Файл: Шагалов, Я. Л. Организация и нормирование труда транспортных и складских рабочих на машиностроительных заводах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

мин; Л/ — число единиц

объема работы на одном

обслуживаемом

объекте (количество тонн груза,

подлежащего переработке; чис­

ло грузовых площадок,

входящих в состав маршрута и т. д.),

К —.коэффициент, учитывающий

выполнение

дополнительных

функций, входящих в круг обязанностей данных транспортных ра­ бочих и не учтенных нормой времени (учет, оформление докумен­ тации, обслуживание транспортных средств, информирование дис­ петчера об отклонениях от графика транспортного обслуживания).

Коэффициент К определяют исходя из нормального баланса рабочего времени как отношение времени выполнения всех функ­ ций ко времени выполнения основных функций.

Если на обслуживаемом объекте выполняют различные по тру­ доемкости работы (например, на п погрузочно-разгрузочных пло­ щадках одного маршрута объем работ по погрузке и разгрузке грузов различен), то норму времени обслуживания рассчитывают по формуле

Т„.0 - Б (TnlN i)K . i= 1

Нормой обслуживания определяют число объектов (рабочих мест на участке, участков и цехов на одном маршруте и т. д.), об­ служиваемых одним рабочим или группой рабочих. Норма обслу­ живания позволяет определить объем работы каждому из транс­ портных рабочих с целью правильной расстановки их на проиаводстве.

Норму обслуживания Н0 рассчитывают по формуле

Н0 =

т

 

т .

 

' .

Т'н.о

- T„NK'

 

Я 0 = — —

^

---------,

. 0 )

 

2

{THlNi ) K

 

 

/=i

 

■ ■

 

где Тсм — продолжительность

смены, мин; Гн.0 — норма

времени

обслуживания на соответствующий календарный период,

мин.

Норма численности — это регламентированная численность ра­ бочих, необходимая для выполнения, определенных объемов работ. Ее целесообразно разрабатывать в тех случаях, когда группа транспортных рабочих обслуживает определенный объект (напри­ мер, склад, погрузочно-разгрузочную площадку и т. д.).

Норму явочной численности Чп за смену рассчитывают по фор­ муле

Чп

А

(2)

Н0

 

 

29



где А — объем работ на-данном объекте; Н0— норма обслужива­ ния, выраженная в тех же единицах измерения, что ti величина А.

Если в выражении (2) поставить вместо На его выражение по формуле (1), то получим

В транспортном обслуживании производства на машиностро­ ительном предприятии можно выделить две группы работ. Работы одной из этих групп стабильны и осуществляются по регламенту. Другая группа состоит из работ, состав, последовательность и пе­ риодичность которых колеблются в значительных пределах, так что регламентация их выполнения при данных организационно-техни­ ческих условиях крайне затруднена и экономически нецелесо­ образна.

Методы нормирования труда рабочих, осуществляющих склад­ ское и транспортное обслуживание, практически не отличаются от методов нормирования труда основных рабочих; нормативы на транспортные работы аналогичны дифференцированным нормати­ вам на отдельные виды работ, разрабатываемым для основного производства.

Таковы, в частности, и общемашиностроительные нормативы для нормирования труда транспортных рабочих [3].

Нормативы времени на погрузку и разгрузку установлены в зависимости от способа погрузки и разгрузки (механизированная или ручная), характера погрузки или разгрузки (навалом, с укладкой), расстояния от места хранения до места погрузки или разгрузки, средней массы единицы груза, количества единиц гру­ за в партии.

Рассмотрим пример.

Пример. Рассчитать численность транспортных рабочих, осуществляющих перевозки грузов на электрокарах по кольцевому маршруту, включающему четы­ ре погрузочно-разгрузочные площадки.

Организационные условия транспортирования следующие:

1) все грузы перевозят в таре; средняя масса одного места груза 100 кг; 2) на всех грузовых' площадках погрузочно-разгрузочные работы выполняют кран-балкой; застропку тары производят с помощью четырех стропов с крюками;

среднее расстояние перемещения грузов при погрузке и разгрузке 5 м;

3)

расстояние между грузовыми площадками: №

1 и 2 — 150 м, № 2 п 3 —

400 м, № 3 и 4'—300 м, № 4 и 1—200 м;

различным

грузовым площадкам за

4)

количество груза, перевозимого по

один рейс по кольцевому маршруту, равно

 

 

 

 

 

 

Погрузка на

Выгрузка с

 

 

 

электрокар, кг

электрокара, кг

 

Nb

1

1000

 

400

 

2

600

 

 

3

400

 

600

 

4

 

 

1000

30


5)число рейсов по данному маршруту в течение смены— 14.

Таким образом, число погружаемых на электрокар и разгружаемых с него мест груза составляет за один рейс по различным грузовым площадкам:

Погрузка, мест Разгрузка, мест

1

10

4

2

6

3

7

6

4

 

10

Согласно общемашиностроптельным нормативам обслуживания время на по­ грузку (разгрузку) одного места груза поворотной кран-балкой с застройкой четырьмя стропами с крюками и с перемещением на расстояние 5 м равно 1,2 мин. Поэтому общее время выполнения погрузочно-разгрузочных работ в течение одно­ го рейса составит 1,2-40=48 мин. *

Время перемещения электрокара по кольцевому маршруту согласно тем же нормативам равно: между площадками № 1 и 2 — 1,7 мин, № 2 и 3 — 3,6 мин, № 3 и 4 — 3 мни, № 4 и 1 — 1,8 мин, всего на один рейс— 10,1 мин.

Норму времени обслуживания кольцевого маршрута определяем с учетом времени выполнения электрокарщиком дополнительных функций по передаче груза, оформлению документации, уходу за электрокаром, а также времени на отдых и личные надобности. Согласно общемашиностроительным нормам об­ служивания коэффицент К, учитывающий время на выполнение дополнительных

функций, отдых и личные надобности, равен 1,18. Таким образом Гн.п= (4 8 + + 10,1) 14-1,18 = 960 мин. Отсюда численность рабочих, обслуживающих маршрут за смену, Ч„ =960 : 480=2 человека.

Характерными особенностями труда транспортных рабочих при отсутствии регламента транспортного обслуживания является не­ равномерная загрузка на протяжении смены; выполнение помимо ■основных дополнительных функций, содержание и объем которых не всегда могут быть заранее определены; различное содержание работы в разные дни недели или месяца; нестабильность места выполнения работы; значительное число факторов, влияющих на величину затрат рабочего времени.

Все эти особенности не дают возможности определить полное содержание работы и величину затрат рабочего времени путем непосредственных расчетов по каждой отдельной операции.

Поэтому нередко исходными материалами для определения норм обслуживания или норм численности транспортных рабочих служат данные фотографий рабочего дня или фотохронометража работы транспортных рабочих, а также материалы технического и оперативного учета.

При разработке норм обслуживания или норм численности транспортных рабочих на основе специальных наблюдений необхо­ димо для получения сопоставимых данных использовать единую классификацию затрат рабочего времени *. Вместе с тем при изу­ чении затрат рабочего времени транспортных и складских рабочих не имеет смысла подразделять оперативное время на основное и вспомогательное.1

1 Основные методические положения по нормированию труда рабочих в на­ родном хозяйстве. М., изд. НИИтруда, 1973 г., 172 с.


Для изучения фактических затрат рабочего времени на выпол­ нение отдельных транспортных работ, оценки применяемых мето­ дов, приемов труда и выявления потерь рабочего времени, резер­ вов повышения производительности труда, а также с целью полу­ чения необходимых исходных материалов для нормирования труда необходимо проведение систематических наблюдений, за использо­ ванием рабочего времени транспортных и складских рабочих. Ме­ тоды наблюдения — фотография рабочего дня и.хронометраж.

Фотографии рабочего дня могут быть индивидуальными, бригад­ ными!, групповыми и маршрутными. При маршрутной фотографии наблюдения проводят за объектом или несколькими объектами, передвигающимися по какому-либо постояному маршруту. При этом маршрутная фотография может быть либо индивидуальной (когда наблюдатель следует за транспортным рабочим), либо груп­ повой. В последнем случае мы имеем дело с разновидностью метода моментных наблюдений, при котором фиксажными точками явля­ ются не какие-либо определенные пункты, а моменты очередных

встреч наблюдателя с рабочими.

Для определения норм обслуживания по каждой профессии транспортных рабочих, занятых транспортно-переместительными операциями, необходимо провести анализ выполняемых ими функ­ ций, выявить их фактическую занятость. С помощью фотохронометражных наблюдений изучаются содержание и последователь­ ность работ, фактические затраты времени на их выполнение, воз­ можности совмещения профессий.

Для работ по погрузке, разгрузке и транспортированию грузов- (сырья, материалов, полуфабрикатов, узлов и готовых изделий) внутри цехов и между цехами, по1, приемке, хранению и выдаче гру­ зов на складах норма обслуживания может быть рассчитана по формуле

Дм--( 7пэ+ Д>тд+ T .I.n)

где Т Пз — подготовительно-заключительное время, мин; Т 0гД — время перерывов на отдых, мин; Тл.н — время перерывов на личные надобности, мин;

ton — оперативное время на обслуживание одного рабо­ чего места (одного участка, одного транспортного маршрута и т. д.), мин.

При перевозках деталей по маятниковому маршруту (в одну сторону — с грузом, обратно — порожняком) оперативное время на транспортирование одной детали находят по формуле

где п — число одновременно перевозимых деталей; tn — время на погрузку партии деталей, мин;

32