Файл: Костенко, И. А. Опыт социального планирования и социально-психологических исследований в строительных организациях Минстроя СССР [информационный обзор].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Около 70% работников треста получат квартиры в новом жилом массиве. Выдвижение на должности начальников участков спо­ собны?;, технически грамотных работников позволило резко улучшить психологический климат в бригадах. Так, всеми фор­ мам ■ социалистического соревнования охвачено 97% работаю­ щих, в борьбе за коммунистическое отношение к труду уча­ ствуют 58%- Каждый 3—4-й работник треста активно участвует в рационализаторской и изобретательской работе.

1 Реализация планов социального развития трестов дала воз­ можность главку решить много актуальных проблем. Так, в пла­ не экономического и социального развития Главзапстроя пре­ дусмотрено увеличить удельный вес работников квалифициро­ ванного труда до 66%. За пятилетие в техникумах будут обу­ чаться около 10 тыс. рабочих, повысят свою квалификацию более 70 тыс. человек — по сути дела почти весь списочный состав главка. Для решения этого вопроса в главке будет пла­ номерно развиваться его учебная база—профтехучилища, учеб­ но-производственные комбинаты, базовые техникумы, будет налажена более тесная связь с высшими учебными заведения­ ми.

Таким образом, в процессе реализации этих планов посте­ пенно формируется новый тип рабочего-строителя с высоким уровнем профессиональной подготовки и общей культуры.

ПАНЕВЕЖСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТРЕСТ

 

МИНСТРОЯ ЛИТОВСКОЙ ССР

ч*3

С1969 г. по рекомендации Министерства строительства СССР

вПаневежском показательном строительном тресте осуществля­ лось внедрение «Методических указаний по социальному плани­ рованию», разработанных ЦНИЛОЭС в МИСИ им. В. В. Куй­ бышева. Результатом этой работы явился комплексный план социального развития коллектива Паневежского показательного строительного треста на 1971—1975 гг.

Основной задачей плана является развитие коллектива как формы социальной организации общества и членов коллектива как личностей. План социального развития призван способ­ ствовать регулированию социальных последствий научно-техни­ ческого прогресса в Паневежском показательном строительном тресте, преодолению социально-экономических различий между работниками, повышению материального благосостояния и культурного уровня трудящихся.

Материальной основой всех социальных изменений в кол­ лективе треста являются изменения технико-экономические, изменения технического уровня строительства в тресте.

12


Основные показатели технического уровня строительства по тресту

 

 

 

 

 

 

Г о д ы

 

 

, П о к а з а т е л и

 

 

1970

1972

1973

 

 

 

 

 

Коэффициент индустриальное™ стро­

 

 

ительства

(отношение

стоимости

кон­

 

 

струкций

и деталей,

изготовляемых вне

 

 

строительной площадки, к сметной

сто­

0,53

0,59'

имости объектов).

 

 

0,43

Уровень

применения

методов

СПУ

43,7

46,2

(количество объектов)

 

 

23,9

Обеспечение строящихся объектов про­

 

 

ектами

организации

строительства

28,2

32,3

(ПОС), «/о

 

 

 

17,8

Обеспечение

строящихся объектов про­

100,0

100,0-

ектами производства работ, °/о

100,0

Объем

строительства

поточным

мето­

29,7

32,8

дом, i°/o

 

 

 

 

13,6

Количество

автоматизированных

си­

2

-3

стем диспетчерского

управления

1

Уровень

механизации

основных

видов

 

85,7

работ, °/о

 

 

 

 

80,9

82,6

Энерговооруженность

строительства

6,2

6,8

( квт.ч/чел.)

 

 

 

3,5

Разработке плана предшествовало комплексное социологиче­ ское исследование, которое позволило определить исходный уровень социального развития коллектива и наметить пути егоповышения.

План состоял из пяти разделов:

1.Социальные последствия технического прогресса.

2.Улучшение условий труда.

3.Повышение благосостояния работающих.

4.Рост духовной и физической культуры членов коллектива.

5.Развитие социальной активности и совершенствование со­ циальных отношений в коллективе.

Анализируя прошедший период, можно подвести некоторые итоги работы коллектива по плану социального развития и оп­ ределить результаты социального планирования в тресте.

Большое влияние на ряд важнейших показателей деятельно­ сти треста (в том числе на уровень производительности труда и текучести) оказывает степень удовлетворенности трудом, что является своеобразным «барометром», чутко контролирующим эффективность производственной деятельности треста. Если строители удовлетворены своим трудом, то, как правило, все

13


«благополучно с трудовой дисциплиной и текучестью кадров, растет производительность труда и повышается качество работ. При снижении показателя удовлетворенности в строительной организации возникают серьезные проблемы, пагубно влияю­ щие на производство. Поэтому создание условий для повышения

удовлетворенности строителей своим трудом

рассматривалось

в качестве одной из основных задач плана

социального раз­

вития.

 

Исследования показали, что степень удовлетворенности тру­ дом во многом зависела от условий труда. Поэтому планом пре­ дусматривалось выполнение ряда мероприятий по их улучше­ нию: открытие в тресте поликлиники, организация медицинских постов во всех строительных управлениях, общежитиях и на крупных объектах, обеспечение всех работников санитарно-быто­ выми помещениями, открытие рабочей столовой, заключение договоров с городскими организациями общественного питания

на доставку на объекты горячих обедов в термосах.

В резуль­

тате выполнения этих мероприятий (на них в тресте

было

из­

расходовано 72,8 тыс. руб.) только за 1 год общий процент

не­

удовлетворенности условияшт труда сократился на 24%.

 

Эти данные прямо связаны с объективными

показателями:

в 1971 г. в тресте потери рабочего времени в связи с

заболева­

ниями сократились по сравнению с 1970 г. на 4812 чел.-дней.

 

В план социального развития были включбны

мероприятия

по повышению общеобразовательного уровня работйиков треста: организация консультационных пунктов по основным учебным дисциплинам, обеспечение работников через библиотеку учебни­ ками и пособиями, выделение в общежитиях помещений для занятий, широкое использование материальных и моральных стимулов к учебе и т. д. Выполнение этих мероприятий позволи­ ло увеличить число учащихся в тресте на 60 человек. На вопрос: «Собираетесь ли Вы в ближайшее время повышать свое обра­ зование?» — положительно ответили каждые 36 человек из 100 опрошенных (в 1970 г. — 32 чел.). Показательно и то, что вполне удовлетворенных имеющимся образованием стало только

22% вместо 37% (в 1970 г.).

Улучшилась и профессиональная подготовка рабочих. В 1971 г. в учебном комбинате треста получили новые специаль­ ности 370 рабочих, повысили свою квалификацию 443 человека.

Удовлетворенность работников своим. трудом во многом зависит от системы стимулирования труда, поэтому важное место в плане социального развития коллектива уделялось, совершенствованию форм и методов материального и морально­ го стимулирования труда. Вот результаты. Удельный вес выплат по аккордно-премиальной системе оплаты в общем фонде зар­ платы сдельщиков составил в 1971 г. 71,6%. В учебных комби­ натах и сети технической учебы изучались действующие систе­ мы оплаты, премирования и материального поощрения. В наря­

14


дах-заданиях четко определяются размеры заработка и премий. Тут же указываются условия и требования, обеспечивающие до­ стижение этих запланированных показателей.. Документы на' премию оформляются в месячный срок. На объектах оформля­ ются стенды, где названы фамилии отличившихся строителей. Премии выплачиваются -по отдельным ведомостям.

Все это не прошло мимо сознания работников. Ответы на вопрос: «Что не удовлетворяет Вас в системе оплаты труда?»— дают возможность установить, что нормирование не удовлетво­ ряло в 1970 г. 38% работников, а в 1971 г.—только 27%. Удов­ летворенность распределением премий соответственно составила

.по ответам 30 и 11%.

Общеизвестно, что характер социальных отношений в кол­ лективе самым непосредственным образом влияет на производи­ тельность труда и-удовлетворенность человека своей работой. Советские социологи считают, что руководитель современного предприятия должен затрачи-вать не менее 30% своего рабочего времени на -совершенствование социально-психологической атмо­ сферы в коллективе.

В этом тресте'был распространен «Моральный кодекс» стро­ ителей. Особенностью кодекса явилось то, что в нем изложены основные аспекты взаимоотношений между руководителями и подчиненными. В системе профессиональной учебы изучалисьосновы социологии, психологии, педагогики. Результат не замед­ лил сказаться: удовлетворенность людей взаимоотношениями с непосредственными руководителями возросла на 11%. Ни один из опрошенных не охарактеризовал такие взаимоотношения как плохие (в 1970 г.—2%).

Улучшилась и продолжает улучшаться трудовая дисциплина; число рабочих, совершивших прогулы, уменьшилось на 22%,. количество человеко-дней, потерянных вследствие прогулов, сократилось на 463.

Большое значение придавалось в плане социального разви­ тия коллектива росту общественной активности, воспитанию коммунистического отношения к труду. Сюда входили мероприя­ тия по совершенствованию методов морального стимулирования труда, развитию общественных форм управления производ­ ством. Результатом выполнения этих элементов плана можно считать ответы на вопрос, в чем работники видят смысл своей работы. Если в 1970 г. 41% опрошенных отвечал, что «хороша любая работа, если она хорошо оплачивается», то в 1971 г. этот процент сократился до 32. И, наоборот, ответ «хороша та рабо­ та, где ты приносишь больше пользы, где ты необходим», в 1971 г. дали 24% опрошенных против 19% в 1970 г.

Из ответов видно, что намечается существенный сдвиг мне­ ний о смысле работы в сторону ее общественной пользы, осозна­ ния важности общественных интересов.

Улучшилась организация социалистического соревнования:

15


В тресте в 1973 г. в движении

за коммунистическое отношение

к труду участвовало 57 бригад,

куда входят

1106 рабочих, 683

из них это почетное звание присвоено.

знамя, которое

В тресте учреждено переходящее Красное

вручается управлению—победителю в социалистическом сорев­ новании. Итоги соревнования подводятся ежеквартально. Одно­

временно с вручением переходящего

Красного знамени

треста

из фонда материального

поощрения

победителю

выделяется

премия. Сумма премии

установлена

по

шкале

Всесоюзного

-социалистического соревнования с коэффициентом 0,5.

спе­

Широко развернулось

социалистическое соревнование

циализированных бригад

(каменщиков,

штукатуров-маляров и

монтажников). Кроме этого, проводятся соревнования за звание лучшего рабочего данной профессии. Фотографии победителей вывешиваются на доске Почета, их имена заносятся в книгу Почета., Победителей награждают также Почетными грамотами, им объявляются благодарности, а из фонда материального по­ ощрения выделяется премия. Различными формами социалисти­ ческого соревнования охвачено 73% всех работников.

Претерпела изменения и структура использования строите­ лями своего свободного времени. В полтора раза выросла доля

.свободного времени, затрачиваемого на общественную работу. На столько же больше времени люди стали отдавать учебе, тех­ ническому творчеству. Соответственно сократилась доля бес­ цельного времяпрепровождения. Улучшилась работа кружков художественной самодеятельности и спортивных секций.

Такой показатель, как текучесть кадров, ежегодно сокраща­ ется на 12,9’/о. Число уволенных за нарушение трудовой дисцип­ лины сократилось на 50%.

В 1971 г. было запланировано построить иа объектах 1300 ж2 площади бытовых помещений, фактически построено и обору­ довано 2015 м2. Большую трудность при их оборудовании испы­ тывали в получении шкафчиков для спецодежды, которых и сейчас нехватает. Построена столовая на 150 мест. Всего имеет­ ся 6 столовых и буфетов с горячей пищей, где могут одновремен­ но принимать пищу 480 человек. Возможность приема горячей пищи создана на всех объектах.

Большая работа ведется по воспитанию коллектива, органи­ зации культурно-массовой, спортивной работы и отдыха. Силами лекторской группы треста для всех категорий работников было прочитано 206 лекций и докладов. В системе партийного про-

•свещения обучалось 397 человек, на факультетах культуры на­ родного университета треста—112 человек. Периодически про­ водятся рабочие собрания, тематические вечера. Регулярно от­ мечаются памятные юбилейные даты и праздники, в которых принимают активное участие строители и их семьи.

Коллектив художественной самодеятельности, объединяю-

16