ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
I. ЗЕЛЬЦЕР, А. Д. КЕСЕЛЬМАН
МОЯ ПРОФЕССИЯ
Машинист грейдерэлеватора
И ЗУД’ А Т Е Л Ь С Т В О Л И Т Е Р А Т У Р Ы По' С Т Р О И Т Е Л Ь С Т В У
М о с к в а — 1 9 7 2
6C6.0S vц |
У1-/3 6 <Н |
|
3—50 |
621.878 23 : 621.867.3-1-625.08.002:9' |
|
УДК |
■l\r
Зельцер П. Н. Кеселфчян Л; ІД.НОГО
50
Машинист грейдер-злеватора. М., Стройиздат, 1972. 82. с. с илл. (Моя про фессия) .
В брошюре рассказывается о работе машиниста грей дер-элеватора. Приведены сведения об организации и оплате труда, основные правила техники безопасности при работах на грейдер-элеваторах.
Брошюра предназначена для рабочих, избравших специальность машиниста грейдер-элеватора.
кл*
3-2-7 |
|
|
|
|
|
6С6.08 |
||
215-1972 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЗЕЛЬЦЕР ПИНХОС НАХМАНОВИЧ, |
|
|
|
||||
|
КЕСЕЛЬМАН |
АЛЬФРЕД ДАНИЛОВИЧ |
|
|
|
|||
|
МАШИНИСТ |
ГРЕЙДЕР-ЭЛЕВАТОРА |
|
|
|
|||
|
|
* |
* »• |
|
|
|
|
|
|
|
Стройиздат |
|
|
|
|
|
|
|
Москва, К-31, Кузнецкий мост, д. |
9 |
|
|
|
|||
|
|
* * * |
|
|
|
|
|
|
|
Редактор издательства В а р т а н о в а |
И. А. |
|
|
||||
|
Технический редактор |
Ф р а н ц у з о в а |
Г. |
Б. |
|
|
||
|
Корректор В в е д е н с к а я |
А. М. |
|
|
|
|||
Сдано в |
набор 21/Х ІІ971 |
г. |
Подписано |
к печати |
10/1 |
1972 г. |
||
Т-00910 |
Бумага 70Х90!/з2- |
|
1,25 |
бум. л. |
||||
2,92 уел. |
печ. л. (уч.-изд. |
2,98 |
л.) |
Тираж |
15.000 |
экз. |
||
Изд. № АѴП—2823 |
Зак. № 468. |
|
Цена |
10 |
коп |
Подольская типография Главполиграфпрома Комитета по печати при Совете Министров СССР
г. Подольск ул. Кирова, д. 25.
ВВЕДЕНИЕ
Директивами XXIV съезда КПСС по пя тилетнему плану развития народного хозяйст ва СССР на 1971—1975 гг. предусмотрено строительство новых железнодорожных линий протяженностью 5—6 тыс. км, 7—8 тыс. км вторых железнодорожных путей, строительст во и реконструкция автомобильных дорог в городах, в сельской местности и в новых про мышленных районах.
Для выполнения столь грандиозных задач применяют все имеющиеся средства механиза ции и в первую очередь высокопроизводитель ные землеройные машины, обеспечивающие высокие темпы работ.
За последние 20 лет в СССР и за рубежом для выполнения земляных работ линейного характера применяют преимущественно грей дер-элеваторы.
Благодаря принципу непрерывного резания грунта грейдер-элеваторы являются экономич ными и прогрессивными машинами; произво-
1* Зак. 468 |
3 |
дительность их во Много раз превосходит про изводительность машин циклического дейст вия.
До революции в России земляные работы производили в небольших объемах и были они
восновном связаны с развитием горного про мысла, устройством оборонительных соору жений, строительством дорог и речных путей. В середине XIX в. в связи с начавшимся стро ительством железных дорог объем земляных работ увеличивается, однако общий объем их
вэкономически отсталой России был невелик и составлял за весь период, предшествовав ший Великой Октябрьской социалистической революции, около 200 млн. ж3.
Несмотря на то, что земляные работы от носятся к категории наиболее тяжелых и тру доемких, их в основном вели вручную. Уро вень механизации земляных работ в канун революции не превышал 6%.
Первый грейдер-элеватор появился в сере дине прошлого века. Его тянула конная уп ряжка, управление было ручное, привод ленты транспортера осуществлялся от задних колес. Такой привод был малоэффективен, так как при работе на сухом песке и во влажном
грунте не получалось необходимого сцепле ния.
Грейдер-элеваторы на конной тяге приме няли в России на строительстве Великого Си бирского пути.
С появлением трактора движение ленте транспортера передавалось от двигателя трак тора-тягача с помощью карданной передачи. Грейдер-элеватор в прицепе к паровому трак тору представлен на рис. I.
4
ВСССР проектирование и производство грейдер-элеваторов началось в 1932 г.
В1935 г. Николаевский завод «Дормашина» стал выпускать грейдер-элеваторы лроиз-
Рис. 1. Грейдер-элеватор в прицепе к паровому трактору
водительностью до 100 мъ/ч. Машины эти име ли комбинированный привод транспортера от задних колес и от вала отбора мощности трак тора-тягача, управление было ручное.
В 1937 г. завод начал выпускать грейдерэлеватор ЭМ, который имел самостоятельный привод. За счет увеличения диаметра режу щего диска, ширины ленты транспортера и скорости его движения производительность его повысилась до 280 м5/ч.
Во время Великой Отечественной войны выпуск грейдер-элеваторов был временно пре кращен. Только в 1949 г. Брянский завод до рожных машин выпустил новую модель грей дер-элеватора Д-192 для работы с трактор-ом С-80. Машина имела большие преимущества по сравнению с ранее выпускавшимися, одна
5
ко была сложна в изготовлении, тяжела и маломаневренна.
Осипенковский завод дорожных машин в 1951 г„ выпустил прицепной диагональный грейдер-элеватор Д-264 (струг) производи тельностью 1000—1500 м3/ч. Машина в основ ном перемещала грунт в транспортные средст ва с помощью отвального моста (передвиж ного транспортера) или метателя.
Выпуск диагонального грейдер-элеватора Д-264 был прекращен в 1965 г., так как он имел сложную конструкцию и был недоста точно маневренным.
В 1957 г. в нашей стране было создано на весное оборудование грейдер-элеватора Д-144Э к автогрейдеру Д-144. Навесное обо рудование этого грейдер-элеватора аналогич но по конструкции прицепному и полуприцепному грейдер-элеваторам, но с меньшими раз мерами дискового плуга и ленточного транс портера (для устойчивости несущего автогрейдера).
Дальнейшим шагом в развитии грейдерэлеваторов явилось освоение в 1959 г. само ходного грейдер-элеватора Д-369 с дизельэлектрическим приводом мощностью 300 л. с. и ведущими колесами, в которых расположе ны электрические двигатели. Наряду с пре имуществами этого грейдер-элеватора (элек трогидравлическое управление, высокая ма невренность), был существенный недостаток: ведущие колеса не обеспечивали надежную проходимость в различных условиях эксплуа тации. Эта причина послужила поводом к прекращению производства грейдер-элевато ров марки Д-369.
6
Нужен был простой надежный грейдерэлеватор. В 1960 г. на коростенском заводе дорожных машин «Октябрьская кузница» на чался выпуск более маневренных и экономич ных полуприцепных грейдер-элеваторов Д-437 (рис. 2), с освоением выпуска которых модель Д-492 была снята с производства.
Вдальнейшем заводом совместно с Ленин градским филиалом ВНИИСтройдормаша и ОКБ Стройдормаш (г. Киев) создаются но вые оригинальные конструкции грейдер-эле ваторов.
В1962 г. выпущен полуприцепной грейдерэлеватор Д-505 на базе одноосного колесного тягача МАЗ-529В мощностью 180 л. с., отли чающийся высокой маневренностью и быстро ходностью.
Привод транспортера осуществлялся двух скоростным электродвигателем, питаемым электроэнергией от генератора мощностью 50 кет, установленного на тягаче. Привод ге нератора осуществлялся в свою очередь от ва ла отбора мощности тягача. Производитель ность грейдер-элеватора Д-505 до 750 м3/ч.
В1963 г. грейдер-элеватор Д-437 модерни зирован в Д-437А и теперь выпускается се рийно.
В1965 г. был выпущен грейдер-элеватор Д-505А производительностью 1000 мъ/ч на ба зе одноосного тягача МоАЗ-546 мощностью
240 л. с. (рис. 3).
В1967 г. начат выпуск грейдер-элеватора марки Д-437АК (рис. 4). Это полуприцепная машина к колесному трактору «Кировец» К-700 производительностью 750 мъ!ч. Рабочим органом является ңож совкового типа.
7
Рис. 2. Грейдер-элеватор Д-437
В 1966 г. появились опытные образцы грей дер-элеваторов Д-616 (рис. 5) и Д-633 (рис. 6).
Рис. 4. Грейдер-элеватор Д-437АК
Грейдер-элеватор Д-616 — полуприцепная |
|
землеройно-транспортная |
машина к гусенич |
ному трактору Т-180Г |
производительностью |
800 м*Іч.
Отличительной особенностью грейдер-эле ватора Д-616 является наличие планировщика и возможность установки вместо дискового ножа планировщика откосов.
Грейдер-элеватор Д-633 также представ ляет собой полуприцепную землеройную ма шину непрерывного действия с послойным ре занием грунта. Рабочим органом является струг одностороннего резания с режущей кромкой полукруглой формы. В качестве ба зовой машины для него служит одноосный тя гач. БелАЗ-531. Производительность машины
1600 мЧч.
2 Зак 468 |
9 |