Файл: Шагалов, Я. Л. Организация и нормирование труда транспортных и складских рабочих на машиностроительных заводах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

щим (транспортным) и обслуживаемыми (цехами, складами) под­ разделениями, между транспортными рабочими и работниками це­ хов, осуществляющими приемку и отпуск грузов.

В настоящее время на практике сложился достаточно четкий и во многом сходный порядок подобных взаимоотношений. Незави­ симо от того, как осуществляется управление централизованными перевозками грузов — из единого диспетчерского пункта или дис­ петчерами транспортных участков отдельных служб (производст­ венно-диспетчерской, складского хозяйства и т. д.)—часовые граг фики маршрутных перевозок должны быть утверждены началь­ ником ПДО или согласованы с ним.

Для обеспечения централизованного обслуживания участков транспортно-складской цех (транспортный цех, транспортные участ­ ки служб) должен иметь резервный транспорт (без водителей) для

оперативной замены вышедшего из строя во время работы

и де­

журный транспорт — для срочных непредвиденных перевозок

гру­

зов.

 

Транспортные средства должны быть постоянно закреплены за транспортными маршрутами. Часовые графики маршрутных пере­ возок являются обязательными как для транспортных рабочих, так и для всех цехов и служб завода, связанных с использовани­ ем транспорта.

Водители транспортных средств обязаны информировать дис­ петчера о всех нарушениях графиков и о причинах, их вызвавших.

Как правило, водители транспортных средств на маршрутных централизованных перевозках одновременно являются грузчиками н экспедиторами.

Прием и сдачу грузов осуществляют только в контейнерах (в таре, на поддонах) или на специальных транспортных устройствах и только в пунктах приемки-сдачи. Грузы принимают (сдают) по накладной и с одновременной отметкой либо в путевом листе, ли­ бо в специальных журналах приема — сдачи груза, имеющихся у каждого водителя.

Цехи-отправители обязаны подготовить грузы и оформить всю необходимую документацию заблаговременно, до времени начала погрузки по графику. Если к моменту начала погрузки груз ока­ зывается неподготовленным, то водитель обязан выехать к следу­ ющему пункту маршрута, сообщив об этом по телефону диспетче­

ру и отметив путевой лист или получив отметку в книге приема — сдачи груза.

Прием и отправление грузов в каждом цехе производят де­ журные экспедиторы, назначаемые в каждом цехе из состава це­ хового планово-диспетчерского бюро. Грузы сдают без пересчета и перевалки в другую тару.

Цех-получатель обязан принять груз и подписать накладные, даже если ответственный за приемку груза уверен, что данный груз адресован цеху неправильно или не соответствует предъявля­ емым требованиям (это делается, чтобы не задерживать транс-

3—ЗБ41

13


порт). Все недоразумения, возникающие в связи с неправильной отгрузкой, оформлением документов и т. и., разрешаются непо­ средственно с отправителем.

Совершенствованию трудового процесса транспортных рабочих в значительной мере способствует разработка типовых технологи­ ческих процессов на транспортные и погрузочно-разгрузочные, ра­ боты. При разработке транспортных процессов определяют опти­ мальные транспортные партии, схемы механизации и порядок вза­ имодействия ' различных транспортных и грузоподъемных средств.

При разработке и внедрении регламентов труда транспортных рабочих целесообразно использовать отраслевые типовые проек­ ты. В частности, заслуживают внимания типовые проекты органи­ зации труда транспортных рабочих, разработанные УНИПТИМАШем..В проектах УНИПТИМАШа содержится 28 карт организа­ ции труда транспортных рабочих (водителей напольного транспор­ та, крановщиков, стропальщиков, грузчиков), в которых подроб­ но описаны приемы труда для типовых работ по перемещению грузов, а в ряде случаев дана длительность выполнения отдель­ ных приемов. В табл. 3 приведена часть карты организации труда водителя электрокара.

Совмещение профессий, функций и организация бригад. Одним из важных направлений совершенствования организации труда ра­ бочих является совмещение профессий и функций. Основным услови­ ем совмещения является его целесообразность и необходимость в конкретной производственной обстановке. Как показывает прак­ тика, наиболее целесообразными вариантами совмещения профес­ сий транспортных рабочих являются совмещение профессии води­ теля транспортной машины и грузчика, водителя и экспедитора или даже совмещение водителем функций грузчика и экспедитора.

Так, на Киевском заводе станков-автоматов нм. Горького до перехода на централизованные перевозки грузов каждый рейс об­ служивали 3 — 4 рабочих: электрокарщик, экспедитор и 1—2 грузчика. При этом затраты времени водителей па транспортиро­ вание грузов составляли около 25% сменного фонда времени, груз­

чиков— на погрузочно-разгрузочные работы

и

экспедиторовна

сдачУ-приемку грузов — соответственно 49% и

15% сменного фон­

да времени. С переходом на централизованное

внутризаводское

транспортное обслуживание водителям

были

переданы функции

грузчиков

и экспедиторов. В результате

не

только значительно

возросла

производительность труда транспортных

рабочих, но и

повысилась оперативность их работы, ответственность за своевре­ менное и качественное обслуживание. Экономия только за счет высвобождения грузчиков составила около 5,5 тыс. руб.

Эффективность работы транспорта во многом определяется техническим состоянием машин и механизмов, что связано со сво­ евременностью плановых ремонтов, с качеством межремонтного обслуживания. Целесообразно поручить выполнение -части работ по текущему обслуживанию транспортных средств водителям.

14


Т а б л и ц а 3

Часть карты организации труда водителя электрокара

ОТГРУЗОЧНАЯ

т ш с ш

 

 

□ □□□

□ □ □ □

 

 

□ □□□

□ □ □ □

 

 

□ □ □ рщ

ШПОР

880

ВЙР^

3000

 

3850

\

 

п л о щ ад ка

 

 

Приемы труда

 

Время,

 

 

 

мин

].

Подъехать

к шта­

 

белю со стороны продо­

 

льного

расположения

0,087

тары

 

 

 

 

2.

Развернуть

элект­

0,151

ропогрузчик на 90°

 

3.

Установить

раму .

 

электропогрузчика

в

 

вертикальное положение

 

4.

Ориентировать ви­

0,240

 

лы относительно груза (тары)

□ □ □ □ □ □ □ □

□ □ □ □ □ □ □ □

□ □ □ □ □ □ □ а

1.Электропогрузчик ЭП-1СЗ. 2. Трап.

3.Полуприцеп КАЗ-717. 4. Тара

1НГ085. 5. Стол ПИ-173. 6. Стул ПИ-248. 7. Тягач КАЗ-608

5.

Подвести вилы иод

 

груз до упора

 

 

6.

Подъемом каретки

0,338

отделить груз от шта­

 

беля на высоту 200 мм

 

7.

Наклонить раму в

 

крайнее заднее

положе­

 

ние

 

 

 

8.

Убедиться

в безо-

0,151

 

;пасности движения, мед­ ленно -задним ходом отъехать от штабеля, разворачивая' электро­ погрузчик на 90°

9.Остановить элек­ тропогрузчик и опустить ’ груз в транспортное по­

ложение (//—2,0 м)

0,240

10.

Транспортировать

 

груз

к месту разгрузки

0,750

(1=50,0 м)

11.

Ориентировать

 

электропогрузчик отно­

0,232

сительно трапа

12.

Ориентировать

 

груз (тару) на платфор­

 

ме прицепа согласно за­

0,232

грузочной схеме

3*

15


Тара

1Н1085-18

Число

Число единиц

ярусов

грузомс

тары

грузомс

возпри­ врате

при

 

 

 

 

 

 

возврате

1

2

*

32

16

Продолжение табя. 3

Прием труда

Время,

мин-

13. Установить раму электропогрузчика в

вертикальное положение

0,120

14.Поднять груз на 200 мм над местом шта­ белирования (установки)

15.Наклоном рамы вперед ввести груз (та­

ру) в габариты штабеля

16. Опустить

груз

н

убедиться в правиль­

ности установки

его

в

штабель

 

0,271

17.Задним ходом отъехать от штабеля, освобождая вилы элект­ ропогрузчика

18.Остановить элект- " ропогрузчик и устано­ вить раму его в тран­ спортное положение

0,120

19.Установить вилы электропогрузчика в транспортное положение

20.Убедиться в безо­ пасности движения, ориентировать электро­ погрузчик относительно

трапа и выехать на рам­

0,232

пу

 

 

21.

Развернуть

элек­

 

тропогрузчик на

рампе

0,151

на 90°

 

 

22.

Переехать

к мес­

0,600

ту погрузки (£ = 50 м)

Повторить цикл Разряд работы 3


Исследования показывают, что наиболее эффективной формой кооперации труда на транспортных работах является бригадная форма. Бригадная форма организации труда применяется при сле­ дующих условиях:

1) необходимости уменьшения сроков или увеличения объема работы, которая не может быть выполнена одним рабочим;

2)невозможности расчленения производственного задания между отдельными исполнителями;

3)одновременном использовании труда рабочих различных

профессий или квалификации.

Бригады транспортных рабочих могут быть специализирован­ ными и комплексными.

Специализированные бригады включают группу рабочих од­ ной профессии, одной или разной квалификации, работающих по одному наряду или производственному заданию над выполнени­ ем технологически однородных работ одновременно в одну смену. Например, целесообразно объединить в специализированную брига­ ду водителей внутризаводского транспорта, обслуживающих один и тот же грузопоток или маршрут; водителей электропогруз­ чиков, работающих на погрузочной площадке. Одна часть брига­ ды работает по схеме «автотягач — погрузочная площадка», а другая — по схеме «погрузочная площадка — вагон». В процес­ се работы возможна перестановка транспортных средств и рабо­ чих. Целесообразно организовывать специализированные бригады водителей электропогрузчиков, осуществляющих транспортирова­ ние деталей в таре между участками производства в одном корпусе. -

Комплексные бригады состоят из рабочих разных профессий, например водители и грузчики, прикрепленные к одному тран­ спортному средству. Наибольшее распространение комплексные бригады получили на погрузочно-разгрузочных работах (бригады, состоящие из грузчиков, стропальщиков, крановщиков, водителей).

Важным фактором повышения производительности труда ра­ бочих в комплексных бригадах является совмещение профессий

ифункций, например функций грузчика и стропальщика, водителя

игрузчика.

Создание комплексных бригад улучшает оперативное руковод­ ство, обеспечивает предпосылки для организации социалистического соревнования и передачи передового производственного опыта.

Организация и обслуживание рабочих мест транспортных ра­ бочих. Рабочие места транспортных рабочих организуются раз­ лично для разных профессий: водителей транспортных средств, грузчиков, стропальщиков, комплектовщиков, весовщиков, кра­ новщиков различных типов кранов, подсобных рабочих и др.

В-рабочие места транспортных рабочих входят зона выполне­ ния основных функций, а также места расположения технологи­

ческой и организационной

оснастки, производственной мебели,

документации и средств

связи. Особенностью |убочрг» ^ ^ссто^

 

i каучнотвхвикЕык

^н^япотека ССС