Файл: Организация и проведение контроля за качеством работы учащихся на занятиях производственного обучения в средних профтехучилищах швейников методические рекомендации..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
(как групповое, так и индивидуальное). Упражнения уча щихся по освоению тех приемов и действий, которыми они обязаны овладеть, должны носить целенаправленный ха рактер, сопровождаться подробными указаниями, способст вующими экономному выполнению приемов и самоконтролю. При инструктировании и отработке упражнений на каждо: уроке мастеру предстоит разъяснить задачу данного упраж нения, указать типичные ошибки, показать пути, по которым следует вести самоконтроль.
Ориентируясь на письменную инструкцию, мастер рас крывает основные способы самоконтроля, необходимые при выполнении соответствующих упражнений.
Во второй период обучения, когда учащиеся переходят к изготовлению швейных изделий индивидуально и с разделе
нием труда, устный |
и письменный |
инструктаж |
по самоконт- |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Инструкционно-техно |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О б р а б о т к а |
|||
Последовательность |
Технические требования |
Самоконтроль |
|
||||||||||
выполнения операций. |
и указания для выпол |
|
|||||||||||
Эскиз |
|
нения операций |
|
|
|
|
|
|
|||||
Проверить крой кла |
Ширина |
клапана |
|
Измерить |
клапан ли |
||||||||
пана и подклапана |
1,5+38+0,7 |
(см) |
|
|
нейкой |
по |
ширине |
и |
|||||
|
Ширина |
подклапана |
длине |
|
|
|
|
||||||
|
меньше клапана на 0,2— |
|
|
|
|
|
|||||||
|
0,4 |
см |
клапана |
|
|
|
|
|
|
||||
|
Длина |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
0,7+16+0,7 |
(см) |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
Длина |
|
подклапана |
|
|
|
|
|
|||||
|
меньше |
|
клапана |
на |
|
|
|
|
|
||||
|
0,4 |
см |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Направление |
и |
долевой |
Проверить |
|
правкль- |
|||||||
|
нити |
клапана |
полоч |
нрсть |
направления |
до |
|||||||
|
ки должны совпадать, в |
левой |
нити |
(потянуть |
|||||||||
|
подклапане |
нить |
основы |
по длине и |
ширине) |
||||||||
|
проходит по длине де |
|
|
|
|
|
|||||||
|
тали, |
чем |
достигается |
|
|
|
|
|
|||||
|
предохранение |
|
клапана |
|
|
|
|
|
|||||
|
от |
растяжения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Сметать клапан |
Клапан |
|
с |
подклапа |
Проверить |
и |
ровноту |
||||||
|
ном |
|
сложить |
лицевыми |
сметывания |
величи |
|||||||
|
сторонами внутрь, сме |
ну посадки |
в |
уголках |
|||||||||
|
тать |
|
со |
стороны |
клапа |
клапана |
|
|
|
||||
|
на, |
|
посаживая |
его в |
|
|
|
|
|
||||
|
уголках |
на |
0,2—0,3 |
см |
|
|
|
|
|
20
ролю за выполнением движений, действий, приемов необхо димо сократить. Главное внимание теперь следует уделять «констатирующему» самоконтролю, т. е. соблюдению требо ваний технических условий и ГОСТов на изготовление изде лий. Учащиеся должны чаще обращаться к технологическо му процессу для контроля своих действий. Основное внима ние при инструктировании целесообразно концентрировать на знаниях и умениях, приобретенных в предшествующий период, и на переносе их в новые условия.
Сопоставление своей работы с техническими требования ми и стремление выполнить ее в-соответствии с этими требо ваниями воспитывает у учащихся волю, ответственность и
сознательное отношение к работе. |
быть |
указания |
по |
||
В письменных |
инструкциях должны |
||||
•самоконтролю с введением элементов технологии |
(табл. |
4). |
|||
* |
|
|
Т а б л и ц а 4 |
||
логическая карта |
|
|
|
|
|
клапана |
|
|
|
|
|
Дефекты |
Причины дефектов |
Способы устранения |
|||
дефектов |
|
||||
|
|
|
|||
Клапан уже или ши- |
Неточный крой |
Подрезать |
и подров |
||
ре требуемых размеров |
нять по |
лекалам клапан |
|||
Подклапан длиннее |
и |
подклапан |
|
|
и шире клапана
Клапан неровный |
Смещение |
деталей |
|
при обметывании |
Клапан |
сметан |
не- |
Отступления от тех- |
Удалить нитки |
сметы- |
ровно |
|
|
нических требований |
вання; сметать |
клапан |
Различная и |
недо- |
|
вновь |
|
|
статочная |
посадка в |
|
|
|
|
уголках клапана |
|
|
|
|
21
Последовательность выполнения операций.
Эскиз
Сутюжить посадку в уголках клапана
Обтачать клапан
-¥■------------------ |
*\ |
Подрезать излишки припусков на швы в уголках клапана
Вывернуть и выме тать края клапана
^ !
Приутюжить клапан
Удалить нитки выметывания
Технические требования и указания для выполСамоконтроль
нения операций
Образовавшуюся |
по |
Проверить равномер |
|||||||
садку сутюжить на ши |
ность |
|
сутюживания |
||||||
рину |
шва |
обтачивания |
посадки |
|
|
||||
клапана |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Клапан |
обтачать |
со |
Проверить |
ровноту |
|||||
стороны |
|
подклапана |
шва |
и |
прямолиней |
||||
швом шириной |
0,5 |
см. |
ность |
строчки |
|
||||
В начале |
и |
в |
конце |
|
|
|
|
||
строчку |
закрепить |
на |
|
|
|
|
|||
расстоянии |
1 |
см |
|
|
|
|
|
|
|
Удалить |
нитки |
сметы |
Измерить |
ширину |
|||||
вания. Излишки припу |
оставшегося |
припуска |
|||||||
сков на швы в уголках |
шва |
по |
линейке |
||||||
подрезать, |
оставляя |
их |
|
|
|
|
шириной 0,2—0,3 см
Вывернуть |
клапан |
на |
По линейке измерить |
||||||
лицевую сторону, выпра |
ровноту канта |
||||||||
вить |
края, |
колышком |
|
||||||
выправить |
уголки |
|
|
|
|||||
Выметать |
|
края |
клапа |
По линейке измерить |
|||||
на (со стороны подклад- |
длину и ширину кла |
||||||||
пана) |
|
на |
|
специальной |
пана |
||||
машине или вручную ко |
|
||||||||
сыми |
стежками |
длиной |
|
||||||
0,7—1 |
|
см |
на |
расстоя |
|
||||
нии 0,5 |
см |
|
от края, об |
|
|||||
разуя |
|
из |
|
ткани |
верха |
|
|||
кант |
|
шириной |
|
0,1— |
|
||||
0,2 |
см |
|
|
|
|
|
|
|
|
Клапан |
|
приутюжить |
Проверить ровноту |
||||||
со |
стороны |
подклапана |
краев по линейке |
||||||
через |
увлажненный |
про- |
|
||||||
утюжильник, предвари |
|
||||||||
тельно |
|
выправив |
края |
|
|||||
и |
углы |
|
|
|
|
|
|
|
|
Через |
каждые |
3—4 |
см |
Проверить, не нару |
|||||
надсечь |
ножницами |
нит |
шена ли ткань клапа |
||||||
ки выметывания и уда |
на или подклапана |
||||||||
лить их с помощью ко |
|
||||||||
лышка |
|
|
|
|
|
|
|
|
22
Дефекты |
|
Причины дефектов |
|||
Неравномерное |
су- |
При |
сутюживании |
||
тюживание |
|
|
|
утюг сместился за ши |
|
|
|
|
|
рину обтачивания кла |
|
|
|
|
|
пана |
|
. Клапан |
неровный |
|
Неровный шов |
||
Подклапан |
по отно |
|
|
||
шению к |
клапану |
не |
|
|
|
натянут |
|
|
|
|
|
Подрезан |
шов |
в |
Уголки |
подрезаны |
|
уголках |
|
|
|
больше нормы |
Продолжение табл. 4
Способы устранения дефектов
Сутюживание выпол нить вновь
Распороть и обтачать ровным швом
Вновь обтачать кла пан в уголках с шири ной припуска шва 0,2— 0,3 см
Утолщения в угол ках клапана
Неровный кант
Клапан искривлен
Неровные стороны
Клапан перекошен
Не подрезан или ма ло подрезан припуск шва в уголках клапа на
Клапан затянут нит ками выметывания
То же
Не выпрямили при приутюживании
При приутюживании растянули клапан
Нарушены нити ма Резко удалили нит териала клапана или ки выметывания подклапана
Подрезать шов в угол ках
Удалить нитки выме тывания; выметать края клапана
То же
Приутюжить вновь
Клапан сутюжить в растянутом месте
Исправить штопкой или заменить новой де талью
23