Файл: Юров, В. Ф. Финансовые стимулы в развитии речного транспорта учебное пособие для слушателей факультета повышения квалификации инженерно-технических работников.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
помощи и в фонде наличных денег, находящихся в обращении.
Одним из источников образования многих из этих фондов яв ляется прибыль социалистических предприятий. Она выступает в качестве важнейшего источника формирования доходов государ ственного бюджета, в который, например, в 1973 г. ее внесено
свыше 60 млрд. руб. Причем на долю предприятий транспорта и связи приходится более 8 млрд. руб.
Населению прибыль направляется через поощрительные фон ды. В 1973 г. ее отчислено в эти фонды свыше 10 млрд. руб.
Значительная часть прибыли остается в распоряжении пред
приятий для финансирования затрат, связанных с расширением и техническим перевооружением производства.
Все это свидетельствует о том, что при использовании прибы ли затрагиваются интересы общества в целом, интересы предпри
ятий, объединений и их коллективов. Поэтому очень важно согла совать их и обеспечить гармоническое развитие, ибо «интересы двигают жизнью народов» (Ленин).
При социализме исходным и определяющим интересом являет ся интерес общественный. Для такого общества характерна его коллективность, основанная на общей цели и задачи, конкретизи рующиеся в народнохозяйственном плане применительно к отрас лям, производственным объединениям, предприятиям, их подраз делениям и отдельным работникам. В результате коллективный труд выступает как основной источник роста производительности труда и как основной стимул к труду. Ф. Энгельс указывал, что в условиях коммунистического общества самое главное преиму
щество будет заключаться «в соединении отдельных сил в коллек тивную силу общества и в таком устройстве, которое основано на этой концентрации до сих пор противостоящих друг другу сил»1.
Следовательно, общественный интерес—это реальный интерес, у него определенное содержание, связанное с единством цели и единством действий хозяйственных подразделений. Поэтому эко номическое положение предприятий и отдельных работников оп ределяется уровнем экономического развития общества в целом. На такой основе и разрабатывается народнохозяйственный план.
Однако тождественность интересов в социалистическом обще стве предполагает и их определенную специфику, которой они от личаются друг от друга. Возьмем, например, любое предприятие.
Оно |
является |
структурным |
подразделением производительных |
сил |
и поэтому |
ему присущ |
общий интерес—неуклонное развитие |
и совершенствование производственного процесса, увеличение вы пуска продукции и улучшение его качества. Конкретно этот инте рес реализуется через выполнение государственного плана с наи меньшими затратами живого и овеществленного труда.
Вместе с тем, |
социалистическое |
предприятие — это не только |
|
ɪ К- Маркс и Ф. |
Энгельс. Соч., т. 2, стр. |
54. |
Г научно-тсхинческ |
<>lτ6<1Γio Геңн GCG ЭКЗЕМПЛЯР
ЧИТАЛЬ.ЧОГй
отдельная |
ячейка |
производительных |
|
сил, выполняющая опреде |
|||||||||
ленную задачу |
в |
общественном |
разделении труда. |
C социально- |
|||||||||
экономической стороны предприятие—это коллектив |
свободных от |
||||||||||||
эксплуатации |
тружеников, |
в |
распоряжение |
которого |
переданы |
||||||||
средства |
производства для ведения |
|
хозяйства на началах хоз |
||||||||||
расчета. При таком положении |
предприятия |
оказываются |
|||||||||||
экономически |
обособленными, |
выступают как |
товаропроизводи |
||||||||||
тели |
и поэтому |
реализуют |
свои |
экономические |
связи |
через |
|||||||
обмен |
результатами производственной |
деятельности, т. |
е. |
путем |
|||||||||
купли-продажи продукции. Чтобы не |
допустить |
финансовых за |
|||||||||||
труднений, |
они стремятся изыскать |
наиболее |
рациональные спо |
собы выполнения плановых заданий. На этой основе у них объек тивно возникают определенные потребности, порождающие их специфические интересы. Предприятия, например, становятся за интересованными иметь определенную самостоятельность, распо ряжаться материальными и денежными ресурсами, проявлять хо зяйственную инициативу, быть гарантированными от необоснован ного вмешательства в хозяйственную деятельность и т. д.
Однако, как уже отмечалось, при социализме, когда еще сущест вуют товарно-денежные отношения, удовлетворению потребностей предшествует процесс образования соответствующих фондов де нежных средств. В связи с этим хозрасчетные предприятия и их
работники объективно оказываются заинтересованными в созда нии прибыли, которая является важным источником их денежных
средств: чем выше масса прибыли, тем больше ее можно отчис лить в хозрасчетные денежные фонды.
Стимулирующая роль прибыли в большей степени проявляется
в условиях |
развитой |
экономики, |
когда |
она стала |
создаваться в |
|||||
размерах, достаточных для удовлетворения не только |
общегосу |
|||||||||
дарственных потребностей, |
но и нужд предприятий. |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2 |
|
Прибыль народного хозяйства |
СССР и речного транспорта в I960—1972 гг. |
|||||||||
|
|
|
|
1960 г. |
1965 г. |
1970 г. |
1971 |
г. |
1972 г. |
|
Вся прибыль по народ |
|
|
|
|
|
|
|
|||
ному хозяйству, млн. |
25184 |
36960 |
86989 |
90148 |
93445 |
|||||
руб |
|
|
|
|||||||
Тоже в |
% к |
I960 |
г. |
100 |
147 |
345 |
358 |
371 |
||
Прибыль |
речного |
транс |
107 |
|
389 |
|
|
445 |
||
порта, |
млн. |
руб |
|
196 |
435 |
|||||
Тоже в |
% к |
1960 |
г. |
100 |
183 |
363 |
407 |
416 |
||
Уд. вес прибыли речно |
|
|
|
|
|
|
|
|||
го транспорта во всей |
|
|
|
|
|
|
|
|||
прибыли |
народного |
0,42 |
0,53 |
0,45 |
0,48 |
0,48 |
||||
хозяйства |
|
|
18
Из таблицы видно, что за 12 лет прибыль речного транспорта
возросла в 4,4 раза. Это несколько |
выше, чем рост прибыли по |
народному хозяйству. В результате удельный вес прибыли речного |
|
транспорта в общей ее сумме повысился с 0,42 до 0,48 процентов. |
|
В отдельные годы он был еще выше. |
Масса прибыли речного транс |
порта особенно возросла с переводом его предприятий на новые ме тоды планирования и экономического стимулирования—за пять лет работы по-новому она увеличилась в два раза.
Механизм образования и распределения прибыли в новых усло виях служит не только средством укрепления хозяйственного рас чета, но и важным методом обеспечения единства интересов госу
дарства и предприятий. При образовании и распределении при были возникает такая система экономических рычагов, которая создает необходимый «экономический климат», заинтересовываю щий предприятия в выполнении государственных плановых зада
ний с наименьшими затратами. «В своей работе по совершенство
ванию |
руководства |
народным хозяйством,—говорил на XXIV |
съезде |
КПСС Л. И. |
Брежнев,— партия твердо придерживается |
курса на правильное сочетание директивных заданий центральных органов с использованием экономических рычагов воздействия на
производство».1
Экономические рычаги—это инструменты стимулирования,
многие из которых объективно возникают при распределении при были на хозрасчетной основе, принимая форму финансовых сти мулов: плата за фонды, фиксированные и рентные платежи, про центы за кредит, фонды экономического стимулирования, порядок использования плановой и сверхплановой прибыли, штрафы и др. Все эти рычаги" связаны между собой, образуя единую систему, хотя каждый из них выполняет лишь свою функциональную роль.
Для стимулов характерна их целенаправленность. Чтобы она полнее проявлялась, распределение прибыли осуществляется в оп ределенной последовательности, соблюдение которой способствует более полному согласованию интересов общества и предприятий.
Прежде всего из прибыли вносится в бюджет плата за произ водственные основные фонды и нормируемые оборотные средства, а также уплачиваются проценты за пользование банковским кре
дитом. Во вторую очередь в форме отчислений прибыль направ ляется на образование фондов экономического стимулирования. Оставшаяся часть прибыли используется для финансирования ка питальных вложений, погашения долгосрочных банковских креди тов, пополнения собственных оборотных средств, отчисляется в резервные и страховые фонды, идет на покрытие убытков от
эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства и расходов по хозяйственному содержанию культурно-бытовых учреждений. За
счет |
прибыли могут покрываться и другие затраты, которые пре |
1 |
Материалы XXIV съезда КПСС. Политиздат, стр. 69. |
19
дусмотрены финансовым планом. Частично она может изыматься вышестоящим звеном в порядке перераспределения между пред приятиями, входящими в данную систему (пароходство, М.РФ).
После удовлетворения плановых потребностей в денежных средст вах, как правило, у предприятий остается часть нераспределенной прибыли, которая в форме «свободного остатка» подлежит взносу в доход государственного бюджета.
Распределение прибыли—это не механический процесс. Каж дое направление ее использования представляет собой форму фи нансовых отношений, которая выражает определенный экономиче
ский интерес. Но поскольку в социалистическом обществе они
взаимосвязаны и в своей основе тождественны, то и распределе ние прибыли должно иметь системную основу, при которой обес
печивалась бы необходимая согласованность финансовых рычагов в воздействии па производство. Их выбор и составляет содержа
ние политики экономического стимулирования.
Таблица 3
Распределение |
прибыли на |
предприятиях |
ВОРПа в 1972 |
г. |
||
|
|
|
|
|
(в тыс. руб) |
|
|
|
Эксплуатационный |
Промышленные |
|||
|
|
предприятия |
предприятия |
|||
|
|
план |
|
отчет |
план |
отчет |
1 |
I |
2 |
I |
3 |
* |
5 |
Балансовая прибыль— |
|
|
I |
|
|
|
|
74931 |
|
62860 |
149:8 |
15775 |
|
всего: |
|
|
Втом числе:
1.Первоочередные пла
тежи: |
|
|
|
|
36077 |
35702 |
4728 |
4768 |
плата |
за |
фонды |
|
|||||
проценты |
за |
кредит |
237 |
286 |
278 |
372 |
||
Итого: |
|
|
|
36324 |
35988 |
5ÖÖÖ |
5Ï4Ô |
|
То же в % к балансовой |
48,5 |
57,0 |
33,5 |
32,6 |
||||
прибыли |
|
|
|
|||||
2. Отчисления |
в |
фонды |
|
|
|
|
||
экономического |
стиму |
|
|
|
|
|||
лирования: |
|
|
|
|
|
|
|
|
фонд |
материального |
4543 |
3789 |
1507 |
1610 |
|||
поощрения |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
фонд социально-куль турных мероприятий
ижилищного строи
тельства |
1585 |
1338 |
514 |
541 |
20