ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
ливо, чтобы сохранить силу для будущих революционных выступле
ний. Лишь силой оружия рабочие принуждались к отправке поездов
и к работе по ремонту вагонов и паровозов.
После поражения Декабрьского вооруженного восстания в Моск
ве, неудавшегося восстания в других городах, в том числе и в Мин
ске, революция пошла на спад.
Однако революционные выступления пролетариата не прекрати
лись. В частности, зимой 1906 года вспыхнула забастовка в Минске,
которая выдвинула экономические требования. В феврале объявили стачку железнодорожники Минска, в которой активное участие при
няли рабочие железнодорожных мастерских. Главным требованием
железнодорожников был протест против массового увольнения ра
бочих.
Весной 1906 года революционное движение рабочего класса уси
лилось. Интересы революции требовали единства действий рабочих
всех предприятий, всех промышленных городов и районов. Но та
кого единства можно было достигнуть лишь при условии ликвидации раскола в партии, вызванного меньшевиками. Этого, к сожалению,
достигнуть не удалось. Раскол в партии, отсутствие единства мнений отрицательно сказались на последующих этапах революции 1905—
1907 годов. Особенно это проявилось на осуществлении тактики большевиков по отношению к Думе. Лозунг активного бойкота Думы, провозглашенный большевиками, означал призыв рабочих и кресть ян к дальнейшей революционной борьбе за свержение самодержа вия. Среди рабочих широко были распространены бойкотские на строения. Однако областной комитет Северо-Западного союза
РСДРП занимал по отношению к Думе нечеткую позицию. В Мин
ских железнодорожных мастерских под страхом увольнения выборы уполномоченного от рабочих состоялись, но с опозданием на один день. Уполномоченный отказался от мандата.
В период спада революции не наблюдалось крупных выступле
ний минского пролетариата, в том числе и железнодорожников
Минска. Революция шла на убыль и по известным причинам потер
пела поражение. Но следует сделать вывод о том, что рабочие
Минских железнодорожных мастерских в годы первой русской рево люции вписали славную страницу в свою историю, оставили замет
14
ный след в революционной борьбе минского пролетариата, являясь
опорой большевиков в проведении важнейших революционных акций
против царизма. Не случайно в период Февральской и Великой
Октябрьской революций этот опыт и уроки дали свои замечательные
результаты.
Вслед за поражением первой русской революции в России на
ступил период столыпинской реакции. Жестокие репрессии царизм
обрушил и на трудящихся Белоруссии. В первую очередь от этого страдал пролетариат. Репрессии сопровождались ухудшением эко
номического положения рабочего класса. В связи с мировым кри зисом и сужением рынка сбыта промышленность очутилась в стадии длительного застоя. Это сопровождалось массовым увольнением рабочих. Предприниматели, заводчики и фабриканты объявляли массовые локауты, стремились отнять у рабочих те скромные завое вания в области труда и заработной платы, которых они добились
в тяжелой борьбе в годы революции. Шло удлинение рабочего дня, сокращение заработной платы, процветала система штрафов. Все это
касалось и Минских железнодорожных мастерских. К тому же часть
помещений мастерских сгорела. В связи с пожаром и сокращением производства большинство рабочих покинуло предприятие. В 1909 го ду здесь насчитывалось немногим более 100 человек.
В 1910 году в связи с промышленным подъемом принимаются меры к восстановлению и некоторому расширению мастерских. Пло
щадь крытых помещений была увеличена до 1275 квадратных саже
ней. На месте сгоревшей паровозосборочной мастерской начали действовать производственные вагоносборочные площади в 446,55 квадратных саженей. В это же время были построены механический
итокарный корпуса общей площадью в 474,16 квадратных саженей
икорпус бандажной мастерской площадью в 63,44 квадратных
саженей, закончена малярная. В мастерской в 1910 году работало
146рабочих.
В1913 году разрабатывается большой план реорганизации Мин
ских мастерских, рассчитанный на 8 лет. Однако империалистическая
война помешала претворить его в жизнь.
Вгоды подъема революционного движения в 1910— 1912 годах рабочие Минских мастерских не принимали в нем активного участия.
15
Видимо, сказались сокращение производства и значительный отлив
рабочих. Однако с восстановлением мастерских число рабочих уве
личивалось. Они снова становятся в первые ряды борющегося мин
ского пролетариата.
Как и предсказывали большевики, полоса полного господства чер
носотенной реакции кончилась и наступил период нового револю
ционного подъема. В. И. Ленин в декабре 1910 года писал: «Проле тариат, отступавший — хотя и с большими перерывами — с 1905 по
1909 год, собирается с силами и начинает переходить в наступ
ление» '.
Задачи руководства революционной борьбой масс требовали
идейного и организационного сплочения партийных сил. Меры, пред
принятые большевиками во главе с В. И, Лениным в этом направле
нии, сказались на деятельности минской организации РСДРП, кото
рая после неоднократных провалов пополнила свои ряды за счет
передовых рабочих и усилила свое влияние на массы. Руководствуясь указаниями ЦК РСДРП, большевики Белоруссии и Минска настой
чиво готовили рабочих и крестьян к совместным с трудящимися всей России революционным боям. Не случайно революционные выступления пролетариата промышленных центров страны всегда находили солидарность у трудящихся Белоруссии накануне 1914 го да. По призыву большевиков в мае — июле 1914 года бастовали
рабочие ряда предприятий Минска и других городов Белоруссии.
Вэтих выступлениях участвовали и белорусские железнодорожники,
втом числе и ветераны вагоноремонтного завода имени Мясникова.
Они требовали политической свободы и улучшения экономического положения. Чувствовалось дыхание приближающейся революции. Однако новый революционный подъем был временно прерван на чавшейся первой мировой войной, в которой царское правительство пыталось найти спасение от революции.
Первая мировая война, развязанная двумя противостоящими друг
другу враждебными империалистическими группировками, была им
периалистической, антинародной. Господствующие классы и их орга
низации в Белоруссии, как и во всей стране, поддерживали империа-1
1 В. 4$ . Л е н и н . Поли. собр. соч., том 20, стр. 74.
16
листическую политику царизма. Они видели в войне источник обога
щения и возможность расширения сфер влияния. Скрывая от народа
истинные цели, преследуемые в этой войне, они внушали массам, что война якобы ведется во имя защиты России от агрессии.
Однако рабочий класс уже в первые дни мобилизации выразил
свой протест против империалистической войны. Антивоенные вы
ступления революционного характера произошли и в Минске. Для
подавления революционных выступлений трудящихся царские власти
применяли военно-полевые суды и виселицы, тюрьмы и ссылки. На фронт, под пули, отправляли наиболее сознательную часть рабочих.
Особенно жестокие меры царские власти применяли в Белоруссии,
являвшейся прифронтовой полосой. Жестокими мерами царизму
удалось подавить революционное движение. Однако это было вре
менное затишье перед революционной бурей.
27 февраля 1917 года восставшие рабочие Петрограда при под
держке солдат и матросов свергли самодержавие. Вторая буржуаз но-демократическая революция в России победила.
Вслед за вооруженным восстанием в Петербурге 27 февраля
1917 года буржуазно-демократическая революция одержала победу
по всей стране. Успех революции в Белоруссии был непосредствен но связан с активизацией деятельности большевиков.
В Минске известие о победе революции в Петрограде было по лучено 1 марта. На другой день вооруженные рабочие освободили
из тюрьмы политических заключенных. В железнодорожных мастер
ских создается боевая дружина. В нее вошло 200 человек.
Вот как вспоминает события тех дней ветеран завода Александр
Николаевич Русеев. «После стачки бакинских нефтяников |
я попал |
||
в «черные списки» и вынужден был искать |
работу,— говорит он.— |
||
Долгие |
поиски привели меня в Минск. Шел |
1915 год. Война была |
|
в самом |
разгаре. Мастерским Александровской железной |
дороги |
нужны были слесари. Я решил попытать счастья. Мне повезло. Дали
пробную работу, с которой справился, и меня приняли в мастерские.
Что представляли тогда мастерские? Предприятие из четырех це
хов: пассажирского, малярного, бандажного и механического. Обо рудование было примитивным, да и того не хватало. Механический цех имел пару простых токарных станков,— которые - приоодилиев1"
I |
Гос. п; "лгчзая |
||
2 Зак. 488 |
научно-Ч ч, |
н . |
СЛИЯЦ |
' |
библиото |
. |
С '-С Р |
1 |
8КЗЕ-.:! -ДГ- Р |
||
I |
ииТАЯЬ |
ОГО ЗАЛА |
в Движение по трансмиссии. Платили 90 копеек, в лучшем случае
рубль за смену.
Рабочие приняли меня настороженно. Оно и понятно: охранка
тогда не дремала и часто засылала шпиков. Но позже эта насторо
женность прошла.
Как-то подходят ко мне двое рабочих Кайзер и Замойский —
участники революции 1905 года — и говорят: «Хотим тебе, хлопче, одно дело поручить. Не струсишь?.. Надо листовки распространить».
Вот так и начал вновь втягиваться в революционную борьбу. Сначала
листовки, потом «Окопная правда», потом беседы с солдатами,
уезжающими на фронт.
О том, что сбросили царя, узнали 1 марта. В мастерских стала
создаваться боевая дружина, в которую записалось 200 человек.
По указанию Мясникова нам выдали из Минского арсенала докумен
ты и винтовки. А. Ф. Мясников и М. В. Фрунзе уделяли много вни
мания нашим мастерским. При их помощи в марте 1917 года у нас
создалась большевистская организация».
13 марта в мастерских состоялось собрание, в котором приняло участие около 500 рабочих-железнодорожников. Собрание заслуша
ло доклад члена исполкома Совета солдатских и рабочих депута
тов об основах организации рабочего класса в связи с текущим моментом, а также об организации железнодорожного союза. Со брание, как сообщала газета «Известия Минского Совета рабочих, солдатских депутатов», прошло с большим подъемом и выразило пожелание о более частом устройстве подобных мероприятий.
В начале апреля на общем собрании Минского уезда был обсуж
ден доклад Мясникова об Апрельских тезисах В. И. Ленина и избран
районный комитет РСДРП(б) Александровской железной дороги. Под руководством райкома члены РСДРП(б), которые работали в мас терских, разъясняли рабочим политику большевиков в период двое
властия и мирного развития революции. В это же время был создан
ряд партячеек. 7 апреля 1917 года в мастерских на собраниях в то
карном цехе, как свидетельствует участник революции И. П. Голу
бев, была организована партийная ячейка из четырех большевиков.
Центром политической работы среди железнодорожников Минска был клуб. Здесь устраивались доклады и беседы, которые помогали
18