ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
заканчивалась призывом к объединению всех рабочих к совместной
борьбе за улучшение своего экономического и политического поло
жения.
В связи с началом первой русской революции 11 января на мно
гих предприятиях Минска начались забастовки. Революционными вы
ступлениями пролетариата руководили большевики минской группы
РСДРП. Агитаторы группы были направлены и в железнодорожные
мастерские. Но в мастерских была установлена военная охрана, ко торая воспрепятствовала поднять рабочих-железнодорожников на
участие в забастовке в январские дни.
После январских политических стачек революционное движение продолжалось. В феврале — апреле по городам Белоруссии прока тилась волна стачек, главным образом экономического содержания. 29 января забастовали рабочие главных железнодорожных мастер ских Пинска. Они потребовали введения 8-часового рабочего дня,
увеличения заработной платы, учреждения постоянной комиссии для защиты интересов железнодорожников, улучшения медицинского обслуживания и т. д. Подобные требования выставили рабочие Мин ских железнодорожных мастерских, забастовавшие 1 февраля 1905 года. Эта забастовка была поддержана другими железнодорож никами, выступлением которых руководила минская группа РСДРП.
Рабочие добились введения в мастерских 9-часового рабочего дня.
Новый подъем революционного движения начался в связи
с празднованием международного пролетарского праздника Первого
мая. Минские большевики деятельно готовили пролетариат к орга низованным выступлениям. На первомайскую демонстрацию только на Серпуховской улице в районе тюрьмы собралось более 1000 че ловек. Демонстранты несли знамена, лозунги: «Долой самодержа вие!», «8-часовой рабочий день!», «Да здравствует Российская соци
ал-демократическая рабочая партия!».
В большевистской газете «Пролетарий» сообщалось, что в мас совых сходках приняло участие свыше 400 рабочих завода «Техно
лог», мастерских Московско-Брестской железной дороги и некото
рых других предприятий.
2 мая было отмечено выступлением около 750 рабочих железно дорожных мастерских и Минского депо. Забастовка явилась ответом
8
рабочих на действия администрации, которая отказалась удовлетво
рить их требования: сократить рабочий день, увеличить заработную
плату, оставить на службе бастующих, оплатить время забастовки.
Забастовка продолжалась до 14 мая.
Член КПСС с 1917 года Иосиф Петрович Голубев, участник этой
забастовки, вспоминает, что царское правительство жестоко распра
вилось с ее участниками. 47 организаторов забастовки, в том числе
и он сам, были арестованы и отправлены в Томск на отбытие нака зания.
Репрессии и жестокие расправы не сломили революционный дух рабочих. Под влиянием большевиков, общероссийских событий ре волюционная борьба минского пролетариата продолжалась. 28 июня прошла общегородская стачка, объявленная в знак протеста против кровавых злодеяний царизма по отношению к рабочим Одессы и Лодзи.
Воктябре 1905 года по мере развития революции выступления пролетариата все более приобретали политический характер, и на
конец завершились Всероссийской октябрьской политической
стачкой.
Вобщий поток революционной борьбы влилось и выступление пролетариата Белоруссии. Известно, что в авангарде рабочего дви жения в октябрьские дни шли железнодорожники и рабочие крупных предприятий. В силу этого в городах, являвшихся железнодорожными узлами, революционная борьба была наиболее активной, отличалась размахом и организованностью. К таким городам относился и Минск.
По инициативе минской группы РСДРП в начале месяца прошли собрания рабочих, на которых обсуждались вопросы революцион ного осуществления 8-часового рабочего дня и проведения массовых
политических стачек. 5 октября на улицах города прошли митинги
и манифестации под этими лозунгами. Прекратили работу рабочие
некоторых типографий, городской конки, многие ремесленники. Стачка стала всеобщей, когда к ней присоединились минские желез
нодорожники, в том числе и рабочие железнодорожных мастерских.
11 октября прекратилось движение на Московско-Брестской, а 12 ок тября и на Либаво-Роменской железных дорогах.
Минский губернатор доносил 11 октября департаменту полиции,
9
что «Брестская железная дорога забастовала. Ожидается забастовка
Роменской...» 12 октября были прекращены работы во всех службах
и в управлении железнодорожного узла, на телеграфе. На станции
Минск замерла жизнь в депо и мастерских, стали паровозы. 13 октяб
ря забастовка в Минске стала всеобщей.
Во главе всеобщей стачки минских рабочих шли железнодорож ники. Большинство из них были членами Всероссийского железно дорожного союза, который принимал активное участие в октябрь ской стачке. Огромное влияние на революционное движение оказала
деятельность большевиков-железнодорожников, руководимых мин
ской группой РСДРП. В начале забастовки был создан забастовочный
комитет. Он стал руководящим центром не только поднявшихся на
борьбу рабочих железной дороги, но и по существу всего проле
тариата Минска.
12 октября с вынужденного разрешения губернатора в помеще
нии управления железной дороги состоялась сходка служащих и
представителей рабочих железной дороги, на которой обсуждались
вопросы политического и экономического характера. 13 октября
проходила сходка рабочих на Виленском вокзале. На этих, как и на
других, собраниях рабочие Минска выработали резолюцию, требо вавшую немедленного введения 8-часового рабочего дня, свободы печати, сходок, союзов, неприкосновенности личности и жилища, всеобщего избирательного права, бесплатного обучения и медицин ского обслуживания. Кроме того, рабочие-железнодорожники доби вались избрания от каждой дороги по пятнадцати делегатов от слу жащих и рабочих для образования комиссии, которая бы рассматри вала их нужды. В резолюци\ был выражен протест против арестов,
требование освобождения политических заключенных и снятия воин ской охраны с вокзала.
16 октября 1905 года в помещении Минских мастерских малого ремонта вагонов состоялось второе собрание служащих и рабочих
Московско-Брестской железной дороги. Собравшиеся приняли реше
ние послать съезду делегатов железных дорог в Петербурге теле
грамму следующего содержания: «Мы, служащие и рабочие станции Минск, собравшиеся для обсуждения положения, вызванного заба стовкой, после всестороннего и свободного обсуждения вопроса
10
постановили обратиться К первому Всероссийскому делегатскому
съезду представителей железных дорог и союзов и сообщить сле
дующую нашу резолюцию, принятую единогласно. Глубоко недоволь
ные своим экономическим и правовым положением, мы всецело
присоединяемся к постановлениям съезда и поддерживаем их все
общей забастовкой. Забастовка будет продолжаться до тех пор, по
ка это найдет съезд и союз нужным. Вполне доверяем им свою
судьбу, ждем от них сигнала к окончанию забастовки».
Царские власти, напуганные размахом забастовки в Минске, гото
вились вооруженной силой подавить рабочее движение. Еще 12 ок
тября заместитель министра внутренних дел Трепов телеграфировал
минскому губернатору: «Прошу принять решительные меры подав
ления, не останавливаясь (перед) применением вооруженной силы».
Руководствуясь этой директивой, губернатор Курлов отдал рас
поряжение расстрелять митинг рабочих 18 октября на привокзальной
площади в Минске. «В этой кровавой бойне,— сообщал заместитель
минского городского головы председателю совета министров,— было
убито около сотни, ранено сотнями, население крайне встревожено, вследствие чего забастовка в городе и на железной дороге продол жается».
Курловский расстрел показал рабочим Минска, что царский «Ма
нифест 17 октября», по которому была обещана свобода слова, печати, союзов и собраний, является очередным обманом. Они убе дились, что без свержения царизма вооруженным путем невозможно улучшить свое положение. «Кровавый Николай мог дать только кро вавую «конституцию», такую «конституцию», которая оставляет ему возможность и свободу стрелять в безоружный народ,— писала мин ская группа РСДРП в своей прокламации по поводу этого расстре ла.— Только народная конституция, народное правление, демократи ческая республика выведет нас из этого ужаса, крови и слез. Пусть кровь убитых при царской свободе научит живых понимать и бороть
ся за действительную свободу, за окончательное низвержение само
державия и монархии.
Долой самодержавие, да здравствует демократическая респуб
лика! Да здравствует борющийся рабочий класс и его вождь — со циал-демократия!»
11
Завоеванные рабочими некоторые свободы позволили большеви
кам шире развернуть работу в массах. 13 ноября состоялся митинг
в мастерских Московско-Брестской железной дороги. В нем участ
вовало двести рабочих. На митинге выступили представители мин
ской социал-демократической организации. Они рассказали о совре менном положении в стране, раскрывали истинный смысл царского
манифеста и «дарованных свобод», говорили о руководящей роли
рабочего класса в дальнейшем развертывании революции, призывали
собравшихся к еще большему сплочению и организации.
В декабре 1905 года железнодорожники забастовали вновь. «Под руководством революционных партий,— сообщалось в Петербург царской охранке,— они организовали союзы с одинаковыми эконо мическими и политическими требованиями, железнодорожники не
признают никаких законов. У них образовалось новое правительст
во — свой железнодорожный союз во главе с Советом рабочих
депутатов».
Активное участие железнодорожников в забастовке имело свои причины. В ноябре царизм, чувствуя нарастание революционного движения и угрозы всеобщей забастовки железнодорожников, при нял ряд чрезвычайных мер. К ним относится царский указ от 29 но ября о предоставлении местным властям права объявлять на поло жении усиленной или чрезвычайной охраны соответствующие местности в случае железнодорожной или почтово-телеграфной за
бастовки. 2 декабря издается указ о запрещении железнодорожных
забастовок и предания их участников суду. Была запрещена деятель ность Всероссийского железнодорожного союза. Все это было на ступлением на права железнодорожников и вызывало с их стороны
протест и активные действия против царизма. Назрела политическая стачка.
7 декабря началась забастовка на Московском железнодорожном
узле. 8— 9 декабря она была подхвачена железнодорожниками Бело
руссии. Как и в октябре, наиболее активная и упорная борьба раз
вернулась в городах, где были крупные железнодорожные станции
и мастерские. В их числе был и Минск.
Утром 8 декабря минская организация РСДРП распространила листовку с призывом к политической стачке, которая вскоре охва-
12
тилэ многие предприятия города. Большевики вели подготовку по
вооруженному восстанию и захвату власти в городе. Этому благо
приятствовала обстановка. Гарнизон города был небольшой, подброс
ка войск затруднялась из-за забастовки железнодорожников. Учиты вая это, большевистские агитаторы на массовых митингах, проходив ших на вокзале, в депо, мастерских и в других местах, агитировали за вооруженное восстание. Велась трудная работа, нередко с риском для жизни, по заготовке оружия. В этом большую помощь боль шевикам оказали рабочие железнодорожных мастерских и депо. Они
не только добывали любыми путями огнестрельное оружие, но и
прямо в своих мастерских изготовляли холодное оружие.
К бастовавшим железнодорожникам присоединились почтово-те
леграфные чиновники, рабочие всех предприятий Минска.
Но поднять вооруженное восстание не удалось. В этом немалую
роль сыграли соглашатели-меньшевики и эсеры, которые выступили
против тактики большевиков на активную подготовку и организацию
вооруженного восстания.
9 декабря Минская губерния была объявлена на военном положе нии. В Минск были вызваны дополнительные военные силы. Депар тамент полиции предписал губернатору принять все необходимые меры для подавления революционного движения: громить союзы, закрывать газеты, производить аресты. «Ввиду настоятельной необ ходимости безотлагательно разбить организацию подстрекателей
железнодорожной забастовки,— говорилось в телеграмме директора
департамента полиции минскому губернатору,— управляющий Мини
стерства приказал немедленно арестовать всех главных железно
дорожных агитаторов до инженеров включительно...» 15 декабря 1905 года директор департамента полиции дал пря
мую директиву минскому губернатору «принять меры к немедлен ному восстановлению порядка и аресту мятежников в Минских железнодорожных мастерских, так как забастовщики задерживали
поезда, врывались в управление и срывали работу чиновников».
Минские железнодорожники, а в их числе и рабочие мастерских,
руководимые узловым комитетом РСДРП, созданным в ноябре, не могли противостоять силам, брошенным против них царскими влас тями. Они вынуждены были отступить, но отступали с боями, расчет
13