Файл: Менделевич, А. М. Производственная программа и товарооборот предприятий общественного питания.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
и возможности расширения и увеличения пропускной способности торговых залов (установка дополнительных линий раздач, буфетов самообслуживания и т. п.); воз можности внедрения новых форм организации производ ства и обслуживания, позволяющих повысить культуру обслуживания потребителей и увеличить выпуск кули нарной продукции.
При установлении плановых заданий по приросту то варооборота и обороту по продукции собственного про изводства все балансовые предприятия. общественного питания целесообразно группировать в зависимости от контингентов потребителей.
Рассматриваемое хозрасчетное предприятие обслу живает различные контингенты потребителей (рабочих и служащих, учащихся, население города), но преобла дающую часть общего товарооборота (84,5%) составля ет оборот столовой № 25 и закусочной, ввиду чего при группировке предприятий по контингентам потребителей оно отнесено к группе общегородских.
Для каждой группы предприятий целесообразно ус танавливать дифференцированные задания темпов при роста товарооборота и оборота по продукции собственно го производства на планируемый период. Конкретно плановое задание темпов прироста для каждого хозрас четного предприятия определяется с учетом установлен ного задания темпов прироста товарооборота по соответ ствующей группе предприятий в целом и условий работы каждого предприятия в планируемом периоде.
При установлении темпов прироста товарооборота по кварталам учитывается сезонность спроса на кулинар ную продукцию (по кварталам и месяцам года), а также изменение числа рабочих дней в отдельные периоды времени.
Расчеты сопоставимой базы и плановых темпов при роста товарооборота и оборота по продукции собственно го производства, разработанные плановым отделом треста (торга, конторы), обсуждаются на экономическом совете с участием партийной и профсоюзной организа ций и утверждаются руководителем организации на год и в разрезе кварталов.
Рассмотрим последовательность разработки плано вых заданий по товарообороту для хозрасчетных пред приятий.
30
Областное управление общественного питания уста новило тресту столовых план товарооборота на будущий год в сумме 20 млн. руб.
Плановым отделом треста столовых (в состав кото рого входит балансовая столовая № 25) на основе мате риалов, представленных хозрасчётными предприятиями, и самостоятельных расчетов определена сопоставимая база товарооборота в делом по организации на планиру емый год в размере 18,6 млн. руб., в том числе 1,6 млн. руб. составил оборот, объем которого не должен остать ся на прежнем уровне.
Таким образом, в целом по тресту темп прироста то варооборота на планируемый год в процентах к сопоста-
/ (20 — 18,6) х ЮО
вимой базе равняется 7,53
Для установления плановых заданий прироста това рооборота отдельным хозрасчетным предприятиям необ ходимо определить темп роста той части общего объема товарооборота, размер которой непосредственно зависит от инициативы и качества работы коллектива предприя тий. С этой целью из общей суммы сопоставимой базы и установленного плана товарооборота вычитается сумма оборота, объем которого остается на прежнем уровне и определяется темп прироста для оставшейся части това рооборота (18,6—1,6=17,0; 20—1,6=18,4;
Иными словами, при плановом задании прироста то варооборота в среднем (в % к сопоставимой базе) 7,53 объем прироста той части оборота треста, которая долж на возрасти, равняется 8,24.
На основании этих расчетов трестом столовых разра батываются плановые задания прироста товарооборота дифференцированно по каждой группе хозрасчетных предприятий применительно к различным контингентам потребителей. При этом, как правило, наиболее высокие задания по приросту товарооборота устанавливаются об щегородским предприятиям, не связанным с обслужива нием определенного контингента потребителей и имею щим возможности для увеличения реализации про дукции.
31
Трестом столовых установлено задание по приросту оборота для группы общегородских предприятий в раз мере 9% сопоставимой базы той части оборота, которая должна возрасти. Товарооборот рассматриваемой столо вой составит примерно 780 тыс. руб.
681,7 х 109 .° |
-j-36,6 = |
779,65 Y |
100 |
1 |
1 |
Директор хозрасчетного предприятия вместе со стар шим бухгалтером и плановыми работниками разрабаты вает и доводит план товарооборота и выпуска продукции на год и с распределением по кварталам до каждого фи лиала и места реализации. К разработке плана привле каются заведующие производствами и филиалами, а также профсоюзная организация, партийная группа.
При определении заданий по приросту оборота в раз резе каждого филиала и места реализации учитывают
Наименование филиалов и мест реализации
Т а б л и ц а 8
(в тыс. руб.)
С |
|
% прироста |
|
|
1°° |
|
|
|
|
Ожидаемое вы иолнение за 197 |
Сопоставимая i за товарооборо на 1974 г. |
к ожидаемому выполнению |
к сопостави мой базе |
План на 1974 г |
Столовая № 25 (торговый зал) |
196,6 |
181,1 |
||
Столовая № 25 (буфет) |
. . .• |
99,3 |
91,5 |
|
Закусочная (торговый зал) |
177,7 |
213,7 |
||
Закусочная |
( б у ф е т ) ................ |
|
96,0 |
115,0 |
Столовая при школе № 207 |
21,4 |
21,4 |
||
Столовая-раздаточная швейной |
21,1 |
26,6 |
||
фабрики |
.................................... |
|
||
Столовая-раздаточная при шко- |
16,8 |
16,8 |
||
. л е № 2 1 5 .............................. |
|
|||
Столовая-раздаточная при шко |
21,6 |
11,3 |
||
ле № 476 ............................... |
|
|||
Отпуск продукции по безналич |
|
|
||
ному расчету столовой пио |
36,6 |
36,6 |
||
нерского |
лагеря ................... |
сеть |
||
Мелкорозничная торговая |
4,3 |
4,3 |
||
|
|
|
|
1 |
+0,7 + 9,4
+0 ,7 -+9,3
+28,9 + 7,2
+28,1 + 7,0
+6,5 + 6,5
+33,7 + 6,0
+4,8 + 4,8 —7,1 + 3,5
——
И т о г о . . . 682,4 |
00 |
+ |
СО |
+ 8,5 |
198,1
100,0
229,0
123,0
22,8
28,2
17,6
11,7
36,6 .
13,0
780,0
32
неиспользованные резервы роста товарооборота и реали зации продукции собственного производства. При этом главное внимание должно быть обращено на степень ис пользования пропускной способности торгового зала и производственных возможностей предприятия, возмож ности увеличения числа потребителей путем внедрения таких форм обслуживания, как организация семейных вечеров, обслуживание свадеб, отпуск обедов, полуфаб рикатов и кулинарных изделий на дом и т. п. (табл. 8).
В нашем примере при среднем темпе увеличения то варооборота по сравнению с сопоставимой базой на 8,5% наиболее высокий процент прироста установлен по сто ловой № 25 — торговому залу и буфету (9,4 и 9,3) и по закусочной—-торговому залу и буфету (7,2 и 7,0). Руко водство столовой планирует увеличение производства и реализации пирожков, а также выпечных изделий, вслед ствие чего оборот мелкорозничной сети должен возрасти
в 3 раза (с 4,3 до 13,0 тыс. руб.).
Т а б л и ц а 9
(в тыс, руб.)
|
|
|
|
|
1 |
s- |
Наименование филиалов |
Фактическоев полнениеплана |
кварталаI 197' |
||||
и мест реализации |
|
|
||||
|
|
|
|
|
! |
j |
Столовая |
№ |
25 |
(торго |
44,8 |
||
вый |
з а л ) |
...................25 |
(буфет) |
|||
Столовая № |
22,4 |
|||||
Закусочная |
|
(торговый |
14,6 |
|||
зал) . ........................... |
||||||
Закусочная |
(буфет) . . |
9,9 |
||||
Столовая |
при |
школе |
' 6,3 |
|||
№ 207 ........................... |
|
|
|
|||
Столовая-раздаточная |
7,4 |
|||||
при |
швейной |
фабрике |
||||
Столовая-раздаточная |
4,8 |
|||||
при |
школе |
№ |
215 . . |
|||
Столовая-раздаточная |
3,3 |
|||||
при школе № 476 . . . |
||||||
Мелкорозничная |
торго- |
0,5 |
||||
вая |
сеть |
....................... |
|
|
||
|
|
И т о г о . . . |
114,0 |
Коррективы |
я |
С |
|
||
|
|
|
|
О |
|
открыто после ремонта |
закрыто на ремонт |
уменьшение контингента потребителей |
Итого сопостэе мая база |
% прироста к с< ставимой базе |
План на 1975 г |
|
—15,5 |
|
29,3 |
9,6 |
32,1 |
— |
—7,8 |
— |
14,6 |
9,0 |
15,9 |
+ 36 |
— |
— |
50,6 |
8,1 |
54,7 |
+ 19 |
— |
— |
28,9 |
8,0 |
31,2 |
____ |
____ |
____ |
6,3 |
6,2 |
6,7 |
|
|
|
|||
— |
— |
— |
7,4 |
5,4 |
7,8 |
— |
-- |
— |
4,8 |
4,2 |
5,0 |
— |
— |
—0,3 |
3,0 |
3,0 |
3,1 |
— |
— |
— |
0,5 |
0 |
2,0 |
+55 —23,3 —0,3 |
145,4 |
9,0 |
158,5 |
33
Аналогичным образом устанавливается план оборота по продукции собственного производства по балансовому предприятию в целом и в разрезе филиалов, имеющих самостоятельное производство.
После разработки годового плана товарооборота и оборота по продукции собственного производства по каждому филиалу и месту реализации производится рас пределение плановых заданий в разрезе кварталов.
При разбивке годовых плановых показателей по кварталам необходимо исходить из анализа фактическо го выполнения плана за текущий год, сложившихся удельных весов каждого квартала за ряд лет, числа ра бочих дней по кварталам планируемого года, а также изменений в условиях работы отдельных филиалов. С этой целью в дополнение к расчетам сопоставимой базы товарооборота и выпуска продукции за год целесообраз но производить аналогичные расчеты в квартальном раз резе по упрощенной форме (табл. 9).
Т а б л и ц а 10
Наименование филиалов и мест реализации
Всего на год
(в тыс. руб.)
В т о р л |
числе |
по квар гайам |
Расписка исполни |
|
|
I |
п |
III |
IV |
теля |
|
|
|
Столовая |
№ 25 |
(торговый |
198,1 |
32,1 |
58,0 |
59,7 |
48,3 |
|
з а л ) .................................... |
|
|
. |
|||||
Столовая № 25 (буфет) |
100,0 |
15,9 |
29,0 |
29,1 |
26,0 |
|||
Закусочная |
(торговый |
зал) |
229,0 |
54,7 |
59,4 |
62,0 |
52,9 |
|
Закусочная (буфет) . |
. . |
123,0 |
31,2 |
32,0 |
32,7 |
27,1 |
||
Столовая при. школе № |
207 |
22,8 |
6,7 |
5,6 |
2,0 |
8,5 |
||
Столовая-раздаточная |
при |
28,2 |
7,8 |
7,0 |
5,7 |
7,7 |
||
швейной |
фабрике . . |
. . |
||||||
Столовая-раздаточная |
при |
17,6 |
5,0 |
4,1 |
2,0 |
6,5 |
||
школе № 2 1 5 .................... |
|
при |
||||||
Столовая-раздаточная |
11,7 |
3,1 |
2,8 |
1,2 |
4,6 |
|||
школе № 476 .................... |
|
|
||||||
Отпуск продукции по безна- |
|
|
|
|
|
|||
личному |
расчету |
столовой |
36,6 |
|
12,0 |
24,6 |
|
|
пионерского лагеря . |
. *. |
|
— |
|||||
Мелкорозничная |
торговая |
13,0 |
2,0 |
4,1 |
4,0 |
2,9 |
||
сеть...................................... |
|
|
|
|||||
|
И т о г о . |
. . 780,0 |
158,5 |
214,0 |
223,0 |
184,5 |
||
|
|
|
|
Директор столовой |
|
|||
|
|
|
|
Старший бухгалтер |
|
34