Файл: Петренко, Е. Я. Некоторые особенности работы автотракторных дизелей в высокогорных условиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эффективная мощность

 

 

 

«о

 

 

 

 

NeH= N ля. ^ .У-*.'Лч-л. с.

 

 

 

 

 

Г\1 о

Уо

 

 

Удельный расход топлива

 

 

 

 

 

ёе

бт-юоо г/л. с. ч.,

или

 

 

 

 

N е

 

 

 

 

 

ёе

632,3-1000

■г/л.сл.

 

 

 

 

н.и-Чт-Ч1

 

 

Результаты подсчетов сведены в таблицу 7.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 7

 

Расчетные значения параметров дизеля Д-54

 

 

 

 

Высота над уровнем моря В М.

 

Параметры

 

0

1000

2000

3000

 

 

 

 

а

 

1,71

1,64

1,56

1,48

 

Ц 1

 

0,450

0,435

0,429

0,417

 

N6 л. с.

 

54,0

49,0

45,6

41,9

 

й т кг/час

 

11,90

11,17

10,55

9,97

'

ё е г/л. с.

ч.

220

228

234

238

Обеспечение

оптимальных

режимов

работы

дизелей

в высокогорных условиях позволяет улучшить процессы смесеобразования и горения, поскольку значения коэф­

35

I


фициента избытка воздуха не достигают своего нижнего предела, при котором работа дизелей переходит в об­ ласть дымления. При этом обеспечивается удовлетвори­ тельная экономичность дизелей в высокогорных усло­ виях.

Исследованиями, проведенными кафедрой «Тракторы, автомобили и теплотехника» Киргизского СХИ, установ­ лено, что при работе дизелей на высотах 1500 м и более необходимо уменьшать цикловую подачу топлива с та­ ким расчетом, чтобы режим работы не переходил в об­ ласть дымления.

Метод улучшения основных показателей дизелей пу­ тем обеспечения режимов работы на пределах дымления можно рекомендовать механизаторам, эксплуатирующим тракторы, комбайны, самоходные шасси и другие дизель­ ные установки в высокогорной местности. Он не требует больших материальных затрат и заключается в соответ­ ствующих регулировках топливной аппаратуры в зависи­ мости от высотных условий, где предполагается эксплуа­ тировать двигатели. В этом случае топливные насосы дизелей СМД-14, Д-50 и Д-37М должны быть отрегули­ рованы в соответствии с данными таблицы 6, а опти­ мальные режимы работы других типов вихрекамерных дизелей можно определить по изложенной выше мето­ дике.

При настройке топливных насосов на оптимальную цикловую подачу топлива на безмоторных стендах для регулировки топливной аппаратуры часовой расход топ­ лива, приведенный в таблице 6 или определенный расче­ том, следует увеличить на 8—10%.

При работе дизелей на режимах предела дымления тепловые нагрузки мало отличаются от расчетных, при­ нятых при проектировании. Обеспечение оптимальных режимов работы не потребует увеличивать затраты на

36

проведение технического обслуживания, что неизбежно при эксплуатации дизелей в высокогорных условиях с заводскими регулировками топливной аппаратуры. Кро­ ме того, при работе двигателей на оптимальных режимах повысится показатель надежности дизелей, так как уменьшатся случаи вынужденных простоев тракторов, комбайнов и самоходных шасси в высокогорных усло­ виях, что также имеет большое значение при выполне­ нии сельскохозяйственных работ в требуемые агротех­ нические сроки.

Использование методов определения оптимальных режимов эксплуатации двигателей в высокогорных ус­ ловиях позволит рационально составлять машинно-трак­ торные агрегаты, устанавливать обоснованные нормы выработки и расхода топлива, а также определять себе­ стоимость сельскохозяйственной продукции.

НЕКОТОРЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ МЕХАНИЗМОВ И СИСТЕМ, ВЛИЯЮЩИЕ НА МОЩНОСТНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДИЗЕЛЕЙ

Впроцессе эксплуатации двигателей внутреннего сгорания следует поддерживать их в технически исправ­ ном состоянии и постоянной готовности к работе. Это достигается соблюдением правил их эксплуатации и тех­ нического обслуживания.

Ввысокогорных условиях особо важное значение приобретает выполнение правил технического обслужи­ вания двигателей, так как несоблюдение этих правил приводит к значительному падению мощности и эконо­ мичности двигателей. Это происходит потому, что к па­ дению мощности и экономичности за счет влияний высо­

37


когорных условий здесь прибавляются еще и снижения этих показателей' работы двигателей из-за неисправной работы их механизмов и систем.

Рассмотрим некоторые неисправности работы меха­ низмов и систем, являющиеся причинами снижения мощности и увеличения удельного расхода топлива авто­ тракторных дизелей.

В целях снижения износа клапанов и их седел, а так­ же детален цилиндро-поршневой группы воздух, посту­ пающий в двигатель, проходит через воздухоочиститель, где он очищается от пыли и других примесей. В послед­ ней ступени очистки воздуха у большинства воздухоочи­ стителей применяются или смоченные дизельным маслом кассеты из проволочной путанки, или гофрированные проволочные сетки, также смоченные маслом. Мелкие частицы пыли прилипают к кассетам или сеткам, и в ци­ линдры двигателя поступает чистый воздух. При работе двигателя происходит накопление пыли, которая оседает на фильтрующих кассетах и сетках воздухоочистителя, в результате чего увеличивается сопротивление впускной системы двигателя. При этом снижается давление в ци­ линдрах в конце такта впуска, а это в свою очередь приводит к снижению расхода воздуха. Поэтому нужно регулярно в соответствии с инструкцией завода-изгото- вителя промывать в дизельном топливе и смазывать ди­ зельным маслом фильтрующие элементы воздухоочисти­ теля. При этом не только повышается качество очистки воздуха, но и создаются благоприятные условия для поступления в цилиндры двигателя свежего заряда.

В процессе эксплуатации двигателей из-за износа де­ талей газораспределительного механизма могут увели­ читься зазоры в клапанном механизме. При увеличении этих зазоров уменьшается степень открытия клапанов, вследствие чего ухудшается газообмен двигателя. При

38

этом уменьшается давление конца впуска, что приводит к уменьшению весового расхода воздуха двигателем.

Нормальные тепловые зазоры в клапанном механиз­ ме различных типов автотракторных дизелей приведены в таблице 8.

Таблица 8

Допустимые зазоры в клапанном механизме автотракторных дизелей

Зазор у

впускного

Зазор у выпускного

клапана, м м

клапана,

м м

Марка

 

 

 

двигателя

 

 

 

на холодном па прогретом на холодном на прогретом

двигателе

двигателе

двигателе

двигателе

ЯМЗ-238ПБ

0,25

 

0,30

 

АДО-01

0,25

0,30

 

 

 

Д-108

0,30

0,30

КДМ-ЮО

0,35

0,30

0.35

0,30

СМД-14А

0.40

0.45

Д-54А

0,30

0,25

0,35

0,30

Д-50

0,25

0,25

Д-48

0.30

0,25

0,30

0,25

Д-37ДО

0,10

0.10

Д-21

0,30

0,30

Д-20

0,30

0,35

П-40

0,23

0,20

0,25

0,20

Чтобы проверить или отрегулировать зазоры в клапанно'м механизме, нужно открыть крышку клапанов, включить декомпрессор и, проворачивая коленчатый вал двигателя при помощи рукоятки или маховика пускового двигателя при включенной шестерне привода, установить поршень первого цилиндра в положение конца такта

С -3 5 9 9

39



сжатия. При таком положении поршня впускной и вы­ пускной клапаны этого цилиндра находятся в закрытом положении.

Для того чтобы найти положение поршня в конце такта сжатия при проворачивании коленчатого вала, нужно наблюдать за работой клапанного механизма. На­ чало закрытия впускного клапана свидетельствует о том, что поршень этого цилиндра начал перемещаться в на­ правлении к верхней мертвой точке. При этом нужно повернуть коленчатый вал еще приблизительно на полоборота, выключить декомпрессор и с помощью щупа, толщина которого равна нормальной величине зазора, проверить зазор между торцом стержня клапана и бой­ ком коромысла. При необходимости величину зазора отрегулировать при помощи регулировочного винта, предварительно ослабив контргайку.

После регулировки клапанов первого цилиндра про­ вернуть коленчатый вал двигателя на пол-оборота и от­ регулировать клапаны в следующих цилиндрах в соот­ ветствии с порядком их работы.

Снижение удельного веса воздушного заряда ци­ линдров может произойти по причине нарушений в раооте системы охлаждения двигателя.

Несвоевременная очистка водяной рубашки и радиа­ тора от накипи и других загрязнений приводит к тому, что нарушается теплообмен между нагретыми дета­ лями двигателя и охлаждающей жидкостью. При этом увеличивается температура двигателя, в результате чего повышается температура воздушного заряда, и при про­ чих равных условиях это приводит к снижению удельного веса свежего заряда.

Чтобы предотвратить отложение накипи в системе охлаждения, нужно заполнять ее чистой, мягкой, лучше всего дождевой или снеговой водой. Смягчение жесткой

40

воды достигается кипячением ее или добавкой 6—8 г каустической соды, или 10—20 г стиральной соды на 10 л воды.

При работе в летнее время следует как можно реже заменять воду в системе охлаждения, так как вместе с водой в двигатель вводятся растворенные в ней соли, ко­ торые при нагреве воды оседают на стенках и деталях системы охлаждения. При вынужденном сливе воды из двигателя ее следует использовать повторно, предвари­ тельно дав ей отстояться.

При больших отложениях накипь в двигателе необхо­ димо удалять. Для этого систему нужно заполнить раст­ вором 750—800 г каустической соды и 250 г керосина на 10 л воды. Пустить двигатель и прогреть на средних оборотах в течение 10—15 минут и оставить раствор на 10—12 часов. После этого вновь прогреть двигатель, слить раствор и тщательно промыть систему чистой во­ дой.

Температура двигателя может возрасти за счет сни­ жения циркуляции охлаждающей жидкости в системе охлаждения. Причинами этого могут быть или отложе­ ния накипи на стенках термостата, препятствующие от­ крытию центрального клапана термостата, или уменьше­ ние числа оборотов ротора водяного насоса вследствие слабого натяжения ремня привода насоса.

Убольшинства двигателей осуществлен общий при­ вод ротора водяного насоса и вентилятора. Поэтому ослабление натяжения ремня привода насоса и вентиля­ тора сопровождается не только снижением циркуляции Ьхлаждающей жидкости, но и уменьшением весового количества воздуха, проходящего между пластинами и трубками сердцевины радиатора.

Удвигателей, имеющих воздушную систему охлаж­ дения, при ослаблении ремня привода вентилятора умень-

6»

41