Файл: Зиненко, Н. А. Осмотр и проверка пожарных автомобилей практическое пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Избытку масла дают стечь. Смоченная маслом сетка задерживает пыль, не давая ей попадать в картер двигателя.

Применяемые для смазки узлов и агрегатов данного автомобиля марки масел и смазок должны строго соответствовать тем, которые указаны в инструкции за вода-изготовителя.

Система питания

В систему питания входят топливный бак, топливный фильтр-отстойник, топливный на­ сос, фильтр тонкой очистки топлива, карбюра­ тор, топливопроводы, впускная и выпускная трубы, глушитель и воздушный фильтр. Осмот­ ром нужно проверить:

1) правильность применения горючего для данного автомобиля. Для автомобилей ЗИЛ130, ЗИЛ-131, ГАЗ-53А и ГАЗ-66 применяется бензин с октановым числом 76, для автомоби­ ля УРАЛ-375 — с октановым числом 93; для пожарных автомобилей на шасси ГАЗ-51, ГАЗ-63, ЗИЛ-164, ЗИЛ-157 — с октановым числом 72, а на грузовых автомобилях этих марок можно использовать бензин с октано­ вым числом 66. Употреблять для этих автомо­ билей бензин более низкого качества не разре­ шается;

2) надежность крепления и герметичность топливного бака. Пробка топливного бака дол­ жна быть без вмятин и с помощью прокладки герметично закрывать наливную горловину бака. Впускной клапан пробки наливной гор­ ловины, предупреждающей смятие баков ат­ мосферным давлением, и выпускной, открыва­ ющийся при повышении давления паров бен-

10

Зина, а также фильтрующая сетка в приемном патрубке горловины должны быть исправными.

Топливные баки должны быть полностью заправлены. Количество топлива в баках опре­ деляют по прибору или мерной линейкой;

3)отсутствие подтекания топлива и неплот­ ностей в соединениях топливопроводов с фильтром-отстойником, а также своевременно ли сливается отстой через сливную пробку фильтра-отстойника;

4)крепление и герметичность топливного насоса, не подтекает ли топливо в корпусе насоса и в соединениях с топливопроводами; исправность привода ручной подкачки топли­

ва, диафрагмы насоса (при повреждении диа­ фрагмы топливо просачивается через отвер­ стие на корпусе насоса);

5)герметичность фильтра тонкой очистки топлива, своевременность удаления осадка из стакана-отстойника;

6)надежность крепления и герметичность карбюратора; своевременно ли удаляется от­ стой из него. В соединениях карбюратора топ­ ливо не должно подтекать. Топливопроводы должны быть плотно затянуты накидными гай­ ками;

7)уровень топлива в поплавковой камере карбюратора. Для этого в автомобилях ЗИЛ

на малом числе оборотов холостого хода надо отвернуть пробку контроля уровня и через от­ крывшееся отверстие понаблюдать за уровнем топлива. При правильной регулировке он бу­ дет виден, а топливо не будет вытекать из от­ верстия.

В автомобилях ГАЗ 53А и ГАЗ-66 уровень

11


бензина при работающем двигателе или после подкачки вручную должен быть на 19—21 мм ниже плоскости разъема карбюратора, для чего на карбюраторе имеются метки.

Для проверки уровня топлива нужно у ав­ томобилей ГАЗ-51, ГАЗ-63 отвернуть пробку в нижней части карбюратора и присоединить резиновый шланг со стеклянной трубкой на конце. Удерживая стеклянную трубку рукой в вертикальном положении открытым концом вверх, надо приложить ее к наружной части карбюратора, наполнить поплавковую камеру карбюратора топливом с помощью топливного насоса и запустить двигатель, оставив его ра­ ботать на малых оборотах. Затем измерить расстояние от плоскости разъема поплавковой камеры до уровня бензина в стеклянной труб­ ке, который по закону сообщающихся сосудов должен быть равен уровню топлива в поплав­ ковой камере и составлять 17—19 мм;

8) исправность приводов управления дрос­ сельной и воздушной заслонками, правиль­ ность их открытия и закрытия. Длина тяг при­ водов должна быть отрегулирована так, чтобы при полностью открытой дроссельной заслонке педйль управления дроссельной заслонкой не­ много не доходила до пола; при вытягивании и втягивании кнопки управления воздушной заслонкой последняя соответственно должна полностью закрываться и открываться;

9) уровень и чистоту масла, сняв крышку воздушного фильтра карбюратора. Уровень масла должен соответствовать отметке на кор­ пусе фильтра. На дне масляной ванны не дол­ жно быть грязи. Работа двигателя без фильтра

12

или с сухим фильтрующим элементом недопус­ тима.

Уровень масла в масляной ванне не должен превышать установленную норму, в противном случае избыточное масло будет унесено пото­ ком воздуха в двигатель, что недопустимо;

10) крепление фланцев приемных труб глу шителя, состояние и крепление глушителя, впускной и выпускной труб двигателя.'

Система охлаждения

Система охлаждения двигателя состоит из водяной рубашки двигателя, радиатора, водя­ ного насоса, вентилятора, водораспредели­ тельных труб, спускных краников, жалюзи радиатора, привода вентилятора, дополнитель­ ного охлаждения пожарных автомобилей.

При осмотре системы охлаждения необхо­ димо проверить:

1) исправность пробки радиатора, проклад­ ки пробки, впускного (воздушного) клапана, открывающегося при падений давления в сис­ теме ниже атмосферного, у автомобилей:

ГАЗ-53А и ГАЗ-66 — на 0,01—0,10 кг/см2\ ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, УРАЛ-375 — на 0,01—

0,13 кг/см2-,

ГАЗ-51, ГАЗ-63, ЗИЛ-164 — на 0,15— 0,20 кг/см2;

и выпускного (парового) клапана, допус­ кающего повышение давления в системе ох­ лаждения у автомобилей: .

ГАЗ-53А и ГАЗ-66 — до 0,45 — 0,55 кг/см2; ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, УРАЛ-375—до 1 кг/см2-,

13


ГАЗ-61, ГАЗ-63, ЗИЛ-164 - до 0,25— 0,35 кг/см2.

Повышение давления в системе охлаждения за счет работы выпускного клапана позволяет работать двигателям при температурах у авто­ мобилей:

ГАЗ-53А и ГАЗ-66 — до 109— 111°С без закипания воды;

ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, УРАЛ-375 — до 119°С; ГАЗ-51, ГАЗ-63, ЗИЛ-164 — до 106—108°С.

Выпускной клапан предохраняет радиатор от разрыва при кипении воды, впускной — от смятия атмосферным давлением при конденса­ ции ее паров;

2) уровень охлаждающей жидкости в ра­ диаторе, который должен доходить до пароот­ водной трубки. В радиатор необходимо зали­ вать чистую и мягкую воду. Понижение в си­ стеме охлаждения уровня охлаждающей жид­ кости нарушает ее нормальную циркуляцию и вызывает перегрев двигателя.

Во время сильных морозов рекомендуется применять специальную жидкость с низкой температурой замерзания (антифриз), уровень которой должен быть на 15 мм ниже пароот­ водной трубки;

3) герметичность системы охлаждения, установив, не подтекает ли охлаждающая жидкость:

через сливные краники системы охлажде­ ния. В автомобилях ГАЗ-53А, ГАЗ-66, ЗИЛ130, ЗИЛ-131 и УРАЛ-375 спускных краников

14

три: первый установлен на нижнем бачке ра-

. диатора; второй — на рубашке правого ряда цилиндров, третий — на рубашке левого ряда цилиндров;

через верхний и нижний бачки и трубки радиатора;

всоединениях патрубков со шлангами во­ допроводов;

вбачке и коммуникациях дополнительного охлаждения двигателя;

4) исправность сальника водяного насоса. Появление воды через контрольное отверстие указывает на необходимость ремонта сальни­ кового уплотнения. Заваривание или закрытие

этого отверстия приводит к попаданию воды

вподшипники насоса и выходу их из строя;

5)затяжку гайки крепления ступицы шки­ ва вентилятора и наличие шплинта, крепление лопастей вентилятора, крепление водяного на­ соса. Ослабление крепления ступицы шкива вентилятора может привести к повреждению вентилятора, водяного насоса и радиатора; „

6)натяжение ремня привода вентилятора, генератора, компрессора (рис. 1, 2, 3).

При нормальном натяжении прогиб ремня

вего средней части для автомобилей ГАЗ и ЗИЛ при усилении 4 /сГ и для автомобилей МАЗ — 10 кГ должен быть в пределах, указан­ ных в табл. 1.

Замер прогиба ремней производится с по­

мощью двух линеек. Одну линейку кладут между шкивами на уровне ремня, а второй нажимают на ремень в средней части и определяют ло делениям величину прогиба

(см. рис. 3).

15


Ремень должен быть керастянутым, без расслоений и трещин. Слабое натяжение рем­ ня вызывает пробуксовку, преждевременный его износ и перегрев двигателя. Чрезмерное натяжение ведет к износу ремней, подшипни­ ков водяного насоса, генератора;

Марка автомобиля

ГАЗ-51, ГАЗ-63 . . .

ЗИЛ-150, ЗИЛ-164, ЗИЛ-151, ЗИЛ-157 . .

ЗИЛ-130, ЗИЛ-131,

УРАЛ-375 ....................

Г А З -5 3 А .........................

ГАЗ-66 .........................

МАЗ-200, МАЗ-205 . .

 

 

 

Таблица 1

Прогиб ремня привода вен­ тилятора, мм

Прогиб ремня

генератора, мм

Прогиб ремня компрессора, мм

12-20

12

20

15-20

15-20

10-15

10-15

10-15

10-15

10—15

10

-12

10-15

10

-15

15-20

13-19

13

-19

13-19

7) исправность привода жалюзи радиатора Оттянуть ручку привода на себя и установить, полностью ли закрылись створки. По возвра­ щении ручки в первоначальное положение створки должны быть полностью открыты,

16


Неплотное прикрытие створок затрудняет быстрый прогрев двигателя, что способствует повышенному износу деталей кривошипно­ шатунной группы двигателя. Кроме того, при низкой температуре затрудняется поддержание нормального теплового режима работы двига­ теля-

Рис. 1. Схема проверки натяжения приводных рем­ ней двигателей автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-131,

УРАЛ-375:

1 — шкив коленчатого вала; 2 — шкив генератора; 3 — шкив комнрессора; 4 — шкив водяного насоса; •5 — шкив насоса гидроусилителя рулевого управ­

ления- _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

| Гсс. публичная.

кV.V чио-тохничес И?,я

I библиотека СССР

I &КЕЕМПЛГР

В сильные морозы радиатор необходимо утеплять, прикрывая теплым капотом обли­ цовку радиатора и капот двигателя, внима­ тельно следить за указателем температуры охлаждающей жидкости.

ч-гпмм г5 /в и

Рис. 2. Схема проверки натяжения приводных рем­ ней двигателей автомобилей ГАЗ-53А, ГАЗ-66:

1 — шкив коленчатого вала; 2 — натяжной ролик; 3 — рычаг натяжного ролика; 4 — стопорная гайка; 5 — вентилятор; 6 — натяжная планка генератора; 7 — генератор; 8 — крепежный болт генератора; 9 —• ремень генератора; 10 — ремень водяного на­ соса и вентилятора; 11 — ремень генератора и вен­ тилятора; 12 — генератор; 13 — натяжная плат генератора; 14 — шкив компрессора; 15 — ремень компрессора и масляного насоса усилителя рулево­ го механизма; 16 — вентилятор; 17 — натяжная планка масляного насоса; 18 — масляный насос уси­ лителя рулевого механизма; 19 — болты крепления масляного насоса; 20 — крепежный болт кронштей­ на масляного насоса; 21 — шкив коленчатого вала,

Рис. 3. Проверка натяжения ремня привода генера­ тора:

1 — ремень; 2 — распорная планка; 3 — генератор; 4 — болт; 5 — линейка; 6 — планка

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Источниками тока на автомобиле являются аккумуляторная батарея и генератор. В число потребителей тока входят; система зажигания, стартер, система освещения и сигнализации, звуковой сигнал и электродвигатели.

Входе осмотра необходимо проверить:

1)надежность крепления и чистоту генера­ тора, стартера, катушки зажигания, звукового

сигнала; 2) состояние изоляции электрических про­

водов низкого и высокого напряжения; надеж­

19