ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
Рис. 5. Грейдер-элеватор Д-616 .
Рис. 6. Грейдер-элеватор. Д-633
10
Внастоящее время отечественной промыш ленностью и за рубежом создано большое ко личество моделей грейдер-элеваторов различ ных типоразмеров и конструктивной компо новки.
Вюбилейном 1970 г. в нашей стране вы
пуск только одних грейдер-элеваторов вырос по сравнению с 1940 г. более чем в 25 раз.
Советские строительные машины широко завоевали зарубежный рынок — их экспорти руют во многие страны мира.
1. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ГРЕЙДЕР-ЭЛЕВАТОРЫ
Грейдер-элеватор Д-192 представляет со бой прицепную к трактору С-80 машину на пневмоколесном ходу. Рабочим органом его является дисковый нож диаметром 800 мм. Дисковый нож можно устанавливать на плуж ной балке под различными углами в верти кальной и горизонтальной плоскостях. Плуж ная балка одним концом соединена с дышлом трактора, а вторым подвешена при помощи полиспаста к раме машины. При подъеме и опускании плужной балки происходит подъем и заглубление дискового ножа. Срезанный грунт выдается консольным транспортером, подвешенным к раме машины при помощи трех полиспастов. Верхний барабан транспор тера приводится в движение от отдельного двигателя при помощи телескопического кар данного вала. В нижней части транспортера установлен очистительный механизм. Он пред ставляет собой втулочно-роликовую цепь, на пластинах которой установлены скребки, сме-
2* Ззк. 468
тающие в сторону грунт, попадающий на ниж нюю ветвь транспортерной ленты. Привод его осуществляется от вала ведомого барабана транспортера при помощи конической и цеп ной передач. Перед очистительным механиз мом установлен плужковый очиститель для предварительной грубой очистки ленты.
Управляют подъемом плужной балки и из меняют угол наклона транспортера при помо щи командоконтроллера, установленного на площадке машиниста.
Полуприцепные грейдер-элеваторы обла дают рядом преимуществ перед прицепными. Они имеют меньшую общую длину и меньший радиус поворота и, следовательно, лучшую маневренность. Общий вес конструкции мень ше. Увеличение сцепного веса трактора дает возможность реализовать его полное тяговое усилие.
Полуприцепным грейдер-элеватором уп равляет один машинист, в то время как при цепные обслуживают двое рабочих: тракто рист и машинист грейдер-элеватора.
Грейдер-элеватор Д-437 — полуприцепная машина к гусеничному трактору С-80 или С-100, и как любой полуприцеп, спереди име ет одну точку опоры на сцепном устройстве трактора и сзади — два спаренных колеса сле ва и одно колесо справа. В первый год выпус ка грейдер-элеватора Д-437 слева устанавли вали только одно колесо. Грейдер-элеватор Д-437 кроме механической имеет еще и элек трогидравлическую систему управления, что упростило конструкцию механизмов управле ния, сделало его более легким и сократило обслуживающий персонал в два раза. Рабо чими органами машины управляют из кабины
12
трактора. Взаимодействие механизмов грей- дер-элеватора Д-437 осуществляется так: от коленчатого вала двигателя крутящий момент передается через муфту сцепления, втулочнороликовую муфту к одноступенчатому цент ральному редуктору. Выходной конец веду щего вала центрального редуктора приводит в движение шестеренчатый гидравлический насос, предназначенный для нагнетания рабо чей жидкости в гидравлическую систему уп равления рабочими органами (плужной бал кой с дисковым ножом и транспортером).
На выходном конце ведомого вала на шпонке посажена ведущая звездочка двухряд ной втулочно-роликовой цепи, передающей крутящий момент к ведомой звездочке проме жуточного вала. На промежуточном валу ус тановлена ведущая звездочка цепной переда чи привода шнека очистительного механизма. Привод шнека очистительного механизма име ет также карданную передачу и одноступенча тый конический редуктор. От промежуточного вала центрального редуктора через кардан ную передачу и одноступенчатый конический редуктор крутящий момент передается к ва лу приводного барабана транспортера. Диско вый нож, дискодержатель, стойка и крепле ние к плужной раме выполнены как у грей дер-элеватора Д-192. Особенностью конструк ции является дополнительная установка двух клиньев между плужной балкой и крепежной планкой. Клинья могут быть установлены в различные положения. При изменении поло жений клиньев происходит изменение углов захвата дискового ножа. Очистительный меха низм шнекового типа находится на нижней секции рамы. Транспортер грейдер-элеватора
13
Д-437 длиннее транспортера грейдер-элевато ра Д-192 на 1 м и имеет жесткое крепление секций, благодаря чему механизм подъема средней секции транспортера исключен. Сред няя секция может быть снята. Для работы с укороченным транспортером имеется специ альный укороченный вал карданной передачи. На грейдер-элеваторе Д-437 установлен си ловой гидравлический привод объемного дей ствия. Управление гидравлическим приводом электромагнитное и производится из кабины трактора.
Грейдер-элеватор Д-437АК отличается от грейдер-элеватора Д-437А базовым тягачом, конструкцией рабочего органа и плужной балки, гидравлической, пневматической и электрической системами. При модернизации претерпели также незначительные изменения нижняя и средняя секции транспортера,- кар данный вал привода транспортера и меха низм подъема ножа. В качестве базовой ма шины применен колесный трактор К-700, на котором установлен кронштейн для присоеди нения грейдер-элеватора. В нем имеется ряд отверстий для изменения ширины срезаемой стружки и изменения точки приложения силы тяги по отношению к продольной оси симмет рии трактора. Грейдер-элеватор соединяется с трактором через сцепное устройство, кото рое обеспечивает свободу взаимных поворо тов в горизонтальной и вертикальной плоско стях и одновременно является для него тре тьей точкой опоры. Управление рабочими ор ганами грейдер-элеватора гидравлическое.
Совковый рабочий орган конструкции ЦНИИС состоит из ножа, задняя часть кото рого расположена над ленточным транспор
14
тером, резиновой манжеты, плужной балки и ограничителя. Нож выполнен в виде части ко нусной поверхности, продольная ось которой наклонена к горизонту под углом 60°. Режу щая кромка ножа образована отсечением пе редней его части плоскостью под углом 20° к вертикали и имеет криволинейную форму. Ра бочий орган при помощи четырех болтов кре пят к плужной балке, которую с помощью проушины и хвостовика шарнирно крепят к раме машины и удерживают в нужном поло жении гидроцилиндром. С целью замены но жа в случае его износа последний выполнен съемным и крепится к основанию ножа с по мощью болтов с потайной головкой.
Применение нового рабочего органа по влекло за собой изменение бортов нижней секции транспортера в части их взаимного со пряжения. Для предотвращения ссыпания грунта на нижней секции транспортера уста новлен ограничитель. В целом конструкция транспортера заимствована от грейдер-элева тора Д-437А.
Гидравлическая система управления объе диняет раздельно-агрегатную систему тракто ра, к которой с помощью гибких рукавов вы сокого давления и разрывных муфт присоеди нены силовые гидроцилиндры управления ра бочими органами. Максимальное давление жидкости в гидросистеме до 100 кгс/см2. При менение гидравлической системы трактора для управления рабочими органами грейдерэлеватора позволило аннулировать автоном ные гидравлическую и электрическую систе мы. Дистанционное управление муфты сцепле ния двигателя СМД-14К осуществляется пне вматической системой. Воздух для этой цели
15
отбирается от пневмосистемы трактора. Воз дух под давлением 6—7 атм через распреде лительный кран поступает в пневмоцилиндр, который и управляет муфтой.
Грейдер-элеватор Д-505А представляет со бой самоходную машину, смонтированную на ходовой части, соединенной с помощью се дельно-сцепного устройства с одноосным тя гачом МоАЗ-546. Рама грейдер-элеватора ко робчатого сечения, в нижней части которой приварено пустотелое основание с закреплен ными на нем колесами, управлением ң други ми узлами. Правое колесо прицепа выдвигает ся на 500 мм для обеспечения устойчивости машины в рабочем положении. Сзади на раме имеется рабочая площадка с лесенкой и по ручнями, инструментальным ящиком и выно сным пультом управления. В средней части основной рамы подвешены плужная рама и транспортер с приводом, а также целый ряд вспомогательных узлов, гидросистема и элек трооборудование.
Грунторазрабатывающим органом машины является дисковый нож, который посредством литого кронштейна и зубчатой ступицы уста новлен на плужной раме, покоящейся одним концом на цапфах подвески транспортера, а другим при помощи гидроцилиндра соединен ной с рамой ходовой части. Плужная рама представляет собой П-образную арку сварной конструкции, на концах которой находятся проушины. Плужная рама поднимается и опу скается-с помощью гидроцилиндра, который шарнирно закреплен на хребтовой балке, а головка штока—-на плужной раме в крон штейнах. На диске устанавливают грунтоула'вливатель для уменьшения просыпания
16
грунта и, следовательно, для увеличения про изводительности.
Отделенный от массива режущим диском грунт сбрасывают в отвал или транспортные средства при помощи транспортера. Транс портер грейдер-элеватора состоит из трех сек ций: верхней, средней и нижней. Верхняя и средняя секции шарнирно соединены при по мощи пальцев и накидных болтов с гайками, а нижняя и средняя. — шарнирно через под веску транспортера. Транспортер подвешен с правой стороны (по ходу) грейдер-элеватора. Основными частями транспортера являются секционные рамы, ведущий и ведомый бара баны с транспортерной лентой, поддержива ющие ролики, натяжное устройство и очисти тельный механизм. Трансмиссия грейдер-эле ватора служит для передачи мощности от электродвигателей к ведущему барабану транспортера, шнеку очистительного устрой ства, а также к генератору. На машине уста новлен силовой гидропривод объемного дейст вия. Гидропривод предназначен для перево да транспортера из транспортного положения в рабочее и изменения угла наклона его к го ризонту, складывания транспортера, выдви жения колеса, подъема и опускания плужной рамы.
Управление гидроприводом электромагнит ное и осуществляется из кабины оператораводителя для всех операций. Кроме того, для управления выдвижением колена имеется до полнительный выносной nyJibT. Пневмб.сис'-'( тема предназначена для обеспечения, тррмо-. к, жения колес грейдер-элеватфа РдНовременнС)' ■ с торможением тягача. ПнІвмосиЙеШ'йод*' ключается к тормозной системе тягача,’к/фа---
17
гистрали, идущей от тормозного крана тягача к прицепу. Источником электроэнергии на грейдер-элеваторе является синхронный гене ратор трехфазного тока ЕС-93-4М (мощно стью 75 кет, напряжением 400 в и скоростью вращения 1500 об/мин) , установленный на раме тягача МоАЗ-546 и приводимый во вра щение от вала отбора мощности тягача.
Грейдер-элеватор Д-616 состоит из тракто ра Т-180Г, сцепного устройства, рамы, ходо вой части, плужной рамы с дисковым ножом и электрогидропривода. Трактор Т-480Г не сколько отличается от серийно выпускаемого. В системе гидропривода установлен один на сос вместо трех, аккумуляторная батарея рас положена под сиденьем тракториста, прицеп ное устройство выполнено съемным (при ра боте с грейдер-элеватором прицепное устрой ство снимается).
Трактор с рамой ходовой части соединя ется при помощи специального устройства, обеспечивающего свободное качание трактора относительно рамы ходовой части в горизон тальной плоскости в пределах ± 15° и поворот трактора относительно рамы ходовой части в пределах ±45°. Рама ходовой части является базой, на которой монтируют все узлы и аг регаты полуприцепа. Рама состоит из хребто вой балки коробчатого сечения и основания, приваренного к задней части балки. В перед нюю часть вварен массивный кронштейн с проушинами для соединения рамы с крон штейном сцепного устройства.
В задней части рама опирается на два ко леса. Колеса ходовой части . управляемые. Правое (по ходу движения) колесо выдвиж
18
ное, это необходимо для увеличения устойчи вости грейдер-элеватора в рабочем положе нии. Плужная рама служит для установки на ней дискового ножа и сменного откосника, а также грунторазрабатывающих органов и транспортера. Плужная рама соединена с ра мой ходовой части шарнирно, при помощи подвески, к которой также прикреплены ниж няя и средняя секции транспортера и гидро цилиндры. При помощи двух гаек, винтов и серег плужная рама может перемещаться от носительно рамы подвески транспортера в плоскости, перпендикулярной к оси машины, чем достигается изменение положения грунто разрабатывающих органов относительно при емной части нижней секции транспортера.
Необходимый угол резания дискового но жа или откосника достигается изменением положения кронштейна, на котором они уста навливаются при помощи винтовой стяжки. Откосник грейдер-элеватора предназначен для зачистки и профилирования боковых стенок каналов или резервов. Откосник устанавлива ют на кронштейн плужной рамы вместо дис кового ножа.
Планировщик предназначен для зачистки и предварительной планировки основания раз рабатываемого резерва или дна канала, а также для ускорения процесса закладки за боя при работе дисковым ножом. Отвал пла нировщика устанавливают под углом 45° по направлению движения машины, что обеспе чивает поступление грунта на дисковый нож и далее на транспортер. Плужная рама и транс портер грейдер-элеватора Д-616 полностью унифицированы с аналогичными агрегатами грейдер-элеватора Д-505А. Трансмиссия грей
19