Файл: Зиненко, Н. А. Осмотр и проверка пожарных автомобилей практическое пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
Избытку масла дают стечь. Смоченная маслом сетка задерживает пыль, не давая ей попадать в картер двигателя.
Применяемые для смазки узлов и агрегатов данного автомобиля марки масел и смазок должны строго соответствовать тем, которые указаны в инструкции за вода-изготовителя.
Система питания
В систему питания входят топливный бак, топливный фильтр-отстойник, топливный на сос, фильтр тонкой очистки топлива, карбюра тор, топливопроводы, впускная и выпускная трубы, глушитель и воздушный фильтр. Осмот ром нужно проверить:
1) правильность применения горючего для данного автомобиля. Для автомобилей ЗИЛ130, ЗИЛ-131, ГАЗ-53А и ГАЗ-66 применяется бензин с октановым числом 76, для автомоби ля УРАЛ-375 — с октановым числом 93; для пожарных автомобилей на шасси ГАЗ-51, ГАЗ-63, ЗИЛ-164, ЗИЛ-157 — с октановым числом 72, а на грузовых автомобилях этих марок можно использовать бензин с октано вым числом 66. Употреблять для этих автомо билей бензин более низкого качества не разре шается;
2) надежность крепления и герметичность топливного бака. Пробка топливного бака дол жна быть без вмятин и с помощью прокладки герметично закрывать наливную горловину бака. Впускной клапан пробки наливной гор ловины, предупреждающей смятие баков ат мосферным давлением, и выпускной, открыва ющийся при повышении давления паров бен-
10
Зина, а также фильтрующая сетка в приемном патрубке горловины должны быть исправными.
Топливные баки должны быть полностью заправлены. Количество топлива в баках опре деляют по прибору или мерной линейкой;
3)отсутствие подтекания топлива и неплот ностей в соединениях топливопроводов с фильтром-отстойником, а также своевременно ли сливается отстой через сливную пробку фильтра-отстойника;
4)крепление и герметичность топливного насоса, не подтекает ли топливо в корпусе насоса и в соединениях с топливопроводами; исправность привода ручной подкачки топли
ва, диафрагмы насоса (при повреждении диа фрагмы топливо просачивается через отвер стие на корпусе насоса);
5)герметичность фильтра тонкой очистки топлива, своевременность удаления осадка из стакана-отстойника;
6)надежность крепления и герметичность карбюратора; своевременно ли удаляется от стой из него. В соединениях карбюратора топ ливо не должно подтекать. Топливопроводы должны быть плотно затянуты накидными гай ками;
7)уровень топлива в поплавковой камере карбюратора. Для этого в автомобилях ЗИЛ
на малом числе оборотов холостого хода надо отвернуть пробку контроля уровня и через от крывшееся отверстие понаблюдать за уровнем топлива. При правильной регулировке он бу дет виден, а топливо не будет вытекать из от верстия.
В автомобилях ГАЗ 53А и ГАЗ-66 уровень
11
бензина при работающем двигателе или после подкачки вручную должен быть на 19—21 мм ниже плоскости разъема карбюратора, для чего на карбюраторе имеются метки.
Для проверки уровня топлива нужно у ав томобилей ГАЗ-51, ГАЗ-63 отвернуть пробку в нижней части карбюратора и присоединить резиновый шланг со стеклянной трубкой на конце. Удерживая стеклянную трубку рукой в вертикальном положении открытым концом вверх, надо приложить ее к наружной части карбюратора, наполнить поплавковую камеру карбюратора топливом с помощью топливного насоса и запустить двигатель, оставив его ра ботать на малых оборотах. Затем измерить расстояние от плоскости разъема поплавковой камеры до уровня бензина в стеклянной труб ке, который по закону сообщающихся сосудов должен быть равен уровню топлива в поплав ковой камере и составлять 17—19 мм;
8) исправность приводов управления дрос сельной и воздушной заслонками, правиль ность их открытия и закрытия. Длина тяг при водов должна быть отрегулирована так, чтобы при полностью открытой дроссельной заслонке педйль управления дроссельной заслонкой не много не доходила до пола; при вытягивании и втягивании кнопки управления воздушной заслонкой последняя соответственно должна полностью закрываться и открываться;
9) уровень и чистоту масла, сняв крышку воздушного фильтра карбюратора. Уровень масла должен соответствовать отметке на кор пусе фильтра. На дне масляной ванны не дол жно быть грязи. Работа двигателя без фильтра
12
или с сухим фильтрующим элементом недопус тима.
Уровень масла в масляной ванне не должен превышать установленную норму, в противном случае избыточное масло будет унесено пото ком воздуха в двигатель, что недопустимо;
10) крепление фланцев приемных труб глу шителя, состояние и крепление глушителя, впускной и выпускной труб двигателя.'
Система охлаждения
Система охлаждения двигателя состоит из водяной рубашки двигателя, радиатора, водя ного насоса, вентилятора, водораспредели тельных труб, спускных краников, жалюзи радиатора, привода вентилятора, дополнитель ного охлаждения пожарных автомобилей.
При осмотре системы охлаждения необхо димо проверить:
1) исправность пробки радиатора, проклад ки пробки, впускного (воздушного) клапана, открывающегося при падений давления в сис теме ниже атмосферного, у автомобилей:
ГАЗ-53А и ГАЗ-66 — на 0,01—0,10 кг/см2\ ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, УРАЛ-375 — на 0,01—
0,13 кг/см2-,
ГАЗ-51, ГАЗ-63, ЗИЛ-164 — на 0,15— 0,20 кг/см2;
и выпускного (парового) клапана, допус кающего повышение давления в системе ох лаждения у автомобилей: .
ГАЗ-53А и ГАЗ-66 — до 0,45 — 0,55 кг/см2; ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, УРАЛ-375—до 1 кг/см2-,
13
ГАЗ-61, ГАЗ-63, ЗИЛ-164 - до 0,25— 0,35 кг/см2.
Повышение давления в системе охлаждения за счет работы выпускного клапана позволяет работать двигателям при температурах у авто мобилей:
ГАЗ-53А и ГАЗ-66 — до 109— 111°С без закипания воды;
ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, УРАЛ-375 — до 119°С; ГАЗ-51, ГАЗ-63, ЗИЛ-164 — до 106—108°С.
Выпускной клапан предохраняет радиатор от разрыва при кипении воды, впускной — от смятия атмосферным давлением при конденса ции ее паров;
2) уровень охлаждающей жидкости в ра диаторе, который должен доходить до пароот водной трубки. В радиатор необходимо зали вать чистую и мягкую воду. Понижение в си стеме охлаждения уровня охлаждающей жид кости нарушает ее нормальную циркуляцию и вызывает перегрев двигателя.
Во время сильных морозов рекомендуется применять специальную жидкость с низкой температурой замерзания (антифриз), уровень которой должен быть на 15 мм ниже пароот водной трубки;
3) герметичность системы охлаждения, установив, не подтекает ли охлаждающая жидкость:
через сливные краники системы охлажде ния. В автомобилях ГАЗ-53А, ГАЗ-66, ЗИЛ130, ЗИЛ-131 и УРАЛ-375 спускных краников
14
три: первый установлен на нижнем бачке ра-
. диатора; второй — на рубашке правого ряда цилиндров, третий — на рубашке левого ряда цилиндров;
через верхний и нижний бачки и трубки радиатора;
всоединениях патрубков со шлангами во допроводов;
вбачке и коммуникациях дополнительного охлаждения двигателя;
4) исправность сальника водяного насоса. Появление воды через контрольное отверстие указывает на необходимость ремонта сальни кового уплотнения. Заваривание или закрытие
этого отверстия приводит к попаданию воды
вподшипники насоса и выходу их из строя;
5)затяжку гайки крепления ступицы шки ва вентилятора и наличие шплинта, крепление лопастей вентилятора, крепление водяного на соса. Ослабление крепления ступицы шкива вентилятора может привести к повреждению вентилятора, водяного насоса и радиатора; „
6)натяжение ремня привода вентилятора, генератора, компрессора (рис. 1, 2, 3).
При нормальном натяжении прогиб ремня
вего средней части для автомобилей ГАЗ и ЗИЛ при усилении 4 /сГ и для автомобилей МАЗ — 10 кГ должен быть в пределах, указан ных в табл. 1.
Замер прогиба ремней производится с по
мощью двух линеек. Одну линейку кладут между шкивами на уровне ремня, а второй нажимают на ремень в средней части и определяют ло делениям величину прогиба
(см. рис. 3).
15
Ремень должен быть керастянутым, без расслоений и трещин. Слабое натяжение рем ня вызывает пробуксовку, преждевременный его износ и перегрев двигателя. Чрезмерное натяжение ведет к износу ремней, подшипни ков водяного насоса, генератора;
Марка автомобиля
ГАЗ-51, ГАЗ-63 . . .
ЗИЛ-150, ЗИЛ-164, ЗИЛ-151, ЗИЛ-157 . .
ЗИЛ-130, ЗИЛ-131,
УРАЛ-375 ....................
Г А З -5 3 А .........................
ГАЗ-66 .........................
МАЗ-200, МАЗ-205 . .
|
|
|
Таблица 1 |
Прогиб ремня привода вен тилятора, мм |
Прогиб ремня |
генератора, мм |
Прогиб ремня компрессора, мм |
12-20 |
12 |
20 |
— |
15-20 |
15-20 |
10-15 |
|
10-15 |
10-15 |
10-15 |
|
10—15 |
10 |
-12 |
— |
10-15 |
10 |
-15 |
15-20 |
13-19 |
13 |
-19 |
13-19 |
7) исправность привода жалюзи радиатора Оттянуть ручку привода на себя и установить, полностью ли закрылись створки. По возвра щении ручки в первоначальное положение створки должны быть полностью открыты,
16
Неплотное прикрытие створок затрудняет быстрый прогрев двигателя, что способствует повышенному износу деталей кривошипно шатунной группы двигателя. Кроме того, при низкой температуре затрудняется поддержание нормального теплового режима работы двига теля-
Рис. 1. Схема проверки натяжения приводных рем ней двигателей автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-131,
УРАЛ-375:
1 — шкив коленчатого вала; 2 — шкив генератора; 3 — шкив комнрессора; 4 — шкив водяного насоса; •5 — шкив насоса гидроусилителя рулевого управ
ления- _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
| Гсс. публичная.
кV.V чио-тохничес И?,я
I библиотека СССР
I &КЕЕМПЛГР
В сильные морозы радиатор необходимо утеплять, прикрывая теплым капотом обли цовку радиатора и капот двигателя, внима тельно следить за указателем температуры охлаждающей жидкости.
ч-гпмм г5 /в и
Рис. 2. Схема проверки натяжения приводных рем ней двигателей автомобилей ГАЗ-53А, ГАЗ-66:
1 — шкив коленчатого вала; 2 — натяжной ролик; 3 — рычаг натяжного ролика; 4 — стопорная гайка; 5 — вентилятор; 6 — натяжная планка генератора; 7 — генератор; 8 — крепежный болт генератора; 9 —• ремень генератора; 10 — ремень водяного на соса и вентилятора; 11 — ремень генератора и вен тилятора; 12 — генератор; 13 — натяжная плат генератора; 14 — шкив компрессора; 15 — ремень компрессора и масляного насоса усилителя рулево го механизма; 16 — вентилятор; 17 — натяжная планка масляного насоса; 18 — масляный насос уси лителя рулевого механизма; 19 — болты крепления масляного насоса; 20 — крепежный болт кронштей на масляного насоса; 21 — шкив коленчатого вала,
Рис. 3. Проверка натяжения ремня привода генера тора:
1 — ремень; 2 — распорная планка; 3 — генератор; 4 — болт; 5 — линейка; 6 — планка
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
Источниками тока на автомобиле являются аккумуляторная батарея и генератор. В число потребителей тока входят; система зажигания, стартер, система освещения и сигнализации, звуковой сигнал и электродвигатели.
Входе осмотра необходимо проверить:
1)надежность крепления и чистоту генера тора, стартера, катушки зажигания, звукового
сигнала; 2) состояние изоляции электрических про
водов низкого и высокого напряжения; надеж
19