Файл: Волконский, В. А. Финансы в системе управления народным хозяйством препринт.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
степенью точности, требуемой дая анализа. Видимо, именно наличие признаков мобильности и безэквивалентности оправ дывает выделение и объединение финансов в единую самостоя тельную сферу хозяйственной деятельности, так как учет и планирование соответствующих средств обладают рядом особен ностей по сравнению с другими денежными ресурсами и состав ляют в определенном смысле область свобода выбора хозяйст венных решений.
Итак, подводя итог обсуждению особенностей финансов предприятий и отраслей народного хозяйства при социализме, можно констатировать, что для выделения финансов из всего круга денежных отношений предприятий недостаточЕО одного признака - государственности. Этот признак должен быть до полнен признаком мобильности или безэквивалентности. В этом случае понятие финансовых отношений как составляющего эле мента экономических отношений в сфере материального произ водства приобретает, в полном соответствии с особенностями функционирования денежных фондов предприятий, требуемую яс ность и конкретность. Финансы предприятий и отраслей, при таком их понимании охватывают процессы, связанные с расши ренным производством и распределением общественных благ среди работников материальной сферы за счет денежных фондов, создаваемых на предприятиях.
Как известно, финансы социалистического государства, кроме финансов предприятий и отраслей народного хозяйства, образующих децентрализованные финансовые фонды, включают
централизованные финансовые фонды, представляемые государ ственным бюджетом СССР^. С учетом вышеизложенного финансы
при социализме в целом можно определить следующим образом: финансы - это специфические экономические отношения (денеж ные отношения), возникающие при функционировании централизо ванных и мобильных децентрализованных денежных фондов (обра-
I Описание финансовой системы СССР в терминах национальных
счетов дано Исаевым Б.Л. 3 , общее описание дано Массарнги-
ннм Ф.С. 23 .
12
зуемых па безэквивалентной основе) социалистического госу
дарства.
В советской экономической литературе имеется много ра бот, посвященных определению понятия сущности финансов ГфИ социализме, выяснению их особенностей по сравнению с финан сами капиталистического государства. Эти вопроси получили широкую, многостороннюю разработку в трудах таких известных специалистов по вопросам финансов, как Александров А.М., Аллахвердян Д.А., Бирман А.М., Гаретовсхий Я.В,, Дьяченко В.П., Плотников К.Н. и другие.
А.М.Бирман в работе [I, стр. 8] приводит следующее определение сущности финансов СССР: "Под финансами понима ются осуществляемые посредством оборота денет экономические отношения (денежные отношения), в результате которых образу ются и используются централизованные (общегооудардтвенкыз) и децентрализованные (предприятий, организаций и учрежде ний) фонды денежных средств". Похожее определение дает в работе ¡4, стр.68-69] В.П.Дьяченко. Это определение сущно
сти финансов можно считать общепринятым.
В работе А.М.Бирмана, откуда взято приведенное выше определение, в число децентрализованных финансовых фондов включаются следующие фонда денежных средств: фонд зарплаты, амортизационный фонд, фонд оборотных средств, фонд средств для образования доходов государственного бюджета СССР,
страховой и резервный фонды, фонд нового строительства; фонд осзоения новой техники; фонд средств для материального поощрения [і, стр.42-7Ь] . Тем самым все стороны деятель ности предприятий в денежной форме : получение выручки, рас четы с поставщиками; выплата заріиаты, расчеты с государст венным бюджетом; обеспечение нового строительства и модер низации производства и т.п. - отнесены автором к области финансов, точнее, финансов предприятий и отраслей.
Столь же широко понимает функции финансов в отношении предприятий производственной сферы И Ю.А.КОИСТЙНГИНОН "П’л’дприятая покрывают издержки производства и развивают его ППеЖКС всего за счет ■ обстгеянчт походов (термин 'дохо-
13
ды" употребляется в значении ”выручка"-авт.). Здесь и возникает определенная система финансовых отношений”Гб, стр. SO]. Такова же позиция Г.М.Точильникова[б, стр. 142 -
І43/и ряда других исследователей.
Отнеся, в частности, фонд зарплаты к разряду финансо вых фондов, А.Ы.Бирман тут же отмечает: "Независимо от то го, что заработная плата не относится к финансовым катего
риям... экономические отношения, связанные с образованием этого фонда, относятся к финансам"[і, стр. 40. В данном
случае мы сталкиваемся с положением, когда нефинансовая ка тегория ( заработная плата) порождает финансовые отношения. G таким положением трудно согласиться. Если бы речь шла о том, что. некий денежный фонд, опосредствующий финансовую категорию, в ходе своего функционирования характеризуется не только финансовыми отношениями, то это замечание не мог ло бы вызвать возражений. Ведь все денежные фонды, в том числе и безусловно относящиеся к финансовым, например фонд прибыли, отражают не только финансовые отношения: каждый финансовый фонд в ходе формирования и расходования опосред ствует целую гамму экономическифтяошекий. Поэтому либо фонд заработной платы на предприятиях производственной сфе ры отнбсится к финансам, и тогда заработная плата, как эко номическая категория, может быть охарактеризована, в частно сти, как финансовая категория. Либо заработная плата не относится к финансовым категориям, но тогда и фонд заработ ной платы не может быть отнесен к финансовым. Интересно от метить, что в отношении заработной платы определенную ого ворку, в чем-то похожую на замечание А.М.Бирмана, делает В.П.Дьяченко[4, стр.63].
В работе[7]можно встретить понятие финансового акта, который не есть финансовые отношения. Автор этой статьи О.М.Юнь характеризует распределение выручки предприятия на фонд возмещения, фонд оплаты труда и фонд накопления, как "финансовый акт". Но сами взаимоотношения между предприятиями и работниками, т.е. процессы, связанные с расходованием фонда возмещения и фонда оплаты труда, автор считаетттолько
денежными, но не финансовыми отношениями.
В работе ti] А.М.Бирман, наряду с понятием финансов
как определенной системы экономических отношений в денежной форме и финансовых фондов как элементов системы централизо ванных и децентрализованных финансов, дает определение фи нансовых ресурсов, под которыми он понимает выраженную в деньгах часть национального дохода, сконцентрированную не посредственно у государства или в социалистических предпри ятиях для использования на цели расширенного воспроизвод
ства и на общие государственные расходы [і, |
стр.Зі] . Из |
этого определения видно, что автор "Очерков |
..." относит к |
финансовым ресурсам только часть национального дохода, рас ходуемую на содержание непроизводственной сферы и расширен ное воспроизводство, исключая из этой категории зарплату работников материальной сферы. ..ли сопоставить это опреде ление с перечнем денежных фондов, относимых А.М.Бирманом к разряду финансовых,- то мы увидим, что целый ряд таких фон дов - фонд оборотных средств, фонд зарплаты, амортизацион ный фонд - не попадают в состав финансовых ресурсов. Разу меется, между фондом возмещения и фондом прибавочного про дукта с точки зрения общества в целом имеется принципиальная разница. Но с точки зрения конкретного предприятия, работаю щего на принципах хозрасчета, и то и другое, безусловно, является денежным ресурсом. В этих условиях неизбежно вста ет вопрос : при функционировании каких децентрализованных де нежных фондов возникают финансовые отношения - только ли тех, которые относятся к разряду финансовых ресурсов, или всех денежных ресурсов, образуемых на предприятиях материальной сферы в ходе осуществления процесса воспроизводства? Прямо го ответа на этот вопрос у А.М.Бирмана нет. По-видимому, потребность в термине типа "финансовые ресурсы” подтвержда ет целесообразность предлагаемого нами более узкого опреде ления понятия финансов.
Итак, подводя итог, можно отметить, что полной ясности в научной литературе по вопросу, каісие же тленно децентра лизованные фонды денежных средств относятся к финансовым,
15
нѳ иѵеетсч. При этом следует отметить, что расхождения имеют место лишь в отношении децентрализованных фондов. Централизованные фонды денежных средств, объединяемые в государственном бюджете, все авторы единодушно относят к области финансов. И лишь по отношению к децентрализован ным срздствам мнения ученых не совпадают.
Если при классификации децентрализованных денежных фондов материальной сферы использовать наряду с признаком государственности еще признак мобильности или безэквивалентности - появляется возможность внести четкость и про стоту в определение этих понятий.
До 1370 г., с точки зрения материально-вещественного состава общегосударственные хозяйственные планы разрабаты вались на пятилетку в целом, с выделением заданий на каждый год планового периода. В то же время финаноовке планы по обеспечению денежными средствами соответствующих работ со ставлялись лишь на один год. Отсутствие перспективных финан совых планов приводило к возникновению определенных диспро порций в развитии народного хозяйства. В одних случаях не хватало денежных средств, а в других они оставались неисполъ зованными. Это вело к росту объема незавершенного строитель ства, нарушало нормальный ход процесса товарооборота, одним словом, оказывало отрицательное воздействие на эффективность работы всего наводного хозяйства. В соответствии с Директи вами ХХІУ съезда КПСС, начиная с девятого пятилетнеі’о плана, финансовые показатели разрабатываются в полном соответствии с планами развития производства на всю пятилетку сразу, с разбивкой по годам. В этих условиях четкое определение крута денежных фондов предприятий, относящихся к сфере финансов, приобретает особую актуальность. При этом надо решить эту проблему исходя из анализа реальных экономических процессов, происходящих в народном хозяйстве.
С нашей точки зрения, к финансам в узком смысле слова следует отнести экономический отношения в денежной форме, проявляющиеся в функционировании централизованных фондов де-
16
нежных средств социалистического государства (госбюджета) и части децентрализованных денежных фондов предприятий и от
раслей народного хозяйства, связанных1 с новым строительством и модернизацией действующего производства, с формированием общественных фондов потребления дан работников материального производства.
Чтобы подчеркнуть внутреннее единство всех финансовых ресурсов социалистического государства, представляется целе сообразным обозначить их одним термином - совокупный финан совый фонд социалистического государства. Перечислим в терми нах произведенного совокупного общественного продукта в де нежной форме, с учетом действующих форм учета и отчетности, элементы, составляющие совокупный финансовый фонд социалисти ческого государства:
1.Налог с оборота, как часть национального,дохода. Эта часть вновь созданной стоимости изымается в госбюджет в по рядке первичного распределения. Она не входит в оптовую цену предприятия.
2.Элементы прибыли предприятия:
а). Платежи в госбюджет - плата за фонды, фиксированные платежи, свободный остаток прибыли.
б) . Прибылъ, используемая в плановом порядке. Это особый вид финансирования предприятий из их собственной прибыли. Средства, составляющие эту часть ассигнований на нужды пред приятий, в принципе принадлежат бюджету.В компетенцию госу дарственных органов входит вопрос о том,финансировать ли оп ределенные затраты предприятий за счет их собственной прибы ли или сналача изымать эту прионль в бюджет в виде одного из платежей,а само финансирование осуществлять уже затем из бюд жета. в). Фонды стимулирования предприятия в части, создавае мой за счет прибыли. Эти средства являются своеобразной пре мией коллективу за эффективную деятельность предприятия. В условиях социализма государство решает как сам вопрос, остав лять ли такие средства предприятиям, или все сродства распре делять централизованно, так и характер создания и исполььова-
I
VI
І |
& 2. |
vö |
■■ |
17 |
нау |
|
|||
|
' '•> H1«-- |
|
||
|
|
OH ■> |
■ |
|
і
ния этих средств. Причем эти средства используются либо на расширение производства, либо на непроизводственные расходы, либо на материальное стимулирование трудящихся сверх основ ной заработной платы.
3. Элементы фабрично-заводской себестоимости: а) Отчисления на социальное страхование.
б) Расходы по подготовке кадров; отчисления на науку, относимые на счет себестоимости продукции. Эти элементы, посуществу, относятся к издержкам непроизводственного характе ра.
в) Амортизационный фонд.
Теперь остановимся на вопросе управляющего воздействия финансов на хозяйственные процессы в производственной сфере.
Процессы распределения и перераспределения финансовых ресурсов заключаются главным образом в перетоке денежных средств между расчетными счетами предприятий и счетами соот ветствующих финансовых фондов, в сроки и в количествах, пре дусмотренных финансовыми планами. Однако трудно согласиться с А.М.Бирманом, который пишет: "Коль скоро часть националь ного дохода должна изыматься, остается лишь выбрать такой способ, который делает процесс изъятия наиболее безболезнен ным (подчеркнуто нами) I, стр.31 . Изъятие средств из вы ручки предприятия в централизованные фонды, так же как на правление их в децентрализованные финансовые фонды, может и должно оказывать положительное стимулирующее воздействие на эффективность работы предприятий.
В условиях усиления централизованного руководства хо зяйством с помопіью экономических рычагов и стимулов, как от мечает Б.Л.Исаев, "... в фокус попадают материально-финан совые пропорции, а важнейшей сферой планирования становится финансовый аспект общественного производства [fe, стр.$ .
Воздействие финансовых показателзй на работу производ ственных предприятий, связанное с методами па счета денежных платежей и отчислений в финансовые фонды, а также формами распределения финансовых ресурсов, мы будем называть в даль нейшем управляющим воздействием финансов. ,
18
Прежде всего рассмотрим структуру финансового фонда со циалистического государства фе влияния на хозяйствен ные процессы.
Существенной характеристикой экономики социалистиче ского государства и одним из важных элементов системы уп равляющего воздействия финансов на деятельность предприя тий материальной сферы является соотношение централизован ных и децентрализованных финансовых средств в составе сово купного финансового фонда. В работе "О разработке системы оптимального функционирования экономики" академик Федорен ко Н.П. отмечал: "Социалистическая система хозяйства в си лу своей сложности объективно не может развиваться в усло виях полной и жесткой централизации управления. Элементы самодействия, децентрализации в принятии хозяйственных ре шений - неотъемлемая часть механизма управления обществен ным производством" [24, стр.293 . В то же время самодействие предприятий, не подкрепленное финансовыми средствами, передаваемыми в их распоряжение, не может быть ни действи тельным, ни действенным.
Всоответствии с характером организации планирования
иуправления в народном хозяйстве разные периоды экономи ческой истории ѵСС? отмечены существенно различной рѵ.л.ЬЮ централизованных и децентрализованных финансовых фондов.
Это видно на примере капитальных вложений. Объем децентра лизованных капитальных вложений в 1931 г. составил 5,6% от общего объема капитальных вложений. Непосредственно перед экономической реформой 1965 г. этот процент равнялся 11,6,
ав начале 70-х годов - 30,9%.
Возьмем такой обобщающий стоимостной показатель работа предприятий, как прибыль. Если в год провозглашения реформы в распоряжении предприятий было оставлено 29% полученной ими прибыли, то теперь (1971 г.) эта цифра поднялась до 41%. Следует отметить, что прибыль, оставляемая в распоря
жении предприятий, с экономической точки зрения неоднородна.
Около 1/3 этой прЕбилр составляет фонды стимулирования. Ос.тал-ііое ■■ прибылъ, используемая в плановом порядке. Пос-
19
леіідяя относится целиком к компетенции государственного плана и потому не является ио-существу элементом децёнтрализованных финансовых фондов. Сам факт появления в финансо вом плане предприятия прибыли, используемой в плановом по рядке, и ее размер! почти никак не связаны с качеством ра боты коллектива. Министерству финансов безразлично, как профинансировать определенное мероприятие в рамках центра лизованного плана: непосредственно за счет части прибыли предприятия (если таковая имеется) или сначала изъять эти средства в виде свободного остатка в бюджет, а затем на править на те же цели.
Децентрализованными финансовыми средствами являются денежные средства фондов экономического стимулирования на предприятиях. Их распределение и использование относится к компетенции планов предприятий. В настоящее время только эти средства составляют базу реального хозяйственного самодействия для коллективов предприятий. За счет средств фон дов стимулирования предприятго имеют возможность расширять производство, обновлять оборудование и ассортимент выпускае мой продукции; вести жилищное и культурное строительство, поощрять работников материально. В отношении остальных де нежных ерѳдств, находящихся в их распоряжении: фонда возме щения и прибыли, используемой в плановом порядке - предпри ятия могут проявлять инициативу и творчество только с точки зрения более качественного и быстрого выполнения достаточно конкретных плановых заданий в рамках единого государственно го плана. В отношении средств фондов стимулирования’ предпри
ятия сами составляют планы, руководствуясь общим направлени ем развития народного хозяйства страны. В этом и заключаются особые возможности для экономического творчества работников предприятий, что составляет основу хозяйственного самодействия.
В результате экономической реформы размеры децентрали зованных финансовых средств, формируемых за счет прибыли, значительно возросли. В 1965 г. в фонды экономического сти-
мулврованйя было отчислено всего 6% прибыли, а в 1970 г. - 14%.
Какими должны быть общие размеры фондов стимулирова ния, другими словами, в какой пропорции следует делить со вокупный финансовый фонд страны на централизованную и де централизованную части? Ответ на этот вопрос зависит от большого числа экономических и внеэкономических условий и вряд ли может быть решен однозначно. Это вопрос экономиче ской политики и хозяйственной практики. Соотношение между централизованными и децентрализованными финансовыми сред ствами зависит 'от степени развития производительных сил, принятой системы организации планирования и управления в народном хозяйстве и многих других факторов. Возьмем для примера фонд развития. Он формируется как за счет отчисле ний от прибыли, так и за счет части амортизации, предназна ченной на реновацию. В 1971 г. размер этого фюнда^по всей промышленности составил 3,7 млрд.руб. По-видимому, в сов ременных условиях этого недостаточно. Предприятия при та ких размерах фонда развитая не имеют финансовой возможности проявлять широкую хозяйственную инициативу в отношении рас ширеніи и модернизации производства.
Соотношение централизованных и децентрализованных фон дов в составе совокупного финансового фонда является важной частью более общей проблемы - соотношения плана и хозрасче та в условиях планового социалистического хозяйства. По словам В.В.Новожилова, "она настолько сложна, что решение ее может быть лишь постепенным и приближенным. Она настоль ко важна, что уровень ее решения нужно считать критерием совершенства системы управления экономикой" [8, стр.303 .
Наиболее естественно рассматривать его в составе обще го вопроса об эффективности комплекса мероприятий по пере ходу к системе ЭКОНОИЙЧееК'Пѵ управления хозяйством.
Проблема оценки результатов экономической реформы в настоящее время приобретает все большую актуальность в свя зи с широки., разнообразием я постоянным совершенствованием
экономических механизмов в европейских социалистических |
|
странах. |
21 |