Файл: Шагалов, Я. Л. Организация и нормирование труда транспортных и складских рабочих на машиностроительных заводах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

стоящих стеллажей, которые служат одновременно опорой для крана. Конструкция этих кранов позволяет устанавливать стелла­ жи значительно ближе один к другому: минимальная ширина про­ хода составляет 1— 1,2 м и практически определяется габаритами грузов. Высота складирования при применении стеллажных кра- пов-штабелеров может достигать 20—25 м. Важным преимущест­ вом -кранов-штабелеров перед другими грузоподъемными средст­ вами, применяемыми на складах, является то, что с их помощью удается полностью автоматизировать процессы поиска грузов, сня­ тия их со стеллажей и установки на'стеллажи.

Для укладки тарно-штучных грузов в штабели или стеллажи в закрытых складах используют также электроштабелеры (ЭШ-181, ЭШ-283). Конструкция грузоподъемника электроштабелеров обес­ печивает им большую маневренность, чем погрузчикам, что осо­ бенно важно в условиях стесненных складов.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА СКЛАДСКИХ РАБОЧИХ

Регламентация труда рабочих на складах. Как указывалось выше, регламентация труда заключается в установлении состава, последовательности и методов выполнения работ. Применительно к складским работам большое значение имеет также установление четкого взаимодействия между различными группами складских

рабочих.

Регламентация труда складских рабочих осуществляется на ос­ нове технологических процессов складских работ и графиков вы­ полнения этих работ.

Несмотря на то, что конкретное содержание складских работ, разнообразно и определяется типом склада, видом хранимых на нем грузов, в целом для складов характерен ограниченный круг работ: приемка грузов, их складирование, подготовка к производственно­ му потреблению, отпуск подготовленных грузов потребителю, учет материальных ценностей.

В связи с этим возможна и целесообразна разработка типовых технологических процессов складских работ для каждого типа складов. Подобные типовые технологические процессы разработа­ ны Московским институтом ПКТИМаш (Минлегпищемаш).

Каждый типовой технологический процесс разбит на стадии, стадии — на операции, операции — на конкретные работы. В кар­ тах технологических процессов подробно изложено содержание каждой работы с указанием исполнителей, периодичности прове­ дения работ, характера взаимодействия исполнителя с другими ра­ бочими, а также применяемых подъемно-транспортных средств, организационной оснастки, приборов и документации. Такая дета­ лизация облегчает разработку конкретных технологических про­ цессов к нормирование складских операций.

В графиках выполнения работ на складах' указывают длитель­ ность выполнения складских операций, их последовательность и профессию рабочего, выполняющего данную операцию. Графики

23


разрабатывают на основе технологических процессов с учетом графиков внутризаводских централизованных перевозок и графи­ ков поступления грузов на склады.

Методы работы складского персонала во многом определяют­ ся техническим оснащением складских работ, например замена ручного счета деталей взвешиванием на счетных весах, использо­ вание специальных устройств для регистрации результатов взве­ шивания штучных грузов непосредственно в сопроводительной до­

кументации, механизированного

учета материальных ценностей и

т. д.

организационных решений. Так,

Существует' ряд интересных -

Волгоградский проектно-конструкторский институт автоматизации и механизации (ПКИАМ) предложил ' для облегчения размеще­ ния, поиска и учета грузов использовать альбомы-планшеты стел­ лажей, состоящие из схем развертки стеллажей. Этими альбома­ ми-планшетами обеспечивают кладовщиков и крановщиков кра- нов-штабелеров. Каждая ячейка развертки стеллажа выполнена в виде кармана. При приеме груза кладовщики вкладывают в кар­ маны специальные бирки с теми же номерами, что и у тары, уста­ навливаемой в соответствующие ячейки стеллажей. На бирках условными обозначениями записывают вид запаса (оперативный, страховой, аварийный) и степень заполнения ячейки (полностью,

на 3/4, на 1/2, на 1/4).

Использование альбомов-планшетов стеллажей значительно ус­ коряет определение места расположения груза или его складиро­ вания и позволяет кладовщику руководить работой крановщиков и водителей подъемно-транспортных средств, не отлучаясь от ра­

бочего места, с помощью громкоговорящей или беспроводной свя­ зи.

Разделение труда, совмещение профессий, функций и организа­ ция бригад. При разделении труда складских рабочих учитывают многообразие и особенности складских работ, их объем по каждо­ му виду работ и различия в механизации отдельных операций.

Разделение труда между кладовщиками выражается в зак­ реплении за каждым из них определенных групп материалов (из­ делий, узлов). Например, на снабженческих складах металла за каждым кладовщиком закрепляют определенные типоразмеры проката; на складах химикатов — группы кислот, солей красок и т. д,, на складах комплектующих изделий — группы подшипников, проводов, электродвигателей и т. п. Такое закрепление способствует сокращению затрат рабочего времени при учете материальных цен­ ностей, их комплектовании; облегчению расстановки рабочих в соответствии с выполняемым объемом работы и увеличению, от­ ветственности работников за сохранность материальных ценностей.

Формы кооперации труда работников складов во многом опре­ деляются особенностями организации технического оснащения складских работ. Например, на производственных складах и в глав­

24


ных магазинах, где. большой объем работ по комплектованию грузов, целесообразно привлекать к этой работе кладовщиков путем организации комплексных бригад или создания заинтересованнос­ ти у кладовщиков в совмещении профессии комплектовщика. При небольшом объеме работ по приемке и учету грузов на механизнрованых складах кладовщики могут совмещать функции кранов­ щиков кранов-штабелеров.

Для установления возможности совмещения профессий необхо­ димо изучить затраты труда складских рабочих: проанализировать целесообразность применяемых методов труда, характер взаимо­ действия рабочих на складе; выявить возможности сокращения объема работ по совмещаемым функциям.

Как правило, возможности для совмещения профессий имеют­ ся у крановщиков. Так, крановщики кран-балок могут выполнять функции стропальщиков. Крановщики кранов-штабелеров на ме­ ханизированных складах могут дополнительно осуществлять ра­ боту комплектовщиков. Этот вариант совмещения профессий осо­ бенно целесообразен при оснащении складов кранами-штабелера- ми с подвижными кабинами, так как комплектование мелких штучных грузов можно производить, не снимая со стеллажа тару, в которой хранятся эти грузы.

Выполнение крановщиками части работ по межремонтному обс­ луживанию козловых и мостовых кранов не только сокращает зат­ раты труда ремонтников, но и способствует уменьшению простоев кранов за счет устранения времени ожидания обслуживания, а также проведения межремонтного обслуживания в свободное от основной работы время. Кроме того, хорошее знание всех меха­ низмов, полученное крановщиками при освоении совмещаемой профессии, способствует улучшению качества эксплуатации ими техники.

Практика предприятий свидетельствует о высокой эффектив­ ности бригадной формы организации труда складских рабочих.

На складах распространены следующие виды бригад: сквозные (суточные) бригады крановщиков, занятых на одном кране; спе­ циализированные бригады грузчиков-транспортировщиков, обслу­ живающих один склад; комплексные бригады, состоящие из кра­ новщика и двух стропальщиков при погрузке-разгрузке контейне­ ров или крановщика и четырех стропальщиков при погрузке-раз­ грузке длинномерного металла.

Организация рабочих мест складских рабочих. Всех рабочих, занятых на складах, можно условно разделить на три группы, осу­ ществляющие специфические складские операции, погрузочно-раз­ грузочные и переместительные работы, контрольные функции, а также маркировку и учет грузов (ОТК).

На практике очень важно вести работу по совершенствованию организации рабочих мест всех рабочих, занятых на складах. Рас­ смотрим лишь организацию рабочих мест только первой группы

25


складских рабочих: кладовщика

и

сортировщика-разборщика

(комплектовщика).

 

 

мест имеются в

Удачные решения организации этих рабочих

типовых проектах организации труда

складских

рабочих Волго­

градского ПКИАМа.

 

кладовщиков располагают,

■В связи с тем, что рабочие места

как правило, у ворот или въездов

в склады, наиболее целесооб­

разно создание изолированных рабочих мест. Специальные каби­ ны, разработанные в Волгоградском ПКИАМе, надежно защища­ ют кладовщиков от неблагоприятного воздействия резких колеба­ ний температуры воздуха (особенно в холодное время года) и от сквозняков. В то же время кабина обеспечивает хороший обзор

помещения склада (рис. 5).

Ведение учета приема-выдачи грузов и их фактического коли­ чества на складе является одной из важнейших и трудоемких ра­ бот. Поэтому большое значение имеет обеспечение рабочих мест кладовщиков удобными картотеками документов. Целесообразно оснащать рабочие места специальными канцелярскими столами, у которых одна из тумб выполнена в виде картотечных ящиков. Вол­ гоградский ПКИАМ предложил также оснащать рабочие места кладовщиков картотеками, изготовленными на специальных тележ­ ках, что особенно удобно при обработке одной и той же формы последовательно несколькими работниками.

Рабочие места комплектовщиков (сортировщиков-разборщи- ков) располагают либо в непосредственной близости от мест хра­ нения отдельных видов перерабатываемых грузов (немеханизиро-

Рис. 5. Схема планировки рабочего места кладовщика-оператора:

1 — кабина; 2 — кресло поворотное; 3 •— откидное сиденье; 4 —- вешалка; 5 — тумбочка; 6 — устройство механизированной обработки информации; 7 — телефон; 8 — стол специальный; 9 — приставка весов; 10 — шкала ве­ сов; 11 — альбом-планшет стеллажей; 12 — микрофон громкоговорящей свя­ зи; 13— настольная оперативная картотека

26


ванные склады), либо на комплектовочных площадках около мест приемки-выдачи грузов (рис. 6). В зависимости от средней массы перерабатываемых грузов рабочее место комплектовщика (сорти- ровщика-разборщика) может быть оснащено гидроподъемником, электроталыо, специальным столом с подъемной платформой.

Рис. 6. Планировка рабочего места сортировщика-разборщмкгг

Так, при комплектовании метизов, заготовок деталей и т. д. целесообразно оснастить рабочее место комплектовщика электро­ талыо, а при работе с грузами, требующими более осторожного обращения (например, приборов, пластмассовых деталей и т. п.), лучше оборудовать его столом с подъемной платформой.

Учитывая, что зона выполнения основных функций грузчиками

истропальщиками большая (территория склада), а место произ­ водства конкретных работ постоянно меняется, очень важно, что­ бы на складах были выделены специальные площадки для разме­ щения необходимой грузчикам и стропальщикам, организационной

итехнологической оснастки. Отсутствие или плохая организация стационарных рабочих мест грузчиков и стропальщиков на складах

нередко являются причиной потери или преждевременного выхода из строя инструментов и оснастки. Это в свою очередь приводит к использованию имеющегося инструмента не по назначению, что часто является причиной травм и порчи грузов.

Помимо различных тележек, стропально-чалочной оснастки и оснастки для хранения инструментов стационарные рабочие мес­ та грузчиков и стропальщиков должны быть оснащены производ-

27

•ственной мебелью (стульями или табуретами, шкафами для одеж­ ды, столами), стендами для плакатов по технике безопасности.

Целесообразно также обеспечить грузчиков переносным комп­ лектом инструмента, используемого ими при растаривании и зата­ ривании груза (топором, ломиком с гвоздодером, молотком ло­ патой, клещами, комбинированными плоскогубцами). Волгоград­ ский ПКИАМ предложил для хранения и переноски этого инстру­ мента специальный деревянный щит с ложементами, который мож­ но перевозить на ручной тележке или переносить вдвоем.

НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА ТРАНСПОРТНЫХ И СКЛАДСКИХ РАБОЧИХ

Обоснованная оценка затрат времени на перемещение грузов и

•складские работы способствует совершенствованию методов орга­ низации труда и является основной для разработки регламентов

обслуживания.

Нормирование позволяет выбрать лучшие варианты организа­ ции труда, методы и приемы труда, режим труда и отдыха. В то же время нормы, рассчитанные с учетом применения рациональ­ ных форм организации труда, закрепляют эти формы, делают их обязательными для применения на производстве.

Нормы труда выражаются либо количеством рабочего времени, необходимого для выполнения определенного объема работы (нор­ ма времени, норма времени обслуживания, норма численности), либо объемом работы, подлежащей выполнению в течение опреде­ ленного периода времени (норма выработки, норма обслуживания).

В нормировании труда транспортных рабочих наибольшее при­ менение находят нормы обслуживания и нормы численности, что

•объясняется значительной стабильностью объема внутризаводских транспортных работ и целесообразностью применения в связи с этим повременной формы оплаты труда транспортных рабочих.

Наиболее легко определить нормы обслуживания и нормы чис­ ленности на основании нормы времени на отдельные транспортные операции или нормы времени обслуживания.

Норма времени обслуживания представляет собой необходимое в заданных организационно-технических условиях время на обслу­ живание определенного объекта (производственного участка, тран­ спортного маршрута и т. д.) в течение конкретного периода вре­ мени.

Норму времени обслуживания Тк.0 (в мин) рассчитывают то формуле

Тал = TltNK,

где Т„— норма времени н.а выполнение единицы объема работы (на погрузку-разгрузку 1 т груза, на обслуживание одного грузо­ вого пункта, входящего в состав транспортного маршрута, и.т, д.),

28