Файл: Волконский, В. А. Финансы в системе управления народным хозяйством препринт.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
шения эффективности определенных производственных организа ций (например, геологоразведка, выпуск специалистов с выс шим образованием). В этом случае установление специальных отчислений из доходов таких производственных организаций во объеме, покрывающем расходы по финансированию данного вида деятельности можно рассматривать как выполнение цриципа ра венства затрат и результатов, необходимого для оптимально сти плана. Изменение расходов на каждый из таких видов дея тельности должно отражаться на затратах соответствующих производственных единиц, их прибылях и ценах их продукты. Только в этом случае общество будет иметь точные представ ления о 'сравнительной эффективности различных производств.
Оба эти ггоиндипа - "общего котла" и автономности - яв ляются выражением управляющего воздействия на хозяйственные и общественные процессы в государстве при помощи финансогчх методов. Каждый из этих принципов имеет свои сильные и сла бые стороны и определяемые этим рациональные области приме нения.
Распределение на основе "общего котла" позволяет опе ративно маневрировать финансовыми средствами, концентриро вать их в нужном месте, в нужное время. Это имеет большое значение при осуществлении структурных сдвигов в отраслевж или территориальном разрезах.. "Общий котел" удобен, если речь идет о выделении ассигнований сферам, потребности ко торых могут резко меняться год от года. Этот принцип неиз бежен, в отношении тех расходов, для которых не имеет смысла говорить об их эффекте для отдельных ячеек и комплексов про извэдственной сферы. Это касается в первую очередь обороны и государственного управления. В то же время при финансиро вании из "общего котла" более сильно, чем при автономном принципе, влияют конъюнктурные соображения, ito может при водить к ущемлению интересов тех областей деятельности, ко торые "сегодня" не требуют аврального подхода, но которые, тем не менее,крайне важны при интегральной оценке долгосроч ных задач, стоящих перед государством.
46
"Общий котел" и отсутствие закрепленных за определен ными целями (программами) финансовых каналов предъявляет к центру повышённые требования в части организации исполне ния государственного бюджета. Автономное финансирование уменьшает объем плановой и оперативной работы в Центре. Установление при помоши закрепленных финансовых каналов прямой взаимосвязи между экономическим источником и финан сируемым объектом позволяет центру в этой части госбюджета осуществлять постоянно лишь контроль и управление по откло нениям. При этом у центральных органов появляется возмож ность сосредоточить свои усилия на решении кардинальных вопросов. Однако основным преимуществом принципа автономно сти является, по-видимому, отмеченная выше возможность вы явления полных затрат производственных организаций с учетом связанных о ними непроизводственных видов деятельности.
В свою очередь, и принцип автономности имеет опреде ленные недостатки. Главным из них, видимо, следует считать то обстоятельство, что в некоторых случаях закрепление фи нансовых средств за определенными объектами или целями мо жет привести к их замораживанию ели недостаточно эффектив ному использованию, или же, наоборот, к необоснованному ог раничению некоторого вида непроизводственной деятельности только вследствие заниженных нормативов поступления средств в соответствующий финансовый фонд. Следует отметить, что негативное влияние таких несоответствий поступления средств и их расходования в значительной мере может быть смягчено за счет развитой системы долгосрочного кредита, а также воз можности хранения средств в государственном.банке с получе нием значительных процентов пс вкладам. В этом случае опти мальные нормативы формирования автономного фонда должны ус танавливаться, исходя из требования равенства суммарных по ступлений и расходов, ожидаемых в обозримом будущем и при веденных с учетом народнохозяйственного норматива приведе ния затрат.
Таким образом, наряду с принципом "общего котла" впол не оправданным с теоретической точки зрения является также
47
принцип автономности, использование которого монет способ ствовать существенному совершенствованию финансового плани рования и управления.
В советской экономической литературе высказываются |
0 |
разные точки зрения по вопросу: применять или не применять принцип автономности при распределении государственного бюджета. Либерман Я.Г. считает, что развитие форм распреде ления бюджета "должно сопутствовать известному размежеванию и "изоляции" финансовых источников в зависимости от их це левого назначения ..." рб, стр.28О] . При этом под источ никами он понимает амортизацию, прибыль, кредит, отраслевые финансовые фонды и бюджет. В журнале "Финансы СССР" № 9 за 1971 г. была помещена рецензия на эту работу Либермана Я.Г. Ее авторы - И.Злобин, Л.Кадышев и А.Ляндо - считают, что консолидация бюджетных расходов нецелесообразна: она ослож нила бы практически исполнение госбюджета за счет уменьше ния возможностей для маневрирования денежными средствами. "Выработанная многолетней практикой система единого бюджета является более совершенной, чем закрепление финансовых ИС
ТОЧНИКОВ по их целевому назначению", - пишут авторы рецензии ¡.~2оЗ . Прежде всего следует отметить, что в условиях социа
лизма никакая консолидация расходов и размежевание источни ков не могут привести к нарушению принципа единства бюджета. По Конституции СССР, государственный бюджет утверждается высшим органом государственной власти - Верховным Советом
СССР, Н исполняется одним органом - союзно-республиканским министерством финансов СССР. Применение принципа автономно сти, которое включает, в нашем понимании, и консолидацию расходов, а размежевание источников, означает лишь метод ис полнения бюджета. При размежевании источников директивные инстанции закрепляют финансовые связи более чем на один год (срок действия закона о бюджете).
Последние года прошли иод знаком усиления роли автоном ности при исполнении государственного бюджета СССР. Если в 1940 г. удельный вес республиканских, бюджетов в госбюджете
48
СССР составил 24,1$, то в 1970 г. их доля возросла до 44,3$.
В этой связи Зверев А.Г. отмечал, что рост бюджетов союз ных республик "связан в значительной мере с расширением прав республик в хозяйственном и культурном строительстве и передачей им целого ряда доходных источников (подчеркнуто нами - авт.) [21, стр.200] .
Теперь целесообразно рассмотреть вопрос, как подход к распределению финансовых средств на основе принципа авто номности использовать в настоящее время для усиления эффек тивности управляющего воздействия финансов в новых экономи ческих условиях. По нашему мнению, в этой связи большой ин терес представляет использование принципа автономности в ходе распределения финансовых средств применительно к пла тежам за ресурсы. Как мы уже отмечали, Либерман Я.Г., пред лагая размежевание и закрепление финансовых источников, имел в виду такие категории источников, как амортизация, прибыль вообще, кредит, бюджет. Закрепление подобных источ ников на ряд лет за определенными целями (программами) ре шает проблему стабильности финансирования. Это, бесспорно, будет иметь положительное значение. С 1971 г. на основании решений ХХІУ съезда’ КПСС в планах всех уровней, начиная с предприятия, будут указываться наряду с прочими финансовые показатели на все годы планового периода с указанием источ ника финансовых средств. Следующим шагом в направлении уси ления роли финансовых методов в управлении народным хозяй ством должно явиться, с нашей точки зрения, внедрение авто номности в вопросах финансирования на основе, платежей за ресурсы (природные и трудовые).
Как'известно, возобновление, расширение или сохранение природных и трудовых ресурсов связано, с одной стороны, с естественными процессами, протекающими помимо воли людей, а с другой стороны, с активной трудовой деятельностью общест ва. Причем последняя составляющая начинает играть все боль шую роль. В той мере, в какой природные и трудовые ресурсы являются результатом воспроизводства, они нуждаются для
своего возобновления в огромных затратах финансовых средств,
49
которые в состоянии выделить только общество в целом. ТЗ этом отношении затраты на воспроизводство природных и
трудовых ресурсов аналогичны затратам государства на управ ление и оборону. Но в отличие от последних они потребляются О в основном непосредственно предприятиями и объединениями, находящимися на хозрасчете. Поэтому возникает возможность отразить в себестоимости продукции материальной сферы ее затраты, связанные с использованием земли, воды, воздуха, труда разной специализации и квалификации и других ресур сов, воспроизводство которых осуществляется за счет средств государства. Для этой цели служат, как известно, специаль ные налогсвые платежи. Об их воздействии на работу отдель ных предприятий материальной сферы мы уже говорили. Теперь важно определить роль этих платежей в народнохозяйственном планировании. Они позволяют установить прямую взаимосвязь и взаимозависимость в финансовой форме между затратами об щества на воспроизводство соответствующих ресурсов и эффек том, который дает их применение в народном хозяйстве. Уста
новление экономической связи между затратами и результатами, там, где это возможно и целесообразно, полностью соответст вует принципам теории оптимальности и является необходимым элементом управления в системе оптимального функционирова ния экономики.
С точки зрения управления народным хозяйством при помо щи финансов платежи за ресурсы можно использовать по-разно му. В качестве одного из вариантов рассматривают перевод та ких отраслей деятельности, как природопользование, на хоз расчет. Это, так сказать, крайняя степень автономности в вопросах (финансирования. В нашей экономике пока еще на прак тике платежи за природные ресурсы не применялись для органи зации автономных фондов денежных средств. Интересные предло жения по этому вопросу содержаться в статье Гофмана Г.К.
И. В нзй он подробно разбирает вопрос о переводе приро
допользования на самофинансирование за счет организации осо бой системы платежей и расчетов, связанных с потреблением природных ресурсов и их восстановлением (охраной).
50
Установление непосредственной зависимости между плате жами предприятий за используемые ресурсы и расходами на восстановление и расширение этих ресурсов позволяет оценить эффективность указанных расходов. При этом величины рентных платежей определяются путем сравнительных оценок эффективно сти производства для разных видов ресурсов. В качестве при мера рассмотрим схематично порядок оценки эффективности ге ологоразведки на нефть и газ. Путем сравнения полных приве денных затрат на добычу и транспортировку нефти или газа на разных месторождениях и доставку их до потребителей с соот ветствующими затратами для замыкающего топлива (обычно уг ля) можно определить рентные оценки месторождений. Суммар ный объем годовых рентных оценок по всем месторождениям региона, открытым за достаточно долгий промежуток времени, можно рассматривать как эффект затрат на разведку, произ веденных в этот промежуток времени. Учитывая ожидаемые из менения частоты открытий, возможных в будущем, их доступ ность и Т.Д., можно получить грубую оценку ожидаемой эффек тивности геологоразведки на будущее.
Можно использовать платежи за ресурсы, вернее, объемы собираемых на их основе средств в качестве ориентиров при определении государственных ассигнований на воспроизводство и охрану определенных видов природных и трудовых ресурсов. Такой вариант автономности в вопросах финансирования можно считать промежуточным между самофинансированием и финанси рованием на основе "общего котла". Наша экономика имеет не который опыт в отношении этого вида финансовой автономности. В настоящее время горные предприятия включают в себестои мость своей продукции ставки геологии. Лесозаготовительные предприятия уплачивают особую попенную плату. Но, во-первых, эти платежи зачастую не восполняют затрат госбюджета на вос становление соответствующих природных ресурсов. Так, ставки геологии возмещают только 30—35% ежегодных затрат На геоло горазведочные и геологопоисковые работы, не считая расходов по развитию геологической науки и региональным работам М стр.164] . А во-вторых, многие виды природных ресурсов ПО-
51
прежнему практически бесплатны для предприятий. Так обстоит с водой, землей, воздухом. В то же время только ежегодные' вложения в водное хозяйство составляют в нашей стране 8-9# всех централизованных капитальных вложен^. Эти огромные о
затраты ни в коей мере не покрываются платежами за воду, включаемыми в настоящее время в себестоимость промышленной продукции.
Неблагополучно обстоит дело и с учетом затрат общества на рабочую силу. В себестоимость продукции промышленности в настоящее время включаются лишь отчисления на социальное страхование, которые учитывают лишь общие затраты труда на данном предприятии. Поскольку эти отчисления построены в виде процента от фонда зарплаты, они недостаточно учитывают уровень квалификации применяемой на предприятии рабочей си лы и совсем не учитывают дефицитности отдельных специально стей. Поэтому предприятие может сегодня использовать без
всякого для себя экономического ущерба на рабочем месте, |
1 |
где достаточно общего среднего образования, - техника, где достаточно техника, - инженера.
К.Маркс писал: "Труд, который имеет значение более вы сокого, более сложного труда по сравнению со средним обще ственным трудом, есть проявление такой рабочей силы, образо вание которой требует более высоких издержек, производство которой стоит большего рабочего времени и которая имеет по этому более высокую стоимость, чем простая рабочая сила. Если'стоимость этой силы выше, то и проявляется она зато в более высоком труде и овеществляется поэтому за равные про межутки времени в сравнительно более высоких стоимостях" (К-.Маркс и $.Энгельс, Соч„, т.23, стр.208-209). Общество за интересовано в том, чтобы при использовании квалифицирован ных кадров и дефицитных специальностей полностью учитыва лась их "более высокая стоимость". А у предприятий в настоя щее время нет экономических рычагов, которые вынуждали бы их заботиться об этом. Поэтому существующая система платежей предприятий за трудовые ресурсы не отражает общегосударст-
52
венных интересов, а объемы этих платежей не могут служить
пока ориентиром при определении размеров затрат на эти це ли.
Проблема учета эффективности труда в настоящее время,
всвязи с переходом к интенсивному этапу в развитии совет ской экономики и научно-технической революцией, приобретает особое значение. Общество несет огромные расходы - 8+10?!
национального дохода - на подготовку кадров. Необходимо ис пользовать все методы, в том числе и финансовые, для рацио нального использования всех трудовых ресурсов. В этих усло виях целесообразно провести расчеты, которые показывали бы
вмасштабе страны распределение затрат, связанных о исполь зованием квалифицированной рабочей силы отдельными отрасля ми народного хозяйства, а следовательно, и эффекта, который должен быть ими получен от такого использования. На основа нии таких расчетов можно разрабатывать систему платежей предприятий за используемые ими в процессе производства трудовые ресурсы. Эти же расчеты могут служить, основанием {финансовым ориентиром) при определении размеров ассигнова ний на нужды подготовки кадров с учетом их квалификации и набора специальностей.
53