Файл: Бычков, В. П. М. К. Гребенча (1897 - 1948). Страницы жизни и творчества.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
плодотворную работу по научно-педагогической те матике он сочетал с активной общественной деятель ностью. Многократно его избирали в профсоюзные органы работников высшей школы.
Глубоко убежденный в том, что строгий в науч ном отношении курс высшей математики в вузе воз можен только на базе безукоризненного знания эле ментарной математики, М. К. Гребенча ведет боль шую общественную работу среди учителей Москвы, выступая на конференциях с докладами по различ ным вопросам преподавания математики, четко фор мулируя требования высшей школы к средней.
Эта работа особенно плодотворно велась с 1937 года, когда Михаил Кузьмич был утвержден членом Ученого совета при Народном комиссариате просве щения. В области улучшения народного образования он проделал большую работу: участвовал в разра ботке и обсуждении программ, учебных планов, ре цензировании выходящих учебников и методических пособий.
В 1945 году М. К. Гребенча был избран председате лем секции математики Учебно-методического совета Министерства просвещения РСФСР, с 1946 года — председателем ученой комиссии по математике при Главном управлении высших учебных заведений Ми нистерства просвещения РСФСР. Здесь он участво вал в составлении программ и руководящих методи ческих материалов, апробации выходящих учебников и пособий, рассмотрении издательских планов науч но-исследовательской работы педагогических и учи тельских институтов. Активно решая крупные про блемы, связанные с преподаванием математики, Ми хаил Кузьмич никогда не устранялся от текущей повседневной работы, был готов включиться в любое полезное дело, независимо от его масштабов. Его мне
12
ния, суждения были всегда глубоко принципиальны и объективны.
Вся его деятельность была тесно связана с жизнью средней школы и основывалась на непосредственном общении с учительством. Большое значение для Ми хаила Кузьмича имела его работа в качестве заве дующего кафедрой математики Московского город ского педагогического института имени В. П. Потем кина.
Ввечерний Московский городской педагогический институт пришла многочисленная группа учителей с многолетним стажем практической работы и руково дить их обучением мог лишь тот, кому были близки
ипонятны нужды учительства. Михаил Кузьмич поль зовался всяким случаем, позволявшим установить непосредственное, тесное общение со школой. В те чение многих лет он читал лекции для учителей и методистов на различные научные и методические темы, выступал на учительских конференциях и за седаниях методических объединений, читал лекции и руководил семинарами при Московском институте усовершенствования учителей, принимал непосред ственное участие в руководстве педагогической прак тикой студентов.
В1947 году М. К. Гребенча был избран председате лем научного студенческого общества в Московском городском педагогическом институте имени В. П. По темкина. Под его руководством активно работали сту
денческие научные п методические кружки, участ ники которых в дальнейшем стали научными сот рудниками. Особенно интересным был математичес кий кружок, организованный Михаилом Кузьмичом при этом институте. В работе его принимали учас тие многие научные работники, учителя и методисты Москвы, а также аспиранты и сотрудники института. Многим, окончившим институт, кружок помогал под
13
держивать связи между собой, а также с институ том. Темы докладов были самые разнообразные, но всегда актуальные и близкие преподавателям и ме тодистам, составляющим большинство участников кружка. С докладами выступали видные московские профессора, например, Н. А. Глаголев, Н. Ф. Четверухин, Д. И. Перепелкин, А. П. Юшкевич и другие. В 1946 году Михаил Кузьмич организовал методическую секцию кружка, сумев вовлечь молодежь в активную работу и воспитывая в ней любовь к самостоятель ному творческому труду.
Сочетание научной эрудиции и глубокого знания жизни позволили М. К. Гребенче занять ведущее место среди ученых педагогов-математиков. Тесное общение со школой, с учительством и было источни ком того глубокого практического смысла, с которым подходил этот человек к решению принципиально важных вопросов, источником уверенности, с кото рой он поддерживал любое полезное начинание, твер дости, с которой он умел противостоять всяким бес почвенным тенденциям в вопросах преподавания.
В |
суровые годы |
Великой |
Отечественной войны |
М. К. |
Гребенча не |
прекращал |
своей плодотворной |
деятельности. В тяжелые дни, когда фашистские ди визии были на подступах к Москве, он принял на се бя обязанности директора Московского горного ин ститута, сохранил его оборудование и обеспечил планомерную эвакуацию. На базе оставшегося обору дования Михаил Кузьмич развернул работу на нуж ды фронта.
В этот период М. К. Гребенча вел большую ра боту по организации занятий в Московском город ском педагогическом институте имени В. П. Потем кина и Московском университете, где сотрудничал с профессором Н. А. Глаголевым.
14
В 1939 году Михаил Кузьмич был награжден орде ном Трудового Красного Знамени, в 1943 году—знач ком «Отличник народного просвещения», в 1944 го ду — медалью «За оборону Москвы».
Умер Михаил Кузьмич Гребенча скоропостижно 21 июня 1948 года, на пятьдесят первом году жизни.
Воспоминания о М. К. Гребенче
Из воспоминаний его бывших студентов и сотруд ников Михаил Кузьмич предстает перед нами знаю
щим, добрым, |
обаятельным человеком. Он никогда |
не отказывал |
в помощи тем, кто в ней нуждался, |
кто к нему обращался за советом по работе, за со ветами, связанными с научными вопросами, за кон сультациями по диссертациям. Не было дня, чтобы М. К. Гребенча не получал письма из различных мест нашей страны. При всей напряженности большой и многогранной работы он никогда не отказывал в по мощи, в совете. Трогательную заботу проявлял он по отношению к своим ученикам. У студентов h ас пирантов Михаил Кузьмич пользовался уважением как справедливый, требовательный учитель и искрен ней любовью — как старший друг, всегда готовый в нужный момент оказать моральную, а то и мате риальную поддержку. О своих воспитанниках он не переставал заботиться и после того, как они всту пали на путь самостоятельной жизни, поддерживал с ними связь, помогал советом.
Самые лучшие воспоминания о Михаиле Кузьми че Гребенче, чутком, отзывчивом, остроумном и жизнерадостном человеке, сохранили его студенты, аспиранты и сотрудники. Некоторые из них мы ре шили привести полностью.
Один из ближайших друзей и сотрудников М. К. Гребенчи доцент математики ныне покойный Сергей Иосифович Новоселов вспоминает: «Я позна комился с Михаилом Кузьмичом в 1931 году; мы оба
16
почти одновременно начали преподавание на обра зовавшемся тогда физическом факультете Московско го университета (до того времени в университете был физико-математический факультет). Я был начина ющим преподавателем, только что окончившим уни верситет. Михаил Кузьмич имел значительный пе дагогический стаж. Мы вместе вели занятия по курсу «Дополнительные главы анализа» на двух па раллельных потоках. Часто встречаясь, мы познако мились ближе и быстро подружились.
Михаил Кузьмич был жизнерадостным, общитель
ным, всесторонне развитым |
человеком, интересным |
и остроумным собеседником. |
Он обладал умением |
держать себя скромно, но с достоинством и уважать достоинство всех без исключения, с кем ему прихо дилось встречаться. Он был прост и доброжелателен в обращении со всеми. Эти его качества привлекли к нему как его коллег, так и учеников.
Истинным его увлечением была деятельность в области народного образования, это дело он любил искренне и бескорыстно. Михаил Кузьмич принимал близко к сердцу нужды начальной и средней школы и своим личным участием всегда старался сделать для школы все полезное, что было в его возмож ностях. Он охотно читал лекции учителям, вел бесе ды с методистами, принимал деятельное и постоян ное участие в различных мероприятиях Управления школ Министерства просвещения.
В 1931 году был организован вечерний Москов ский городской педагогический институт, а в 1933 году — дневное отделение. С большой энергией и эн тузиазмом принял Михаил Кузьмич участие в этом деле и возглавил во вновь открытом институте ка федру математики. При такой большой занятости
Михаил Кузьмич |
не смог продолжать преподавание |
в университете и |
был вынужден Отказаться' , от этого |
2 В. П. Бычков |
— (О |
17 |
»C
совместительства, так как основной его работой было заведование кафедрой в Горном институте.
Деятельное участие принимал Михаил Кузьмич в дискуссии о содержании программ средней школы. После окончания Великой Отечественной войны были внесены на обсуждение два проекта программы по математике для средней школы, так называемые «бе лый» и «розовый» (по цвету обложек, в которые бы ли переплетены эти проекты). «Розовый» проект при надлежал Академии педагогических наук РСФСР. Следует заметить, что Михаил Кузьмич не прини мал участие в деятельности Академии педагогичес ких наук, так как обнаружившееся существенное различие педагогических взглядов исключало возмож ность его сотрудничества с АПН. Михаил Кузьмич был одним из авторов «белого» варианта, в котором предусматривалось постепенное совершенствование школьного курса математики без каких-либо ради кальных реформ.
В дискуссии о программах выявились педагоги ческие убеждения Михаила Кузьмича, эти убеждения были противоположны взглядам так называемых ре формистов.
Михаил Кузьмич был противником всяких скоро спелых реформ и непродуманных мероприятий в уго ду проходящим модным течениям. Он считал сло жившийся в течение многих лет школьный курс бо гатым научным содержанием; в программе следует наиболее ясно выделить принципиально важные мо менты, опустив ряд устаревших вопросов. Совершен ствование школьного курса должно идти постепенно, должна тщательно продумываться каждая деталь. Михаил Кузьмич не был сторонником введения в
школьный курс элементов дифференциального и ин тегрального исчислений.
18
Лично для меня общение с Михаилом Кузьмичом имело огромное значение и во многом определило всю мою последующую деятельность. Под его влия нием во мне развился и укрепился интерес к деятель ности в области народного образования. Этому спо собствовало и то обстоятельство, что по своим педа гогическим убеждениям мы были единомышленника ми. Михаил Кузьмич пригласил меня на должность доцента (по совместительству) в Московский город ской педагогический институт имени В. II. Потем кина, познакомил меня с ведущими московскими пе дагогами-методистами, по его рекомендации я стал постоянным сотрудником журнала «Математика в школе», а впоследствии заместителем ответственного редактора. Вместе с Михаилом Кузьмичом я прини
мал |
участие в |
составлении методических пособий |
|
для |
учащихся |
заочных |
педагогических институтов. |
Постоянное общение, частые беседы, обсуждение |
|||
педагогических |
вопросов, |
требовавших, на наш взгляд, |
скорейшего разрешения, привели нас к мысли попы таться написать совместно курс математического анализа в качестве учебного пособия для студентов педагогических институтов и университетов.
В настоящее время наша отечественная учебная литература по математическому анализу является весьма богатой. Основные понятия математического анализа, как правило, трактуются в ней в духе сов ременной науки. Иное положение вещей имело место до сороковых годов, отечественная учебная литера тура по анализу не была богата по числу названий, а, главное, имел место значительный разрыв между трактовкой основных понятий анализа в науке и в учебниках. В учебниках, а также в лекционном из ложении имело широкое распространение построение курса анализа на основе попятий универсального ар гумента — времени и переменной величины как ве-
9* |
19 |
личины, находящейся в процессе изменения с тече нием времени. Наиболее яркое выражение такое по строение анализа нашло место в учебнике для педа гогических вузов, написанном И. И. Жегалкиным н М. И. Слудской, а также в учебнике для вузов ака демика Н. Н. Лузина. Такое положение вещей неред ко затрудняло учащихся, которые на младших курсах изучали общий курс математического анализа на ба зе устаревших понятий, а затем на старших курсах должны были решительным образом перестраивать ся и «переводить на новые рельсы» сложившийся образ математического мышления. Лично я испытал это на себе.
Наш опыт преподавания анализа в течение ряда лет в университете, педагогическом вузе и высших технических учебных заведениях привел к мысли попытаться написать курс анализа, в котором был бы устранен указанный выше разрыв. Для достиже ния этой цели надо элиминировать понятие универ сального аргумента — времени и переменной величи ны и изложить основы анализа на «статической» ба зе. Обсудив различные варианты, мы решили постро ить изложение учения о функциях на основе поня тий множества и отображения (соответствия), а тео рию пределов на основе понятия окрестности и свойств окрестностей.
Замечу, что в то время (т. е. в тридцатые годы) далеко не все считали целесообразным такое «стати ческое» изложение основ анализа в учебной литера туре. Даже такой глубокий мыслитель, тонкий ана литик и блестящий педагог, как академик Н. Н. Лу зин, считал, что общий учебный курс анализа должен по-прежнему строиться на основе понятий времени и переменной величины. Когда я рассказал Николаю Николаевичу Лузину план, по которому Михаил Кузьмич и я собираемся писать курс анализа, он от-
20
ветпл мне примерно в следующих словах: «Вот и хо рошо, если Ваша книга выйдет в свет, по крайней мере, будет доказана полная несостоятельность тако го изложения анализа» (повторяю, что подразумева ется общий учебный курс). Значительно позднее (в 1953 году) А. Я. Хинчиным в его «Кратком курсе анализа» была сделана попытка сохранить понятие переменной величины путем введения понятия про цесса.
Приняв указанный выше план построения курса анализа, мы вскоре убедились, что понятие бесконеч но малой и бесконечно большой величин становится мало полезным, а потому мы псключпли и эти поня тия. Замечу, что в современных курсах, если и вво дится понятие бесконечно малой, то по сути говорят не о бесконечно малой величине, а о функции бес конечно малой в окрестности данной точки, т. е.
lim а (х)=0.
х-»0
Наш план нашел и сторонников среди математиков. Из числа крупных ученых я укажу на члена-коррес пондента Академии наук СССР профессора В. В. Сте панова. Покойный Вячеслав Васильевич вниматель но прочитал в рукописи первоначальный вариант текста и высказал нам, как в устной, так и в пись менной форме, ряд ценных советов и замечаний. Михаил Кузьмич и я всегда с благодарностью вспо минали то доброе отношение, которое мы встретили со стороны В. В. Степанова.
Итак, определив принципиальные позиции, Миха ил Кузьмич и я приступили к работе. Сознавая труд ность и ответственность поставленной задачи, а так же необходимость строго выдержать по всей книге единый стиль изложения, мы решили весь текст (за
21