Файл: Шагалов, Я. Л. Организация и нормирование труда транспортных и складских рабочих на машиностроительных заводах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
По маршруту перевозки осуществляют в следующем порядке: в механичес ком цехе № 1 автопогрузчик берет груз для перевозки его в ЦМК; в ЦМК бе рет груз для перевозки на склад 06; на складе 06 берет груз для склада 07 и т. д. Если по какой-либо причине в ЦМК не оказывается груза для перевозки на склад 06, то автопогрузчик следует по дополнительному маршруту, а именно: берет в ЦМК груз для одного из трех цехов (КТЦ, механического № 2 или сбо рочного), расположенных рядом со складом 06.
Во всех цехах выделены погрузочно-разгрузочные площадки, на которых рас полагают и рабочие места приемщиков грузов, оборудованные необходимой про изводственной мебелью, телефоном, картотеками для документации. На каждом рабочем месте имеются также графики движения транспорта.
Весь внутризаводской транспорт был передан в распоряжение централизован ной диспетчерской службы по внутризаводским перевозкам транспортного цеха.
В связи с возросшей интенсивностью работы водителей автопогрузчиков и для создания у них заинтересованности в соблюдении обслуживания введено преми рование водителей на централизованных перевозках в размере 10%' тарифа.
Внедрение централизованных межцеховых перевозок позволило высвободить три автопогрузчика, повысить вдвое производительность труда водителей и вы свободить семь водителей, значительно улучшить транспортное обслуживание
цехов. Условно-годовая экономия составила 28 620 р.
Опыт ряда машиностроительных заводов свидетельствует о вы сокой эффективности создания единой транспортно-складской службы (цеха).
ОСНАЩЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ РАБОТ
Если исключить из рассмотрения внутрицеховую межопераци онную передачу деталей, то можно утверждать, что транс портные операции на предприятиях машиностроения в основном механизированы. На межцеховых перевозках грузов уровень ме ханизации транспортных работ близок к 100%.
Поэтому в настоящее время наиболее актуальным является вопрос об установлении оптимальной структуры всего комплекса ’средств, обеспечивающих максимальную экономию труда при по грузочно-разгрузочных, транспортных и складских работах на пред приятии. Под этим подразумевается наилучшее оснащение всех транспортно-складских работ тарой, 'грузоподъемным и подъемно транспортным оборудованием с учетом особенностей транспорти руемых грузов, размеров грузопотоков, трасс перемещения, типа производства.
Постоянство грузопотоков по величине, структуре и. направле нию, характерное для массового производства, способствует при менению непрерывного транспорта; однорельсовых подвесных до рог, грузонесущих и толкающих конвейеров. Вомногих случаях та кие средства способны осуществлять не только транспортные, но и погрузочно-разгрузочные операции. Одним из наиболее совершен ных видов конвейеров является подвесной конвейер с автомати ческим адресованием грузов. Этот конвейер транспортирует раз личные грузы и автоматически распределяет их по цехам и участ кам, а также при необходимости направляет в подвесные проме жуточные склады и забирает оттуда нужные в данный момент де тали. и узлы.
Я
О целесообразности применения конвейеров на постоянных грузопотоках можно судить по тому, что например, на заводе «Рязсельмаш» транспортирование грузов конвейерами, общая дли на которых более 2500 м, дает экономию 100 тыс. руб. в год по сравнению с перевозками тех же грузов на то же расстояние ав томобилями и электрокарами.
В условиях серийного и единичного производства, характери зующихся частыми изменениями как номенклатуры и свойств гру зов, так и величины, направления многих основных грузопотоков, применение средств непрерывного транспорта ограничено, и главная роль принадлежит транспортным средствам периодического дей ствия: электрокарам, авто- и электротягачам, авто- и электропо грузчикам. Небольшие габариты, высокая маневренность. и воз можность быстрого переоснащения специальными грузозахватны ми приспособлениями делает погрузчики наиболее универсальным средством внутризаводской транспортно-складской переработки грузов.
Межцеховое транспортирование неразрывно связано с опера циями погрузки и разгрузки. При применении колесного транспор та они заключаются в погрузке и разгрузке материалов, изделий на начальном и конечном пунктах транспортной операции с по мощью кранов, погрузчиков или вручную, при использовании кон вейеров — в навеске грузов и деталей на подвески конвейерных кареток.
Согласно специальным расчетам наиболее эффективными сред ствами являются авто- и электротягачи с прицепными тележками, а также авто- и электропогрузчики; менее эффективными —элек трокары и автомобили. При этом можно выделить такую область значений массы штучного груза, дальности транспортирования и
величины грузооборота, в которой |
автопогрузчики |
являются |
са |
|||
мым эффективным видом |
|
межцехового |
транспорта. |
Эта область |
||
характеризуется данными, |
приведенными в табл. 2. |
|
|
|||
, |
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
2 |
Значения массы штучного груза и расстояния транспортирования, |
|
|||||
определяющие эффективное применение автопогрузчиков |
|
|||||
Масса штучного трупа, кг |
Расстояние транспор |
Величина годового |
|
|||
|
тирования, м |
грузооборота, тыс. т |
|
|||
1С0 |
|
До |
75 |
Не ограничена |
|
|
250 |
|
До 230 |
До 55 |
|
||
500 |
|
До 450 |
Не ограничена |
|
||
1000 и более |
|
|
Не ограничены |
|
|
9.
Из данных табл. 2 следует, что при пакетировании грузов об ласть эффективного использования авто- и электропогрузчиков может быть значительно расширена, так как увеличивается мас са штучного груза и снижаются затраты времени на погрузку и разгрузку.
Автотягачи и автопогрузчики имеют преимущества по сравне нию с электротягачами и электропогрузчиками: большая эконо мичность, более высокая проходимость, более длительное время работы без дозаправки. Однако без оснащения специальными до жигателями и фильтрами выхлопных газов автотягачи и автопог рузчики обычно не разрешают использовать в закрытых помеще ниях. В этих случаях применяют транспорт с электрическим при водом.
Электрокары в отличие от тягачей и электропогрузчиков име ют более высокие скорости. При массе груза 50 кг эффективно применять электрокары при грузопотоке 7,5 тыс. т в год и рас стоянии транспортирования свыше 580 м.
При централизованных внутризаводских перевозках можно ис пользовать специализированные транспортные средства. Опыт Рыбинского моторостроительного, Горьковского автомобильного, Новочеркасского электровозостроительного и других заводов сви детельствует о высокой эффективности перевозок . грузов специ альным транспортом — баллоновозами, бензозаправщиками, кон тейнеровозами, автопогрузчиками с боковым грузоподъемником и т. п. Специализация транспортных средств, например на Рыбин ском моторостроительном заводе, позволила высвободить около 100 грузчиков.
Обеспечение предприятия необходимым количеством тары поз воляет резко уменьшить число перевалок грузов, использовать прогрессивные транспортные и подъемно-транспортные машины и механизмы, улучшить учет материальных ценностей.
Основным направлением совершенствования тарного хозяйст ва на заводе является внедрение унифицированной производст венной тары.
На рис. 1 приведены различные типы производственной тары, спроектированной Ульяновским научно-исследовательским проект но-технологическим институтом машиностроения (УНИПТИМАШ). Эта тара нашла применение на многих машиностроительных за водах.
Конструкция специальной тары определяется видом груза, его конфигурацией или особыми условиями транспортирования. Так, специальную тару с ячейками используют для хранения и транспортирования точных деталей с чисто обработанными поверх ностями. Как правило, такую тару делают мерной. Тара для де талей с отверстием (шестерен, колец и т. п.) имеет вид подстав ки с несколькими вертикальными стойками. Для штабелирования бочек применяют специальные поддоны с ложементами.
10
Использование специальной саморазгружающейся тары для «сыпучих и кусковых грузов (в том числе чушкового металла, ме таллической стружки, мусора) сокращает затраты труда при раз грузке. Например, применение саморазгружающихся контейнеров для сбора металлической стружки на производственных участках и вывозки ее из цеха автопогрузчиками со стрелой или контейне-
Рис. 1. Типы производственной тары:
а) ящичная; б) ящичная усиленная; в) ящичная на колесах; г) ящичная сетчатая
■ровозами позволяет механизировать процесс уборки стружки в тех случаях, когда применение специальной стружкоуборочной техни ки невыгодно. Такие контейнеры располагают в приямках по про ходам, в местах наибольшего образования стружки и закрывают сверху металлическими решетками (рис. 2). Объем контейнеров
Рис. 2. Контейнеры для |
сбора и транспортирования металлической |
! |
стружки |
II
выбирают равным или кратным объему стружки, образующейся за смену.
На рижском электротехническом заводе ВЭФ им. Ленина при менили унифицированную штабелируемую тару, что позволило ме ханизировать все трудоемкие работы на центральном комплекто вочном складе и организовать доставку материалов со склада не посредственно к рабочим местам, а также механизировать уборку отходов. В результате ликвидирован тяжелый физический труд на погрузочно-разгрузочных работах. Производительность труда груз чиков повысилась в 5,3 раза; численность транспортных рабочих уменьшилась на 25%. Улучшились условия труда.
Внедрение пакетного метода транспортирования грузов на Горьковском автомобильном заводе обеспечило снижение объема ручных работ, стоимости транспортирования и перегрузок в сред нем на 45%, лучшее использование складских помещений создало условия для более точного учета товарного выпуска продукции.
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ТРАНСПОРТНЫХ РАБОЧИХ
Регламентация труда транспортных рабочих. Она осуществля ется на основе графиков транспортного и складского обслужива ния, технологических процессов транспортирования и переработ ки грузов на складе, должностных инструкций и инструкций о рег ламентированном транспортном обслуживании.
В процессе разработки графиков и технологических процессов определяют периодичность доставки и отправления грузов для, каждого грузополучателя (грузоотправителя), наиболее целесо образные маршруты перевозки грузов, схемы выполнения погру зочно-разгрузочных работ в местах получения (отправления) гру зов, способы транспортирования, применяемые транспортные и подъемно-транспортные средства и тара.
Конкретные схемы механизации, тару, маршруты передвижения транспортных средств обычно выбирают на основе тщательного' изучения грузопотоков с учетом их регулярности, периодичности, величины грузооборота, размеров транспортных партий, габарит ных размеров и видов груза, а также оценки рациональности ис пользования транспортных средств и рабочего времени транспорт ных рабочих. При этом расчеты, связанные с определением марш рутов, типов транспортных средств и частоты их движения, могут выполнять с помощью ЭВМ.
Поэтому графики транспортного обслуживания (движения транспорта) обеспечивают высокую загрузку транспортных рабо чих выполнением основных функций. Так, например, на Волжском автомобильном заводе загрузка водителей электропогрузчиков, осуществляющих доставку грузов из корпусных складов на произ водственные участки, составляет в среднем 0,91.
При централизации внутризаводских перевозок грузов следует установить определенные взаимоотношения между обслуживаю-
12