Файл: Мокров, А. Н. Комплексное снабжение капитального строительства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
возможности регулирования и маневрирования матери альными ресурсами в соответствии со сроками, опреде ленными сетевыми графиками.
IV. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ СНАБЖЕНИЯ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Ритмичность работы строительных организаций, не прерывность строительно-монтажного процесса тесным образом связаны с наличием материальных запасов на строительных объектах. Размеры создаваемых запасов зависят от объема и периодичности поставок их на объек ты строительства.
Такая сложная задача, как достижение бесперебойно го обеспечения строительных организаций материальнотехническими ресурсами при минимальных затратах вре мени, меньшими силами и средствами, может быть успеш но решена путем последовательного внедрения в практи ку комплексного снабжения. Развитие такой системы снабжения предполагает внедрение полного хозрасчета в территориальных органах снабжения.
Невысокая оплата за услуги снабженческо-сбытовых организаций позволяет строителям отказаться от завы шенных, а иногда и резервных запасов материалов. А централизованный завоз материалов на объекты строи тельства дает возможность строителям быть в независи мом положении от предприятий-изготовителей, во-пер вых, в связи с территориальной приближенностью баз и складов УМТС, во-вторых, в связи с плановостью поста вок по согласованным графикам, что обеспечивает гаран тию материально-технического обеспечения.
Комплексной системой снабжения строительства не охвачены в районе тресты Апатитстрой, Ковдорстрой. Из них в структуре строительно-монтажного треста Апа титстрой имеется УПТК, в остальных трестах — КМТС.
В первом квартале 1974 г. комплексная система снаб жения распространена на строительно-монтажный трест Кольстрой, находящийся в г. Мончегорске. Была прове
23
дена большая подготовительная работа, КМТС треста преобразована в контору Мончегорскстройснаб, которая подчинена управлению Мурманскстройснабсбыт.
В трест Кольстрой входило 8 подразделений, в том числе 4 строительно-монтажных управления, 2 комбина та производственных предприятий (гг. Мончегорск, Оле негорск), управление механизации строительства и тран спорта (включая АТК) и КМТС. КМТС имела высокий уровень издержек обращения и для возмещения своих расходов взимала наценку на материалы и изделия в раз мере 15,5%. Поставка материалов на объекты строитель ства по графикам не планировалась. Контора ежегодно имела 100—130 тыс. руб. убытка от хозяйственной дея тельности, который в течение года отражался в балансе как издержки обращения на остаток нереализованных материалов. При составлении заключительного годового отчета убыток КМТС перераспределялся между прибыль ными подразделениями треста путем внутренних расчетов (по авизо). Строительно-монтажные управления треста Кольстрой имеют в своей структуре отделы снабжения, на которые возложены функции обеспечения строящихся объектов строительными материалами и изделиями, опре деление потребности для СМУ в материалах и представ ление заявок КМТС.
После завершения перехода на комплексную систему снабжения строительных объектов треста Кольстрой можно распространить этот метод на Мончегорский меха нический завод, Оленегорский ремонтно-механический завод и комбинат Североникель с таким расчетом, чтобы довести объемы реализации треста до 8—10 млн. руб. в расчете на год.
Завершающим этапом внедрения комплексной систе мы снабжения капитального строительства будет распро странение ее на строительно-монтажные тресты Апатитстрой в г. Апатиты и Ковдорстрой в г. Ковдоре.
Согласно совместному приказу Госснаба СССР и Минтяжстроя СССР от 18 января 1974 г. «О совершенст вовании и дальнейшем развитии комплексного матери ально-технического обеспечения объектов строительства» предложено УМТС Мурманского района и Главмурманскстрою завершить в 1975 г. перевод на комплексное ма териально-техническое обеспечение всех остальных тре стов Главмурманскстроя. Кроме этого, предложено раз
24
работать и осуществить в 1974—1975 гг. перевод на автоматизированную систему управления (АСУ) комп лексного обеспечения ресурсами строек в г. Мурманске. Перевод на АСУ возлагается на вычислительный центр Главмурманскстроя и машиносчетную станцию УМТС Мурманского района.
С переводом этих строительных трестов на комплекс ную систему материального обеспечения в основном бу дет завершен процесс внедрения и распространения ее на Главмурманскстрой Минтяжстроя СССР, который в основном осуществляет строительство промышленных, жилищных и культурно-бытовых объектов в Мурманском экономическом районе. Функциональными отделами уп равления начата подготовительная работа к приемке служб снабжения трестов Апатитстрой и Ковдорстрой.
Коренная перестройка системы материально-техниче ского снабжения строительства невозможна без повыше ния экономической заинтересованности снабженческосбытовых организаций. Она требует изменения форм и методов работы, связанной с планированием и выполнени ем планов поставок материалов на объекты строительст ва, совершенствования хозяйственного расчета. Очень важное значение приобретает активное влияние органов снабжения на выбор поставщиков с учетом географиче ского размещения предприятий-изготовителей.
Большинство прейскурантов оптовых цен предусмат ривает два вида оптовых цен на промышленную продук цию: франко-вагон станция отправления и франковагон станция назначения. Цены франко-фагон станция отправления оказывают непосредственное влияние на ве личину заготовительных расходов снабженческо-сбыто вых организаций, так как на одни и те же материалы и оборудование, полученные от различных поставщиков, будут различные затраты на перевозку. Следовательно, на издержки обращения снабженческо-сбытовых орга низаций часто влияют причины, не зависящие от их рабо ты в связи с тем, что прикрепление потребителей к пос тавщикам, как правило, выполняют союзглавснабсбыты. Поэтому в вопросах прикрепления потребителей к пос тавщикам должен отдаваться приоритет тем снабженче ско-сбытовым организациям, которые внедряют новые методы работы, дающие большой экономический эффект в государственном масштабе.
25
Созданное управление по снабжению и сбыту строи тельными материалами по указанным выше причинам работает нерентабельно. Несмотря на то что в работе этого управления имеются внутренние резервы, вскрытие и внедрение которых позволит сократить издержки обра щения, это не дает возможности в ближайшие годы превратить управление Мурманскстройснабсбыт в рен табельное.
В текущей пятилетке все снабженческо-сбытовые ор ганизации будут переведены на новую систему планиро вания и экономического стимулирования. Непременным условием внедрения экономических методов управления является установление таких плановых показателей, ко торые бы обеспечивали постоянное соизмерение произ водственных затрат с достигнутыми результатами, что бы каждый вложенный рубль давал максимальную от дачу.
Распространив систему комплексного снабжения строительства на все остальные строительные тресты области, необходимо предусмотреть увеличение склад ской наценки, взимаемой с потребителей управлением Мурманскстройснабсбыт за комплексную поставку мате риалов.
Комплексное снабжение строительства металлопро дукцией, осуществляемое управлением Мурманскметаллоснабсбыт, значительно увеличило трудоемкость при подготовке и доставке материалов на объекты строитель ства.
Результаты исследования показали, что 56% метал лопродукции доставляется на строительные площадки в комплектных контейнерах, т. е. из 148 контейнеров 83 кон тейнера загружены комплектно (от 2 до 21 позиции мате риалов). В среднем в одном комплектном контейнере грузятся материалы семи номенклатурных позиций.
На отгрузку контейнера металлопродукции одной но менклатурной позиции затрачивается 0,5 ч, сборного ком плектного контейнера — 3 ч. Удельный вес трудоемкости поставок металлопродукции в комплектных контейнерах составляет 88% от общей трудоемкости. Поэтому необхо димо дифференцировать складские наценки в зависимо сти от вида предоставляемых услуг снабженческо-сбыто вой организацией. За складскую реализацию продукции комплектными партиями следует с потребителей взимать
26
большую наценку, которая бы соответствовала характеру реально оказываемых услуг. В то же время за реализа цию продукции крупными партиями должна взиматься меньшая наценка. Прежде всего уровень наценок должен обеспечивать нормальную рентабельность снабженческосбытовой организации, и наценки должны устанавливать ся в зависимости от характера деятельности организации по снабжению и сбыту и сложности предоставляемых услуг.
Необходимо разработать и ввести для снабженческосбытовых организаций, осуществляющих комплексное снабжение капитального строительства, показатель ком плектных поставок в стоимостном выражении и в процен тах к общему объему централизованных перевозок. В по казателе комплектных поставок в стоимостном выраже нии можно предусмотреть поставку на пусковые объ екты.
Важнейшей предпосылкой улучшения деятельности снабжения капитального строительства является упоря дочение заработной платы и системы премирования работников, непосредственно занятых снабжением строи тельных объектов. Система снабжения вместе с функция ми комплектации является составным звеном технологи ческого процесса строительных работ, поэтому для ра ботников снабжения необходимо ввести тот же порядок премирования за ввод в эксплуатацию сооружаемых объ ектов, который был установлен для управлений комплек тации и контор снабжения строительных трестов, пере данных УМТС Мурманского района.
В нынешних условиях хозяйствования приобрели осо бое значение вопросы совершенствования расчетов в на родном хозяйстве.
Рациональной формой организации расчетов за мате риалы является широкое применение плановых платежей в тех городах, где организована централизованная до ставка строительных материалов, конструкций и изделий по заранее разработанным графикам. В этом случае между поставщиком и потребителем заключается согла шение, в котором предусматриваются регулярные на каждый плановый период платежи в установленной сум ме независимо от стоимости за этот период материалов и изделий. По истечении установленного сторонами перио да (не более 15 дней) расчеты уточняются. Выявленные
27
при этом недоплаты прибавляются к сумме очередного платежа, а суммы, уплаченные сверх стоимости пос тавленной продукции, вычитаются из очередного пла тежа.
Наиболее приемлемой формой расчетов за поставляе мые УМТС и Главмурманскстроем строительным органи зациям материалы и оборудование была признана форма централизованных расчетов (ЦР). Специализированные и универсальные управления и конторы УМТС, занятые централизованной доставкой материалов на строительные площадки, вели централизованные расчеты в составе строительно-монтажных трестов. Однако такая форма расчетов имеет ряд недостатков, связанных с несвоевре менностью расчетов и платежей строительными трестами. Задержка в осуществлении расчетов вызывается в основ ном отсутствием средств у плательщиков к сроку плате жа. Другой причиной задержек расчетов является несвое временное и неполное поступление собственных средств, предназначенных на капитальные вложения.
У подрядных организаций иногда образуются задерж ки платежей титулодержателей, которые включают в ти тульные списки объекты, не обеспеченные утвержденной проектно-сметной документацией. В этом случае оплату работ, выполненных подрядными организациями, учреж дения банка не производят, а при отсутствии средств подрядные организации не могут своевременно рассчи тываться за полученные материалы и оборудование от органов снабжения УМТС.
Задержки расчетов подрядных организаций, переве денные на новую систему снабжения, с поставщиками ма териалов организаций УМТС вызываются не только не своевременным поступлением средств от заказчиков. Они происходят и в результате неудовлетворительной работы строительных организаций из-за невыполнения заданий по вводу в эксплуатацию объектов, заданий по снижению себестоимости строительно-монтажных работ, недостатка собственных оборотных средств, а также из-за сверхнор мативных производственных запасов и дебиторской за долженности. На замедление расчетов подрядных органи заций отрицательно влияет то положение, что временное пополнение их оборотных средств за счет заказчиков (при расчетах за выполненные объекты и этапы работ) произ водится не всегда своевременно.
28
Подрядным организациям, на расчетных счетах кото рых отсутствуют средства для расчета со снабженческосбытовыми организациями системы Госснаба СССР', пре доставляется в случае необходимости гарантийный кредит на оплату счетов за следующие материальные ценно сти, поставляемые по фондам: сталь всех видов, стальные и чугунные трубы, круглый и пиленый лес, цемент, кро вельные материалы. Правом на получение этого кредита пользуются только те подрядные организации, которые сохраняют собственные оборотные средства и выполняют план строительно-монтажных работ. Кредит предоставля ется на срок до 20 дней независимо от наличия просро ченной задолженности по банковским ссудам, но при ус ловии, что данная организация не снята с кредитования. Необходимо отметить, что перечень материалов, на опла ту которых предоставляется кредит, очень мал.
Подрядные строительные организации .в условиях комплексной системы снабжения и при централизованном расчете иногда имеют много переходящих неоплаченных счетов за поставленные материалы и оборудование, что может вызвать прекращение поставки на объекты строи тельства материалов и остановить строительно-монтаж ный процесс. Поэтому обе заинтересованные стороны искали новые пути совершенствования расчетов.
В целях устранения возникших трудностей в расчетах за материалы и оборудование УМТС Мурманского райо на и Главмурманскстрой обратились в Стройбанк СССР
с просьбой о выдаче краткосрочных кредитов на заверше ние расчетов по форме ЦР. Правление Стройбанка удов летворило просьбу, в результате подрядные строительные организации, переведенные на комплексную систему снабжения, получили возможность иметь кредиты на за вершение расчетов с органами УМТС за поставленные материалы. Для осуществления этого вида краткосрочно го кредитования были установлены лимиты кредитования на завершение расчетов.
Такая форма краткосрочного кредитования ускоряет расчеты за материалы при условии, что подрядная строи тельная организация своевременно погашает задолжен ность по краткосрочному кредиту и сохраняет оборотные
средства.
В целях более гибкого использования выделенных кредитов необходимо предоставить право УМТС перерас
29
пределять ранее установленный размер лимита кредито вания по товарообороту между подведомственными орга низациями без изменения нормативов товарных запасов на определенную дату. При этом у некоторых организа ций могут возникнуть отклонения в размере долевого участия собственных оборотных средств, но в целом по УМТС размеры нормативов будут сохранены.
Основная проблема в финансовой деятельности снаб женческо-сбытовых организаций в условиях работы но вой системы комплексного снабжения строительства — дебиторская задолженность, не перекрытая какими-либо источниками. Как известно, других источников, кроме временной финансовой помощи, у организации матери ально-технического снабжения почти не имеется. Поэтому необходимо, чтобы Госбанк СССР осуществлял контроль за обеспечением кредита по обороту материальных цен ностей (по принципу торгующих организаций), т. е. на сумму признанной дебиторской задолженности уменьшал норматив собственных оборотных средств по товарам. Это значительно сократит необоснованную задолжен ность банку и нормализует кредитные взаимоотношения.
У организаций, переведенных на новые условия пла нирования и экономического стимулирования, возникают трудности во взаимоотношениях с бюджетом из-за не своевременного взноса свободного остатка сверхплановой прибыли. В течение отчетного квартала свободный оста ток сверхплановой прибыли является внеплановым ис точником покрытия отвлеченных средств в дебиторскую задолженность, поэтому трудно обеспечить своевремен ный взнос бюджету этих средств. Свободный остаток сверхплановой прибыли целесообразно вносить в бюджет по истечении отчетного месяца после представления ба ланса, а не один раз в квартал, как это предусмотрено инструктивными указаниями Министерства финансов
СССР.
Органам снабжения строительно-монтажных трестов возмещаются заказчиками за счет сметной стоимости за траты по льготам Крайнего Севера (компенсируемые расходы), в то время как снабженческо-сбытовые органи зации УМТС такими льготами не пользуются.
Управлением Мурманскстройснабсбыт в общей сумме издержек обращения только за 1973 г. выплачено льгот Крайнего Севера свыше 300 тыс. руб. Поэтому Госстрою
30
СССР и Стройбанку СССР необходимо решить вопрос о предоставлении специализированным снабженческо-сбы товым организациям, обеспечивающим материально-тех ническими ресурсами стройки, льгот Крайнего Севера возможно на тех же условиях, которые установлены для УПТК и КМТС строительных трестов.
Для повышения действенности хозяйственного расчета снабженческо-сбытовых организаций необходимо пере смотреть классификацию издержек обращения. Дело в том, что действующая в настоящее время классификация издержек обращения не отражает расходы по важней шим функциям, особенно за дополнительно оказываемые услуги потребителям. Видимо, целесообразно утвердить для снабженческо-сбытовых организаций, осуществляю щих комплексное снабжение строек, показатель общего объема реализации продукции, в том числе объем комп лексных централизованных поставок.
Положительное решение этих вопросов будет способ ствовать ведущейся в настоящее время коренной перест ройке системы материально-технического снабжения ка питального строительства.