Файл: Менделевич, А. М. Производственная программа и товарооборот предприятий общественного питания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и возможности расширения и увеличения пропускной способности торговых залов (установка дополнительных линий раздач, буфетов самообслуживания и т. п.); воз­ можности внедрения новых форм организации производ­ ства и обслуживания, позволяющих повысить культуру обслуживания потребителей и увеличить выпуск кули­ нарной продукции.

При установлении плановых заданий по приросту то­ варооборота и обороту по продукции собственного про­ изводства все балансовые предприятия. общественного питания целесообразно группировать в зависимости от контингентов потребителей.

Рассматриваемое хозрасчетное предприятие обслу­ живает различные контингенты потребителей (рабочих и служащих, учащихся, население города), но преобла­ дающую часть общего товарооборота (84,5%) составля­ ет оборот столовой № 25 и закусочной, ввиду чего при группировке предприятий по контингентам потребителей оно отнесено к группе общегородских.

Для каждой группы предприятий целесообразно ус­ танавливать дифференцированные задания темпов при­ роста товарооборота и оборота по продукции собственно­ го производства на планируемый период. Конкретно плановое задание темпов прироста для каждого хозрас­ четного предприятия определяется с учетом установлен­ ного задания темпов прироста товарооборота по соответ­ ствующей группе предприятий в целом и условий работы каждого предприятия в планируемом периоде.

При установлении темпов прироста товарооборота по кварталам учитывается сезонность спроса на кулинар­ ную продукцию (по кварталам и месяцам года), а также изменение числа рабочих дней в отдельные периоды времени.

Расчеты сопоставимой базы и плановых темпов при­ роста товарооборота и оборота по продукции собственно­ го производства, разработанные плановым отделом треста (торга, конторы), обсуждаются на экономическом совете с участием партийной и профсоюзной организа­ ций и утверждаются руководителем организации на год и в разрезе кварталов.

Рассмотрим последовательность разработки плано­ вых заданий по товарообороту для хозрасчетных пред­ приятий.

30

Областное управление общественного питания уста­ новило тресту столовых план товарооборота на будущий год в сумме 20 млн. руб.

Плановым отделом треста столовых (в состав кото­ рого входит балансовая столовая № 25) на основе мате­ риалов, представленных хозрасчётными предприятиями, и самостоятельных расчетов определена сопоставимая база товарооборота в делом по организации на планиру­ емый год в размере 18,6 млн. руб., в том числе 1,6 млн. руб. составил оборот, объем которого не должен остать­ ся на прежнем уровне.

Таким образом, в целом по тресту темп прироста то­ варооборота на планируемый год в процентах к сопоста-

/ (20 18,6) х ЮО

вимой базе равняется 7,53

Для установления плановых заданий прироста това­ рооборота отдельным хозрасчетным предприятиям необ­ ходимо определить темп роста той части общего объема товарооборота, размер которой непосредственно зависит от инициативы и качества работы коллектива предприя­ тий. С этой целью из общей суммы сопоставимой базы и установленного плана товарооборота вычитается сумма оборота, объем которого остается на прежнем уровне и определяется темп прироста для оставшейся части това­ рооборота (18,6—1,6=17,0; 20—1,6=18,4;

Иными словами, при плановом задании прироста то­ варооборота в среднем (в % к сопоставимой базе) 7,53 объем прироста той части оборота треста, которая долж­ на возрасти, равняется 8,24.

На основании этих расчетов трестом столовых разра­ батываются плановые задания прироста товарооборота дифференцированно по каждой группе хозрасчетных предприятий применительно к различным контингентам потребителей. При этом, как правило, наиболее высокие задания по приросту товарооборота устанавливаются об­ щегородским предприятиям, не связанным с обслужива­ нием определенного контингента потребителей и имею­ щим возможности для увеличения реализации про­ дукции.

31



Трестом столовых установлено задание по приросту оборота для группы общегородских предприятий в раз­ мере 9% сопоставимой базы той части оборота, которая должна возрасти. Товарооборот рассматриваемой столо­ вой составит примерно 780 тыс. руб.

681,7 х 109 .°

-j-36,6 =

779,65 Y

100

1

1

Директор хозрасчетного предприятия вместе со стар­ шим бухгалтером и плановыми работниками разрабаты­ вает и доводит план товарооборота и выпуска продукции на год и с распределением по кварталам до каждого фи­ лиала и места реализации. К разработке плана привле­ каются заведующие производствами и филиалами, а также профсоюзная организация, партийная группа.

При определении заданий по приросту оборота в раз­ резе каждого филиала и места реализации учитывают

Наименование филиалов и мест реализации

Т а б л и ц а 8

(в тыс. руб.)

С

 

% прироста

 

1°°

 

 

 

 

Ожидаемое вы иолнение за 197

Сопоставимая i за товарооборо на 1974 г.

к ожидаемому выполнению

к сопостави­ мой базе

План на 1974 г

Столовая № 25 (торговый зал)

196,6

181,1

Столовая № 25 (буфет)

. . .•

99,3

91,5

Закусочная (торговый зал)

177,7

213,7

Закусочная

( б у ф е т ) ................

 

96,0

115,0

Столовая при школе № 207

21,4

21,4

Столовая-раздаточная швейной

21,1

26,6

фабрики

....................................

 

Столовая-раздаточная при шко-

16,8

16,8

. л е № 2 1 5 ..............................

 

Столовая-раздаточная при шко­

21,6

11,3

ле № 476 ...............................

 

Отпуск продукции по безналич­

 

 

ному расчету столовой пио­

36,6

36,6

нерского

лагеря ...................

сеть

Мелкорозничная торговая

4,3

4,3

 

 

 

 

1

+0,7 + 9,4

+0 ,7 -+9,3

+28,9 + 7,2

+28,1 + 7,0

+6,5 + 6,5

+33,7 + 6,0

+4,8 + 4,8 —7,1 + 3,5

И т о г о . . . 682,4

00

+

СО

+ 8,5

198,1

100,0

229,0

123,0

22,8

28,2

17,6

11,7

36,6 .

13,0

780,0

32


неиспользованные резервы роста товарооборота и реали­ зации продукции собственного производства. При этом главное внимание должно быть обращено на степень ис­ пользования пропускной способности торгового зала и производственных возможностей предприятия, возмож­ ности увеличения числа потребителей путем внедрения таких форм обслуживания, как организация семейных вечеров, обслуживание свадеб, отпуск обедов, полуфаб­ рикатов и кулинарных изделий на дом и т. п. (табл. 8).

В нашем примере при среднем темпе увеличения то­ варооборота по сравнению с сопоставимой базой на 8,5% наиболее высокий процент прироста установлен по сто­ ловой № 25 — торговому залу и буфету (9,4 и 9,3) и по закусочной—-торговому залу и буфету (7,2 и 7,0). Руко­ водство столовой планирует увеличение производства и реализации пирожков, а также выпечных изделий, вслед­ ствие чего оборот мелкорозничной сети должен возрасти

в 3 раза (с 4,3 до 13,0 тыс. руб.).

Т а б л и ц а 9

(в тыс, руб.)

 

 

 

 

 

1

s-

Наименование филиалов

Фактическоев полнениеплана

кварталаI 197'

и мест реализации

 

 

 

 

 

 

 

!

j

Столовая

25

(торго­

44,8

вый

з а л )

...................25

(буфет)

Столовая №

22,4

Закусочная

 

(торговый

14,6

зал) . ...........................

Закусочная

(буфет) . .

9,9

Столовая

при

школе

' 6,3

№ 207 ...........................

 

 

 

Столовая-раздаточная

7,4

при

швейной

фабрике

Столовая-раздаточная

4,8

при

школе

215 . .

Столовая-раздаточная

3,3

при школе № 476 . . .

Мелкорозничная

торго-

0,5

вая

сеть

.......................

 

 

 

 

И т о г о . . .

114,0

Коррективы

я

С

 

 

 

 

 

О

 

открыто после ремонта

закрыто на ремонт

уменьшение контингента потребителей

Итого сопостэе мая база

% прироста к с< ставимой базе

План на 1975 г

 

—15,5

 

29,3

9,6

32,1

—7,8

14,6

9,0

15,9

+ 36

50,6

8,1

54,7

+ 19

28,9

8,0

31,2

____

____

____

6,3

6,2

6,7

 

 

 

7,4

5,4

7,8

--

4,8

4,2

5,0

—0,3

3,0

3,0

3,1

0,5

0

2,0

+55 —23,3 —0,3

145,4

9,0

158,5

33


Аналогичным образом устанавливается план оборота по продукции собственного производства по балансовому предприятию в целом и в разрезе филиалов, имеющих самостоятельное производство.

После разработки годового плана товарооборота и оборота по продукции собственного производства по каждому филиалу и месту реализации производится рас­ пределение плановых заданий в разрезе кварталов.

При разбивке годовых плановых показателей по кварталам необходимо исходить из анализа фактическо­ го выполнения плана за текущий год, сложившихся удельных весов каждого квартала за ряд лет, числа ра­ бочих дней по кварталам планируемого года, а также изменений в условиях работы отдельных филиалов. С этой целью в дополнение к расчетам сопоставимой базы товарооборота и выпуска продукции за год целесообраз­ но производить аналогичные расчеты в квартальном раз­ резе по упрощенной форме (табл. 9).

Т а б л и ц а 10

Наименование филиалов и мест реализации

Всего на год

(в тыс. руб.)

В т о р л

числе

по квар гайам

Расписка исполни­

 

I

п

III

IV

теля

 

 

Столовая

№ 25

(торговый

198,1

32,1

58,0

59,7

48,3

з а л ) ....................................

 

 

.

Столовая № 25 (буфет)

100,0

15,9

29,0

29,1

26,0

Закусочная

(торговый

зал)

229,0

54,7

59,4

62,0

52,9

Закусочная (буфет) .

. .

123,0

31,2

32,0

32,7

27,1

Столовая при. школе №

207

22,8

6,7

5,6

2,0

8,5

Столовая-раздаточная

при

28,2

7,8

7,0

5,7

7,7

швейной

фабрике . .

. .

Столовая-раздаточная

при

17,6

5,0

4,1

2,0

6,5

школе № 2 1 5 ....................

 

при

Столовая-раздаточная

11,7

3,1

2,8

1,2

4,6

школе № 476 ....................

 

 

Отпуск продукции по безна-

 

 

 

 

 

личному

расчету

столовой

36,6

 

12,0

24,6

 

пионерского лагеря .

. *.

 

Мелкорозничная

торговая

13,0

2,0

4,1

4,0

2,9

сеть......................................

 

 

 

 

И т о г о .

. . 780,0

158,5

214,0

223,0

184,5

 

 

 

 

Директор столовой

 

 

 

 

 

Старший бухгалтер

 

34