Файл: Зельцер, П. Н. Машинист грейдер-элеватора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 5. Грейдер-элеватор Д-616 .

Рис. 6. Грейдер-элеватор. Д-633

10

Внастоящее время отечественной промыш­ ленностью и за рубежом создано большое ко­ личество моделей грейдер-элеваторов различ­ ных типоразмеров и конструктивной компо­ новки.

Вюбилейном 1970 г. в нашей стране вы­

пуск только одних грейдер-элеваторов вырос по сравнению с 1940 г. более чем в 25 раз.

Советские строительные машины широко завоевали зарубежный рынок — их экспорти­ руют во многие страны мира.

1. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ГРЕЙДЕР-ЭЛЕВАТОРЫ

Грейдер-элеватор Д-192 представляет со­ бой прицепную к трактору С-80 машину на пневмоколесном ходу. Рабочим органом его является дисковый нож диаметром 800 мм. Дисковый нож можно устанавливать на плуж­ ной балке под различными углами в верти­ кальной и горизонтальной плоскостях. Плуж­ ная балка одним концом соединена с дышлом трактора, а вторым подвешена при помощи полиспаста к раме машины. При подъеме и опускании плужной балки происходит подъем и заглубление дискового ножа. Срезанный грунт выдается консольным транспортером, подвешенным к раме машины при помощи трех полиспастов. Верхний барабан транспор­ тера приводится в движение от отдельного двигателя при помощи телескопического кар­ данного вала. В нижней части транспортера установлен очистительный механизм. Он пред­ ставляет собой втулочно-роликовую цепь, на пластинах которой установлены скребки, сме-

2* Ззк. 468

тающие в сторону грунт, попадающий на ниж­ нюю ветвь транспортерной ленты. Привод его осуществляется от вала ведомого барабана транспортера при помощи конической и цеп­ ной передач. Перед очистительным механиз­ мом установлен плужковый очиститель для предварительной грубой очистки ленты.

Управляют подъемом плужной балки и из­ меняют угол наклона транспортера при помо­ щи командоконтроллера, установленного на площадке машиниста.

Полуприцепные грейдер-элеваторы обла­ дают рядом преимуществ перед прицепными. Они имеют меньшую общую длину и меньший радиус поворота и, следовательно, лучшую маневренность. Общий вес конструкции мень­ ше. Увеличение сцепного веса трактора дает возможность реализовать его полное тяговое усилие.

Полуприцепным грейдер-элеватором уп­ равляет один машинист, в то время как при­ цепные обслуживают двое рабочих: тракто­ рист и машинист грейдер-элеватора.

Грейдер-элеватор Д-437 — полуприцепная машина к гусеничному трактору С-80 или С-100, и как любой полуприцеп, спереди име­ ет одну точку опоры на сцепном устройстве трактора и сзади — два спаренных колеса сле­ ва и одно колесо справа. В первый год выпус­ ка грейдер-элеватора Д-437 слева устанавли­ вали только одно колесо. Грейдер-элеватор Д-437 кроме механической имеет еще и элек­ трогидравлическую систему управления, что упростило конструкцию механизмов управле­ ния, сделало его более легким и сократило обслуживающий персонал в два раза. Рабо­ чими органами машины управляют из кабины

12


трактора. Взаимодействие механизмов грей- дер-элеватора Д-437 осуществляется так: от коленчатого вала двигателя крутящий момент передается через муфту сцепления, втулочнороликовую муфту к одноступенчатому цент­ ральному редуктору. Выходной конец веду­ щего вала центрального редуктора приводит в движение шестеренчатый гидравлический насос, предназначенный для нагнетания рабо­ чей жидкости в гидравлическую систему уп­ равления рабочими органами (плужной бал­ кой с дисковым ножом и транспортером).

На выходном конце ведомого вала на шпонке посажена ведущая звездочка двухряд­ ной втулочно-роликовой цепи, передающей крутящий момент к ведомой звездочке проме­ жуточного вала. На промежуточном валу ус­ тановлена ведущая звездочка цепной переда­ чи привода шнека очистительного механизма. Привод шнека очистительного механизма име­ ет также карданную передачу и одноступенча­ тый конический редуктор. От промежуточного вала центрального редуктора через кардан­ ную передачу и одноступенчатый конический редуктор крутящий момент передается к ва­ лу приводного барабана транспортера. Диско­ вый нож, дискодержатель, стойка и крепле­ ние к плужной раме выполнены как у грей­ дер-элеватора Д-192. Особенностью конструк­ ции является дополнительная установка двух клиньев между плужной балкой и крепежной планкой. Клинья могут быть установлены в различные положения. При изменении поло­ жений клиньев происходит изменение углов захвата дискового ножа. Очистительный меха­ низм шнекового типа находится на нижней секции рамы. Транспортер грейдер-элеватора

13

Д-437 длиннее транспортера грейдер-элевато­ ра Д-192 на 1 м и имеет жесткое крепление секций, благодаря чему механизм подъема средней секции транспортера исключен. Сред­ няя секция может быть снята. Для работы с укороченным транспортером имеется специ­ альный укороченный вал карданной передачи. На грейдер-элеваторе Д-437 установлен си­ ловой гидравлический привод объемного дей­ ствия. Управление гидравлическим приводом электромагнитное и производится из кабины трактора.

Грейдер-элеватор Д-437АК отличается от грейдер-элеватора Д-437А базовым тягачом, конструкцией рабочего органа и плужной балки, гидравлической, пневматической и электрической системами. При модернизации претерпели также незначительные изменения нижняя и средняя секции транспортера,- кар­ данный вал привода транспортера и меха­ низм подъема ножа. В качестве базовой ма­ шины применен колесный трактор К-700, на котором установлен кронштейн для присоеди­ нения грейдер-элеватора. В нем имеется ряд отверстий для изменения ширины срезаемой стружки и изменения точки приложения силы тяги по отношению к продольной оси симмет­ рии трактора. Грейдер-элеватор соединяется с трактором через сцепное устройство, кото­ рое обеспечивает свободу взаимных поворо­ тов в горизонтальной и вертикальной плоско­ стях и одновременно является для него тре­ тьей точкой опоры. Управление рабочими ор­ ганами грейдер-элеватора гидравлическое.

Совковый рабочий орган конструкции ЦНИИС состоит из ножа, задняя часть кото­ рого расположена над ленточным транспор­

14


тером, резиновой манжеты, плужной балки и ограничителя. Нож выполнен в виде части ко­ нусной поверхности, продольная ось которой наклонена к горизонту под углом 60°. Режу­ щая кромка ножа образована отсечением пе­ редней его части плоскостью под углом 20° к вертикали и имеет криволинейную форму. Ра­ бочий орган при помощи четырех болтов кре­ пят к плужной балке, которую с помощью проушины и хвостовика шарнирно крепят к раме машины и удерживают в нужном поло­ жении гидроцилиндром. С целью замены но­ жа в случае его износа последний выполнен съемным и крепится к основанию ножа с по­ мощью болтов с потайной головкой.

Применение нового рабочего органа по­ влекло за собой изменение бортов нижней секции транспортера в части их взаимного со­ пряжения. Для предотвращения ссыпания грунта на нижней секции транспортера уста­ новлен ограничитель. В целом конструкция транспортера заимствована от грейдер-элева­ тора Д-437А.

Гидравлическая система управления объе­ диняет раздельно-агрегатную систему тракто­ ра, к которой с помощью гибких рукавов вы­ сокого давления и разрывных муфт присоеди­ нены силовые гидроцилиндры управления ра­ бочими органами. Максимальное давление жидкости в гидросистеме до 100 кгс/см2. При­ менение гидравлической системы трактора для управления рабочими органами грейдерэлеватора позволило аннулировать автоном­ ные гидравлическую и электрическую систе­ мы. Дистанционное управление муфты сцепле­ ния двигателя СМД-14К осуществляется пне­ вматической системой. Воздух для этой цели

15

отбирается от пневмосистемы трактора. Воз­ дух под давлением 6—7 атм через распреде­ лительный кран поступает в пневмоцилиндр, который и управляет муфтой.

Грейдер-элеватор Д-505А представляет со­ бой самоходную машину, смонтированную на ходовой части, соединенной с помощью се­ дельно-сцепного устройства с одноосным тя­ гачом МоАЗ-546. Рама грейдер-элеватора ко­ робчатого сечения, в нижней части которой приварено пустотелое основание с закреплен­ ными на нем колесами, управлением ң други­ ми узлами. Правое колесо прицепа выдвигает­ ся на 500 мм для обеспечения устойчивости машины в рабочем положении. Сзади на раме имеется рабочая площадка с лесенкой и по­ ручнями, инструментальным ящиком и выно­ сным пультом управления. В средней части основной рамы подвешены плужная рама и транспортер с приводом, а также целый ряд вспомогательных узлов, гидросистема и элек­ трооборудование.

Грунторазрабатывающим органом машины является дисковый нож, который посредством литого кронштейна и зубчатой ступицы уста­ новлен на плужной раме, покоящейся одним концом на цапфах подвески транспортера, а другим при помощи гидроцилиндра соединен­ ной с рамой ходовой части. Плужная рама представляет собой П-образную арку сварной конструкции, на концах которой находятся проушины. Плужная рама поднимается и опу­ скается-с помощью гидроцилиндра, который шарнирно закреплен на хребтовой балке, а головка штока—-на плужной раме в крон­ штейнах. На диске устанавливают грунтоула'вливатель для уменьшения просыпания

16


грунта и, следовательно, для увеличения про­ изводительности.

Отделенный от массива режущим диском грунт сбрасывают в отвал или транспортные средства при помощи транспортера. Транс­ портер грейдер-элеватора состоит из трех сек­ ций: верхней, средней и нижней. Верхняя и средняя секции шарнирно соединены при по­ мощи пальцев и накидных болтов с гайками, а нижняя и средняя. — шарнирно через под­ веску транспортера. Транспортер подвешен с правой стороны (по ходу) грейдер-элеватора. Основными частями транспортера являются секционные рамы, ведущий и ведомый бара­ баны с транспортерной лентой, поддержива­ ющие ролики, натяжное устройство и очисти­ тельный механизм. Трансмиссия грейдер-эле­ ватора служит для передачи мощности от электродвигателей к ведущему барабану транспортера, шнеку очистительного устрой­ ства, а также к генератору. На машине уста­ новлен силовой гидропривод объемного дейст­ вия. Гидропривод предназначен для перево­ да транспортера из транспортного положения в рабочее и изменения угла наклона его к го­ ризонту, складывания транспортера, выдви­ жения колеса, подъема и опускания плужной рамы.

Управление гидроприводом электромагнит­ ное и осуществляется из кабины оператораводителя для всех операций. Кроме того, для управления выдвижением колена имеется до­ полнительный выносной nyJibT. Пневмб.сис'-'( тема предназначена для обеспечения, тррмо-. к, жения колес грейдер-элеватфа РдНовременнС)' ■ с торможением тягача. ПнІвмосиЙеШ'йод*' ключается к тормозной системе тягача,’к/фа---

17

гистрали, идущей от тормозного крана тягача к прицепу. Источником электроэнергии на грейдер-элеваторе является синхронный гене­ ратор трехфазного тока ЕС-93-4М (мощно­ стью 75 кет, напряжением 400 в и скоростью вращения 1500 об/мин) , установленный на раме тягача МоАЗ-546 и приводимый во вра­ щение от вала отбора мощности тягача.

Грейдер-элеватор Д-616 состоит из тракто­ ра Т-180Г, сцепного устройства, рамы, ходо­ вой части, плужной рамы с дисковым ножом и электрогидропривода. Трактор Т-480Г не­ сколько отличается от серийно выпускаемого. В системе гидропривода установлен один на­ сос вместо трех, аккумуляторная батарея рас­ положена под сиденьем тракториста, прицеп­ ное устройство выполнено съемным (при ра­ боте с грейдер-элеватором прицепное устрой­ ство снимается).

Трактор с рамой ходовой части соединя­ ется при помощи специального устройства, обеспечивающего свободное качание трактора относительно рамы ходовой части в горизон­ тальной плоскости в пределах ± 15° и поворот трактора относительно рамы ходовой части в пределах ±45°. Рама ходовой части является базой, на которой монтируют все узлы и аг­ регаты полуприцепа. Рама состоит из хребто­ вой балки коробчатого сечения и основания, приваренного к задней части балки. В перед­ нюю часть вварен массивный кронштейн с проушинами для соединения рамы с крон­ штейном сцепного устройства.

В задней части рама опирается на два ко­ леса. Колеса ходовой части . управляемые. Правое (по ходу движения) колесо выдвиж­

18


ное, это необходимо для увеличения устойчи­ вости грейдер-элеватора в рабочем положе­ нии. Плужная рама служит для установки на ней дискового ножа и сменного откосника, а также грунторазрабатывающих органов и транспортера. Плужная рама соединена с ра­ мой ходовой части шарнирно, при помощи подвески, к которой также прикреплены ниж­ няя и средняя секции транспортера и гидро­ цилиндры. При помощи двух гаек, винтов и серег плужная рама может перемещаться от­ носительно рамы подвески транспортера в плоскости, перпендикулярной к оси машины, чем достигается изменение положения грунто­ разрабатывающих органов относительно при­ емной части нижней секции транспортера.

Необходимый угол резания дискового но­ жа или откосника достигается изменением положения кронштейна, на котором они уста­ навливаются при помощи винтовой стяжки. Откосник грейдер-элеватора предназначен для зачистки и профилирования боковых стенок каналов или резервов. Откосник устанавлива­ ют на кронштейн плужной рамы вместо дис­ кового ножа.

Планировщик предназначен для зачистки и предварительной планировки основания раз­ рабатываемого резерва или дна канала, а также для ускорения процесса закладки за­ боя при работе дисковым ножом. Отвал пла­ нировщика устанавливают под углом 45° по направлению движения машины, что обеспе­ чивает поступление грунта на дисковый нож и далее на транспортер. Плужная рама и транс­ портер грейдер-элеватора Д-616 полностью унифицированы с аналогичными агрегатами грейдер-элеватора Д-505А. Трансмиссия грей­

19