Файл: Зиненко, Н. А. Осмотр и проверка пожарных автомобилей практическое пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
ность контактов в цепях зажигания и электро оборудования;
3) исправность деталей прерывателя-рас пределителя: крышки, ротора, состояние кон тактов и величину зазора между ними в мо мент максимального размыкания. С этой целью нужно освободить пружинные защелки крыш ки распределителя, снять крышку и ротор, про вернуть пусковой рукояткой коленчатый вал настолько, чтобы установить максимальный зазор между контактами и щупом, измерить величину зазора между ними (рис. 4). Зазор между контактами прерывателя у автомобилей марок (ЗИЛ-150, ЗИЛ-164, ЗЙЛ-151 и 157,
ГАЗ-51, ГАЗ-53, ГАЗ-63, ГАЗ-66) должен быть в пределах 0,35—0,45 мм, а у автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, УРАЛ-375 — 0,30—0,40 мм.
29
Для восстановления правильного зазор;! нужно ослабить отверткой стопорный винт и отрегулировать зазор вращением эксцентрика. После затяжки стопорного винта зазор прове рить повторно.
Контакты от нагара очищают специальной образивной пластинкой или мелкой стеклянной шкуркой зернистостью 100. Зачистка контак тов с помощью монет недопустима, так как остающиеся частицы металла ускоряют их из нос и обгорание;
4)состояние коллектора и положение ще ток в щеткодержателях генератора и старте ра; щетки должны перемещаться в щеткодер жателях свободно, но без заметного качания.
Высота новой щетки стартера должна быть 14 мм, а генератора — 17 мм. Если щетки стартера изношены более чем на 7 мм, их надо заменить;
5)крепление и состояние аккумуляторной батареи, которая должна быть чистой, без сле дов электролита и надежно закрепленной в своем гнезде. Поверхность батареи очищают от электролита чистой ветошью, предваритель но смоченной в растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды;
6)крепление контакта наконечников прово дов с выводными клеммами батареи. Для пре дупреждения порчи выводных клемм нельзя допускать натяжения проводов;
7)чистоту вентиляционных отверстий ба
тареи;
8)уровень электролита, который должен быть на 10—15 мм выше предохранительного щитка над сепараторами. Уровень определяет
21
ся стеклянной трубкой диаметром 5—5 мм, От крытой с обеих сторон (рис. 5).
Применять металлические предметы для определения уровня электролита запрещается;
Рис. 5. Проверка уровня элек тролита с помощью стеклянной мерной трубки.
9) заряд аккумуляторной батареи по плот ности электролита. Плотность электролита оп ределяется кислотомером. Резиновую грушу кислотомера сжимают рукой, опускают забор ную трубку в наполнительное отверстие акку муляторной батареи до упора в пластины и медленно заполняют кислотомер электроли том. Деление, до уровня которого всплывет
22
ареометр, показывает Плотность электролита (рис. 6). Последняя измеряется во всех бан ках, разница в плотности между каждой бан кой не должна превышать 0,005.
Плотность электролита полностью заря женных аккумуляторных батарей, предназна ченных для различных климатических условий, должна соответствовать данным, приведенным в табл. 2.
Рис. 6. Проверка плот ности электролита кислотомером.
На автомобилях, эксплуатируемых в Укра инской ССР, плотность электролита в аккуму ляторных батареях в конце заряда при темпе ратуре 15°С должна быть зимой и летом 1,27, в южных районах — 1,25.
23
При плотности электролита, соответствую щей разряженности аккумуляторной батареи более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом (табл. 3), батарею необходимо снять с автомобиля и отправить на дополнительную зарядку.
С помощью нагрузочной вилки проверяет ся напряжение батареи. Аккумуляторная ба-
Таблица 2
Районы
эксплуатации
Южные . . . .
Центральные . .
Северные . . .
Районы с резко континентальным климатом . . .
Минимальная |
Плотность |
элек |
|
температура |
тролита полностью |
||
окружающего |
заряженных |
ба |
|
воздуха, °С |
тарей при |
15°С |
|
До 20 |
1,25 |
|
|
СО о |
1,27 |
|
|
|
|
|
|
» 40 |
1,29 |
|
|
|
1,27 |
(летом) |
|
Ниже 40 |
1,31 |
(зимой) |
Таблица 3
Полностью |
Плотность |
электролита батареи |
при температуре |
||
заряженная |
и разряженности батареи |
|
батарея |
|
|
|
на 25% |
на 50% |
1,27 |
1,23 |
1,19 |
1,25 |
1,21 |
1,17 |
24
та рея считается полностью заряженной, если во время проверки вольтметр вилки показыва ет устойчивое напряжение не ниже 1,8 в в те чение 5 сек (рис. 7).
Рис. 7. Проверка напря жения в аккумуляторной батарее нагрузочной вилкой.
Аккумуляторная батарея считается разря женной на 50%, если вольтметр вилки при тех же условиях показывает напряжение 1,7 в. Если напряжение ниже 1,7 в и в процессе из мерения быстро понижается, то аккумулятор ная батарея считается полностью разряжен ной. Замер напряжения производится во всех банках батареи, и их разность не должна пре вышать 0,1 в.
При осмотре аккумуляторной батареи при менять открытый огонь запрещается, так как может произойти взрыв гремучего газа, обра-
25
дующегося при химическом разложении воды во время зарядки;
10)крепление, состояние и исправность всех приборов системы освещения и сигнали зации в различных положениях центрального
иножного переключателей света, переключа теля указателей поворотов, сигнальной фары, прожекторов; крепление и состояние изоляции электропроводов; исправность всех контроль ных ламп;
11)правильность регулировки фар. С этой целью автомобиль устанавливают на горизон тальную площадку строго перпендикулярно к экрану, которым может служить стена или прикрепленная к ней бумага. На экран нано сят три вертикальные линии: две — по центру фар 4 и 6 (рис. 8) и одну 5 — против средней части автомобиля. Кроме того, наносят одну или две (для автомобилей ЗИЛ-130) горизон тальные линии: первую 3 — на уровне центра
з
■е
7
Рис. 8. Проверка правильности ; ^гулпровки фар.
26
фар, считая' от поверхности площадки 1\ вто рую 2'— в зависимости от марки автомобиля— на 40—100 мм ниже ее (соответствующие дан ные для различных марок машин приведены в табл. .4).
Марка
автомобиля
ГАЗ-51 . . .
ГАЗ-63 |
. . |
ЗИЛ-150 ) ЗИЛ-164 } ЗИЛ-157 J
ЗИЛ-151 . .
ГАЗ-53А . .
ГАЗ-66 . . .
ЗИЛ-130 . .
МАЗ-200 1 МАЗ-205 /
ГАЗ-69 . . .
М-21 «Волга»
автомобиля |
м |
Расстояние |
от экрана, |
7,5
7,5
10
10
7,5
7,5
10
7,5
7,5
7,5
|
|
Таблица 4 |
|
1 |
|
Высота центров свето вых пятен (расстояние между линиями 1 и 2 на рис. 8), мм |
Расстояние между ли ниями 2 и 3 на рис. 8, мм |
Расстояние от средней линии экрана до линии центров фар, мм |
850 |
— |
600 |
1070 |
— |
600 |
12С0 |
— |
530 |
1100 |
— |
530 |
1000 |
— |
740 |
1000 |
— |
775 |
— |
100 |
760 |
1075 |
— |
680 |
800 |
— |
490 |
765 |
— |
700 |
27
Вначале проверяют каждую фару, затем обе вместе. Для проверки одной из фар вклю чают дальний свет, а вторую прикрывают. Если фара установлена правильно, центр овального светового пятна от ее луча должен совпадать с точкой пересечения вертикальной линии с горизонтальной. В случае несовпаде ния следует отрегулировать направление луча фары. Настройку производят поворачиванием винтов вертикальной и горизонтальной регули ровки фары.
Аналогичным путем проверяют и вторую фару. Затем следует включить обе фары и убе диться, что верхние края световых пятен обе их фар находятся на экране на одном уровне. После этого нужно закрепить фары и снова проверить правильность их регулировки.
Отрегулированные фары должны освещать дорогу на расстоянии не менее чем на 100 м при дальнем свете и не менее 30 м—при ближ нем. Освещение номерного знака должно обес печивать его видимость не менее чем за 20 м;
12)надежность крепления звукового сигна ла и затяжку клемм;
13)состояние и герметичность свечей зажи гания (для этого их снимают), отсутствие на гара на корпусе, изоляторе, центральном и боковом электроде.
Кроме того, измеряют зазор между элек тродами (рис. 9). Величина зазора должна быть в пределах:
уавтомобилей ГАЗ-51, ГАЗ-63, ЗИЛ-151,
ЗИЛ-157, ЗИЛ-164 и УРАЛ-375 — 0,6—0,7 мм,
уавтомобилей ГАЗ-53А, ГАЗ-66, ЗИЛ-130
иЗИЛ-131 — 0,8—0,9 мм;
28
14) исправность дополнительного электро оборудования: сигнальной фары, поворотного прожектора, задней фары, плафонов и разного назначения сигнальных ламп.
Результат |
Р ез ул ь т а т |
измерения |
и з м е р е н и я |
0,63 м м |
|
П рави льн о
Рис. 9. Измерение зазора между электродами свечи.
При проверке исправности дополнительно го электрооборудования необходимо:
включить сигнальную фару, установленную на крыше автомобиля. При этом фара должна подавать прерывистые световые сигналы, ука зывающие на принадлежность автомобиля к пожарной охране. Пожарные автоцистерны на шасси ЗИЛ-131 имеют две сигнальные фары;
включить фару-прожектор, установленную на кронштейне кабины автомобиля с правой стороны и предназначенную для освещения места работы на пожаре;
включить заДнюю фару, поставленную на кронштейне пенала и предназначенную для освещения водоема — места работы у насос ного отсека;
проверить исправность плафонов в кабине