Файл: Шагалов, Я. Л. Организация и нормирование труда транспортных и складских рабочих на машиностроительных заводах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По маршруту перевозки осуществляют в следующем порядке: в механичес­ ком цехе № 1 автопогрузчик берет груз для перевозки его в ЦМК; в ЦМК бе­ рет груз для перевозки на склад 06; на складе 06 берет груз для склада 07 и т. д. Если по какой-либо причине в ЦМК не оказывается груза для перевозки на склад 06, то автопогрузчик следует по дополнительному маршруту, а именно: берет в ЦМК груз для одного из трех цехов (КТЦ, механического № 2 или сбо­ рочного), расположенных рядом со складом 06.

Во всех цехах выделены погрузочно-разгрузочные площадки, на которых рас­ полагают и рабочие места приемщиков грузов, оборудованные необходимой про­ изводственной мебелью, телефоном, картотеками для документации. На каждом рабочем месте имеются также графики движения транспорта.

Весь внутризаводской транспорт был передан в распоряжение централизован­ ной диспетчерской службы по внутризаводским перевозкам транспортного цеха.

В связи с возросшей интенсивностью работы водителей автопогрузчиков и для создания у них заинтересованности в соблюдении обслуживания введено преми­ рование водителей на централизованных перевозках в размере 10%' тарифа.

Внедрение централизованных межцеховых перевозок позволило высвободить три автопогрузчика, повысить вдвое производительность труда водителей и вы­ свободить семь водителей, значительно улучшить транспортное обслуживание

цехов. Условно-годовая экономия составила 28 620 р.

Опыт ряда машиностроительных заводов свидетельствует о вы­ сокой эффективности создания единой транспортно-складской службы (цеха).

ОСНАЩЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ РАБОТ

Если исключить из рассмотрения внутрицеховую межопераци­ онную передачу деталей, то можно утверждать, что транс­ портные операции на предприятиях машиностроения в основном механизированы. На межцеховых перевозках грузов уровень ме­ ханизации транспортных работ близок к 100%.

Поэтому в настоящее время наиболее актуальным является вопрос об установлении оптимальной структуры всего комплекса ’средств, обеспечивающих максимальную экономию труда при по­ грузочно-разгрузочных, транспортных и складских работах на пред­ приятии. Под этим подразумевается наилучшее оснащение всех транспортно-складских работ тарой, 'грузоподъемным и подъемно­ транспортным оборудованием с учетом особенностей транспорти­ руемых грузов, размеров грузопотоков, трасс перемещения, типа производства.

Постоянство грузопотоков по величине, структуре и. направле­ нию, характерное для массового производства, способствует при­ менению непрерывного транспорта; однорельсовых подвесных до­ рог, грузонесущих и толкающих конвейеров. Вомногих случаях та­ кие средства способны осуществлять не только транспортные, но и погрузочно-разгрузочные операции. Одним из наиболее совершен­ ных видов конвейеров является подвесной конвейер с автомати­ ческим адресованием грузов. Этот конвейер транспортирует раз­ личные грузы и автоматически распределяет их по цехам и участ­ кам, а также при необходимости направляет в подвесные проме­ жуточные склады и забирает оттуда нужные в данный момент де­ тали. и узлы.

Я


О целесообразности применения конвейеров на постоянных грузопотоках можно судить по тому, что например, на заводе «Рязсельмаш» транспортирование грузов конвейерами, общая дли­ на которых более 2500 м, дает экономию 100 тыс. руб. в год по сравнению с перевозками тех же грузов на то же расстояние ав­ томобилями и электрокарами.

В условиях серийного и единичного производства, характери­ зующихся частыми изменениями как номенклатуры и свойств гру­ зов, так и величины, направления многих основных грузопотоков, применение средств непрерывного транспорта ограничено, и главная роль принадлежит транспортным средствам периодического дей­ ствия: электрокарам, авто- и электротягачам, авто- и электропо­ грузчикам. Небольшие габариты, высокая маневренность. и воз­ можность быстрого переоснащения специальными грузозахватны­ ми приспособлениями делает погрузчики наиболее универсальным средством внутризаводской транспортно-складской переработки грузов.

Межцеховое транспортирование неразрывно связано с опера­ циями погрузки и разгрузки. При применении колесного транспор­ та они заключаются в погрузке и разгрузке материалов, изделий на начальном и конечном пунктах транспортной операции с по­ мощью кранов, погрузчиков или вручную, при использовании кон­ вейеров — в навеске грузов и деталей на подвески конвейерных кареток.

Согласно специальным расчетам наиболее эффективными сред­ ствами являются авто- и электротягачи с прицепными тележками, а также авто- и электропогрузчики; менее эффективными —элек­ трокары и автомобили. При этом можно выделить такую область значений массы штучного груза, дальности транспортирования и

величины грузооборота, в которой

автопогрузчики

являются

са­

мым эффективным видом

 

межцехового

транспорта.

Эта область

характеризуется данными,

приведенными в табл. 2.

 

 

,

 

 

 

 

Т а б л и ц а

2

Значения массы штучного груза и расстояния транспортирования,

 

определяющие эффективное применение автопогрузчиков

 

Масса штучного трупа, кг

Расстояние транспор­

Величина годового

 

 

тирования, м

грузооборота, тыс. т

 

1С0

 

До

75

Не ограничена

 

250

 

До 230

До 55

 

500

 

До 450

Не ограничена

 

1000 и более

 

 

Не ограничены

 

 

9.



Из данных табл. 2 следует, что при пакетировании грузов об­ ласть эффективного использования авто- и электропогрузчиков может быть значительно расширена, так как увеличивается мас­ са штучного груза и снижаются затраты времени на погрузку и разгрузку.

Автотягачи и автопогрузчики имеют преимущества по сравне­ нию с электротягачами и электропогрузчиками: большая эконо­ мичность, более высокая проходимость, более длительное время работы без дозаправки. Однако без оснащения специальными до­ жигателями и фильтрами выхлопных газов автотягачи и автопог­ рузчики обычно не разрешают использовать в закрытых помеще­ ниях. В этих случаях применяют транспорт с электрическим при­ водом.

Электрокары в отличие от тягачей и электропогрузчиков име­ ют более высокие скорости. При массе груза 50 кг эффективно применять электрокары при грузопотоке 7,5 тыс. т в год и рас­ стоянии транспортирования свыше 580 м.

При централизованных внутризаводских перевозках можно ис­ пользовать специализированные транспортные средства. Опыт Рыбинского моторостроительного, Горьковского автомобильного, Новочеркасского электровозостроительного и других заводов сви­ детельствует о высокой эффективности перевозок . грузов специ­ альным транспортом — баллоновозами, бензозаправщиками, кон­ тейнеровозами, автопогрузчиками с боковым грузоподъемником и т. п. Специализация транспортных средств, например на Рыбин­ ском моторостроительном заводе, позволила высвободить около 100 грузчиков.

Обеспечение предприятия необходимым количеством тары поз­ воляет резко уменьшить число перевалок грузов, использовать прогрессивные транспортные и подъемно-транспортные машины и механизмы, улучшить учет материальных ценностей.

Основным направлением совершенствования тарного хозяйст­ ва на заводе является внедрение унифицированной производст­ венной тары.

На рис. 1 приведены различные типы производственной тары, спроектированной Ульяновским научно-исследовательским проект­ но-технологическим институтом машиностроения (УНИПТИМАШ). Эта тара нашла применение на многих машиностроительных за­ водах.

Конструкция специальной тары определяется видом груза, его конфигурацией или особыми условиями транспортирования. Так, специальную тару с ячейками используют для хранения и транспортирования точных деталей с чисто обработанными поверх­ ностями. Как правило, такую тару делают мерной. Тара для де­ талей с отверстием (шестерен, колец и т. п.) имеет вид подстав­ ки с несколькими вертикальными стойками. Для штабелирования бочек применяют специальные поддоны с ложементами.

10


Использование специальной саморазгружающейся тары для «сыпучих и кусковых грузов (в том числе чушкового металла, ме­ таллической стружки, мусора) сокращает затраты труда при раз­ грузке. Например, применение саморазгружающихся контейнеров для сбора металлической стружки на производственных участках и вывозки ее из цеха автопогрузчиками со стрелой или контейне-

Рис. 1. Типы производственной тары:

а) ящичная; б) ящичная усиленная; в) ящичная на колесах; г) ящичная сетчатая

■ровозами позволяет механизировать процесс уборки стружки в тех случаях, когда применение специальной стружкоуборочной техни­ ки невыгодно. Такие контейнеры располагают в приямках по про­ ходам, в местах наибольшего образования стружки и закрывают сверху металлическими решетками (рис. 2). Объем контейнеров

Рис. 2. Контейнеры для

сбора и транспортирования металлической

!

стружки

II

выбирают равным или кратным объему стружки, образующейся за смену.

На рижском электротехническом заводе ВЭФ им. Ленина при­ менили унифицированную штабелируемую тару, что позволило ме­ ханизировать все трудоемкие работы на центральном комплекто­ вочном складе и организовать доставку материалов со склада не­ посредственно к рабочим местам, а также механизировать уборку отходов. В результате ликвидирован тяжелый физический труд на погрузочно-разгрузочных работах. Производительность труда груз­ чиков повысилась в 5,3 раза; численность транспортных рабочих уменьшилась на 25%. Улучшились условия труда.

Внедрение пакетного метода транспортирования грузов на Горьковском автомобильном заводе обеспечило снижение объема ручных работ, стоимости транспортирования и перегрузок в сред­ нем на 45%, лучшее использование складских помещений создало условия для более точного учета товарного выпуска продукции.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ТРАНСПОРТНЫХ РАБОЧИХ

Регламентация труда транспортных рабочих. Она осуществля­ ется на основе графиков транспортного и складского обслужива­ ния, технологических процессов транспортирования и переработ­ ки грузов на складе, должностных инструкций и инструкций о рег­ ламентированном транспортном обслуживании.

В процессе разработки графиков и технологических процессов определяют периодичность доставки и отправления грузов для, каждого грузополучателя (грузоотправителя), наиболее целесо­ образные маршруты перевозки грузов, схемы выполнения погру­ зочно-разгрузочных работ в местах получения (отправления) гру­ зов, способы транспортирования, применяемые транспортные и подъемно-транспортные средства и тара.

Конкретные схемы механизации, тару, маршруты передвижения транспортных средств обычно выбирают на основе тщательного' изучения грузопотоков с учетом их регулярности, периодичности, величины грузооборота, размеров транспортных партий, габарит­ ных размеров и видов груза, а также оценки рациональности ис­ пользования транспортных средств и рабочего времени транспорт­ ных рабочих. При этом расчеты, связанные с определением марш­ рутов, типов транспортных средств и частоты их движения, могут выполнять с помощью ЭВМ.

Поэтому графики транспортного обслуживания (движения транспорта) обеспечивают высокую загрузку транспортных рабо­ чих выполнением основных функций. Так, например, на Волжском автомобильном заводе загрузка водителей электропогрузчиков, осуществляющих доставку грузов из корпусных складов на произ­ водственные участки, составляет в среднем 0,91.

При централизации внутризаводских перевозок грузов следует установить определенные взаимоотношения между обслуживаю-

12