Файл: Зиненко, Н. А. Осмотр и проверка пожарных автомобилей практическое пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

насосом, должно соответствовать большей вы­ соте всасывания и наоборот.

Если насос не развивает достаточного дав­ ления, а обороты двигателя равны или больше указанных, это свидетельствует о чрезмерных утечках в щелевых зазорах, вызванных изно­ сом уплотнений между напорной и всасываю­ щей полостями насоса. Ерли Давление, разви­ ваемое насосом, и обороты вала насоса мень­ ше указанных, то это является признаком не­ достаточной мощности, развиваемой двигате­ лем. При этом уменьшение производительнос­ ти насоса и мощности двигателя допускается в пределах 15% от контрольных.

ПЕНОСМЕСИТЕЛЬ

При работающем двигателе нужно прове­ рить:

1) величину разрежения, создаваемого в вакуумной камере пеносмесителя. Для этого автомобиль устанавливают на водоем с высо­ той всасывания 1,0—3,5 м. Всасывающая ли­ ния должна состоять из двух рукавов (8 м) и оканчиваться всасывающей сеткой.

К пеносмесителю через штуцер, поставлен­ ный для работы от посторонней емкости, нуж­ но присоединить дюритовый или плотный ре­ зиновый шланг с вакуумметром на свободном конце. Вентили, перекрывающие подачу пено­ образователя, плотно закрывают.

Открыть пробковый кран, стрелку дозатора установить на цифру 12 для насосов ПН-ЗОКФ и на цифру 8 для насосов ПН-30 и ПН-ЗОК. При давлении в насосе 7--7,5 атм подключен­

92

ный к шлангу вакуумметр должен показать разрежение, равное 670—700 мм рт. ст.

2) работу пеносмесителя с подачей пены из пенобака, а воды из цистерны и гидранта. При работе от гидранта давление во всасыва­ ющем патрубке насоса не должно превышать 2,5—3 кг/см2. Давление регулируется шибера­ ми пожарной колонки.

При подаче пены не должно быть отклоне­ ний от тарировочного режима шкалы пеносме­ сителя. При отклонении требуется практиче­ ская корректировка положения дозирующего маховичка;

3) состояние обратного клапана пеносмеси­ теля. Признаком заедания обратного клапана является то, что пеносмеситель не засасывает пенообразователь. При неисправном обратном клапане подача пены не допускается, так как вода под давлением может проникнуть в пенобак и разрушить его.

После работы пеносмеситель и пенные ком­ муникации в обязательном порядке должны быть промыты водой. На насосах ПН-30 и ПН-ЗОК стрелку дозатора нужно установить на цифру 8, на насосах ПН-ЗОКФ — на 12 и на насосах ПН-40У — на 2. Затем отвернуть пробку на штуцере для забора пенообразова­ теля из посторонней емкости и присоединить к штуцеру резиновый шланг, свободный конец которого опустить в емкость с водой; вклю­ чить насос на работу от цистерны, водоема или гидранта; установить давление 7—7,5 атм и проработать три-пять минут. После этого оста­ новить насос; отсоединить шланг, навернуть пробку на штуцер; стрелку дозатора устано­


вить против деления на шкале «О»; закрыть вентили пенной коммуникации.

СТАЦИОНАРНЫЙ ЛАФЕТНЫЙ СТВОЛ

Стационарный лафетный ствол смонтиро­ ван над кабиной шофера на специальной пово­ ротной плите и предназначен для подачи ком­ пактной водяной струи с места и при движении автоцистерны на пониженных передачах, а также для подачи воздушно-механической пе­ ны с помощью специального насадка.

Контроль за исправностью лафетного ство­ ла сводится к проверке.

1)надежности крепления лафетного ствола

кповоротной плите, исправности уплотнитель­ ных резиновых манжет в поворотных соедине­ ниях ствола.

2)исправности управления лафетным ство­ лом из кабины шофера. Для этого нужно руч­ кой управления повернуть несколько раз ла­

фетный ствол в горизонтальной плоскости, а маховичком управления поднять и опустить лафетный ствол в вертикальной плоскости;

3) правильности работы распределительно­ го клапана, работающего с помощью сжатого воздуха, отбираемого из воздушного баллона автомобиля. С этой целью нужно включить распределительный клапан на подачу воды:

к лафетному стволу

и подать воду через

лафетный ствол;

 

в цистерну и подать воду.

Нормальная подача

воды соответственно

на лафетный ствол или

в цистерну указывает

94

на исправную работу распределительного кла­ пана;

4) герметичности всех соединений лафетно­ го ствола, трубопровода, колонки управления клапанами водопенных коммуникаций и ла­ фетного ствола;

5)правильности удаления конденсата с рас­ пределительного клапана;

6)отсутствия (особенно в зимнее время) в водопенных коммуникациях воды;

Для удаления воды нужно включить короб­ ку отбора мощности, рукоятку крана управле­ ния распределительным клапаном поставить в положение «ЛС» и открыть сливной краник насоса. Вода должна выйти через сливной кра­ ник насоса.

РАДИОСТАНЦИЯ

Установленные на автомобиле ультракорот­ коволновые радиостанции работают от источ­ ника питания с напряжением +12 в.

Радиостанции позволяют осуществлять бесподстроечную и беспоисковую связь как меж­ ду собой (между автомобилями), так и меж­ ду стационарными радиостанциями на пунктах связи.

Радиостанции работоспособны в интервале температур от —40°С до +50°С и относитель­ ной влажности воздуха до 95% при темпера­ туре + 20°С.

Осматривая радиостанцию, нужно прове­ рить:

1) надежность ее крепления в кабине вод теля и прочность крепления антенны;

95


2) напряжение генератора при максималь­ ных оборотах двигателя. Напряжение измеря­ ется на клеммах аккумулятора и не должно превышать 13,8 в. Регулировка производится изменением натяжения пружины подвижного контакта регулятора напряжения, входящего в состав реле-регулятора.

При регулировке разрешается пользовать­

ся вольтметрами не ниже класса 1,0.

«

Необходимо иметь в виду, что превышение напряжения на клеммах радиостанций более чем на 13,8 в может привести к выходу из строя электронные лампы радиостанции;

3) работу радиостанции в целом. Перед выходом на связь необходимо:

на передней панели ручку регулятора гром­ кости поставить в положение максимальной громкости (в крайнее правое положение);

убедиться, что переключатель каналов 1-2-3 установлен в положение, соответствующее за­ данному каналу связи;

переключить радиостанцию на передачу на­ жатием кнопки «Прд» на манипуляторе, а пе­ реключатель манипулятора перевести в поло­ жение «Д. Пр». После получения ответа от корреспондента о принятии вызова ему пере­ дают нужное сообщение. Для этого надо на­ жать кнопку «Прд» манипулятора и перевес­ ти переключатель манипулятора в положение «Пр». Передачу сообщения необходимо начи­ нать через две-три секунды после нажатия кнопки «Прд»; нельзя допускать непрерывную работу радиостанции на передачу более трех

96

минут в связи с большим нагревом выходной лампы передатчика;

включить радиостанцию на прием. В это время должен быть слышен характерный шум, который подавляется в момент приема сигна­ ла корреспондента. При переключении радио­ станции на режим дежурного приема шумы резко уменьшаются.

4—М-265

III. ПРОВЕРКА АВТОМОБИЛЯ КОРОТКИМ ПРОБЕГОМ

ДВИГАТЕЛЬ

Во время движения автомобиля необходи­ мо проверить:

1) показания манометра пневматической системы тормозов на автомобилях ЗИЛ, МАЗ, УРАЛ;

давление масла в системе смазки;

показания манометра пневматической регу­ лировки давления воздуха в шинах автомоби­ лей ГАЗ-66, ЗИЛ-157, ЗИЛ-131 и УРАЛ-375;

температуру воды в системе охлаждения по термометру; количество горючего в баке по указателю уровня топлива; величину зарядно­ го тока по амперметру; работу спидометра; действие звукового сигнала и сигнала-сирены, работу стеклоочистителей;

2) правильность установки момента зажи­ гания. С этой целью надо предварительно про­ греть двигатель и проехать по ровному участ­ ку дороги на прямой передаче со скоростью,

98


указанной в табл. 9. Затем резко увеличить скорость автомобиля до 50—55 км'час.

Таблица.9

Скорость авто­

 

 

мобиля при

Марка автомобиля

проверке уста­

новки момента

 

 

 

 

зажигания,

 

 

км!час

ГАЗ-51, Г А З - 6 3 ...................................

 

15-20

ЗИЛ-150, ЗИЛ-164, ЗИЛ-151,

10-15

ЗИЛ-157 .........................

: . . .

ГАЗ-53А, ГАЗ-66

 

25

ЗИЛ-130, ЗИЛ-131,

УРАЛ-375 . .

30

При правильной установке зажигания дол­ жны быть слышны незначительные прерывис­ тые детонационные стуки двигателя, исчезаю­ щие при достижении указанной скорости. Ес­ ли стуков нет, значит, зажигание позднее. Сильные стуки указывают на слишком ранее зажигание.

Правильно установленное зажигание двига­ теля обеспечивает минимальный расход горю­ чего при максимальной мощности, а также увеличивает срок его службы.

Проверку правильности установки зажига­ ния-для каждой марки автомобиля нужно производить на бензине с октановым чис­ лом, указанным в инструкции Завода-изго- товителя,

99


РАБОТА МЕХАНИЗМОВ ТРАНСМИССИИ

На ходу автомобиля необходимо проверить работу сцепления, коробки передач, раздаточ­ ной коробки, карданных валов, ведущих мос­ тов. При этом нужно учесть следующее:

1) в момент трогания автомобиля с места на первой передаче* сцепление должно начи­ нать плавно включаться примерно на середине хода педали и полностью включаться, когда педаль еще не дошла до исходного положения;

2) устанавливается, нет ли (при нормаль­ ном свободном ходе педали сцепления) про­ буксовки сцепления, которая обнаруживается при попытке резко разогнать автомобиль. В этом случае при нажатии на педаль управ­ ления дроссельной заслонкой («газ») скорость движения не увеличивается;

3)все передачи в коробке передач во вре­ мя движения автомобиля должны легко вклю­ чаться и выключаться. Самопроизвольное вы­ ключение передач, а также стук и скрежет в коробке передач и раздаточной коробке свиде­ тельствуют о неисправности агрегатов;

4)передний ведущий мост должен легко включаться и выключаться без выключения сцепления при малых оборотах двигателя. На автомобилях ГАЗ-66 передний ведущий мост можно включить и выключить на любой ско­ рости, не нажимая на педаль сцепления. Если это сделать трудно, то причина заключается в

разном давлении воздуха в шинах передних'

изадних колес.

5)необходимо установить, нет ли вибрации

в карданной передаче. Вибрация карданных

100

¡залов легко обнаруживается водителем М слух, о чем можно судить также по характер­ ному стуку при движении автомобиля под ук­ лон или по инерции.

Вибрация карданных валов может быть вы­ звана плохим их креплением болтами, изно­ шенностью подшипников промежуточной опо­ ры, разработанностью шлицевых соединений, игольчатых подшипников и пальцев .крестовин, погнутостью или неотбалансированностью са­ мих валов;

6) при движении автомобиля в ведущих мостах не должно быть, сильного шума и сту­ ка. Их появление свидетельствует о повышен­ ном износе деталей ведущих мостов, что, в частности, происходит из-за несвоевременной или недоброкачественной смазки.

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ПЕРЕДНИЙ МОСТ

Рулевое управление и передний мост дол­ жны обеспечивать легкость управления авто­ мобилем, его устойчивость, стабилизацию уп­ равляемых колес; быть надежными при дви­ жении автомобиля на различных скоростях и в любых дорожных условиях.

Поворот управляемых колес влево и впра­ во до крайних положений должен осущест­ вляться легко; рулевое колесо — свободно возвращаться в исходное положение.

На рулевом управлении не должны отра­ жаться неровности дороги. Сильные толчки, ощущающиеся на рулевом колесе, указывают на сильную затяжку, поломку или отсутствие пружин в тягах рулевого управления.

101