Файл: Шагалов, Я. Л. Организация и нормирование труда транспортных и складских рабочих на машиностроительных заводах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

транспортного рабочего является то, что зона выполнения трудо­ вых функций и место расположения оргтехоснастки и мебели могут быть территориально разобщены.

Для водителей транспортных средств рабочее место делится на маршрутную часть и станционарную. Рабочие места грузчиков и стропальщиков включают погрузочные (разгрузочные) площад­ ки и площадки, на которых располагаются стеллажи для стро­ пов, инструментов, инвентаря, производственная мебель.

Рис. 3. Схема рабочего места водителя погрузчика:

I — транспортные средства; 2 — погрузочная площадка; 3 — трасса перемещения грузов-; 4 — разгрузочная площадка; 5 — дежурная сто­

янка транспортных средств

Маршрутная часть рабочего места (маршрутное рабочее ме­ сто) включает транспортное средство, места погрузки и разгруз­ ки, трассы перемещения, дежурную стоянку (рис. 3). Места погрузки и выгрузки — это обычно площадки на складах или на производственных участках. Площадь мест погрузки и разгрузки должна быть достаточной для размещения грузов (в таре, на поддонах и т. д.) и маневрирования транспортных средств.

Трасса перемещения представляет собой проезжую часть тер­ ритории предприятия, цеха, склада, по которой движутся транс­ портные средства в процессе обслуживания грузопотоков. К трас­ се перемещения предъявляются определенные требования: доро­ ги для движения электрокаров и электропогрузчиков должны иметь гладкое покрытие, очищенное в зимнее время от снега и льда; видимость на всех трассах должна обеспечивать безопас­ ность движения и проходящих по территории людей при макси­ мально допустимой в данных условиях скорости. Уклоны допуска­ ются при регулярном движении 6%, а при нерегулярном — до

18

'

-

Рис. 4. Планировка дежурной стоянки транспортных средств:
I — стол; 2 — табурет; 3 — тумбочка; 4 — ящик для обти­
рочного материала; 5 — место стоянки транспортного средст­ ва

■0%.'Граница проезжей части в цехах обозначается белыми лини­ ями, нанесенными масляной краской или выложенными металли­ ческими шашками. В необходимых случаях в проездах устанавли­ вают дорожные знаки и указатели.

Организационную оснастку, производственную мебель, необхо­ димый инструмент обычно располагают в местах дежурной стоян­ ки транспортных средств (рис. 4).

Дежурная стоянка предназначена для профилактического обслуживания тех­ ники, оформления документов, отдыха рабочих во время регламентированных перерывов. Ее оборудуют столами, тум­ бочками для инструментов и докумен­ тации, ящиками для обтирочного мате­ риала, табуретами или стульями, а так­ же шкафами для одежды (если

нужно).

Места стоянки транспортных средств обозначают масляной краской (белыми линиями). Перед каждым местом стоянки крепят бирку с указа­ нием инвентарного номера и модели транспорта. На стене помещения дол­ жны быть вывешены схемы смазки и графики движения транспортного средства.

Для укода за транспортом в каждой тумбочке должен быть ком­ плект слесарного инструмента, включающий молоток, комбиниро­ ванные плоскогубцы, отвертку, разводной ключ, набор напильни­ ков, зубило, шприц для масла, масленку и необходимый комплект - специальных ключей.

Надежная и эффективная связь мастеров транспортных участ­ ков, бригадиров, диспетчеров с рабочими местами транспортных рабочих, осуществляется с помощью различных сигнальных уст­ ройств (световых, звуковых), телефона, средств беспроводной свя­ зи.

Наиболее удобна для оперативной связи диспетчеров с водите­ лями движущегося транспорта, а также для контроля за своевре­ менностью их выхода на линии беспроводная вызывная сигнали­ зация «Поиск». Комплект системы «Поиск» состоит из пульта уп­ равления, усилителя мощности, зарядного устройства и 40 инди­ видуальных приемников. Площадь, обслуживаемая усилителем мощности, равна 30 000 м2. Систему «Поиск» выпускает объедине­ ние «Сигма» Литовской ССР.

Важным моментом организации труда водителей является по­ рядок получения транспортного средства. Получая в начале сме­ ны электропогрузчик или электрокар, водитель обязан осмотреть аккумуляторные батареи, контроллер и шины колес. После внеш­

19



него осмотра необходимо проверить исправность тормозов. У элек­ тропогрузчика и электрокара при нормально работающих тормо­ зах длина тормозного пути при максимальной скорости на сухом бетонном полу должна быть около 1 м.

После осмотра, проверки тормозов и в случае необходимости соответствующей регулировки водитель расписывается в журнале получения и сдачи транспортных средств. В этом же журнале во­ дитель расписывается при сдаче транспортного средства. Сдавать электропогрузчик (электрокар) следует в чистом виде. Водитель обязан смести пыль и грязь с платформы, открыть аккумулятор­ ную батарею и обмести ее волосяной щеткой.

Принимающий транспортное средство контролер (или распре­ делитель работ) проверяет техническое состояние и делает в жур­ нале соответствующую отметку.

Одним из основных элементов НОТ является производствен­ ный инструктаж, цель которого — закрепление у рабочих навыков, по рациональным приемам и методам труда. Транспортные рабо­ чие должны получать инструктаж при поступлении на работу п затем один раз в квартал. Проводят инструктаж мастер, заведую­ щий складом или другое лицо, в подчинении которого находятся данные рабочие.

Водители, крановщики и другие квалифицированные транспорт­ ные и складские работники проходят обучение (техминимум), по окончании которого должны получить удостоверения на право уп­ равления соответствующей машиной или выполнения других от­ ветственных работ (например, стропальщики).

На предприятии должны быть утвержденные руководством ин­ струкции для рабочих каждой профессии, отпечатанные в виде небольшой брошюры.

Методика нормирования и примеры расчета норм на транс­ портные работы, включая погрузку и разгрузку, приведены в раз­ деле «Нормирование труда транспортных и складских рабочих».

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА СКЛАДСКИМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ. ОСНАЩЕНИЕ СКЛАДОВ

В состав работ, выполняемых на складах, входят: прием, хра­ нение, учет, подготовка к производственному потреблению и от­ пуск различных материальных ценностей (основных и вспомога­ тельных материалов, топлива, полуфабрикатов, готовой продук­ ции и др.), а также обработка и передача информации о наличии материальных ценностей и об их расходе в соответствующие служ­ бы завода.

В зависимости от места, занимаемого в процессе производства, склады подразделяются на снабженческие, производственные и сбытовые.

Снабженческие склады являются начальным звеном в производственнс?м процессе. Они предназначаются для получения, хра­

20


нения и подготовки к выдаче в цехи поступающих на предприятие исходных материалов, полуфабрикатов и .комплектующих изделий, необходимых для обеспечения непрерывного и бесперебойногопроизводственного процесса.

Производственные склады предназначены для приема, хране­ ния и. Выдачи в скомплектованном виде заготовок и-деталей собст­ венного производства.

Производственные склады являются связующим звеном между цехами в процессе производства. Склады заготовок получают гру­ зы от заготовительных цехов (литейного, кузнечно-прессового и т. п.) и направляют их в механические цехи. Склады готовых дета­ лей получают их из механических цехов и обеспечивают сборочные цехи.

Сбытовые склады являются конечным звеном в производст­ венном процессе на предприятии. На эти склады поступает вся го­ товая продукция.

По виду хранимых материалов склады подразделяются на уни­ версальные и специализированные.

Универсальные склады предназначены для хранения разнооб­ разных материалов, полуфабрикатов и готовых изделий. К ним, в- частности, относят так называемые главные магазины, в кото­ рых могут храниться цветные металлы, кабельные изделия, элект­ роприборы, электродвигатели, крепежные детали, бумага, канцто­ вары, спецодежда и т. п.

Специализированные склады предназначены для хранения оп­ ределенных видов материалов. Например, могут быть специализи­ рованные склады черных -металлов,-лакокрасочных материалов,, химикатов, инструментов, горюче-смазочных материалов и др.

Уровень организации труда складских работников в значитель­ ной мере зависит от организации хранения грузов на складах,, применяемых стеллажей и тары, подъемно-транспортных средств.

Универсальные стеллажи, каркасные и полочные, позволяют производить механизированную укладку в них как штучных, так

изатаренных грузов.

Кспециальным стеллажам относят, например, консольные стел­ лажи. для хранения длинномерных материалов, стеллажи для лис­ тового металла, для материалов- в рулонах.

Особую группу образуют так называемые «проходные» стелла­ жи, к которым нужно подходить (подъезжать) только или со сто­ роны загрузки, или со стороны разгрузки. На них хранят круп­ ные партии грузов преимущественно на предприятиях крупносе­ рийного и массового типов производства. Проходные или сквоз­ ные стеллажи бывают наклонными (гравитационными) или гори­ зонтальными. В гравитационных стеллажах груз, установленный со стороны загрузки, продвигается к стороне разгрузки стеллажа под действием силы тяжести. В горизонтальных проходных стелла­ жах обычно имеются специальные устройства для принудитель­ ного передвижения груза.

21


Если имеющиеся площади складов малы, а складские помеще­ ния не приспособлены для установки кранов — штабелеров или-на­ польных подъемно-транспортных средств, то целесообразно осна­ щать склады механизированными стеллажами элеваторного типа. С помощью таких стеллажей можно легко механизировать опера­ ции складирования и повысить использование складов по высоте. Эти стеллажи используют также для хранения небольших партий мелких грузов в основном на приборостроительных и радиозаво­ дах.

Одной из важных работ на складах vявляется определение массы или объема грузов. Рациональная организация складского весового хозяйства достигается путем оптимизации состава весоизмерительных приборов, установления и строгого соблюдения всех правил эксплуатации, контроля и ремонта весоизмерительной

техники.

Рациональный выбор весоизмерительной техники способствует внедрению более совершенных методов труда. Так, при взвешива­ нии на весах с циферблатным указателем затрачивают минимум времени, и практически исключаются ошибки, возможные при взве­ шивании на коромысловых весах. Использование электронно-тен­ зометрических весов позволяет совместить операцию взвешивания с погрузкой или разгрузкой. Применение счетных весов (СЧ-5, СЧ-50, СЧ-500) исключает необходимость ручного поштучного пересчитывания грузов.

Оборудование стандартных ленточных .транспортеров конвей­ ерными весами типа ЛТМ, автоматически взвешивающими грузы на ленте во время их движения, позволяет совместить взвешива­ ние сыпучих грузов с их отпуском (приемкой).

В зависимости от условий переработки грузов на складах при­ меняют различного вида подъемно-транспортные средства. Основ­ ными средствами механизации подъемно-транспортных работ на складах являются краны. На складах машиностроительных заво­ дов наиболее распространенными видами кранов являются мосто­ вые, козловые, кран-балки и краны-штабелеры.

Мостовые краны предназначены в основном для работ с тарно­ штучными и сыпучими грузами на складах металла, комплектую­ щих изделий, готовой продукции, твердого топлива.

Козловые краны эффективно применять на открытых складах металла, поковок, литья, сыпучих материалов.

Краны-штабелеры по конструктивным особенностям подразде­ ляют на две основные группы: мостовые краны-штабелеры и сте-

.лажные. Мостовые краны-штабелеры предназначены для обслужи­

вания нескольких рядов стеллажей, так как длина

моста

может

достигать 11

м (кран-штабелер КШП-1,0). Максимальная

высо­

та подъема

груза этими кранами не превышает 4

м, а минималь­

ная ширина прохода между стеллажами должна составлять 1,5—

—2,2 м ..

.

Стеллажные краны-штабелеры

обслуживают только два ряда

22