Файл: Тупиков, В. А. Ошибки в решении конкурсных задач на вступительных экзаменах по математике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
(знаменатель вычитаемой дроби не разложен на множители
{V x-V ~ a ){V x-\-V ~ a )).
8.Распределительный закон распространяется на извле
чение корня из суммы и разности.
Примеры. |
|
1) у 9 ^ :=:25 = Зх2- 5. |
|
2) Ух* + |
16*У + у* = х2 + 4ху + у2. |
3) 3a/ ^ W - + y W = \ га? - 2b2 + 2Ь2= / а5 = а.
9. Поверхностное понятие абсолютной величины дейст вительного числа и арифметического корня приводило
кневерным заключениям.
Примеры.
1) |
] /( 4 - У 32)~2= |
4 - |
/ 3 2 = 4 - |
4 / 2 = 4(1 - / 2). |
||
|
|
/;2 J— |
^ |
М |
(по условию |
т и п — действи |
|
|
= |
т — п |
|||
тельные |
числа). |
|
|
|
|
|
оч т / * + 1 |
/ й + 1 , |
, ^ , ч |
||||
3) |
|/ |
"(1 — /г)~2~ ~ |
~~Т~— ife |
(по Условию & > !)■ |
В связи с последними примерами напомним некоторые определения.
Определение 1. Абсолютной величиной действительного числа а называется неотрицательное действительное число, удовлетворяющее условиям
а, |
если |
а > |
0; |
|а | = ■ 0, |
если |
а — 0; |
|
— а, |
если |
а < |
0. |
Из определения следует, что а -< | а |.
С понятием абсолютной величины числа тесно связано понятие арифметического корня.
14
Определение 2. Неотрицательное значение корня п-й степени из неотрицательного числа а называется арифме тическим корнем.
Примеры.
4) у'81 = 3 — арифметический корень.
5) V ^ l 2 b = — 5 — неарифметический корень.
6) Va2= \а{ = |
/ |
а, |
если |
а ^ |
0; |
||
|
|
- |
[ — а, |
если |
а < |
0. |
|
74 |
I7 (а — bf |
~ |
|
| а — ь\ |
{ |
1, если а > Ь\ |
|
^ |
а — b |
|
а — Ь — 1 — 1, если а < Ь. |
||||
|
|
_ |
f |
х3, |
если х > |
0; |
|
8) |
/ х в= | X3 |
| = |
\ — х3, |
если х < 0. |
Теперь, видимо, нетрудно объяснить ошибки, допущен ные абитуриентами в примерах 1) — 3). Очевидно, следо вало писать:
1) |
У |
(4 - V 32)2 |
(4 - |
Y 3 2 )= 4 |/ 2—4 = 4 (Y 2 - 1); |
||
94 |
l |
/ (m + n f _ |
I |
|
|
|
L) |
У |
(m - n f |
I |
|
|
/ * 4-1 |
з) |
|
k + 1 |
■ /* - |
|
/ Л +1 |
|
У-.(1 — kf |
Y( \ —kf~ |
— (!1 — k)*) |
k — l |
Попутно заметим, что все правила действий над ради калами, изучаемые в школьном курсе алгебры, установ лены лишь для арифметических корней. Некоторые за‘бывают об этом и допускают грубые ошибки при подведении мно жителя под знак корня.
Например, пишут
— 4 |/ 5 = 1 / 5 - ( - 4)2 = / 5 0 6 = УЧЮ-
На вступительных экзаменах по математике абитуриен там часто предлагаются примеры, где требуется дать за
3* |
15 |
ключение о правильности приведенного решения. Напри мер, верно ли
V |
1/5 - |
|
|
|
|
V n f |
|
= |
|
= Y ( |/т г ^ v W = j/ V tt - у ъ ? |
|||||||||
Ответ следует немедленно: |
«Конечно, верно». |
В действи |
|||||||
тельности же совершенно не верно. |
Равенство |
р"а = р а 2 |
|||||||
справедливо |
только |
при |
условии, |
что |
а |
0. |
Если же |
||
а < 0, то левая часть |
его отрицательна, |
правая поло |
|||||||
жительна. При а < |
0 |
следует писать |
\/ а2 = |
| / — а. Когда |
|||||
знак а неизвестен, |
надо |
записывать |
р а2= |
у7] а |. |
10.При решении уравнений область допустимых зна
чений неизвестного, как правило, не устанавливается, хотя это полезно и выгодно (мы' здесь исключаем случаи, когда установление области допустимых значений неиз вестного вызывает большие затруднения).
Например, абитуриенты решают уравнение
lg (* — 5) — lg (3 — 2х) = |
1 |
||||
следующим образом: |
|
|
|
|
|
х — 5 |
, |
х — 5 |
= |
Ю; |
|
lg 3 - 2 * |
“ 1 ’ |
3 — 2* |
|||
|
|
||||
х—5 = 3 0 —20л:; 21* = 35; х |
5_ |
||||
= |
3 •
Выполняют проверку:
5 ) - 1е ( з - 2 . 4 - ) = 1;
16
Делают заключение: при положительном основании отрицательные числа логарифмов не имеют, значит, корень
х = ---- посторонний. Уравнение решения |
не имеет. |
|
Все верно, но |
проделано много бесполезной работы. |
|
К такому выводу |
можно прийти, гораздо |
быстрее, если |
установить область допустимых значений неизвестного, пользуясь приведенным определением.
Определение. Множество всех значений неизвестного, при которых обе части уравнения имеют смысл, назы вается областью допустимых значений неизвестного.
Установим область |
допустимых значений |
неизвестного |
||
данного уравнения. Уравнение |
имеет |
смысл, |
если |
|
I х — 5 > |
0; |
( х > |
5; |
|
[ 3 — 2х > 0 или |
I х ^ |
3 |
|
Как видим, система неравенств не имеет решений, а сле довательно, и уравнение не имеет решений.
11. Решение двучленных уравнений обычно ограничи вается указанием только действительных корней.
Например, уравнение
х3125 = 0
решалось так:
х3 = 125; х = у' 125; х = 5.
Следует его решать
(х — 5) (х2 + 5х + 25) = 0,
откуда
х — 5 = 0; х2 + 5х + 25 = 0 и т. д.
Аналогично проводилось решение уравнения х4—81=0:
х4 = 81; x — y^ei; х = ± 3 .
Следовало его решать |
|
|
|
||
(х2- 9) (х2+ 9) = О, |
|
||||
отсюда |
|
|
|
|
|
х2— 9 |
= |
0; |
х2.= 9; Xi,2 = ± 3 ; |
|
|
х2 + 9 |
= |
0; |
х2= — 9; |
x3i4 = ±: Зг. |
|
12. Часто абитуриенты |
неверно |
пользовались |
методом |
||
аналогии, полагая, что |
если произведение равно |
единице, |
то по крайней мере один из сомножителей равен единице. Имея уравнение
(х -f 1) (х2— х + 1) = 1,
писали'
|
|
* + ■ 1 = |
1; |
|
|
х2— х -)- 1 = 1 и т. д. |
|||
Данное же уравнение решается очень просто. Заметив, |
||||
что левая |
его часть есть сумма кубов, получим |
|||
|
х3+ 1 = 1; х3 = 0; хг = х2 = х3 — 0. |
|||
13. Многие не могли решить такого трехчленного |
||||
уравнения: |
|
|
|
_i_ |
|
|
|
|
|
|
5(х — З) 4 — 6 = (х — З) 2 . |
|||
Ошибка у всех была |
одна |
и та |
же. Полагая, что |
|
|
|
( х - 3 ) 2 |
= z , |
|
уравнение |
переписали |
в виде |
|
|
|
|
5z2 - |
г - |
6 = О |
и, конечно, не получили нужного результата.
Где ошибка? Рекомендуем читателю найти ее самостоя тельно.
14. Распространенная ошибка — сокращение всех чле нов уравнения на множитель, содержащий неизвестное,
18
из-за чего довольно часто происходит потеря корней. На пример, уравнение
3х (х2 ~ 2х — 3) = 9 (х2— 2х — 3)
решалось так: сократив члены уравнения на (х2— 2х — 3), получим
3* = 9; 3* = З2; х = 2.
Такое решение приводило к потере двух корней. П& кажем, как следовало решать данное уравнение.
Перенося член 9 (х2— 2х — 3) в левую часть, получим
3* {х2- 2х - 3) - 9 (х2 - 2х - 3) = 0.
Выносим общий множитель за скобки:
(х2 - 2 х - 3 ) (3х - 9) = 0.
Отсюда: |
|
|
|
|
а) х2— 2х — 3 = 0; лу = 3; хг — — t ; |
||||
б) |
3* - |
9 = 0; 3* = 9; 3х = |
З2; |
= 2. |
15. |
Уравнение |
|
|
|
|
|
lgx2 = |
lg81 |
(1) |
решалось |
так: |
|
|
|
|
|
lgx:2 = |
lg 92; |
|
|
|
2 lg д: = |
2 lg 9; |
|
|
|
lg ас= |
lg 9; |
(2) |
|
|
x = |
9. |
|
Решение |
неверно, |
так как |
потерян корень х = — 9. |
Это произошло потому, |
что при |
переходе от уравнения (1) |
|
к уравнению |
(2) произошло сужение области допустимых |
значений неизвестного. Областью допустимых значений неизвестного уравнения (1) является множество всех действительных чисел, за исключением х — 0, а уравне ния (2) — множество положительных чисел.
19