Файл: Волконский, В. А. Финансы в системе управления народным хозяйством препринт.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

шения эффективности определенных производственных организа­ ций (например, геологоразведка, выпуск специалистов с выс­ шим образованием). В этом случае установление специальных отчислений из доходов таких производственных организаций во объеме, покрывающем расходы по финансированию данного вида деятельности можно рассматривать как выполнение цриципа ра­ венства затрат и результатов, необходимого для оптимально­ сти плана. Изменение расходов на каждый из таких видов дея­ тельности должно отражаться на затратах соответствующих производственных единиц, их прибылях и ценах их продукты. Только в этом случае общество будет иметь точные представ­ ления о 'сравнительной эффективности различных производств.

Оба эти ггоиндипа - "общего котла" и автономности - яв­ ляются выражением управляющего воздействия на хозяйственные и общественные процессы в государстве при помощи финансогчх методов. Каждый из этих принципов имеет свои сильные и сла­ бые стороны и определяемые этим рациональные области приме­ нения.

Распределение на основе "общего котла" позволяет опе­ ративно маневрировать финансовыми средствами, концентриро­ вать их в нужном месте, в нужное время. Это имеет большое значение при осуществлении структурных сдвигов в отраслевж или территориальном разрезах.. "Общий котел" удобен, если речь идет о выделении ассигнований сферам, потребности ко­ торых могут резко меняться год от года. Этот принцип неиз­ бежен, в отношении тех расходов, для которых не имеет смысла говорить об их эффекте для отдельных ячеек и комплексов про извэдственной сферы. Это касается в первую очередь обороны и государственного управления. В то же время при финансиро­ вании из "общего котла" более сильно, чем при автономном принципе, влияют конъюнктурные соображения, ito может при­ водить к ущемлению интересов тех областей деятельности, ко­ торые "сегодня" не требуют аврального подхода, но которые, тем не менее,крайне важны при интегральной оценке долгосроч­ ных задач, стоящих перед государством.

46

"Общий котел" и отсутствие закрепленных за определен­ ными целями (программами) финансовых каналов предъявляет к центру повышённые требования в части организации исполне­ ния государственного бюджета. Автономное финансирование уменьшает объем плановой и оперативной работы в Центре. Установление при помоши закрепленных финансовых каналов прямой взаимосвязи между экономическим источником и финан­ сируемым объектом позволяет центру в этой части госбюджета осуществлять постоянно лишь контроль и управление по откло­ нениям. При этом у центральных органов появляется возмож­ ность сосредоточить свои усилия на решении кардинальных вопросов. Однако основным преимуществом принципа автономно­ сти является, по-видимому, отмеченная выше возможность вы­ явления полных затрат производственных организаций с учетом связанных о ними непроизводственных видов деятельности.

В свою очередь, и принцип автономности имеет опреде­ ленные недостатки. Главным из них, видимо, следует считать то обстоятельство, что в некоторых случаях закрепление фи­ нансовых средств за определенными объектами или целями мо­ жет привести к их замораживанию ели недостаточно эффектив­ ному использованию, или же, наоборот, к необоснованному ог­ раничению некоторого вида непроизводственной деятельности только вследствие заниженных нормативов поступления средств в соответствующий финансовый фонд. Следует отметить, что негативное влияние таких несоответствий поступления средств и их расходования в значительной мере может быть смягчено за счет развитой системы долгосрочного кредита, а также воз­ можности хранения средств в государственном.банке с получе­ нием значительных процентов пс вкладам. В этом случае опти­ мальные нормативы формирования автономного фонда должны ус­ танавливаться, исходя из требования равенства суммарных по­ ступлений и расходов, ожидаемых в обозримом будущем и при­ веденных с учетом народнохозяйственного норматива приведе­ ния затрат.

Таким образом, наряду с принципом "общего котла" впол­ не оправданным с теоретической точки зрения является также

47


принцип автономности, использование которого монет способ­ ствовать существенному совершенствованию финансового плани­ рования и управления.

В советской экономической литературе высказываются

0

разные точки зрения по вопросу: применять или не применять принцип автономности при распределении государственного бюджета. Либерман Я.Г. считает, что развитие форм распреде­ ления бюджета "должно сопутствовать известному размежеванию и "изоляции" финансовых источников в зависимости от их це­ левого назначения ..." рб, стр.28О] . При этом под источ­ никами он понимает амортизацию, прибыль, кредит, отраслевые финансовые фонды и бюджет. В журнале "Финансы СССР" № 9 за 1971 г. была помещена рецензия на эту работу Либермана Я.Г. Ее авторы - И.Злобин, Л.Кадышев и А.Ляндо - считают, что консолидация бюджетных расходов нецелесообразна: она ослож­ нила бы практически исполнение госбюджета за счет уменьше­ ния возможностей для маневрирования денежными средствами. "Выработанная многолетней практикой система единого бюджета является более совершенной, чем закрепление финансовых ИС­

ТОЧНИКОВ по их целевому назначению", - пишут авторы рецензии ¡.~2оЗ . Прежде всего следует отметить, что в условиях социа­

лизма никакая консолидация расходов и размежевание источни­ ков не могут привести к нарушению принципа единства бюджета. По Конституции СССР, государственный бюджет утверждается высшим органом государственной власти - Верховным Советом

СССР, Н исполняется одним органом - союзно-республиканским министерством финансов СССР. Применение принципа автономно­ сти, которое включает, в нашем понимании, и консолидацию расходов, а размежевание источников, означает лишь метод ис­ полнения бюджета. При размежевании источников директивные инстанции закрепляют финансовые связи более чем на один год (срок действия закона о бюджете).

Последние года прошли иод знаком усиления роли автоном­ ности при исполнении государственного бюджета СССР. Если в 1940 г. удельный вес республиканских, бюджетов в госбюджете

48

СССР составил 24,1$, то в 1970 г. их доля возросла до 44,3$.

В этой связи Зверев А.Г. отмечал, что рост бюджетов союз­ ных республик "связан в значительной мере с расширением прав республик в хозяйственном и культурном строительстве и передачей им целого ряда доходных источников (подчеркнуто нами - авт.) [21, стр.200] .

Теперь целесообразно рассмотреть вопрос, как подход к распределению финансовых средств на основе принципа авто­ номности использовать в настоящее время для усиления эффек­ тивности управляющего воздействия финансов в новых экономи­ ческих условиях. По нашему мнению, в этой связи большой ин­ терес представляет использование принципа автономности в ходе распределения финансовых средств применительно к пла­ тежам за ресурсы. Как мы уже отмечали, Либерман Я.Г., пред­ лагая размежевание и закрепление финансовых источников, имел в виду такие категории источников, как амортизация, прибыль вообще, кредит, бюджет. Закрепление подобных источ­ ников на ряд лет за определенными целями (программами) ре­ шает проблему стабильности финансирования. Это, бесспорно, будет иметь положительное значение. С 1971 г. на основании решений ХХІУ съезда’ КПСС в планах всех уровней, начиная с предприятия, будут указываться наряду с прочими финансовые показатели на все годы планового периода с указанием источ­ ника финансовых средств. Следующим шагом в направлении уси­ ления роли финансовых методов в управлении народным хозяй­ ством должно явиться, с нашей точки зрения, внедрение авто­ номности в вопросах финансирования на основе, платежей за ресурсы (природные и трудовые).

Как'известно, возобновление, расширение или сохранение природных и трудовых ресурсов связано, с одной стороны, с естественными процессами, протекающими помимо воли людей, а с другой стороны, с активной трудовой деятельностью общест­ ва. Причем последняя составляющая начинает играть все боль­ шую роль. В той мере, в какой природные и трудовые ресурсы являются результатом воспроизводства, они нуждаются для

своего возобновления в огромных затратах финансовых средств,

49


которые в состоянии выделить только общество в целом. ТЗ этом отношении затраты на воспроизводство природных и

трудовых ресурсов аналогичны затратам государства на управ­ ление и оборону. Но в отличие от последних они потребляются О в основном непосредственно предприятиями и объединениями, находящимися на хозрасчете. Поэтому возникает возможность отразить в себестоимости продукции материальной сферы ее затраты, связанные с использованием земли, воды, воздуха, труда разной специализации и квалификации и других ресур­ сов, воспроизводство которых осуществляется за счет средств государства. Для этой цели служат, как известно, специаль­ ные налогсвые платежи. Об их воздействии на работу отдель­ ных предприятий материальной сферы мы уже говорили. Теперь важно определить роль этих платежей в народнохозяйственном планировании. Они позволяют установить прямую взаимосвязь и взаимозависимость в финансовой форме между затратами об­ щества на воспроизводство соответствующих ресурсов и эффек­ том, который дает их применение в народном хозяйстве. Уста­

новление экономической связи между затратами и результатами, там, где это возможно и целесообразно, полностью соответст­ вует принципам теории оптимальности и является необходимым элементом управления в системе оптимального функционирова­ ния экономики.

С точки зрения управления народным хозяйством при помо­ щи финансов платежи за ресурсы можно использовать по-разно­ му. В качестве одного из вариантов рассматривают перевод та­ ких отраслей деятельности, как природопользование, на хоз­ расчет. Это, так сказать, крайняя степень автономности в вопросах (финансирования. В нашей экономике пока еще на прак­ тике платежи за природные ресурсы не применялись для органи­ зации автономных фондов денежных средств. Интересные предло­ жения по этому вопросу содержаться в статье Гофмана Г.К.

И. В нзй он подробно разбирает вопрос о переводе приро­

допользования на самофинансирование за счет организации осо­ бой системы платежей и расчетов, связанных с потреблением природных ресурсов и их восстановлением (охраной).

50

Установление непосредственной зависимости между плате­ жами предприятий за используемые ресурсы и расходами на восстановление и расширение этих ресурсов позволяет оценить эффективность указанных расходов. При этом величины рентных платежей определяются путем сравнительных оценок эффективно­ сти производства для разных видов ресурсов. В качестве при­ мера рассмотрим схематично порядок оценки эффективности ге­ ологоразведки на нефть и газ. Путем сравнения полных приве­ денных затрат на добычу и транспортировку нефти или газа на разных месторождениях и доставку их до потребителей с соот­ ветствующими затратами для замыкающего топлива (обычно уг­ ля) можно определить рентные оценки месторождений. Суммар­ ный объем годовых рентных оценок по всем месторождениям региона, открытым за достаточно долгий промежуток времени, можно рассматривать как эффект затрат на разведку, произ­ веденных в этот промежуток времени. Учитывая ожидаемые из­ менения частоты открытий, возможных в будущем, их доступ­ ность и Т.Д., можно получить грубую оценку ожидаемой эффек­ тивности геологоразведки на будущее.

Можно использовать платежи за ресурсы, вернее, объемы собираемых на их основе средств в качестве ориентиров при определении государственных ассигнований на воспроизводство и охрану определенных видов природных и трудовых ресурсов. Такой вариант автономности в вопросах финансирования можно считать промежуточным между самофинансированием и финанси­ рованием на основе "общего котла". Наша экономика имеет не­ который опыт в отношении этого вида финансовой автономности. В настоящее время горные предприятия включают в себестои­ мость своей продукции ставки геологии. Лесозаготовительные предприятия уплачивают особую попенную плату. Но, во-первых, эти платежи зачастую не восполняют затрат госбюджета на вос­ становление соответствующих природных ресурсов. Так, ставки геологии возмещают только 30—35% ежегодных затрат На геоло­ горазведочные и геологопоисковые работы, не считая расходов по развитию геологической науки и региональным работам М стр.164] . А во-вторых, многие виды природных ресурсов ПО-

51



прежнему практически бесплатны для предприятий. Так обстоит с водой, землей, воздухом. В то же время только ежегодные' вложения в водное хозяйство составляют в нашей стране 8-9# всех централизованных капитальных вложен^. Эти огромные о

затраты ни в коей мере не покрываются платежами за воду, включаемыми в настоящее время в себестоимость промышленной продукции.

Неблагополучно обстоит дело и с учетом затрат общества на рабочую силу. В себестоимость продукции промышленности в настоящее время включаются лишь отчисления на социальное страхование, которые учитывают лишь общие затраты труда на данном предприятии. Поскольку эти отчисления построены в виде процента от фонда зарплаты, они недостаточно учитывают уровень квалификации применяемой на предприятии рабочей си­ лы и совсем не учитывают дефицитности отдельных специально­ стей. Поэтому предприятие может сегодня использовать без

всякого для себя экономического ущерба на рабочем месте,

1

где достаточно общего среднего образования, - техника, где достаточно техника, - инженера.

К.Маркс писал: "Труд, который имеет значение более вы­ сокого, более сложного труда по сравнению со средним обще­ ственным трудом, есть проявление такой рабочей силы, образо­ вание которой требует более высоких издержек, производство которой стоит большего рабочего времени и которая имеет по­ этому более высокую стоимость, чем простая рабочая сила. Если'стоимость этой силы выше, то и проявляется она зато в более высоком труде и овеществляется поэтому за равные про­ межутки времени в сравнительно более высоких стоимостях" (К-.Маркс и $.Энгельс, Соч„, т.23, стр.208-209). Общество за­ интересовано в том, чтобы при использовании квалифицирован­ ных кадров и дефицитных специальностей полностью учитыва­ лась их "более высокая стоимость". А у предприятий в настоя­ щее время нет экономических рычагов, которые вынуждали бы их заботиться об этом. Поэтому существующая система платежей предприятий за трудовые ресурсы не отражает общегосударст-

52

венных интересов, а объемы этих платежей не могут служить

пока ориентиром при определении размеров затрат на эти це­ ли.

Проблема учета эффективности труда в настоящее время,

всвязи с переходом к интенсивному этапу в развитии совет­ ской экономики и научно-технической революцией, приобретает особое значение. Общество несет огромные расходы - 8+10?!

национального дохода - на подготовку кадров. Необходимо ис­ пользовать все методы, в том числе и финансовые, для рацио­ нального использования всех трудовых ресурсов. В этих усло­ виях целесообразно провести расчеты, которые показывали бы

вмасштабе страны распределение затрат, связанных о исполь­ зованием квалифицированной рабочей силы отдельными отрасля­ ми народного хозяйства, а следовательно, и эффекта, который должен быть ими получен от такого использования. На основа­ нии таких расчетов можно разрабатывать систему платежей предприятий за используемые ими в процессе производства трудовые ресурсы. Эти же расчеты могут служить, основанием {финансовым ориентиром) при определении размеров ассигнова­ ний на нужды подготовки кадров с учетом их квалификации и набора специальностей.

53