Файл: Короткевич, А. Т. Минский вагоноремонтный.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рабочим разобраться в политической ситуации, сложившейся после

Февральской революции. Это способствовало росту авторитета

большевиков среди рабочих. За большевистскими лозунгами шло

большинство железнодорожников. Рабочие все более и более убеж­

дались в том, что свободу и мир могут дать только большевики.

Рабочие Минских железнодорожных мастерских сыграли извест­

ную роль и в разгроме корниловщины. Активные участники рево­

люционных событий тех дней, ветераны завода рассказывают, что по решению парторганизации Минска среди рабочих-железнодорож-

ников были созданы два отряда дружинников. Командиром отряда,

который был организован при железнодорожных мастерских, назна­

чен был И. П. Голубев. В отряде было 150 человек. Отряд подчинял­

ся созданному тогда штабу революционных войск Минского района.

По приказу М. В. Фрунзе дружинники несли патрулирование на

станции Минск и по железнодорожным линиям, задерживали и обез­

вреживали сторонников Корнилова.

После подавления корниловского мятежа дружина железнодо­ рожных мастерских окрепла и увеличилась. До конца сентября в ней насчитывалось уже 280 дружинников, на ее вооружении было более 200 винтовок и пулеметы. В канун октябрьских событий она была преобразована в отряд Красной гвардии.

В начале сентября 1917 года Петроградский и Московский Со­ веты перешли на сторону большевиков. Это открыло новую полосу революции. «Получив большинство в обоих столичных Советах ра­ бочих и солдатских депутатов,— писал В. И. Ленин,— большевики могут и должны взять государственную власть в свои руки» *.

В сентябре произошли перевыборы Минского Совета. Большеви­

ки получили 184 места из 337 и составляли 55 процентов всего со­ става. При выборах исполкома Совета они получили 23 места из 36. В результате Минский Совет стал надежной опорой большевистской

организации города при подготовке и проведении вооруженного

восстания.

Красногвардейские отряды, созданные для борьбы с корнилов­

щиной, несмотря на требования меньшевиков и бундовцев о их рос-

 

1 В. И. Л е н и н . Поли. собр. соч., том 34, стр. 239.

2*

19

 



пуске и разоружении, продолжали существовать, В сентябре— ок­

тябре красногвардейцы изучали военное дело, пополняли свои ряды

за счет новых добровольцев, готовились к решающей схватке с бур­ жуазией.

19 сентября 1917 года состоялось собрание парторганизации мас­ терских Александровской железной дороги. Собрание высказалось за передачу всей власти в стране в руки Советов, немедленное за­ ключение мира между воюющими государствами, очистку армии от контрреволюционных элементов.

25 октября в Минске была получена радиограмма Петроградского

военно-революционного комитета о взятии власти. В этот же день

Минский Совет обнародовал приказ № 1 о переходе власти в руки Совета рабочих и солдатских депутатов. «Минский Совет,— говори­ лось в нем,— доводит до сведения всех граждан, что им приняты самые решительные меры к охране революционного порядка и к установлению железной дисциплины повсюду».

26 октября по распоряжению Минского Совета из тюрьмы были

освобождены рабочие и солдаты, арестованные Временным прави­ тельством после июльских дней за участие в революционном движе­ нии. Из них организуется Первый революционный полк имени Мин­ ского Совета. Полк был вооружен винтовками и пулеметами из

городских оружейных мастерских. Из этих же мастерских и частично

из городского арсенала был вооружен отряд рабочих-железнодо-

рожников во главе с Иосифом Петровичем Голубевым. Отряд же­

лезнодорожников в числе других красногвардейских отрядов охра­ нял мосты и другие объекты, контролировал проходящие через Минск поезда.

В годы гражданской войны и иностранной военной интервенции основные силы кадрового пролетариата стали на защиту завоеваний

Октября, боролись с оружием в руках в подразделениях Красной

Армии, в партизанских отрядах или в подполье. В начале августа

в Минских железнодорожных мастерских состоялось собрание рабо­

чих в связи с приближением польских войск. Ветераны вагоноремонт­ ного завода имени Мясникова Е. Гусев и И. Голяшевич, которые

сами присутствовали на этом собрании, вспоминают, что рабочие требовали эвакуации оборудования мастерских, выражали желание

20

идти на фронт, чтобы защищать завоевания Октября от посяга­

тельства интервентов.

Представители же буржуазных националистов, эсеры, меньшеви­

ки всячески пытались дезорганизовать рабочих, выступали против

эвакуации мастерских, стремились сдать их белополякам. Однако

эти попытки потерпели провал. Железнодорожники организованно эвакуировали оборудование мастерских, а также помогли рабочим газового завода вывезти оборудование своего предприятия.

Минские железнодорожники горячо откликнулись на майский

клич ЦИКа и Совнаркома Советской Белоруссии: «Каждый рабочий

должен быть солдатом революции!» Этот призыв звал каждого соз­

нательного пролетария на вооруженную защиту Родины, к сбере­

жению народного добра.

В годы оккупации Минска войсками помещичье-буржуазной Поль­

ши железнодорожники Минска были опорой коммунистического под­

полья. Из оставшихся в городе рабочих Минских железнодорожных

мастерских была создана ячейка, насчитывающая 10— 12 человек.

Подпольные организации налаживали связь между собой через дове­ ренных людей и в условиях строгой конспирации организованно

действовали против оккупантов. Большое внимание уделялось поли­

тическим вопросам. Большевистский комитет специально выделял

хорошо подготовленных людей для постоянной работы в ячейках,

чтобы помочь товарищам на местах разобраться в сложной обста­ новке, дать правильную политическую оценку текущим событиям, Члены подпольных групп часто собирались на квартирах в рай­

оне железной дороги, на Койдановском тракте, Грушевской улице

ив других местах, проводили значительную работу среди населения Минска и его окрестностей.

Тяжелые испытания выпали на долю трудящихся Минска в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции. Немецкие

ибелопольские захватчики, направляемые международным империа­

лизмом, стремились покорить белорусский народ и установить свое

господство в Белоруссии. Поддерживаемый великим русским наро­

дом, под руководством партии коммунистов белорусский народ от­

стоял свои завоевания, в условиях жесткой борьбы создал Свою государственность и заложил основы для построения социализма.

21


ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ

Разгромив основные силы интервентов и белогвардейцев, покон­

чив с гражданской войной, народы Советской России приступили

к мирному строительству. Перед страной встала задача в короткий срок восстановить народное хозяйство, чтобы, накопив силы и сред­ ства, приступить к созданию мощной социалистической индустрии и проведению социалистических преобразований в деревне.

Особенно сложным было восстановление промышленности в рай­

онах, подвергшихся разорению в годы гражданской войны и ино­

странной военной интервенции. В Минске большинство предприятий лежало в развалинах, значительная часть оборудования, не эвакуи­

рованного в свое время рабочими, была вывезена интервентами.

Уцелезшие фабрики и заводы бездействовали из-за отсутствия сырья

и топлива.

Печальную картину представляли из себя железнодорожные мас­

терские. Однако нужды железнодорожного транспорта настоятель­

но требовали оживить разрушенные цехи, сделать все необходимое для того, чтобы в них можно было начать ремонт вагонов.

Из воспоминаний ветерана завода И. А. Дмитровича можно пред­ ставить себе, с какими трудностями пришлось встретиться рабочим, прежде чем были восстановлены и начали нормально работать мас­

терские.

В цехе, где производился ремонт товарных вагонов, не было дверей. Помещение обогревалось чугунными печами. О какой-либо

механизации трудоемких процессов и говорить не приходилось. Все

работы выполнялись кустарным способом. Заклепки грелись на руч­ ном переносном горне, от которого в цехе было полно дыму. Подо­

грев рам для правки при ремонте вагонов проводился дровами.

Поднимались вагоны с помощью ручных домкратов.

Ремонт колесных пар производился в механическом цехе. Здесь

обтачивали только бандажи, а смену их уже производили на улице.

Ремонт колесных пар со сменой элементов тогда еще не был на­

лажен.

В механическом цехе имелось всего два токарных и один стро­ гальный станки, В кузнечном цехе, на том месте, где установлены

22

сейчас мощные паровые молоты, были обычные меховые угольные

горны, точь-в-точь такие же, как в кустарных сельских кузницах.

Мастерские выпускали из ремонта 5— 6 пассажирских и несколь­

ко десятков товарных вагонов в месяц.

Коммунисты и комсомольцы обратились с призывом к рабочим

приложить все силы к быстрейшему восстановлению мастерских.

Откликнувшись на зов партийной и комсомольской организаций, ра­

бочие организовали сбор металлолома. Кровельщики А. И. Подобед

и Г. П. Скоробогатый принесли свой личный инструмент. Их примеру последовали многие. Были организованы бригады, которые выезжа­

ли в лес для заготовки лесоматериала для производственных

целей.

Рабочие проявляли чудеса героизма. Испытывая большие мате­

риальные лишения, часто недоедая, они откликались на все меро­

приятия, выходили

на субботники. Особенно активно

участвовали

в восстановлении

мастерских слесарь И. Е. Дрозд,

кровельщики

А. И. Подобед, Г. П. Скоробогатый, маляр А. А. Половник, слесари

И. К. Мишук, И. С. Невидович и многие другие. Своим примером они вдохновляли людей, поднимали их трудовой энтузиазм.

В 1924— 1926 годах были восстановлены отдельные производст­

венные помещения. В частности, вступило в строй действующих ста­

рое здание кузнечного цеха. Там было установлено два паровых

молота, пресс Венсана и пресс для рессор. В то же время закан­ чивается оборудование новой механической мастерской, в которой установили 14 станков. Были получены три колесных станка, усовер­ шенствовано центральное отопление производственных помещений, а в кузнечном цехе установлена вытяжная вентиляция. Особым хо­

зяйственным достижением ремонтников явилась полная электрифи­

кация мастерских, ввод в действие электросварочного аппарата.

В 1927 году мастерские были переданы в ведение Высшего Со­ вета Народного Хозяйства — ВСНХ и были преобразованы в завод

«Пламя революции». С этого времени предприятие вошло в систему

Белметаллообъединение ВСНХ. Все это благотворно сказалось на

дальнейшем развитии завода. Он оснащается оборудованием, попол­

няется кадрами рабочих, В 1930 году здесь работало 483 человека,

в том числе 112 коммунистов. Это был один из передовых отрядов

23


минского рабочего класса. Партийная и комсомольская организации

завода были надежной опорой городской парторганизации в борьбе

за выполнение планов первой пятилетки.

Как и многие другие коллективы расширявшихся промышленных

предприятий в годы первой пятилетки, завод «Пламя революции»

пополнялся молодежью, обучавшейся в школах фабрично-заводско­

го ученичества. В 1930 году после окончания минской школы уче­

ничества на завод пришла большая группа котельщиков, токарей

ислесарей.

Всвязи с передачей завода в ведение ВСНХ несколько изменил­

ся его профиль. Железная дорога полностью не загружала пред­

приятие ремонтными работами. Поэтому предполагалось, что его

производственная программа пополнится за счет изготовления раз­

личной металлопродукции. Например, в 1931 году промфинплан

завода включал изготовление тележек, картофелечисток, хлеборе­

зок, мясорубок для предприятий общественного питания и т. д. Однако и это полностью не могло обеспечить завод работой. Часть

оборудования и производственных площадей, предназначенных для

ремонта

вагонов, не использовалась, квалифицированные рабочие

не находили применения своему труду по специальности.

Бюро

Минского горкома партии в марте 1931 года поставило

вопрос о передаче завода в ведение Народного Комиссариата пу­

тей сообщения — НКПС. С этого времени управление дороги увели­

чило заводу план ремонта вагонов.

Из года в год завод расширялся, оснащался новой техникой. Это

повлекло за собой необходимость повышения квалификации кадров, поскольку 70 процентов рабочих были неквалифицированными или малоквалифицированными. Только за последние месяцы 1932 года

на завод было принято около 300 новых рабочих, выходцев из де­

ревни, не имевших ранее представления о промышленном произ­

водстве. Появилась необходимость в квалифицированных нормиров­

щиках, экономистах. Отсутствие или нехватка их сдерживали темпы

развития производства, отрицательно сказывались на качестве вы­

полняемых работ.

В начале 1932 года рабочие завода обратились к научным работ­ никам Минска с просьбой помочь им повысить технические знания.

24