Файл: Лебедев, В. Г. Шлифование зубчатых колес абразивными, алмазными и эльборовыми кругами.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
Из анализа полученных зависимостей следует, что при шлифовании закаленных зубчатых колес температура по верхности может достигать не только критических точек для шлифуемого металла, но и температуры плавления.
0,0050050,0250035WWWW
Рис. 1. Зависимость тем пературы поверхности при шлифовании закаленных зубчатых колес от глубины резания и от материала шестерни (окр = 35 лі/сек;
s=90 .илі/лнік; Vд=10лі/muh; т = З мм; г = 100):
l — чугун; 2 — сталь 45; з — сталь 12Х2Н4А; і — сталь
12X2H4A (т = 5; z = 50).
00050ОЄ0Р?5 0035004500550065 0075 t,M
Рис. 2. Зависимость темпе ратуры поверхности от глу бины резания и свойств шлифовального круга (об рабатываемый материал — сталь 12Х2Н4А; ѵкр=
=35 м/сек; s — 90 мм/мин; Од =10 м/мин}'.
1 — круг ЭБ40С1К; 2 — круг ЭБ18МЗК; 3 — круг ЭБ40МЗК.
Зависимость температуры поверхности при шлифовании закаленных зубчатых колес от различных технологических факторов показана на рис. 1—3.
Вид и глубина прижога поверхности металла при шли фовании зависят от нескольких факторов. В зависимости от температуры поверхности могут образовываться прижоги закалки и прижоги отпуска. При нагреве поверхности металла выше линии АС3 происходит мгновенное превра щение мартенситной структуры закаленной стали в аус тенит, который ввиду огромных скоростей охлаждения (примерно ІО5 — 10’ градісек) [28] не успевает пол ностью превратиться в мартенсит и в поверхностном слое в районе прижогов закалки наблюдается аустенитно-мар
10
тенситная структура вторичной закалки [9]. Существует мнение [5], что при быстром охлаждении можно пол ностью исключить превращение аустенита в мартенсит.
Если температура поверхности была ниже линии АС3, то на поверхности образуются прижоги отпуска, имею
щие структуру троостита. Причем |
п |
|
|
||
заметные превращения отпуска во |
|
-f |
|||
время шлифования закаленной ста |
|
|
|
||
ли наблюдаются только при тем |
sonт |
|
|
||
пературе |
поверхности примерно |
|
|
||
500° С [9]. |
Как известно [5], су |
QjXKtlfilSap25aß3S0J№0JliS0fi660,in5t,u4 |
|||
ществует четыре вида превраще |
3 в |
Í3 № |
23 28 33 ЗЗѵ^/се« |
||
ний при |
отпуске: распад |
мар |
60 |
ЗО |
/20 /60 S,mh[muh |
тенсита, распад остаточного |
аус |
О |
/О |
№ ѵд, м/мии |
|
|
|
|
тенита, рекристаллизация и каогуляция. При обычных условиях первое превращение происходит при температуре 150 — 200° С, вто рое—при температуре 200_300°С, третье — при температурах 300— 400° С, четвертое—при температу рах выше 400° С. Однако ввиду малой выдержки и большой ско рости нагрева при шлифовании первое и второе превращения происходят при более высоких
Рис. 3. Зависимость тем пературыповерхности от параметров режима об работки (круг ЭБ40МЗК;
сталь 12Х2Н4А): i - т = t (0; окр «=
=35jk/c«k; s=90jhm/jkuh; вд=
= 10 jh/jhuh; 2 — Т = 1 (а);
скр = 35 jn/сек; ¿ |
= 0,04 лиі; |
|
ѵд = 10 |
м/мин; |
3 — T = |
= /(»Kp); |
a=90 мм/мин; Сд= |
|
= 10 м/мин; t |
= 0,04 мм; |
|
і — T = / (®д); |
»кр = |
= 35 м/сек; í=0,04 jhjh; s =
= 90 mm/muh.
температурах — 400 —500° С [5], третье также смещается в область более высоких температур.
Чем больше время теплового воздействия на металл, тем на большую глубину он нагревается до той темпера туры, при которой происходят структурные превращения, и тем, следовательно, больше глубина прижога. Таким об разом, на глубину прижога влияют те факторы, которые влияют на время теплового воздействия на металл, т. е. длина дуги контакта круга с изделием I — Y~DÏ Ф —
диаметр круга) и относительная скорость детали.
2* |
11 |
Теплофизические характеристики шлифуемой стали также оказывают значительное влияние на глубину прижога. Чем выше коэффициент температуропроводности
а = , тем при прочих равных условиях глубина
прижога больше. бины прижога от
ЪЮО
I
На рис. 4 показаны зависимости глу температуры поверхности, глубины ре зания, относительной ско рости детали (скорости перемещения теплового ис
50 |
|
|
|
|
|
точника по зубу) и от теп |
||||
á?I |
|
|
|
|
|
лофизических характерис |
||||
|
|
|
|
|
тик стали. Эксперимен- |
|||||
|
swœo7Ю втseoтотamam т,-с тальным |
путем получена |
||||||||
Рис. |
4. Зависимость глубины нри- |
формула для |
определения |
|||||||
жога от температуры поверхнос |
глубины |
прижога |
h при |
|||||||
ти глубины резания и скорости |
шлифовании |
закаленных |
||||||||
теплового |
источника |
ои |
(сталь |
шестерен |
|
|
||||
12Х2Н4А): |
|
2 — t |
— 0,05 мм\ |
h = 10,2 • |
10s exp (О.ООЗГп) X |
|||||
2 — í |
= 0,1 |
лы»; |
||||||||
3 — t |
— 0,02 мм- |
4 — (сталь |
ЭИ617) |
|
X a°’K°’491¿0’25, |
(4) |
||||
I = 0,02 мм. |
|
|
|
|
|
|||||
где |
Та — температура |
поверхности, |
ѵа — относительная |
|||||||
скорость |
детали, м/мин, а — коэффициент |
температуро |
||||||||
проводности, |
мЧсек. |
По формуле [4] |
определяют суммар |
ную глубину прижога закалки и отпуска в случае, если температура поверхности выше линии АС3, и глубина при жога отпуска, если температура поверхности находится в интервале 500° С ■< Та <; АС3. В зависимости от свойств стали и температуры поверхности глубина прижога мо жет колебаться от 5 до 200 мк*.
Напряженное состояние поверхностного слоя зависит от [9] напряжений, возникающих в результате силового
* По ГОСТ 9867—61 производная единица длины—1 мклі х
ХІ мк = 1 лікм.
12
воздействия абразивных зерен на шлифуемый металл; теплового расширения или сжатия при быстром нагреве и охлаждении отдельных объемов металла; объемных из менений, происходящих при структурных и фазовых пре вращениях в поверхностном слое.
При шлифовании закаленной стали влияние силового фактора на формирование остаточных напряжений неве лико. Они возникают в основном в результате действия температурного фактора [9]. При высоких температурах поверхности и связанном с этим неравномерным расшире нием и сжатием отдельных слоев металла поверхностного слоя появляются растягивающие остаточные напряжения. Фазовые и структурные превращения могут привести к появлению растягивающих напряжений, если вновь об разующаяся фаза имеет мартенситно-аустенитную и трооститную структуры, плотность которых (8,15 кг/мм2, 7,83 кгімм2) выше плотности исходной мартенситной струк туры (7,76 кг/мм2}, или сжимающие напряжения, если эта фаза имеет преобладающую мартенситную структуру [9]. При совпадении знаков напряжений, вызванных тепловым расширением и сжатием, и напряжений, вызванных струк турными и фазовыми превращениями, в поверхностном слое детали образуются весьма значительные напряжения растяжения, достигающие 70—80кПмя1 *. При различных знаках в поверхностном слое могут образовываться напря жения растяжения и сжатия небольшой величины. Ис следования, проведенные автором, показали, что при шлифовании закаленных зубчатых колес в поверхностном слое, как правило, образуются напряжения растяжения.
Такие |
же |
выводы имеются и в других работах |
|
[1, |
2, |
4]. |
напряженное состояние поверхностного слоя |
|
Оценить |
взависимости от температуры поверхности пришлифовании
*По ГОСТ 9867—61 единица напряжения — 1 н/л? 1 кПммг=
=9,8 • 10е и/лЛ
18
закаленных |
зубчатых |
колес можно на основании сле |
||
дующих данных: |
|
|
|
|
T, °С |
300-400 |
400—500 |
500—700 |
700—1100 |
о, кГ[ммг |
20—40 |
40-60 |
55—80 |
80—100 |
После шлифования закаленных зубчатых колес абразив ными кругами шероховатость поверхности соответствует обычно 7—8-му классу чистоты ГОСТ 2789—59. При уве личении зернистости от 16 до 40 шероховатость поверхнос ти увеличивается только на 0,5—1 мк (при оценке по шкале Rz), так как радиусы закругления абразивных зерен в данном интервале зернистости отличаются незначительно, а при изменении твердости круга от С2 до М3 шерохо
ватость поверхности снижается
Рис. 5. Зависимость ше роховатости поверхности от характеристики кру га и режима обработки
(Í — 0,04 мм; s = = 90мм/мин):
1, 2, 3 - Rz = / (т>кр)
для кругов соответствен но 9БІ6МЗК; ЭБ40МЗК; ЭБ16С2К; 4—кругЭБІбМЗК;
Rz — í (®g); »кр = З5.и/сек.
на 25—30%. Это наблюдается потому, что связка более мягких кругов лучше деформируется при шлифовании и глубина вдавлива ния зерна в металл уменьшается.
Параметры режимов обработки также оказывают значительное влияние на шероховатость по верхности. Наибольшее влияние оказывает скорость вращения шли фовального круга и относительная скорость детали. При увеличении скорости вращения шлифовально го круга шероховатость поверхнос ти понижается вследствие умень шения сечения стружки, снимае мой каждым зерном, а при уве личении относительной скорости детали (например, при увеличе-
14
нии числа двойных ходов на станке 5831 или при увеличении числа качаний на станке 5851) шероховатость поверхности возрастает из-за увеличения глубины вдавли вания абразивного зерна в шлифуемый металл [20, 22, 28]. Зависимость шероховатости поверхности от характеристик
круга и режимов обработки пока зана на рис. 5.
Одной из основных характе ристик процесса шлифования яв ляется износ абразивных кругов. В зависимости от интенсивности износа изменяется время между подналадками станка, необходи мыми для обеспечения требуемой точности зубчатого колеса. Уве личение твердости, зернистости шлифовального круга и скорости вращения его приводит к умень шению износа, а увеличение глубины резания, подачи и отно сительной скорости детали — к повышению износа. Величина из носа в зависимости от условий шлифования колеблется от 10 до 50 мг/мин (рис. 6). На основании изложенного разработаны некото
Рис. 6. Зависимость из носа кругов от условий шлифования:
і, з, і — круги соответствен но ЭБ16МЗК, ЭБ40МЗК, ЭБ16С2К; q = t (і); гкр =■
se 15 лі/сек; s =s 90 лш/лшн; ѵд = 10 м/мин; 2 — круг
ЭБ16МЗК; q=*f (a); t = =0,02лш; i?Kp=15 j&fcen; ѵд=
= 10м/лиш; 5—круг ЭБ16МЗК; Q = f (vKp); t = 0,02 мм; ид=
==10 м/мин; a = 90 мм/мин.
рые рекомендации, выполнение которых даст возможность избежать появления прижогов и обеспечить получение ка чественной поверхности. Например, при обработке кру
гом ЭБ40МЗК рекомендуется черновые проходы |
произ |
|||||
водить на |
режимах |
гкр = 15 4- 18 м/сек; |
s < 80 4- |
|||
4- 90 мм/мин; |
Гд > 10 |
м/мин; |
t < 0,05 4- 0,06 |
мм, |
а |
|
чистовые проходы — на |
режимах |
гКр = 15418 |
м/сек; |
s < |
<80 мм/мин; Гд< І0 м/мин; £=0,03 мм. При этом снимае мые припуски по проходам распределяются следующим образом: при первом и третьем проходах — по 0,05 мм
15