ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
ду, силы резания и их составляющие соответ ственно уменьшаются, т. е.
Рхі — Р*2 > Р*3 — Рхіі
Pili Ру2 > РУЗ — Pyi’
|
|
P?1 = Pzi Pz3 — Pzi- |
|
. Так |
как |
при двустороннем |
шлифовании |
торцов |
деталей шлифовальные круги враща |
||
ются |
в |
противоположных |
направлениях |
(рис. 12, а), тангенциальные силы РгХ и Рг2 создают вращающий момент, который при входе деталей в зону шлифования является максимальным и равен
Мвр = (Рл + P22) h,
где h — высота шлифуемой детали. Характерной особенностью вращающего
момента пары тангенциальных сил является изменение направления вращения в процессе шлифования. В момент входа деталей в зону шлифования до, центра кругов вращающий момент направлен против часовой стрелки, от центра и до выхода деталей из зоны шлифо вания — по часовой стрелке.
Значение вращающего момента зависит от значений тангенциальных составляющих сил резания, которые определяют по формуле [10]
р_ vustç>
г60üKp ’
где ѵи — скорость детали, м/мин; цкр — ско рость шлифовального круга, м/с; s — подача, мм/мин; / — глубина шлифования, мм; р — удельное давление резания, кГ/мм2.
42
Из приведенной зависимости видно, что тангенциальная составляющая прямо пропор циональна скорости детали, подаче, удельно му давлению резания и глубине шлифования (величине снимаемого припуска).
Таким образом, при увеличении припуска на шлифование увеличивается тангенциаль ная составляющая силы резания и соответ ственно увеличивается вращающий момент. Действие его отрицательно сказывается на ка чественных показателях двустороннего шли фования, так как вызывает увеличение исход ной неперпендикулярности образующей к тор цу деталей. Поэтому необходимо уменьшить вращающий момент, в первую очередь снизив припуск на шлифование.
В процессе наладки проверка и установка правильного положения шлифовальных бабок и механизма правки осуществляется при де монтированных шлифовальных кругах. После монтажа шлифовального круга положение оси шпинделя, установленное при наладке, нару шается и профиль шлифовального круга по сле правки искажается. Поэтому требуется до полнительная проверка и корректировка по ложения осей шпинделя круга и механизма правки.
Для компенсирующих подналадок двусто ронних торцешлифовальных автоматов преду смотрена регулировка положения шлифоваль ных бабок и механизма правки как в гори зонтальной, так и в вертикальной плоскости. Правильная правка шлифовального круга обе спечивается только в том случае, если плос кость правки перпендикулярна к оси шпинде ля шлифовального круга. В случае наклона
43
бабки и соответственно оси шпинделя шлифо вального круга в горизонтальной или верти кальной плоскостях поверхность круга после правки теряет свою плоскостность и профиль круга получает искажение [9]. То же проис ходит, если в одной из плоскостей наклонена ось механизма правки.
При наклоне шлифовальной бабки в гори зонтальной плоскости круг получает криволи нейный профиль. На рис. 13 изображена гра фическая схема построения профиля круга после правки при наклоне оси круга в гори зонтальной плоскости. Пусть АО — дуга ра диуса R, по которой движется алмаз при прав ке. Допустим, ось круга повернута в горизон тальной плоскости по часовой стрелке (по стрелке Л1) относительно оси на угол а. Про ектируя дугу АО и ее произвольные точки 1, 2, 3, 4, 5, 6 на горизонтальную плоскость, по лучим линию правки ЛіО], на которой точки расположены в последовательности 2, 1, 3, 4, 5, 6 (см. треугольник ЛіОіСі).
В треугольнике AiOiCi отрезки, проведен ные из каждой точки параллельно катету OjCi, определяют величину съема при правке в данных точках круга. Таким образом, мак симальный съем в точке 6, минимальный (ну левой) — в точке 2.
Перенесем точки 1—6 на прямую ОХ и определим положение на круге, наклоненном в горизонтальной плоскости (построение про филя круга осуществляется на следующем ри-, сунке круга по оси ХіХі). Отложив в каждой точке круга величину съема из соответствую
щей |
точки треугольника ЛіС^С] и соединив |
их, |
получим профиль шлифовального круга |
44
Рис. 13. Схема построения профи ля круга после правки.
(вторую половину профиля строим симметрич но первой).
При наклоне оси крута в юризонталыюй плоскости против часовой стрелки (по стрел-
45
ке jV) на угол ß построение осуществляют та ким же способом. В данном случае из тре угольника А20гС2 видно, что максимальный съем в точке 2, минимальный (нулевой) —■ в точке 6.
Таким образом, в первом случае круг по сле правки приобретает профиль двойной вы пуклости, во втором — двойной вогнутости.
Если ось круга наклонена в вертикальной плоскости, круг после правки также получит искажение профиля, но в этом случае про филь круга ограничен прямыми линиями.
Определив по |
методу отпечатков (см. |
с. 29) правильное |
положение оси шпинделя |
после монтажа шлифовальных кругов, закреп ляют шлифовальную бабку.
ВОЗМОЖНЫЕ ПОГРЕШНОСТИ ОБРАБОТКИ, СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ И КОНТРОЛЬ
ТОЧНОСТИ И КАЧЕСТВА ШЛИФУЕМЫХ ДЕТАЛЕЙ
При двустороннем шлифовании возможны некоторые погрешности обработки, вызванные неточной наладкой и подналадкой; неправиль ным выбором режимов резания, припуска на шлифование, характеристики шлифовальных кругов и их повышенным износом, потерей режущей способности и несвоевременной прав кой; загрязненностью смазбчно-охлаждающей жидкости, недостаточным количеством или неправильным выбором ее, а также износом отдельных узлов или деталей станка. К таким погрешностям относятся: непараллельность деталей, срезы их плоскостей, прижоги шли фуемой поверхности, ненерпендикулярность де талей.
46
Непараллельность шлифуемых деталей мо жет быть вызвана износом шлифовальных кругов и неправильным положением их в вер тикальной и горизонтальной плоскостях.
В процессе работы шлифовальные круги изнашиваются и теряют свою плоскостность и режущие свойства. Восстановление их при правильном положении круга достигается правкой, которую производят перед чистовым шлифованием. Длительность работы шлифо вального круга после правки зависит от каче ства круга, диаметра шлифуемых деталей, их количества, величины припуска.
Если правка шлифовальных кругов не дает положительных результатов и шлифуемые де тали имеют значительную непарал лельность, причиной ее может быть также не правильное положение шлифовальных кругов. В этом случае необходимо проверить уста новку шлифовальных кругов, как указано в разделе «Наладка двустороннего торцешлифо вального автомата».
Срезы плоскостей — это небольшие участ ки, сошлифованные глубже, чем остальная поверхность детали. Шлифовальные риски сре зов располагаются преимущественно по на ружному диаметру торцов детали (рис. 14,а), а направление их не совпадает с направле нием рисок всей шлифованной поверхности. Площадь срезов невелика, глубина от 3—5
до 30—50 мкм.
Основной причиной возникновения срезов является неустойчивое положение шлифован ных деталей при их движении из зоны основ ного съема припуска к выходу. При этом происходит поворот или наклон деталей,
47
а
Рис. 14. Срез торца и положение шлифоваль ных кругов и щечек в горизонтальной плоско сти:
/ — срез: 2 — шлифуемые кольца; 3 — левая задняя на правляющая щечка; -/ — правая задняя направляющая щеЧка.
шлифуется узкая полоска, а остальная, уже шлифованная поверхность детали, не шлифу ется. Такое положение может быть вызвано: неправильной установкой щечек; неправиль ной установкой шлифовальных кругов в го ризонтальной плоскости; изменением поло жения левого круга; износом рабочей поверх ности нижней линейки, плохим удалением шлама; значительным износом шлифовальных кругов; износом направляющих пиноли.
Щечки не должны выступать за режу щую плоскость шлифовальных кругов. Осо бенно это относится к задним щечкам, высту пание которых за плоскость круга создает препятствие свободному выходу деталей, в ре зультате чего детали теряют устойчивость и получают срузы (рис. 14, б).
Неправильная установка шли фовальных кругов в горизонтальной плоскос ти, когда расстояние на выходе значительно больше расстояния между кругами на входе (правый круг повернут в горизонтальной плос кости), также является причиной возникнове ния срезов (рис. 14, в). В этом случае деталь на выходе может терять свою устойчивость и получит срез. Можно развернуть круги в горизонтальной плоскости таким образом, что бы расстояние между ними на выходе было меньше, чем на входе. В этом случае умень шается количество срезов, но ухудшается не параллельность. Поэтому при наличии срезов выбирается оптимальный вариант установки шлифовальных кругов в горизонтальной плос кости. Правый круг должен быть установлен параллельно левому (рис. 14, г). При этом за зор между задними щечками и шлифоваль
4 6—1746 |
43 |
ными кругами |
должен быть |
равен 0,08— |
|
0,1 |
мм. |
|
|
га |
Износ И изменение положения левого КрУ' |
||
приводит к |
несимметричной |
установке де- |
Рис. 15. Взаимное расположение шлифовальных кру гов, направляющих линеек и шлифуемых деталей.
талей относительно обоих кругов. Поскольку в большинстве случаев подачу осуществляют только одним правым кругом, шлифуемые де тали (особенно внутренние кольца подшип ников) располагаются на линейке несиммет рично с перекосом, что вызывает срезы и непараллельность шлифуемой поверхности (рис. 15, а, б). В процессе шлифования необ ходимо систематически контролировать поло жение левого круга с помощью контрольно измерительного прибора, предусмотренного конструкцией автомата, или периодически про верять зазор между плоскостью круга и щеч кой.
Износ рабочей поверхности нижней линейки недопустим, так как изме
50
няет положение шлифуемых деталей относи тельно шлифовальных кругов. Изношенные ли нейки следует заменить.
Плохое удаление шлама при недостаточном количестве охлаждающей жидкости и широких линейках (рис. 15, в) приводит к скоплению шлама ио краям ниж ней линейки, что создает препятствия свобод ному перемещению деталей и нарушает их устойчивость. В этом случае целесообразно применять линейки с отверстиями для удале ния шлама и с двусторонним скосом на верх ней линейке (рис. 15, г).
Износ шлифовальных кругов и их неплоскостность является результатом длительного шлифования деталей без правки кругов и может стать причиной брака, в част ности появления срезов. Поэтому необходима периодическая правка шлифовальных кругов, особенно перед чистовым шлифованием.
Выработка направляющих пиноли приводит к нестабильной работе шли фовального шпинделя; при перемещениях пиноли шпиндель внезапно меняет свое поло жение, что неизбежно вызывает непараллель ность и срезы шлифуемых деталей. В этом случае необходимо произвести ремонт станка и прошабрить направляющие пиноли.
Прижоги поверхности — это структурные превращения, происходящие в поверхностном слое шлифуемой детали при повышении тем пературы в зоне шлифования до 1000—1800°С [4, 5] вследствие нарушения режимов шли фования. Их выявляют после холодного трав ления шлифованной поверхности в растворе азотной кислоты. Прижоги имеют вид пятен
4 |
51 |