Файл: Тупиков, В. А. Ошибки в решении конкурсных задач на вступительных экзаменах по математике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
В. А. ТУПИКОВ
ОШИБКИ
ВРЕШЕНИИ
КОНКУРСНЫХ
ЗАДАЧ
НА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ
ЭКЗАМЕНАХ
ПО МАТЕМАТИКЕ
Изд. 3-е, стереотипное '
Издательство «Вьцпэйшая школа» Минск 1972
51 Т85
УДК 51 (075-4)
-MS
. »
•i ч ■ |
. ;v .' ' |
? з ?л <р з |
Тупиков В. А.
Т85 Ошибки в решении конкурсных задач на
вступительных экзаменах по математике. Изд. 3-е, стереотип. Ми., «Вышэйш. школа», 1972.
88 с. илл.
Пособие предназначено для абитуриентов и учащихся подготови
тельных курсов.
Основное внимание в нем уделено разбору ошибок, которые допус кают поступающие в вузы на письменных и устных экзаменах. Кроме того, оно дает некоторое представление об уровне требований по ма тематике, предъявляемых к поступающим в вузы.
В пособии помещены образцы вариантов письменных работ и экза менационных билетов, предлагавшихся на экзаменах.
2- 2-2
54-72 |
51 |
ПРЕДИСЛОВИЕ
За последние годы в помощь поступающим в высшие учебные заведения издано много хороших и разнообразных пособий.
Лучшие из них (В. Б. Лидский и др. «За дачи по элементарной математике»; П. С. Моде нов, С. И. Новоселов. «Пособие по математике для поступающих в вузы»; Г. В. Дорофеев
идр. «Пособие по математике для поступающих
ввузы») представляют собой книги большого объема. Если учесть, что школьнику после испытаний на аттестат зрелости надо подгото виться к сдаче конкурсных экзаменов по трем-
четырем |
дисциплинам, то легко представить, |
что он |
просто не в состоянии изучить фунда |
ментальное пособие. Отобрать же самое важное и ценное из курса элементарной математики может далеко не каждый абитуриент. Поэтому возникла идея написать краткое пособие в со ответствии с программой вступительных экза менов по математике.
При работе над пособием автор пользовался в основном экзаменационными материалами высших технических и высших военных учеб ных заведений. Поэтому наибольшую пользу пособие принесет лицам, готовящимся к по ступлению в эти учебные заведения.
В отличие от существующих пособий в этой работе показано не только, как надо решать
задачи, но и как не надо. Поэтому при демон страции ошибок, как правило, вскрыты причины их появления и одновременно приведены пра вильные решения. Это главным образом от носится к наиболее распространенным ошибкам. В других же случаях читателю предлагается самостоятельно выявить характер ошибки и ис править ее, что должно заставить читателя размышлять над прочитанным, а значит, и глуб же познавать материал программы.
В пособии основное внимание уделено ана лизу ошибок по алгебре и тригонометрии, так как эти разделы элементарной математики наи более широко используются при изучении выс шей математики, физики и других общеобразо вательных дисциплин в вузе.
Опыт вступительных экзаменов показывает, что совершенно неблагополучно обстоит дело с оформлением контрольных письменных работ. Одни из поступающих решения за^ач не сопро вождают необходимыми пояснениями, другие же к решению задач дают излишне подробные по яснения. С целью оказания некоторой помощи поступающим в вузы в конце книги помещены варианты письменных работ с решениями.
При работе над рукописью большую помощь автору оказали советами и замечаниями канди
даты |
педагогических |
наук М. В. |
Еремеева |
и Н. |
В. Метельский, |
которым автор |
выражает |
искреннюю благодарность. Автор также заранее благодарит тех, кто пришлет свои замечания и пожелания по адресу: г. Минск, ул. Киро ва, 24, издательство «Вышэйшая школа».
О ТРЕБОВАНИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К ПОСТУПАЮЩИМ В ВУЗЫ
Требования по математике определяются программой вступительных экзаменов для поступающих в вузы, изда ваемой ежегодно Министерством высшего и среднего спе циального образования СССР.
«На экзамене по математике поступающий в высшее учебное заведение должен показать:
а) четкое знание математических определений и формул, предусмотренных программой, умение выводить эти фор мулы и доказывать теоремы;
б) умение точно и сжато выражать математическую мысль в устном и письменном изложении;
в) умение применять теорию к решению задач (при
оценке решения |
учитывается, насколько быстро приводит |
|||||||
к цели выбранный метод решения и в какой |
мере автор |
|||||||
умеет |
его обосновать); |
|
|
в числовых |
расче |
|||
г) |
достаточную беглость и точность |
|||||||
тах; |
умение |
округлять |
данные и |
результаты |
действий |
|||
с требуемой точностью |
и пользоваться |
числовыми табли |
||||||
цами» |
(Правила |
приема |
и программы |
вступительных |
экза |
|||
менов для поступающих в высшие учебные заведения |
СССР |
|||||||
в 1969 г. М., |
«Высшая школа», 1969, |
стр. 26). |
заведение, |
|||||
Готовясь к |
|
поступлению в высшее |
учебное |
абитуриент при работе над программой по математике должен особое внимание обратить на следующие вопросы.
2 В. А. Тупиков |
Ь |
I.П о а л г е б р е
1.Формулы сокращенного умножения и деления.
2.Деление многочлена на многочлен.
3.Разложение многочленов на множители различными способами.
4.Тождественные преобразования алгебраических вы
ражений.
5. Абсолютная величина числа и арифметический ко рень; связь между ними.
6. Решение и составление уравнений.
7. Функция и область ее определения. Свойства и гра
фики функций: |
|
|
k |
Ьх + с; |
у = ах\ у — logax. |
У = kx + b\ у = — \ х = ахг + |
8.Геометрическая прогрессия, в частности бесконечно убывающая.
9.Действия над логарифмами.
10.Решение неравенств.
11. Исследование решения квадратного уравнения и системы двух уравнений первой степени с двумя неиз вестными.
II.П о г е о м е т р и и
1.Понятие геометрического места точек.
2.Решение геометрических задач на построение.
3. Метрические соотношения в треугольнике и круге.
4.Изображение плоских и пространственных фигур на чертеже.
5.Площади плоских фигур.
6.Поверхности и объемы многогранников и круглых
тел.
6
III. По т р и г о н о м е т р и и
1.Радианная мера углов и ее связь с градусной.
2.Изменение тригонометрических функций при изме нении угла от 0° до 360°.
3. Тригонометрические функции углов 30°, 45° и 60°.
4.Теоремы сложения.
5.Формулы приведения.
6.Формулы двойного и половинного аргумента.
7.Выражение тригонометрических функций через тан генс половинного аргумента.
8.Преобразование произведения тригонометрических функций в сумму.
9.Преобразование суммы тригонометрических функций
в произведение, в частности |
суммы sin а + cos р. |
10. Тождественные преобразования тригонометрических |
|
выражений. |
у = cos х, у = tgx, у = ctg х, |
11. Функции у = sin х, |
|
их свойства и графики. |
|
12.Определение периодов функций.
13.Решение тригонометрических уравнений.
14.Теоремы синусов и косинусов.
15.Применение тригонометрии к решению геометриче ских задач.
Абитуриент должен иметь четкое представление о таких важных понятиях, постоянно употребляемых в математике, как определение, аксиома, теорема, прямая и обратная теоремы, противоположная и обратная противоположной теоремы; о том, какие условия являются необходимыми, какие достаточными и какие необходимыми и достаточными.
На вступительных экзаменах по математике очень большое внимание уделяется выбранному приему решения той или иной задачи. Важно не только то, что правильно получен ответ, но и каким путем он получен. Поэтому
2* |
7 |
при подготовке к экзаменам по математике необходимо
отыскивать |
наиболее |
рациональные |
способы |
решения |
||||
задач. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Среди абитуриентов . широко распространено мнение, |
||||||||
что к |
поступающим |
в |
вузы |
предъявляются повышенные, |
||||
требования |
по математике по |
сравнению с требованиями, |
||||||
предъявляемыми в средней школе. Это совершенно |
неверно |
|||||||
(см. |
приложения |
1, |
2, |
3). «Провалы» |
на вступительных |
|||
экзаменах |
являются результатом слабого знания школьного |
|||||||
курса математики, а отнюдь |
не повышенных требований. |
|||||||
В подтверждение |
сказанного |
приведем |
примеры |
ошибок, |
которые были допущены при выполнении контрольных
работ на |
письменных |
экзаменах по математике |
(табл. |
1). |
|||
|
|
|
|
|
Таблица |
1 |
|
Допускались записи |
|
Правильная запись |
|
||||
|
1 ' |
|
|
2 |
|
|
|
6л2 |
|
|
6х2 |
|
6л |
|
|
2л2 + Зх ~ “ 4 "А |
|
2л2 + Зл |
2л -f- 3 |
|
|||
(1 - * ) ’= ( ! - * )( l+ * + * 2) |
(1 — л)3 = 1 — Зл + Зл2 — л3 |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
||
(х Уъ)2 = х5 |
|
( x Vb |
= |
*2V1, |
|
|
|
(9V~X)2= 9Z+ Vx |
|
(9 Vxf |
= |
92 ^ |
|
|
|
4х |
|
4х |
22х ' ох |
|
|||
2х |
|
2х |
2х |
|
|
|
|
2х + 4х = 6х |
2Х + 4Х = 2Х + 22х = 2* (1 + 2х) |
||||||
4 • |
2х = 8* |
4 ■2х = 22 • 2х = 22~^х |
|
||||
а |
3 = а3 |
~ |
1 |
|
|
1 |
|
а |
3 - |
1 |
- |
3/- |
|
||
|
|
|
|||||
|
|
|
ат |
|
/ а |
|
Г
1 |
|
a2 |
a - 2b2 - |
1 ~ |
b3 — 1 |
Так как |
у 'x—2, |
то x= yf2 |
2л |
у 2х |
( У ^ = ъ ) 2 = / * 3- 8
V 1 + л2 |
1 |
4/ 1 + X* |
V 1+ х* |
Y — л2 = — J/ л2 = — л |
|
. (]g х3)г = |
lg хв |
4 sin 6л |
2 sin Зх |
----- 2----- = |
Yin2sin2 a -f- ml cos2 а = 1
a |
a |
2a |
|
cos x |
sin x cos x |
d + d cos ~y |
|
|
-----— |
---- = 2 d - c tg ~ |
sin 7x — sin 5x — sin 2x
Продолжение табл 1.
1 |
|
|
1 |
a2 |
a~2b3 — l ~ |
b 3 |
|
~ b2— a2 |
|
|
|
a2 |
~ 1 |
|
Так как |
j/ л = |
2, |
то л = |
23 |
2x |
3 =■ |
|
3/ — |
|
|
|
|
|
у X |
((, |
x3 |
L V , |
(л3 — 8) 2 |
|
— 8)2 = |
К |
|||
Iх 1 + |
*2 |
_ \/{l |
4* x2)3 = / r + ^ |
|
4/ r + |
X2 |
|
|
|
(lg л3)2 = lg2 x3
4 sin 6x
- =2 sin 6л
Ym? sin2 а + m2 cos2 а = | m |
a |
a |
a (cos x + sin x) |
|
■+ COS X |
sin x cos x |
d + |
a |
a |
dcos-g - |
1 + cos-g- |
|
---------------- |
= d ■---------------- |
sin |
|
|
ce
= d-ctg —
sin 7x — sin 5x = 2 sin x cos 6л
9