Файл: Колосов, В. П. Заработная плата, материальное и моральное стимулирование труда в строительстве лекция.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
Выяснению взгляда работников строительных организаций на количественные проблемы поощрений служил вопрос анке ты: «Что Вы думаете о количестве моральных поощрений в Вашей организации?». 30% опрошенных ответили, что счита ют количество поощрений достаточным для всех, кто его за служил; 4% заявили, что их очень много; 28% считают, что очень мало; 27% признались, что не знают, так как не думали об этом, и 11 % вовсе не дали ответа. При этом, в Куйбышеве 60% опрошенных считают количество поощрений оптималь ным, а в Ереване 46% строителей считают, что поощрений очень мало, что объективно подтверждает вышеприведенные данные обследования. Таким образом, количественная сторо на поощрений небезразлична членам коллективов организа ций.
Анализ системы морального стимулирования предполагает расмотрение не только природы и сущности общественно-мо ральных побудителей к труду и форм стимулирования, но и методов их применения.
Нужно отметить, что анализ всякого рода социальных яв лений возможен лишь при наличии должным образом постав ленного учета. Между тем из-за отсутствия официальной от четности о применении моральных поощрений не ведется и на дежный, достоверный учет, в то время как хорошо поставлен ный учет смог бы повысить ценность поощрений, избежать ошибок, случайностей, неоправданного повторения поощрений одного порядка. Тем не менее даже такие обязательные фор мы учета, как записи в трудовых книжках, выполняются дале ко не всегда.
Наиболее типичные причины снижения авторитета некото рых видов моральных стимулов — формализм, отсутствие гласности, индивидуального подхода, низкое качество оформ ления атрибутов поощрения. Назрела необходимость в каждой строительной организации провести вдумчивый, глубокий и обстоятельный анализ сложившейся практики стимулирования труда.
Следует обратить внимание на однообразное, стандартное ■оформление многих атрибутов морального стимулирования. Особенно это относится к внешнему виду Почетных грамот. Как правило, они отпечатаны по единому образцу, на обычной бумаге, с посредственным типовым художественным оформле нием. Зачастую грамота, которой награждает работника руко водство строительного управления, не отличается по внешнему виду от грамоты вышестоящих или общественных организаций.
Это явилось следствием того, что выпуск бланков Почетных грамот, — видимо, из соображений экономии средств, — цент
20
рализован. Стоимость бланка Почетной грамоты, выпущенной тиражом 4—5 млн.(!) экземпляров, наверное, несколько ниже, чем стоимость бланка, отпечатанного на средства и по заказу треста или строительного управления тиражом 500—1000 эк земпляров. Но разве ценность бланка определяется его стои мостью? И даже не художественным оформлением, хотя и это имеет значение. Ценность его — в исключительности, уникаль ности, присущей именно данной организации и отраженной во внешнем виде бланка грамоты.
Чуть ли не более самого бланка «унифицирован» текст По четных грамот: «За высокие производственные показатели и активное участие в общественной жизни». Иначе нечто по добное отпечатано даже типографским способом. Оставлено' лишь место для фамилии награждаемого. Нет ничего удиви тельного, что такая «унификация» порождает безразличное, а порой и отрицательное отношение работников к таким мо ральным поощрениям.
Усилить значение моральных стимулов можно только ко ренным образом изменив существующее положение. Нужны грамоты не крупносерийные, а индивидуальные. В зависимости от административного и общественного положения того орга на, который их выдает, грамоты должны отражать во внешнем, виде основные признаки отрасли, района, организации уж, во всяком случае, должны содержать не типовой текст, а теплые слова и н д и в и д у а л ь н о г о обращения к работнику.
Занесение в Книгу Почета — высшая мера морального по ощрения в компетенции данной строительной организации. Но статус Книги Почета нечетко регламентирует место ее нахож дения. В результате на вопрос: «Знаете ли Вы, кто занесен в Книгу Почета Вашей организации?» утвердительно ответили, только 39% опрошенных, 50% — отрицательно и 11% не дали ответа, что также означает незнание.
Во время экспериментальной проверки на вопрос анкеты о предпочтительности формы поощрения этот вид поощрения оказался наименее популярным среди строителей, набрав, меньшее количество положительных ответов, чем, к примеру, благодарность в приказе. Кроме того, не везде работникам, занесенным в Книгу Почета, выдается об этом свидетельство, а зачастую не делаются и записи в трудовых книжках. В ре зультате какая-либо иная форма поощрения, например на граждение Почетной грамотой, может быть более привлека тельной для работника.
Несколько иное положение с другим видом поощрения — занесением на Доску Почета организации. Здесь на вопрос ан кеты: «Привлекает ли Ваше внимание Доска Почета Ваше»
30
организации?» дали положительный ответ 61 % опрошенных, 29% высказались отрицательно и 10% не дали ответа, не су мев, видимо, определить своего отношения к этому вопросу.
Но и в этом виде поощрения есть много недостатков. Глав ный из них — качество выполнения портретов и самой Доски. Почета.
Особого внимание требует также собственно ритуал поощ рения. В народе говорят: «Не дорог подарок, дорого внима ние». Эта мудрость предполагает не только сам факт приобре тения подарка, но и то, как он преподнесен. Никому не придет в голову передать подарок близкому человеку через курьера. Л вот грамоту работниду могут передать и с курьером, а о благодарности руководства он узнает иногда, лишь заглянув в трудовую книжку при перемене места работы. А почему бы не ввести простое правило: персонально пригласительным би летом извещать работника ( а может быть, и членов его семьи: родителей, супруга или супргу, подростков-детей) о месте и времени чевствования его в связи о объявлением морального поощрения, вручения подарка, премии.
Если в огромной мере воспитывает соизмерение поощрения с личным трудовым вкладом, то не меньшее значение имеет и публичное признание заслуг того или иного работника. При этом вовсе не обязательно все награждения приурочивать к торжественным собраниям. Гораздо большее влияние может произвести вручение грамоты или подарка, объявление бла годарности руководителем непосредственно в бригаде, отделе и т. д.
Приведенные выше примеры, по нашему мнению, оказыва ют существенное влияние на восприятие поощрений работни ками и, следовательно, должны учитываться как факторы сти мулирования.
Производственное и общественно-политическое лицо каж дою работника хорошо известно всему коллективу или части коллектива — бригаде, участку, отделу. Ошибка, допущенная по отношению к одному человеку, непременно фиксируется в. сознании окружающих, снижая тем самым эффективность мо ральных поощрений. Поэтому следует проанализировать прак тику выдвижения кандидатур на поощрение и те ошибки, ко торые допускаются при моральном стимулировании.
На вопрос, советуются ли руководители с коллективом при выдвижении работника на поощрение, утвердительно ответили 32% опрошенных; 25% заявили, что это бывает редко, 29% указали, что нет, не советуются; 14% — не дали ответа.
В некоторых районах и организациях структура ответов имеет отклонения. Так, в Куйбышеве положительно ответили
31
«а этот вопрос вдвое большое работниковэ а отрицательно —, вдвое меньше (соответственно 62% и 14%), а вот в Воронеже (Минсельстрой СССР — одинаковое количество положитель ных и отрицательных ответов при 29% воздержавшихся.
53% из числа опрошенных ответили, что им неизвестны случаи несправедливого, незаслуженного выдвижения работни ков на поощрения; 25% считают, что-такие случаи бывают ред ко; 13% указали, что это бывает часто; 9% не дали ответа.
45% опрошенных не знают случаев, когда отличившегося работника не отметили ни премией, ни моральным поощрени ем; 27% это отметили как редкое явление; 17% — как частое; 11 % не дали ответа.
Вручение работнику Почетной грамоты наспех, в неторже ственной обстановке отметили как редкое явление 27% опро шенных, как частое — 13%; 51% ответили, что такие случаи неизвестны и 9% не дали ответа.
И, наконец, на вопрос о вынесении устной благодарности непосредственными руководителями 29% опрошенных ответи ли, что благодарность применяется часто; 29% — редко; 32% — не применяется; 10% не ответили.
Такая структура ответов сама по себе красноречива: до тех пор, пока большинство работников (а, по данным обследова ния, это именно так и есть) будет считать, что действующий порядок стимулирования не гарантирует от ошибок, пусть да же частичных, редких, эффективность стимулирования не мо жет быть достаточно высокой. В первую очередь необходимо на деле убедить общественное мнение, что ошибок не так уж много, и они не так часты.
52% опрошенных ответили, что им важны и материальные и моральные поощрения, подчеркнув таким образом, что не хо тят отдавать продпочтение какому-либо одному виду; 6% ра ботников строительных организаций указали на предпочтение моральных поощрений материальным и 30% заявили о пред почтительности материальных поощрений; 12% работников не дали ответа на этот вопрос.
Отклонения от этих средних цифр почти не наблюдается по отдельным районам, городам и организациям, за исключением Зоронежа (Минсельстрой), где предпочитают материальное поощрение 42% опрошенных; Еревана, где 16% указали на предпочтение моральных поощрений ( что, кстати, понятно: при высоком уровне заработной платы и почти полном отсут ствии премий в ереванских строительных организациях самый низкий среди строительных организаций всех министерств уро вень моральных поощрений); Куйбышева, где 72% опрошен ных заявили, что им важны и те и другие поощрения.
32