Файл: Короткевич, А. Т. Минский вагоноремонтный.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

заканчивалась призывом к объединению всех рабочих к совместной

борьбе за улучшение своего экономического и политического поло­

жения.

В связи с началом первой русской революции 11 января на мно­

гих предприятиях Минска начались забастовки. Революционными вы­

ступлениями пролетариата руководили большевики минской группы

РСДРП. Агитаторы группы были направлены и в железнодорожные

мастерские. Но в мастерских была установлена военная охрана, ко­ торая воспрепятствовала поднять рабочих-железнодорожников на

участие в забастовке в январские дни.

После январских политических стачек революционное движение продолжалось. В феврале — апреле по городам Белоруссии прока­ тилась волна стачек, главным образом экономического содержания. 29 января забастовали рабочие главных железнодорожных мастер­ ских Пинска. Они потребовали введения 8-часового рабочего дня,

увеличения заработной платы, учреждения постоянной комиссии для защиты интересов железнодорожников, улучшения медицинского обслуживания и т. д. Подобные требования выставили рабочие Мин­ ских железнодорожных мастерских, забастовавшие 1 февраля 1905 года. Эта забастовка была поддержана другими железнодорож­ никами, выступлением которых руководила минская группа РСДРП.

Рабочие добились введения в мастерских 9-часового рабочего дня.

Новый подъем революционного движения начался в связи

с празднованием международного пролетарского праздника Первого

мая. Минские большевики деятельно готовили пролетариат к орга­ низованным выступлениям. На первомайскую демонстрацию только на Серпуховской улице в районе тюрьмы собралось более 1000 че­ ловек. Демонстранты несли знамена, лозунги: «Долой самодержа­ вие!», «8-часовой рабочий день!», «Да здравствует Российская соци­

ал-демократическая рабочая партия!».

В большевистской газете «Пролетарий» сообщалось, что в мас­ совых сходках приняло участие свыше 400 рабочих завода «Техно­

лог», мастерских Московско-Брестской железной дороги и некото­

рых других предприятий.

2 мая было отмечено выступлением около 750 рабочих железно­ дорожных мастерских и Минского депо. Забастовка явилась ответом

8

рабочих на действия администрации, которая отказалась удовлетво­

рить их требования: сократить рабочий день, увеличить заработную

плату, оставить на службе бастующих, оплатить время забастовки.

Забастовка продолжалась до 14 мая.

Член КПСС с 1917 года Иосиф Петрович Голубев, участник этой

забастовки, вспоминает, что царское правительство жестоко распра­

вилось с ее участниками. 47 организаторов забастовки, в том числе

и он сам, были арестованы и отправлены в Томск на отбытие нака­ зания.

Репрессии и жестокие расправы не сломили революционный дух рабочих. Под влиянием большевиков, общероссийских событий ре­ волюционная борьба минского пролетариата продолжалась. 28 июня прошла общегородская стачка, объявленная в знак протеста против кровавых злодеяний царизма по отношению к рабочим Одессы и Лодзи.

Воктябре 1905 года по мере развития революции выступления пролетариата все более приобретали политический характер, и на­

конец завершились Всероссийской октябрьской политической

стачкой.

Вобщий поток революционной борьбы влилось и выступление пролетариата Белоруссии. Известно, что в авангарде рабочего дви­ жения в октябрьские дни шли железнодорожники и рабочие крупных предприятий. В силу этого в городах, являвшихся железнодорожными узлами, революционная борьба была наиболее активной, отличалась размахом и организованностью. К таким городам относился и Минск.

По инициативе минской группы РСДРП в начале месяца прошли собрания рабочих, на которых обсуждались вопросы революцион­ ного осуществления 8-часового рабочего дня и проведения массовых

политических стачек. 5 октября на улицах города прошли митинги

и манифестации под этими лозунгами. Прекратили работу рабочие

некоторых типографий, городской конки, многие ремесленники. Стачка стала всеобщей, когда к ней присоединились минские желез­

нодорожники, в том числе и рабочие железнодорожных мастерских.

11 октября прекратилось движение на Московско-Брестской, а 12 ок­ тября и на Либаво-Роменской железных дорогах.

Минский губернатор доносил 11 октября департаменту полиции,

9



что «Брестская железная дорога забастовала. Ожидается забастовка

Роменской...» 12 октября были прекращены работы во всех службах

и в управлении железнодорожного узла, на телеграфе. На станции

Минск замерла жизнь в депо и мастерских, стали паровозы. 13 октяб­

ря забастовка в Минске стала всеобщей.

Во главе всеобщей стачки минских рабочих шли железнодорож­ ники. Большинство из них были членами Всероссийского железно­ дорожного союза, который принимал активное участие в октябрь­ ской стачке. Огромное влияние на революционное движение оказала

деятельность большевиков-железнодорожников, руководимых мин­

ской группой РСДРП. В начале забастовки был создан забастовочный

комитет. Он стал руководящим центром не только поднявшихся на

борьбу рабочих железной дороги, но и по существу всего проле­

тариата Минска.

12 октября с вынужденного разрешения губернатора в помеще­

нии управления железной дороги состоялась сходка служащих и

представителей рабочих железной дороги, на которой обсуждались

вопросы политического и экономического характера. 13 октября

проходила сходка рабочих на Виленском вокзале. На этих, как и на

других, собраниях рабочие Минска выработали резолюцию, требо­ вавшую немедленного введения 8-часового рабочего дня, свободы печати, сходок, союзов, неприкосновенности личности и жилища, всеобщего избирательного права, бесплатного обучения и медицин­ ского обслуживания. Кроме того, рабочие-железнодорожники доби­ вались избрания от каждой дороги по пятнадцати делегатов от слу­ жащих и рабочих для образования комиссии, которая бы рассматри­ вала их нужды. В резолюци\ был выражен протест против арестов,

требование освобождения политических заключенных и снятия воин­ ской охраны с вокзала.

16 октября 1905 года в помещении Минских мастерских малого ремонта вагонов состоялось второе собрание служащих и рабочих

Московско-Брестской железной дороги. Собравшиеся приняли реше­

ние послать съезду делегатов железных дорог в Петербурге теле­

грамму следующего содержания: «Мы, служащие и рабочие станции Минск, собравшиеся для обсуждения положения, вызванного заба­ стовкой, после всестороннего и свободного обсуждения вопроса

10


постановили обратиться К первому Всероссийскому делегатскому

съезду представителей железных дорог и союзов и сообщить сле­

дующую нашу резолюцию, принятую единогласно. Глубоко недоволь­

ные своим экономическим и правовым положением, мы всецело

присоединяемся к постановлениям съезда и поддерживаем их все­

общей забастовкой. Забастовка будет продолжаться до тех пор, по­

ка это найдет съезд и союз нужным. Вполне доверяем им свою

судьбу, ждем от них сигнала к окончанию забастовки».

Царские власти, напуганные размахом забастовки в Минске, гото­

вились вооруженной силой подавить рабочее движение. Еще 12 ок­

тября заместитель министра внутренних дел Трепов телеграфировал

минскому губернатору: «Прошу принять решительные меры подав­

ления, не останавливаясь (перед) применением вооруженной силы».

Руководствуясь этой директивой, губернатор Курлов отдал рас­

поряжение расстрелять митинг рабочих 18 октября на привокзальной

площади в Минске. «В этой кровавой бойне,— сообщал заместитель

минского городского головы председателю совета министров,— было

убито около сотни, ранено сотнями, население крайне встревожено, вследствие чего забастовка в городе и на железной дороге продол­ жается».

Курловский расстрел показал рабочим Минска, что царский «Ма­

нифест 17 октября», по которому была обещана свобода слова, печати, союзов и собраний, является очередным обманом. Они убе­ дились, что без свержения царизма вооруженным путем невозможно улучшить свое положение. «Кровавый Николай мог дать только кро­ вавую «конституцию», такую «конституцию», которая оставляет ему возможность и свободу стрелять в безоружный народ,— писала мин­ ская группа РСДРП в своей прокламации по поводу этого расстре­ ла.— Только народная конституция, народное правление, демократи­ ческая республика выведет нас из этого ужаса, крови и слез. Пусть кровь убитых при царской свободе научит живых понимать и бороть­

ся за действительную свободу, за окончательное низвержение само­

державия и монархии.

Долой самодержавие, да здравствует демократическая респуб­

лика! Да здравствует борющийся рабочий класс и его вождь — со­ циал-демократия!»

11


Завоеванные рабочими некоторые свободы позволили большеви­

кам шире развернуть работу в массах. 13 ноября состоялся митинг

в мастерских Московско-Брестской железной дороги. В нем участ­

вовало двести рабочих. На митинге выступили представители мин­

ской социал-демократической организации. Они рассказали о совре­ менном положении в стране, раскрывали истинный смысл царского

манифеста и «дарованных свобод», говорили о руководящей роли

рабочего класса в дальнейшем развертывании революции, призывали

собравшихся к еще большему сплочению и организации.

В декабре 1905 года железнодорожники забастовали вновь. «Под руководством революционных партий,— сообщалось в Петербург царской охранке,— они организовали союзы с одинаковыми эконо­ мическими и политическими требованиями, железнодорожники не

признают никаких законов. У них образовалось новое правительст­

во — свой железнодорожный союз во главе с Советом рабочих

депутатов».

Активное участие железнодорожников в забастовке имело свои причины. В ноябре царизм, чувствуя нарастание революционного движения и угрозы всеобщей забастовки железнодорожников, при­ нял ряд чрезвычайных мер. К ним относится царский указ от 29 но­ ября о предоставлении местным властям права объявлять на поло­ жении усиленной или чрезвычайной охраны соответствующие местности в случае железнодорожной или почтово-телеграфной за­

бастовки. 2 декабря издается указ о запрещении железнодорожных

забастовок и предания их участников суду. Была запрещена деятель­ ность Всероссийского железнодорожного союза. Все это было на­ ступлением на права железнодорожников и вызывало с их стороны

протест и активные действия против царизма. Назрела политическая стачка.

7 декабря началась забастовка на Московском железнодорожном

узле. 8— 9 декабря она была подхвачена железнодорожниками Бело­

руссии. Как и в октябре, наиболее активная и упорная борьба раз­

вернулась в городах, где были крупные железнодорожные станции

и мастерские. В их числе был и Минск.

Утром 8 декабря минская организация РСДРП распространила листовку с призывом к политической стачке, которая вскоре охва-

12

тилэ многие предприятия города. Большевики вели подготовку по

вооруженному восстанию и захвату власти в городе. Этому благо­

приятствовала обстановка. Гарнизон города был небольшой, подброс­

ка войск затруднялась из-за забастовки железнодорожников. Учиты­ вая это, большевистские агитаторы на массовых митингах, проходив­ ших на вокзале, в депо, мастерских и в других местах, агитировали за вооруженное восстание. Велась трудная работа, нередко с риском для жизни, по заготовке оружия. В этом большую помощь боль­ шевикам оказали рабочие железнодорожных мастерских и депо. Они

не только добывали любыми путями огнестрельное оружие, но и

прямо в своих мастерских изготовляли холодное оружие.

К бастовавшим железнодорожникам присоединились почтово-те­

леграфные чиновники, рабочие всех предприятий Минска.

Но поднять вооруженное восстание не удалось. В этом немалую

роль сыграли соглашатели-меньшевики и эсеры, которые выступили

против тактики большевиков на активную подготовку и организацию

вооруженного восстания.

9 декабря Минская губерния была объявлена на военном положе­ нии. В Минск были вызваны дополнительные военные силы. Депар­ тамент полиции предписал губернатору принять все необходимые меры для подавления революционного движения: громить союзы, закрывать газеты, производить аресты. «Ввиду настоятельной необ­ ходимости безотлагательно разбить организацию подстрекателей

железнодорожной забастовки,— говорилось в телеграмме директора

департамента полиции минскому губернатору,— управляющий Мини­

стерства приказал немедленно арестовать всех главных железно­

дорожных агитаторов до инженеров включительно...» 15 декабря 1905 года директор департамента полиции дал пря­

мую директиву минскому губернатору «принять меры к немедлен­ ному восстановлению порядка и аресту мятежников в Минских железнодорожных мастерских, так как забастовщики задерживали

поезда, врывались в управление и срывали работу чиновников».

Минские железнодорожники, а в их числе и рабочие мастерских,

руководимые узловым комитетом РСДРП, созданным в ноябре, не могли противостоять силам, брошенным против них царскими влас­ тями. Они вынуждены были отступить, но отступали с боями, расчет­

13