Файл: Зиненко, Н. А. Осмотр и проверка пожарных автомобилей практическое пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
насосом, должно соответствовать большей вы соте всасывания и наоборот.
Если насос не развивает достаточного дав ления, а обороты двигателя равны или больше указанных, это свидетельствует о чрезмерных утечках в щелевых зазорах, вызванных изно сом уплотнений между напорной и всасываю щей полостями насоса. Ерли Давление, разви ваемое насосом, и обороты вала насоса мень ше указанных, то это является признаком не достаточной мощности, развиваемой двигате лем. При этом уменьшение производительнос ти насоса и мощности двигателя допускается в пределах 15% от контрольных.
ПЕНОСМЕСИТЕЛЬ
При работающем двигателе нужно прове рить:
1) величину разрежения, создаваемого в вакуумной камере пеносмесителя. Для этого автомобиль устанавливают на водоем с высо той всасывания 1,0—3,5 м. Всасывающая ли ния должна состоять из двух рукавов (8 м) и оканчиваться всасывающей сеткой.
К пеносмесителю через штуцер, поставлен ный для работы от посторонней емкости, нуж но присоединить дюритовый или плотный ре зиновый шланг с вакуумметром на свободном конце. Вентили, перекрывающие подачу пено образователя, плотно закрывают.
Открыть пробковый кран, стрелку дозатора установить на цифру 12 для насосов ПН-ЗОКФ и на цифру 8 для насосов ПН-30 и ПН-ЗОК. При давлении в насосе 7--7,5 атм подключен
92
ный к шлангу вакуумметр должен показать разрежение, равное 670—700 мм рт. ст.
2) работу пеносмесителя с подачей пены из пенобака, а воды из цистерны и гидранта. При работе от гидранта давление во всасыва ющем патрубке насоса не должно превышать 2,5—3 кг/см2. Давление регулируется шибера ми пожарной колонки.
При подаче пены не должно быть отклоне ний от тарировочного режима шкалы пеносме сителя. При отклонении требуется практиче ская корректировка положения дозирующего маховичка;
3) состояние обратного клапана пеносмеси теля. Признаком заедания обратного клапана является то, что пеносмеситель не засасывает пенообразователь. При неисправном обратном клапане подача пены не допускается, так как вода под давлением может проникнуть в пенобак и разрушить его.
После работы пеносмеситель и пенные ком муникации в обязательном порядке должны быть промыты водой. На насосах ПН-30 и ПН-ЗОК стрелку дозатора нужно установить на цифру 8, на насосах ПН-ЗОКФ — на 12 и на насосах ПН-40У — на 2. Затем отвернуть пробку на штуцере для забора пенообразова теля из посторонней емкости и присоединить к штуцеру резиновый шланг, свободный конец которого опустить в емкость с водой; вклю чить насос на работу от цистерны, водоема или гидранта; установить давление 7—7,5 атм и проработать три-пять минут. После этого оста новить насос; отсоединить шланг, навернуть пробку на штуцер; стрелку дозатора устано
вить против деления на шкале «О»; закрыть вентили пенной коммуникации.
СТАЦИОНАРНЫЙ ЛАФЕТНЫЙ СТВОЛ
Стационарный лафетный ствол смонтиро ван над кабиной шофера на специальной пово ротной плите и предназначен для подачи ком пактной водяной струи с места и при движении автоцистерны на пониженных передачах, а также для подачи воздушно-механической пе ны с помощью специального насадка.
Контроль за исправностью лафетного ство ла сводится к проверке.
1)надежности крепления лафетного ствола
кповоротной плите, исправности уплотнитель ных резиновых манжет в поворотных соедине ниях ствола.
2)исправности управления лафетным ство лом из кабины шофера. Для этого нужно руч кой управления повернуть несколько раз ла
фетный ствол в горизонтальной плоскости, а маховичком управления поднять и опустить лафетный ствол в вертикальной плоскости;
3) правильности работы распределительно го клапана, работающего с помощью сжатого воздуха, отбираемого из воздушного баллона автомобиля. С этой целью нужно включить распределительный клапан на подачу воды:
к лафетному стволу |
и подать воду через |
лафетный ствол; |
|
в цистерну и подать воду. |
|
Нормальная подача |
воды соответственно |
на лафетный ствол или |
в цистерну указывает |
94
на исправную работу распределительного кла пана;
4) герметичности всех соединений лафетно го ствола, трубопровода, колонки управления клапанами водопенных коммуникаций и ла фетного ствола;
5)правильности удаления конденсата с рас пределительного клапана;
6)отсутствия (особенно в зимнее время) в водопенных коммуникациях воды;
Для удаления воды нужно включить короб ку отбора мощности, рукоятку крана управле ния распределительным клапаном поставить в положение «ЛС» и открыть сливной краник насоса. Вода должна выйти через сливной кра ник насоса.
РАДИОСТАНЦИЯ
Установленные на автомобиле ультракорот коволновые радиостанции работают от источ ника питания с напряжением +12 в.
Радиостанции позволяют осуществлять бесподстроечную и беспоисковую связь как меж ду собой (между автомобилями), так и меж ду стационарными радиостанциями на пунктах связи.
Радиостанции работоспособны в интервале температур от —40°С до +50°С и относитель ной влажности воздуха до 95% при темпера туре + 20°С.
Осматривая радиостанцию, нужно прове рить:
1) надежность ее крепления в кабине вод теля и прочность крепления антенны;
95
2) напряжение генератора при максималь ных оборотах двигателя. Напряжение измеря ется на клеммах аккумулятора и не должно превышать 13,8 в. Регулировка производится изменением натяжения пружины подвижного контакта регулятора напряжения, входящего в состав реле-регулятора.
При регулировке разрешается пользовать
ся вольтметрами не ниже класса 1,0.
«
Необходимо иметь в виду, что превышение напряжения на клеммах радиостанций более чем на 13,8 в может привести к выходу из строя электронные лампы радиостанции;
3) работу радиостанции в целом. Перед выходом на связь необходимо:
на передней панели ручку регулятора гром кости поставить в положение максимальной громкости (в крайнее правое положение);
убедиться, что переключатель каналов 1-2-3 установлен в положение, соответствующее за данному каналу связи;
переключить радиостанцию на передачу на жатием кнопки «Прд» на манипуляторе, а пе реключатель манипулятора перевести в поло жение «Д. Пр». После получения ответа от корреспондента о принятии вызова ему пере дают нужное сообщение. Для этого надо на жать кнопку «Прд» манипулятора и перевес ти переключатель манипулятора в положение «Пр». Передачу сообщения необходимо начи нать через две-три секунды после нажатия кнопки «Прд»; нельзя допускать непрерывную работу радиостанции на передачу более трех
96
минут в связи с большим нагревом выходной лампы передатчика;
включить радиостанцию на прием. В это время должен быть слышен характерный шум, который подавляется в момент приема сигна ла корреспондента. При переключении радио станции на режим дежурного приема шумы резко уменьшаются.
4—М-265
III. ПРОВЕРКА АВТОМОБИЛЯ КОРОТКИМ ПРОБЕГОМ
ДВИГАТЕЛЬ
Во время движения автомобиля необходи мо проверить:
1) показания манометра пневматической системы тормозов на автомобилях ЗИЛ, МАЗ, УРАЛ;
давление масла в системе смазки;
показания манометра пневматической регу лировки давления воздуха в шинах автомоби лей ГАЗ-66, ЗИЛ-157, ЗИЛ-131 и УРАЛ-375;
температуру воды в системе охлаждения по термометру; количество горючего в баке по указателю уровня топлива; величину зарядно го тока по амперметру; работу спидометра; действие звукового сигнала и сигнала-сирены, работу стеклоочистителей;
2) правильность установки момента зажи гания. С этой целью надо предварительно про греть двигатель и проехать по ровному участ ку дороги на прямой передаче со скоростью,
98
указанной в табл. 9. Затем резко увеличить скорость автомобиля до 50—55 км'час.
Таблица.9
Скорость авто
|
|
мобиля при |
|
Марка автомобиля |
проверке уста |
||
новки момента |
|||
|
|
||
|
|
зажигания, |
|
|
|
км!час |
|
ГАЗ-51, Г А З - 6 3 ................................... |
|
15-20 |
|
ЗИЛ-150, ЗИЛ-164, ЗИЛ-151, |
10-15 |
||
ЗИЛ-157 ......................... |
: . . . |
||
ГАЗ-53А, ГАЗ-66 |
|
25 |
|
ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, |
УРАЛ-375 . . |
30 |
При правильной установке зажигания дол жны быть слышны незначительные прерывис тые детонационные стуки двигателя, исчезаю щие при достижении указанной скорости. Ес ли стуков нет, значит, зажигание позднее. Сильные стуки указывают на слишком ранее зажигание.
Правильно установленное зажигание двига теля обеспечивает минимальный расход горю чего при максимальной мощности, а также увеличивает срок его службы.
Проверку правильности установки зажига ния-для каждой марки автомобиля нужно производить на бензине с октановым чис лом, указанным в инструкции Завода-изго- товителя,
99
РАБОТА МЕХАНИЗМОВ ТРАНСМИССИИ
На ходу автомобиля необходимо проверить работу сцепления, коробки передач, раздаточ ной коробки, карданных валов, ведущих мос тов. При этом нужно учесть следующее:
1) в момент трогания автомобиля с места на первой передаче* сцепление должно начи нать плавно включаться примерно на середине хода педали и полностью включаться, когда педаль еще не дошла до исходного положения;
2) устанавливается, нет ли (при нормаль ном свободном ходе педали сцепления) про буксовки сцепления, которая обнаруживается при попытке резко разогнать автомобиль. В этом случае при нажатии на педаль управ ления дроссельной заслонкой («газ») скорость движения не увеличивается;
3)все передачи в коробке передач во вре мя движения автомобиля должны легко вклю чаться и выключаться. Самопроизвольное вы ключение передач, а также стук и скрежет в коробке передач и раздаточной коробке свиде тельствуют о неисправности агрегатов;
4)передний ведущий мост должен легко включаться и выключаться без выключения сцепления при малых оборотах двигателя. На автомобилях ГАЗ-66 передний ведущий мост можно включить и выключить на любой ско рости, не нажимая на педаль сцепления. Если это сделать трудно, то причина заключается в
разном давлении воздуха в шинах передних'
изадних колес.
5)необходимо установить, нет ли вибрации
в карданной передаче. Вибрация карданных
100
¡залов легко обнаруживается водителем М слух, о чем можно судить также по характер ному стуку при движении автомобиля под ук лон или по инерции.
Вибрация карданных валов может быть вы звана плохим их креплением болтами, изно шенностью подшипников промежуточной опо ры, разработанностью шлицевых соединений, игольчатых подшипников и пальцев .крестовин, погнутостью или неотбалансированностью са мих валов;
6) при движении автомобиля в ведущих мостах не должно быть, сильного шума и сту ка. Их появление свидетельствует о повышен ном износе деталей ведущих мостов, что, в частности, происходит из-за несвоевременной или недоброкачественной смазки.
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ПЕРЕДНИЙ МОСТ
Рулевое управление и передний мост дол жны обеспечивать легкость управления авто мобилем, его устойчивость, стабилизацию уп равляемых колес; быть надежными при дви жении автомобиля на различных скоростях и в любых дорожных условиях.
Поворот управляемых колес влево и впра во до крайних положений должен осущест вляться легко; рулевое колесо — свободно возвращаться в исходное положение.
На рулевом управлении не должны отра жаться неровности дороги. Сильные толчки, ощущающиеся на рулевом колесе, указывают на сильную затяжку, поломку или отсутствие пружин в тягах рулевого управления.
101