Файл: Методика определения оптовых цен на новую продукцию производственно-технического назначения..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
чения количества изготовляемых изделий с начала выпуска данной серии;
б) расширения применения продукции в результате более полно го удовлетворения потребностей в ней народного хозяйства;
в) морального старения продукции и сроков снятия ее с произ водства, предусмотренных'планом.
7-5. При установлении ступеней оптовых цен на взаимозаменя емую продукцию или продукцию, входящую в один параметричес кий ряд, необходимо обеспечить, чтобы переход от одной ступени к другой не нарушал общие соотношения цен, предусмотренные для взаимозаменяемых видов продукции или продукции, составляющей единый параметрический ряд.
Если установление ступеней оптовой цены на новый вид продук ции, выпуск которой будет производиться одновременно с произ водством ранее освоенной однотипной или взаимозаменяемой про дукции, приводит к изменению соотношения оптовых цен на эти виды продукции, вместе с установлением ступеней оптовой цены на новую продукцию должны быть разработаны и введены ступени оп товых цен на ранее освоенную продукцию таким образом, чтобы обеспечить правильное соотношение оптовых цен. При этом необ ходимость установления ступеней оптовых цен на ранее освоенную однотипную продукцию должна быть обоснована соответствующи ми расчетами с учетом народнохозяйственной значимости этой про дукции, удельного веса новых видов продукции в общем объеме производства данной продукции по годам, а также изменением экономической эффективности ранее освоенной продукции.
7-6. С позиций ценообразования весь период серийного произ водства можно разбить на три этапа. Условия производства и реа лизации отдельных видов продукции в каждом из них предпола гают следующие три вида ступеней оптовой цены:
а) первый вид — ступени оптовой цены, обеспечивающие пред- приятию-изготовителю новой продукции получение дополнительной прибыли в виде поощрительной надбавки (поощрительная сту пень), соответствует первому этапу серийного производства;
б) второй вид:
—на новую продукцию — ступени оптовой цены без поощри тельной надбавки (ступени цены нормального уровня), рассчитан ные исходя из условий освоенного серийного .производства и стаби лизированных объемов выпуска новой продукции;
—на ранее освоенную продукцию, на которую имеются действу ющие постоянные цены — ступени оптовой цены, обеспечивающие изготовителю, как правило, нормативную прибыль при среднеотрас левых условиях производства продукции;
в) третий вид — ступени оптовой цены (ступени штрафных сан кций, штрафные ступени), создающие за счет пониженной рента бельности экономически неблагоприятные условия для производ ства морально устаревшей продукции и продукции, подлежащей снятию с производства в соответствии с установленными в пяти-
20
летнем плане сроками (в период подготовки замены ее новой продукцией).
7-7. Факторы, с учетом которых устанавливаются ступенчатые цены, этапы и сроки их действия должны увязываться с показате лями развития отрасли (предприятия) в пятилетием плане.
7-8. Ступени оптовой цены первого вида на новую высокоэф фективную продукцию устанавливаются в полном соответствии с разделами 2, 3 и 4 настоящей методики.
Ступень оптовой цены первого вида устанавливается на срок до трех.лет. Система ступенчатых цен должна предусматривать в. принципе одну, заранее установленную поощрительную ступень со сроком действия, указанным выше. Однако в отдельных исключи тельных случаях, когда новая продукция по истечении первого сро ка действия поощрительной ступени продолжает оставаться высо коэффективной, а ее технический уровень и качество соответствуют уровню лучшей отечественной и мировой аналогичной продукции, введение в действие заранее установленной ступени второго вида может быть отодвинуто и продлен срок действия первой поощри тельной ступени, либо установлена вторая поощрительная ступень.
7-9. Оптовые цены второй ступени (ступени цены нормального уровня) на новую продукцию устанавливаются одновременно с оптовыми ценами первой ступени.
Срок ввода в действие оптовой цены второй ступени на новую продукцию определяется окончанием действия первой ступени оп товой цены на данную продукцию. В этой связи, по существу, уро вень цены второй ступени на новую высокоэффективную продукцию соответствует, как правило, нижнему пределу цены, принятому при
определении эффективности и оптовой цены первой ступени |
(ЦСТ1) |
на эту продукцию. Поэтому оптовая цена второй ступени |
на но |
вое изделие может быть определена по формуле: |
|
Цст„ = Ц СТ1-Н п = Ц н п - |
(13) |
Расшифровка значений Нп и Цнп приведена выше по формуле
( П ) .
Как правило, устанавливается одна ступень оптовой цены вто рого вида. Однако на основании анализа действия этой ступени цены могут быть внесены коррективы (установлены дополнитель ные ступени оптовой цены второго вида), если планируется не пре дусмотренное на начальном этапе определения ступенчатых цен значительное снижение себестоимости производства продукции в результате влияния отраслевых и народнохозяйственных факторов (резкое увеличение объема производства продукции за счет рекон струкции и расширения предприятий, внедрение более экономич ных и эффективных материалов, снижение цен на потребляемое сырье и материалы и др.). Переход от одной ступени к другой ступени нормального уровня оптовой цены с учетом снижения , за трат осуществляется только в тех случаях, когда рентабельность продукции за период действия ступени цены нормального уровня
21
превысит нормативную более чем в 1,5 раза. Сроки окончания действия оптовых цен ступеней второго вида определяются с уче том планируемого наступления года морального старения этой продукции.
Ступени второго вида на ранее освоенную (но не устаревшую) продукций), на которую имеются действующие цены, устанавли ваются в случаях общего или частичного пересмотра цен на про дукцию соответствующей отрасли (подотрасли) или при уточне нии соотношений цен на ранее освоенную взаимозаменяемую и од нотипную продукцию в связи с появлением новой аналогичной продукции и утверждением на нее системы ступенчатых цеп. При этом уровень цен ступени второго вида на ранее освоенную продук цию должен быть, как правило, ниже действующих До этого времени цен на эту продукцию, и в качестве расчетной базы цены принимается себестоимость производства продукции первого года введения второй ступени оптовой цены, а также установлен ный норматив рентабельности. Цена второй ступени в этих случа ях определяется по следующей формуле:
ЦСТ‘„ = С Ч 1 + Р 1 ), |
(14) |
где: С1—‘себестоимость продукции в году введения второй ступени; Pi — норматив рентабельности к себестоимости, установлен ный для данной группы продукции.
7-10. Ступени цен третьего вида устанавливаются одновремен но с утверждением ступеней цен первого и второго вида в соот ветствии с разделом 5 настоящей методики.
Срок действия ступени цены третьего вида (штрафной ступени) определяется периодом от года прекращения действия ступени оп товых цен второго вида (начала наступления морального старения, определяемого указанными ниже признаками) до предусмотренно го планом полного снятия с производства продукции. Для продук ции, по которой технический проект предусматривает календарный срок ее выпуска с учетом морального старения, срок морального старения этой продукции при установлении ступенчатой цены при нимается в соответствии с техническим проектом. В-тех случаях, когда в техническом проекте период выпуска продукции не ограни чен, срок морального устаревания (обновления!) этой продукции для установления ступенчатых оптовых цен может быть определен на основе использования следующих исходных данных:
а) государственных перспективных (пятилетних) планов пе ресмотра стандартов и технических условий;
б) перспективных (пятилетних) государственных или отрасле вых планов освоения новой техники;
в) оценки намечаемых пятилетними планами темпов техни ческого прогресса в отрасли, в том числе развертывании научноисследовательских и проектно-конструкторских работ на перспек тиву, влияющих на ускорение обновления продукции, выпускаемой в данной отрасли машиностроения;
22
г) фактической продолжительности (в годах) выпуска ана логичной продукции данной группы за предыдущие периоды.. При этом, как правило, учитывается средняя или средневзвешен
ная (в зависимости |
от объемов производства) продолжительность |
||||
выпуска продукции данной группы; |
а также |
оценки ее |
|||
д) качественной |
аттестации |
продукции, |
|||
прогрессивности в |
сопоставлении |
с аналогичными зарубежными |
|||
образцами; |
и перспективных типоразмерных |
рядов |
|||
е) действующих |
|||||
(типажа) машин, |
приборов и оборудования |
в каждой |
отрасли |
||
(подотрасли); |
|
|
|
потребнос |
|
ж) степени удовлетворения народнохозяйственной |
|||||
ти в новой продукции по годам его выпуска. |
|
|
|
Если ступени оптовых цен третьего вида устанавливаются на ранее освоенную продукцию, сроки ввода в действие этой ступени указываются отдельно и определяются с учетом наступления мо рального старения данной продукции.
Министерства (ведомства!) -изготовители за год до наступления срока введения штрафных ступеней оптовых цен на продукцию должны сопоставить уровень этих цен с уточненной себестоимостью продукции (на год введения штрафной ступени), и если ожидае мая рентабельность будет превышать установленный ее уровень для штрафных ступеней цен — своевременно внести предложение о снижении утвержденных цен. Если это не сделано и к началу дей ствия или в первый период действия этих ступеней оптовой цены будет обнаружено, что исходные данные для их определения были завышены и в результате этого рентабельность по данной продук ции превышает предусмотренный уровень этих ступеней оптовой цены, то соответствующие органы ценообразования вносят необхо димые изменения в оптовые цены, снижая их до уровня ступеней с рентабельностью, предусмотренной в п. 5-2 и вводят эти оптовые цены с тех же сроков, которые были предусмотрены ранее. При этом утвержденные предприятиям планы по объему реализации и прибыли не изменяются.
7-11. Плановая себестоимость продукции первого года серийно го производства составляется в соответствии с указаниями «Основ ных положений по планированию, учету и калькулированию себе стоимости продукции на промышленных предприятиях» и отрасле вых инструкций того же наименования.
Определение плановой себестоимости продукции последующих годов серийного выпуска может осуществляться следующими мето дами:
а) путем расчета изменения затрат на производство по основ ным технико-экономическим факторам;
б) укрупненного расчета изменения себестоимости по годам вы пуска однотипных видов продукции, входящих в одну группу, с использованием математико-статистических методов, построением графиков, характерных кривых и т. п. и распространение установ ленных закономерностей для определения динамики себестоимости
23