Файл: Шагалов, Я. Л. Организация и нормирование труда транспортных и складских рабочих на машиностроительных заводах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
транспортного рабочего является то, что зона выполнения трудо вых функций и место расположения оргтехоснастки и мебели могут быть территориально разобщены.
Для водителей транспортных средств рабочее место делится на маршрутную часть и станционарную. Рабочие места грузчиков и стропальщиков включают погрузочные (разгрузочные) площад ки и площадки, на которых располагаются стеллажи для стро пов, инструментов, инвентаря, производственная мебель.
Рис. 3. Схема рабочего места водителя погрузчика:
I — транспортные средства; 2 — погрузочная площадка; 3 — трасса перемещения грузов-; 4 — разгрузочная площадка; 5 — дежурная сто
янка транспортных средств
Маршрутная часть рабочего места (маршрутное рабочее ме сто) включает транспортное средство, места погрузки и разгруз ки, трассы перемещения, дежурную стоянку (рис. 3). Места погрузки и выгрузки — это обычно площадки на складах или на производственных участках. Площадь мест погрузки и разгрузки должна быть достаточной для размещения грузов (в таре, на поддонах и т. д.) и маневрирования транспортных средств.
Трасса перемещения представляет собой проезжую часть тер ритории предприятия, цеха, склада, по которой движутся транс портные средства в процессе обслуживания грузопотоков. К трас се перемещения предъявляются определенные требования: доро ги для движения электрокаров и электропогрузчиков должны иметь гладкое покрытие, очищенное в зимнее время от снега и льда; видимость на всех трассах должна обеспечивать безопас ность движения и проходящих по территории людей при макси мально допустимой в данных условиях скорости. Уклоны допуска ются при регулярном движении 6%, а при нерегулярном — до
18 |
' |
- |
■0%.'Граница проезжей части в цехах обозначается белыми лини ями, нанесенными масляной краской или выложенными металли ческими шашками. В необходимых случаях в проездах устанавли вают дорожные знаки и указатели.
Организационную оснастку, производственную мебель, необхо димый инструмент обычно располагают в местах дежурной стоян ки транспортных средств (рис. 4).
Дежурная стоянка предназначена для профилактического обслуживания тех ники, оформления документов, отдыха рабочих во время регламентированных перерывов. Ее оборудуют столами, тум бочками для инструментов и докумен тации, ящиками для обтирочного мате риала, табуретами или стульями, а так же шкафами для одежды (если
нужно).
Места стоянки транспортных средств обозначают масляной краской (белыми линиями). Перед каждым местом стоянки крепят бирку с указа нием инвентарного номера и модели транспорта. На стене помещения дол жны быть вывешены схемы смазки и графики движения транспортного средства.
Для укода за транспортом в каждой тумбочке должен быть ком плект слесарного инструмента, включающий молоток, комбиниро ванные плоскогубцы, отвертку, разводной ключ, набор напильни ков, зубило, шприц для масла, масленку и необходимый комплект - специальных ключей.
Надежная и эффективная связь мастеров транспортных участ ков, бригадиров, диспетчеров с рабочими местами транспортных рабочих, осуществляется с помощью различных сигнальных уст ройств (световых, звуковых), телефона, средств беспроводной свя зи.
Наиболее удобна для оперативной связи диспетчеров с водите лями движущегося транспорта, а также для контроля за своевре менностью их выхода на линии беспроводная вызывная сигнали зация «Поиск». Комплект системы «Поиск» состоит из пульта уп равления, усилителя мощности, зарядного устройства и 40 инди видуальных приемников. Площадь, обслуживаемая усилителем мощности, равна 30 000 м2. Систему «Поиск» выпускает объедине ние «Сигма» Литовской ССР.
Важным моментом организации труда водителей является по рядок получения транспортного средства. Получая в начале сме ны электропогрузчик или электрокар, водитель обязан осмотреть аккумуляторные батареи, контроллер и шины колес. После внеш
19
него осмотра необходимо проверить исправность тормозов. У элек тропогрузчика и электрокара при нормально работающих тормо зах длина тормозного пути при максимальной скорости на сухом бетонном полу должна быть около 1 м.
После осмотра, проверки тормозов и в случае необходимости соответствующей регулировки водитель расписывается в журнале получения и сдачи транспортных средств. В этом же журнале во дитель расписывается при сдаче транспортного средства. Сдавать электропогрузчик (электрокар) следует в чистом виде. Водитель обязан смести пыль и грязь с платформы, открыть аккумулятор ную батарею и обмести ее волосяной щеткой.
Принимающий транспортное средство контролер (или распре делитель работ) проверяет техническое состояние и делает в жур нале соответствующую отметку.
Одним из основных элементов НОТ является производствен ный инструктаж, цель которого — закрепление у рабочих навыков, по рациональным приемам и методам труда. Транспортные рабо чие должны получать инструктаж при поступлении на работу п затем один раз в квартал. Проводят инструктаж мастер, заведую щий складом или другое лицо, в подчинении которого находятся данные рабочие.
Водители, крановщики и другие квалифицированные транспорт ные и складские работники проходят обучение (техминимум), по окончании которого должны получить удостоверения на право уп равления соответствующей машиной или выполнения других от ветственных работ (например, стропальщики).
На предприятии должны быть утвержденные руководством ин струкции для рабочих каждой профессии, отпечатанные в виде небольшой брошюры.
Методика нормирования и примеры расчета норм на транс портные работы, включая погрузку и разгрузку, приведены в раз деле «Нормирование труда транспортных и складских рабочих».
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА СКЛАДСКИМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ. ОСНАЩЕНИЕ СКЛАДОВ
В состав работ, выполняемых на складах, входят: прием, хра нение, учет, подготовка к производственному потреблению и от пуск различных материальных ценностей (основных и вспомога тельных материалов, топлива, полуфабрикатов, готовой продук ции и др.), а также обработка и передача информации о наличии материальных ценностей и об их расходе в соответствующие служ бы завода.
В зависимости от места, занимаемого в процессе производства, склады подразделяются на снабженческие, производственные и сбытовые.
Снабженческие склады являются начальным звеном в производственнс?м процессе. Они предназначаются для получения, хра
20
нения и подготовки к выдаче в цехи поступающих на предприятие исходных материалов, полуфабрикатов и .комплектующих изделий, необходимых для обеспечения непрерывного и бесперебойногопроизводственного процесса.
Производственные склады предназначены для приема, хране ния и. Выдачи в скомплектованном виде заготовок и-деталей собст венного производства.
Производственные склады являются связующим звеном между цехами в процессе производства. Склады заготовок получают гру зы от заготовительных цехов (литейного, кузнечно-прессового и т. п.) и направляют их в механические цехи. Склады готовых дета лей получают их из механических цехов и обеспечивают сборочные цехи.
Сбытовые склады являются конечным звеном в производст венном процессе на предприятии. На эти склады поступает вся го товая продукция.
По виду хранимых материалов склады подразделяются на уни версальные и специализированные.
Универсальные склады предназначены для хранения разнооб разных материалов, полуфабрикатов и готовых изделий. К ним, в- частности, относят так называемые главные магазины, в кото рых могут храниться цветные металлы, кабельные изделия, элект роприборы, электродвигатели, крепежные детали, бумага, канцто вары, спецодежда и т. п.
Специализированные склады предназначены для хранения оп ределенных видов материалов. Например, могут быть специализи рованные склады черных -металлов,-лакокрасочных материалов,, химикатов, инструментов, горюче-смазочных материалов и др.
Уровень организации труда складских работников в значитель ной мере зависит от организации хранения грузов на складах,, применяемых стеллажей и тары, подъемно-транспортных средств.
Универсальные стеллажи, каркасные и полочные, позволяют производить механизированную укладку в них как штучных, так
изатаренных грузов.
Кспециальным стеллажам относят, например, консольные стел лажи. для хранения длинномерных материалов, стеллажи для лис тового металла, для материалов- в рулонах.
Особую группу образуют так называемые «проходные» стелла жи, к которым нужно подходить (подъезжать) только или со сто роны загрузки, или со стороны разгрузки. На них хранят круп ные партии грузов преимущественно на предприятиях крупносе рийного и массового типов производства. Проходные или сквоз ные стеллажи бывают наклонными (гравитационными) или гори зонтальными. В гравитационных стеллажах груз, установленный со стороны загрузки, продвигается к стороне разгрузки стеллажа под действием силы тяжести. В горизонтальных проходных стелла жах обычно имеются специальные устройства для принудитель ного передвижения груза.
21
Если имеющиеся площади складов малы, а складские помеще ния не приспособлены для установки кранов — штабелеров или-на польных подъемно-транспортных средств, то целесообразно осна щать склады механизированными стеллажами элеваторного типа. С помощью таких стеллажей можно легко механизировать опера ции складирования и повысить использование складов по высоте. Эти стеллажи используют также для хранения небольших партий мелких грузов в основном на приборостроительных и радиозаво дах.
Одной из важных работ на складах vявляется определение массы или объема грузов. Рациональная организация складского весового хозяйства достигается путем оптимизации состава весоизмерительных приборов, установления и строгого соблюдения всех правил эксплуатации, контроля и ремонта весоизмерительной
техники.
Рациональный выбор весоизмерительной техники способствует внедрению более совершенных методов труда. Так, при взвешива нии на весах с циферблатным указателем затрачивают минимум времени, и практически исключаются ошибки, возможные при взве шивании на коромысловых весах. Использование электронно-тен зометрических весов позволяет совместить операцию взвешивания с погрузкой или разгрузкой. Применение счетных весов (СЧ-5, СЧ-50, СЧ-500) исключает необходимость ручного поштучного пересчитывания грузов.
Оборудование стандартных ленточных .транспортеров конвей ерными весами типа ЛТМ, автоматически взвешивающими грузы на ленте во время их движения, позволяет совместить взвешива ние сыпучих грузов с их отпуском (приемкой).
В зависимости от условий переработки грузов на складах при меняют различного вида подъемно-транспортные средства. Основ ными средствами механизации подъемно-транспортных работ на складах являются краны. На складах машиностроительных заво дов наиболее распространенными видами кранов являются мосто вые, козловые, кран-балки и краны-штабелеры.
Мостовые краны предназначены в основном для работ с тарно штучными и сыпучими грузами на складах металла, комплектую щих изделий, готовой продукции, твердого топлива.
Козловые краны эффективно применять на открытых складах металла, поковок, литья, сыпучих материалов.
Краны-штабелеры по конструктивным особенностям подразде ляют на две основные группы: мостовые краны-штабелеры и сте-
.лажные. Мостовые краны-штабелеры предназначены для обслужи
вания нескольких рядов стеллажей, так как длина |
моста |
может |
|
достигать 11 |
м (кран-штабелер КШП-1,0). Максимальная |
высо |
|
та подъема |
груза этими кранами не превышает 4 |
м, а минималь |
ная ширина прохода между стеллажами должна составлять 1,5—
—2,2 м .. |
. |
Стеллажные краны-штабелеры |
обслуживают только два ряда |
22