Файл: Лебедев, В. Г. Шлифование зубчатых колес абразивными, алмазными и эльборовыми кругами.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
на каждом; при четвертом и пятом — по 0,02 мм; при шес том — 0,01 мм.
Температура поверхности при первых трех проходах составляет около 600° С, а при последних — находится в пределах 400—300° С, т. е. ниже температуры, при ко торой наблюдаются прижоги поверхности.
Глубина прижженного слоя, образующегося в период предварительных проходов, составляет 15—20 мк. Этот слой полностью удаляется при чистовых проходах. Ос таточные напряжения после такой обработки не превыша ют 40 кПмм2.
ШЛИФОВАНИЕ ЗАКАЛЕННЫХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС КРУГАМИ ИЗ СИНТЕТИЧЕСКИХ АЛМАЗОВ
Круги из синтетических алмазов применяют при за точке и доводке режущего инструмента, а также при шли фовании труднообрабатываемых сталей и сплавов. Шлифо вание закаленных зубчатых колес кругами из синтети ческих алмазов находится в стадии разработки. Основное препятствие для его внедрения — отсутствие данных о расходе алмазов и температуре поверхности при обработке, а следовательно, и рекомендаций по выбору алмазных кру гов и режимов шлифования. На процесс теплообразования при шлифовании закаленных зубчатых колес кругами из синтетических алмазов, так же как и при шлифовании аб разивными кругами, влияют в основном три группы факто ров: свойства обрабатываемого металла, характеристики шлифовального кругаирежимы обработки. Влияние указан ных факторов на температуру поверхности при шлифова нии кругами из синтетических алмазов в основном анало гично их влиянию при шлифовании абразивными кругами.
Из свойств обрабатываемого металла основное влияние оказывает коэффициент тепловой активности.
При увеличении зернистости с 8 до 40 температура по верхности снижается на 25—30%. По данным исследова-
16
ний [23] радиусы закругления алмазных зерен при зернис тости 8 равны примерно 1,4—2 мк. При зернистости 40 радиус закругления равен приблизительно 4—5 мк, т. е. увеличивается в 2—3,6 раза. Так как количество теплоты, выделяющееся при трении абразивного зерна о металл как при разрушении, так и без разрушения металла, прямо пропорционально радиусу закругления зерна [28], то приблизительно можно считать, что тепловой поток от отдельного зерна максимально увеличивается в 3,6 раза, т. е. в первом случае напряженность импульса от зерна составит q вт, а во втором — 3,6 q вт.
В1 лмі2 круга при зернистости 8 содержится 22 зерна,
апри зернистости 40—5 зерен [271. Таким образом, об щий тепловой поток в первом случае составит 22q, а во втором — 3,6# X 5 = 18 q, т. е. общий тепловой поток уменьшится в 1,22 раза.
Связка также играет существенную роль в теплообра зовании. Температура поверхности при шлифовании кру гами на связке КБ на 30—50% ниже, чем при шлифовании кругами на связке Б1. Связка КБ менее прочная и оказы вает меньшее сопротивление выравниванию зерен, поэтому круги на связке КБ обладают большей способностью к самозатачиванию и температура при обработке такими кру гами ниже.
Рассмотрим зависимость температуры поверхности от
параметров режимов при алмазном шлифовании закален ных зубчатых колес. Зависимости температуры поверх ности от скорости вращения шлифовального круга, величины подачи, относительной скорости детали при ал мазном шлифовании аналогичны таким же зависи мостям при шлифовании абразивными кругами, а зависимости температуры поверхности от глубины ре зания в первом и втором случаях различны. Из формулы
(2) следует, что при абразивном шлифовании температура поверхности повышается пропорционально Í0’5, а при шли фовании закаленных зубчатых колес алмазными кругами,
3 |
51078 |
17 |
как будет показано ниже, прямо пропорционально t. Зависимости температуры поверхности от параметров режима шлифования закаленных зубчатых колес ал
мазными |
кругами приведены |
на |
||
рис. |
7. |
|
|
|
Алмазные зерна имеют значи |
||||
тельно меньшие радиусы |
закругле |
|||
ния, |
чем |
абразивные. |
Так, |
если |
0,010fi150,020^0,030,0350^^
50 |
100 S,мм/мин |
|
15 |
25 |
м |
5 |
ІО |
ѵ, м/мин |
Рис. 7. Зависимость температуры поверх ности от условий шли фования закаленных зубчатыхколес алмаз ными кругами:
1, 2, 3 — Т — í(t) для кругов соответственно
АСП16БІ 100%;АСП26КБ 100%; АСП40КБ100%;
"кр = 15 м/сек;
-^0мм/мин\ ѵд= 1 Ом/лшк;
4 —круг АСШ6КБ100%; Т = } (î>Kp); t Œ °’®2
г)д=1Qm/muh‘,s=^mm/muh 6 — круг АСП16КБ100%;
т ~ f (Ѵд); |
ѵКр = |
=15лі/сек; s=90 мм/мин.', t = 0,01 мм.
средний радиус закругления абра зивных зерен в диапазоне зернис тостей 16—40 равен 10—15 лк, то средний радиус закругления алмаз ных зерен в том же интервале зер нистостей равен 1—5 мк. Кроме того, алмазные зерна имеют значи тельно более развитую поверхность резания. У них несколько режущих вершин, поэтому резание металла производится со съемом нескольких стружек, что уменьшает энергию, необходимую для удаления опреде ленного слоя металла. Коэффициент трения алмазных зерен при шлифова нии значительно меньше, чем коэф фициент трения абразивных зерен. Коэффициент трения последних ра вен 0,8—0,5, а коэффициент трения первых —0,1—0,2. Теплофизические
характеристики алмазных зерен значительно выше, чем характеристики абразивных зерен. Коэффициент тепло проводности и тепловой активности алмазного зерна со ответственно в 10 и 2 раза выше, чем указанные коэффи циенты абразивного зерна (табл. 1). Если считать, что при больших скоростях перемещения алмазного зерна относи тельно поверхности шлифуемого металла коэффициент теп лоотдачи не зависит от скорости, то распределение тепла
IS
между алмазным зерном и поверхностью металла должно зависеть только от тепловой активности металла и зерна
[28], т. е. |
' |
^зерна |
8зерна |
детали |
®детали |
Из формулы (5) следует, что для большинства закален ных сталей это отношение равно Б/4, т. е. 55% выделив шегося тепла должно уходить в алмазное зерно. При рас четах установлено, что для того, чтобы нагреть все алмаз ное зерно зернистости 16 до температуры 500—800° С, необходимо затратить (40—70)-10~6 дж. Учитывая, что мощность теплового потока от отдельного зерна составляет 1—3 джісек [27], можно подсчитать, что нагрев всей массы зерна до указанной температуры должен произойти за время 1,4 • ІО-4 сек. Среднее время контакта зерна с ме
таллом составляет ІО-4 сек, поэтому можно утверждать, что масса алмазного зерна достаточна для отвода выделив шегося тепла в течение всего времени контакта зерна с металлом. Благодаря небольшим радиусам закругления, низкому коэффициенту трения, развитой поверхности зер на, высокой тепловой активности алмаза, можно предпо ложить, что при шлифовании кругами из синтетических алмазов должно наблюдаться более значительное сниже ние температуры по сравнению с абразивным шлифова нием, чем те, которые наблюдаются в действительности. Это объясняется следующим образом.
При резании металла связка играет существенную роль не только в теплообразовании, то и в теплораспределении. Алмазные круги на органических связках, которые при меняются наиболее широко, в отличие от абразивных кругов на керамической связке не имеют пор. Тепловая актив ность карболитовой и бакелитовой связок примерно в 20 раз ниже тепловой активности алмазного зерна и шли фуемой стали. Теплораспределение между сталью и
3* |
19 |
связкой можно выразить отношением 20/t, т. е. в связку отводится всего 5% выделившегося тепла. В настоящее время в литературе нет достаточно проверенных данных, по которым можно было бы оценить соотношение между площадью трущейся связки и площадью трущихся зерен. Если это соотношение равно 1, т. е. трущиеся площади связ ки и зерен одинаковы, то тепловая активность контактируемой поверхности круга, равная при трении только ал мазных зерен (связка в процессе трения не участвует)
15,8 ■ ІО3, снижается до 8,2 • 10® —« я ѵГ- '
Теплораспределение между кругом и металлом в этом слу чае выражается отношением 3/в, т. е. тепловой поток, на правленный в деталь, возрастает вдвое, что должно при вести к повышению температуры. Так как в процессе трения связки также выделяется тепло, повышение тем пературы будет еще большим. При небольших глубинах ре зания влияние связки ограничено, но по мере увеличения глубины резания оно становится все более значительным.
Экспериментальным путем получена формула для рас чета температуры поверхности в зависимости от свойств шлифуемого металла, характеристик круга и ре жимов обработки при шлифовании закаленных зубчатых колес алмазными кругами:
Т = ------------ W------------- Lì • |
(61 |
Для связки КБ коэффициент = 1, а для связки Б1 — 1,3. При зернистости 40—32 коэффициент к2 — 1, при зер нистости 25—16 к2 = 1,18, а при зернистости 10—8 кг =
= 1,3.
Остальные обозначения, входящие в формулу (6), рас шифрованы выше.
Если при одинаковых параметрах режима сравнить формулу (2) и (6) для кругов ЭБ40МЗК и АСП40КБ 100%, в процессе обработки которыми наблюдается минималь
20
ная температура поверхности, то в диапазоне глубин ре зания до 0,035 мм включительно температура поверхности при алмазном зубошлифовании в 2,2—1,16 раза ниже, чем при абразивном. При глубине 0,04 мм температуры по верхности при алмазном и абразивном зубошлифовании примерно равны, а при глубине шлифования выше 0,04 мм температура поверхности при алмазном зубошлифовании выше, чем при абразивном. Это объясняется различием зависимостей температуры от глубины шлифования при алмазном и абразивном зубошлифовании.
Величина прижогов при шлифовании закаленных зубчатых колес алмазными кругами зависит от тех же фак торов, что и при абразивной обработке, т. е. от температу ры поверхности и от времени воздействия источника теп ла на шлифуемую поверхность. В диапазоне малых глу бин резания (до 0,03 мм) температура поверхности обычно ниже критических точек для шлифуемых материалов, по этому прижоги поверхности отсутствуют. Глубина прижога в зависимости от температуры поверхности и от вре мени теплового воздействия на металл может быть рас
считана |
по формуле (4). Режимы обработки, |
применение |
|||
которых |
обеспечивает |
отсутствие прижогов |
следующие: |
||
нкр = 15 4- 18 |
м/сек', |
ѵа — 10 4- 15 |
м/мин; |
s = 60 4- |
|
4- 80 мм/мин; |
t = 0,03 мм. |
напряжений в по |
|||
Механизм образования остаточных |
верхностном слое обрабатываемого зуба в основном та кой же, как и при абразивной обработке. Если режимы та ковы, что температура поверхности значительно ниже, чем при абразивном шлифовании, и если при данных температурах отсутствуют прижоги, то величина остаточ ных напряжений при алмазном шлифовании на 35—40% ниже, чем при абразивном, хотя знак их сохраняется. Зависимость величины остаточных напряжений от темпе ратуры поверхности представлена в виде табл. 2.
Шероховатость поверхности при шлифовании кругами на связках КБ и Б1 примерно одинакова. Так, при
21
шлифовании кругами на связке Б1 шероховатость поверх ности в ряде случаев выше, чем шероховатость при шлифо вании кругами на связке КБ на 0,2—0,3 мк, что не выхо дит за пределы одного разряда.
При увеличении зернистости алмазного круга шерохо ватость поверхности повышается, хотя и незначительно.
Так, при увеличении зернис тости алмазного круга с 8 до 16—25 шероховатость поверх ности повышается на один раз
ряд.
При увеличении Кд проис ходит некоторое повышение шероховатости поверхности. Причина этого такая же, как
Рпс. 8. Зависимость шеро
ховатости |
поверхности от |
||
условий |
алмазного |
шли |
|
фования |
(s = 90 мм/мин', |
||
t |
— 0,02 .»ut): |
|
|
1 |
— круг |
АСП16КБ100%; |
|
Rz = f (Гд); гКр =18 |
jm/сєк; |
||
2 — круг |
АСП25КБ100%; 3 — |
||
круг АСШ6КБ100%; |
ñz— |
— t (®кр)> ®д = І® м/мин.
и при абразивном шлифовании: увеличение сечения стружки, снимаемой алмазным зерном.
Увеличение скорости вра щения шлифовального круга способствует снижению шеро ховатости поверхности. При повышении скорости вращения круга с 15 до 35 м/сек шерохо ватость поверхности снижает-
ся примерно на один класс (рис. 8).
Величина подачи и глубина резания, так же как и в случае абразивного шлифования, существенного влияния на шероховатость поверхности не оказывают.
Из сопоставления результатов обработки алмазными и абразивными кругами следует, что при шлифовании зака ленных зубчатых колес алмазными кругами шероховатость поверхности может быть снижена на 1—2 класса и со ответствовать 9в классу чистоты.
Из-за высокой стоимости алмазных кругов по сравне нию с обычными абразивыми кругами удельный износ
22