Файл: Петренко, Е. Я. Некоторые особенности работы автотракторных дизелей в высокогорных условиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ского напора нужно иметь впускной трубопровод длиной до 5 х с малым сопротивлением движению воздуха, что усложняет конструкцию двигателя и в значительной ме­ ре ограничивает применение эффективной системы очи­ стки воздуха.

В двигателях с механическим наддувом применяемые агрегаты наддува бывают поршневые, рототивные, цент­ робежные и осевые, которые приводятся в работу от ко­ ленчатого вала двигателя через зубчатую (рис. 2), цеп­ ную или гидравлическую передачу. Агрегат наддува мо­ жет также приводиться в работу от постороннего источ­ ника механической энергии, например от электродвига­ теля.

При механической связи двигателя с нагнетателем при постоянном числе оборотов коленчатого вала двига­ теля нагнетатель подает в цилиндры неизменное количе­ ство воздуха независимо от нагрузки двигателя. Это при­ водит к излишним затратам части мощности двигателя на подачу неиспользуемого воздуха при уменьшении на­ грузки двигателя.

Для увеличения веса воздушного заряда двигателей внутреннего сгорания наиболее широко в настоящее вре­ мя применяется газотурбонаддув. Например, за рубежом около 70% дизелей по мощности выпускаются с газо­ турбинным наддувом. В последнее время и в СССР зна­ чительно возрос выпуск дизельных двигателей с газо­ турбинным наддувом, надежных и экономичных в эк­ сплуатации и долговечных по моторесурсу.

В схему газотурбинного наддува входят (рис. 3): 1 — двигатель; 2 — выхлопной коллектор; 3 — газовая турбина; 4 — компрессор; 5 — нагнетательный коллек­ тор. Газовая турбина и компрессор представляют собой общий агрегат, кинематически не связанный с двига­ телем.

50

Работа газотурбокомпрессора осуществляется сле­ дующим образом. Выхлопные газы из цилиндров двига­ теля по выпускному коллектору поступают в газовую турбину и приводят ротор турбины во вращение. Так как

51

3

«4ÍÍ -

ftU 5

I hr ni:

4-i

/\

О

I

Рис. 3

ротор турбины и ротор компрессора имеют общий вал, то вращение передается ротору компрессора, который, вращаясь с большой скоростью (30000—70000 об/мин.), засасывает из окружающей среды воздух, сжимает его до давления Р„ и по впускному трубопроводу подает в цилиндры двигателя. При сжатии воздуха увеличивается его удельный вес, а следовательно, и весовое количество воздушного заряда, что позволяет соответственно увели­ чить цикловую подачу топлива и за счет этого повысить мощность двигателя.

Применяемые системы газотурбинного наддува бы­ вают с постоянным и переменным давлением газов пе­ ред турбиной .

При газотурбонаддуве с постоянным давлением га­ зов перед турбиной все цилиндры объединены общим выпускным трубопроводом, в котором давление газоз равно средней установившейся величине. При этом те­ ряется часть энергии выхлопных газов.

В системе газотурбонаддува с переменным давлением газов перед турбиной все цилиндры распределены на группы, каждая из которых имеет отдельный выпускной канал, по которому газы подводятся к турбине. Распре­ деление цилиндров на группы производится с таким рас­ четом, чтобы процесс выпуска в цилиндрах одной груп­ пы полностью заканчивался, прежде чем начнется вы­ пуск в другой группе цилиндров. При такой системе га­ зотурбинного наддува давление газов в выпускной си­ стеме изменяется от Рттт до Ргтах, т. е. имеют место так называемые «импульсы», поэтому такая система га­ зотурбинного наддува называется импульсной. При им­ пульсной системе газотурбонаддува кинетическая энер­ гия выхлопных газов используется полнее, чем в системе с постоянным давлением газов перед турбиной.

гз


При импульсной системе наддува четырехцилиндро­ вых дизелей с порядком работы 1—3—4—2 первый н четвертый цилиндры объединены в одну группу, а второй и третий — в другую группу, т. е. в каждой группе ци­ линдров сдвиг фаз составляет 360° угла поворота колен­ чатого вала двигателя. Сопловой аппарат турбины де­ лят на секторы, к каждому из которых подводят выхлоп­ ные газы из соответствующего выхлопного трубопровода.

Для двигателей с шестью и более цилиндрами при­ меняют как импульсную систему наддува, так и систему с постоянным давлением газов перед турбиной.

Газовая связь двигателя с агрегатом наддува по сравнению с механической связью обладает следующими основными преимуществами.

Изменение нагрузки дизеля сопровождается соответ­ ствующим изменением цикловой подачи топлива, поэт»., му изменяются количество и температура выхлопных газов. При газотурбинной системе наддува это приводит к соответственному изменению мощности газовой турби­ ны, а поскольку ротор турбины и ротор компрессора имеют общий вал, то изменение мощности газовой тур­ бины приводит к автоматическому изменению количества воздуха, нагнетаемого в цилиндры двигателя. Таким об­ разом, изменение нагрузки двигателя приводит к соот­ ветственному изменению количества нагнетаемого воз­ духа в цилиндры при неизменной скорости вращения коленчатого вала двигателя, т. е. происходит автоматиче­ ское регулирование производительности турбокомпрес­ сора от нагрузки двигателя.

При одинаковой индикаторной мощности эффектив­ ная мощность двигателя с газотурбонаддувом будет вы­ ше эффективной мощности двигателя с механическим приводом агрегата наддува па величину мощности, за­ трачиваемой на привод нагнетателя. Поэтому мехапиче-

54

ский кпд двигателя с газотурбонаддувом на 4—6% выше механического кпд двигателя с механическим над­ дувом. Некоторое увеличение работы на выталкивание газов из-за наличия газовой турбины мало отражается па эффективной мощности двигателя с газотурбонадду­ вом.

Для улучшения основных показателей автотрактор­ ных дизелей в основном используется импульсная систе­ ма газотурбинного наддува. Увеличение степени импульсности выхлопных газов, наблюдающееся при сни­ жении числа оборотов коленчатого вала двигателя, по­ зволяет несколько повысить давление наддува на ре­ жиме максимального крутящего момента двигателя.

ТУРБОКОМПРЕССОРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ НАДДУВА АВТОТРАКТОРНЫХ ДИЗЕЛЕЙ

Для газотурбонаддува автотракторных дизелей наша промышленность выпускает различные типы газотурбокомпрессоров.

Для наддува тракторных дизелей мощностью от 70

до ПО л. с.

с расходом

воздуха 0,055—0,12 мг/сек (при

номинальной

мощности

двигателя) в НАТИ совместно

с ЦНИДИ

разработан

газотурбокомпрессор ТКР-8,5

(рис. 4), с которого начинается стандартный ряд турбо­ компрессоров с радиальными турбинами.

Компрессор ТКР-8,5 выполнен с колесом полузакры­ того типа, имеющим 12 радиальных лопаток. Контур лопаток в цилиндрическом сечении колеса компрессора по форме представляет собой параболу, что обеспечивает высокие аэродинамические качества. Колесо компрессора крепится на валу ротора консольно при помощи гайки и шпонки. Диффузор компрессора безлопаточный.

55


Рис. 4

Турбина импульсная, центростремительная с колесом полузакрытого типа. Колесо турбины имеет 16 лопаток, которые в цилиндрических сечениях представляют собой параболы. Колесо турбины изготовлено из жаропрочной стали марки ЭИ-572. Вал ротора изготовлен из стали марки 18ХНВА и соединен с колесом турбины при по­ мощи сварки аустенитными электродами. Сопловой ап­ парат турбины изготовлен из жаропрочной стали путем фрезерования лопаток или отливки по выплавляемым

56

моделям. Корпус турбины отлит из жаропрочного чугуна

споследующей механической обработкой.

Внастоящее время для турбокомпрессора ТКР-8,5 разработано три вида подшипников: качения (шарико­

подшипники 7А201БТ2), скольжения (неподвижные) и скольжения с плавающими втулками. Подшипники ка­ чения устанавливаются п упругие подвески, состоящие из пакета пружинных пластин. В подшипниках скольже­ ния неподвижные и плавающие втулки изготавливаются из фосфористой бронзы ОФ-Ю-1. Зазор между втулкой и валом составляет у подшипников с неподвижной и пла­ вающей втулками 0,06—0,08 мм, а между втулкой и корпусом у подшипников с плавающей втулкой — 0,05— 0,07 мм. Смазка подшипников осуществляется от систе­ мы смазки двигателя. Давление масла, поступающего в турбокомпрессор, равно 1,5—2,0 кг!см2. Охлаждение тур­ бокомпрессора воздушное.

Турбокомпрессор устанавливается на специальный выхлопной коллектор, у которого попарно объединены окна 1—4 и 2—3 цилиндров. Вместо обычного впускного коллектора устанавливается специальный, имеющий не­ сколько больший внутренний объем и наружное оребре-"~ ние. Этим достигается некоторое выравнивание пульса­ ций и понижение температуры наддувочного воздуха.

Турбокомпрессор ТКР-8,5 имеет следующие основные данные:

диаметр колес компрессора и турбины равен 88 мм\ степень повышения давления як колеблется от 1,35

до 1,6;

производительность компрессора при степени повы­ шения давления як=1,4 равна 0,05—0,12 м3/сек\

максимальное число оборотов ротора 50000 об/мин.-, адиабатический кпд компрессора не менее 0,68; мощнсстной кпд турбины не ниже 0,74;

57

Рис. 5

допустимая температура газов перед турбиной при длительной работе 600°С.

Габаритные размеры: длина 235 мм; высота 205 мм; ширина 212 мм. Вес турбокомпрессора 12 кг.

Для наддува дизелей мощностью от 100 до 200 л. с. наша промышленность выпускает турбокомпрессоры ТКР-П (рис. 5).

Компрессор ТКР-П центробежный с безлопаточным диффузором. Корпус компрессора изготовлен из алю­

58


миниевого сплава АЛ4. Колесо компрессора полузакры­ того типа с 12 лопатками.

Турбина импульсная центростремительная. Колесо турбины присоединяется к валу ротора сваркой. Колесо компрессора крепится на валу ротора при помощи шли­ цевого соединения и гайки.

Вал ротора опирается на подшипники скольжения, выполненные в виде длинной втулки из бронзы ОС-10-10, которые запрессованы в средний корпус турбокомпрес­ сора. Смазка подшипников осуществляется от системы смазки двигателя.

Средний корпус турбокомпрессора охлаждается во­ дой от системы охлаждения двигателя.

Турбокомпрессор ТКР-П имеет следующие основные данные:

диаметр колес турбины и компрессора ПО мм; степень повышения давления як=1,4; производительность компрессора при степени повы­

шения давления як=1,4 0,13 м3/сек\ число оборотов ротора 40000 об/мин.,1

адиабатический КПД компрессора не ниже 0,76; мощностной кпд турбины не менее 0,78; допустимая температура газов перед турбиной при

длительной работе 600°С.

Габаритные размеры: длина 275 мм; диаметр 260 мм. Вес турбокомпрессора 18 кг.

Для наддува четырехтактного К-образиого дизеля ЯМЗ-238НБ, устанавливаемого на трактор К-700, Яро­ славский моторный завод изготавливает турбокомпрес­ соры ЯМЗ-238НБ.

Турбокомпрессор ЯМЗ-238НБ состоит из одноступен­ чатого центробежного компрессора и радиальной центро­ стремительной турбины. Основными узлами турбоком­

59


прессора являются корпус подшипников, ротор, корпус компрессора и корпус турбины.

Колеса турбины и компрессора расположены на про­ тивоположных концах вала ротора, консольно но отно­ шению к подшипникам. Рабочее колесо и корпус ком­ прессора изготовлены из алюминиевого сплава. Рабочее колесо турбины изготовлено методом литья по выплав­ ляемым моделям кз жаропрочного сплава, корпус тур­ бины отлит из жаропрочного чугуна, сопловой венец — из жаростойкой стали.

Плавающие подшипники скольжения из бронзы, при­ меняемые в турбокомпрессоре, обеспечивают падежную и долговечную его работу при высоком механическом кпд. Смазка подшипников осуществляется от системы смазки двигателя под давлением 2,0—5,0 кг/см2.

Ротор удерживается от осевого перемещения упор­ ным подшипником, расположенным со стороны компрес­ сора. Установка упорного подшипника в низкотемпера­ турной 'зоне предохраняет возможность заклинивания при тепловых деформациях и обеспечивает необходимую долговечность турбокомпрессора.

На каждом конце вала установлены уплотнительные разрезные кольца из специального чугуна, обеспечиваю­ щие высокое качество уплотнения.

Корпус подшипников принудительно охлаждается во­ дой от системы охлаждения двигателя.

Чтобы -предотвратить попадание посторонних предме­ тов, на входе в компрессорную часть установлена защит­ ная решетка.

Турбокомпрессор ЯМЗ-238НБ имеет следующие ос­ новные данные:

номинальная производительность 0,30 кг/сек; давление наддува 1,5 кг/см2\ номинальные обороты 40000 об/лшн;

60

допустимая температура газов на входе в турбину при длительной работе 700°С.

Габаритные размеры: длина — 280 мм; ширина — 390; высота — 320 мм. Вес турбокомпрессора — 25 кг.

Благодаря применению высококачественных жаро­ прочных материалов и особенностям конструкции турбо­ компрессоры ЯМЗ-238НБ могут кратковременно рабо­ тать при температуре выхлопных газов до 750°С.

Высокое качество изготовления, тщательная баланси­ ровка ротора, испытание каждого турбокомпрессора на форсированном режиме обеспечивают высокую степень надежности и долговечности турбокомпрессора при эк­ сплуатации тракторных двигателей.

Наша промышленность выпускает и другие турбоком­ прессоры для наддува дизелей, которые устанавли­ ваются на более мощные тракторы и автомобили. Вслед­ ствие того, что такие дизели пока не получили широкого применения в сельском хозяйстве нашей страны, в дан­ ной брошюре не приведены характеристики этих турбо­ компрессоров.

ВЛИЯНИЕ ТУРБОНАДДУВА НА ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ АВТОТРАКТОРНЫХ ДИЗЕЛЕЙ

Условно принято называть наддув с давлением нагне­ таемого воздуха Рк до 1,5 кг;см? умеренным, от 1,5 до 2,0 кг/см2— повышенным и свыше 2,0 кг!см2— высоким. Для наддува автотракторных дизелей применяется уме­ ренный наддув.

В настоящее время наддув широко применяется для увеличения литровой мощности двигателей внутрен­