Файл: Лебедев, В. Г. Шлифование зубчатых колес абразивными, алмазными и эльборовыми кругами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из анализа полученных зависимостей следует, что при шлифовании закаленных зубчатых колес температура по­ верхности может достигать не только критических точек для шлифуемого металла, но и температуры плавления.

0,0050050,0250035WWWW

Рис. 1. Зависимость тем­ пературы поверхности при шлифовании закаленных зубчатых колес от глубины резания и от материала шестерни (окр = 35 лі/сек;

s=90 .илі/лнік; Vд=10лі/muh; т = З мм; г = 100):

l — чугун; 2 — сталь 45; з — сталь 12Х2Н4А; і — сталь

12X2H4A (т = 5; z = 50).

00050ОЄ0Р?5 0035004500550065 0075 t,M

Рис. 2. Зависимость темпе­ ратуры поверхности от глу­ бины резания и свойств шлифовального круга (об­ рабатываемый материал — сталь 12Х2Н4А; ѵкр=

=35 м/сек; s — 90 мм/мин; Од =10 м/мин}'.

1 — круг ЭБ40С1К; 2 — круг ЭБ18МЗК; 3 — круг ЭБ40МЗК.

Зависимость температуры поверхности при шлифовании закаленных зубчатых колес от различных технологических факторов показана на рис. 1—3.

Вид и глубина прижога поверхности металла при шли­ фовании зависят от нескольких факторов. В зависимости от температуры поверхности могут образовываться прижоги закалки и прижоги отпуска. При нагреве поверхности металла выше линии АС3 происходит мгновенное превра­ щение мартенситной структуры закаленной стали в аус­ тенит, который ввиду огромных скоростей охлаждения (примерно ІО5 — 10’ градісек) [28] не успевает пол­ ностью превратиться в мартенсит и в поверхностном слое в районе прижогов закалки наблюдается аустенитно-мар­

10

тенситная структура вторичной закалки [9]. Существует мнение [5], что при быстром охлаждении можно пол­ ностью исключить превращение аустенита в мартенсит.

Если температура поверхности была ниже линии АС3, то на поверхности образуются прижоги отпуска, имею­

щие структуру троостита. Причем

п

 

 

заметные превращения отпуска во

 

-f

время шлифования закаленной ста­

 

 

 

ли наблюдаются только при тем­

sonт

 

 

пературе

поверхности примерно

 

 

500° С [9].

Как известно [5], су­

QjXKtlfilSap25aß3S0J№0JliS0fi660,in5t,u4

ществует четыре вида превраще­

3 в

Í3 №

23 28 33 ЗЗѵ^/се«

ний при

отпуске: распад

мар­

60

ЗО

/20 /60 S,mh[muh

тенсита, распад остаточного

аус­

О

№ ѵд, м/мии

 

 

 

тенита, рекристаллизация и каогуляция. При обычных условиях первое превращение происходит при температуре 150 — 200° С, вто­ рое—при температуре 200_300°С, третье — при температурах 300— 400° С, четвертое—при температу­ рах выше 400° С. Однако ввиду малой выдержки и большой ско­ рости нагрева при шлифовании первое и второе превращения происходят при более высоких

Рис. 3. Зависимость тем­ пературыповерхности от параметров режима об­ работки (круг ЭБ40МЗК;

сталь 12Х2Н4А): i - т = t (0; окр «=

=35jk/c«k; s=90jhm/jkuh; вд=

= 10 jh/jhuh; 2 — Т = 1 (а);

скр = 35 jn/сек; ¿

= 0,04 лиі;

ѵд = 10

м/мин;

3 — T =

= /(»Kp);

a=90 мм/мин; Сд=

= 10 м/мин; t

= 0,04 мм;

і — T = / (®д);

»кр =

= 35 м/сек; í=0,04 jhjh; s =

= 90 mm/muh.

температурах — 400 —500° С [5], третье также смещается в область более высоких температур.

Чем больше время теплового воздействия на металл, тем на большую глубину он нагревается до той темпера­ туры, при которой происходят структурные превращения, и тем, следовательно, больше глубина прижога. Таким об­ разом, на глубину прижога влияют те факторы, которые влияют на время теплового воздействия на металл, т. е. длина дуги контакта круга с изделием I — Y~DÏ Ф —

диаметр круга) и относительная скорость детали.

2*

11


Теплофизические характеристики шлифуемой стали также оказывают значительное влияние на глубину прижога. Чем выше коэффициент температуропроводности

а = , тем при прочих равных условиях глубина

прижога больше. бины прижога от

ЪЮО

I

На рис. 4 показаны зависимости глу­ температуры поверхности, глубины ре­ зания, относительной ско­ рости детали (скорости перемещения теплового ис­

50

 

 

 

 

 

точника по зубу) и от теп­

á?I

 

 

 

 

 

лофизических характерис­

 

 

 

 

 

тик стали. Эксперимен-

 

swœo7Ю втseoтотamam т,-с тальным

путем получена

Рис.

4. Зависимость глубины нри-

формула для

определения

жога от температуры поверхнос­

глубины

прижога

h при

ти глубины резания и скорости

шлифовании

закаленных

теплового

источника

ои

(сталь

шестерен

 

 

12Х2Н4А):

 

2 — t

0,05 мм\

h = 10,2 •

10s exp (О.ООЗГп) X

2 — í

= 0,1

лы»;

3 — t

— 0,02 мм-

4 — (сталь

ЭИ617)

 

X a°’K°’491¿0’25,

(4)

I = 0,02 мм.

 

 

 

 

 

где

Та — температура

поверхности,

ѵа — относительная

скорость

детали, м/мин, а — коэффициент

температуро­

проводности,

мЧсек.

По формуле [4]

определяют суммар­

ную глубину прижога закалки и отпуска в случае, если температура поверхности выше линии АС3, и глубина при­ жога отпуска, если температура поверхности находится в интервале 500° С ■< Та <; АС3. В зависимости от свойств стали и температуры поверхности глубина прижога мо­ жет колебаться от 5 до 200 мк*.

Напряженное состояние поверхностного слоя зависит от [9] напряжений, возникающих в результате силового

* По ГОСТ 9867—61 производная единица длины—1 мклі х

ХІ мк = 1 лікм.

12


воздействия абразивных зерен на шлифуемый металл; теплового расширения или сжатия при быстром нагреве и охлаждении отдельных объемов металла; объемных из­ менений, происходящих при структурных и фазовых пре­ вращениях в поверхностном слое.

При шлифовании закаленной стали влияние силового фактора на формирование остаточных напряжений неве­ лико. Они возникают в основном в результате действия температурного фактора [9]. При высоких температурах поверхности и связанном с этим неравномерным расшире­ нием и сжатием отдельных слоев металла поверхностного слоя появляются растягивающие остаточные напряжения. Фазовые и структурные превращения могут привести к появлению растягивающих напряжений, если вновь об­ разующаяся фаза имеет мартенситно-аустенитную и трооститную структуры, плотность которых (8,15 кг/мм2, 7,83 кгімм2) выше плотности исходной мартенситной струк­ туры (7,76 кг/мм2}, или сжимающие напряжения, если эта фаза имеет преобладающую мартенситную структуру [9]. При совпадении знаков напряжений, вызванных тепловым расширением и сжатием, и напряжений, вызванных струк­ турными и фазовыми превращениями, в поверхностном слое детали образуются весьма значительные напряжения растяжения, достигающие 70—80кПмя1 *. При различных знаках в поверхностном слое могут образовываться напря­ жения растяжения и сжатия небольшой величины. Ис­ следования, проведенные автором, показали, что при шлифовании закаленных зубчатых колес в поверхностном слое, как правило, образуются напряжения растяжения.

Такие

же

выводы имеются и в других работах

[1,

2,

4].

напряженное состояние поверхностного слоя

 

Оценить

взависимости от температуры поверхности пришлифовании

*По ГОСТ 9867—61 единица напряжения — 1 н/л? 1 кПммг=

=9,8 • 10е и/лЛ

18

закаленных

зубчатых

колес можно на основании сле­

дующих данных:

 

 

 

T, °С

300-400

400—500

500—700

700—1100

о, кГ[ммг

20—40

40-60

55—80

80—100

После шлифования закаленных зубчатых колес абразив­ ными кругами шероховатость поверхности соответствует обычно 7—8-му классу чистоты ГОСТ 2789—59. При уве­ личении зернистости от 16 до 40 шероховатость поверхнос­ ти увеличивается только на 0,5—1 мк (при оценке по шкале Rz), так как радиусы закругления абразивных зерен в данном интервале зернистости отличаются незначительно, а при изменении твердости круга от С2 до М3 шерохо­

ватость поверхности снижается

Рис. 5. Зависимость ше­ роховатости поверхности от характеристики кру­ га и режима обработки

(Í — 0,04 мм; s = = 90мм/мин):

1, 2, 3 - Rz = / (т>кр)

для кругов соответствен­ но 9БІ6МЗК; ЭБ40МЗК; ЭБ16С2К; 4—кругЭБІбМЗК;

Rz — í (®g); »кр = З5.и/сек.

на 25—30%. Это наблюдается потому, что связка более мягких кругов лучше деформируется при шлифовании и глубина вдавлива­ ния зерна в металл уменьшается.

Параметры режимов обработки также оказывают значительное влияние на шероховатость по­ верхности. Наибольшее влияние оказывает скорость вращения шли­ фовального круга и относительная скорость детали. При увеличении скорости вращения шлифовально­ го круга шероховатость поверхнос­ ти понижается вследствие умень­ шения сечения стружки, снимае­ мой каждым зерном, а при уве­ личении относительной скорости детали (например, при увеличе-

14


нии числа двойных ходов на станке 5831 или при увеличении числа качаний на станке 5851) шероховатость поверхности возрастает из-за увеличения глубины вдавли­ вания абразивного зерна в шлифуемый металл [20, 22, 28]. Зависимость шероховатости поверхности от характеристик

круга и режимов обработки пока­ зана на рис. 5.

Одной из основных характе­ ристик процесса шлифования яв­ ляется износ абразивных кругов. В зависимости от интенсивности износа изменяется время между подналадками станка, необходи­ мыми для обеспечения требуемой точности зубчатого колеса. Уве­ личение твердости, зернистости шлифовального круга и скорости вращения его приводит к умень­ шению износа, а увеличение глубины резания, подачи и отно­ сительной скорости детали — к повышению износа. Величина из­ носа в зависимости от условий шлифования колеблется от 10 до 50 мг/мин (рис. 6). На основании изложенного разработаны некото­

Рис. 6. Зависимость из­ носа кругов от условий шлифования:

і, з, і — круги соответствен­ но ЭБ16МЗК, ЭБ40МЗК, ЭБ16С2К; q = t (і); гкр =■

se 15 лі/сек; s =s 90 лш/лшн; ѵд = 10 м/мин; 2 — круг

ЭБ16МЗК; q=*f (a); t = =0,02лш; i?Kp=15 j&fcen; ѵд=

= 10м/лиш; 5—круг ЭБ16МЗК; Q = f (vKp); t = 0,02 мм; ид=

==10 м/мин; a = 90 мм/мин.

рые рекомендации, выполнение которых даст возможность избежать появления прижогов и обеспечить получение ка­ чественной поверхности. Например, при обработке кру­

гом ЭБ40МЗК рекомендуется черновые проходы

произ­

водить на

режимах

гкр = 15 4- 18 м/сек;

s < 80 4-

4- 90 мм/мин;

Гд > 10

м/мин;

t < 0,05 4- 0,06

мм,

а

чистовые проходы — на

режимах

гКр = 15418

м/сек;

s <

<80 мм/мин; Гд< І0 м/мин; £=0,03 мм. При этом снимае­ мые припуски по проходам распределяются следующим образом: при первом и третьем проходах — по 0,05 мм

15