Файл: Юров, В. Ф. Финансовые стимулы в развитии речного транспорта учебное пособие для слушателей факультета повышения квалификации инженерно-технических работников.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
|
1 |
|
I |
2 |
I |
З |
I |
4 |
I |
5 |
фонд |
развития |
произ |
2428 |
|
1709 |
|
296 |
|
313 |
|
водства |
|
|
|
|
|
|||||
|
Итого: |
|
|
8556 |
|
6836 |
|
2317 |
|
2464 |
Тоже в % |
к |
балансо |
11,4 |
|
11,0 |
|
15,5 |
|
15,■> |
|
вой |
прибыли |
|
|
|
|
|||||
3. Остаток |
прибыли к |
30051 |
|
20036 |
|
7601 |
|
8171 |
||
распределению—всего: |
|
|
|
|||||||
То же в % |
к |
балансо |
40,1 |
|
32,0 |
|
51,0 |
|
51,8 |
|
вой |
прибыли |
|
|
|
|
|||||
из |
него: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
свободный |
|
остаток |
29902 |
|
19140 |
|
3665 |
|
4191 |
|
прибыли |
|
|
|
|
|
|||||
То же в % |
к |
балансо |
40,0 |
|
|
|
|
|
26,5 |
|
вой |
прибыли |
|
|
31,0 |
|
24,6 |
|
Возьмем, например, первоочередные платежи из прибыли. Они обязательны и не зависят от степени выполнения плана. Предприя тия поэтому заинтересовываются в росте прибыли, так как их нуж ды будут удовлетворяться за счет той же части, которая останется
после взноса первоочередных платежей. Важно, чтобы такие пла
тежи были твердо фиксированы и по своему размеру были бы обос нованы. При таком положении обеспечивается известная согласо ванность интересов общества с хозрасчетными интересами пред приятий. Например, у промышленных предприятий доля первооче редных платежей в плановой прибыли составила 33,5%. Но так как план перевыполнен, то она понизилась до 32,6%. У эксплуата ционных предприятий из-за значительного невыполнения плана прибыли картина обратная и поэтому их обеспеченность денежны ми средствами резко снизилась.
Первоочередные платежи в основном определяются размерами платы за производственные основные фонды и нормируемые обо ротные средства. Плата за фонды—это новая форма распределе ния прибыли. Объективная необходимость в ней возникла с пере водом предприятий и объединений на условия полного хозрасчета. Общественное назначение платы за фонды состоит в том, чтобы
повышать эффективность производства через обеспечение наи
большей отдачи производственных фондов и капитальных вложе
ний. Механизм ее воздействия .заключен в том, что она вносится
из прибыли. Вследствие этого у предприятий возникает матери альная заинтересованность в уменьшении платы за фонды, чтобы увеличить ту часть прибыли, которая будет использоваться в хо
зяйстве.
Сила воздействия платы за фонды определяется ее нормой. В большинстве отраслей она определена в размере 6% к среднего-
21
довой сумме основных производственных фондов и сумме норми руемых оборотных средств. Министерство речного флота РСФСР
имеет право дифференцировать нормы платы по пароходствам в зависимости от уровня их рентабельности. В свою очередь пароход ства дифференцируют нормы по предприятиям. Освобождаются от платы малорентабельные предприятия, у которых после ее взно са не оказалось бы средств для образования фондов экономиче ского стимулирования.
Вопрос о размере ставок платы за фонды вызвал оживленную дискуссию среди экономистов и практических работников. И дей ствительно, какая часть прибыли должна изыматься у предприя тий в форме платы за фонды? На этот счет были высказаны раз личные точки зрения. Одни экономисты рассматривали плату за фонды как особую форму реализации государством своего права собственности на средства производства, переданные им своим же предприятиям, осуществляющим хозяйственную деятельность в
условиях хозрасчета. Другие экономисты восприняли плату за фон ды как вид арендовой платы, а третьи увидели в ней признаки на логового обложения фондов.
Общим для всех этих точек зрения является то, что в них пла та за фонды рассматривается как форма изъятия части эффекта,
полученного предприятиями в результате использования ими го
сударственных средств производства, закрепленных за ними в
форме их основных и оборотных средств. При таком понимании экономического содержания платы за фонды логичен и подход к
установлению единой ее нормы для всех отраслей народного хо зяйства.
Большинство советских экономистов рассматривают плату за фонды как форму распределения прибыли, имеющей определенное
функциональное назначение, т. е. стимулятора эффективности ис пользования производственных фондов. При таком ее понимании
ставка платы должна отражать не величину эффекта производст
ва, а силу стимула, способного побудить предприятия и отрасли к повышению эффективности использования производственных фон дов и фондов обращения. Эта сила в хозрасчетных условиях опре
деляется оптимальной долей платы в прибыли предприятий и объ единений. Следовательно, поскольку отрасли и даже их предприя тия имеют различную фондоемкость, неодинаковые текущие за траты и. прибыль па единицу продукции, то целесообразно иметь не одну, а систему ставок платы, дифференцированную по отрас лям и группам предприятий. Например,в Волжском объединенном пароходстве они дифференцированы от 2 до 9%.
К числу первоочередных платежей относится и банковский процент, который представляет собой своеобразную цену кредита.
Через процентную политику социалистическое государство оказы вает стимулирующее воздействие на повышение эффективности
22
производства. Воздействие это повысилось после того, как уплата процентов за кредит стала производиться за счет прибыли, а не относиться на себестоимость продукции, как это было до рефор мы. При таком положении перенасыщение кредитом или же за
держка возврата ссуд сразу же сказывается на хозрасчетном ин
тересе—уменьшается прибыль, подлежащая распределению.
Повышение стимулирующей роли банковского процента связа но еще и с тем, что его размер по кредитам под сверхнормативные запасы товарно-материальных ценностей и на временные нужды определяется на уровне платы за фонды. Предприятия, следова тельно, оказываются одинаково материально заинтересованы как
в использовании собственных средств, так и заемных.
Следует, однако, отметить, что проценты за пользование бан ковским кредитом у эксплуатационных предприятий относительно малы: они составляют около 0,5% балансовой прибыли. Поэтому
их стимулирующее значение невелико. Оно несколько выше у про
мышленных предприятий, так как у них более значительна (при мерно в 3 раза) потребность в оборотных средствах на рубль ос
новных фондов.
Таково кратко экономическое содержание первоочередных пла тежей из прибыли предприятий водного транспорта. Они исполь зуются государством для усиления хозрасчетной заинтересованно
сти в повышении эффективности производства и обеспечения ус тойчивости доходной базы бюджета.1
Из оставшейся после внесения обязательных платежей прибы ли в первую очередь образуются фонды экономического стимули рования.
В настоящее время на предприятиях водного транспорта по ощрительные фонды заметно возросли. Если в 1965 г. в них отчис лялось 4,3% балансовой прибыли, то в 1970 г. эти отчисления до стигли 11,7%, что составляет 54,6 млн. руб2. Они могли быть еще больше, если бы плановые задания выполнялись всеми предприя тиями. Как было показано (табл. 3) эксплуатационные предприя тия ВОРПа в 1972 г. из-за невыполнения плановых заданий отчис
лили прибыли в фонды экономического |
стимулирования |
на |
1720 |
||
тыс. руб меньше, чем предусматривалось планом. |
|
пред- |
|||
По-другому сложилось |
положение |
на |
промышленных |
||
1 К числу первичных платежей |
относятся также |
фиксированные |
платежи, |
которые устанавливаются для отдельных предприятий. Они бывают двух видов: фиксированные рентные платежи и просто фиксированные. Первые вводятся в
отраслях добывающей промышленности и преследуют цель изъять ту добавоч ную прибыль рентного характера, которая обусловлена природными факторами, а с помощью вторых изымается добавочная прибыль у предприятий обрабаты вающей промышленности, если она обусловлена условиями производства, неза висящими от них.
2 Транспорт и связь СССР. Стат, сборник, 1972, стр. 33 и 35.
23
приятиях пароходства, они доотчислили прибыль в свои фонды сверх плана в сумме 147 тыс. руб. Однако, если бы все промыш
ленные предприятия пароходства выполнили государственные пла новые задания, то по расчетам сумма доотчислений в фонды эко номического стимулирования превысила бы 300 тыс. руб.
Порядок образования и использования фондов экономического стимулирования непрерывно совершенствуется на основе изучения
опыта хозяйственной реформы. В Директивах XXIV съезда КПСС указывается на необходимость «повысить заинтересованность и
ответственность предприятий и объединений... в деле разработки оптимальных планов, максимально учитывающих возможности ин
тенсивного использования действующих производственных фон
дов, улучшения организации труда и производства».1 Это указание
съезда нашло свое конкретное отражение в новом порядке плани рования и образования фондов экономического стимулирования,
который был введен Постановлением Совета Министров СССР
от21июня 1971 г. Существенная особенность нового порядка состо ит в том, что процесс образования фондов экономического стиму
лирования теперь осуществляется на основе пятилетних планов предприятий и объединений, в которых наряду с основными пока зателями по годам определены и размеры фондов. Причем система фондообразующих показателей расширилась. Всем хозяйственным
звеньям в девятой пятилетке установлены задания по росту произ
водительности труда, а в годовых планах промышленных предпри ятий выделяется объем реализации новой продукции, отвечающей по своим технико-экономическим показателям высшим достиже ниям отечественной и зарубежной техники.
Чтобы придать экономическому стимулированию устойчивый
характер, установлены стабильные нормативы отчислений от при1
были в фонды экономического стимулирования. Они рассчитаны
по группам предприятий на базе заданий девятой пятилетки и оп ределены в процентах к фонду заработной платы всего персонала по отчету за 1970 г. (см. табл. 4).
Если учесть, что в пятилетних планах предприятий уже опре делены абсолютные суммы поощрительных фондов, то приведен
ные нормативы будут применяться не к фондообразующим пока
зателям, а только к их отклонениям в плане отдельно взятого го да от заданий пятилетки. Такой механизм образования фондов за интересовывает предприятия в принятии более напряженных го
довых |
плановых |
заданий |
и |
досрочном |
выполнении |
пятилетнего |
|||||
плана |
(см. табл. 5). |
если |
бы порт |
не включил свои |
резервы |
||||||
Из |
расчета |
видно: |
|||||||||
в план, |
а мобилизовал их в сверхплановом |
порядке, |
то его |
фонд |
|||||||
материального |
поощрения был бы меньше |
примерно на |
30 |
тыс. |
|||||||
руб, |
т. |
к. поощрение |
за |
перевыполнение |
плана |
снижается |
|||||
■ |
Материалы XXIV съезда КПСС, Политиздат, стр. 296. |
|
|
|
24
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 4 |
|
Нормативы |
|
для |
образования |
поощрительных фондов в предприятиях |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
МРФ РСФСР |
|
|
|
|
|
|
||
Группировка |
|
пред |
|
Нормативы в % к фонду заработной платы 1970 г. |
||||||||||||||
|
|
|
|
.. .. |
іза |
каждый % |
за каждый % уве |
|||||||||||
приятий |
в |
зависимо за |
каждый % уве |
(пункт) увеличе |
||||||||||||||
сти от коэффициента. личения |
(сниже |
личения |
(сниже |
|||||||||||||||
выражающего |
|
отно ния) темпов роста |
ния (снижения) |
ния) |
темпов роста |
|||||||||||||
шение |
|
|
балансовой прибыли но |
срав |
уровня общей рен |
производительно |
||||||||||||
прибыли к сумме фон нению с |
заданием |
табельности |
по |
сти труда по прав |
||||||||||||||
да заработной |
платы |
пятилетнгго |
ила |
сравнению с |
зада |
нению с заданием |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
на |
|
|
|
|
нием |
цятилетнего |
пятилетнего плана |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
плана |
|
|
|
|
|
|
Свыше 1 |
,6 |
|
|
0.605 |
|
|
0,344 |
|
|
0,3 |
|
|||||||
1,41-1,6 |
|
|
|
|
0,506 |
|
|
0,413 |
|
|
0,3 |
|
||||||
1.21-1,4 |
|
|
|
|
0,437 |
|
|
0,453 |
|
|
0,3 |
|
||||||
1,1 |
|
-1,2 |
|
|
|
|
0,330 |
|
|
0,586 |
|
|
0,3 |
|
||||
0,81 |
до 1,0 |
|
|
0,253 |
|
|
0,589 |
|
|
03 |
|
|||||||
0.8 |
|
и |
менее |
|
|
0,165 |
|
|
0,650 |
|
|
0,3 |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 5 (тыс. руб) |
|||
Расчет |
уточненною |
фонда материального поощрения в связи с изменением |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
порту |
фондообразующих |
показателей |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ilo пятнлет- |
По уточнен |
Отклонения |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
пему плану |
ному плану |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(+.-) |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
на 1974 |
г. |
на |
1974 г. |
||||
1. Рост прибыли к 1970 |
г., |
% |
|
|
125 |
|
|
127 |
|
-1 |
2 |
|||||||
2. Общая рентабельность, % |
|
|
10 |
|
|
11 |
|
+ 1 |
||||||||||
3. Рост |
|
|
производительности |
труда |
122 |
|
|
123 |
|
-ɪ- |
1 |
|||||||
в расчете |
на |
|
одного работника, |
% |
|
|
|
|||||||||||
4. Фонд заработной платы по отчету |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
за 1970 г,—5400 тыс. руб |
каждый |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
Нормативы |
отчислений |
за |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
пункт увеличения (уменьшения): |
|
|
|
|
|
0,605 |
||||||||||||
рост |
прибыли |
рентабельности |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
уровня |
|
общей |
|
|
|
|
|
|
0,344 |
|||||||||
роста |
производительности |
труда |
в |
|
|
|
|
|
0,3 |
|||||||||
Фонд |
материального |
|
поощрения |
|
|
|
|
|
600 |
|||||||||
пятилетием |
|
плане на 1974 |
г. |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
Уточненная сумма фонда материаль |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
ного поощрения, рассчитанная с |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
учетом |
|
|
дополнительных |
обяза |
|
|
|
|
|
700 |
||||||||
тельств |
|
порта |
на 1974 |
год |
|
|
|
|
|
|
|
В том числе за счет увеличения:
|
|
|
г 65 |
темпов |
роста |
прибыли |
(5400x0.605x2) |
уровня |
общей |
рентабельности |
+ 19 |
(5400x0,344x1) |
|||
|
|
|
+16 |
роста |
производительности труда |
(5400x0,3x1) |
25