Файл: Лебедев, В. Г. Шлифование зубчатых колес абразивными, алмазными и эльборовыми кругами.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
этих кругов имеет большое значение при выборе наиболее экономически целесообразных характеристик круга и режимов обработки.
Удельный износ кругов на карболитовой связке во всех случаях оказался выше, чем износ кругов на связке Б1. Связка Б1 более прочна, чем связка КБ, поэтому она лучше удер живает алмазные зерна в процессе работы.
При увеличении зернистости кру га, подачи, скорости вращения удель
ный износ его уменьшается. Так, при возрастании подачи от 5 до 180 ммімин удельный износ алмаз ного круга уменьшается более чем в 2 раза.
Увеличение глубины резания сна чала приводит к возрастанию удель ного износа, а затем, начиная с глу бины резания 0,035 мм, к сниже нию его.
Уменьшение износа круга при повышении скорости вращения его объясняется снижением величины нагрузки на отдельное зерно в про цессе увеличения скорости вращения (рис. 9).
Износ алмазных кругов в 20—30 раз ниже, чем износ абразивных. Меньший износ алмазных кругов объясняется их более высокими ре жущими свойствами.
/5 |
25 |
м/сек |
SO |
№0 |
¡¡,ш/шн |
Рис. 9. Зависимость износа кругов от уело - вий алмазного шли фования (обрабаты ваемый материал —
сталь 12Х2Н4А):
і, г, 5 — g — t (t) для кругов соответственно АСШ6КБ100%; АСП25КБ100%; АСШ6КБ100%; ®кр =
= 15л(/сек; s=90 jkjw/лшн;
т>д = 10 м/мин; 3 —
круг АСШ6КБ100%; 9=/ (гКр); s=90 мм/мин;
-Уд = 10 |
м/мин; |
t = |
= 0,03 |
лш; 4 — круг |
|
АСП16КБ100%; |
д = |
|
= /(»); |
»KP = 15 |
м/сек; |
»д = 10 |
м/мин; |
t = |
■= 0,03 лук.
Ввиду резкого повышения температуры обрабатывае мой поверхности при увеличении глубины резания свыше 0,035 мм и увеличения износа круга снимать большие при пуски в процессе алмазной обработки закаленных
23
зубчатых колес нецелесообразно. Алмазное шлифование ре комендуется применять как чистовую операцию, при которой снимают припуск не более 0,03 мм за один проход.
На основании вышеизложенного для шлифования за каленных зубчатых колес алмазными кругами можно ре комендовать следующие параметры режима: нкр = 15 4- 4- 18 місек-, s 100 4- 120 мм/мин; ѵя — 10 4- 15 мімин, t 0,03 мм.
ШЛИФОВАНИЕ ЗАКАЛЕННЫХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС КРУГАМИ ИЗ ЭЛЬБОРА
Эльборовые круги сравнительно недавно начали при меняться в промышленности, но получили уже довольно широкое распространение при переточке режущего ин струмента, шлифовании чугуна и обработке жаростойких и труднообрабатываемых сплавов.
Эльбор (кубический нитрид бора) — вещество, не встре чающееся в природе. По ряду своих свойств эльбор бли зок к алмазу. Твердость эльбора несколько меньше, чем твердость алмаза, однако она выше твердости всех осталь ных материалов; радиус закругления вершины режущего зерна у эльбора несколько больше, чем у алмаза, однако он значительно меньше, чем у прочих абразивных мате риалов. Эльборовые зерна обладают высокой жесткостью, низкими коэффициентами трения о металл, высокой теп лопроводностью и высокой теплостойкостью. Графитизация алмазных зерен начинается при температуре 600— 800° С, а эльбор выдерживает без разрушения температу ру 1800—2000° С, что дает возможность повышать режимы обработки.
Шлифование закаленных зубчатых колес эльборовыми кругами применяется ограниченно. Причина такого мед ленного внедрения использования эльборовых кругов
24
заключается в том, что тепловые явления при эльборовом зубошлифовании не достаточно изучены и рекомендации по выбору кругов и режимов обработки еще не разрабо таны.
Повышение температуры поверхности металла во вре мя обработки эльборовыми кругами является следствием взаимодействия металла шлифуемого изделия, эльборовых зерен и связки круга.
Влияние металла шестерни ограничивается практиче ски влиянием теплофизических характеристик металла (тепловой активности) и геометрических размеров шес терен. Подобно тому, как это имело место при абразивном и алмазном шлифовании, рост тепловой активности метал ла и увеличение числа зубьев уменьшают температуру поверхности. Увеличение модуля зуба способствует возрас танию температуры. Закономерности и причины этих яв лений, не отличающиеся от случая абразивной обработки, рассмотрены и объяснены выше.
При изменении характеристик кругов температура по верхности может изменяться в значительных пределах, причем причиной этих изменений является различная спо собность кругов к самозатачиванию и изменение числа режущих зерен в 1 мм2 круга. При возрастании зернистос ти круга уменьшается число режущих зерен в 1 мм2, что приводит к ослаблению теплового импульса, несмотря на то, что напряженность теплового потока от отдельного абразивного зерна несколько увеличивается. Увеличивая зернистость круга с 8 до 25—40, можно снизить темпера туру поверхности на 15—20%. Снижение температуры при эльборовом шлифовании несколько меньше, чем при алмазном шлифовании. Это объясняется тем, что радиус закругления эльборовых зерен больше, они не имеют раз витой поверхности резания, что приводит к тому, что при увеличении зернистости тепловой импульс от отдельного эльборового зерна возрастает на большую величину, чем от алмазного зерна.
25
Из сравнения температуры по верхности, которая возникает при шлифовании кругами на связке Б1 и КБ, видно, что во втором случае температура поверхности ниже на 20—25%. Как указывалось выше, связка КБ менее прочна, чем связка
Q,0fQfil5ÜJ}2Qp25Qiß0fi35(i^t,MU
50 100 S,мм/мии
25
5 Ю
Рис. 10. Зависимость температуры поверх ности от условий ель борового шлифования закаленных зубчатых колес (обрабатывае мый материал — сталь
12Х2Н4А):
7, 2, 3 — Т = / (і) ДЛЯ
кругов соответственно
ЛІ6Б1100 % ; Л16КБ100%; Л40КБ100%; вкр =
=15 м/сек',s=90 мм/мин;
1>д = 10 |
м/мин; |
4 — |
|
круг Л16КБ100%; |
Г = |
||
= ? (вкр); t |
~ 0,025 мм', |
||
s = 90 |
мм/мин; |
у, = |
|
= 10 м/мин; |
5 — круг |
Л16КБ100%; Т = / (а); "кр = 15 м/сек' t =
=0,02 лм; »д=10 м/мин'
в — круг |
Л16КБ100%; |
T=f (Вд); вкр= 15лі/сек'. |
|
s = 90 |
мм/мин', t = |
=0,02 лив. |
|
Б1, поэтому круги со связкой КБ имеют более высокую способность к самозатачиванию, в связи с чем тем пературы во время шлифования бо лее низкие.
Режимы шлифования также ока зывают значительное влияние на температуру поверхности (рис. 10). Зависимости температуры от скорос ти вращения шлифовального круга, относительной скорости детали и от подачи такие же, как при абразив ном шлифовании, а зависимость тем пературы от глубины резания такая же, как при алмазном шлифовании, так как при эльборовом шлифовании связка круга также принимает не посредственное участие в теплооб разовании и теплораспределении.
В диапазоне небольших глубин резания (до 30 мк) температура по верхности при эльборовом шлифо вании закаленных зубчатых колес ниже, чем при абразивном шлифо
вании, но выше, чем при алмазном.
Прижоги поверхности при эльборовом шлифовании, вероятность появления которых зависит от температуры поверхности и времени воздействия источника тепла на металл, при глубинах шлифования до 20 мк практически
2в
не встречаются. Для эльборовых кругов можно рекомен довать граничные параметры режима, при которых еще не наблюдаются прижоги: t = 0,02 мм; ккр = 15-4- 4- 18 м/сек; Кд = 10 4- 15 м/мин; s = 90 мм/мин.
Температура поверхности при эльборовом шлифова нии закаленных зубчатых колес может быть рассчитана по формуле (6), если заменить в
ней коэффициент 191 |
• 10й на коэф |
|
|
|
|
|
|||||||
фициент |
|
217 |
• 105. Глубина при- |
|
|
|
|
|
|||||
жогов |
|
поверхности |
зуба |
может |
|
|
|
|
|
||||
быть рассчитана по |
формуле |
(4). |
|
|
|
|
|
||||||
Если глубина при эльборовом |
|
|
|
S |
ѵд, м/мин |
||||||||
шлифовании не превышает 25— |
|
4 |
|
||||||||||
30 мк, |
то |
остаточные напряжения |
Рис. |
11. |
Зависимость |
||||||||
растяжения на 34—40% |
ниже, |
||||||||||||
шероховатости |
поверх |
||||||||||||
чем при абразивной обработке, и |
ности от условий эль |
||||||||||||
составляют 15—30 кГ/мм2. Оценка |
борового |
шлифования |
|||||||||||
напряженного |
состояния поверх |
(обрабатываемый |
мате |
||||||||||
риал — сталь 12Х2Н4А; |
|||||||||||||
ностного |
слоя в зависимости от |
||||||||||||
s |
= 90 |
мм/мт; |
t — |
||||||||||
температуры |
поверхности |
может |
|
|
|
— 0,02 .и.в): |
|||||||
производиться по табл. 2. |
|
|
1 |
— круг |
Л16КБ100%; |
||||||||
Шероховатость |
поверхности |
й2 = / (Гд); гкр = 15 м/сек-, |
|||||||||||
2—круг Л25КБ100%; Rz = |
|||||||||||||
при |
шлифовании |
эльборовыми |
=Дг>кр);3—круг Л16КБ100%; |
||||||||||
кругами на связках КБ и Б1 от |
|
|
'кр); |
Гд = 10 м/мип. |
|||||||||
личается на 0,1 —0,2 лів, т. е. прак |
|
|
|
|
|
||||||||
тически одинакова. |
При увеличении |
зернистости |
ельбо |
||||||||||
рового |
круга |
шероховатость |
поверхности |
возрастает. |
|||||||||
Так, при увеличении зернистости с |
8 до 16—25 шерохо |
||||||||||||
ватость поверхности увеличивается |
на 1—2 разряда. |
Режимы шлифования также оказывают влияние на шероховатость поверхности (рис. 11). При увеличении от носительной скорости детали шероховатость возрастает из-за увеличения сечения стружки, снимаемой каждым зерном. Увеличение скорости вращения шлифовального круга способствует снижению шероховатости поверх ности. При увеличении скорости вращения эльборового
а
круга c 15 до 35 місек шероховатость поверхности снижает ся на один класс. Величина круговой подачи и величи на глубины резания существенного влияния на шерохо ватость поверхности не оказывают.
Шероховатость поверхности, которая может быть до
стигнута при эльборовом |
шлифовании, |
соответствует |
|
96 классу чистоты, что на 1—2 клас |
|||
са выше, чем |
при абразивном шли |
||
фовании. |
износа |
эльборовых |
|
Характер |
|||
кругов |
практически |
не отличается |
|
от характера износа алмазных кру |
|||
0,01QW0№Qß25Q&Qß350№tjM гов. Износ |
кругов |
на связке Б1 |
25 м/сек
W 100 S,mm/muh
Рис. 12. Зависимость износа эльборового круга от условий шлифования (обраба тываемый материал — сталь 12Х2Н4А):
1; 2; 4 — q = / (/) для кругов соответственно Л16КБ100%;Л40КБ100%; Л16Б1100%; . гкр =
=15 м/сек; г>д= 10 м/мин;
меньше, чем на связке КБ. При уве личении зернистости эльборового круга с 8 до 16—25 износ уменьша ется с 0,8—0,4 до 0,7—0,3 мгіг.
Режимы шлифования оказывают значительное влияние на износ кру га (рис. 12). При увеличении подачи и скорости вращения круга износ эльборовых кругов уменьшается на 50—80%, а при увеличении глуби ны резания до 35 мк удельный износ
s — 90 мм/мин. |
3 — |
увеличивается, а затем при даль |
||
круг Л16КБ100%; |
q = |
|||
= f (яКр); |
t = 0,02 |
мм; |
нейшем увеличении глубины реза |
|
ї)д = 10 |
м/мин; |
s = |
ния уменьшается. |
|
= 90 мм/мин; |
5 —круг |
Износ эльборовых кругов в 40—50 |
||
Л16КБ100%; |
q = / (s); |
|||
t — 0,01 |
мм\ |
г>Кр = |
раз ниже износа абразивных и в 2—3 |
|
=1 Ьм/сек; |
Тд = 1Ü м/мин. |
раза ниже износа алмазных кругов. |
||
|
|
|
|
Меньший износ эльборовых кругов по сравнению с ал мазными можно объяснить тем, что зерна эльбора ввиду своей более высокой теплостойкости (2000° С) лучше вы держивают температуру 500—600° С, которая возникает при обработке, чем алмазные зерна, теплостойкость ко торых составляет 600—800° С.
28