Файл: Сухарев, В. М. Двустороннее шлифование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проверка положения шлифовальной бабки левого круга и установка ее. Установка шли­ фовальной бабки левого круга — основная наладочная операция, от которой зависит дальнейшая точность наладки. Левый шлифо­ вальный круг является базой, определяющей положение деталей, поэтому он не должен иметь наклона ни в вертикальной, ни в гори­ зонтальной плоскости.

Положение шлифовальной бабки левого круга тщательно проверяют по индикатору следующим образом (рис. 5). К шпинделю круга 2 прикрепляют специальную контроль­ ную оправку 4, на которую упирается ножка индикатора 3. При перемещении шлифоваль­ ной бабки 1 по показаниям индикатора в край­ них точках проверяют правильность положе­ ния ее и оси шпинделя в вертикальной плос­ кости. Затем, переставив индикатор на 90°, аналогично проверяют правильность положе­ ния бабки и оси шпинделя в горизонтальной плоскости. Регулируют положение шлифоваль­ ной бабки в горизонтальной плоскости с по-

22

мощью винтов 25 и 27 (см. рис. 3), в верти­ кальной с помощью винта 26. Бабка считает­ ся правильно выставленной, если разность по­ казаний индикатора в крайних точках при перемещении как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости составляет не более

0,010—0,15 мм.

Вуказанном положении бабку закрепляют

иокончательно регулируют после установки шлифовального круга.

Проверка положения оси механизма прав­ ки. Конструкция механизма правки пред­

усматривает возможность регулировки его оси как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости. С помощью регулировки можно устранить неточность положения оси левого круга, возникающую в связи с различными видами износа и деформациями. Проверку и установку механизма правки производят при демонтированных планшайбах шлифо­ вальных кругов. После регулировки положе­ ния шлифовальной бабки левого круга и уста­ новки ее к фланцу шпинделя круга 3 (рис. 6) прикрепляют специальную проверочную оправ­ ку 1, проверочная плоскость которой имеет необходимую неперпендикулярность относи­ тельно оси шпинделя. На плоскость рычага механизма 2 укрепляют индикатор 4, ножка которого упирается на плоскость проверочной оправки. Перемещая рычаг механизма правки, проверяют показания индикатора в крайних

точках.

С

помощью регулировочных

винтов

/, 2, 3,

4, (рис. 7) устанавливают такое поло­

жение

оси

механизма правки, при

котором

показания индикатора в крайних точках не превышают 0,010—0,015 мм. Положение оси

23


механизма правки в вертикальной плоскости регулируют винтами 2 и 4, в горизонталь­ ной — винтами 1 и 3.

собления для правки круга.

Проверка и установка механизма правки обеспечивает перпендикулярность плоскости правки к оси шпинделя, что необходимо для правильной правки шлифовальных кругов.

Выбор шлифовальных кругов и их уста­

новка. Одним из основных условий высокой производительности и точности шлифовальных операций является правильный выбор шлифо­ вального круга в зависимости от вида шли­ фовальных работ, обрабатываемого материа­ ла, характера нагрузки, требуемой шерохова­ тости поверхности.

Шлифовальные круги имеют условное, обо­ значение, в котором указывается: завод-из­ готовитель, характеристика круга (материал зерна, зернистость, твердость, номер структу­ ры, вид связки), тип круга в зависимости от формы, размеры шлифовального круга, допу-

24

Рис. 7. Проверка положения шлифовальной бабки и при­ способления правки круга:

2, 3. 4 — винты регулировки механизма правки; 5 — контроль­ ная планка; í — контрольные шпильки; 7 — индикаторное устрой­

ство; 8, 9 — индикаторы.

скаемая окружная скорость. Так, например, обозначение шлифовального круга для дву­ стороннего шлифования 24А 25 М3 7 Б ПП 750 X 70 X 25 35 м/с расшифровывается сле-

25

дующим образом: 24А—электрокорунд белый; 25 — зернистость круга, М3 — твердость, 7 — структура, Б — связка бакелитовая; ПП — тип круга в зависимости от формы — плоский прямого профиля; 750X70X25 — размеры кру­ га (соответственно наружный диаметр, высо­ та круга и внутренний диаметр); 35 м/с — допустимая окружная скорость.

В табл. 1 приведены рекомендуемые харак­ теристики шлифовальных кругов в зависимо­ сти от вида шлифовальных операций.

Для чистового, окончательного и доводоч­ ного шлифования деталей из жаропрочных и легированных сталей и заточки инструмента из быстрорежущих сталей и твердосплавных^

Рекомендуемые характеристики

Вид шлифования

Материал зерна

Зернистость

Грубое

Электрокорунд

От 200 до 80

 

нормальный (12А;

(шлифзерно)

Получистовое

13А; 14А; 15А)

От 63 до 32

То же *

 

 

(шлифзерно)

Чистовое

Электрокорунд

От 25 до 16

 

белый (22À; 23А;

(шлифзерно)

Окончательное

24А; 25А)

От 12 до 3

То же (24А; 25А)

 

 

(шлифпороіиок)

Доводочное

То же

От М63 до М5

 

 

(микропорошок)

• Для обработки

деталей из углеродистых и конструкционных

круги из электрокорунда хромистого (32А; ЗЗА; 34А) или электро-

материалов широкое распространение получи­ ли круги из высокотвердого материала — ку­ бического нитрида бора (эльбора, кубонита), теплостойкость которого превосходит тепло­ стойкость алмаза.

Высокая твердость круга является одной из причин, вызывающих прижоги шлифуемой поверхности, что не допускается техническими условиями. Поэтому после выбора круга не­ обходимо проверить его твердость. Проверку производят на пескоструйном приборе по глу­ бине лунок, замеренных в четырех противопо­ ложных точках на рабочей плоскости круга. Проверка в одной точке не может характери­

зовать

твердость

круга, так

как возможны

 

 

 

 

Таблица 1

шлифовальных кругов

 

 

 

Твердость

 

Структура

Связка

 

Чрезвычайно

твер­

1—4

Керамическая

(К)

дый (ЧТ), весьма

 

 

 

твердый (ВТ)

 

5—6

Керамическая (К),

Средней твердости

(CTI; СТ2; СТЗ),

 

бакелитовая (Б)

средний (Cl;

С2)

7—8

То же

 

Средний (Cl;

С2)

 

Средней

мягкости

9—10

Керамическая (К),

(СМ1; СМ2;), мяг­

 

бакелитовая (Б),

кий (Ml; М2; М3)

8—10

глифталевая

(ГФ)

Мягкий

(Ml;

М2;

Глифталевая

(ГФ)

М3)

 

 

 

 

 

сталей при интенсивных режимах шлифования рекомендуются корунда титанистого (37А).

26

27


его неоднородность и разброс твердостей. Раз­ брос твердостей шлифовального круга свыше одной степени не допускается, и такой круг бракуют.

Так, например, если глубина лунки в че­ тырех противоположных точках круга состав­ ляет соответственно 2,0; 1,7; 3,0 и 1,9 мм, то средняя глубина лунки составит 2,15 мм, а твердость в соответствии с ГОСТ 18-118— 72 — СМ1.

Чтобы обеспечить устойчивую базу при шлифовании, левый круг следует выбирать более твердый, чем правый (средняя глуби­ на лунки левого круга должна быть на 0,2—• 0,3 мм меньше, чем правого). Выбранные шлифовальные круги крепят к планшайбам, для чего в тело круга со стороны нерабочей плоскости заложены специальные втулки с резьбой под крепежные винты 11 (см. рис. 4). Смонтированный на планшайбе и отбаланси­ рованный шлифовальный круг крепят к флан­ цу шпинделя и предварительно правят.

В соответствии с ГОСТ 3060—55 допускае­

мые классы дисбаланса для шлифовальных

кругов при двустороннем шлифовании выби­

рают в зависимости

от зернистости, связки

и высоты круга: при

зернистости круга 25,

бакелитовой

связке и высоте круга 70 мм —

2-й класс дисбаланса с предельным дисба­

лансом 70 г;

при тех же данных, но зернисто­

сти

32,— 3-й класс с предельным дисбалан­

сом

ПО г. Предельный дисбаланс определяют

по классу дисбаланса и наружному диаметру шлифовального круга, для чего шлифоваль­ ные круги подвергают статической баланси­ ровке на балансировочных стендах. Операция

28

должна производиться на заводе-потребителе централизованно опытным балансировщиком.

Правка шлифовальных кругов. После уста­ новки планшайбы с шлифовальным кругом на шпиндель возможно нарушение ранее уста­ новленного положення оси шпинделя, поэто­ му необходима окончательная проверка его. Эту проверку рекомендуется осуществлять по методу отпечатков, который заключается в следующем. Производят правку шлифоваль­ ного круга. После правки к поверхности круга прижимают лекальную линейку с нанесен­ ной на нее краской. По оставшимся на поверх­ ности круга отпечаткам краски определяют положение оси шпинделя круга. Если краска равномерно ложится на всю плоскость круга (рис. 8, а), взаимное положение оси шпинделя шлифовального круга и оси механизма прав­ ки правильное. Если краска ложится не на всю плоскость круга, взаимное положение оси шпинделя и оси механизма правки непра­ вильное.

Вид отпечатка меняется в зависимости от того, в какой плоскости (вертикальной — на угол а или горизонтальной — на угол ß) изме­ нено положение оси шпинделя круга и оси механизма правки (рис. 8, б, в).

По виду отпечатка регулируют положение бабки или оси механизма правки. Стрелками указано необходимое направление перемеще­ ния осей шпинделя круга и приспособления правки для достижения их правильного поло­ жения. В этом случае после правки шлифо­ вальный круг будет иметь прямолинейный профиль и необходимую плоскость.

29


Правку шлифовальных кругов осуществ­ ляют на следующих режимах: частота враще­ ния шлифовального круга — 890 об/мин; ско­ рость правки — 700 мм/мин.

В качестве алмазного инструмента для правки шлифовальных кругов применяют ал­ мазнометаллические карандаши [5] типа Н, Ц и С (зерна алмазов в них расположены со­ ответственно неориентированно, цепочкой или слоями). Для двустороннего шлифования ре­ комендуется применять однокаратные алмазно­

металлические карандаши ти­ па С или грибковые оправки с несколькими зернами алма­ за, укрепленными на поверх­ ности.

Рис. 8. Вид отпечатка краски

а — при правильном положении кругов и приспособления правки; механизма правки (ff) в вертикальной плоскости; в —при изме правки (//) в горизон

Проверка положения шлифовальной бабки правого круга и установка ее. Установку шли­ фовальной бабки правого круга можно осу­ ществлять так же, как и установку бабки

левого круга, но это требует значительных затрат времени. Гораздо проще устанавливать шлифовальную бабку правого круга после окончательной установки бабки левого круга.

после правки круга:

б — при изменении положения шлифовальных кругов (/) и оси нении положения шлифовальных кругов (/) и оси механизма тальной плоскости.

Бабку правого круга устанавливают так, чтобы расстояние между кругами, измеренное мерным щупом в четырех точках, было одина­ ковым и правый круг был параллелен левому,

30

31


или так, чтобы расстояние между кругами на выходе и в нижней части превышало расстоя­

ние на входе и в

верхней части не более чем

 

 

 

Левый круе

 

 

 

Правый круе

 

 

 

а

 

 

 

Левый круг

Подача

zzzr-z?

Вешале!!'

 

 

 

 

 

 

 

Правый круг

 

 

Левый

,

круг__________

Подача _

:

'■

- :-:jjГ'-J

деталей 4-т.- ....ці..', i................

 

 

Правый

круг

 

 

 

5

 

Рис. 9. Правильное положение кру­ гов в вертикальной (а) и горизон­ тальной (б) плоскостях.

на 0,02—0,05

мм, т. е.

с = е;

а —b и б| = а +

+ (0,02 ... 0,05)

(рис. 9,

а, б).

Это достигается

параллельной установкой шлифовальных ба­ бок либо незначительным поворотом бабки правого круга в горизонтальной плоскости по часовой стрелке, так как в период входа де­ талей в зону шлифования обеспечивается ос­ новной съем припуска и в дальнейшем осуществляется зачистка шлифуемой поверх­ ности.

32