ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 1
шкалы /, соответствующего значению воздушной скорости V = =900 км/час, а деление шкалы 10, соответствующее среднему маг нитному курсу полета МКср = 290°,— против стрелки курсовой черты
(рис. 14);
Рис. 14. Расчет ветра по путевой скорости
иуглу сноса
—с помощью шкалы 7 определить значение относительной пу
тевой скорости: W =980 км/час, 117%= 109%;
— на курсовом лимбе с помощью линий на номограмме, соот ветствующих 117%= 109% и у с = —4°, нанести точку, обозначающую конец вектора относительной скорости ветра;
— развернуть курсовой лимб до совпадения отмеченной точки с курсовой чертой; против стрелки курсовой черты отсчитать маг нитное направление ветра 8=250°, а по шкале на курсовой черте — величину относительной скорости ветра (/% = 11,5%;
— с помощью шкалы 7 по шкале / определить величину скоро сти ветра: С/% = 11,5%, (/=104 км/час,
30
8. Расчет ветра по двум углам сноса, измеренным на двух курсах
Для определения ветра этим способом необходимо измерить на двух курсах углы сноса и знать выдержи ваемую при этом воздушную скорость полета V.
Пример. Дано: V'= 750 |
км/час, MKi = 60°, |
yC i=+6°, |
МКг= |
|
= 140°, УС2 = —4°. |
|
|
U. |
|
Рассчитать направление 8 и скорость ветра |
|
|||
П о р я д о к |
р е ш е н и я |
(шкалы /, 5, 7, 10): |
деления |
|
— установить |
треугольный индекс шкалы |
5 против |
шкалы /, соответствующего значению воздушной скорости самолета
V = 750 км/час (рис. 15);
Рис. 15. Расчет ветра по двум углам сноса
— против стрелки курсовой черты а установить деление шка лы 10. соответствующее среднему значению первого магнитного кур са MKi=60°, и провести карандашом линию, соответствующую ве личине первого измеренного угла сноса УС| = -1-6°;
31
— против стрелки курсовой черты а установить деление шка лы 10, соответствующее среднему значению второго магнитного курса МК2=140°, м провести линию, соответствующую величине вто рого угла сноса УСг=—4°; точка пересечения линий будет концом вектора относительной скорости ветра;
— развернуть курсовой лимб до совпадения точки пересечения линий с курсовой чертой; против стрелки курсовой черты отсчитать магнитное направление ветра 8=109°, а по шкале, нанесенной на курсовой черте, — значение относительной скорости ветра ((% = 15%;
— с помощью шкалы 7 по шкале 1 определить величину скоро сти ветра: (7% = 15%, (7=112 км/час.
9. Расчет ветра по двум путевым скоростям, определенным на двух курсах
Для определения ветра этим способом необходимо определить путевые скорости и W2 на двух курсах и знать выдерживаемую при этом воздушную скорость V.
Пример. Дано: V=900 |
км/час, MKi = 290°, |
11^= 1000 |
км/час, |
МК2=345°; Ч72=950 км/час. |
|
|
|
Рассчитать направление 8 и скорость ветра U. |
|
|
|
П о р я д о к р е ш е н и я |
(шкалы 1, 5, 7, 10): |
против |
деления |
— установить треугольный индекс шкалы 5 |
ш^алы 1, соответствующего значению выдерживаемой воздушной
скорости V=900 |
км/час (рис. 16); |
Wi= 1000 км/час |
|||
и |
— с помощью шкалы 7 по известным значениям |
||||
U72= 950 км/час на шкале |
1 |
определить значения |
относительных |
||
путевых скоростей: Й7%| = 111% |
и №'%2=Ю5°/о; |
а деление шка |
|||
лы |
— установить против стрелки курсовой черты |
||||
10, равное |
среднему |
значению первого магнитного курса |
MKi=290°; на курсовом лимбе карандашом отметить дугу номо
граммы, |
соответствующую значению |
, = 111 %; |
шка |
|
— установив |
против стрелки курсовой черты а деление |
|||
лы 10, |
равное |
среднему значению |
второго магнитного |
курса |
МКг = 345°, на курсовом лимбе отметить дугу, соответствующую зна
чению Ц7%2== |
105%; точка |
пересечения |
дуг будет концом вектора |
|
относительной |
скорости ветра (/%; |
|
||
— развернуть курсовой лимб до совпадения точки пересечения |
||||
дуг с |
курсовой чертой; против стрелки |
курсовой черты а на шка |
||
ле 10 |
отсчитать магнитное |
направление |
ветра 8=280°, а по шкале, |
32
нанесенной на курсовой черте,— величину относительной скорости ветра % = 11,5%;
— с помощью шкалы 7 по шкале 1 определить величину скоро сти ветра {7=104 км/час.
Рис. 16. Расчет ветра по двум путевым ско ростям
10. Определение продольной и поперечной составляющих вектора ветра
Для того чтобы получить продольную и поперечную составляющие вектора ветра, необходимо знать воздуш ную скорость V полета, направление 8 и скорость вет ра U и магнитный курс, для которого требуется опреде лить составляющие.
Пример. Дано: Р=900 км/час-, МК=345°; 8=f 290°; t/ = 100 км/час.
Определить продольную и х и поперечную Uy составляющие вектора ветра.
33
П о р я д о к |
|
р е ш е н и я |
(шкалы |
1, |
5, 7, |
10): |
|
деления |
||||
— установить |
треугольный |
индекс |
шкалы 5 против |
|||||||||
шкалы |
/, соответствующего |
величине |
воздушной |
скорости |
У= |
|||||||
= 900 км/час, |
а против стрелки |
курсовой черты а — деление |
шка |
|||||||||
лы 10, |
равное направлению |
ветра |
8 = 290°; |
|
|
|
|
|
||||
— с помощью шкалы 7 по известной |
величине |
скорости |
ветра |
|||||||||
77= 100 км/час |
определить |
относительное |
ее |
значение U% —11% и, |
||||||||
пользуясь делениями на курсовой черте, нанести |
конец вектора |
|||||||||||
ветра на курсовом лимбе; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
— установить |
против |
стрелки курсовой |
черты |
а деление |
шка |
|||||||
лы 10, |
равное |
значению |
магнитного |
курса |
МК=345° |
(рис. |
17); |
Рис. 17. Определение продольной |
и |
попе |
речной составляющих вектора |
ветра |
|
— совместить сектор визирной линейки |
с сектором номограм |
|
мы, в котором расположен вектор ветра (в данном |
случае с четвер |
тым), и по прямоугольной сетке определить относительные значения продольной и поперечной составляющих скорости ветра, а также их знаки: 7/*% =+6,5% , 7Л,%=—9%;
— с помощью шкалы 7, проверив, что против треугольника ин декса шкалы на шкале 1 установлено значение воздушной скорости, по которой определялся вектор относительной скорости ветра, опре делить продольную п поперечную составляющие скорости ветра для данного курса полета: 77*=+58 км/час, Uv= —81 км/час.
34
11.Определение вектора ветра по его продольной
ипоперечной составляющим
Для определения вектора ветра по известным его продольной и поперечной составляющим необходимо знать воздушную скорость V и магнитный курс, кото рому соответствуют значения составляющих скорости ветра.
Пример. Дано; У=900 |
км/час-, |
МК = 310°; |
£/*=—110 км/час-, |
||
U y= + 60 км/час. |
8 п скорость |
ветра |
U. |
||
Определить |
направление |
||||
П о р я д о к |
р е ш е н и я |
(шкалы |
1, 5, |
7, 10): |
— установить треугольный индекс шкалы 5 против деления шка лы /, соответствующего воздушной скорости У=900 км/час, а про тив стрелки курсовой черты а — деление шкалы 10, равное значе нию магнитного курса МК=310°, которому соответствуют заданные значения составляющих скорости ветра Ux и Uy (рис. 18);
Рис. 18. Определение вектора ветра по его продольной и поперечной составляющим
35
— с помощью шкалы 7 по шкале I определить относительные продольную и поперечную составляющие скорости ветра: Ux% —
=—12%, Uy°li, = +6,5%;
—совместить подвижный сектор с сектором на номограмме в соответствии со знаками Ux и Uv, т. е. со вторым сектором;
—по значениям Ux% и Uv%, используя прямоугольную сетку подвижного сектора, нанести на нем отметку, обозначающую конец вектора относительной скорости ветра; величина относительной ско рости ветра и% может быть определена с помощью концентриче
ских окружностей или (более точно) с помощью делений на курсо вой черте, а скорость ветра — с помощью шкалы 7: U% = 13,5%,
U= 122 км/час;
— для определения направления ветра 8 подвижный сектор развернуть до совмещения отметки с ближайшей радиальной чертой номограммы и нанести на краю сектора штрих; возвратив сектор в исходное положение, против нанесенного штриха на шкале 10 от считать направление ветра 8=102°.
12. Определение температуры наружного воздуха на высоте полета
При расчете высоты полета по показаниям баромет рического высотомера и скорости по показаниям аэро динамического указателя необходимо знать фактиче скую температуру наружного воздуха.
Применяемые на самолетах электрические термометры наружного воздуха типа ТУЭ и ТНВ в полете из-за на грева чувствительного элемента приемника имеют, как правило, завышенные показания. Ошибка в показаниях термометров на высоте полета пропорциональна воз душной скорости.
Поправки в показаниях термометров всегда вычита ются из t°H и определяются по следующим прибли
женным формулам:
для термометров типа ТУЭ
Л* 0 = 0,265 (0,011 ^ ) ’,
36
для термометров типа ТНВ |
|
|
||
\t° = |
0,377 (0,01 Уи с т ) 2 — 5°, |
|
||
где V'!1CT— истинная |
воздушная скорость, |
км1час. |
||
На навигационном |
расчетчике |
нанесены шкалы по |
||
правок в показания |
термометров |
типа |
ТУЭ и ТНВ |
Рис. 19. Определение поправки |
к показаниям термо |
метров |
|
(шкалы 32 и 33, рис. 19), рассчитанные по этим формулам. Поправки на шкалах отсчитываются против значений истинной воздушной скорости на шкале скоростей 27.
13. Расчет истинной* высоты полета по показаниям барометрического высотомера
Истинная высота полета ниже 12 000 .М по показа ниям барометрического высотомера рассчитывается по формуле
Иист= Нпр + ДЯИН+ |
ДЯ а - |
НР - ДЯр, |
* Здесь и далее под термином |
и с т и н н а я понимается заданное |
|
значение истинной высоты (скорости) или |
расчетное (исправленное) |
|
ее значение. |
|
|
37
где // „ „ — расчетная истинная |
высота полета над зем |
ной поверхностью или средним рельефом |
|
местности; |
|
// пр— значение показаний |
барометрического высо |
томера с установленным значением атмо сферного давления, соответствующим дав лению на уровне аэродрома;
Д//Ин — инструментальная поправка барометриче ского высотомера;
ДН а — аэродинамическая поправка в показания ба рометрического высотомера; при наличии волновой ошибки высотомера ДЯв учиты вается суммарная поправка Д//а. в;
ДЯр — поправка к высоте полета на превышение (принижение) рельефа пролетаемой мест ности (цели) над аэродромом вылета;
-> HP —обозначение, показывающее, что дальнейшее действие производится на навигационном расчетчике.
Инструментальная ДЯПНи аэродинамическая ДНа по правки выбираются из графиков, Д/Ур определяется на полетной карте. Волновая поправка ДЯВ, как правило, учитывается вместе с аэродинамической, для которых составляется общий график. Кроме указанных величин, необходимо знать фактическую температуру на земле
t°0 и на высоте полета t°H .
На навигационном расчетчике с помощью шкал 11, 12, 15, 16 и индекса 18 (см. рис. 6 и 7) производится учет методической ошибки высотомера, возникающей из-за несоответствия фактической температуры воздуха на высоте полета стандартному значению. Указанные шкалы совместно решают следующую формулу
0,5 (Го + Тн) Я пр
П 288— 0,00325Япр ’
38