Файл: Методика определения оптовых цен на новую продукцию производственно-технического назначения..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

чения количества изготовляемых изделий с начала выпуска данной серии;

б) расширения применения продукции в результате более полно­ го удовлетворения потребностей в ней народного хозяйства;

в) морального старения продукции и сроков снятия ее с произ­ водства, предусмотренных'планом.

7-5. При установлении ступеней оптовых цен на взаимозаменя­ емую продукцию или продукцию, входящую в один параметричес­ кий ряд, необходимо обеспечить, чтобы переход от одной ступени к другой не нарушал общие соотношения цен, предусмотренные для взаимозаменяемых видов продукции или продукции, составляющей единый параметрический ряд.

Если установление ступеней оптовой цены на новый вид продук­ ции, выпуск которой будет производиться одновременно с произ­ водством ранее освоенной однотипной или взаимозаменяемой про­ дукции, приводит к изменению соотношения оптовых цен на эти виды продукции, вместе с установлением ступеней оптовой цены на новую продукцию должны быть разработаны и введены ступени оп­ товых цен на ранее освоенную продукцию таким образом, чтобы обеспечить правильное соотношение оптовых цен. При этом необ­ ходимость установления ступеней оптовых цен на ранее освоенную однотипную продукцию должна быть обоснована соответствующи­ ми расчетами с учетом народнохозяйственной значимости этой про­ дукции, удельного веса новых видов продукции в общем объеме производства данной продукции по годам, а также изменением экономической эффективности ранее освоенной продукции.

7-6. С позиций ценообразования весь период серийного произ­ водства можно разбить на три этапа. Условия производства и реа­ лизации отдельных видов продукции в каждом из них предпола­ гают следующие три вида ступеней оптовой цены:

а) первый вид — ступени оптовой цены, обеспечивающие пред- приятию-изготовителю новой продукции получение дополнительной прибыли в виде поощрительной надбавки (поощрительная сту­ пень), соответствует первому этапу серийного производства;

б) второй вид:

на новую продукцию — ступени оптовой цены без поощри­ тельной надбавки (ступени цены нормального уровня), рассчитан­ ные исходя из условий освоенного серийного .производства и стаби­ лизированных объемов выпуска новой продукции;

на ранее освоенную продукцию, на которую имеются действу­ ющие постоянные цены — ступени оптовой цены, обеспечивающие изготовителю, как правило, нормативную прибыль при среднеотрас­ левых условиях производства продукции;

в) третий вид — ступени оптовой цены (ступени штрафных сан­ кций, штрафные ступени), создающие за счет пониженной рента­ бельности экономически неблагоприятные условия для производ­ ства морально устаревшей продукции и продукции, подлежащей снятию с производства в соответствии с установленными в пяти-

20


летнем плане сроками (в период подготовки замены ее новой продукцией).

7-7. Факторы, с учетом которых устанавливаются ступенчатые цены, этапы и сроки их действия должны увязываться с показате­ лями развития отрасли (предприятия) в пятилетием плане.

7-8. Ступени оптовой цены первого вида на новую высокоэф­ фективную продукцию устанавливаются в полном соответствии с разделами 2, 3 и 4 настоящей методики.

Ступень оптовой цены первого вида устанавливается на срок до трех.лет. Система ступенчатых цен должна предусматривать в. принципе одну, заранее установленную поощрительную ступень со сроком действия, указанным выше. Однако в отдельных исключи­ тельных случаях, когда новая продукция по истечении первого сро­ ка действия поощрительной ступени продолжает оставаться высо­ коэффективной, а ее технический уровень и качество соответствуют уровню лучшей отечественной и мировой аналогичной продукции, введение в действие заранее установленной ступени второго вида может быть отодвинуто и продлен срок действия первой поощри­ тельной ступени, либо установлена вторая поощрительная ступень.

7-9. Оптовые цены второй ступени (ступени цены нормального уровня) на новую продукцию устанавливаются одновременно с оптовыми ценами первой ступени.

Срок ввода в действие оптовой цены второй ступени на новую продукцию определяется окончанием действия первой ступени оп­ товой цены на данную продукцию. В этой связи, по существу, уро­ вень цены второй ступени на новую высокоэффективную продукцию соответствует, как правило, нижнему пределу цены, принятому при

определении эффективности и оптовой цены первой ступени

(ЦСТ1)

на эту продукцию. Поэтому оптовая цена второй ступени

на но­

вое изделие может быть определена по формуле:

 

Цст„ = Ц СТ1-Н п = Ц н п -

(13)

Расшифровка значений Нп и Цнп приведена выше по формуле

( П ) .

Как правило, устанавливается одна ступень оптовой цены вто­ рого вида. Однако на основании анализа действия этой ступени цены могут быть внесены коррективы (установлены дополнитель­ ные ступени оптовой цены второго вида), если планируется не пре­ дусмотренное на начальном этапе определения ступенчатых цен значительное снижение себестоимости производства продукции в результате влияния отраслевых и народнохозяйственных факторов (резкое увеличение объема производства продукции за счет рекон­ струкции и расширения предприятий, внедрение более экономич­ ных и эффективных материалов, снижение цен на потребляемое сырье и материалы и др.). Переход от одной ступени к другой ступени нормального уровня оптовой цены с учетом снижения , за­ трат осуществляется только в тех случаях, когда рентабельность продукции за период действия ступени цены нормального уровня

21


превысит нормативную более чем в 1,5 раза. Сроки окончания действия оптовых цен ступеней второго вида определяются с уче­ том планируемого наступления года морального старения этой продукции.

Ступени второго вида на ранее освоенную (но не устаревшую) продукций), на которую имеются действующие цены, устанавли­ ваются в случаях общего или частичного пересмотра цен на про­ дукцию соответствующей отрасли (подотрасли) или при уточне­ нии соотношений цен на ранее освоенную взаимозаменяемую и од­ нотипную продукцию в связи с появлением новой аналогичной продукции и утверждением на нее системы ступенчатых цеп. При этом уровень цен ступени второго вида на ранее освоенную продук­ цию должен быть, как правило, ниже действующих До этого времени цен на эту продукцию, и в качестве расчетной базы цены принимается себестоимость производства продукции первого года введения второй ступени оптовой цены, а также установлен­ ный норматив рентабельности. Цена второй ступени в этих случа­ ях определяется по следующей формуле:

ЦСТ‘„ = С Ч 1 + Р 1 ),

(14)

где: С1—‘себестоимость продукции в году введения второй ступени; Pi — норматив рентабельности к себестоимости, установлен­ ный для данной группы продукции.

7-10. Ступени цен третьего вида устанавливаются одновремен­ но с утверждением ступеней цен первого и второго вида в соот­ ветствии с разделом 5 настоящей методики.

Срок действия ступени цены третьего вида (штрафной ступени) определяется периодом от года прекращения действия ступени оп­ товых цен второго вида (начала наступления морального старения, определяемого указанными ниже признаками) до предусмотренно­ го планом полного снятия с производства продукции. Для продук­ ции, по которой технический проект предусматривает календарный срок ее выпуска с учетом морального старения, срок морального старения этой продукции при установлении ступенчатой цены при­ нимается в соответствии с техническим проектом. В-тех случаях, когда в техническом проекте период выпуска продукции не ограни­ чен, срок морального устаревания (обновления!) этой продукции для установления ступенчатых оптовых цен может быть определен на основе использования следующих исходных данных:

а) государственных перспективных (пятилетних) планов пе­ ресмотра стандартов и технических условий;

б) перспективных (пятилетних) государственных или отрасле­ вых планов освоения новой техники;

в) оценки намечаемых пятилетними планами темпов техни­ ческого прогресса в отрасли, в том числе развертывании научноисследовательских и проектно-конструкторских работ на перспек­ тиву, влияющих на ускорение обновления продукции, выпускаемой в данной отрасли машиностроения;

22


г) фактической продолжительности (в годах) выпуска ана­ логичной продукции данной группы за предыдущие периоды.. При этом, как правило, учитывается средняя или средневзвешен­

ная (в зависимости

от объемов производства) продолжительность

выпуска продукции данной группы;

а также

оценки ее

д) качественной

аттестации

продукции,

прогрессивности в

сопоставлении

с аналогичными зарубежными

образцами;

и перспективных типоразмерных

рядов

е) действующих

(типажа) машин,

приборов и оборудования

в каждой

отрасли

(подотрасли);

 

 

 

потребнос­

ж) степени удовлетворения народнохозяйственной

ти в новой продукции по годам его выпуска.

 

 

 

Если ступени оптовых цен третьего вида устанавливаются на ранее освоенную продукцию, сроки ввода в действие этой ступени указываются отдельно и определяются с учетом наступления мо­ рального старения данной продукции.

Министерства (ведомства!) -изготовители за год до наступления срока введения штрафных ступеней оптовых цен на продукцию должны сопоставить уровень этих цен с уточненной себестоимостью продукции (на год введения штрафной ступени), и если ожидае­ мая рентабельность будет превышать установленный ее уровень для штрафных ступеней цен — своевременно внести предложение о снижении утвержденных цен. Если это не сделано и к началу дей­ ствия или в первый период действия этих ступеней оптовой цены будет обнаружено, что исходные данные для их определения были завышены и в результате этого рентабельность по данной продук­ ции превышает предусмотренный уровень этих ступеней оптовой цены, то соответствующие органы ценообразования вносят необхо­ димые изменения в оптовые цены, снижая их до уровня ступеней с рентабельностью, предусмотренной в п. 5-2 и вводят эти оптовые цены с тех же сроков, которые были предусмотрены ранее. При этом утвержденные предприятиям планы по объему реализации и прибыли не изменяются.

7-11. Плановая себестоимость продукции первого года серийно­ го производства составляется в соответствии с указаниями «Основ­ ных положений по планированию, учету и калькулированию себе­ стоимости продукции на промышленных предприятиях» и отрасле­ вых инструкций того же наименования.

Определение плановой себестоимости продукции последующих годов серийного выпуска может осуществляться следующими мето­ дами:

а) путем расчета изменения затрат на производство по основ­ ным технико-экономическим факторам;

б) укрупненного расчета изменения себестоимости по годам вы­ пуска однотипных видов продукции, входящих в одну группу, с использованием математико-статистических методов, построением графиков, характерных кривых и т. п. и распространение установ­ ленных закономерностей для определения динамики себестоимости

23