ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 1
шкалы 20, равного V,,ст = 900 км/час, отсчитать на шкале 28 значение
1/пР к у с = |
915 км/час, |
— вычислить приборную скорость по тонкой стрелке КУС: |
|
^пркус — ^прКУС + -^инКУС — |
= 915 + 25 — 20 = 920 км/час. |
16. Определение числа М по значению истинной скорости полета
Задачи на определение числа М по значению истин ной скорости полета решаются по формуле
М = |
0,0138- |7ист км/час |
|
1^273 + t°H |
П о р я д о к |
р е ш е н и я (шкалы 20, 27, 28, 29 и ин |
декс 23):
— установить против индекса 23 деление шкалы 29, соответствующее приборной высоте, или деление шка лы 28, равное фактической температуре воздуха на вы
соте t°H (рис. 28 и 29);
— против деления шкалы 20, соответствующего истинной воздушной скорости, отсчитать на шкале 27 величину числа М.
Рис. 28. Определение числа М по известным значениям высоты и скорости
50
Для учета инструментальной ошибки указателя числа М вводится соответствующая поправка.
Рис. 29. Определение числа М по известным значениям темпера туры и скорости
Если требуется определить число М при полете на высотах выше 11 0 0 0 м, а температура наружного воз духа неизвестна, против индекса 23 устанавливается де ление шкалы 29, соответствующее 11 км.
Одновременно с отсчетом числа М против делений шкалы 27, обозначенных «а м/сек»- и «а км/час», на шкале 20 можно отсчитать величину скорости звука (на данной высоте или при данной температуре воздуха), выраженную соответственно в м/сек и км/час.
Определение истинной скорости по показанию указа теля числа М является обратной задачей. Она решается
втаком порядке:
—вычислить исправленное значение числа
М= Мпр + ДМНН-f ДМа. в;
—установить против индекса 23 деление шкалы 29,
51
соответствующее приборной высоте, или деление шка лы 28, равное температуре воздуха на высоте t°H;
— против |
деления |
шкалы |
27, соответствующего |
|
числу М, отсчитать истинную скорость полета. |
||||
Примеры: 1. Дано: //пр= 8000 ,и; |
1Л,ст=900 к м / ч а с . |
|||
Н а х о д и м : |
М= 0,81 |
(рис. 28). |
|
|
2) Дано: t°H = —60°; |
УЦС1=900 к м / ч а с . |
|||
Н а х о д и м : |
М=0,855 (рис. 29). |
|
||
3) Дано: Н п р = 14000 м; |
У„Ст=1800 к м / ч а с . |
|||
Н а х о д и м : |
М=1,69. |
А4пр=1,54; ДМ= —0,03. |
||
4) Дано: Я Пр=13000 л; |
||||
Н а х о д и м : |
М=1,54—0,03=1,51; |
1/'Пст = 1610 км/час. |
17. Определение радиуса разворота с заданными углом крена и скоростью на развороте
На навигационном расчетчике эта задача решается по формуле
R км —7,87 • 1СН5 |
- , |
по которой рассчитано положение индекса R на шкале 8. Порядок решения (шкалы 1, 2, 8 и индекс R ):
— установить деление шкалы 8, соответствующее углу крена, против деления шкалы 2, соответствующего истинной скорости;
Рис. 30. Определение радиуса раз ворота с заданными углом крена й скоростью на развороте
— против индекса R на шкале 1 отсчитать величину радиуса разворота.
Пример. Дано: УНСт =920 км/час-, у=30°.
Н а х о д и м : /? = 11,6 км (рис. 30).
18.Определение угла крена по известным радиусу
искорости полета на развороте
Задача является обратной предыдущей. Она |
ре |
|
шается в таком порядке |
(шкалы 1 ,2 ,8 и индекс R ): |
|
— установить против |
индекса R деление шкалы |
1, |
соответствующее радиусу разворота;
— против деления шкалы 1, соответствующего истин ной скорости полета, на шкале 8 отсчитать величину угла крена на развороте.
Пример. Дано: R =16 км; У= 1400 км/час.
На х о д и м : у=44°.
19.Определение времени разворота на заданный угол
сзаданными креном и скоростью
На навигационном расчетчике эта задача решается по формуле .
t |
УР |
сек = 0,177 |
У к -и1час |
у р ° |
|
360 ’ |
|||||
|
'■ |
tg 1 |
по которой рассчитано положение индексов 9 на шкале 8. П о р я д о к р а с ч е т а (шкалы 1, 8 и индексы 9):
—установить деление шкалы 8, соответствующее углу крена, против деления шкалы 1, соответствующего
0,01 V (рис. 31);
—против индекса 9, соответствующего углу разво рота, отсчитать на шкале / время разворота в секундах.
53
П р и м е ч а я и я: 1. Количество знаков определяется приближен ным расчетом в уме.
2 . Время разворота на 360° в минутах и долях минуты может быть отсчитано непосредственно против индекса 9, соответствующего углу разворота 60°.
Рис. 31. Определение времени разворота на заданный угол
3. Для определения времени разворота на заданный угол с за данными радиусом и скоростью вначале необходимо по этим исход ным величинам определить угол крена при развороте (см. п. 18). Затем по скорости и крену определить время разворота, как указано.
Примеры: |
1) |
Дано: Г ист = 920 |
км/час, f = 30°, VPt = 150°, |
||
УР2 = 360°. |
|
|
|
|
|
Н а х о д и м : |
t1S0о = 118 сек — 1 |
мин 58 сек (рис. 31); |
|||
|
tXOo = 282 сек = |
4 |
мин 42 сек. |
||
2) Дано: Кист = |
850 км/час, R |
= |
8,1 км, УР = 180°. |
||
Н а х о д и м : |
f |
= |
35°; / 1800 — 107 |
сек = 1 мин 47 сек. |
|
20. |
Умножение и деление чисел |
Для умножения и деления чисел удобнее использо вать шкалы 20 и 27, так как цена делений по интервалу
этих шкал составляет 0,1 и даже 0,02 (от 1 |
до 2). В этих |
же целях можно пользоваться шкалами / |
и 5, на кото |
рых точность отсчета результата и установки исходных величин, особенно по шкале 5, несколько хуже — всего
0,25.
54
Как и на обычных логарифмических линейках, на шкалах НРК возможен отсчет чисел до третьего знака. Поэтому при вычислениях следует брать три первые зна
чащие цифры чисел, над которыми |
будут выполняться |
|||||||
действия умножения или деления. |
с логарифмическими |
|||||||
Главная трудность |
при |
работе |
||||||
шкалами — определение |
в |
искомом |
результате |
числа |
||||
знаков (числа цифр) слева |
от занятой, так как при от |
|||||||
счетах |
(установках) |
по |
шкалам |
искомые |
(заданные) |
|||
числа |
можно увеличивать |
или |
уменьшать |
в |
1 0 , 1 0 0 |
и т. д. раз. Чтобы облегчить эту операцию, можно реко мендовать следующий прием.
Как известно, любое число можно представить в виде двух сомножителей, один из которых — число меньше 1 0 , но больше или равно 1 , а другой — 1 0 в соответствующей
степени. Например: |
173= 1,73 • 102, |
0,0425 = 4,25 • 10~2; |
|||
4891 =4,891 ■103 |
и т. п. Степень |
числа |
10 всегда |
равна |
|
количеству знаков, на которое |
перенесена в заданном |
||||
числе запятая. |
При |
этом степень положительная, |
если |
запятая перенесена влево, и отрицательная, если запятая перенесена вправо.
Определение результата умножения и деления чисел в пределах первого десятка на логарифмических шкалах не вызывает затруднений. Так же просто получить ре зультат при действии с числами, выраженными числом 10 в любой степени. В этом случае достаточно алгебраи чески сложить (при умножении) показатели степеней или определить их разность (при делении). Чтобы полу чить окончательный результат, достаточно в произведе нии (частном) двух первых частей исходных величин пе
ренести запятую вправо, если |
степень |
положительная, |
|
или влево, если |
она отрицательная, в |
соответствии с |
|
полученным показателем степени. |
|
||
П о р я д о к |
у м н о ж е н и я |
(шкалы 20 и 27): |
55
—установить деление 100 или 1000 шкалы 27 против деления, соответствующего множимому (рис. 32);
—против деления шкалы 27, соответствующего мно жителю, отсчитать на шкале 20 искомое произведение.
Рис. 32. Умножение чисел
Примеры: 1) 145X23,2= 1,45 • 102Х2,32 • 10= 3,36 • IО3= 3360. 2) 0,017X32=1,7- 10- 2 ХЗ,2• 10= 5,44 • 10" 1=0,544.
3) 0,0024X0,041 =2,4 • 10"3 X4,1 • 10" 2 = 9,84 • 1 О* 5 = 0,0000984.
П о р я д о к д е л е н и я (шкалы 20 и 27):
— установить на шкале 20 против деления, соответ ствующего делимому, деление шкалы 27, соответствую щее делителю (рис. 33);
Рис. 33. Деление чисел
— против деления 100 или 1000 шкалы 27 отсчитать на шкале 10 искомое частное.
Примеры: 1) 454 : 37=4,54 • Ю2 : 3,7 • 10= 1,23 • 10= 12,3. 2) 87 : 924 = 8,7- 10 : 9,24 • 102 = 0,941 • 10-' = 0,0941.
3) 845 : 0,017 = 8,45 • 102: 1,7 • 10~ 2 = 4,97 • 104= 49 700.
56
21. Возведение чисел в квадрат и извлечение квадратного корня из них
Действия выполняются с помощью шкал / и 2, деле ния которых пропорциональны соответственно lg N и \gN 2, т. е. масштаб делений шкалы 2 в два раза меньше масштаба делений шкалы 1. Поэтому одному интервалу шкалы / соответствуют два интервала шкалы 2 (интер валом называют участок логарифмической шкалы с гра ницами от 1 до 1 0 или от 1 0 до 1 0 0 ).
Чтобы найти квадрат числа N, достаточно против де ления шкалы 2, соответствующего N, отсчитать искомый результат. При извлечении корня квадратного из числа N, наоборот, надо против деления шкалы 1, соответствую
щего N, отсчитать величину K jV (рис, 34 и 35).
Рис. 35. Извлечение квадрат ного корня из числа
Шкалы / и 2 оцифрованы так, чтобы установка ис ходных величин при решении основных навигационных задач на расчетчике, была наиболее простой. Поэтому
57