Файл: Шагалов, Я. Л. Организация и нормирование труда транспортных и складских рабочих на машиностроительных заводах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
щим (транспортным) и обслуживаемыми (цехами, складами) под разделениями, между транспортными рабочими и работниками це хов, осуществляющими приемку и отпуск грузов.
В настоящее время на практике сложился достаточно четкий и во многом сходный порядок подобных взаимоотношений. Незави симо от того, как осуществляется управление централизованными перевозками грузов — из единого диспетчерского пункта или дис петчерами транспортных участков отдельных служб (производст венно-диспетчерской, складского хозяйства и т. д.)—часовые граг фики маршрутных перевозок должны быть утверждены началь ником ПДО или согласованы с ним.
Для обеспечения централизованного обслуживания участков транспортно-складской цех (транспортный цех, транспортные участ ки служб) должен иметь резервный транспорт (без водителей) для
оперативной замены вышедшего из строя во время работы |
и де |
журный транспорт — для срочных непредвиденных перевозок |
гру |
зов. |
|
Транспортные средства должны быть постоянно закреплены за транспортными маршрутами. Часовые графики маршрутных пере возок являются обязательными как для транспортных рабочих, так и для всех цехов и служб завода, связанных с использовани ем транспорта.
Водители транспортных средств обязаны информировать дис петчера о всех нарушениях графиков и о причинах, их вызвавших.
Как правило, водители транспортных средств на маршрутных централизованных перевозках одновременно являются грузчиками н экспедиторами.
Прием и сдачу грузов осуществляют только в контейнерах (в таре, на поддонах) или на специальных транспортных устройствах и только в пунктах приемки-сдачи. Грузы принимают (сдают) по накладной и с одновременной отметкой либо в путевом листе, ли бо в специальных журналах приема — сдачи груза, имеющихся у каждого водителя.
Цехи-отправители обязаны подготовить грузы и оформить всю необходимую документацию заблаговременно, до времени начала погрузки по графику. Если к моменту начала погрузки груз ока зывается неподготовленным, то водитель обязан выехать к следу ющему пункту маршрута, сообщив об этом по телефону диспетче
ру и отметив путевой лист или получив отметку в книге приема — сдачи груза.
Прием и отправление грузов в каждом цехе производят де журные экспедиторы, назначаемые в каждом цехе из состава це хового планово-диспетчерского бюро. Грузы сдают без пересчета и перевалки в другую тару.
Цех-получатель обязан принять груз и подписать накладные, даже если ответственный за приемку груза уверен, что данный груз адресован цеху неправильно или не соответствует предъявля емым требованиям (это делается, чтобы не задерживать транс-
3—ЗБ41 |
13 |
порт). Все недоразумения, возникающие в связи с неправильной отгрузкой, оформлением документов и т. и., разрешаются непо средственно с отправителем.
Совершенствованию трудового процесса транспортных рабочих в значительной мере способствует разработка типовых технологи ческих процессов на транспортные и погрузочно-разгрузочные, ра боты. При разработке транспортных процессов определяют опти мальные транспортные партии, схемы механизации и порядок вза имодействия ' различных транспортных и грузоподъемных средств.
При разработке и внедрении регламентов труда транспортных рабочих целесообразно использовать отраслевые типовые проек ты. В частности, заслуживают внимания типовые проекты органи зации труда транспортных рабочих, разработанные УНИПТИМАШем..В проектах УНИПТИМАШа содержится 28 карт организа ции труда транспортных рабочих (водителей напольного транспор та, крановщиков, стропальщиков, грузчиков), в которых подроб но описаны приемы труда для типовых работ по перемещению грузов, а в ряде случаев дана длительность выполнения отдель ных приемов. В табл. 3 приведена часть карты организации труда водителя электрокара.
Совмещение профессий, функций и организация бригад. Одним из важных направлений совершенствования организации труда ра бочих является совмещение профессий и функций. Основным услови ем совмещения является его целесообразность и необходимость в конкретной производственной обстановке. Как показывает прак тика, наиболее целесообразными вариантами совмещения профес сий транспортных рабочих являются совмещение профессии води теля транспортной машины и грузчика, водителя и экспедитора или даже совмещение водителем функций грузчика и экспедитора.
Так, на Киевском заводе станков-автоматов нм. Горького до перехода на централизованные перевозки грузов каждый рейс об служивали 3 — 4 рабочих: электрокарщик, экспедитор и 1—2 грузчика. При этом затраты времени водителей па транспортиро вание грузов составляли около 25% сменного фонда времени, груз
чиков— на погрузочно-разгрузочные работы |
и |
экспедиторовна |
||
сдачУ-приемку грузов — соответственно 49% и |
15% сменного фон |
|||
да времени. С переходом на централизованное |
внутризаводское |
|||
транспортное обслуживание водителям |
были |
переданы функции |
||
грузчиков |
и экспедиторов. В результате |
не |
только значительно |
|
возросла |
производительность труда транспортных |
рабочих, но и |
повысилась оперативность их работы, ответственность за своевре менное и качественное обслуживание. Экономия только за счет высвобождения грузчиков составила около 5,5 тыс. руб.
Эффективность работы транспорта во многом определяется техническим состоянием машин и механизмов, что связано со сво евременностью плановых ремонтов, с качеством межремонтного обслуживания. Целесообразно поручить выполнение -части работ по текущему обслуживанию транспортных средств водителям.
14
Т а б л и ц а 3
Часть карты организации труда водителя электрокара
ОТГРУЗОЧНАЯ
т ш с ш |
|
|
□ □□□ |
|
□ □ □ □ |
|
|
□ □□□ |
|
□ □ □ □ |
|
|
□ □ □ рщ |
|
ШПОР |
880 |
ВЙР^ |
||
3000 |
|
|||
3850 |
\ |
|||
|
п л о щ ад ка
|
|
Приемы труда |
|
Время, |
|
|
|
|
мин |
||
]. |
Подъехать |
к шта |
|
||
белю со стороны продо |
|
||||
льного |
расположения |
0,087 |
|||
тары |
|
|
|
|
|
2. |
Развернуть |
элект |
0,151 |
||
ропогрузчик на 90° |
|
||||
3. |
Установить |
раму . |
|
||
электропогрузчика |
в |
|
|||
вертикальное положение |
|
||||
4. |
Ориентировать ви |
0,240 |
|||
|
лы относительно груза (тары)
□□ □ □ □ □ □ □ □
□□ □ □ □ □ □ □ □
□□ □ □ □ □ □ □ а
1.Электропогрузчик ЭП-1СЗ. 2. Трап.
3.Полуприцеп КАЗ-717. 4. Тара
1НГ085. 5. Стол ПИ-173. 6. Стул ПИ-248. 7. Тягач КАЗ-608
5. |
Подвести вилы иод |
|
|
груз до упора |
|
|
|
6. |
Подъемом каретки |
0,338 |
|
отделить груз от шта |
|
||
беля на высоту 200 мм |
|
||
7. |
Наклонить раму в |
|
|
крайнее заднее |
положе |
|
|
ние |
|
|
|
8. |
Убедиться |
в безо- |
0,151 |
|
;пасности движения, мед ленно -задним ходом отъехать от штабеля, разворачивая' электро погрузчик на 90°
9.Остановить элек тропогрузчик и опустить ’ груз в транспортное по
ложение (//—2,0 м) |
0,240 |
|
10. |
Транспортировать |
|
груз |
к месту разгрузки |
0,750 |
(1=50,0 м) |
||
11. |
Ориентировать |
|
электропогрузчик отно |
0,232 |
|
сительно трапа |
||
12. |
Ориентировать |
|
груз (тару) на платфор |
|
|
ме прицепа согласно за |
0,232 |
|
грузочной схеме |
3* |
15 |
Тара
1Н1085-18
Число |
Число единиц |
||
ярусов |
грузомс |
тары |
|
грузомс |
возпри врате |
при |
|
|
|
|
|
|
|
|
возврате |
1 |
2 |
* |
32 |
16 |
Продолжение табя. 3
Прием труда |
Время, |
мин- |
13. Установить раму электропогрузчика в
вертикальное положение
0,120
14.Поднять груз на 200 мм над местом шта белирования (установки)
15.Наклоном рамы вперед ввести груз (та
ру) в габариты штабеля
16. Опустить |
груз |
н |
убедиться в правиль |
||
ности установки |
его |
в |
штабель |
|
0,271 |
17.Задним ходом отъехать от штабеля, освобождая вилы элект ропогрузчика
18.Остановить элект- " ропогрузчик и устано вить раму его в тран спортное положение
0,120
19.Установить вилы электропогрузчика в транспортное положение
20.Убедиться в безо пасности движения, ориентировать электро погрузчик относительно
трапа и выехать на рам |
0,232 |
||
пу |
|
|
|
21. |
Развернуть |
элек |
|
тропогрузчик на |
рампе |
0,151 |
|
на 90° |
|
|
|
22. |
Переехать |
к мес |
0,600 |
ту погрузки (£ = 50 м) |
Повторить цикл Разряд работы 3
Исследования показывают, что наиболее эффективной формой кооперации труда на транспортных работах является бригадная форма. Бригадная форма организации труда применяется при сле дующих условиях:
1) необходимости уменьшения сроков или увеличения объема работы, которая не может быть выполнена одним рабочим;
2)невозможности расчленения производственного задания между отдельными исполнителями;
3)одновременном использовании труда рабочих различных
профессий или квалификации.
Бригады транспортных рабочих могут быть специализирован ными и комплексными.
Специализированные бригады включают группу рабочих од ной профессии, одной или разной квалификации, работающих по одному наряду или производственному заданию над выполнени ем технологически однородных работ одновременно в одну смену. Например, целесообразно объединить в специализированную брига ду водителей внутризаводского транспорта, обслуживающих один и тот же грузопоток или маршрут; водителей электропогруз чиков, работающих на погрузочной площадке. Одна часть брига ды работает по схеме «автотягач — погрузочная площадка», а другая — по схеме «погрузочная площадка — вагон». В процес се работы возможна перестановка транспортных средств и рабо чих. Целесообразно организовывать специализированные бригады водителей электропогрузчиков, осуществляющих транспортирова ние деталей в таре между участками производства в одном корпусе. -
Комплексные бригады состоят из рабочих разных профессий, например водители и грузчики, прикрепленные к одному тран спортному средству. Наибольшее распространение комплексные бригады получили на погрузочно-разгрузочных работах (бригады, состоящие из грузчиков, стропальщиков, крановщиков, водителей).
Важным фактором повышения производительности труда ра бочих в комплексных бригадах является совмещение профессий
ифункций, например функций грузчика и стропальщика, водителя
игрузчика.
Создание комплексных бригад улучшает оперативное руковод ство, обеспечивает предпосылки для организации социалистического соревнования и передачи передового производственного опыта.
Организация и обслуживание рабочих мест транспортных ра бочих. Рабочие места транспортных рабочих организуются раз лично для разных профессий: водителей транспортных средств, грузчиков, стропальщиков, комплектовщиков, весовщиков, кра новщиков различных типов кранов, подсобных рабочих и др.
В-рабочие места транспортных рабочих входят зона выполне ния основных функций, а также места расположения технологи
ческой и организационной |
оснастки, производственной мебели, |
документации и средств |
связи. Особенностью |убочрг» ^ ^ссто^ |
|
i каучнотвхвикЕык |
^н^япотека ССС