Файл: Сухарев, В. М. Двустороннее шлифование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ее. При проверке неплоскостиости деталь укладывают на штыревые опоры, одна из ко­ торых подвижная, и вращают. Значение не­ плоскостности ô определяется положением по­ движной опоры контрольного прибора.

Неплоскостность контролируют у особо точных деталей, например у колец подшипни­ ков высоких классов точности. У колец под­ шипников нормального класса точности не­ плоскостность не контролируют. Однако при внедрении жестких опор на желобошлифо­ вальных и внутришлифовальных операциях целесообразно проверять неплоскостность, так как она влияет на точность последующих опе­ раций [8, 9].

Практика шлифования подтверждает, что двусторонние торцешлифовальные автоматы при высокой производительности обеспечи­ вают заданный размер деталей, необходимые допуски по непараллельности, неплоскостнос­ ти и имеют по этим параметрам достаточный запас технологической точности (рис. 22), чем и объясняется все более широкое внедрение их, например в подшипниковой промышлен­ ности.

Качество поверхности определяет эксплуа­ тационные свойства обработанных деталей и характеризуется твердостью поверхностного слоя, строением его кристаллической решетки, остаточными напряжениями, структурными превращениями (прижогами поверхности) и шероховатостью.

Твердость, строение кристаллической ре­ шетки, остаточные напряжения поверхностно­ го слоя при шлифовании на двусторонних тор­ цешлифовальных автоматах не контролируют.

62

Структурные превращения (прижоги поверх­ ности) проверяют выборочно (см. с. 51).

Шероховатость поверхности зависит от многих факторов: режимов резания, характе-

Рис. 22. Кривые распределения

непараллельности (а)

и

неплоскостности (б) при шлифовании на станках:

-----------плоскошлифовальном 3772Э;

---------- — двустороннем

торцешлифовальном автомате СА-ЗМ.

ристики шлифовального круга, припуска на шлифование, состава охлаждающей жидкости и ее чистоты, способа охлаждения и’др.

Оценка шероховатости поверхности соглас­ но ГОСТ 2789—73 производится по парамет­

рам: Ra — среднему

арифметическому откло­

нению профиля, т. ё.

среднему арифметическо­

му абсолютных значений отклонения профиля

63


yn в пределах базовой длины / по средней ли нии профиля т (рис. 23, а), и Rz — высоте не ровностей профиля по десяти точкам, т. е

Рис. 23. Параметры шероховатости поверхно сти.

сумме средних арифметических абсолютных отклонений точек пяти наибольших миниму­ мов /í¡min и пяти наибольших максимумов /¡¿max профиля В Пределах баЗОВОЙ ДЛИНЫ I, измеренных от линии, параллельной средней линии профиля т (рис. 23, б).

Параметр Ra определяет 6—12 классы ше­ роховатости поверхности, Rz—1—5 и 13—14. Так, шероховатость торцевых поверхностей колец подшипников при двустороннем шлифо­ вании должна соответствовать 6—8 классам

64

шероховатости, оцениваться параметром Ra и составлять от 1,6 до 0,5 мкм.

Шероховатость поверхности определяют с помощью различных приборов, используя сле­ дующие методы измерений: оптический — с по­ мощью двойного микроскопа МИС-11; интер­ ференции (наложения) световых волн — с по­ мощью микроинтерферометров МИИ-9, МИИ-10; ощупывания иглой оптикомеханиче­ ским и электромеханическим способом — с помощью профилометров (201), профилогра-

фов (КВ-7).

Для определения шероховатости поверх­ ности после двустороннего шлифования при­ меняют профилограф КВ-7, с помощью

которого можно замерить

шероховатость на

плоских поверхностях

или поверхностях

малой кривизны.

 

' Однако приборы, применяющиеся для оценки шероховатости поверхности, имеют низкую производительность, что ограничива­

ет

их применение масштабами

лабораторий.

В

условиях крупносерийного

производства

широко применяется визуальный метод оцен­ ки, предусматривающий осмотр и зрительное сравнение шероховатости поверхности обрабо­ танных деталей с шероховатостью поверхнос­ ти установленного эталона.

Опыт длительной эксплуатации двусторон­ них торцешлифовальных автоматов показал, что при правильной эксплуатации они надеж­ но обеспечивают шероховатость шлифованной поверхности' в пределах от 0,6 до 0,25 мкм.

Таким образом, при соблюдении необходи­ мых режимов шлифования, правильной на­ ладке и достаточном количестве охлаждаю-

5 6-1746

65


щей жидкости по рассмотренным критериям точности и качества шлифуемых деталей дву­ стороннее шлифование имеет необходимый за­ пас технологической точности и стабильно обеспечивает заданные параметры.

КОМПЛЕКТНОЕ ДВУСТОРОННЕЕ ШЛИФОВАНИЕ

Результатом систематического поиска ре­ зервов повышения производительности техно­ логических процессов на двусторонних торце­ шлифовальных автоматах является новая схе­ ма шлифования параллельных плоскостей деталей — комплектное двустороннее шлифо­ вание, при котором одновременно шлифуются два параллельных торца у комплекта, состоя­ щего из двух деталей (рис. 24).

Комплектное двустороннее шлифование возможно при шлифовании деталей типа ко­ лец, если обе детали удовлетворяют следую­ щим условиям: внутренний диаметр наружной детали больше наружного диаметра внутрен­ ней детали; высота наружной детали равна высоте внутренней; припуск на шлифование обеих параллельных плоскостей у наружных и внутренних деталей одинаковый. Примене­ ние комплектного шлифования целесообразно в крупносерийном и массовом производстве в таких отраслях, как, например, подшипнико­ вая промышленность, где процесс комплектно­ го двустороннего шлифования начинает вне­ дряться в производство.

Уже первые производственные проверки показали, что производительность комплектно­ го двустороннего шлифования значительно

66

A-A

S

Рис. 24. Комплект деталей (а) и

схема

комплектного

двусторонне­

 

го шлифования (б):

1. 9 — шпиндели кругов

соответственно

левого

и

правого;

2,

5 —планшайбы

кругов;

3,

5 — шлифовальные

круги; 4,

¡0 — направляющие

линейки,

соответ­

ственно

верхняя и

нижняя; 7 — наруж­

ная деталь; 8 — внутренняя деталь; // — резьбовая втулка; 12 — винт крепления шлифовального круга.


выше, чем обычного двустороннего шлифова­ ния при высокой точности обработки (рис. 25).

Данные, характеризующие производитель­

ность и точность

комплектного шлифования

 

деталей

диаметром

50

и

 

80 мм, полученные в про­

 

изводственных условиях

 

крупносерийного

произ­

 

водства,

приведены

в

 

табл. 3.

 

 

 

 

Однако высокая произ-

 

Рис. 25. График непараллель­

 

ное™ деталей при комплектном

 

двустороннем шлифовании:

 

Непараллельномъ,мм

•наружные детали;----------

 

внутренние детали.

 

 

водительность комплектного шлифования до­ стигается при соблюдении целого ряда усло­ вий, к которым в первую очередь относятся стабильная работа бункерных загрузок и механизма комплектования, оптимальные при­ пуски на шлифование, правильная наладка, правильный выбор шлифовальных кругов.

Комплектное шлифование можно приме­ нять при высоком уровне организации и пла­ нирования производства и соответствующей технико-технологической подготовке.

Комплектное шлифование осуществляется на обычных двусторонних торцешлифоваль­ ных автоматах при условии оснащения их до­ полнительными механизмами и устройства­ ми. Высокая производительность комплектно-

68


Таблица З

Показатели комплектного двустороннего шлифования

Показатель

Технические

Полученный

условия

результат

Производительность шлифо­

 

 

вания, компл/ч:

 

2500—3000

предварительного

окончательного

2000—2200

Непараллельность деталей, мкм:

12

4—7

наружных

внутренних

10

4—6

Неплоскостность, мкм

-—

3-6

Шероховатость поверхности де­

 

 

талей, мкм:

1,25—0,63

0,32—0,2

наружных

внутренних

1,25—0,63

0,5 —0,32

Прижоги

Не допус-

При коли-

 

каются

честве СОЖ

 

 

350—400

л/мин не обнаружены

го двустороннего шлифования обеспечит быст­ рую окупаемость затрат, произведенных на модернизацию оборудования.

Дополнительными механизмами для комп­ лектного шлифования являются: автоматиче­ ская загрузка наружных и внутренних колец, механизм комплектования деталей, раздели­ тельный лоток.

Автоматическая загрузка пред­ назначена для одновременной параллельной подачи разных по диаметру деталей в меха­ низм комплектования и представляет собой две спаренные бункерные загрузки, подающие параллельно два потока деталей в механизм

69