Файл: Короткевич, А. Т. Минский вагоноремонтный.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ливо, чтобы сохранить силу для будущих революционных выступле­

ний. Лишь силой оружия рабочие принуждались к отправке поездов

и к работе по ремонту вагонов и паровозов.

После поражения Декабрьского вооруженного восстания в Моск­

ве, неудавшегося восстания в других городах, в том числе и в Мин­

ске, революция пошла на спад.

Однако революционные выступления пролетариата не прекрати­

лись. В частности, зимой 1906 года вспыхнула забастовка в Минске,

которая выдвинула экономические требования. В феврале объявили стачку железнодорожники Минска, в которой активное участие при­

няли рабочие железнодорожных мастерских. Главным требованием

железнодорожников был протест против массового увольнения ра­

бочих.

Весной 1906 года революционное движение рабочего класса уси­

лилось. Интересы революции требовали единства действий рабочих

всех предприятий, всех промышленных городов и районов. Но та­

кого единства можно было достигнуть лишь при условии ликвидации раскола в партии, вызванного меньшевиками. Этого, к сожалению,

достигнуть не удалось. Раскол в партии, отсутствие единства мнений отрицательно сказались на последующих этапах революции 1905—

1907 годов. Особенно это проявилось на осуществлении тактики большевиков по отношению к Думе. Лозунг активного бойкота Думы, провозглашенный большевиками, означал призыв рабочих и кресть­ ян к дальнейшей революционной борьбе за свержение самодержа­ вия. Среди рабочих широко были распространены бойкотские на­ строения. Однако областной комитет Северо-Западного союза

РСДРП занимал по отношению к Думе нечеткую позицию. В Мин­

ских железнодорожных мастерских под страхом увольнения выборы уполномоченного от рабочих состоялись, но с опозданием на один день. Уполномоченный отказался от мандата.

В период спада революции не наблюдалось крупных выступле­

ний минского пролетариата, в том числе и железнодорожников

Минска. Революция шла на убыль и по известным причинам потер­

пела поражение. Но следует сделать вывод о том, что рабочие

Минских железнодорожных мастерских в годы первой русской рево­ люции вписали славную страницу в свою историю, оставили замет­

14


ный след в революционной борьбе минского пролетариата, являясь

опорой большевиков в проведении важнейших революционных акций

против царизма. Не случайно в период Февральской и Великой

Октябрьской революций этот опыт и уроки дали свои замечательные

результаты.

Вслед за поражением первой русской революции в России на­

ступил период столыпинской реакции. Жестокие репрессии царизм

обрушил и на трудящихся Белоруссии. В первую очередь от этого страдал пролетариат. Репрессии сопровождались ухудшением эко­

номического положения рабочего класса. В связи с мировым кри­ зисом и сужением рынка сбыта промышленность очутилась в стадии длительного застоя. Это сопровождалось массовым увольнением рабочих. Предприниматели, заводчики и фабриканты объявляли массовые локауты, стремились отнять у рабочих те скромные завое­ вания в области труда и заработной платы, которых они добились

в тяжелой борьбе в годы революции. Шло удлинение рабочего дня, сокращение заработной платы, процветала система штрафов. Все это

касалось и Минских железнодорожных мастерских. К тому же часть

помещений мастерских сгорела. В связи с пожаром и сокращением производства большинство рабочих покинуло предприятие. В 1909 го­ ду здесь насчитывалось немногим более 100 человек.

В 1910 году в связи с промышленным подъемом принимаются меры к восстановлению и некоторому расширению мастерских. Пло­

щадь крытых помещений была увеличена до 1275 квадратных саже­

ней. На месте сгоревшей паровозосборочной мастерской начали действовать производственные вагоносборочные площади в 446,55 квадратных саженей. В это же время были построены механический

итокарный корпуса общей площадью в 474,16 квадратных саженей

икорпус бандажной мастерской площадью в 63,44 квадратных

саженей, закончена малярная. В мастерской в 1910 году работало

146рабочих.

В1913 году разрабатывается большой план реорганизации Мин­

ских мастерских, рассчитанный на 8 лет. Однако империалистическая

война помешала претворить его в жизнь.

Вгоды подъема революционного движения в 1910— 1912 годах рабочие Минских мастерских не принимали в нем активного участия.

15


Видимо, сказались сокращение производства и значительный отлив

рабочих. Однако с восстановлением мастерских число рабочих уве­

личивалось. Они снова становятся в первые ряды борющегося мин­

ского пролетариата.

Как и предсказывали большевики, полоса полного господства чер­

носотенной реакции кончилась и наступил период нового револю­

ционного подъема. В. И. Ленин в декабре 1910 года писал: «Проле­ тариат, отступавший — хотя и с большими перерывами — с 1905 по

1909 год, собирается с силами и начинает переходить в наступ­

ление» '.

Задачи руководства революционной борьбой масс требовали

идейного и организационного сплочения партийных сил. Меры, пред­

принятые большевиками во главе с В. И, Лениным в этом направле­

нии, сказались на деятельности минской организации РСДРП, кото­

рая после неоднократных провалов пополнила свои ряды за счет

передовых рабочих и усилила свое влияние на массы. Руководствуясь указаниями ЦК РСДРП, большевики Белоруссии и Минска настой­

чиво готовили рабочих и крестьян к совместным с трудящимися всей России революционным боям. Не случайно революционные выступления пролетариата промышленных центров страны всегда находили солидарность у трудящихся Белоруссии накануне 1914 го­ да. По призыву большевиков в мае — июле 1914 года бастовали

рабочие ряда предприятий Минска и других городов Белоруссии.

Вэтих выступлениях участвовали и белорусские железнодорожники,

втом числе и ветераны вагоноремонтного завода имени Мясникова.

Они требовали политической свободы и улучшения экономического положения. Чувствовалось дыхание приближающейся революции. Однако новый революционный подъем был временно прерван на­ чавшейся первой мировой войной, в которой царское правительство пыталось найти спасение от революции.

Первая мировая война, развязанная двумя противостоящими друг

другу враждебными империалистическими группировками, была им­

периалистической, антинародной. Господствующие классы и их орга­

низации в Белоруссии, как и во всей стране, поддерживали империа-1

1 В. 4$ . Л е н и н . Поли. собр. соч., том 20, стр. 74.

16


листическую политику царизма. Они видели в войне источник обога­

щения и возможность расширения сфер влияния. Скрывая от народа

истинные цели, преследуемые в этой войне, они внушали массам, что война якобы ведется во имя защиты России от агрессии.

Однако рабочий класс уже в первые дни мобилизации выразил

свой протест против империалистической войны. Антивоенные вы­

ступления революционного характера произошли и в Минске. Для

подавления революционных выступлений трудящихся царские власти

применяли военно-полевые суды и виселицы, тюрьмы и ссылки. На фронт, под пули, отправляли наиболее сознательную часть рабочих.

Особенно жестокие меры царские власти применяли в Белоруссии,

являвшейся прифронтовой полосой. Жестокими мерами царизму

удалось подавить революционное движение. Однако это было вре­

менное затишье перед революционной бурей.

27 февраля 1917 года восставшие рабочие Петрограда при под­

держке солдат и матросов свергли самодержавие. Вторая буржуаз­ но-демократическая революция в России победила.

Вслед за вооруженным восстанием в Петербурге 27 февраля

1917 года буржуазно-демократическая революция одержала победу

по всей стране. Успех революции в Белоруссии был непосредствен­ но связан с активизацией деятельности большевиков.

В Минске известие о победе революции в Петрограде было по­ лучено 1 марта. На другой день вооруженные рабочие освободили

из тюрьмы политических заключенных. В железнодорожных мастер­

ских создается боевая дружина. В нее вошло 200 человек.

Вот как вспоминает события тех дней ветеран завода Александр

Николаевич Русеев. «После стачки бакинских нефтяников

я попал

в «черные списки» и вынужден был искать

работу,— говорит он.—

Долгие

поиски привели меня в Минск. Шел

1915 год. Война была

в самом

разгаре. Мастерским Александровской железной

дороги

нужны были слесари. Я решил попытать счастья. Мне повезло. Дали

пробную работу, с которой справился, и меня приняли в мастерские.

Что представляли тогда мастерские? Предприятие из четырех це­

хов: пассажирского, малярного, бандажного и механического. Обо­ рудование было примитивным, да и того не хватало. Механический цех имел пару простых токарных станков,— которые - приоодилиев1"

I

Гос. п; "лгчзая

2 Зак. 488

научно-Ч ч,

н .

СЛИЯЦ

'

библиото

.

С '-С Р

1

8КЗЕ-.:! -ДГ- Р

I

ииТАЯЬ

ОГО ЗАЛА


в Движение по трансмиссии. Платили 90 копеек, в лучшем случае

рубль за смену.

Рабочие приняли меня настороженно. Оно и понятно: охранка

тогда не дремала и часто засылала шпиков. Но позже эта насторо­

женность прошла.

Как-то подходят ко мне двое рабочих Кайзер и Замойский —

участники революции 1905 года — и говорят: «Хотим тебе, хлопче, одно дело поручить. Не струсишь?.. Надо листовки распространить».

Вот так и начал вновь втягиваться в революционную борьбу. Сначала

листовки, потом «Окопная правда», потом беседы с солдатами,

уезжающими на фронт.

О том, что сбросили царя, узнали 1 марта. В мастерских стала

создаваться боевая дружина, в которую записалось 200 человек.

По указанию Мясникова нам выдали из Минского арсенала докумен­

ты и винтовки. А. Ф. Мясников и М. В. Фрунзе уделяли много вни­

мания нашим мастерским. При их помощи в марте 1917 года у нас

создалась большевистская организация».

13 марта в мастерских состоялось собрание, в котором приняло участие около 500 рабочих-железнодорожников. Собрание заслуша­

ло доклад члена исполкома Совета солдатских и рабочих депута­

тов об основах организации рабочего класса в связи с текущим моментом, а также об организации железнодорожного союза. Со­ брание, как сообщала газета «Известия Минского Совета рабочих, солдатских депутатов», прошло с большим подъемом и выразило пожелание о более частом устройстве подобных мероприятий.

В начале апреля на общем собрании Минского уезда был обсуж­

ден доклад Мясникова об Апрельских тезисах В. И. Ленина и избран

районный комитет РСДРП(б) Александровской железной дороги. Под руководством райкома члены РСДРП(б), которые работали в мас­ терских, разъясняли рабочим политику большевиков в период двое­

властия и мирного развития революции. В это же время был создан

ряд партячеек. 7 апреля 1917 года в мастерских на собраниях в то­

карном цехе, как свидетельствует участник революции И. П. Голу­

бев, была организована партийная ячейка из четырех большевиков.

Центром политической работы среди железнодорожников Минска был клуб. Здесь устраивались доклады и беседы, которые помогали

18