Файл: Петренко, Е. Я. Некоторые особенности работы автотракторных дизелей в высокогорных условиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

шается его производительность, в результате чего повы­ шается тепловое состояние двигателя.

Нормальное натяжение ремня должно быть таким, чтобы он не пробуксовывал во время работы из-за сла­ бого натяжения и не создавал большой нагрузки на ва­ лы шкивов из-за чрезмерного натяжения. При непра­ вильном натяжении быстро выходят из строя подшип­ ники, валы и ремни. В таблице 9 приведены данные, с помощью которых можно проверить натяжение ремня привода водяного насоса и вентилятора.

Для проверки натяжения нужно нажать на ремень по середине между шкивами рукой с усилием, указан­ ным в таблице 9, и линейкой замерить величину про- 4 гиба, которая должна соответствовать данным этой таб­ лицы.

Таблица 9

Данные для проверки натяжения ремня привода водяного насоса и вентилятора

Марка двигателя

Усилие нажатия

Величина

прогиба

на ремень, кг

ремня,

мм

кдм-юо

6—7

40

СМД-14А

6—7

15—20

Д-54Л

5—7

15—20

Д-50

3—5

8—10

Д-37М

3

10—15

Д-20

6—7

15—20

Д-Ю

4—5

10—15

При работе в высокогорных условиях температура двигателя может увеличиться за счет снижения удель­ ного веса окружающего воздуха. Здесь дело в том, что при снижении удельного веса воздуха, при прочих рав­

42

ных условиях уменьшается весовое количество воздуха, участвующего в охлаждении деталей двигателя.

Мощность и экономичность двигателей могут пони­ зиться за счет неисправностей в работе топливной аппа­ ратуры. Работа с перебоями, дымный выхлоп отрабо­ тавших газов, повышение теплового состояния, трудный

запуск — вот характерные

и часто

встречающиеся

признаки неисправной работы

системы

питания дизе­

лей.

Снижение мощности при бездымной работе двигателя свидетельствует о снижении цикловой подачи топлива из-за неисправностей в работе подкачивающего насоса, перепускного клапана, засорения топливопроводов и фильтрующих элементов, износа плунжерных пар.

Выявление причин неисправностей системы питания следует начинать с проверки работы приборов низкого давления. При этом проверку лучше всего начинать от топливного бака, поочередно проверяя состояние и ра­ боту кранов, топливопроводов, фильтров грубой и тонкой очистки топлива, подкачивающего насоса, перепускного клапана.

Причиной снижения мощности двигателя при бездым­ ном выпуске отработавших газов и исправной работе приборов низкого давления может быть износ плунжер­ ных пар насоса высокого давления, в результате чего снижается цикловая подача топлива.

При снижении цикловой подачи топлива из-за износа плунжерных пар иногда трактористы увеличивают ход рейки топливного насоса при помощи винта ограничения подачи топлива. Такой способ восстановления требуемой цикловой подачи топлива не может быть рекомендован, так как при этом изменяется настройка регулятора чис­ ла оборотов топливного насоса. В полевых условиях на­ строить регулятор на номинальный скоростной режим не

43


представляется возможным. Поэтому такой насос необ­ ходимо снять с двигателя и отправить в мастерскую для ремонта и регулировок, так как такие работы нужно производить только па стендах для регулировок и испы­ таний топливной аппаратуры.

Снижение мощности и перебои в работе двигателя при увеличенной степени дымления свидетельствуют о неисправной работе одной или нескольких форсунок. Для определения неработающей форсунки нужно пооче­ редно ослаблять накидные гайки соединений топливопро­ водов высокого давления со штуцерами головки топлив­ ного насоса и на слух определять частоту выхлопа дви­ гателя. При выключении исправной форсунки изменится частота выхлопа, тогда как при выключении нерабо­ тающей форсунки характер выхлопа не изменится.

Проверить и отрегулировать форсунки в полевых ус­ ловиях можно при наличии прибора КП-1609А или максиметра, которыми комплектуется автопередвижная ремонтная мастерская. При этом следует помнить, что разборку и регулировку форсунок должен выполнять квалифицированный механик в условиях абсолютной чистоты рабочего места.

В процессе эксплуатации вследствие износа плунжер­ ных пар и зубьев шестерен привода топливного насоса уменьшается момент впрыска топлива в цилиндры дви­ гателя, и это также отрицательно влияет на мощность и экономичность дизелей. При чрезмерном уменьшении момента впрыска двигатель плохо запускается, на мак­ симальных оборотах холостого хода работает с перебоя­ ми, быстро перегревается при полной нагрузке. При слишком раннем впрыске топлива также ухудшается за­ пуск и увеличивается дымление двигателя на холостом ходу и под нагрузкой. При этом по мере увеличения на­ грузки дымление двигателя возрастает. Кроме того, ди-

44

зель работает с резким выхлопом и стуками на малых оборотах.

Проверить момент начала подачи топлива насосом, установленным на двигателе, можно с помощью моментоскопа, который представляет собой стеклянную трубку с внутренним диаметром 1—2 мм, длиной 50—60 мм, соединенную посредством резиновой трубки с коротким отрезком трубки высокого давления. При проверке мо­ мента начала подачи топлива насосом момеитоскоп кре­ пится накидной гайкой топливопровода высокого давле­ ния к штуцеру первого насосного элемента.

На дизелях СМД-14 и Д-54А против буртика шкива привода вентилятора устанавливают указатель в виде стрелки. Этот указатель закрепляют болтом крышки кар­ тера распределительных шестерен.

Выключив компрессию и установив рычаг управления на полную подачу топлива, вращают коленчатый вал двигателя за рукоятку или за маховик пускового двига­ теля до заполнения трубки моментоскопа топливом без пузырьков воздуха, после чего, встряхнув трубку, выли­ вают из нее часть топлива. По работе клапанного меха­ низма определяют начало такта сжатия в первом ци­ линдре (начало закрытия впускного клапана). Медлен­ но вращая коленчатый вал двигателя, определяют мо­ мент начала подъема топлива в стеклянной трубке мо­ ментоскопа. После этого прекращают вращать коленча­ тый вал и против указателя делают отметку на шкиве привода вентилятора. Затем вывинчивают установочную шпильку (щуп) из отверстия в картере маховика и вставляют ее в это отверстие ненарезанным концом до упора в поверхность обода маховика. Медленно начи­ нают вращать коленчатый вал и слегка прижимают уста­ новочную шпильку к ободу маховика до тех пор, пока конец шпильки не войдет в углубление на поверхности

45


маховика. При этом прекращают вращение и на шкиве привода вентилятора делают вторую отметку. С по­ мощью гибкой масштабной линейки замеряют длину дуги наружного обода шкива привода вентилятора меж­ ду этими отметками.

Для дизеля СМД-14А с номинальным числом оборо­ тов 1700 об/мин и шкивом привода вентилятора с диаметром 174 мм при угле начала подачи топлива 18+2° длина дуги должна быть в пределах 27—32 мм.

Для дизеля СМД-14Б с номинальным числом оборо­ тов 1500 об/мин и шкивом привода вентилятора с диамет­ ром 188 мм при угле начала подачи топлива 17+2° длина дуги должна быть в пределах 32—36 мм.

Для дизеля Д-54А при угле опережения начала по­ дачи топлива 15—19° длина дуги должна быть 22,5— 28,5 мм.

В такой же последовательности определяется момент начала подачи топлива насосом у дизелей Д-38М, Д-40М, Д-48, Д-50. Особенностью является то, что у этих двигателей момент начала подачи топлива насосом со­ ответствует совпадению установочной шпильки с гнездом в маховике. При этом момент начала подачи топлива насосом будет у двигателей Д-38М равен 18—21°, Д-40М

и Д-40Л — 14,5—15,5° и у двигателей Д-50—15°.

На крышке распределительных шестерен дизеля Д-37М закреплена стрелка-указатель, а на ведущем шкиве привода вентилятора нанесена метка (буква Т). Совпадение метки со стрелкой при такте сжатия в пер­ вом цилиндре соответствует моменту начала подачи топлива насосом, равному 28—30°.

Если момент начала подачи топлива насосом отли­ чается от своего номинального значения, то нужно из­ менить положение шлицевого фланца относительно сту­ пицы шестерни привода топливного насоса. Поворот

46

шлицевого фланца относительно шестерни привода насо­ са до совпадения ближайших двух отверстий фланца и ступицы шестерни обеспечивает изменение угла опере­ жения начала подачи топлива насосом по коленчатому валу двигателя на 3°.

При устранении неисправностей в работе приборов системы питания следует помнить, что в полевых усло­ виях без специального оборудования можно устранить неисправности только приборов низкого давления. Что касается приборов высокого давления, за исключением изменения момента начала подачи топлива насосом, то проверку и регулировку их следует выполнять при на­ личии точных приборов, специальных стендов и приспо­ соблений в специализированных мастерских для ремон­ та, регулировок и испытаний топливной аппаратуры.

Из приведенных выше неисправностей работы двига­ телей видно, что в целях эффективного использования тракторов в обычных и высокогорных условиях необхо­ димо выполнять правила их эксплуатации и технического обслуживания. Эти требования повышаются при работе в высокогорных условиях, так как несоблюдение их при­ водит к значительным потерям мощности и экономич­ ности двигателей внутреннего сгорания, в результате че­ го снижается эффективность использования машиннотракторных агрегатов.


УЛУЧШЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АВТОТРАКТОРНЫХ ДИЗЕЛЕЙ НАДДУВОМ В ВЫСОКОГОРНЫХ УСЛОВИЯХ

Ранее отмечалось, что для нормального протекания рабочего процесса дизелей необходимо поддерживать требуемое соотношение расхода топлива и воздуха. В вы­ сокогорных условиях этого можно достичь или путем уменьшения цикловой подачи топлива, доводя работу дизеля до предела дымления, или увеличением веса воздушного заряда за счет подачи воздуха в цилиндры двигателя под избыточным давлением.

Первый метод прост в исполнении. Он не требует значительных изменений в двигателе и сводится к соот­ ветствующим регулировкам топливной аппаратуры в за­ висимости от высотных условий. При этом несколько улучшается экономичность двигателей, но значительно снижается их эффективная мощность, что отрицательно сказывается на производительности агрегатов и себе­ стоимости выполняемых работ.

Второй метод сложнее, так как он связан с установ­ кой на двигатель дополнительного агрегата для увеличе­ ния удельного веса воздушного заряда. Однако сохране­ ние мощностных и экономических показателей дизелей в высокогорных условиях позволит агрегатировать трак­ торы и самоходные шасси с теми лее машинами, с кото­ рыми они агрегатируются на нулевой высоте. В высоко­ горных условиях это один из резервов повышения произ­ водительности труда и снижения себестоимости сельско­ хозяйственной продукции.

48

Для увеличения веса воздушного заряда цилиндров двигателя в настоящее время широко применяются различные системы наддува двигателей.

СИСТЕМЫ НАДДУВА ДИЗЕЛЕЙ

Увеличение веса воздушного заряда цилиндров дви­ гателя осуществляется путем предварительного сжатия воздуха в агрегате наддува — нагнетателе. Нагнетатель приводится в работу либо от коленчатого вала двигателя при помощи механического привода (механический над­ дув), либо от газовой турбины, работающей от выхлоп­ ных газов двигателя (газотурбинный наддув). При газотурбинном наддуве газовая турбина и нагнетатель кон­ структивно объединены в один агрегат наддува — турбо­ нагнетатель.

Иногда для увеличения веса воздушного заряда при­ меняют инерционный наддув, который основан на ис­ пользовании динамического напора, создаваемого инер­ цией воздушного потока во впускном трубопроводе. Для усиления инерционного эффекта создают повышенное разрежение в цилиндре в первой половине всасывающего хода поршня. Это достигается путем изменения профиля кулачка распределительного вала и подбора оптималь­ ных величин диаметра и длины всасывающего трубопро­ вода. Степень наддува (отношение давления наддуваемого воздуха к давлению окружающей среды) при этой системе наддува может достигать значений як = 1,2 — 1,4, а мощность дизеля можно повысить на 25—30% при сохранении такого же удельного расхода топлива, как при работе без наддува.

Для повышения веса воздушного заряда автотрактор­ ных дизелей инерционный наддув не получил распрост­ ранения, так как для создания необходимого динамиче­

49