Файл: Петренко, Е. Я. Некоторые особенности работы автотракторных дизелей в высокогорных условиях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
Эффективная мощность
|
|
|
«о |
|
|
|
|
NeH= N ля. ^ .У-*.'Лч-л. с. |
|
|
|||
|
|
|
Г\1 о |
Уо |
|
|
Удельный расход топлива |
|
|
|
|||
|
|
ёе |
бт-юоо г/л. с. ч., |
или |
|
|
|
|
|
N е |
|
|
|
|
|
ёе |
632,3-1000 |
■г/л.сл. |
|
|
|
|
н.и-Чт-Ч1 |
|
|
||
Результаты подсчетов сведены в таблицу 7. |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
Таблица 7 |
|
Расчетные значения параметров дизеля Д-54 |
|
||||
|
|
|
Высота над уровнем моря В М. |
|||
|
Параметры |
|
0 |
1000 |
2000 |
3000 |
|
|
|
||||
|
а |
|
1,71 |
1,64 |
1,56 |
1,48 |
|
Ц 1 |
|
0,450 |
0,435 |
0,429 |
0,417 |
|
N6 л. с. |
|
54,0 |
49,0 |
45,6 |
41,9 |
|
й т кг/час |
|
11,90 |
11,17 |
10,55 |
9,97 |
' |
ё е г/л. с. |
ч. |
220 |
228 |
234 |
238 |
Обеспечение |
оптимальных |
режимов |
работы |
дизелей |
в высокогорных условиях позволяет улучшить процессы смесеобразования и горения, поскольку значения коэф
35
I
фициента избытка воздуха не достигают своего нижнего предела, при котором работа дизелей переходит в об ласть дымления. При этом обеспечивается удовлетвори тельная экономичность дизелей в высокогорных усло виях.
Исследованиями, проведенными кафедрой «Тракторы, автомобили и теплотехника» Киргизского СХИ, установ лено, что при работе дизелей на высотах 1500 м и более необходимо уменьшать цикловую подачу топлива с та ким расчетом, чтобы режим работы не переходил в об ласть дымления.
Метод улучшения основных показателей дизелей пу тем обеспечения режимов работы на пределах дымления можно рекомендовать механизаторам, эксплуатирующим тракторы, комбайны, самоходные шасси и другие дизель ные установки в высокогорной местности. Он не требует больших материальных затрат и заключается в соответ ствующих регулировках топливной аппаратуры в зависи мости от высотных условий, где предполагается эксплуа тировать двигатели. В этом случае топливные насосы дизелей СМД-14, Д-50 и Д-37М должны быть отрегули рованы в соответствии с данными таблицы 6, а опти мальные режимы работы других типов вихрекамерных дизелей можно определить по изложенной выше мето дике.
При настройке топливных насосов на оптимальную цикловую подачу топлива на безмоторных стендах для регулировки топливной аппаратуры часовой расход топ лива, приведенный в таблице 6 или определенный расче том, следует увеличить на 8—10%.
При работе дизелей на режимах предела дымления тепловые нагрузки мало отличаются от расчетных, при нятых при проектировании. Обеспечение оптимальных режимов работы не потребует увеличивать затраты на
36
проведение технического обслуживания, что неизбежно при эксплуатации дизелей в высокогорных условиях с заводскими регулировками топливной аппаратуры. Кро ме того, при работе двигателей на оптимальных режимах повысится показатель надежности дизелей, так как уменьшатся случаи вынужденных простоев тракторов, комбайнов и самоходных шасси в высокогорных усло виях, что также имеет большое значение при выполне нии сельскохозяйственных работ в требуемые агротех нические сроки.
Использование методов определения оптимальных режимов эксплуатации двигателей в высокогорных ус ловиях позволит рационально составлять машинно-трак торные агрегаты, устанавливать обоснованные нормы выработки и расхода топлива, а также определять себе стоимость сельскохозяйственной продукции.
НЕКОТОРЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ МЕХАНИЗМОВ И СИСТЕМ, ВЛИЯЮЩИЕ НА МОЩНОСТНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДИЗЕЛЕЙ
Впроцессе эксплуатации двигателей внутреннего сгорания следует поддерживать их в технически исправ ном состоянии и постоянной готовности к работе. Это достигается соблюдением правил их эксплуатации и тех нического обслуживания.
Ввысокогорных условиях особо важное значение приобретает выполнение правил технического обслужи вания двигателей, так как несоблюдение этих правил приводит к значительному падению мощности и эконо мичности двигателей. Это происходит потому, что к па дению мощности и экономичности за счет влияний высо
37
когорных условий здесь прибавляются еще и снижения этих показателей' работы двигателей из-за неисправной работы их механизмов и систем.
Рассмотрим некоторые неисправности работы меха низмов и систем, являющиеся причинами снижения мощности и увеличения удельного расхода топлива авто тракторных дизелей.
В целях снижения износа клапанов и их седел, а так же детален цилиндро-поршневой группы воздух, посту пающий в двигатель, проходит через воздухоочиститель, где он очищается от пыли и других примесей. В послед ней ступени очистки воздуха у большинства воздухоочи стителей применяются или смоченные дизельным маслом кассеты из проволочной путанки, или гофрированные проволочные сетки, также смоченные маслом. Мелкие частицы пыли прилипают к кассетам или сеткам, и в ци линдры двигателя поступает чистый воздух. При работе двигателя происходит накопление пыли, которая оседает на фильтрующих кассетах и сетках воздухоочистителя, в результате чего увеличивается сопротивление впускной системы двигателя. При этом снижается давление в ци линдрах в конце такта впуска, а это в свою очередь приводит к снижению расхода воздуха. Поэтому нужно регулярно в соответствии с инструкцией завода-изгото- вителя промывать в дизельном топливе и смазывать ди зельным маслом фильтрующие элементы воздухоочисти теля. При этом не только повышается качество очистки воздуха, но и создаются благоприятные условия для поступления в цилиндры двигателя свежего заряда.
В процессе эксплуатации двигателей из-за износа де талей газораспределительного механизма могут увели читься зазоры в клапанном механизме. При увеличении этих зазоров уменьшается степень открытия клапанов, вследствие чего ухудшается газообмен двигателя. При
38
этом уменьшается давление конца впуска, что приводит к уменьшению весового расхода воздуха двигателем.
Нормальные тепловые зазоры в клапанном механиз ме различных типов автотракторных дизелей приведены в таблице 8.
Таблица 8
Допустимые зазоры в клапанном механизме автотракторных дизелей
Зазор у |
впускного |
Зазор у выпускного |
|
клапана, м м |
клапана, |
м м |
|
Марка |
|
|
|
двигателя |
|
|
|
на холодном па прогретом на холодном на прогретом |
|||
двигателе |
двигателе |
двигателе |
двигателе |
ЯМЗ-238ПБ |
0,25 |
|
0,30 |
|
АДО-01 |
0,25 |
— |
0,30 |
— |
|
|
|
||
Д-108 |
— |
0,30 |
— |
0,30 |
КДМ-ЮО |
0,35 |
0,30 |
0.35 |
0,30 |
СМД-14А |
0.40 |
— |
0.45 |
— |
Д-54А |
0,30 |
0,25 |
0,35 |
0,30 |
Д-50 |
— |
0,25 |
— |
0,25 |
Д-48 |
0.30 |
0,25 |
0,30 |
0,25 |
Д-37ДО |
0,10 |
— |
0.10 |
— |
Д-21 |
0,30 |
— |
0,30 |
— |
Д-20 |
0,30 |
— |
0,35 |
— |
П-40 |
0,23 |
0,20 |
0,25 |
0,20 |
Чтобы проверить или отрегулировать зазоры в клапанно'м механизме, нужно открыть крышку клапанов, включить декомпрессор и, проворачивая коленчатый вал двигателя при помощи рукоятки или маховика пускового двигателя при включенной шестерне привода, установить поршень первого цилиндра в положение конца такта
С -3 5 9 9 |
39 |
сжатия. При таком положении поршня впускной и вы пускной клапаны этого цилиндра находятся в закрытом положении.
Для того чтобы найти положение поршня в конце такта сжатия при проворачивании коленчатого вала, нужно наблюдать за работой клапанного механизма. На чало закрытия впускного клапана свидетельствует о том, что поршень этого цилиндра начал перемещаться в на правлении к верхней мертвой точке. При этом нужно повернуть коленчатый вал еще приблизительно на полоборота, выключить декомпрессор и с помощью щупа, толщина которого равна нормальной величине зазора, проверить зазор между торцом стержня клапана и бой ком коромысла. При необходимости величину зазора отрегулировать при помощи регулировочного винта, предварительно ослабив контргайку.
После регулировки клапанов первого цилиндра про вернуть коленчатый вал двигателя на пол-оборота и от регулировать клапаны в следующих цилиндрах в соот ветствии с порядком их работы.
Снижение удельного веса воздушного заряда ци линдров может произойти по причине нарушений в раооте системы охлаждения двигателя.
Несвоевременная очистка водяной рубашки и радиа тора от накипи и других загрязнений приводит к тому, что нарушается теплообмен между нагретыми дета лями двигателя и охлаждающей жидкостью. При этом увеличивается температура двигателя, в результате чего повышается температура воздушного заряда, и при про чих равных условиях это приводит к снижению удельного веса свежего заряда.
Чтобы предотвратить отложение накипи в системе охлаждения, нужно заполнять ее чистой, мягкой, лучше всего дождевой или снеговой водой. Смягчение жесткой
40
воды достигается кипячением ее или добавкой 6—8 г каустической соды, или 10—20 г стиральной соды на 10 л воды.
При работе в летнее время следует как можно реже заменять воду в системе охлаждения, так как вместе с водой в двигатель вводятся растворенные в ней соли, ко торые при нагреве воды оседают на стенках и деталях системы охлаждения. При вынужденном сливе воды из двигателя ее следует использовать повторно, предвари тельно дав ей отстояться.
При больших отложениях накипь в двигателе необхо димо удалять. Для этого систему нужно заполнить раст вором 750—800 г каустической соды и 250 г керосина на 10 л воды. Пустить двигатель и прогреть на средних оборотах в течение 10—15 минут и оставить раствор на 10—12 часов. После этого вновь прогреть двигатель, слить раствор и тщательно промыть систему чистой во дой.
Температура двигателя может возрасти за счет сни жения циркуляции охлаждающей жидкости в системе охлаждения. Причинами этого могут быть или отложе ния накипи на стенках термостата, препятствующие от крытию центрального клапана термостата, или уменьше ние числа оборотов ротора водяного насоса вследствие слабого натяжения ремня привода насоса.
Убольшинства двигателей осуществлен общий при вод ротора водяного насоса и вентилятора. Поэтому ослабление натяжения ремня привода насоса и вентиля тора сопровождается не только снижением циркуляции Ьхлаждающей жидкости, но и уменьшением весового количества воздуха, проходящего между пластинами и трубками сердцевины радиатора.
Удвигателей, имеющих воздушную систему охлаж дения, при ослаблении ремня привода вентилятора умень-
6» |
41 |