ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
нат снабжается паспортом-сертификатом, в котором указываются тип каната, величина разрывного усилия и результаты испытаний. Канат снабжается биркой с указанием на ней заводских данных. Применение каната без паспорта и бирок приводит к авариям и не счастным случаям.
Для продления срока службы канатов не обходимо соблюдать нормальные' условия их эксплуатации; канаты необходимо очищать от грязи и старой смазки и систематически смазывать. Пригодность каната к работе оп ределяют степенью его износа, обрывом от дельных лопнувших проволок, составляющих пряди, поверхностным износом или коррозией проволок. Канат считается непригодным к ра боте и подлежит немедленной замене, если: оборвана хотя бы одна из шести прядей, число оборванных прядей больше или равно норме браковки, которая зависит от конст рукции каната и устанавливается Госгортех надзором по числу обрывов проволоки на длине одного шага свивки. Количество, обор ванных проволок не должно превышать 10% их общего количества. Для определения шага свивки просматривают весь канат, и в том месте, где будет обнаружено наибольшее чис ло-оборванных проволок, на-одной из прядей делают мелом первую отметку. От одной от метки в сторону наибольшего износа отсчи
тывают столько прядей, сколько их |
имеется |
в сечении каната, и ставят вторую |
отметку. |
Расстояние между двумя отметками и есть шаг свивки.
Канат подлежит браковке, если при не правильной его размотке образовались пет ли, а та<сже, если в результате защемления
40
nrhi удара о канат груза на нем.образовались смятые участки. Безопасность грузовых опе раций зависит от правильной и надежной за делки канатов. Конец каната заделывают при помощи коуша или зажимов, в некоторых случаях при помощи конусной втулки, в кото рую вводится конец каната и заливается сплавом свинца или заклинивается. При этом концы проволок KaHafa загибаются.
Основными деталями, которые связывают подъемный механизм с грузом, являются бло ки и барабаны.
Блок представляет собой простейшее гру зоподъемное устройство, состоящее из коле са, на ободе которого имеется желоб. Блоки разделяются на подвижные и неподвижные, последние служат только для изменения на правления движения каната. Подвижные бло ки одновременно с вращением вокруг собст венной оси перемещаются вместе с грузом. Эти блоки применяют для получения выигры ша в силе вследствие уменьшения скорости подъема груза.
Полиспаст представляет собой систему нескольких подвижных и неподвижных бло ков, соединенных канатом.
Основной характеристикой полиспаста яв ляется его кратность, т. е. число ветвей кана та, на которое распределяется вес поднимае мого груза. Если кратность полиспаста равна двум, это значит, что скорость подъема крю ка будет в -два раза ниже скорости намотки троса на барабан, но соответственно вдвое увеличивается тяговое усилие. В грузоподъ емных машинах полиспасты используют для увеличения тягового усилия грузозахватного органа.
41
Канат прикрепляется одним концом к уш ку какого-нибудь блока полиспаста, огибает последовательно ролики одних блоков и дру гим концом (тяговым), сбегающим с одного из блоков, навивается на барабан грузоподъ емной тележки крана. Нижний блок полиспа ста имеет грузовой крюк, к которому подве шивают груз.
Барабаны имеют форму полых цилиндров; их изготовляют литыми из стали или серого чугуна. Поверхность барабана для правиль ной укладки и меньшего износа каната имеет винтовые канавки. Радиус канавки, соответст вует размеру наматываемого каната, чтобы не происходило заклинивание. При одновре менной намотке двух ветвей кан&та каждая половина барабана имеет встречные винто вые канавки. Большое значение для безопас ности работы имеет надежность закрепления на барабане стального каната, который за крепляется прижимными планками или кли ном.
Грузовой крюк предназначен для подня тия груза. На козловом кране крюк подвеши вается посредством крюковой обоймы с подйижным блоком. Крюк изготовляют ковкой или штамповкой из мартеновской стали с по следующей термической ' обработкой и снаб жают паспортом и клеймом завода-изготови- теля. На каждом крюке в соответствии с тре бованиями стандарта обозначены заводской номер, грузоподъемность и год изготовления. Крюковая обойма состоит' из двух' металли ческих щек и траверсы, в которой крепится крюк. В траверсе крюк, Опирающийся на нее через упорный шариковый подшипник, за крепляется гайкой, которая навертывается
42
непосредственно на резьбу хвостовика крюка. Траверса может вращаться относительно.сво ей продольной оси, поэтому крюк может вра щаться по вертикальной и горизонтальной осям, облегчая захват груза. Выше траверсы в щеках ригелями крепится ось, на которой вращается блок, огибаемый грузовым кана том. Каждый крюк должен быть испытан на грузкой, превышающей его грузоподъем ность на 25%. Поверхность крюка, должна быть чистой, без трещин и других дефектов. Груз подвешивают к крюку при помощи съем ных грузозахватных приспособлений. Произ водительность крана в большой степени за висит от грузозахватных приспособлений, ис пользуемых при работе крана. Если кран не будет оснащен необходимыми грузозахватны ми приспособлениями, при высоких скоростях механизмов и опыте машиниста не будет до стигнута значительная производительность кранат
Съемные грузозахватные приспособления должны соответствовать следующим требо ваниям:
иметь простую конструкцию и быть безот
казными в работе; иметь минимальный вес и максимальную
грузоподъемность; обеспечивать безопасность в работе и со
хранность перегружаемого груза.
Зацепка к крюку грузозахватного приспо собления и отцепка его должны совершаться без затруднений и в наиболее короткое время.
Грузозахватные приспособления бывают простыми (стропы), полуавтоматическими, автоматическими (автостропы, крановые ав томатические захваты, грейферы и электро
4 3
магнит). Наиболее распространенными гру зозахватными приспособлениямиявляются' стропы из отрезков стальных канатов. Стро пы изготовляют такой длины, чтобы при за хвате груза ветви его располагались между собой под углом не более 90°.
Расположение ветвей стропа под углом бо лее 90° вызывает возникновение в стропе слишком больших усилий, при этом поднима емый груз испытывает сжатие, что можетвыз вать его деформацию или разрушение.
Чаще применяют |
стропы облегченные |
с двумя петлями. Для |
перегрузки контейне |
ров применяют специальные четырехветвевые стропы. Четыре отрезка стального каната за делывают в общее кольцо. На концах стропов прикрепляют однорогие кфюки с заостренны ми и отогнутыми концами, которые легко за водятся в чалочные кольца или рымы контей нера. Для перегрузки оборудования, листово го и профильного металла, труб, кирпичных блоков и других штучных грузов применяют различные захваты, повышающие производи тельность крана. Для подъема листовой ста ли применяют надежные в работе эксцентри ковые захваты. При переработке двутавро вых балок, рельсов, труб, брусьев применяют клещевые захваты. Захват работает по прин ципу самозажима под действием веса подни маемого груза, при этом клещи смыкаются и надежно удерживают груз на весу. Размыка ются клещи под тяжестью верхних рычагов и обоймы крюка или вручную, как только груз будет опущен. Для перегрузки грузов в ящич ной таре применяют крановый автоматиче ский захват грузоподъемностью до 2 Т. Для настройки захвата на* определенный размер
4 4
ящика челюсти захвата имеют .ряд отверстий, в которые переставляют оси рычагов.
Съемные грузозахватные приспособления после изготовления должны быть испытаны нагрузкой, в 1,25 раза превышающей их но минальную грузоподъемность, и снабжены
клеймом или прочно прикрепленной |
биркой |
с указанием номера, грузоподъемности |
и да |
ты испытания. Без соблюдения этих условий |
стропы не должны быть допущены к работе. Для переработки сыпучих и кусковых грузов применяют грейфер.
Грейфер представляет собой раскрываю щийся ковш, механически захватывающий и разгружающий груз. Он состоит из верхней и нижней траверс, двух тяг и .электропривода, в качестве которого применена электроталь типа ТЭЗ-111 грузоподъемностью 3 Т. Таль шарнирно подвешена к верхней траверсе. Ее канат, проходя через блоки на траверсе, за креплен в специальном пружинном выключа ющем устройстве, которое ограничивает натя жение каната при полном закрытии челю стей. Открытие челюстей происходит под дей ствием их собственного веса, но при обратном вращении барабана тали.
При работе с грейфером для удержания каната в канавках грузового барабана тали применяют специальное устройство —кана- тоукладчик, который состоит из рычага, кронштейна, ролика, пружины и регулирую щего болтц. Ролик вращается одновременно с вращением барабана и прижимает к нему ряды каната. Нажатие ролика создается пру жиной,- натяжение которой регулируется бол том. Кронштейн канатоукладчика приварива ется к кожуху барабана. Подъемные элект
4 5
ромагниты служат для подъема черных ме таллов (сталь, чугун).
Груз захватывается магнитом автомати чески при включении электрического тока и освобождается при выключении тока. Магнит подвешивается цепями к крюку подъемного крана и питается постоянным током с помо щью гибкого кабеля. Кабель наматывается на специальный кабельный барабан, установ ленный на раме крана.
IV. |
МОНТАЖ КОЗЛОВОГО КРАНА |
|
|||
Краны |
монтируют |
различными |
методами |
||
в зависимости от |
размеров крана, |
веса |
его |
||
монтажных узлов, |
веса |
моста и опор в- |
соб |
||
ранном виде, наличия |
подъемных |
средств и |
опыта монтажников.
Подготовительные работы и монтаж кра на выполняют по проекту организации работ при обязательном соблюдении технических условий и правил техники безопасности.
Существует несколько способов монтажа: одним или двумя гусеничными кранами, при помощи одной или двух монтажных мачт, подъем крана в сборе поворотом вокруг шар нира при помощи подающей стрелы или по лиспастов и сборка моста крана на проектной отметке. Кроме этих способов существует также самоподъем при помощи механизмов монтируемого крана и стягивающих полиспа стов, а также монтаж крана в проектном по ложении с подмостей.
Козловой кран состоит из больших прост ранственных конструкций, имеющих большой вес. Поэтому при отправке на монтаж их рас членяют на отдельные отгрузочные эле
46
менты, вес которых в среднем составляет 3— 5 г, а для тяжелых кранов — до 30 т.
Монтаж крана начинают с подготовки ■монтажной площадки: планируют ее и укла дывают подкрановые пути. После доставки на монтажную площадку всех металлокойструкций и узлов крана производят их ревизию и осматривают, проверяют соответствие эле ментов крана чертежам завода-изготовителя, а также проверяют монтажные механизмы. В первую очередь производят сборку моста и опор с ходовыми тележками.
Опоры с ходовыми тележками устанавли вают в вертикальное положение и поднима ют мост по одному из выбранных способов монтажа крана. Затем под мост подкатывают опоры, опускают на них мост и соединяют монтажные стыки.
Монтаж электрооборудования в основном заключается в соединении укрепленных на металлоконструкциях проводов с аппарату рой по монтажной схеме. После установки опор и монтажа электрооборудования на бал ку моста навешивают тельфер или грузоподъ емную тележку. Рабочие стальные канаты запасовывают после окончания монтажа меха нической и электрической части, крана и оп робования механизмов крана.
До начала работы кран должен быть ос мотрен, отрегулирован и испытан, при этом проверяют качество монтажа и надежность работы крана. После окончания монтажа кран готовят к испытаниям, регулируют от дельные механизмы и устраняют обнаружен ные дефекты. При внешнем осмотре узлов и механизмов крана необходимо убедиться в от сутствии механических повреждений, повреж-
4 7
денин окраски и наличии смазки. Следует проверить крепление двигателей, редукторов и другого, оборудования: Регулируют тормо за, ограничители высоты подъема крюковой обоймы, механизма передвижения крана и передвижения тельфера, блокировку двери кабины. Регулируют также колеса ходовых тележек. Положение ходовых колес в верти кальной плоскости регулируется за счет кли повых прокладок, устанавливаемых между фланцами опор и ходовых тележек. Регули ровка положения колес в горизонтальной плоскости достигается постановкой плоских прокладок необходимой толщины между бо ковыми фланцами тележек и стяжкой. Тща тельно осматривают электрооборудование, электропроводку крана, убеждаются в надеж ности и правильности крепления электрообо рудования и клеммных коробок. По вольт метру проверяют напряжение питающей сети, которое должно быть 380±5% в. Необходи мо убедиться в надежности и правильности запасовки тяговых и грузовых канатов.
Перед испытанием крана осматривают и проверяют подкрановые пути, а также креп ление заземляющих перемычек металлокон струкций крана. Механизмы крана разреша ется включать только в присутствии лица, от ветственного за монтаж.
Испытания крана проводят в соответствии с «Правилами устройства и безопасной экс плуатации грузоподъемных кранов» Госгор технадзора. Для проверки прочности крана и отдельных его элементов проводят статиче ское испытание под нагрузкой, на 25% пре вышающей грузоподъемность крана. При ис пытании тельфер устанавливают в середине
пролета крана, груз поднимают на вы-соту 200—300 мм и после 10-минутной выдержки опускают. Осматривают металлоконструкции и места соединений, при отсутствии каких-ли бо изменений статическое испытание считается законченным.
После удовлетворительных результатов статического испытания крана проводят дина мическое испытание, проверяют действие ме ханизмов крана и его тормозов. При динами ческом испытании подъемом и опусканием гру за проверяют работу грузовых лебедок и их тормозов; передвижением тельфера с грузом проверяют работу тельфера и его тормоза; пе редвижением крана с грузом проверяют ра боту механизмов передвижения и их тормо зов. Производят опробование работы с грузом перечисленных механизмов и их тормозов при совмещении работы любых двух механизмов. При испытаниях нагрузки превышают пре дельный рабочий груз на 10%. Результаты испытаний оформляют актом. Работа крана может быть разрешена тодько после освиде тельствования его инспектором Госгортехнад зора и соответствующей записи в паспорте крана.
V. ПОДКРАНОВЫЕ ПУТИ
Козловые краны передвигаются по подкра новым рельсовым путям, основанием для ко торых служит балластный слой, укладывае мый, на утрамбованное земляное полотно. Для подкрановых путей применяют рельсы длиной 25 м, новые и старые, но имеющие одинако вый по высоте и равномерный по длине износ головки. Подкрановые пути заземляют, для че го в стыках устраивают металлические пере
4— G78 |
4 9 |