.
Воздействие на бетон колебаний температуры, атмос ферных осадков н нагрузок от веса вертолетов вызывает необходимость применять для верхнего слоя покрытий бетон с высокой механической прочностью. Согласно СН 120-70 требуемая прочность бетона верхнего слоя покры
тия |
составляет |
Rn3r = 45—50 |
кгс/см2, RCiK = 350—400 |
||
кгс/см2. Минимальную толщину |
плит |
монолитного бето |
|||
на |
покрытия принимают |
равной |
16 см. |
В связи с недо |
|
статочной однородностью |
уплотнения толстых слоев бе- |
28
тонной смеси, особенно при использовании средств малой механизации, однослойные покрытия делают не толще 25—28 см. Поэтому, если по расчету толщина покрытий превышает указанные размеры, целесообразно перейти к двухслойной конструкции или использовать предваритель но напряженные сборные плиты типа ПАГ-18.
В плане монолитные цементобетонные покрытия разде ляют поперечными и продольными температурными шва ми на отдельные плиты. Размеры плит устанавливают в соответствии с температурными и грунтовыми условия ми объекта, принятой технологией и механизацией работ. Для районов с континентальным климатом и объектов с грунтами, подверженными пучению, что характерно для
района строительства БАМа, |
размеры |
плит рекомендует |
ся принимать равными 3,5X4 |
и 4X 4 |
м. Температурные |
швы в бетонных покрытиях устраивают для обеспечения расширения, сжатия или коробления плит, вызываемых температурно-влажностными изменениями бетона. Швы должны обеспечивать горизонтальное перемещение плит относительно друг друга, не ослаблять прочность и мо нолитность покрытия и не создавать в нем неровности, быть водонепроницаемыми, не ухудшать эксплуатацион ное качество покрытия, быть простыми в устройстве. По перечные п продольные температурные швы разделяются на швы сжатия и расширения. Для покрытий посадочных площадок из монолитного цементобетона можно отка заться от устройства швов расширения, учитывая незна чительные геометрические размеры площадок и ограни читься применением швов сжатия, выполненных по типу сквозных швов по контуру отдельных плит. В районах с пучинистыми и просадочными грунтами, характерных для района БАМа, целесообразно применять покрытия из усиленных по краям арматурными каркасами плит со сквозными вертикальными швами. Для устройства темпе ратурных швов продольные вертикальные грани плит про мазывают разжиженным или разогретым битумом слоем
29
Таблица 7
|
|
Количество стержней арматуры класса АП |
|
Толщина плит, |
см |
в верхней и нижней зонах сечения плиты |
|
|
|
||
|
|
в сквозных швах |
в ложных швах |
16—22 |
|
4012 |
3 0 1 2 |
24—26 |
|
5 0 1 2 |
4 0 1 2 |
1,0— 1,5 мы. Края плит со сквозными швами арми руют каркасами из арматуры периодического профиля в соответствии с рекомендациями табл. 7.
Ширина зоны усиления краевых участков плит прини
мается равной 0,8 I, где 1 = |
-у/ |
— упругая характерис |
тика плиты (см. § 6). Без |
стыковых соединений или уси |
ления краевых участков допускается устройство продоль ных и поперечных швов в двухслойных бетонных покры тиях при условии их несовмещения в верхнем и нижнем слоях. В поперечных температурных швах целесообразно использовать дощатые прокладки толщиной 20—25 мм.
Сборные покрытия из железобетонных плит заводско го изготовления. Применение железобетонных плит, из готовленных на заводах и полигонах железобетонных из делий, превращает строительную площадку в монтажную, на которой собираются покрытия из готовых плит. В этом случае существенно упрощается технология устройства покрытий по сравнению с технологией устройства моно литных покрытий, отпадает необходимость в организации на месте строительства временных зданий и сооружений для приготовления бетона, складирования и переработки материалов, что позволяет снизить стоимость и трудоем кость работ. Наконец, сокращаются сроки строительст ва, в том числе зимой. Железобетонные плиты укладыва ют на все типы оснований, указанные выше для монолит-
30
ных цементобетонных покрытий. Во всех случаях, исклю чая песчаные основания, укладывают выравнивающую прослойку толщиной 2—4 см из пескоцементной смеси. Разделительную прослойку при этом не устраивают.
После укладки плит в покрытие осуществляется свар ка стыковых скоб (для плит типа ПАГ и ПДГ). Специ альные температурные швы устраивают не реже, чем че рез две плиты (12 м). В этих швах скобы не сваривают. Пространство в швах между плитами заполняют масти ками стандартного состава или прокладками из изола или пороизола. В целях экономии мастик, нижнюю часть швов можно заполнять пескоцементной смесью на высо ту, равную 2/з толщины плиты.
Для устройства сборных покрытий рекомендуется приме нять плиты, указанные в табл. 8, в которой даны предва рительные рекомендации по выбору плиты в зависимости от расчетной нагрузки вертолета, которые уточняются после расчета прочности покрытия по данным § 6. Все плиты типа ПАГ и ПДГ армированы в продольном на правлении двухслойной, предварительно напряженной арматурой из прутковой стали периодического профиля, а в поперечном направлении — обычной ненапрягаемой арматурой. Плиты типа ПДГ армированы ненапрягаемой арматурой. На типовые плиты типа ПАГ имеются рабо чие чертежи, утвержденные Госстроем СССР, а их произ водство освоено заводами железобетонных изделий.
Облегченные и переходные конструкции нежестких по крытий. Типичными представителями облегченных и пе реходных исскусственных покрытий площадок являются конструкции, реализуемые путем использования щебеноч ных и гравийных материалов, а также гравийно-песчаной смеси, обработанных органическими вяжущими (битума
ми, |
дегтями, битумными эмульсиями и т. |
д.). Обработ |
ку |
минеральных материалов вяжущими |
рекомендуется |
выполнять способами глубокой или облегченной пропитки, а также в передвижной установке.
31
ТИП плит
Размеры, ММ
|
|
1 |
длина |
ширина |
толщина |
Объем бето на, мя |
Масса , т |
Марка бето на, КГС/СМ2 |
|
|
Т а б л и ц а |
|
3 |
Расход арма |
одноколесо), |
тс |
||
напрягаемой нане пряга |
емой |
Несущаясиособность1 нор( мативнаяна грузкана |
||
туры, |
кг |
|
|
|
а
о
о
ПАГ-14 |
1 |
140 |
1,68 |
4,2 |
300 |
73 |
72 |
145 |
10,0 |
6000.2000 |
|||||||||
ПАГ-14Т-1 |
6000 2000 |
140 |
1,68 |
4,2 |
300 |
73 |
72 |
145 |
10,0 |
ПАГ-14Т-2 |
6000 2000 |
140 |
1,68 |
4,2 |
300 |
64 |
72 |
136 |
10,0 |
ПАГ-18 |
6000 2000 180 |
2,16 |
5,4 |
300 |
87 |
92 |
179 |
18,0 |
|
ПАГ-18Т |
6000 2000 180 |
2,16 |
5,4 |
300 |
87 |
92 |
179 |
18,0 |
|
ПДГ-2-6с |
6000 2000 |
140 |
1,68 |
4,2 |
300 |
50 |
69 |
119 |
8,0 |
ПДГ-15-6с |
6000 1500 |
140 |
1,26 |
3,2 |
300 |
39 |
56 |
95 |
8,0 |
п д |
30Э0 1500 |
180 |
0,81 |
2,0 |
300 |
|
|
|
8,0 |
П р и м е ч а н и е . Величина нормативной нагрузки |
приведена для |
случая |
|
укладки плит на песчаное основание толщиной 15—20 см, |
подстилающие |
грунты, |
|
которые характеризуются коэффициентом постели не |
менее 5 кгс/см1. |
При |
|
устройстве на указанных подстилающих грунтах жесткого искусственного |
ос |
нования из пескоили грунтоцемента толщиной 15—20 см нормативная нагрузка на покрытие может быть увеличена в 1,5 раза.
Способом пропитки устраивают покрытия из чистого однородного по прочности щебня, подобранного по фрак циям. Монолитность таких покрытий обеспечивается вя жущим и внутренним трением расклинцованного щебня и цементирующим действием образующейся при уплотнении каменной пыли. Толщина щебеночных слоев назначается в соответствии с расчетом покрытий на прочность. В за висимости от требуемой толщины щебеночные покрытия могут быть одноили двухслойными. Глубокая (6,5—8 см) или облегченная (4—6 см) пропитка органическими вяжу щими придает щебеночному покрытию устойчивость при воздействии колесных нагрузок, водонепроницаемость п ровность. Пропитка осуществляется путем розлива вящущего на слабоприкатанную россыпь одномерного щебня. Его окончательное распределение достигается при после-
32