Файл: Волконский, В. А. Финансы в системе управления народным хозяйством препринт.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
Остановимся сначала на методах формирования централизо ванных финансовых фондов за счет доходов предприятий производственной сферы.
Наиболее естественный и рациональный принцип построе ния системы финансовых изъятий из доходов хозяйственной ор ганизации (предприятия) в централизованные фонды состоит в разделении влияния (эффекта) объективных условий, не зави сящих от трудового вклада хозяйственного коллектива, и ре зультата хозяйственной деятельности самого коллектива. Для осуществления этого принципа каждый вид отчислений должен быть экономически обоснован. При этом каждый рубль изымае мых средств будет оказывать стимулирующее воздействие на предприятие в интересах народного хозяйства как целого.
Теория оптимального планирования дает общий подход к задаче такого разделения [9] і. Из этой теории следует, что доход организации можно представить в виде суммы эффек тов (оценок) использования находящихся в ее распоряжении ре сурсов. Обычно ресурсы делят на природные (невоспроизводи мые), производственные фонды (основные и оборотные) и трудо вые. Эффект (оценка) труда измеряется разностью всего дохо да и эффекта'объективных условий, т.е. ренты природных ре сурсов и прокатной оценки производственных фондов, которую можно идентифицировать с платой за фонды или с банковским процентом за кредит на создание этих фондов. Часть оценки труда выдается на руки работникам хозяйственной организации в виде заработной платы. Остальная часть пополняет совокуп ный финансовый фонд страны.
Таким образом, источниками финансовых средств являются рента природных ресурсов, прокатная оценка производственных фондов (плата за фонда) и разность оценки труда и заработной платы. Для выравнивания экономических условий хозяйствова ния ддя предприятий, чьи производственные фонда созданы на заемные средства и путем безвозмездного бюджетного финанси рования, норматив платы за фонда и долгосрочный банковский
22
процент должны быть одинаковы (или по крайней мере близки между собой). Они в одинаковой мере должны соответствовать нормативу минимальной народнохозяйствбнной эффективности. В формировании государственного бюджета, очевидно,
должны участвовать только те производственные фонды, созда ние которых финансировалось из госбюджета. Производственные фонды, созданные на собственные и заемные средства хозяйст венной организации, должны освобождаться от платы, так как плата за фонды, созданные на заемные средства, изымается из доходов предприятия в виде процента, а изъятие эффекта фондов, созданных на собственные средства, очевидно, стави ло бы их владельцев в неравноправное положение и подрывало бы принцип самофинансирования.
Наиболее сложным представляется вопрос о распределении между централизованными и децентрализованными финансами той части оценки труда, которая составляет превышение оценки труда над заработной платой. Часть этой величины может быть интерпретирована как рента за использование трудовых ресур сов и изыматься в виде налога, пропорционального заработной плате (Венгрия, Чехословакия) или численности работающих (эксперимент, проводимый в настоящее время в Чехословакии). Другую часть этой величины называют нетто-прибылью. Ее можно интерпретировать как эффект научно-технического прогресса и совершенствования организации хозяйства и нельзя относить полностью на счет результатов груда данного коллектива. Эту часть оценки труда будем называть в соответствии с работой га эффектом управления.
Своеобразным источником финансовых средств бюджета яв ляется налог с оборота. Основная масса зтого налога взимает ся с предметов потребления. Она не зависит непосредственно
от объемов используемых производственных фондов и природных ресурсов, но, очевидно, возрастает пропорционально росту суммы личных доходов населения, т.е. пропорционально оплате труда. Поэтому налог с оборота можно также интерпретировать как способ изъятия части оценки труда на общегосударственные
23
нужда пропорционально его плате. Однако в отличие от прямых отчислений из доходов хозяйственных организаций за исполь зование трудовых ресурсов, о которых говорилось выше, этот налог не оказывает стимулирующего воздействия на решения предприятий в отношении более экономного использования ра бочей силы. В связи с этим использование налога с оборота для выполнения самой функции изъятия средств в государст венный бюджет нецелесообразно. Эту функцию могут выполнить платежи, способные, кроме того, оказывать стимулирующее ' воздействие на производство. Но налог с оборота способен выполнять другие важные функции, а именно: I) функцию регу лирующего воздействия государства на потребление населения через отклонение розничных цен на отдельные товары и услуги (алкоголь, детские и медицинские товары) от их производст венных оценок и 2) функцию защиты системы розничных цен от возможных колебаний оптовых цен, в тех случаях, когда это признается необходимым с точки зрения социальных условий. Вторая из этих функций не является актуальной для нашей эко номики с централизованным регулированием цен на все товары. Однако для тех европейских социалистических стран, где зна чительная часть цен устанавливается децентрализованно (сво бодные и,лимитные цены), эта функция налога с оборота может быть актуальной. В первой функции налог с оборота незаменим и весьма актуален для любой системы хозяйственного управле ния. Таким образом, в оптимально функционирующей экономике налог с оборота должен выполнять только эти две функции. Для большинства товаров его величина должна быть незначитель ной, и общая его роль в формировании государственного бюдже та должна существенно снизиться.
На практике изъятие денежных средств из выручки пред приятий в централизованные финансовые фонды осуществляется на основе системы платежей, сборов и отчислений. Каждый от дельный платеж, сбор или вид отчисления образует особый фи нансовый канал. Набор финансовых каналов, и. методы расчета размера денежных изъятий по каждому из каналов определяют
24
управляющее воздействие финансов на деятельность предприятий »
В связи с экономической реформой методы изъятий финан совых средств претерпели большие.изменения. Один из двух действовавших до I9G5 г. финансовых каналов - налог с обо рота - по методам расчета размеров отчислений изменений не претерпел. Но удельный вес этого вида изъятий резко снизил ся. Если в 1940 г. налог с оборота составлял 58,7% поступ лений государственного бюдкета, то теперь (ІЭ7І г.) он со ставляет 32,8%. В то же время выросла роль'изъятий из при были предприятий. Если в 1940 г.отчисления от прибыли со ставили 12,1% доходов госбюджета, то в 1971 г. - 83,5%. Значительно изменилась и сама система изъятий денежных средств из прибыли.
В настоящее время предприятия за счет своей, прибыли перечисляют в бюджет плату за фонда, фиксированные платежи и свободный остаток прибыли. Вместо одного, имевшего место до I960 г. вида финансовых изъятий аз прибыли - отчислений от прибыли,- теперь функционируют три самостоятельных финан совых канала. Изменение системы платежей из прибыли благо творно сказалось на деятельности всею народного хозяйства. Введение платы за фонда способствовало более рациональному использованию оборудования, зданий и сооружений, снизилась фондоемкость, Фиксированные платежи помогли выравниванию объективных условий, в которых действуют предприятия. Одна ко, несмотря на тлеющие место улучшения, система изъятий из прибыли предприятий в бюджет нуждается в серьезном совершен ствовании. Как уже говорилось, такое совершенствование долж но проявляться в том, чтобы каждый рубль изымаемых средств оказывал стимулирующее в народнохозяйственном смысле воздей ствие. Этому требованию противоречит прежде всего сохранение свободного остатка прибили, который составляет сейчас 70-80% поступлений из прибыли предприятий в бюджет. Этот вид плате жей выполняет только фискальные функции и не оказывает поло жительного стимулирующего воздействия на работупредприятий.
25
.Дальнейшее совершенствование системы отчислений требу ет введения вместо свободного остатка прибыли платежей за все ресурсом, используемые предприятием помимо платы за фонда. С этим подходом согласны не все. Так, вработе[І0] А.К.Коровушкин пишет, что "если принять эти предложения, то хозрасчетная заинтересованность предприятий при данном уровне рентабельности вряд ли повысится, не увеличатся от этого и дохода бюджета. Объем же плановой и оперативной
работы, безусловно, |
возрастет. Между тем задача состоит не |
|
в ее дополнительном |
осложнении, |
она без этого сложна, а в , |
ее рационализации и |
упрощении". |
Высказанное мнение отражает, |
так сказать, чисто фискальный подход к проблеме формирова ния госбюджета. В условиях расширения сферы самодействия предприятий и усиления роли экономических методов управле ния в народном хозяйстве такое отношение к методам аккуму ляции финансовых средств нельзя считать приемлемым.
Интересно, что сам А.К.Коровушкин в той же статье по ложительно оценивает введение платы за фонда, что, по его словам, "позволило обеспечить дополнительное финансовоэкономическое воздействие со стороны общества на наиболее эффективное использование предприятиями передаваемых им основных производственных фондов и материальных оборотных средств" [IO ] . И все эти положительные воздействия достиг нуты, несмотря на усложнение финансовой работы (введение дополнительного платежа). Почему же внедрение платежей за землю, труд и другие ресурсы не оправдывает себя экономиче ски? Автор этого не объясняет. И вряд ли это может быть ра ционально объяснено. Разве что ссылкой на то, что плата за фонда уже принята, а другие платежи еще надо вводить ...
В вопросе о расширении практики внедрения финансовых плате жей из доходов предприятий мы полностью согласны с Н.Я.Петраковнм, который писал: "... если практически и теоретиче ски признана объективная необходимость введения платы за один вид ресурсов (производственные фонда), то логика тре бует такого же решения вопроса и по отношению к другим ре
26
сурсам" [il, стр.112] . Обоснование для введения финансовых
платежей за отдельные виды ресурсов получило отражение в ра ботах Федоренко Н.П., Гофмана К.Г., Белкина В.Д., Петрако ва Н.Я., Либермана Я.Г.
Необходимость введения платежей за все виды ресурсов может быть обоснована также требованием выравнивания объек тивных економических условий, в которых действуют предприя тия, особенно в добывающей промышленности.
Дифференциация в условиях хозяйственной деятельности, не зависящих от коллектива, даже между предприятиями, выпус
кающими однотипную продукцию, в настоящее время исключитель но велика. В работе |І2, стр.193-194] приведены подсчеты,
которые показывают, что в добывающих отраслях даже при оди наковом уровне техники и технологии разница по себестоимости от предприятия к предприятию достигает в добыче железной руды 1:5, углг 1:9, нефти 1:22, природного газа 1:50. Если же привести сравнение просто по всем действующим предприяти ям отдельных добывающих отраслей, без учета уровня техники, то разница будет еще больше. Для добычи угля отношение наи высшей себестоимости к наименьшей составляет 16,1 раза, для добычи природного газа - 96,1 раза. При производстве электро энергии на государственных районных электрических станциях (ГРЭС), работающих на ископаемом топливе, разница в себесто имости при одинаковом уровне техники достигает 1:8. Значи тельны различия в себестоимости по независящим от предприя тия причинам и в машиностроении. Они достигают десятков про центов. Причем, по данным Первушина В.А., если принять диф ференциацию индивидуальных затрат в машиностроении за 100%, то только 20-30% из них зависит от предприятий: связаны с уровнем интенсивности труда, диспетчированием, умелым исполь
зованием конъюнктуры, |
иначе говоря, определяется качеством |
хозяйствования, (данные |
приведены по работе [І2, стр.195) ). |
А остальное определяется плановыми заданиями, ценами, регі ональными условиями хозяйствования и т.п., т.е. не зависит (ши не полностью зависит) от предприятий.
27
Столь большие различия в условиях хозяйствования, имеющие к тому же разное экономическое происхождение (объ ективное или субъективное) между производственными ячейка ми, должны, естественно, оказывать заметное воздействие на всю систему финансовых платежей и отчислений. Финансовые нормативы, а также сами размеры налоговых платежей и отчис лений в децентрализованные фонда призваны экономически уравнять условия деятельности (фактически неравные) для разных производственных организаций.
Функцию платежей за природные ресурсы могли бы выпол нять фиксированные платежи, введенные после 1935 г. Однако в настоящее время эта форма отчислений используется явно недостаточно, во всяком случае, для выполнения указанной функции она, как правило, не используется.
В работе [ІЗ, стр.ПО] приведена таблица за 1969 г.
соотношения по разнымминистерствам платы за фонда, фикси рованных (рентных) платежей и свободного остатка прибыли. Из нее видно, что например, у близких по типу министерств - мясной и молочной промышленности, и легкой промышленности - рентабельность почти совпадает: 45,9$ и 46,8$; доля платы за фонды общей сумме платежей из прибыли в бюджет полно стью совпадает: 11$ и 11$, а по фиксированным платежам -
расхождение. В легкой промышленности они составили в 1963 г. 19$ от общей суммы платежей из прибыли в бюджет, а мясо-мо лочной промышленности - ноль процентов. Возьмем газовую про мышленность и угольную промышленность. По Мингазпрому отчис ления в виде фиксированных платежей составили 83$ от суммы платежей из прибыли в бюджет, а в угольной промышленности фиксированных платежей вовсе не было. Хотя мы уже упоминали, что в угольной промышленности отношение высшей себестоимо сти к наименьшей составляло (1966 г.) 1610$.
Намеченная выше общая схема финансовых отчислений, ко нечно, абстрагирована от массы сложных и важных вопросов, возникающих при ее конкретизации. Прежде всего важное значе ние может иметь уточнение основы расчета. Основой расчета
28
финансового платежа называют конкретный показатель, харак теризующий предприятие и его деятельность, функцией которо го является размер платежа. В частности, при данной выше классификации ресурсов уточнение основы расчета финансовых отчислений означает выбор конкретных показателей для изме рения природных и трудовых ресурсов, используемых предприя тием, и его производственных фондов. Значение правильного выбора основы расчета ясно из следующих примеров.
Стоимость производственных фондов в качестве основы платы за фонды берется без стоимости очистных сооружений. Это необходимо с народнохозяйственной точки зрения, чтобы не создавать стимулов у предприятий к неоправданному сокра щению соответствующих капиталовложений.
Большое значение выбор основы расчета имеет при взима нии платежей за геологию. В настоящее время ставки этих платежей установлены в расчете на единицу измерения добывае мой нефти, руды и т.п. Такой порядок не стимулирует горные предприятия к полной выработке полезных ископаемых в преде лах одного месторождения. Если за основу расчета принять, допустил, величину промышленных запасов по месторождению, то горные предприятия будут заинтересованы в его полном ис пользовании.
Кроме основы расчета, для характеристики управляющего воздействия финансового платежа имеет значение способ расче та (вид зависимости суммы платежа от основы расчета). Нало говые платежи могут рассчитываться: по определенным ставкам по отношению к единице выпускаемой продукции в процентах от оборота или прибыли; в виде конкретных денежных сумм, под лежащих взносу в централизованные финансовые фонда. При ус тановлении этих показателей можно подходить дифференцирован но: учитывать, допустим, показатели работа предприятия сту пенчато. В зависимости от вилки, в которую попал тот или иной показатель, можно устанавливать разные ставки платежей. Дифференциация ставок может зависеть также от отраслевой принадлежности предприятия или его административного место
29