Файл: Мокров, А. Н. Комплексное снабжение капитального строительства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

возможности регулирования и маневрирования матери­ альными ресурсами в соответствии со сроками, опреде­ ленными сетевыми графиками.

IV. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ СНАБЖЕНИЯ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Ритмичность работы строительных организаций, не­ прерывность строительно-монтажного процесса тесным образом связаны с наличием материальных запасов на строительных объектах. Размеры создаваемых запасов зависят от объема и периодичности поставок их на объек­ ты строительства.

Такая сложная задача, как достижение бесперебойно­ го обеспечения строительных организаций материальнотехническими ресурсами при минимальных затратах вре­ мени, меньшими силами и средствами, может быть успеш­ но решена путем последовательного внедрения в практи­ ку комплексного снабжения. Развитие такой системы снабжения предполагает внедрение полного хозрасчета в территориальных органах снабжения.

Невысокая оплата за услуги снабженческо-сбытовых организаций позволяет строителям отказаться от завы­ шенных, а иногда и резервных запасов материалов. А централизованный завоз материалов на объекты строи­ тельства дает возможность строителям быть в независи­ мом положении от предприятий-изготовителей, во-пер­ вых, в связи с территориальной приближенностью баз и складов УМТС, во-вторых, в связи с плановостью поста­ вок по согласованным графикам, что обеспечивает гаран­ тию материально-технического обеспечения.

Комплексной системой снабжения строительства не охвачены в районе тресты Апатитстрой, Ковдорстрой. Из них в структуре строительно-монтажного треста Апа­ титстрой имеется УПТК, в остальных трестах — КМТС.

В первом квартале 1974 г. комплексная система снаб­ жения распространена на строительно-монтажный трест Кольстрой, находящийся в г. Мончегорске. Была прове­

23

дена большая подготовительная работа, КМТС треста преобразована в контору Мончегорскстройснаб, которая подчинена управлению Мурманскстройснабсбыт.

В трест Кольстрой входило 8 подразделений, в том числе 4 строительно-монтажных управления, 2 комбина­ та производственных предприятий (гг. Мончегорск, Оле­ негорск), управление механизации строительства и тран­ спорта (включая АТК) и КМТС. КМТС имела высокий уровень издержек обращения и для возмещения своих расходов взимала наценку на материалы и изделия в раз­ мере 15,5%. Поставка материалов на объекты строитель­ ства по графикам не планировалась. Контора ежегодно имела 100—130 тыс. руб. убытка от хозяйственной дея­ тельности, который в течение года отражался в балансе как издержки обращения на остаток нереализованных материалов. При составлении заключительного годового отчета убыток КМТС перераспределялся между прибыль­ ными подразделениями треста путем внутренних расчетов (по авизо). Строительно-монтажные управления треста Кольстрой имеют в своей структуре отделы снабжения, на которые возложены функции обеспечения строящихся объектов строительными материалами и изделиями, опре­ деление потребности для СМУ в материалах и представ­ ление заявок КМТС.

После завершения перехода на комплексную систему снабжения строительных объектов треста Кольстрой можно распространить этот метод на Мончегорский меха­ нический завод, Оленегорский ремонтно-механический завод и комбинат Североникель с таким расчетом, чтобы довести объемы реализации треста до 8—10 млн. руб. в расчете на год.

Завершающим этапом внедрения комплексной систе­ мы снабжения капитального строительства будет распро­ странение ее на строительно-монтажные тресты Апатитстрой в г. Апатиты и Ковдорстрой в г. Ковдоре.

Согласно совместному приказу Госснаба СССР и Минтяжстроя СССР от 18 января 1974 г. «О совершенст­ вовании и дальнейшем развитии комплексного матери­ ально-технического обеспечения объектов строительства» предложено УМТС Мурманского района и Главмурманскстрою завершить в 1975 г. перевод на комплексное ма­ териально-техническое обеспечение всех остальных тре­ стов Главмурманскстроя. Кроме этого, предложено раз­

24


работать и осуществить в 1974—1975 гг. перевод на автоматизированную систему управления (АСУ) комп­ лексного обеспечения ресурсами строек в г. Мурманске. Перевод на АСУ возлагается на вычислительный центр Главмурманскстроя и машиносчетную станцию УМТС Мурманского района.

С переводом этих строительных трестов на комплекс­ ную систему материального обеспечения в основном бу­ дет завершен процесс внедрения и распространения ее на Главмурманскстрой Минтяжстроя СССР, который в основном осуществляет строительство промышленных, жилищных и культурно-бытовых объектов в Мурманском экономическом районе. Функциональными отделами уп­ равления начата подготовительная работа к приемке служб снабжения трестов Апатитстрой и Ковдорстрой.

Коренная перестройка системы материально-техниче­ ского снабжения строительства невозможна без повыше­ ния экономической заинтересованности снабженческосбытовых организаций. Она требует изменения форм и методов работы, связанной с планированием и выполнени­ ем планов поставок материалов на объекты строительст­ ва, совершенствования хозяйственного расчета. Очень важное значение приобретает активное влияние органов снабжения на выбор поставщиков с учетом географиче­ ского размещения предприятий-изготовителей.

Большинство прейскурантов оптовых цен предусмат­ ривает два вида оптовых цен на промышленную продук­ цию: франко-вагон станция отправления и франковагон станция назначения. Цены франко-фагон станция отправления оказывают непосредственное влияние на ве­ личину заготовительных расходов снабженческо-сбыто­ вых организаций, так как на одни и те же материалы и оборудование, полученные от различных поставщиков, будут различные затраты на перевозку. Следовательно, на издержки обращения снабженческо-сбытовых орга­ низаций часто влияют причины, не зависящие от их рабо­ ты в связи с тем, что прикрепление потребителей к пос­ тавщикам, как правило, выполняют союзглавснабсбыты. Поэтому в вопросах прикрепления потребителей к пос­ тавщикам должен отдаваться приоритет тем снабженче­ ско-сбытовым организациям, которые внедряют новые методы работы, дающие большой экономический эффект в государственном масштабе.

25

Созданное управление по снабжению и сбыту строи­ тельными материалами по указанным выше причинам работает нерентабельно. Несмотря на то что в работе этого управления имеются внутренние резервы, вскрытие и внедрение которых позволит сократить издержки обра­ щения, это не дает возможности в ближайшие годы превратить управление Мурманскстройснабсбыт в рен­ табельное.

В текущей пятилетке все снабженческо-сбытовые ор­ ганизации будут переведены на новую систему планиро­ вания и экономического стимулирования. Непременным условием внедрения экономических методов управления является установление таких плановых показателей, ко­ торые бы обеспечивали постоянное соизмерение произ­ водственных затрат с достигнутыми результатами, что­ бы каждый вложенный рубль давал максимальную от­ дачу.

Распространив систему комплексного снабжения строительства на все остальные строительные тресты области, необходимо предусмотреть увеличение склад­ ской наценки, взимаемой с потребителей управлением Мурманскстройснабсбыт за комплексную поставку мате­ риалов.

Комплексное снабжение строительства металлопро­ дукцией, осуществляемое управлением Мурманскметаллоснабсбыт, значительно увеличило трудоемкость при подготовке и доставке материалов на объекты строитель­ ства.

Результаты исследования показали, что 56% метал­ лопродукции доставляется на строительные площадки в комплектных контейнерах, т. е. из 148 контейнеров 83 кон­ тейнера загружены комплектно (от 2 до 21 позиции мате­ риалов). В среднем в одном комплектном контейнере грузятся материалы семи номенклатурных позиций.

На отгрузку контейнера металлопродукции одной но­ менклатурной позиции затрачивается 0,5 ч, сборного ком­ плектного контейнера — 3 ч. Удельный вес трудоемкости поставок металлопродукции в комплектных контейнерах составляет 88% от общей трудоемкости. Поэтому необхо­ димо дифференцировать складские наценки в зависимо­ сти от вида предоставляемых услуг снабженческо-сбыто­ вой организацией. За складскую реализацию продукции комплектными партиями следует с потребителей взимать

26


большую наценку, которая бы соответствовала характеру реально оказываемых услуг. В то же время за реализа­ цию продукции крупными партиями должна взиматься меньшая наценка. Прежде всего уровень наценок должен обеспечивать нормальную рентабельность снабженческосбытовой организации, и наценки должны устанавливать­ ся в зависимости от характера деятельности организации по снабжению и сбыту и сложности предоставляемых услуг.

Необходимо разработать и ввести для снабженческосбытовых организаций, осуществляющих комплексное снабжение капитального строительства, показатель ком­ плектных поставок в стоимостном выражении и в процен­ тах к общему объему централизованных перевозок. В по­ казателе комплектных поставок в стоимостном выраже­ нии можно предусмотреть поставку на пусковые объ­ екты.

Важнейшей предпосылкой улучшения деятельности снабжения капитального строительства является упоря­ дочение заработной платы и системы премирования работников, непосредственно занятых снабжением строи­ тельных объектов. Система снабжения вместе с функция­ ми комплектации является составным звеном технологи­ ческого процесса строительных работ, поэтому для ра­ ботников снабжения необходимо ввести тот же порядок премирования за ввод в эксплуатацию сооружаемых объ­ ектов, который был установлен для управлений комплек­ тации и контор снабжения строительных трестов, пере­ данных УМТС Мурманского района.

В нынешних условиях хозяйствования приобрели осо­ бое значение вопросы совершенствования расчетов в на­ родном хозяйстве.

Рациональной формой организации расчетов за мате­ риалы является широкое применение плановых платежей в тех городах, где организована централизованная до­ ставка строительных материалов, конструкций и изделий по заранее разработанным графикам. В этом случае между поставщиком и потребителем заключается согла­ шение, в котором предусматриваются регулярные на каждый плановый период платежи в установленной сум­ ме независимо от стоимости за этот период материалов и изделий. По истечении установленного сторонами перио­ да (не более 15 дней) расчеты уточняются. Выявленные

27

при этом недоплаты прибавляются к сумме очередного платежа, а суммы, уплаченные сверх стоимости пос­ тавленной продукции, вычитаются из очередного пла­ тежа.

Наиболее приемлемой формой расчетов за поставляе­ мые УМТС и Главмурманскстроем строительным органи­ зациям материалы и оборудование была признана форма централизованных расчетов (ЦР). Специализированные и универсальные управления и конторы УМТС, занятые централизованной доставкой материалов на строительные площадки, вели централизованные расчеты в составе строительно-монтажных трестов. Однако такая форма расчетов имеет ряд недостатков, связанных с несвоевре­ менностью расчетов и платежей строительными трестами. Задержка в осуществлении расчетов вызывается в основ­ ном отсутствием средств у плательщиков к сроку плате­ жа. Другой причиной задержек расчетов является несвое­ временное и неполное поступление собственных средств, предназначенных на капитальные вложения.

У подрядных организаций иногда образуются задерж­ ки платежей титулодержателей, которые включают в ти­ тульные списки объекты, не обеспеченные утвержденной проектно-сметной документацией. В этом случае оплату работ, выполненных подрядными организациями, учреж­ дения банка не производят, а при отсутствии средств подрядные организации не могут своевременно рассчи­ тываться за полученные материалы и оборудование от органов снабжения УМТС.

Задержки расчетов подрядных организаций, переве­ денные на новую систему снабжения, с поставщиками ма­ териалов организаций УМТС вызываются не только не­ своевременным поступлением средств от заказчиков. Они происходят и в результате неудовлетворительной работы строительных организаций из-за невыполнения заданий по вводу в эксплуатацию объектов, заданий по снижению себестоимости строительно-монтажных работ, недостатка собственных оборотных средств, а также из-за сверхнор­ мативных производственных запасов и дебиторской за­ долженности. На замедление расчетов подрядных органи­ заций отрицательно влияет то положение, что временное пополнение их оборотных средств за счет заказчиков (при расчетах за выполненные объекты и этапы работ) произ­ водится не всегда своевременно.

28


Подрядным организациям, на расчетных счетах кото­ рых отсутствуют средства для расчета со снабженческосбытовыми организациями системы Госснаба СССР', пре­ доставляется в случае необходимости гарантийный кредит на оплату счетов за следующие материальные ценно­ сти, поставляемые по фондам: сталь всех видов, стальные и чугунные трубы, круглый и пиленый лес, цемент, кро­ вельные материалы. Правом на получение этого кредита пользуются только те подрядные организации, которые сохраняют собственные оборотные средства и выполняют план строительно-монтажных работ. Кредит предоставля­ ется на срок до 20 дней независимо от наличия просро­ ченной задолженности по банковским ссудам, но при ус­ ловии, что данная организация не снята с кредитования. Необходимо отметить, что перечень материалов, на опла­ ту которых предоставляется кредит, очень мал.

Подрядные строительные организации .в условиях комплексной системы снабжения и при централизованном расчете иногда имеют много переходящих неоплаченных счетов за поставленные материалы и оборудование, что может вызвать прекращение поставки на объекты строи­ тельства материалов и остановить строительно-монтаж­ ный процесс. Поэтому обе заинтересованные стороны искали новые пути совершенствования расчетов.

В целях устранения возникших трудностей в расчетах за материалы и оборудование УМТС Мурманского райо­ на и Главмурманскстрой обратились в Стройбанк СССР

с просьбой о выдаче краткосрочных кредитов на заверше­ ние расчетов по форме ЦР. Правление Стройбанка удов­ летворило просьбу, в результате подрядные строительные организации, переведенные на комплексную систему снабжения, получили возможность иметь кредиты на за­ вершение расчетов с органами УМТС за поставленные материалы. Для осуществления этого вида краткосрочно­ го кредитования были установлены лимиты кредитования на завершение расчетов.

Такая форма краткосрочного кредитования ускоряет расчеты за материалы при условии, что подрядная строи­ тельная организация своевременно погашает задолжен­ ность по краткосрочному кредиту и сохраняет оборотные

средства.

В целях более гибкого использования выделенных кредитов необходимо предоставить право УМТС перерас­

29


пределять ранее установленный размер лимита кредито­ вания по товарообороту между подведомственными орга­ низациями без изменения нормативов товарных запасов на определенную дату. При этом у некоторых организа­ ций могут возникнуть отклонения в размере долевого участия собственных оборотных средств, но в целом по УМТС размеры нормативов будут сохранены.

Основная проблема в финансовой деятельности снаб­ женческо-сбытовых организаций в условиях работы но­ вой системы комплексного снабжения строительства — дебиторская задолженность, не перекрытая какими-либо источниками. Как известно, других источников, кроме временной финансовой помощи, у организации матери­ ально-технического снабжения почти не имеется. Поэтому необходимо, чтобы Госбанк СССР осуществлял контроль за обеспечением кредита по обороту материальных цен­ ностей (по принципу торгующих организаций), т. е. на сумму признанной дебиторской задолженности уменьшал норматив собственных оборотных средств по товарам. Это значительно сократит необоснованную задолжен­ ность банку и нормализует кредитные взаимоотношения.

У организаций, переведенных на новые условия пла­ нирования и экономического стимулирования, возникают трудности во взаимоотношениях с бюджетом из-за не­ своевременного взноса свободного остатка сверхплановой прибыли. В течение отчетного квартала свободный оста­ ток сверхплановой прибыли является внеплановым ис­ точником покрытия отвлеченных средств в дебиторскую задолженность, поэтому трудно обеспечить своевремен­ ный взнос бюджету этих средств. Свободный остаток сверхплановой прибыли целесообразно вносить в бюджет по истечении отчетного месяца после представления ба­ ланса, а не один раз в квартал, как это предусмотрено инструктивными указаниями Министерства финансов

СССР.

Органам снабжения строительно-монтажных трестов возмещаются заказчиками за счет сметной стоимости за­ траты по льготам Крайнего Севера (компенсируемые расходы), в то время как снабженческо-сбытовые органи­ зации УМТС такими льготами не пользуются.

Управлением Мурманскстройснабсбыт в общей сумме издержек обращения только за 1973 г. выплачено льгот Крайнего Севера свыше 300 тыс. руб. Поэтому Госстрою

30

СССР и Стройбанку СССР необходимо решить вопрос о предоставлении специализированным снабженческо-сбы­ товым организациям, обеспечивающим материально-тех­ ническими ресурсами стройки, льгот Крайнего Севера возможно на тех же условиях, которые установлены для УПТК и КМТС строительных трестов.

Для повышения действенности хозяйственного расчета снабженческо-сбытовых организаций необходимо пере­ смотреть классификацию издержек обращения. Дело в том, что действующая в настоящее время классификация издержек обращения не отражает расходы по важней­ шим функциям, особенно за дополнительно оказываемые услуги потребителям. Видимо, целесообразно утвердить для снабженческо-сбытовых организаций, осуществляю­ щих комплексное снабжение строек, показатель общего объема реализации продукции, в том числе объем комп­ лексных централизованных поставок.

Положительное решение этих вопросов будет способ­ ствовать ведущейся в настоящее время коренной перест­ ройке системы материально-технического снабжения ка­ питального строительства.