Файл: Калашников, М. В. Навигационный расчетчик НРК-2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

шкалы 20, равного V,,ст = 900 км/час, отсчитать на шкале 28 значение

1/пР к у с =

915 км/час,

— вычислить приборную скорость по тонкой стрелке КУС:

^пркус — ^прКУС + -^инКУС —

= 915 + 25 — 20 = 920 км/час.

16. Определение числа М по значению истинной скорости полета

Задачи на определение числа М по значению истин­ ной скорости полета решаются по формуле

М =

0,0138- |7ист км/час

 

1^273 + t°H

П о р я д о к

р е ш е н и я (шкалы 20, 27, 28, 29 и ин­

декс 23):

— установить против индекса 23 деление шкалы 29, соответствующее приборной высоте, или деление шка­ лы 28, равное фактической температуре воздуха на вы­

соте t°H (рис. 28 и 29);

— против деления шкалы 20, соответствующего истинной воздушной скорости, отсчитать на шкале 27 величину числа М.

Рис. 28. Определение числа М по известным значениям высоты и скорости

50

Для учета инструментальной ошибки указателя числа М вводится соответствующая поправка.

Рис. 29. Определение числа М по известным значениям темпера­ туры и скорости

Если требуется определить число М при полете на высотах выше 11 0 0 0 м, а температура наружного воз­ духа неизвестна, против индекса 23 устанавливается де­ ление шкалы 29, соответствующее 11 км.

Одновременно с отсчетом числа М против делений шкалы 27, обозначенных «а м/сек»- и «а км/час», на шкале 20 можно отсчитать величину скорости звука (на данной высоте или при данной температуре воздуха), выраженную соответственно в м/сек и км/час.

Определение истинной скорости по показанию указа­ теля числа М является обратной задачей. Она решается

втаком порядке:

вычислить исправленное значение числа

М= Мпр + ДМНН-f ДМа. в;

установить против индекса 23 деление шкалы 29,

51


соответствующее приборной высоте, или деление шка­ лы 28, равное температуре воздуха на высоте t°H;

— против

деления

шкалы

27, соответствующего

числу М, отсчитать истинную скорость полета.

Примеры: 1. Дано: //пр= 8000 ,и;

1Л,ст=900 к м / ч а с .

Н а х о д и м :

М= 0,81

(рис. 28).

 

2) Дано: t°H = —60°;

УЦС1=900 к м / ч а с .

Н а х о д и м :

М=0,855 (рис. 29).

 

3) Дано: Н п р = 14000 м;

У„Ст=1800 к м / ч а с .

Н а х о д и м :

М=1,69.

А4пр=1,54; ДМ= —0,03.

4) Дано: Я Пр=13000 л;

Н а х о д и м :

М=1,54—0,03=1,51;

1/'Пст = 1610 км/час.

17. Определение радиуса разворота с заданными углом крена и скоростью на развороте

На навигационном расчетчике эта задача решается по формуле

R км 7,87 • 1СН5

- ,

по которой рассчитано положение индекса R на шкале 8. Порядок решения (шкалы 1, 2, 8 и индекс R ):

— установить деление шкалы 8, соответствующее углу крена, против деления шкалы 2, соответствующего истинной скорости;

Рис. 30. Определение радиуса раз­ ворота с заданными углом крена й скоростью на развороте

— против индекса R на шкале 1 отсчитать величину радиуса разворота.

Пример. Дано: УНСт =920 км/час-, у=30°.

Н а х о д и м : /? = 11,6 км (рис. 30).

18.Определение угла крена по известным радиусу

искорости полета на развороте

Задача является обратной предыдущей. Она

ре­

шается в таком порядке

(шкалы 1 ,2 ,8 и индекс R ):

 

— установить против

индекса R деление шкалы

1,

соответствующее радиусу разворота;

— против деления шкалы 1, соответствующего истин­ ной скорости полета, на шкале 8 отсчитать величину угла крена на развороте.

Пример. Дано: R =16 км; У= 1400 км/час.

На х о д и м : у=44°.

19.Определение времени разворота на заданный угол

сзаданными креном и скоростью

На навигационном расчетчике эта задача решается по формуле .

t

УР

сек = 0,177

У к -и1час

у р °

360 ’

 

'■

tg 1

по которой рассчитано положение индексов 9 на шкале 8. П о р я д о к р а с ч е т а (шкалы 1, 8 и индексы 9):

установить деление шкалы 8, соответствующее углу крена, против деления шкалы 1, соответствующего

0,01 V (рис. 31);

против индекса 9, соответствующего углу разво­ рота, отсчитать на шкале / время разворота в секундах.

53


П р и м е ч а я и я: 1. Количество знаков определяется приближен­ ным расчетом в уме.

2 . Время разворота на 360° в минутах и долях минуты может быть отсчитано непосредственно против индекса 9, соответствующего углу разворота 60°.

Рис. 31. Определение времени разворота на заданный угол

3. Для определения времени разворота на заданный угол с за­ данными радиусом и скоростью вначале необходимо по этим исход­ ным величинам определить угол крена при развороте (см. п. 18). Затем по скорости и крену определить время разворота, как указано.

Примеры:

1)

Дано: Г ист = 920

км/час, f = 30°, VPt = 150°,

УР2 = 360°.

 

 

 

 

 

Н а х о д и м :

t1S0о = 118 сек — 1

мин 58 сек (рис. 31);

 

tXOo = 282 сек =

4

мин 42 сек.

2) Дано: Кист =

850 км/час, R

=

8,1 км, УР = 180°.

Н а х о д и м :

f

=

35°; / 1800 — 107

сек = 1 мин 47 сек.

20.

Умножение и деление чисел

Для умножения и деления чисел удобнее использо­ вать шкалы 20 и 27, так как цена делений по интервалу

этих шкал составляет 0,1 и даже 0,02 (от 1

до 2). В этих

же целях можно пользоваться шкалами /

и 5, на кото­

рых точность отсчета результата и установки исходных величин, особенно по шкале 5, несколько хуже — всего

0,25.

54


Как и на обычных логарифмических линейках, на шкалах НРК возможен отсчет чисел до третьего знака. Поэтому при вычислениях следует брать три первые зна­

чащие цифры чисел, над которыми

будут выполняться

действия умножения или деления.

с логарифмическими

Главная трудность

при

работе

шкалами — определение

в

искомом

результате

числа

знаков (числа цифр) слева

от занятой, так как при от­

счетах

(установках)

по

шкалам

искомые

(заданные)

числа

можно увеличивать

или

уменьшать

в

1 0 , 1 0 0

и т. д. раз. Чтобы облегчить эту операцию, можно реко­ мендовать следующий прием.

Как известно, любое число можно представить в виде двух сомножителей, один из которых — число меньше 1 0 , но больше или равно 1 , а другой — 1 0 в соответствующей

степени. Например:

173= 1,73 • 102,

0,0425 = 4,25 • 10~2;

4891 =4,891 ■103

и т. п. Степень

числа

10 всегда

равна

количеству знаков, на которое

перенесена в заданном

числе запятая.

При

этом степень положительная,

если

запятая перенесена влево, и отрицательная, если запятая перенесена вправо.

Определение результата умножения и деления чисел в пределах первого десятка на логарифмических шкалах не вызывает затруднений. Так же просто получить ре­ зультат при действии с числами, выраженными числом 10 в любой степени. В этом случае достаточно алгебраи­ чески сложить (при умножении) показатели степеней или определить их разность (при делении). Чтобы полу­ чить окончательный результат, достаточно в произведе­ нии (частном) двух первых частей исходных величин пе­

ренести запятую вправо, если

степень

положительная,

или влево, если

она отрицательная, в

соответствии с

полученным показателем степени.

 

П о р я д о к

у м н о ж е н и я

(шкалы 20 и 27):

55


установить деление 100 или 1000 шкалы 27 против деления, соответствующего множимому (рис. 32);

против деления шкалы 27, соответствующего мно­ жителю, отсчитать на шкале 20 искомое произведение.

Рис. 32. Умножение чисел

Примеры: 1) 145X23,2= 1,45 • 102Х2,32 • 10= 3,36 • IО3= 3360. 2) 0,017X32=1,7- 10- 2 ХЗ,2• 10= 5,44 • 10" 1=0,544.

3) 0,0024X0,041 =2,4 • 10"3 X4,1 • 10" 2 = 9,84 • 1 О* 5 = 0,0000984.

П о р я д о к д е л е н и я (шкалы 20 и 27):

— установить на шкале 20 против деления, соответ­ ствующего делимому, деление шкалы 27, соответствую­ щее делителю (рис. 33);

Рис. 33. Деление чисел

— против деления 100 или 1000 шкалы 27 отсчитать на шкале 10 искомое частное.

Примеры: 1) 454 : 37=4,54 • Ю2 : 3,7 • 10= 1,23 • 10= 12,3. 2) 87 : 924 = 8,7- 10 : 9,24 • 102 = 0,941 • 10-' = 0,0941.

3) 845 : 0,017 = 8,45 • 102: 1,7 • 10~ 2 = 4,97 • 104= 49 700.

56

21. Возведение чисел в квадрат и извлечение квадратного корня из них

Действия выполняются с помощью шкал / и 2, деле­ ния которых пропорциональны соответственно lg N и \gN 2, т. е. масштаб делений шкалы 2 в два раза меньше масштаба делений шкалы 1. Поэтому одному интервалу шкалы / соответствуют два интервала шкалы 2 (интер­ валом называют участок логарифмической шкалы с гра­ ницами от 1 до 1 0 или от 1 0 до 1 0 0 ).

Чтобы найти квадрат числа N, достаточно против де­ ления шкалы 2, соответствующего N, отсчитать искомый результат. При извлечении корня квадратного из числа N, наоборот, надо против деления шкалы 1, соответствую­

щего N, отсчитать величину K jV (рис, 34 и 35).

Рис. 35. Извлечение квадрат­ ного корня из числа

Шкалы / и 2 оцифрованы так, чтобы установка ис­ ходных величин при решении основных навигационных задач на расчетчике, была наиболее простой. Поэтому

57