Файл: Методика определения оптовых цен на новую продукцию производственно-технического назначения..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ними к действующей оптовой цене базовой продукции устанавли­ ваются доплаты (скидки), распространяемые непосредственно на этих заказчиков продукции.

3- 7. В случае, когда новые изделия (материалы) занимают зн чительный удельный вес в общем выпуске продукции данного пара­ метрического ряда, а ранее освоенные, аналогичные изделия (мате­ риалы) имеют , рентабельность значительно выше установленных нормативов, необходимо пересмотреть цены на ранее освоенные из­ делия, ориентируясь на цену нового изделия (материала).

4. Определение оптовых цен на принципиально новые, впервые осваиваемые в СССР изделия (материалы), не имеющие аналога

4- 1. По принципиально новым, впервые осваиваемым в ССС

изделиям (материалам) серийного и массового призводства, преду­ сматриваются следующие два этапа ценообразования:

а.) не позднее чем за полтора месяца до отгрузки первой партии продукции утверждаются временные оптовые цены в соответствии' с установленным порядком:

б) не позднее чем за два месяца до истечения срока действ временной цены по представлению Министерства (ведомства)

СССР утверждается постоянная оптовая цена.

Сроки действия временных оптовых цен определяются с учетом времени, необходимого для освоения серийного выпуска продукции, и с учетом продолжительности цикла производства. Временные оп­ товые цены устанавливаются на период до двух лет с тем, однако, чтобы срок их действия истекал с окончанием календарного года.

4-2. К впервые осваиваемой в СССР продукции, на которую устанавливаются временные цены, относятся:

— изделия (материалы), не имеющие аналога и предусмотрен­ ные в государственном плане научно-исследовательских работ и использования достижений науки и техники в народном хозяйстве

СССР, а также в планах по новой технике министерств и ведомств

СССР;

(материалы),

которые в целом или важнейшие эле­

— изделия

менты которых разработаны на уровне

изобретений и защищены

в установленном порядке

авторскими

свидетельствами или па­

тентами;

(материалы),

изготовляемые по иностранным лицен­

— изделия

зиям.

Временные оптовые цены могут утверждаться на следующие виды впервые осваиваемой в СССР продукции производственно­ технического назначения, предназначенной к серийному или мас­ совому изготовлению:

а) машины, оборудование и приборы (кроме тракторов сельско­ хозяйственного назначения, комбайнов и других сельскохозяйствен­ ных машин);

б) синтетический каучук, неорганические и органические хими-

15


ческие продукты, смолы и пластмассы, химические волокна, лаки и краски;

в) специальные нефтяные масла и смазки; г) прецизионные сплавы и качественные стали;

д) прокат цветных металлов, редкие металлы, полупроводники и электродную продукцию;

е) сборные железобетонные изделия.

4-3. Временные оптовые цены определяются исходя из плановой себестоимости впервые осваиваемой продукции и рентабельности в размере, предусмотренном планом на данный год по основной продукции предприятия-изготовителя, но не выше 20 процентов и не ниже 10 процентов к плановой себестоимости.

В плановую себестоимость впервые осваиваемой продукции, принимаемую для обоснования временных оптовых цен по продук­ ции отраслей промышленности, в которых образован фонд освоения новой техники, не включаются затраты, возмещаемые в соответ­ ствии с установленным порядком за счет фонда освоения новой техники.

4-4. Постоянные оптовые цены на продукцию, впервые осваи­ ваемую в СССР, устанавливаются:

по изделиям (материалам) со сроком действия временных оптовых цен до одного года исходя из плановой себестоимости вто­ рого года серийного выпуска и применяемого в отрасли норматива рентабельности. В тех случаях, когда на эти изделия (материалы) временные цены не устанавливаются, постоянные оптовые цены определяются в том же. порядке;

по изделиям (материалам) со сроком действия временных цен свыше одного года исходя из себестоимости третьего года се­ рийного выпуска и того же размера рентабельности.

4-5. Если принципиально новое, впервые осваиваемое в СССР

изделие (вид материала) по своему функциональному назначению может быть сопоставлено с выпускаемой продукцией или экономи­ ческая эффективность его может быть определена по сравнению с другим способом удовлетворения той же потребности народного хо­ зяйства, для которого предназначено новое изделие (вид материа­ ла), оптовая цена на него определяется методами, изложенными в разделе 2 настоящей методики.

5. Определение скидок с оптовых цен на ранее освоенную устаревшую продукцию,

предназначенную для замены

5-1. В целях создания дополнительных экономических преиму­ ществ производства новой высокоэффективной продукции на мо­ рально устаревшую продукцию устанавливаются скидки с оптовых цен, создающие экономически невыгодные условия для ее произ­ водства. Скидки с оптовых цен устанавливаются на продукцию, которая по своим технико-экономическим показателям не соответ­ ствует современным требованиям народного хозяйства, морально

16


устарела и подлежит модернизации или снятию с производства-. 5-2. Основанием для установления скидок является наступле­ ние одного из следующих признаков, характеризующих моральное

старение продукции:

а) когда продукция по своим технико-экономическим показа­ телям не соответствует современным требованиям, стандарты и технические условия на которую требуют пересмотра, но выпуск этой продукции какое-то время будет продолжаться;

б) когда предусматривается в соответствии с планом выпуск, нового изделия, заменяющего данное изделие.

Скидки с оптовых цен на указанные выше изделия (материалы) на период их планового выпуска устанавливаются в виде процента с оптовой цены, как правило, не ниже 10 процентов. При этом рен­ табельность по данному виду продукции не должна превышать 0,5 норматива.

Условия и сроки установления скидок с оптовых цен на мораль­ но устаревающую продукцию конкретизируются в отраслевых ме­ тодиках.

6. Определение лимитных цен на стадии проектирования новых изделий (материалов)

6-1. Лимитная цена является обязательным параметром техни­ ческого задания на конструирование (проектирование) новой про­ дукции и определяется организацией, выдающей задание, по сог­ ласованию с министерством (организацией)-изготовителем, а в не­ обходимых случаях и с конечным потребителем. Конструкторские- и проектные организации не имеют права принимать к исполнению задания на разработку образцов новой продукции, если в этих за­ даниях не определена лимитная цена.

Органы ценообразования не должны принимать к рассмотрениюматериалы по утверждению оптовых цен на новую продукцию про­ изводственно-технического назначения при отсутствии в этих мате­ риалах согласованной лимитной цены между министерствами (ве­ домствами) заказчика и изготовителя.

6-2. Лимитные цены служат в качестве важного экономического критерия при:

оценке эффективности проектных решений, предложенных конструкторской '(проектной) организацией;

конструировании образцов новых изделий;

принятии решения о постановке на производство новой про­

дукции;

— определении уровней оптовых цен на новую продукцию.

6-3. Лимитные цены на новые изделия (материалы) выражают' предельно допустимый уровень затрат с учетом технико-экономи­ ческих параметров новой продукция и рассчитываются методами,, предусмотренными настоящей методикой для различных групп но­ вых изделий (материалов).

6-4. На изделия (материалы), предназначенные для замегщ ра­ нее освоенной продукции, лимитные це^ы рат^штдйвакмкж пошюр--

2—770

1 яаучнс - талях

f

I/

'•

- г , Г

Г“ 4


мулам, применяемым при определении верхнего предела цены (п. 2-4—2-9). Однако при определении уровня лимитной цены дол­ жно быть, кроме того, учтено возможное снижение себестоимости продукции за период от начала серийного производства новой про­ дукции до второго или третьего года ее выпуска (т. е. того года, по условиям которого рассчитывается себестоимость новой продук­ ции при определении ее плановой цены). Лимитная цена рассчиты­ вается по формуле:

Цл — ЦвпХ В,

( 12)

где:

со снижением

из­

В — коэффициент удешевления, связанный

держек производства продукции в результате освоения

ее

серийного выпуска.

определен с учетом

Размер этого коэффициента должен быть

темпов снижения себестоимости продукции в отдельных отраслях и предусмотрен в отраслевых методиках по согласованию с Госу­ дарственным комитетом цен. В настоящее время, исходя из факти­ ческих данных о ежегодном снижении себестоимости производства новой продукции в годы ее освоения (2—3 года), для большинства отраслей этот коэффициент может быть установлен на уровне 0,80.

. 6-5. На принципиально новые изделия (материалы), впервые осваиваемые в СССР, не имеющие аналогов с производимой про­ дукцией, лимитные цены определяются на основе укрупненных нор­ мативов материальных и трудовых затрат. При этом используются скорректированные по условиям производства этих изделий (ма­ териалов) во втором или третьем годах серийного выпуска отрасле­ вые нормативы, установленные на отдельные однотипные узлы, де­ тали и конструктивные элементы, производимые серийно на специ­ ализированных предприятиях.

6-6. По соглашению между заказчиком и министерством-изгото- вителем (проектной организацией) размер лимитной цены должен уточняться в случаях, когда в процессе конструирования (проекти­ рования) новой продукции по требованию или с согласия заказчи­ ка производятся изменения ранее заданных технико-экономических параметров, а также по фактическим параметрам на стадии испы­ таний опытных образцов (партий).

6-7. При согласовании лимитной цены на новую продукцию раз­ работчик технического задания (проектант-конструктор) должен определить проектную себестоимость ее изготовления. Проектная себестоимость может быть определена на основе укрупненных нор­ мативов материальных и трудовых затрат или косвенным методом, учитывающим .зависимость изменения себестоимости при измене­ нии технико-экономических параметров продукции (мощности, про­ изводительности, долговечности, веса и т. д.). Методы обоснования проектной себестоимости новой продукции должны быть предус­ мотрены в отраслевых методиках определения оптовых цен, отра­ жая специфику продукции и организацию ее производства в дан­ ной отрасли.

18


Для обеспечения экономической эффективности новой продукции проектная себестоимость новых изделий (материалов) должна быть меньше лимитной цены. В случаях, когда разница между лимитной ценой и проектной себестоимостью не превышает размера норма­ тивной прибыли по данному виду продукции, необходимо тщатель­ но проверить целесообразность перехода на выпуск нового изделия (материала).

7. Определение ступенчатых оптовых цен на новую продукцию производственно-технического назначения

7-1. Под ступенчатой ценой понимается ряд последовательно снижающихсяцен (ступени цен), одновременно устанавливаемых на одно и то же изделие, изготовляемое по одной и той же норма­ тивно-технической документации, на период его серийного выпуска и помещенных в прейскуранте или дополнении к нему с указанием даты введения каждой из них.

7-2.

Введение системы ступенчатых цен

призвано

обеспечить:

а)

поддержание должного соответствия

оптовых

цен изменя­

ющимся в перспективе условиям производства и применения про­ дукции на всех "этапах ее серийного выпуска путем последователь­ но осуществляемого экономически обоснованного снижения цен; б) необходимые экономические условия, побуждающие предпри­ ятия к своевременной замене устаревшей продукции новыми, техни­ чески прогрессивными и экономически эффективными изделиями; в) возможность учета заранее при разработке народно-хозяй­ ственных планов и в проектной практике предстоящих изменений

оптовых цен;

г) правильную ориентацию потребителей в уровнях оптовых цен на конкретную продукцию на ближайший плановый период.

7-3. Ступенчатые оптовые цены устанавливаются на продукцию серийного производства, отличающуюся высокой степенью обнов­ ляемое™, а также подверженную значительным изменениям усло­ вий производства и применения, в связи с чем возникает необходи­ мость за время ее выпуска в неоднократных изменениях оптовых цен. Ступенчатые оптовые цены разрабатываются и утверждаются как на новые виды продукции, так и на продукцию ранее освоенную производством, включенную в действующие прейскуранты (допол­ нения к ним), при пересмотре действующих на нее цен. По принци­ пиально новой продукции, впервые осваиваемой в СССР, по кото­ рой применяется система временных оптовых цен, ступенчатые це­ ны устанавливаются с момента введения прейскурантных' опто­

вых цен.

7-4. Ступенчатые оптовые цены на новую продукцию устанавли­ ваются с учетом:

а) снижения затрат на производство продукции прежде все за счет предусмотренного в плане роста объема производства на предприятиях в годы ее серийного выпуска, а по крупногабаритным машинам и оборудованию мелкосерийного производства — увели­

19