Файл: Шагалов, Я. Л. Организация и нормирование труда транспортных и складских рабочих на машиностроительных заводах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
стоящих стеллажей, которые служат одновременно опорой для крана. Конструкция этих кранов позволяет устанавливать стелла жи значительно ближе один к другому: минимальная ширина про хода составляет 1— 1,2 м и практически определяется габаритами грузов. Высота складирования при применении стеллажных кра- пов-штабелеров может достигать 20—25 м. Важным преимущест вом -кранов-штабелеров перед другими грузоподъемными средст вами, применяемыми на складах, является то, что с их помощью удается полностью автоматизировать процессы поиска грузов, сня тия их со стеллажей и установки на'стеллажи.
Для укладки тарно-штучных грузов в штабели или стеллажи в закрытых складах используют также электроштабелеры (ЭШ-181, ЭШ-283). Конструкция грузоподъемника электроштабелеров обес печивает им большую маневренность, чем погрузчикам, что осо бенно важно в условиях стесненных складов.
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА СКЛАДСКИХ РАБОЧИХ
Регламентация труда рабочих на складах. Как указывалось выше, регламентация труда заключается в установлении состава, последовательности и методов выполнения работ. Применительно к складским работам большое значение имеет также установление четкого взаимодействия между различными группами складских
рабочих.
Регламентация труда складских рабочих осуществляется на ос нове технологических процессов складских работ и графиков вы полнения этих работ.
Несмотря на то, что конкретное содержание складских работ, разнообразно и определяется типом склада, видом хранимых на нем грузов, в целом для складов характерен ограниченный круг работ: приемка грузов, их складирование, подготовка к производственно му потреблению, отпуск подготовленных грузов потребителю, учет материальных ценностей.
В связи с этим возможна и целесообразна разработка типовых технологических процессов складских работ для каждого типа складов. Подобные типовые технологические процессы разработа ны Московским институтом ПКТИМаш (Минлегпищемаш).
Каждый типовой технологический процесс разбит на стадии, стадии — на операции, операции — на конкретные работы. В кар тах технологических процессов подробно изложено содержание каждой работы с указанием исполнителей, периодичности прове дения работ, характера взаимодействия исполнителя с другими ра бочими, а также применяемых подъемно-транспортных средств, организационной оснастки, приборов и документации. Такая дета лизация облегчает разработку конкретных технологических про цессов к нормирование складских операций.
В графиках выполнения работ на складах' указывают длитель ность выполнения складских операций, их последовательность и профессию рабочего, выполняющего данную операцию. Графики
23
разрабатывают на основе технологических процессов с учетом графиков внутризаводских централизованных перевозок и графи ков поступления грузов на склады.
Методы работы складского персонала во многом определяют ся техническим оснащением складских работ, например замена ручного счета деталей взвешиванием на счетных весах, использо вание специальных устройств для регистрации результатов взве шивания штучных грузов непосредственно в сопроводительной до
кументации, механизированного |
учета материальных ценностей и |
т. д. |
организационных решений. Так, |
Существует' ряд интересных - |
Волгоградский проектно-конструкторский институт автоматизации и механизации (ПКИАМ) предложил ' для облегчения размеще ния, поиска и учета грузов использовать альбомы-планшеты стел лажей, состоящие из схем развертки стеллажей. Этими альбома ми-планшетами обеспечивают кладовщиков и крановщиков кра- нов-штабелеров. Каждая ячейка развертки стеллажа выполнена в виде кармана. При приеме груза кладовщики вкладывают в кар маны специальные бирки с теми же номерами, что и у тары, уста навливаемой в соответствующие ячейки стеллажей. На бирках условными обозначениями записывают вид запаса (оперативный, страховой, аварийный) и степень заполнения ячейки (полностью,
на 3/4, на 1/2, на 1/4).
Использование альбомов-планшетов стеллажей значительно ус коряет определение места расположения груза или его складиро вания и позволяет кладовщику руководить работой крановщиков и водителей подъемно-транспортных средств, не отлучаясь от ра
бочего места, с помощью громкоговорящей или беспроводной свя зи.
Разделение труда, совмещение профессий, функций и организа ция бригад. При разделении труда складских рабочих учитывают многообразие и особенности складских работ, их объем по каждо му виду работ и различия в механизации отдельных операций.
Разделение труда между кладовщиками выражается в зак реплении за каждым из них определенных групп материалов (из делий, узлов). Например, на снабженческих складах металла за каждым кладовщиком закрепляют определенные типоразмеры проката; на складах химикатов — группы кислот, солей красок и т. д,, на складах комплектующих изделий — группы подшипников, проводов, электродвигателей и т. п. Такое закрепление способствует сокращению затрат рабочего времени при учете материальных цен ностей, их комплектовании; облегчению расстановки рабочих в соответствии с выполняемым объемом работы и увеличению, от ветственности работников за сохранность материальных ценностей.
Формы кооперации труда работников складов во многом опре деляются особенностями организации технического оснащения складских работ. Например, на производственных складах и в глав
24
ных магазинах, где. большой объем работ по комплектованию грузов, целесообразно привлекать к этой работе кладовщиков путем организации комплексных бригад или создания заинтересованнос ти у кладовщиков в совмещении профессии комплектовщика. При небольшом объеме работ по приемке и учету грузов на механизнрованых складах кладовщики могут совмещать функции кранов щиков кранов-штабелеров.
Для установления возможности совмещения профессий необхо димо изучить затраты труда складских рабочих: проанализировать целесообразность применяемых методов труда, характер взаимо действия рабочих на складе; выявить возможности сокращения объема работ по совмещаемым функциям.
Как правило, возможности для совмещения профессий имеют ся у крановщиков. Так, крановщики кран-балок могут выполнять функции стропальщиков. Крановщики кранов-штабелеров на ме ханизированных складах могут дополнительно осуществлять ра боту комплектовщиков. Этот вариант совмещения профессий осо бенно целесообразен при оснащении складов кранами-штабелера- ми с подвижными кабинами, так как комплектование мелких штучных грузов можно производить, не снимая со стеллажа тару, в которой хранятся эти грузы.
Выполнение крановщиками части работ по межремонтному обс луживанию козловых и мостовых кранов не только сокращает зат раты труда ремонтников, но и способствует уменьшению простоев кранов за счет устранения времени ожидания обслуживания, а также проведения межремонтного обслуживания в свободное от основной работы время. Кроме того, хорошее знание всех меха низмов, полученное крановщиками при освоении совмещаемой профессии, способствует улучшению качества эксплуатации ими техники.
Практика предприятий свидетельствует о высокой эффектив ности бригадной формы организации труда складских рабочих.
На складах распространены следующие виды бригад: сквозные (суточные) бригады крановщиков, занятых на одном кране; спе циализированные бригады грузчиков-транспортировщиков, обслу живающих один склад; комплексные бригады, состоящие из кра новщика и двух стропальщиков при погрузке-разгрузке контейне ров или крановщика и четырех стропальщиков при погрузке-раз грузке длинномерного металла.
Организация рабочих мест складских рабочих. Всех рабочих, занятых на складах, можно условно разделить на три группы, осу ществляющие специфические складские операции, погрузочно-раз грузочные и переместительные работы, контрольные функции, а также маркировку и учет грузов (ОТК).
На практике очень важно вести работу по совершенствованию организации рабочих мест всех рабочих, занятых на складах. Рас смотрим лишь организацию рабочих мест только первой группы
25
складских рабочих: кладовщика |
и |
сортировщика-разборщика |
|
(комплектовщика). |
|
|
мест имеются в |
Удачные решения организации этих рабочих |
|||
типовых проектах организации труда |
складских |
рабочих Волго |
|
градского ПКИАМа. |
|
кладовщиков располагают, |
|
■В связи с тем, что рабочие места |
|||
как правило, у ворот или въездов |
в склады, наиболее целесооб |
разно создание изолированных рабочих мест. Специальные каби ны, разработанные в Волгоградском ПКИАМе, надежно защища ют кладовщиков от неблагоприятного воздействия резких колеба ний температуры воздуха (особенно в холодное время года) и от сквозняков. В то же время кабина обеспечивает хороший обзор
помещения склада (рис. 5).
Ведение учета приема-выдачи грузов и их фактического коли чества на складе является одной из важнейших и трудоемких ра бот. Поэтому большое значение имеет обеспечение рабочих мест кладовщиков удобными картотеками документов. Целесообразно оснащать рабочие места специальными канцелярскими столами, у которых одна из тумб выполнена в виде картотечных ящиков. Вол гоградский ПКИАМ предложил также оснащать рабочие места кладовщиков картотеками, изготовленными на специальных тележ ках, что особенно удобно при обработке одной и той же формы последовательно несколькими работниками.
Рабочие места комплектовщиков (сортировщиков-разборщи- ков) располагают либо в непосредственной близости от мест хра нения отдельных видов перерабатываемых грузов (немеханизиро-
Рис. 5. Схема планировки рабочего места кладовщика-оператора:
1 — кабина; 2 — кресло поворотное; 3 •— откидное сиденье; 4 —- вешалка; 5 — тумбочка; 6 — устройство механизированной обработки информации; 7 — телефон; 8 — стол специальный; 9 — приставка весов; 10 — шкала ве сов; 11 — альбом-планшет стеллажей; 12 — микрофон громкоговорящей свя зи; 13— настольная оперативная картотека
26
ванные склады), либо на комплектовочных площадках около мест приемки-выдачи грузов (рис. 6). В зависимости от средней массы перерабатываемых грузов рабочее место комплектовщика (сорти- ровщика-разборщика) может быть оснащено гидроподъемником, электроталыо, специальным столом с подъемной платформой.
Рис. 6. Планировка рабочего места сортировщика-разборщмкгг
Так, при комплектовании метизов, заготовок деталей и т. д. целесообразно оснастить рабочее место комплектовщика электро талыо, а при работе с грузами, требующими более осторожного обращения (например, приборов, пластмассовых деталей и т. п.), лучше оборудовать его столом с подъемной платформой.
Учитывая, что зона выполнения основных функций грузчиками
истропальщиками большая (территория склада), а место произ водства конкретных работ постоянно меняется, очень важно, что бы на складах были выделены специальные площадки для разме щения необходимой грузчикам и стропальщикам, организационной
итехнологической оснастки. Отсутствие или плохая организация стационарных рабочих мест грузчиков и стропальщиков на складах
нередко являются причиной потери или преждевременного выхода из строя инструментов и оснастки. Это в свою очередь приводит к использованию имеющегося инструмента не по назначению, что часто является причиной травм и порчи грузов.
Помимо различных тележек, стропально-чалочной оснастки и оснастки для хранения инструментов стационарные рабочие мес та грузчиков и стропальщиков должны быть оснащены производ-
27
•ственной мебелью (стульями или табуретами, шкафами для одеж ды, столами), стендами для плакатов по технике безопасности.
Целесообразно также обеспечить грузчиков переносным комп лектом инструмента, используемого ими при растаривании и зата ривании груза (топором, ломиком с гвоздодером, молотком ло патой, клещами, комбинированными плоскогубцами). Волгоград ский ПКИАМ предложил для хранения и переноски этого инстру мента специальный деревянный щит с ложементами, который мож но перевозить на ручной тележке или переносить вдвоем.
НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА ТРАНСПОРТНЫХ И СКЛАДСКИХ РАБОЧИХ
Обоснованная оценка затрат времени на перемещение грузов и
•складские работы способствует совершенствованию методов орга низации труда и является основной для разработки регламентов
обслуживания.
Нормирование позволяет выбрать лучшие варианты организа ции труда, методы и приемы труда, режим труда и отдыха. В то же время нормы, рассчитанные с учетом применения рациональ ных форм организации труда, закрепляют эти формы, делают их обязательными для применения на производстве.
Нормы труда выражаются либо количеством рабочего времени, необходимого для выполнения определенного объема работы (нор ма времени, норма времени обслуживания, норма численности), либо объемом работы, подлежащей выполнению в течение опреде ленного периода времени (норма выработки, норма обслуживания).
В нормировании труда транспортных рабочих наибольшее при менение находят нормы обслуживания и нормы численности, что
•объясняется значительной стабильностью объема внутризаводских транспортных работ и целесообразностью применения в связи с этим повременной формы оплаты труда транспортных рабочих.
Наиболее легко определить нормы обслуживания и нормы чис ленности на основании нормы времени на отдельные транспортные операции или нормы времени обслуживания.
Норма времени обслуживания представляет собой необходимое в заданных организационно-технических условиях время на обслу живание определенного объекта (производственного участка, тран спортного маршрута и т. д.) в течение конкретного периода вре мени.
Норму времени обслуживания Тк.0 (в мин) рассчитывают то формуле
Тал = TltNK,
где Т„— норма времени н.а выполнение единицы объема работы (на погрузку-разгрузку 1 т груза, на обслуживание одного грузо вого пункта, входящего в состав транспортного маршрута, и.т, д.),
28