Файл: Зиненко, Н. А. Осмотр и проверка пожарных автомобилей практическое пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ность контактов в цепях зажигания и электро­ оборудования;

3) исправность деталей прерывателя-рас пределителя: крышки, ротора, состояние кон­ тактов и величину зазора между ними в мо­ мент максимального размыкания. С этой целью нужно освободить пружинные защелки крыш­ ки распределителя, снять крышку и ротор, про­ вернуть пусковой рукояткой коленчатый вал настолько, чтобы установить максимальный зазор между контактами и щупом, измерить величину зазора между ними (рис. 4). Зазор между контактами прерывателя у автомобилей марок (ЗИЛ-150, ЗИЛ-164, ЗЙЛ-151 и 157,

ГАЗ-51, ГАЗ-53, ГАЗ-63, ГАЗ-66) должен быть в пределах 0,35—0,45 мм, а у автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, УРАЛ-375 — 0,30—0,40 мм.

29

Для восстановления правильного зазор;! нужно ослабить отверткой стопорный винт и отрегулировать зазор вращением эксцентрика. После затяжки стопорного винта зазор прове­ рить повторно.

Контакты от нагара очищают специальной образивной пластинкой или мелкой стеклянной шкуркой зернистостью 100. Зачистка контак­ тов с помощью монет недопустима, так как остающиеся частицы металла ускоряют их из­ нос и обгорание;

4)состояние коллектора и положение ще­ ток в щеткодержателях генератора и старте­ ра; щетки должны перемещаться в щеткодер­ жателях свободно, но без заметного качания.

Высота новой щетки стартера должна быть 14 мм, а генератора — 17 мм. Если щетки стартера изношены более чем на 7 мм, их надо заменить;

5)крепление и состояние аккумуляторной батареи, которая должна быть чистой, без сле­ дов электролита и надежно закрепленной в своем гнезде. Поверхность батареи очищают от электролита чистой ветошью, предваритель­ но смоченной в растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды;

6)крепление контакта наконечников прово­ дов с выводными клеммами батареи. Для пре­ дупреждения порчи выводных клемм нельзя допускать натяжения проводов;

7)чистоту вентиляционных отверстий ба­

тареи;

8)уровень электролита, который должен быть на 10—15 мм выше предохранительного щитка над сепараторами. Уровень определяет­

21


ся стеклянной трубкой диаметром 5—5 мм, От ­ крытой с обеих сторон (рис. 5).

Применять металлические предметы для определения уровня электролита запрещается;

Рис. 5. Проверка уровня элек­ тролита с помощью стеклянной мерной трубки.

9) заряд аккумуляторной батареи по плот ности электролита. Плотность электролита оп­ ределяется кислотомером. Резиновую грушу кислотомера сжимают рукой, опускают забор­ ную трубку в наполнительное отверстие акку­ муляторной батареи до упора в пластины и медленно заполняют кислотомер электроли­ том. Деление, до уровня которого всплывет

22

ареометр, показывает Плотность электролита (рис. 6). Последняя измеряется во всех бан­ ках, разница в плотности между каждой бан­ кой не должна превышать 0,005.

Плотность электролита полностью заря­ женных аккумуляторных батарей, предназна­ ченных для различных климатических условий, должна соответствовать данным, приведенным в табл. 2.

Рис. 6. Проверка плот­ ности электролита кислотомером.

На автомобилях, эксплуатируемых в Укра­ инской ССР, плотность электролита в аккуму­ ляторных батареях в конце заряда при темпе­ ратуре 15°С должна быть зимой и летом 1,27, в южных районах — 1,25.

23

При плотности электролита, соответствую­ щей разряженности аккумуляторной батареи более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом (табл. 3), батарею необходимо снять с автомобиля и отправить на дополнительную зарядку.

С помощью нагрузочной вилки проверяет­ ся напряжение батареи. Аккумуляторная ба-

Таблица 2

Районы

эксплуатации

Южные . . . .

Центральные . .

Северные . . .

Районы с резко континентальным климатом . . .

Минимальная

Плотность

элек­

температура

тролита полностью

окружающего

заряженных

ба­

воздуха, °С

тарей при

15°С

До 20

1,25

 

 

СО о

1,27

 

 

 

 

 

» 40

1,29

 

 

 

1,27

(летом)

Ниже 40

1,31

(зимой)

Таблица 3

Полностью

Плотность

электролита батареи

при температуре

заряженная

и разряженности батареи

батарея

 

 

 

на 25%

на 50%

1,27

1,23

1,19

1,25

1,21

1,17

24


та рея считается полностью заряженной, если во время проверки вольтметр вилки показыва­ ет устойчивое напряжение не ниже 1,8 в в те­ чение 5 сек (рис. 7).

Рис. 7. Проверка напря­ жения в аккумуляторной батарее нагрузочной вилкой.

Аккумуляторная батарея считается разря­ женной на 50%, если вольтметр вилки при тех же условиях показывает напряжение 1,7 в. Если напряжение ниже 1,7 в и в процессе из­ мерения быстро понижается, то аккумулятор­ ная батарея считается полностью разряжен­ ной. Замер напряжения производится во всех банках батареи, и их разность не должна пре­ вышать 0,1 в.

При осмотре аккумуляторной батареи при­ менять открытый огонь запрещается, так как может произойти взрыв гремучего газа, обра-

25

дующегося при химическом разложении воды во время зарядки;

10)крепление, состояние и исправность всех приборов системы освещения и сигнали­ зации в различных положениях центрального

иножного переключателей света, переключа­ теля указателей поворотов, сигнальной фары, прожекторов; крепление и состояние изоляции электропроводов; исправность всех контроль­ ных ламп;

11)правильность регулировки фар. С этой целью автомобиль устанавливают на горизон­ тальную площадку строго перпендикулярно к экрану, которым может служить стена или прикрепленная к ней бумага. На экран нано­ сят три вертикальные линии: две — по центру фар 4 и 6 (рис. 8) и одну 5 — против средней части автомобиля. Кроме того, наносят одну или две (для автомобилей ЗИЛ-130) горизон­ тальные линии: первую 3 — на уровне центра

з

■е

7

Рис. 8. Проверка правильности ; ^гулпровки фар.

26

фар, считая' от поверхности площадки 1\ вто­ рую 2'— в зависимости от марки автомобиля— на 40—100 мм ниже ее (соответствующие дан­ ные для различных марок машин приведены в табл. .4).

Марка

автомобиля

ГАЗ-51 . . .

ГАЗ-63

. .

ЗИЛ-150 ) ЗИЛ-164 } ЗИЛ-157 J

ЗИЛ-151 . .

ГАЗ-53А . .

ГАЗ-66 . . .

ЗИЛ-130 . .

МАЗ-200 1 МАЗ-205 /

ГАЗ-69 . . .

М-21 «Волга»

автомобиля

м

Расстояние

от экрана,

7,5

7,5

10

10

7,5

7,5

10

7,5

7,5

7,5

 

 

Таблица 4

 

1

 

Высота центров свето­ вых пятен (расстояние между линиями 1 и 2 на рис. 8), мм

Расстояние между ли­ ниями 2 и 3 на рис. 8, мм

Расстояние от средней линии экрана до линии центров фар, мм

850

600

1070

600

12С0

530

1100

530

1000

740

1000

775

100

760

1075

680

800

490

765

700

27


Вначале проверяют каждую фару, затем обе вместе. Для проверки одной из фар вклю­ чают дальний свет, а вторую прикрывают. Если фара установлена правильно, центр овального светового пятна от ее луча должен совпадать с точкой пересечения вертикальной линии с горизонтальной. В случае несовпаде­ ния следует отрегулировать направление луча фары. Настройку производят поворачиванием винтов вертикальной и горизонтальной регули­ ровки фары.

Аналогичным путем проверяют и вторую фару. Затем следует включить обе фары и убе­ диться, что верхние края световых пятен обе­ их фар находятся на экране на одном уровне. После этого нужно закрепить фары и снова проверить правильность их регулировки.

Отрегулированные фары должны освещать дорогу на расстоянии не менее чем на 100 м при дальнем свете и не менее 30 м—при ближ­ нем. Освещение номерного знака должно обес­ печивать его видимость не менее чем за 20 м;

12)надежность крепления звукового сигна­ ла и затяжку клемм;

13)состояние и герметичность свечей зажи­ гания (для этого их снимают), отсутствие на­ гара на корпусе, изоляторе, центральном и боковом электроде.

Кроме того, измеряют зазор между элек­ тродами (рис. 9). Величина зазора должна быть в пределах:

уавтомобилей ГАЗ-51, ГАЗ-63, ЗИЛ-151,

ЗИЛ-157, ЗИЛ-164 и УРАЛ-375 — 0,6—0,7 мм,

уавтомобилей ГАЗ-53А, ГАЗ-66, ЗИЛ-130

иЗИЛ-131 — 0,8—0,9 мм;

28

14) исправность дополнительного электро оборудования: сигнальной фары, поворотного прожектора, задней фары, плафонов и разного назначения сигнальных ламп.

Результат

Р ез ул ь т а т

измерения

и з м е р е н и я

0,63 м м

 

П рави льн о

Рис. 9. Измерение зазора между электродами свечи.

При проверке исправности дополнительно­ го электрооборудования необходимо:

включить сигнальную фару, установленную на крыше автомобиля. При этом фара должна подавать прерывистые световые сигналы, ука­ зывающие на принадлежность автомобиля к пожарной охране. Пожарные автоцистерны на шасси ЗИЛ-131 имеют две сигнальные фары;

включить фару-прожектор, установленную на кронштейне кабины автомобиля с правой стороны и предназначенную для освещения места работы на пожаре;

включить заДнюю фару, поставленную на кронштейне пенала и предназначенную для освещения водоема — места работы у насос­ ного отсека;

проверить исправность плафонов в кабине