ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
дов: короткозамкнутой и фазной (подобная обмотке статора). Короткозамкнутая обмот ка выполняется в виде «беличьего колеса», т. е. состоит из изолированных и заложенных в пазы медных стержней, оба конца которых привариваются к двум медным кольцам. Фаз ная обмотка состоит из трех обмоток, изоли рованных друг от друга и от стальных листов, из которых набран ротор. Три конца обмоток соединяют вместе, а три других выведены к трем контактным кольцам на общем валу ротора. Контактные кольца изолированы от вала и один от другого.
На кольца накладываются меднографито вые щетки, прижимаемые пружинными щет кодержателями и соединенные с пускорегули рующими сопротивлениями, что увеличивает сопротивление цепи ротора. Дополительное сопротивление ротора имеет целью уменьше ние пускового тока двигателя, увеличение на чального пускового момента вращения дви гателя и регулирование скорости путем сни жения числа оборотов ниже номинального значения.
Работа электродвигателя основана на свойстве тока образовывать магнитное поле вокруг проводника, свернутого в виде спи рали. Если на стальное кольцо намотать три спирали на одинаковом расстоянии одна от другой и пропустить через них трехфазный ток, то в каждой обмотке образуется магнит ное поле. Взаимодействуя между собой, эти три поля образуют общее магнитное поле, ко торое по величине останется неизменным и будет вращаться вокруг оси кольца.
Ротор помещается внутри статора, при движении вращающееся магнитное поле ста
30
тора пересекает магнитными силовыми лини ями обмотку ротора. При пересечении про водника магнитными силовыми линиями в нем возбуждается электрический ток. По этому принципу в роторе двигателя также индукти руется ток, который будет взаимодействовать с магнитным полем статора. Сила взаимодей ствия тока ротора и магнитного поля статора приводит во вращение ротор, т. е. создает вращающий момент на валу ротора. Скорость вращения ротора асинхронного двигателя всегда меньше, чем скорость вращения маг нитного поля статора. Поэтому этот тип дви гателя называется асинхронным, т. е. не сов падающим во времени.
Установленные на кранах электродвигате ли относятся к специальной группе электри ческих машин, называемых крановыми. Кра новые электродвигатели с фазовым ротором обозначаются МТ, с короткозамкнутым рото ром— МТК. Эти двигатели рассчитаны в боль шинстве случаев на напряжение 220/380 в. Если напряжение питающей сети 220 в, ста торную обмотку двигателя соединяют тре угольником, при напряжении сети 380 в об мотку соединяют звездой.
Режим работы двигателя характеризуется продолжительностью включения, т. е. отно шением продолжительности работы двигате ля под нагрузкой ко всему времени цикла. Продолжительность цикла работы — это один период нагрузки плюс одна пауза. Продолжи тельность включения обозначается буквами ПВ и выражается в процентах.
В паспорте крановых двигателей их мощ ность указана при ПВ=25%. В случае увели чения или уменьшения ПВ мощность соответ-
31
ственно увеличивается или уменьшается. От сюда следует, что один и тот же электродви гатель может работать с большей или мень шей нагрузкой в течение короткого проме жутка времени и с меньшей нагрузкой — длительный период.
Крановые электродвигатели работают в тяжелых условиях, поэтому конструкция их обладает повышенной прочностью. Они снаб жены влагоотталкивающей изоляцией, кото рая обеспечивает.их надежную эксплуатацию на открытом воздухе (рис. 6),
Для регулирования числа оборотов двига теля и ограничения пускового тока применя ют пусковые сопротивления (реостаты). Эле менты сопротивления изготовляют в виде пластин, лент и спиралей. Собирают элемен ты сопротивления в металлических ящиках и изолируют один от другого. Ящики сопротив ления устанавливают отдельно от других ап паратов управления, обычно под кабиной машиниста. Каждый ящик маркирован, на нем имеется номер, соответствующий величи не сопротивления тока. Ящики сопротивлений присоединяются к контроллеру или командоконтроллеру по схеме, указанной на корпусе этих аппаратов.
Для управления двигателями, т. е. для пу ска их в ход, регулирования скорости и ре версирования предназначены контроллеры, основной частью которых являются контакты. При помощи контактов пускорегулирующие сопротивления подключаются в цепь обмоток ротора, изменяя скорость его вращения. Уп равление контроллерами осуществляет маши нист крана вручную, при помощи штурвала. На большинстве козловых кранов установ-
32
Рис. 6. Асинхронный элект родвигатель (продольный разрез)
1 — сердечник |
статора; |
2 — сер |
дечник ротора; |
3 — обмотка ста- |
|
тора; 4 — вентилятор; |
5 — вал; |
6 — подшипниковый щит; 7—об
мотка ротора; |
8 — контактные |
кольца; |
9 --щетки |
лены кулачковые контроллеры, состоящие из кулачковых элементов и вала с кулачковыми шайбами. Кулачковые элементы собраны на изолированной доске и -могут выниматься из контроллера отдельными блоками, что позво ляет ремонтировать и заменять губки, не на рушая электрических соединений других эле ментов. Вся токоподводящая система кон троллера помещается в закрытом металличе ском корпусе. Для пуска двигателя в ход по степенно переводят контроллер с нулевого положения на положение «Вперед» или «Назад».
Поворот рукоятки или штурвала в одну сторону обеспечивает прямое протекание то ка через двигатель и одно направление дви гателя, а поворот штурвала в обратную сто рону приводит к обратному направлению вра щения двигателя и всего механизма. Для остановки двигателя контроллер переводит ся с положения «Вперед» или «Назад» на ну левое, соответствующее нерабочему положе нию двигателя.
Командоконтроллер представляет собой устройство для управления контакторами в электроприводах, рассчитанных на большое число включений. В отличие от обычного кон троллера командоконтроллер не имеет кон тактов, рассчитанных на прохождение боль ших токов, в связи с этим размеры его неве лики, а управление им не требует большого физического усилия. В зависимости от назна чения на подвижную ось командоконтроллера установлены кулачки различного профиля, что позволяет управлять большим числом це пей (обычно до 6 и 12). При контроллерном управлении машинисту крана приходится
34
прикладывать значительные усилия к штур валу контроллера.
Для защиты электродвигателей крана от больших перегрузок и коротких замыканий устанавливают защитные контакторные пане ли. В металлическом шкафу защитной пане ли на изолированной асбестоцементной пли те смонтированы аппараты, позволяющие ав томатически или машинисту с пульта управ
ления |
немедленно отключить электропривод |
|
крана |
от внешней сети в |
случаях необходи |
мости, |
т. е. при коротких |
замыканиях, пере |
грузке, понижении напряжения сети.
На защитной панели установлены вводный рубильник с наружным приводом в виде ру коятки, предохранители -цепей управления, контакторы, реле максимального тока и кон тактные зажимы цепи управления и линей ных проводов. В металлическом шкафу за щитной панели может быть установлен транс форматор освещения. Защитные панели во время работы должны быть опломбиро ваны.
Контактор —это аппарат с электромагнит ным приводом, предназначенный для включе ния и отключения электрических 'цепей под нагрузкой. Контактор выполняет те же функ ции, что и рубильник, но усилие, руки челове ка здесь заменено усилием, создаваемым ка тушкой контактора, когда по катушке проте кает ток. Контактор устроен следующим образом: катушка магнитного контактора на сажена на неподвижный сердечник. Подвиж ной якорь, укрепленный шарнирно, имеет ра бочий контакт, который при включенном со стоянии соприкасается с другим рабочим контактом. Когда тока в катушке нет, под
3 * |
35 |
вижной. якорь под действием своего веса и пружины занимает крайнее левое положение и рабочие контакты размыкаются. При вклю чении контактора, когда замыкается цепь, ток, проходя по катушке, образует магнитное поле и сердечник намагничивается. Подвиж ной якорь притягивается к сердечнику и за мыкает рабочие контакты, через которые про ходит ток силовой цепи.
Магнитный пускатель предназначен для пуска, реверсирования и защиты асинхрон ных короткозамкнутых двигателей. Защита двигателей от токов большой величины вы полняется при помощи плавких предохрани телей, токовых реле (реле максимального то ка) и тепловых реле.
Плавкие предохранители — простейшее средство для защиты от тока выше номиналь ного. При токе больше номинального плав кий предохранитель перегорает и отсоединя ет электродвигатель. На козловых кранах для защиты электродвигателей от токов устанав ливают токовые электромагнитные реле. Это прибор, который автоматически при возник новении тока выше тока настройки замыкает или размыкает 'непосредственно контролиру емую им электрическую цепь. Конечные вы ключатели служат для ограничения действия механизмов передвижения крана, грузовой тележки и подъема крюка путем отключения двигателя при достижении краном, грузовой тележкой или крюковой обоймой своих край них положений. По конструкции конечные выключатели бывают рычажными или шпин дельными, их устанавливают в цепи управле ния. Контактная система выключателя пост роена таким образом, что контакты размыка
36
ются при подходе механизма к крайнему по ложению.
Машинист должен знать назначение и уст ройство всех узлов электрооборудования кра на,. так как без этих знаний нельзя овладеть квалифицированной технической эксплуата цией крана.
III. ГРУЗОЗАХВАТНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
Стальные канаты, применяемые для осна щения кранов, при подъеме и перемещении грузов изготовляют из тонких стальных про волок диаметром 0,6—2 мм, предварительно термически обработанных и оцинкованных для прочности и стойкости. Проволоку изго товляют из высокопрочной стали, имеющей предел прочности при растяжении не менее 120 кГ/мм2, т. е. в 3—5 раз прочнее обычной стали марки Ст. 3, применяемой в строитель стве.
Конструктивно стальные канаты, различа ются по форме сечения, числу проволок в пря дях, числу прядей, направлению свивки пря дей в канате и проволок в прядях, а также по типу сердечника. Свивка канатов бывает оди нарной, двойной и тройной.
Канаты одинарной свивки изготовляют непосредственно из отдельных проволок, ка наты двойной свивки —' из прядей, свитых из -проволок, которые затем свиваются вокруг пенькового сердечника, придающего канату
гибкость и |
удерживающего |
внутри |
его |
смазку. |
|
|
|
Канат тройной свивки состоит из отдель |
|||
ных канатов |
двойной свивки. |
Проволоки |
|
в прядях так же, как и пряди в канате, |
мо |
37
гут быть свиты в одном направлении; такая свивка называется односторонней.
Крестовой свивкой канатов называется свивка проволоки в прядях и прядей в кана
ты в противоположных направлениях. |
свивки, |
|||||
Есть канаты |
комбинированной |
|||||
в которых |
одна часть |
прядей |
имеет |
левое, |
||
а другая •—правое |
направление |
свивки |
про |
|||
волоки. |
обладают |
преимуществами |
по |
|||
Канаты |
сравнению с тяговыми органами других ма шин— цепями. Канаты обеспечивают высо кую грузоподъемность при незначительном весе, бесшумность хода, гибкость и подвиж ность во всех направлениях при перемеще нии груза, а также большую надежность в ра боте.
В большинстве случаев наружные прово локи каната изнашиваются быстрее внутрен них, поэтому опасный износ каната можно обнаружить заранее и предотвратить аварию. Канат может оборваться в том случае, если не имеет достаточной прочности, теряет проч ность из-за износа или местных повреждений, соскальзывает с блока, в результате чего трос перетирается о металлоконструкцию при не досмотре обслуживающего персонала, пере тирается при подтягивании крюка до упора при продолжающейся работе механизма, ес ли ограничитель высоты не работает.
Стальные канаты, применяемые для осна стки грузоподъемных машин, должны обла дать прочностью, гибкостью и долговечно стью, не сплющиваться и не раскручиваться во время работы. Этими качествами наиболее полно обладают стальные канаты двойной крестовой свивки, канаты, состоящие из ше
38
сти прядей при одном пеньковом сердечнике, которые преимущественно применяют для оснастки козловых кранов (ТК 6x37).
Стальной канат для оснащения крана под бирают по грузоподъемности крана, т. е. по величине наибольшего груза, который кран может поднять. При подборе каната пользу ются формулой
где К— коэффициент запаса прочности ка ната;
Р— действительное разрывное усилие каната в кГ, т. е. та нагрузка, при которой образец рвется при испыта
нии на разрывной машине; |
кана |
S— наибольшее натяжение ветви |
|
та под действием груза. |
каната |
Коэффициентом запаса прочности |
называется число, показывающее, во сколько раз следует уменьшить нагрузку на канат по сравнению с предельной нагрузкой (разрыв ным усилием), чтобы перемещение груза бы ло полностью безопасным. Коэффициент за паса прочности канатов, применяемых при оснащении козлового крана, составляет 6. Запас прочности каната принимается тем больше, чем большим изгибам он подвергает ся в работе.
Чтобы определить натяжение ветви кана та, необходимо грузоподъемность крана раз делить на число ветвей полиспаста. Перемно жив величины К и S, получают разрывное усилие и по сертификату подбирают канат с необходимым разрывным усилием.
Выпускаемый заводом-изготовителем ка
39