Файл: Тупиков, В. А. Ошибки в решении конкурсных задач на вступительных экзаменах по математике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В. А. ТУПИКОВ

ОШИБКИ

ВРЕШЕНИИ

КОНКУРСНЫХ

ЗАДАЧ

НА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ

ЭКЗАМЕНАХ

ПО МАТЕМАТИКЕ

Изд. 3-е, стереотипное '

Издательство «Вьцпэйшая школа» Минск 1972

51 Т85

УДК 51 (075-4)

-MS

. »

•i ч ■

. ;v .' '

? з ?л <р з

Тупиков В. А.

Т85 Ошибки в решении конкурсных задач на

вступительных экзаменах по математике. Изд. 3-е, стереотип. Ми., «Вышэйш. школа», 1972.

88 с. илл.

Пособие предназначено для абитуриентов и учащихся подготови­

тельных курсов.

Основное внимание в нем уделено разбору ошибок, которые допус­ кают поступающие в вузы на письменных и устных экзаменах. Кроме того, оно дает некоторое представление об уровне требований по ма­ тематике, предъявляемых к поступающим в вузы.

В пособии помещены образцы вариантов письменных работ и экза­ менационных билетов, предлагавшихся на экзаменах.

2- 2-2

54-72

51

ПРЕДИСЛОВИЕ

За последние годы в помощь поступающим в высшие учебные заведения издано много хороших и разнообразных пособий.

Лучшие из них (В. Б. Лидский и др. «За­ дачи по элементарной математике»; П. С. Моде­ нов, С. И. Новоселов. «Пособие по математике для поступающих в вузы»; Г. В. Дорофеев

идр. «Пособие по математике для поступающих

ввузы») представляют собой книги большого объема. Если учесть, что школьнику после испытаний на аттестат зрелости надо подгото­ виться к сдаче конкурсных экзаменов по трем-

четырем

дисциплинам, то легко представить,

что он

просто не в состоянии изучить фунда­

ментальное пособие. Отобрать же самое важное и ценное из курса элементарной математики может далеко не каждый абитуриент. Поэтому возникла идея написать краткое пособие в со­ ответствии с программой вступительных экза­ менов по математике.

При работе над пособием автор пользовался в основном экзаменационными материалами высших технических и высших военных учеб­ ных заведений. Поэтому наибольшую пользу пособие принесет лицам, готовящимся к по­ ступлению в эти учебные заведения.

В отличие от существующих пособий в этой работе показано не только, как надо решать


задачи, но и как не надо. Поэтому при демон­ страции ошибок, как правило, вскрыты причины их появления и одновременно приведены пра­ вильные решения. Это главным образом от­ носится к наиболее распространенным ошибкам. В других же случаях читателю предлагается самостоятельно выявить характер ошибки и ис­ править ее, что должно заставить читателя размышлять над прочитанным, а значит, и глуб­ же познавать материал программы.

В пособии основное внимание уделено ана­ лизу ошибок по алгебре и тригонометрии, так как эти разделы элементарной математики наи­ более широко используются при изучении выс­ шей математики, физики и других общеобразо­ вательных дисциплин в вузе.

Опыт вступительных экзаменов показывает, что совершенно неблагополучно обстоит дело с оформлением контрольных письменных работ. Одни из поступающих решения за^ач не сопро­ вождают необходимыми пояснениями, другие же к решению задач дают излишне подробные по­ яснения. С целью оказания некоторой помощи поступающим в вузы в конце книги помещены варианты письменных работ с решениями.

При работе над рукописью большую помощь автору оказали советами и замечаниями канди­

даты

педагогических

наук М. В.

Еремеева

и Н.

В. Метельский,

которым автор

выражает

искреннюю благодарность. Автор также заранее благодарит тех, кто пришлет свои замечания и пожелания по адресу: г. Минск, ул. Киро­ ва, 24, издательство «Вышэйшая школа».

О ТРЕБОВАНИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К ПОСТУПАЮЩИМ В ВУЗЫ

Требования по математике определяются программой вступительных экзаменов для поступающих в вузы, изда­ ваемой ежегодно Министерством высшего и среднего спе­ циального образования СССР.

«На экзамене по математике поступающий в высшее учебное заведение должен показать:

а) четкое знание математических определений и формул, предусмотренных программой, умение выводить эти фор­ мулы и доказывать теоремы;

б) умение точно и сжато выражать математическую мысль в устном и письменном изложении;

в) умение применять теорию к решению задач (при

оценке решения

учитывается, насколько быстро приводит

к цели выбранный метод решения и в какой

мере автор

умеет

его обосновать);

 

 

в числовых

расче­

г)

достаточную беглость и точность

тах;

умение

округлять

данные и

результаты

действий

с требуемой точностью

и пользоваться

числовыми табли­

цами»

(Правила

приема

и программы

вступительных

экза­

менов для поступающих в высшие учебные заведения

СССР

в 1969 г. М.,

«Высшая школа», 1969,

стр. 26).

заведение,

Готовясь к

 

поступлению в высшее

учебное

абитуриент при работе над программой по математике должен особое внимание обратить на следующие вопросы.

2 В. А. Тупиков

Ь


I.П о а л г е б р е

1.Формулы сокращенного умножения и деления.

2.Деление многочлена на многочлен.

3.Разложение многочленов на множители различными способами.

4.Тождественные преобразования алгебраических вы­

ражений.

5. Абсолютная величина числа и арифметический ко­ рень; связь между ними.

6. Решение и составление уравнений.

7. Функция и область ее определения. Свойства и гра­

фики функций:

 

 

k

Ьх + с;

у = ах\ у — logax.

У = kx + b\ у = — \ х = ахг +

8.Геометрическая прогрессия, в частности бесконечно убывающая.

9.Действия над логарифмами.

10.Решение неравенств.

11. Исследование решения квадратного уравнения и системы двух уравнений первой степени с двумя неиз­ вестными.

II.П о г е о м е т р и и

1.Понятие геометрического места точек.

2.Решение геометрических задач на построение.

3. Метрические соотношения в треугольнике и круге.

4.Изображение плоских и пространственных фигур на чертеже.

5.Площади плоских фигур.

6.Поверхности и объемы многогранников и круглых

тел.

6

III. По т р и г о н о м е т р и и

1.Радианная мера углов и ее связь с градусной.

2.Изменение тригонометрических функций при изме­ нении угла от 0° до 360°.

3. Тригонометрические функции углов 30°, 45° и 60°.

4.Теоремы сложения.

5.Формулы приведения.

6.Формулы двойного и половинного аргумента.

7.Выражение тригонометрических функций через тан­ генс половинного аргумента.

8.Преобразование произведения тригонометрических функций в сумму.

9.Преобразование суммы тригонометрических функций

в произведение, в частности

суммы sin а + cos р.

10. Тождественные преобразования тригонометрических

выражений.

у = cos х, у = tgx, у = ctg х,

11. Функции у = sin х,

их свойства и графики.

 

12.Определение периодов функций.

13.Решение тригонометрических уравнений.

14.Теоремы синусов и косинусов.

15.Применение тригонометрии к решению геометриче­ ских задач.

Абитуриент должен иметь четкое представление о таких важных понятиях, постоянно употребляемых в математике, как определение, аксиома, теорема, прямая и обратная теоремы, противоположная и обратная противоположной теоремы; о том, какие условия являются необходимыми, какие достаточными и какие необходимыми и достаточными.

На вступительных экзаменах по математике очень большое внимание уделяется выбранному приему решения той или иной задачи. Важно не только то, что правильно получен ответ, но и каким путем он получен. Поэтому

2*

7


при подготовке к экзаменам по математике необходимо

отыскивать

наиболее

рациональные

способы

решения

задач.

 

 

 

 

 

 

 

Среди абитуриентов . широко распространено мнение,

что к

поступающим

в

вузы

предъявляются повышенные,

требования

по математике по

сравнению с требованиями,

предъявляемыми в средней школе. Это совершенно

неверно

(см.

приложения

1,

2,

3). «Провалы»

на вступительных

экзаменах

являются результатом слабого знания школьного

курса математики, а отнюдь

не повышенных требований.

В подтверждение

сказанного

приведем

примеры

ошибок,

которые были допущены при выполнении контрольных

работ на

письменных

экзаменах по математике

(табл.

1).

 

 

 

 

 

Таблица

1

Допускались записи

 

Правильная запись

 

 

1 '

 

 

2

 

 

 

6л2

 

 

6х2

 

6л

 

2л2 + Зх ~ “ 4 "А

 

2л2 + Зл

2л -f- 3

 

(1 - * ) ’= ( ! - * )( l+ * + * 2)

(1 — л)3 = 1 — Зл + Зл2 — л3

 

 

 

 

 

 

 

(х Уъ)2 = х5

 

( x Vb

=

*2V1,

 

 

(9V~X)2= 9Z+ Vx

 

(9 Vxf

=

92 ^

 

 

 

22х ' ох

 

 

 

 

 

+ =

2Х + 4Х = 2Х + 22х = 2* (1 + 2х)

4 •

= 8*

4 ■2х = 22 • 2х = 22~^х

 

а

3 = а3

~

1

 

 

1

 

а

3 -

1

-

3/-

 

 

 

 

 

 

 

ат

 

/ а

 


Г

1

 

a2

a - 2b2 -

1 ~

b3 — 1

Так как

у 'x—2,

то x= yf2

у 2х

( У ^ = ъ ) 2 = / * 3- 8

V 1 + л2

1

4/ 1 + X*

V 1+ х*

Y — л2 = — J/ л2 = — л

. (]g х3)г =

lg хв

4 sin 6л

2 sin Зх

----- 2----- =

Yin2sin2 a -f- ml cos2 а = 1

a

a

2a

 

cos x

sin x cos x

d + d cos ~y

 

-----—

---- = 2 d - c tg ~

sin 7x — sin 5x — sin 2x

Продолжение табл 1.

1

 

 

1

a2

a~2b3 — l ~

b 3

 

~ b2— a2

 

 

a2

~ 1

 

Так как

j/ л =

2,

то л =

23

2x

3 =■

 

3/ —

 

 

 

 

у X

((,

x3

L V ,

(л3 — 8) 2

— 8)2 =

К

Iх 1 +

*2

_ \/{l

4* x2)3 = / r + ^

4/ r +

X2

 

 

 

(lg л3)2 = lg2 x3

4 sin 6x

- =2 sin 6л

Ym? sin2 а + m2 cos2 а = | m |

a

a

a (cos x + sin x)

 

■+ COS X

sin x cos x

d +

a

a

dcos-g -

1 + cos-g-

----------------

= d ----------------

sin­

 

 

ce

= d-ctg —

sin 7x — sin 5x = 2 sin x cos 6л

9